Русские во франции и мировая культура. Французская литература с российскими корнями

Бывший тренер сборной Хорватии подчеркнул африканские корни игроков сборной Франции. «Соккер.ру» разбирается в будоражащем умы вопросе.

Штимац совсем не знает биографии легенд

Хорват перечислил страны, откуда родом предки игроков сборной Франции, а также спросил: «С кем сыграем?» Вспомнил только Африку, а испанца Эрнандеса и немецкого португальца Гризманна в его списке не было. Хорватский тренер – профан в вопросе. Крошечные мононациональные страны редко в финалах, ни разу такие битвы не выигрывали. А вот величайшие футболисты планеты редко играли за сборные, откуда их ближайшие предки. В любом топ-10 будет мало Кройфов с бабушками и дедушками строго из одной страны.

Йохана раньше пробовали записать в евреи, но спутали из-за жены с родней в Израиле и прозвища фанатов «Аякса». Впрочем, евреи по всей Европе брали местные фамилии – как предки Высоцкого, например, да и немцы в Голландии давно жили. Кройф легко мог быть немного немцем или евреем. А вот Марадона точно испано-итальянский хорват. Да, хорват! Диего в основном галисиец, но у бабушки девичья фамилия Кариолич. Прадеда звали Матеем и родился он на территории Хорватии.

А Лионель почти на 100 % итальянец, его предок с фамилией Месси переехал в Аргентину в 1893 году. Только прапрабабушка из Каталонии, хотя мог играть именно за Испанию, будучи аргентинцем по рождению и итальянцем по происхождению. А великий Ди Стефано – итало-аргентинец, как раз за Испанию и играл. У Криштиану Роналду прапрабабушка из Кабо-Верде. Нет точных данных, что была чернокожей (вдруг португалку занесло в Африку), но и Криштиану, и его сын смуглые ребята с темными волосами.

Про Эйсебио понятно - родился в Мозамбике. Платини – чистокровный итальянец, папа Альдо и мама Анна с полуострова. У звезды сборной Франции Раймона Копа настоящая фамилия Копашевский, Зидан – алжирский араб. Да что там Франция? Георге Хаджи оказался македонцем по корням, а его фамилия – арабское слово. Пушкаш на самом деле Пурцельд, величайший венгр футбола Ференц - по предкам дунайский немец.

Натурализация в сборных – старая сеньора

Даже по новым российским законам натурализация в сборных давно вышла на пенсию! Муссолини, чтобы Италия взяла первый кубок, натурализовал аргентинцев Димарию, Гуаиту, Монти и Орси, а также бразильца Гауризи. Пять человек во времена, когда замен в футболе не было. Трое сыграли в финале, один забил. А сразу после финала 2006 года срезали волосы «ориунди» Каморанези, аргентинец Мауро проиграл пари напарникам-итальянцам.

А чемпионские уругвайцы – первые в истории турнира, откуда? В основном итальянцы с испанцами, но главной звездой мирового футбола 1930 года был африканец. Хосе Андраде родился после романа матери аргентинки и африканского колдуна, который умудрился заделать ребенка в 97 лет. Шаман оказался беглым рабом из Бразилии. А когда Уругвай обыграл хозяев турнира в Рио в 1950 году, капитаном победителя был именно бразилец Варела, а рядом играл Виктор Андраде – племянник Хосе, тоже темнокожий.

Ничего нового в расовом многообразии мира сборных нет и уже не будет. За Уругвай ведь не могут играть коренные индейцы чарруа, их истребили колонизаторы. Хотя речь не только о Южной Америке. Возьмите первую чемпионскую Германию. Вратарем там был Антон Турек – строго немецкие имя и фамилия. Сменщиком Антона являлся голкипер Квятковски, в защите играл Позипаль – румын. А ведь это была еще команда с бывшими солдатами вермахта на поле.

Албанец Мустафи, турок Озил или ганец Боатенг в 2014 году не изобрели велосипед. Первая чемпионская Германия тоже играла с детьми иммигрантов. Просто тогда к немцам приезжали из бедных европейских стран, а в 21 веке чемпионы мира с польскими корнями Подольски и Клозе никого уже не удивляют. Как не удивляли никого ирландец и еврей в основе Англии на победном ЧМ-66. Но теперь вспомнили о расе, приписав Франции «первую победу Африки» на мундиалях.

Сборные Африки давно побеждают на ЧМ

Мбаппе прав, о цвете кожи и корнях европейских футболистов вспоминают только в случае неудач. В Озиле увидели турка после провала в России. После поражения в финале Евро-2016 французы в комментариях писали о Сиссоко и компании. Не могли не писать, ведь правая популистка Ле Пен набрала в прошлом году на выборах президента треть голосов во втором туре.

Неужели все забыли состав Франции 1998 года? Настоящее имя Марселя Десайи - Оденке Аббей, уроженец столицы Ганы. Без голов Тюрама не прошли бы Хорватию в 1998 году. Лилиан родился в Карибском море. Карамбе - на острове в Тихом Океане, совсем в другом конце света. Родина предков Зидана – Северная Африка, Хорхе Трезеге – отец Давида, был аргентинцем по паспорту.

Анри – антилец, с папой из Гваделупы и мамой из Мартиники. Хотя сам Тьерри родился в трущобах во Франции. Джоркаефф и Богоссян – чемпионы мира с армянской кровью, хотя не только армянской. Патрик Виейра родился в Сенегале, выходец из Кабо-Верде. Дешам и Лизаразю – баски. Лама и Диомед – еще два чернокожих чемпиона мира. Чернокожих парней в команде Эме Жаке было много.

И в той сборной Франции было куда больше людей, родившихся за пределами Европы, чем в составе Дешама, который по происхождению является испанцем! Но Франция 1998 года была такой же сборной мира, как и Франция-2018. Результат глобализации, бедные приезжие не только осваивают рабочие профессии, которыми брезгуют коренные жители, не только идут в криминал, но и здорово играют в футбол, пока коренные жители сидят с геймпадами в руках.

Происхождение - это не аргумент для сборных

В мире сборных корни никогда не были определяющими. Странно слышать именно о цвете кожи французов. Африканцы - коренное население Бразилии? Но именно внуки рабов, завезенных на плантации белых колонизаторов из Европы, завоевали для Бразилии первый Кубок мира и четыре следом. Диди называли «эфиопским принцем». А прабабушка и прадедушка Пеле были рабами из Африки, как и у Вава, а также у других.

В Бразилии рабство отменили в 1888 году, на тридцать с гаком лет позже, чем в Российской империи и США. Знаете, откуда предки Пеле родом? Скорее всего, из Анголы. Эдсон – анголец по крови. Но может быть и немного нигерийцем. А у Гарринчи родственники были индейцами из племени фулнио, но нашлись и африканские корни. Из 11 человек в основе Бразилии на финал со Швецией в 1958 году минимум пять игроков с африканскими предками.

А знаете, почему у Пеле фамилия Насименту? Владельца плантации, где его прадеды были рабами, так звали. Официальный Король футбола – внук рабов. И в 1962 году даже травма Пеле не помешала «сборной Африки» еще раз стать чемпионами мира, заменил форварда тоже чернокожий парень. В 2002 году африканские корни у всех в основе, за исключением, быть может, вратаря. Но на скамейке сидел Дида – «папа» Мбаппе.

Поэтому выделять именно Францию смешно. У Бразилии 1970 и 2002 года было не меньше внуков африканцев на поле. Континент переселенцев подарил девять чемпионских сборных из двадцати одной! Как отмотать историю назад? Как Канте отменит факт рождения в Париже? Нголо к Мали имеет такое же слабое отношение, как Александр Сергеевич из Москвы, игравший за пять столичных клубов, к Азербайджану. У Александра Сергеевича фамилия не Пушкин, а Самедов.

В сборной Франции почти все из Европы

Из новых чемпионов мира только Умтити и Манданда . Остальные – французы по месту рождения, не только по паспортам. Ничем не хуже внуков африканцев поколений Пеле, Ромарио или Роналдо! Штимац вообще смотрел финал Евро-2016? Из 22 человек в основах минимум 12 были с африканскими бабушками и дедушками. А кто не был, так родился не в Португалии, за которую играл, а во Франции - как Геррейру и Адриен Силва, или Германии – как Соареш.

Решающий гол на Евро-2016 забил форвард «Локомотива», появившийся на свет в Гвинее-Бисау, как и Данилу Перейра. Нани нашелся в Кабо-Верде, Жоау Мариу и Элизеу оттуда же. Вильям Карвалью родился в Анголе, родители Санчеша из Сан-Томе и Принсипи, а ведь без его неожиданного прорыва могли не пройти Польшу и Хорватию. О чем тут вообще разговор? Грузины стали чемпионами Европы быстрее немцев, испанцев, итальянцев и французов – в составе команды СССР 1960 года!

Называющие именно эту сборную Франции уникальной «командой Африки», подчеркивают полное незнание предмета. Указание на происхождение плохо сочетается с классикой футбола сборных, ведь в составе первых, вторых и третьих чемпионов мира были дети иммигрантов. А у четвертых африканских корней было столько же, как европейских. В истории футбола редкие чемпионы мира обходились одной национальностью. Даже у Испании в заявке Давид Сильва с мамой из Японии.

Пеле можно быть ангольцем. Зидану – алжирцем по крови. Марадоне – испанцем и немножко хорватом. Платини и Месси – итальянцами, но играть за совершенно другие сборные. А новым чемпионам мира из Франции нельзя? «Сборная Африки» впервые выиграла ЧМ в 1958-м, хотя в 1930-м и 1950-м тоже были чернокожие чемпионы. Второй раз в 1962-м, третий – в 1970-м, четвертый – в 1994-м, пятый – в 1998-м, шестой - в 2002-м, а седьмой сейчас.

Недоумение Штимаца и странные отзывы на тему не актуальны лет шестьдесят, а то и больше. Родитель не тот, кто поделился генами, а тот, кто воспитал. Футбольная Франция готовила каждого из 23 чемпионов мира, . Бразилия вырастила пять составов. Обе сборные в равной степени сборные Африки, если использовать недалекий намек Штимаца.

Тенденции шестьдесят лет, а глупым комментариям – пару дней. Чемпионаты мира придумали для старания, а не рисования границ, в этом смысле Америку в футболе открыли задолго до Штимаца.

Как отмечает Председатель ВКС Алексей Лобанов, « тридцати с лишним миллионной российской общине за рубежом пришла пора знать и осознавать то место, которое она ныне занимает в этом мире. Российские соотечественники, оказавшиеся за рубежом в силу исторических и политических превратностей и непредсказуемости человеческих судеб, не растворились и не потерялись, несмотря на выпавшие на их долю большие трудности вживания в новые условия. Наряду с сохранением тесной духовной связи с исторической Родиной они несут в себе присущие российскому народу испокон веков высокие творческие дарования и качества. Для многих из них активное участие в культурной жизни стран проживания служит выражению художественных талантов, выделяющих их из общего ряда».

По словам председателя ВКС, «на протяжении всей истории Российского государства культура воспитывала и обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа. Именно отечественная культура во многом обеспечила авторитет и влияние России в мире, помогла ей стать великой державой. В этой связи перед нами, соотечественниками, во весь рост встает задача повышать международный интерес к истории России, к традициям, к языку, к культурным ценностям».

Наш первый рассказ – о российских соотечественниках во Франции – в стране, занимающей особое место в судьбах Русского зарубежья.

Культурно-историческое наследие российских соотечественников во Франции по своему богатству и разнообразию, а также значимости для отечественной, французской и мировой культуры - явление уникальное. На протяжении последних трех столетий российско-французские отношения развивались под знаком большого взаимного интереса и искренней симпатии французов и русских друг к другу, и, как следствие, интенсивных культурных и гуманитарных обменов.

С середины XVIII в. наши соотечественники приезжали во Францию для работы, учебы, отдыха, лечения, приобретения недвижимости, постоянного проживания. Для многих деятелей культуры и искусства из России пребывание во Франции служило мощным источником вдохновения. В период XVIII - XIX вв. здесь побывали выдающиеся представители российской интеллектуальной элиты: поэты и писатели - В.Тредьяковский, Д.Фонвизин, С.Плещеев, В.Жуковский, Н.Некрасов, Н.Гоголь, А.Фет, Ф.Тютчев, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин, И.Тургенев, Л.Толстой, И.Гончаров, А.Чехов; философы - М.Бакунин, В.Белинский, В.Соловьев, А.Герцен; художники - И.Репин, В.Верещагин, В.Поленов; ученые - С.Ковалевская, А.Коротнев, С.Метальников, Д.Рябушинский и др.

В начале XX в. расцвет науки, культуры и искусств во Франции и России, а также особый характер двусторонних отношений (военно-политический союз) способствовали увеличению притока российских соотечественников на французскую землю. К этому времени Россия окончательно вошла в европейское культурное пространство, а русская интеллигенция пользовалась большим уважением в Европе. Имена выдающихся российских представителей «Серебряного века» тесно связаны с Францией. В их числе писатели и поэты - Н.Гумилев, А.Ахматова, М.Цветаева, З.Гиппиус, Тэффи (Надежда Лохвицкая), О.Мандельштам, М.Волошин, А.Куприн, И.Эренбург, А.Толстой; композиторы - А.Скрябин, Н. Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Глазунов, И.Стравинский; художники - В.Кандинский, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова, Л.Бакст, А.Бенуа, Д.Бурлюк, Л.Попова, К.Коровин, М.Врубель, М.Шагал, З.Серебрякова.

Исторические испытания, выпавшие на долю России в XX веке, спровоцировали несколько волн массовой эмиграции, каждая из которых приносила за рубеж, в том числе и во Францию, все новые поколения соотечественников.

Первая волна эмиграции относится к периоду революционных потрясений в России начала XX в. Уже после 1905 г. здесь обосновались около 15 тыс. человек, а за последующий период после Гражданской войны в России свыше 400 тыс. человек переехали жить во Францию.

Именно это стало причиной высокой концентрации на французской земле представителей известных русских дворянских фамилий, история которых тесно переплетена с историей России, а также видных деятелей искусства, писателей, публицистов, музыкантов.

Парижский таксист, бывший гвардейский офицер русской армии, читает эмигрантскую газету "Возрождение"

Вторая волна эмиграции относится к периоду после окончания Второй мировой войны. Не менее 40 тыс. россиян из числа депортированных, перемещенных лиц и бывших военнопленных остались жить во Франции.

Третья волна сложилась в 70-80 гг. из граждан, покинувших Советский Союз - в т.ч., представителей диссидентского движения. Четвертая волна эмиграции, начавшаяся в 90-е гг., привлекла сюда россиян, работающих по контракту, и экономических мигрантов. К этому же периоду относится появление двух крупных категорий соотечественников - россиянок, вышедших замуж за французских граждан, и детей, усыновленных французскими приемными родителями.

Активная интеграция во французское общество выходцев из России не помешала им и их потомкам сохранить тесную духовно-культурную связь с исторической Родиной, найти успешное применение своим талантам и навыкам в новых условиях, оставить заметный след не только во французской, но и мировой истории и культуре.

В настоящее время во Франции существует множество мест, хранящих память русского зарубежья. Среди них можно выделить следующие: «Русский дом» и «Русское кладбище» в г. Сент-Женевьев-де-Буа. В начале XX века английская подданная Доротея Паже приобрела на территории города Сент-Женевьев-де-Буа старый особняк и по инициативе княгини В.К.Мещерской (1876-1949 гг.) предоставила его в пользование престарелым русским эмигрантам. Основанный княгиней Мещерской приют существует и в настоящее время под названием «Русский дом».

Обитателей этого приюта по их кончине хоронили на муниципальном кладбище. Вокруг этих могил, первые из которых появились в 1927 г., и образовалось «Русское кладбище», на котором похоронены многие представители русской интеллигенции и духовенства, государственные и общественные деятели, вошедшие в историю русской и мировой культуры. Это писатели И.А.Бунин, Б.К.Зайцев, А.М.Ремизов, художники К.А.Коровин, С.К.Маковский, Д.С.Стелецкий, З.Е.Серебрякова, К.А.Сомов, философы о.Сергий Булгаков, Н.Н.Лосский, танцовщики В.А.Трефилова, С.М.Лифарь, М.Кшесинская, О.Преображенская и другие. На кладбище находятся также могилы известных деятелей культуры - выходцев из Советского Союза: А.А.Тарковского, А.А.Галича, В.П.Некрасова, Р.Нуреева.

У входа на кладбище в 1939 г. возведена по проекту архитектора Альберта Бенуа (брат художника А.Н.Бенуа) Свято-Успенская Церковь.

В «Русском доме» хранятся картины и другие произведения искусства из бывшего царского посольства в Париже. Имеется большой архив, состоящий как из собственных материалов «Дома» с момента его основания, так и из личных документов, дневников, фотографий, исторических и семейных реликвий проживавших в его стенах пенсионеров.

В настоящее время на базе «Русского дома» создается мемориально- исследовательский центр русской эмиграции с постоянной экспозицией, помещением для работы специалистов с архивами, читальным залом, где могли бы также проводиться различные мероприятия, посвященные русской истории и культуре.

Библиотека Тургенева в Париже. В 1875 г. по инициативе проживавшего во Франции революционера Г.Лопатина и при поддержке И.Тургенева в Париже открылась русская библиотека для студентов и политэмигрантов из России. Тургенев лично занимался собиранием книжных фондов библиотеки, передал множество книг из своей собственной библиотеки, получал последние публикации от российских издателей. В 1883 г. библиотеке присвоено имя Тургенева.

Осенью 1940 г. фонды библиотеки были вывезены нацистами в неизвестном направлении и утеряны в ходе войны. Лишь несколько книг, носящих печать библиотеки, были впоследствии найдены и переданы на хранение в Музей И.Тургенева в г. Орле. В 1959 г. книжные фонды библиотеки были восстановлены и легли в основу новой Библиотеки Тургенева, располагающей более 35 тыс.томов.

Тургенев в кругу французских писателей (Доде, Флобер, Золя, Тургенев). Гравюра с рисунка. ИРЛИ (Пушкинский дом)

Музей в Буживале. Дача Ивана Тургенева. В 1874 г. И.Тургенев покупает в парижском пригороде Буживале усадьбу "Ясени", где выстраивает себе на русский манер небольшой дом- дачу напротив Виллы Директории, где поселилась семья известной французской певицы Полины Виардо, с которой писателя связывали долгие годы дружбы. Тургенев проживет здесь до своей смерти 3 сентября 1883 г.

В «Ясенях» Тургенев написал свой последний роман "Новь" и "Стихотворения в прозе". В 1876 г. писатель закончил русский перевод "Искушения Святого Антония" Гюстава Флобера, которого Тургенев считал своим лучшим другом среди французских писателей, входивших в так называемую знаменитую "Группу пяти" (Флобер, Тургенев, Доде, Золя, Гонкур). Тургенев принимал у себя в Буживале Ги де Мопассана и Генри Джеймса, русских писателей Сологуба и Салтыкова-Щедрина, художника Верещагина и других видных представителей литературы и искусства. В гостях у писателя бывали известные композиторы Камий Сен-Санс и Габриэль Форе.

В 1983 г. в доме писателя был открыт музей, созданный Ассоциацией «Друзья Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран», возглавляемой А.Я.Звигильским.

На первом этаже музея расположена постоянная выставка, рассказывающая о жизни писателя в России и во Франции, а также о его ближайшем окружении - семье Виардо, композиторах, артистах и писателях. На втором этаже воссозданы рабочий кабинет и спальня.

Музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Музей, основанный в парижском пригороде Курбевуа генерал-майором И.Н.Оприцом, автором фундаментального труда «Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк в годы революции и гражданской войны. 1917-1920гг.», собрал в своих фондах реликвии полка, образцы обмундирования и снаряжения, посуду, батальонные картины, предметы офицерского обихода и т.д. На базе музея сохранен уникальный военно- патриотический материал, повествующий о военной истории России.

Созданный императрицей Екатериной II в 1775 г. в Санкт-Петербурге музей после революции 1917 г. был эвакуирован в Турцию, затем в Сербию, а в 1929 г. был перевезен в Париж.

Сегодня музей представляет собой единственное в своем роде культурно-историческое учреждение. Ни одному из полков российской царской армии не удалось сохранить настолько полную, целостную коллекцию предметов и документов, относящихся к его истории. Музей стал духовно объединяющим центром для бывших офицеров лейб-гвардии казачьего полка и их потомков, создавших одноименную ассоциацию, усилиями которой и поддерживается функционирование музея.

Консерватория им. С.Рахманинова. В 1923-1924 гт. группа преподавателей-эмигрантов Императорских консерваторий России создали Русскую консерваторию в Париже. Среди ее основателей и почетных членов значились Ф.Шаляпин, А.Глазунов, А.Гречанинов, С.Рахманинов. В 1932 г. консерватория перешла под опеку вновь созданного «Русского музыкального общества».

Помимо музыкального образования консерватория занимается организацией концертов, творческих конференций, иных культурных мероприятий, по-прежнему оставаясь островком русской культуры во Франции. Руководит консерваторией председатель «Русского музыкального общества» граф П.П.Шереметев.

В краткой информации можно упомянуть лишь незначительную часть российских соотечественников, живших и творивших во Франции, внесших свой вклад во французскую, русскую, а также мировую культуру.

Графиня Софья де Сегюр, урожденная Ростопчина - дочь московского градоначальника Ф.Ростопчина, переехала во Францию в 1817 г. вместе с отцом. Здесь она стала знаменитой детской писательницей, на книгах которой выросло не одно поколение французских детей.

Сергей Дягилев - в начале XX в. вывел российскую культуру и искусство на мировой уровень. В 1906 г. организовал в Париже выставку русских художников, в 1907 г. - музыкальный салон, в 1908 г. - выставку декоративного искусства, с 1910 г. - балетные «Русские сезоны». Благодаря С.Дягилеву сначала во Франции, а потом и во всем мире стали известны имена русских художников А.Бенуа, Л.Бакста, М.Врубеля, Д.Бурлюка, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Явленского, композиторов Н.Римского- Корсакова, С.Рахманинова, А.Глазунова, И.Стравинского, певца Ф.Шаляпина, выдающихся балетных танцоров В.Нижинского, С.Лифаря, А.Павловой, Т.Карсавиной, И.Рубинштейн.

Матильда Кшессинская - выдающаяся балерина, в 1926 гг. основала школу русского балета в Париже и была ее бессменным руководителем более двадцати лет.

Игорь Стравинский - композитор, создавший лучшие свои произведения в Париже. Его именем названа одна из площадей Парижа.

Федор Шаляпин - всемирно известный русский певец, выступал в оперных театрах Парижа.

Константин Коровин - художник, создатель эскизов костюмов и декораций к драматическим постановкам, а также оперным и балетным спектаклям. Участвовал в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Награжден орденом Почетного легиона.

Марк Шагал - выдающийся художник, расписал купол Опера Гарнье в Париже.

Иван Бунин - классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии.

Василий Кандинский - один из основателей нового авангардистского направления в живописи, жил и работал во Франции с 1933 по 1944 гг.

Рудольф Нуриев - солист балета и руководитель балетной труппы Опера Гарнье.

Андрей Тарковский - всемирно известный кинорежиссер, автор множества работ, вошедших в «золотой фонд» киноискусства.

Русские эмигранты боролись в рядах французского Сопротивления . Среди них Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (мать Мария, казнена нацистами), Т.А.Волконская, княгиня З.Шаховская (за свою деятельность во время войны награждена орденом Почетного легиона), С.Б.Долгова (организовала явочный пункт для эмигрантской антифашистской организации «Союз русских патриотов»), А.Скрябина (по мужу Сара Кнут, посмертно награждена Военным крестом и медалью Сопротивления) и многие другие. Русские сыграли огромную роль в антифашистском движении во Франции, часто выступая организаторами подпольной работы, принимая на себя самые сложные и ответственные задания.

В их рядах была княгиня Вера Оболенская - дочь бакинского вице-губернатора, статского советника Аполлона Макарова, которая приехала во Францию в девятилетнем возрасте в 1920 г. вместе с родителями. В 1937 г. вышла замуж за князя Николая Александровича Оболенского, сына бывшего градоначальника Петрограда.

С самого начала оккупации Франции нацистами В.Оболенская стала участником движения Сопротивления, была генеральным секретарем французской подпольной «Гражданской и военной организации», основателем антинацистской организации «Союз русских патриотов», помогала советским и британским военнопленным в сотрудничестве с партизанами «Свободной Франции».

В декабре 1943 г. была арестована гестапо. Подвергалась многочисленным допросам и пыткам на протяжении девяти месяцев. Не раскрыв ни одной из тайн подполья и не выдав никого из своих соратников, была казнена 4 августа 1944 г.

В 1958 г. В.Оболенская была посмертно награждена французским правительством Военным крестом, орденом Почетного легиона, медалью Сопротивления. В 1965 г. была отмечена советским Орденом Отечественной войны 1-й степени.

В ноябре 2000 года президент России Владимир Путин посетил русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Там он возложил венки к могилам русской героини движения Сопротивления гитлеровским оккупантам Вики Оболенской и великого русского писателя Ивана Бунина. Президент остановился перед могилами тех, кого называли белогвардейцами, а потом сказал: "Мы дети одной матери - России, и для нас настало время объединяться".

В ноябре 2000 года президент России Владимир Путин посетил русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем

Среди соотечественников, оставивших заметный след в истории Франции, можно также отметить следующих.

Зиновий Пешков - старший брат большевика Я.Свердлова, приемный сын М.Горького (Пешкова), принимал участие в Первой мировой войне в рядах Иностранного легиона французской армии. В 1915 г. был тяжело ранен, перенес ампутацию правой руки. В 1916 г. вернулся в ряды Легиона. Участвовал во многих военных операциях французов, награжден боевыми орденами. Дослужился до звания генерала, был личным секретарем Ш. де Голля в годы Второй мировой войны, после войны - послом Франции.

Морис Дрюон - писатель, член французского движения Сопротивления, министр культуры Франции, депутат парламента, пожизненный секретарь Французской академии, кавалер многочисленных французских и зарубежных государственных наград, обладатель престижных литературных премий. Морис Дрюон - «самый русский из французских писателей» - сказал, что он является примером франко-российского родства и счастлив этим, и не представляет себя без Франции и без России. Наша соотечественница Анна Марли создала вместе с Морисом Дрюоном знаменитую «Песню партизан».

В 1884 г. по инициативе российского зоолога Алексея Коротнева в г.Вильфранш-сюр-Мер была создана «Франко-российская зоологическая станция» для изучения морской флоры и фауны. Научное сотрудничество в этой области между двумя странами продолжалось до 1932 г., пока лаборатория не была передана в руки французского государства. Сегодня станция находится в ведении парижского Института Пьера и Марии Кюри. Одно из судов Национального центра научных исследований носит имя Коротнева.

Из проживающих во Франции современных деятелей культуры - выходцев из России или имеющих российские корни, следует отметить следующих: Оскар Рабин, Эрик Булатов, Олег Целков, Михаил Шемякин - художники; Анатолий Гладилин, Андрей Макин - писатели; Робер Оссейн - актер, режиссер-постановщик, сценарист, драматург. Оссейн снялся в десятках фильмов во Франции, автор многочисленных театральных постановок, сценариев к кинофильмам. Командор Ордена Почетного легиона.

Элен Каррер д"Анкосс - историк, пожизненный секретарь Французской академии, автор многочисленных книг и публикаций по истории России. Награждена Большим крестом Почетного легиона, национальным орденом «За заслуги», многочисленными зарубежными наградами.

Князь Александр Александрович Трубецкой родился 14 марта 1947 года в Париже, в семье русских эмигрантов. Отец - князь Трубецкой Александр Евгеньевич (1892-1968). Мать - княгиня Голицына Александра Михайловна (1900-1991). Князь Александр Трубецкой всегда открыто говорит, что является патриотом России. И делает все, что может, чтобы способствовать сохранению ее исторического прошлого, культурного и духовного наследия.

По случаю 120-летия освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов было задумано издать книгу В.А. Золотарева, начальника Института военной истории Министерства обороны РФ. Для подготовки этой книги князь А.А. Трубецкой передал хранится неопубликованный материал - воспоминания офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, участвовавшего в этой войне.

В ходе празднования 200-летия перехода А.В. Суворова через Альпы князь провел путем великого русского полководца членов русской молодежной организации "Витязи", живущих в Париже. Кроме того, благодаря спонсорству А.А. Трубецкого, Военный исторический институт Швейцарии организовал Суворовский конгресс, чтобы отметить 200-летний юбилей: а также осенью 2000 года была издана книга "Под Российским Андреевским флагом", посвященная 200-летию завершения Средиземноморского похода эскадры Ушакова. Князь А.А.Трубецкой оказал поддержку команде российской яхты "Максикласс", которая участвовала в гонках в Средиземном море и вокруг Европы. Александр Трубецкой помогал организации выставки и изданию альбома художника Кадоля. Этот военный художник - бывший офицер наполеоновской армии создал серию замечательных акварелей видов Москвы 1820 года. Ныне акварели принадлежат Институту истории французской армии и были привезены в Москву в 1999 году на выставку в музее города Москвы.

Существенную роль в сохранении русской культуры среди эмигрантов сыграло их бережное отношение к родному языку. С ростом в последние годы числа наших соотечественников во Франции, в том числе количества смешанных семей и двуязычных детей, активно создаются частные школы дополнительного образования (ШДО), ставящие целью обучить детей русскому языку.

Школы, как правило, действуют на базе ассоциаций соотечественников. В крупных городах Франции ШДО оформились как самостоятельные структуры, где занятия с русскоязычными детьми являются основным видом деятельности, в более мелких городах - это клубы или творческие мастерские при культурных ассоциациях более широкого профиля.

В настоящее время во Франции насчитывается 50 ШДО и детских центров, которые регулярно посещают около 2000 детей. В Париже также действуют две церковно-приходские школы, где занимаются около 150 детей.

По оценкам Координационного совета соотечественников, ШДО охватывают около 30% русскоговорящих детей. Как правило, обучение начинается с 3 лет. После 12-13 лет уроки русского языка посещают наиболее мотивированные дети. Однако тенденция последних лет заключается в том, что число старших учеников в школах постоянно растет. Занятия проводятся по средам и субботам. Как правило, дети приходят на занятия на 3-4 часа один день в неделю.

Во всех школах занятия ведут исключительно носители русского языка. В крупных школах - это профессионалы с дипломами российских ВУЗов. Однако в целом наблюдается нехватка дипломированных специалистов по дошкольному воспитанию и учителей начальных классов. Чаще всего среди кандидатов на пост преподавателя встречаются филологи или преподаватели английского/французского языков.

Кошко Дмитрий Борисович - член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, председатель координационного совета российских соотечественников во Франции, президент Ассоциации «Франция - Урал». Филолог, журналист, преподаватель, общественный деятель. В 1993 организовал общество «Франция-Урал», один из издателей в Париже газеты «Lettres d’Oural» (1993-1998). Организовал сбор благотворительной помощи в пользу больниц Каменск-Уральского и ряда уральских социальных учреждений. Снимает документальные публицистические фильмы. Соучредитель Союза русофонов Франции (2006). Состоял членом Национальной организации витязей (НОВ).

Дмитрий Борисович - правнук А.Ф.Кошко (родился в 1867 г. в Минской губернии, умер в 1928 г. в Париже) - русского криминалиста, начальника Московской сыскной полиции, позднее заведовавший всем уголовным сыском Российской империи, в эмиграции писателя-мемуариста. В начале ХХ века Аркадий Кошко был личностью легендарной. Именно он создал первую в России уникальную по точности картотеку преступников и разработал особую систему идентификации личности, взятую затем на вооружение Скотланд-Ярдом.

Благодарим Департамент по работе с соотечественниками МИД России за предоставленные материалы

Со времен королевы Анны Русской Франция не раз роднилась с Россией

В советские времена считали, что оптимальный срок пребывания нашего брата-журналиста за рубежом – это три года. Я проработал собственным корреспондентом «Правды» во Франции с сентября 1986 по декабрь 1999 года. Много путешествовал, стараясь получше узнать, чем дышит легендарный «средний» француз, «мсье Дюпон» не из книг и справочников, а, как говорится, вживую. С удовольствием познавал эту страну и ее народ и всегда пытался найти «русский след» - то общее, что связывает наши две нации, две цивилизации.

Во Франции, как правило, об этом говорить не любят, всячески подчеркивая принадлежность галлов и франков к древнеримским традициям и культуре. Это так: древняя Галлия действительно была частью Римской империи. И не так: я нередко встречал чисто славянские названия городов, деревень, улиц: Дом, Веселый, Тур… Я принялся изучать этот феномен и обнаружил, что еще в ХIХ веке московский историк Юрий Иванович Венелин доказывал, что во времена древних славян территория нынешней Финляндии, Балтии, Ленинградской и Псковской областей называлась Старой Франкией, а современная северная Франция носила имя Новой Франкии. Венелин утверждал: франки и русы – один народ, точнее, один род.
…Русский след во Франции глубок, как и французский - в России.
В одном из фешенебельных кварталов Парижа, в небольшом сквере у бульвара Сюше, названного так в честь одного из наполеоновских маршалов, стоит посеревший от дождей и автомобильной гари бюст Льва Николаевича Толстого. Летом здесь отдыхают в тени каштанов аккуратные старушки пенсионерки, а чернокожие няни из богатых домов скучают на солнце у роскошных колясок с младенцами. Вечером сюда лучше не соваться. Возле сквера собираются наркоманы и проститутки, точнее - «мужчины легкого поведения».
Каменный Толстой замер на своем постаменте, опустив голову. Чужой в чужом мире. Редко кто приходит сюда поклониться ему как писателю, хотя Лев Николаевич во Франции, где он подолгу жил и работал, признан и почитаем. Разве что кто-то из заезжих наших туристов подивится: надо же, Париж - и памятник русскому классику!
Любезные парижские гиды обычно объясняют, что во Франции интерес к русской литературе, ко всему русскому традиционен и велик. И в подтверждение сего приводят и памятник в сквере, названном именем Льва Толстого, и словечко «бистро», вошедшее в международный словарь благодаря нашим казакам еще со времен их победных биваков на Елисейских полях и Монмартре.

Непременно в наборе доказательств интереса ко всему русскому промелькнут слова «Распутин», «болшевик», «Болшой театр» - именно так, без мягкого знака, а далее - «Гагарин», «Горбачев», «матрешка», «борщ», «икра», «водка», «Калинка», «Катюша» и «перестройка».

Говоря об интересе французов к России, надо выделить в особую группу французскую интеллигенцию, интерес которой к русской культуре, в первую очередь дореволюционной, присущ традиционно. Не ошибусь, если скажу, что ближе всего ей Чехов. На французской сцене из сезона в сезон идут «Три сестры» и «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Иванов». Сенсацией начала 1990-х годов стала постановка «Федры» Марины Цветаевой.
Конечно, среди тех, кто приходил смотреть «Федру», мало кто читал стихи русской поэтессы. По-французски они звучат неадекватно. Чтобы понимать русскую поэзию, особенно поэзию Серебряного века, все же необходимо знать русский язык. Может быть, именно поэтому бывший президент Жак Ширак, еще будучи студентом, переводил стихи Пушкина, что как-то не вяжется с обликом профессионального и достаточно жесткого политика.
Со странностями такого рода встречаешься здесь довольно часто. Так же, как с русскими корнями в, казалось бы, типичных французских семьях. Россия внесла в генофонд французской нации серьезный вклад. Нет-нет, да и мелькнут следы этого гена. «Хирург Татищев» - написано на табличке у подъезда одного из домов в районе Пасси, где селились после революции русские писатели и поэты. Здесь жили Бунин, Куприн, Мережковский, Гиппиус, Иванов, Шмелев, Цветаева...
«С вами говорит мадам Мусина-Пушкина»,- звонят мне из французского комитета по космическим исследованиям. «Да, я по происхождению русская»,- говорит дальняя родственница графов Орловых, известный французский советолог Элен Карер д"Анкос, избранная во французскую академию, основанную еще кардиналом Мазарини.
Со времен Анны Русской, жены Генриха I и впоследствии французской королевы, Франция не раз роднилась с Россией. Война 1812 года и оккупация Франции русскими войсками, где они стояли почти пять лет, в общей сложности немало этому способствовали. После 1917 года русская эмиграция во Францию приняла массовый характер, чему французские власти не препятствовали, учитывая тяжкую демографическую ситуацию, осложнившуюся в стране после Первой мировой войны.
Приток свежей крови, хлынувшей во Францию с первой волной послеоктябрьской эмиграции, был для стареющего галльского гена просто находкой.

Русские женщины, наследницы древних дворянских фамилий и вольных казаков, петербургских разночинцев и крепких на дело волжских купцов, принимали фамилии разорившихся д"Артаньянов и разбогатевших наследников санкюлотов.

Станичные атаманы женились на субтильных парижанках, о чем напоминают сейчас могилы на русских кладбищах в Ницце и Сен-Женевьев дю Буа. Их дети, как правило, если и говорили по-русски, то уже с акцентом. Внуки же были русскими только по крови, по деду-бабке, и языка нашего уже не понимали совсем.
Бывает, однако, и так, как у Анри Труайя. Этот академик, живой классик современной французской литературы, по происхождению - Тарасов. Он попал во Францию ребенком, и на русском языке никогда не писал. Но настолько, видно, силен русский ген, что Труайя признается: «Когда я читаю переводы своих романов на русский язык, понимаю, что я русский писатель».
Русскую женщину любил великий Анри Матисс. На русской был женат классик французской современной живописи Фернан Леже. Да мало ли! В доме одного французского миллиардера хозяйка, дама уже в возрасте, неожиданно сказала мне на чистом русском языке: «Я русская, и до сих пор люблю бывать в Петербурге».
Я спросил ее, почему столь охотно французы женятся на русских.
- Это не правило,- ответила она, подумав.- Но больше всего, пожалуй, потому, что русские женщины умеют быть верными и в любви, и в дружбе и никогда не бросят супруга в беде.
Русские имена пестрят в справочниках «Кто есть кто во французской науке». Русские корни - у сотен французских художников и музыкантов. Балет Франции немыслим без российских балетмейстеров и танцоров Дягилева, Павловой, Лифаря, Нижинского, Нуриева, Кшесинской, Преображенской.
И все же, как бы мы ни тешили свое национальное тщеславие нашей кровной сопричастностью французской культуре, культура эта принадлежит Франции и тем, кто, начав ей служить, принял гражданство последней. Они уже французы, даже без анкетного уточнения «русского происхождения».
Набор представлений о русских и России у среднего француза, как правило, небогат. Более того, на Западе о русских и России вообще судят чаще всего по набору устоявшихся стереотипов.

...Неподалеку от Елисейских полей, в небольшом переулке, стоят на тротуаре два молодца в бурках и хромовых сапогах, в вышитых шелковых косоворотках и с нагайками в руках.

То ли казаки, то ли разбойники с большой дороги - только ножа в зубах не хватает. Когда-то, во времена Пушкина и даже Льва Толстого, так представляли в России чеченцев и черкесов с Северного Кавказа. После Октябрьской революции именно так на Западе принялись изображать самих русских. И стереотип этот, надо признать, устоялся. Вот и выходят вечером на работу в своих бурках не то зазывалы, не то швейцары модного здесь русского кабаре «Распутин».
Я бы не рискнул пойти туда на свою зарплату собкора, потому что с ней здесь можно расстаться за один вечер, если просто скромно вдвоем-втроем поужинать. Неслучайно над князем Юсуповым, который жил в Париже далеко не роскошно, подшучивали, что, хоть ему и удалось убить настоящего Распутина, кабаре «Распутин» ему не одолеть. И для моих состоятельных французских друзей русская кухня «Распутина» оказалась не по карману, а меня пригласили «на представление и шампанское», что было равнозначно совету предварительно поужинать дома. Совету я внял, но приглашение с благодарностью принял, хотя и знал, что в «Распутине», как и в любом другом «русском» заведении, «русскости» и исконно русского духа нет, а есть лишь «амбьянс», специфическая атмосфера «а-ля рюс».
Что это такое и чего в таких заведениях ищут французы, равно как и немцы, и арабы, и англичане? Думаю, того, чего самим им не дано. А именно - эдакого легендарного русского загула до утра, забубённого застолья с ведрами шампанского, которое пьют по-гусарски из дамских туфелек и с водкой стаканами, с цыганами, со страданиями под «Очи черные» и захлебывающимся весельем под «Калинку-малинку» и «Казачок».

Расчетливый и знающий цену каждому сантиму француз никогда не мог понять, как это можно просадить с цыганами целое состояние за один вечер.

А о том, как это делается, во Франции знали и от тех, кто состоял на службе у царей российских в Петербурге и Москве, и по личным наблюдениям за заезжими богатыми русскими в Париже и в Ницце, где существовал зимний филиал двора Романовых, и по истории Лазурного берега, где от Марселя до Монте-Карло гуляла вся русская знать наравне с купцами-миллионерами. Средний француз никогда этого не понимал и не одобрял, но все же пришел к выводу, что в этом все-таки что-то есть, и хотя бы раз в жизни надо кутнуть «а-ля рюс», ибо такого рода психологическая разрядка, видимо, вполне оправданное капиталовложение.
...Красные стены, ковры, красные бутафорские резные окна с наличниками, откуда выглядывают нарисованные на фоне ночного неба маковки русских церквей, больше, правда, напоминающих минареты. Старый русский художник, работавший здесь над интерьером, видимо, и сам понимал, что соцреализма от него никто не ждет, и потому больше старался создать этакий русско-цыганский покров таинственности, загадочности и чувственности, что, по западным понятиям, и составляет русскую душу. Ну а чтобы уж не было никакого сомнения, то там, то здесь в «Распутине» вмонтированы двуглавые орлы.
- Эх, - неожиданно слышу русскую речь рядом. - За такую зарплату - и вкалывать каждый вечер! (Мать-перемать...)
- Кто это? - спрашиваю у своих приятелей.
- Да так, - отвечают они, явно не желая вдаваться в детали.- Ножи швыряет. Увидишь потом.
Нецензурную руладу прерывает балалаечно-гитарный разлив. «Русский» оркестр - целый интернационал, объясняют мне, от французов и бельгийцев до румын и поляков - но зато все, как один, в косоворотках и сапогах по колено, ходят от стола к столу. И первая скрипка по-одесски игриво пиликает «семь сорок». Все смешалось.
Ножи старик-матерщинник швыряет лихо. Со стола ему кидают ассигнацию, и он подхватывает ее на лету, плевком приклеивая к доске. Потом берет нож в зубы и запрокидывает голову. Резкий наклон головы - нож летит по воздуху, пришпиливает сотенную к деревянному щиту. Это из серии «русские народные забавы».
Русское для западноевропейца должно не только быть таинственным, но и приводить его в состояние тихого ужаса. Не поэтому ли тот аттракцион, что мы называем у себя «американскими горками», здесь проходит как «горки русские»? А игра со смертью с помощью одного патрона в барабане револьвера, которая, говорят, была в ходу у американцев во Вьетнаме, именуется «русской рулеткой». Так что русский с ножом в зубах в «Распутине» - это неизбежно. Это - законы рынка.
Здесь хор имени Пятницкого не поймут. Эдуард Хиль попел пару вечеров в «Распутине», но аплодисментов не сорвал – в контракте ему отказали. Тут нужны Рубашкин, Ребров -русское с иностранным акцентом. На Западе, и Франция тут не исключение, лубочно-матрешечная Россия с элементами советской символики культивируется, как бездуховный, но легко воспринимаемый китч с элементами ретро. Настоящая Россия, ни дореволюционная, ни советская, ни постсоветская, не имеют с этим ничего общего. И мало кому во Франции приходит в голову начать изучать ее, что называется, от корня.

Окончание следует

Братья Михаил и Алексей Грабары – французы, которые принадлежат к поколению русских эмигрантов, родившихся и выросших за рубежом. Их род, вопреки расхожему мнению, не имеет связи с родом известного художника Игоря Грабаря, зато может похвастать немалым количеством академиков по отцовской линии и аристократов – по материнской. В родстве оказались и с родом Пушкиных, правда, не напрямую, а по линии Гончаровых, а также и с родом Чуковских, к которым принадлежал всем известный поэт Корней Иванович Чуковский. Сегодня младший брат Алексей Грабар проводит почти половину своего времени в России – здесь его держат дела основанной им компании частной авиации «Аволюс». Старший брат Михаил в основном проживает в Париже. Он известный специалист по России и преподает в Университете Верхней Бретани.

Михаил Грабар

» Какова история отъезда вашей семьи из России?

Мой дедушка, Андрей Николаевич Грабар, в 20-х годах, сразу после Гражданской войны, эмигрировал из России. Его брат Петр воевал в белом движении и был эвакуирован в Скандинавию. Позднее он стал директором одного отдела Пастеровского Института, но сначала ему, как дворянину, полагалось стать офицером. А моему дедушке сразу прочили карьеру академика. Предполагалось, что он станет в России профессором – так и получилось, но только во Франции. А уехал он вместе с родителями в Болгарию, где их приютил генерал Иванов, который был очень известный человек и министр обороны Болгарии, к тому же русофил. Он открыл собственный дом для русских иммигрантов. Дедушка жил у него с родителями и влюбился в дочку генерала – она стала нашей бабушкой. Более того, он написал брату Петру о том, как в Болгарии чудесно. Тот приехал и влюбился в сестру бабушки и тоже на ней женился.

» Как же складывалась судьба вашей семьи по отцовской линии?

В этой семейной ветви очень сильны академические традиции. Дедушка был известным профессором-византологом. Из Болгарии через Страсбург семья переехала в Париж. Дедушка сначала преподавал русский язык в Страсбургском университете, затем перешел на кафедру истории искусства. Потом его пригласили в Париж в престижный Коллеж де Франс и скоро он стал академиком.

Он поддерживал отношения с академиками Лихачевым и Лазаревым. У дедушки было два сына – Олег, профессор, крупнейший историк искусства, и младший –
Николай, мой отец, который отошел от науки и стал бизнесменом: открыл туристическое агентство. Однако папа очень интересовался религией и привил этот интерес и нам.

» Вы хорошо говорите по-русски, практически без акцента. Вы изучали язык с детства?

Дед и бабушка говорили со мной по-русски, но потом я его совершенно забыл и с 8 до 12 лет не говорил по-русски вообще, говорил только по-французски. Но позднее заново стал учить родной язык и довел его до приличного уровня, чтобы было возможно писать научные работы и читать лекции.

» Какова история семьи по материнской линии?

Моя мама Наталья носила девичью фамилию Киселева, ее отец Евгений был инженером. В возрасте 17 лет он уехал во Францию. Будучи одаренным математически, он поступил в очень известное учебное заведение – Лионскую центральную школу инженеров. У него есть несколько патентов на изобретения, в том числе на «турбину-К», где «К» означает первую букву его фамилии. Ему предлагали уехать на работу в США, но он не решился. Дедушка развелся с женой Анастасией Дмитриевной, но у них была дочь Наталья Евгеньевна, которая стала нашей мамой. Дедушка был серьезным и угрюмым, а бабушка Вера была человеком легким. Ее отец был интересным человеком, профессором по фамилии Вергун. Он родился в Закарпатской Руси, входившей тогда в австрийскую Империю, в городе под названием Городок. Официально он был журналистом, работал в Австрии, поэтому бабушка родилась в Вене. Он был русским патриотом, панславистом, продвигал идею объединения славян и борьбы с немецкой идеей. Понятно, в Австрии это не приветствовалось, и он оказался в тюрьме. Немцы считали его шпионом. Он был красавцем, и в него влюблялось множество женщин. Женой его стала дама по фамилии Новосильцова. Эта семья принадлежала к роду столбовых дворян, которые состояли в родстве с Гончаровыми – теми самыми Гончаровыми, к которым принадлежала жена Александра Пушкина – Наталья Гончарова. То есть родство наше совсем не близкое.

» Кажется, вы состоите в родстве и с другим известным поэтом – Корнеем Ивановичем Чуковским?

Верно, двоюродная сестра бабушки Веры по материнской линии была замужем за сыном Корнея Чуковского Николаем.

» Вы родились от русских родителей. Считаете ли вы себя русским?

Да, в какой-то степени. Но, поскольку я вырос во Франции, то считаю себя и французом. А у меня еще и американский паспорт – когда бабушка уехала в Америку, моя мама получила образование в Колумбийском университете и вышла замуж за стопроцентного американца.

» Несмотря на то, что в вас течет русская кровь, во времена вашего детства и юности выехать в Россию было проблематично. Стал ли первый приезд в Россию для вас событием?

Когда открыли границу, где-то в 1985 году, мне было 20 лет. Я тогда изучал философию, и меня пригласили год поучиться в Москве. В то время я думал, что пойду по семейным стопам и буду ученым – предполагалось, что я буду специализироваться на истории философской и богословской мысли в России. Я, с одной стороны, увидел, что высокие идеи перестройки и гласности не до конца реализуются в России, а с другой – что на Западе до сих пор существует сильная русофобия, унаследованная с дней противостояния СССР и Запада. Я почувствовал себя своеобразным культурным мостом. Я понимал французский и американский менталитеты, но при этом обладал русскими корнями, был воспитан в православной традиции. Мои и Алексея предки были дворянами, офицерами, они строили Российскую империю, поэтому я чувствовал, что имею право защищать честь России. А предрассудков на Западе было море. Все разговоры сводились к русской мафии, которая существовала, это факт, но ведь жизнь целой страны к этому не сводилась!

» Чем вы занимаетесь сейчас?

Я преподаю русскую экономику, культуру и историю в Университете Верхней Бретани, живу в Париже. Я пошел по академической отцовской линии. Но я интересуюсь и реальным миром – для меня это политика и экономика. Потому и помогаю по некоторым вопросам младшему брату Алексею в бизнесе.

» Вы приезжаете в Россию. Какие ваши впечатления?

В России устаешь от «совковости», от непонятных правил, от ненадежности. Но есть замечательные достижения в науке и в спорте. Старая Европа устала, ей нужна новая энергия России, это стратегический союз. Европа с Россией должны что-то делать, чтобы, например, противостоять мощной экспансии Китая.

Алексей Грабар

» Алексей, вы работаете в области частной авиации – сначала в «Нетджет», а затем уже в своей собственной компании «Аволюс», которая успешно развивается в России. Какие у вас были ощущения от работы в России?

Я долго жил в России – был представителем многих западных компаний в Москве, например, «Еврокоптера», мы продавали первые аэробусы «Аэрофлоту». Мне было 27 лет, везде приходилось ездить с водителем и охранником – времена были суровые. Позднее я сделал МБА во Франции и тогда посмотрел на ситуацию в России другими глазами. Мне стало интересно, как в России создать свою компанию, родить идею и развить ее способен далеко не каждый. В России много молодых людей, они рисковые, их энергия заразительна!

» Ощущаете ли вы себя русским или французом?

Когда я жил во Франции, то думал, что я все-таки русский. А когда приехал первый раз в двадцать с небольшим работать в Россию, то понял бесповоротно: я француз. Сколько раз я говорил себе: все, больше не буду работать в этой стране, не вернусь в Россию, здесь слишком тяжело, я устал от российского менталитета, но энергия этой страны и ее возможности сильнее временного раздражения.

Роман Мун составляет идеальную сборную Франции.

Фабьен Бартез

Карьера Бартеза в «МЮ» показала, что он не был великим вратарем. Но он был надежен на главных турнирах, а ритуал с поцелуем от Лорана Блана – такой же символ побед сборной Франции, как голы Зидана.

После выхода в финал ЧМ-98 в раздевалку французов зашел президент Жак Ширак и поцеловал Бартеза в лысину. «Он застал меня врасплох, – вспоминает вратарь. – Я не разрешал это никому, кроме Блана».

Лилиан Тюрам

Сейчас Тюрам – публичный интеллектуал, высказывающийся на спорные темы: он против расизма и гомофобии, он даже участвовал в марше в поддержку гей-браков. Когда Тюрам был футболистом, никаких споров не было: просто защитник без недостатков. Провел больше всех матчей в истории сборной. Мог сыграть справа и в центре. В топ-форме мог перебегать, оттереть от мяча и обыграть позиционно любого футболиста на планете. Выиграл оба главных турнира сборных, в 34 был лучшим игроком полуфинала чемпионата мира, в 36 имел контракт с «Барселоной». Играл бы лет до 40, если б не проблемы с сердцем.

Лоран Блан

В 1994-м, когда Франция не попала на чемпионат мира, Блан не выдержал критики и ушел из сборной. Тренер Эме Жаке уговорил защитника вернуться и на победном турнире в 1998-м Лоран решал в самые ответственные моменты: золотой гол Парагваю в первом раунде плей-офф, победный пенальти итальянцам в четвертьфинале. Лидер, игрок, который никогда не суетится – никнейм «Президент» подходит Блану идеально.

Робер Жонке

Элегантный центральный защитник, дороживший мячом. Если б играл сейчас, то L’Equipe и France Football всю карьеру предрекали бы ему трансфер в «Барселону». Его самые известные слова: «Футбол – это созидание, а не разрушение». Во Франции до сих пор считают, что главный момент полуфинала ЧМ-1958 – двойной перелом ноги, который Жонке заработал в столкновении с бразильцем Вава. Это случилось на 35-й минуте матча, потерявшая ключевого защитника Франция пропустила еще четыре мяча и победу на чемпионате мира ей пришлось ждать 40 лет.

Биксант Лизаразю

Динамичный крайний защитник, создававший широту в атаке. Опередил Патриса Эвра и Роже Марша за счет количества титулов. Мог стать великим неудачником французского футбола, но его промах с пенальти в четвертьфинале ЧМ-98 перекрыли удары Трезеге, Анри и Блана.

Значение защиты сборной Франции на том турнире часто недооценивают, предпочитая вспоминать Зидана, который был по-настоящему хорош только в финале. Да, к победам на Евро-84 и Евро-2000 французов привели игроки атаки, но в 98-м сборная добралась до титула в первую очередь за счет обороны, в четырех матчах плей-офф пропустившей лишь один мяч.

Патрик Виейра

Здесь мог бы быть Дидье Дешам. Он отыграл весь ЧМ-98, который Виейра провел в ротации. Он был капитаном сборной в победных финалах 1998-го и 2000-го. Кантона однажды назвал его водоносом: Дешам отлично понимал, что его задача – отобрать мяч и передать его более талантливым игрокам. Но все сводится к тому, что если Дешам был идеальным партнером и лидером, то Виейра в лучшие годы был идеальным полузащитником.

Жан Тигана

Французский «Волшебный квадрат», одна из лучших полузащитных линий в истории Европы. Луис Фернандес помогал обороне, Ален Жиресс атаковал с фланга, а Жан Тигана тащил мяч из опорной зоны к чужой штрафной. В «квадрате» был еще один человек, но о нем чуть позже.

В год победы Франции на Евро-84 Тигана был признан лучшим игроком страны и занял второе место в голосовании «Золотого мяча». Именно после его прохода и проникающего паса был забит второй гол в финальном матче с Испанией. Тигана не был силачом, он ускользал от соперников за счет техники и какой-то особой воздушной легкости, заметной даже сейчас, на Youtube-роликах с видео 30-летней давности .

Раймон Копа

Сын польских эмигрантов пробивался в футболе, потому что не хотел провести всю жизнь в угольных шахтах. Мотивация была такой сильной, что Копа стал первой суперзвездой французского футбола, первым большим французским экспортом в «Реал» и первым футболистом-обладателем Ордена почетного легиона. Еще он три раза выиграл Кубок чемпионов.

Копа был феноменальным дриблером, тренеры поручали ему роль свободного атакующего полузащитника, который делает, что хочет. Не всем это нравилось: в восстанавливающейся послевоенной Европе многие считали, что футболист должен быть символом командной эффективности, а не индивидуалистом, который настроен все делать сам. В сборной Копа так ничего и не выиграл, но на ЧМ-58 он и Фонтен сделали все ради победы французов.

Вопрос о национальности футболистов во Франции был актуален уже тогда. Копа не скрывал, что хотел играть только за Францию и вообще считал себя французом, но польских корней совершенно не стыдился. «Поляки всегда были путешественниками и никогда не боялись покинуть родную страну, – говорил Копа в автобиографии. – Они станут отличными французами, канадцами и американцами, но в сердце у них всегда будет любовь к Польше».

Мишель Платини

Конец 60-х – неважное время для французского футбола: сборная ничего не выигрывала, посещаемость матчей была рекордно низкой. Но в стране уже шла реформа системы подготовки игроков, итогом которой стало появление золотого поколения. Сборная 80-х, украшенная «Волшебным квадратом»: про троих уже сказано, а четвертым был Мишель Платини.

Говорили, что он может раздавать передачи с закрытыми глазами. Зидан рассказывал, что в детстве называл себя во дворе «Платини». Забивал Мишель больше, чем примерно все форварды-современники: так, на победном для Франции Евро-84 он провел 9 мячей в 5 матчах. Фанатам футбола 80-х он надоел не меньше, чем Месси и Роналду – нам с вами: с 1983-го по 1985-й Платини взял три подряд «Золотых мяча».

Зинедин Зидан

Думаю, вы знаете, чего он добился. Думаю, вы видели, как он играл. Думаю, вы помните, как он закончил. Наследник Платини, с которым Зидана связывает не только то, что в детстве он хотел быть на него похож.

Сборная Франции всегда принимала людей с иностранными корнями. Звезды 50-х – поляк Копа и родившийся в Марракеше Жюст Фонтен. «Волшебный квадрат» на три четверти состоял из родившегося в Испании Фернандеса, родившегося в Мали Тигана и сына итальянца Платини. Сын алжирцев, Зидан в сборной Франции был не только лучшим игроком, но и символом политики мультикультурализма. Его голы как бы говорили миру: «Франция – пример того, как нужно интегрировать мигрантов в общество».

Тьерри Анри

Есть большой соблазн заменить Тьерри Анри на Фонтена или Трезеге. Не потому что они сильнее: легкость, с которой Анри забивал голы в премьер-лиге – одно из самых прекрасных зрелищ в футболе последних 20 лет. Просто у Анри довольно сложные отношения с Францией, не зря он считает своим домом Лондон, а не Париж. Ему кажется, что дома его достижения недооценивают, а многие французы считают, что в сборной он никогда не был так же хорош, как в АПЛ, что он должен был остановить конфликт в команде на ЧМ-2010, да и вообще он самовлюбленный хрен. Анри выиграл со сборной все, Анри стопроцентный гений, и все-таки в этой команде только три человека, чьи позиции бесспорны: Копа, Зидан и Платини.

Тренер: Эме Жаке

Автор главной победы сборной Франции, человек, в нужный момент осмелившийся убрать из сборной суперзвездных Кантона, Папена и Жинола. Перед началом ЧМ-98 его страшно ругали, но он доказал, что лучше всех чувствовал эту команду. Когда перед матчем открытия игроки разнервничались, он нашел нужные слова, чтобы придать им уверенности в себе (Марсель Десайи потом скажет, что редко видел тренеров, настолько же убежденных в успехе). И наоборот когда в полуфинале с хорватами Франция провалила первый тайм, в перерыве Жаке разнес игроков: «Чего вы боитесь? Вы проиграете этот матч, и в это не будет ничего удивительного». Впечатленный Лилиан Тюрам во втором тайме забил два мяча. Бартез говорит про Тюрама: «Когда я играл с ним в «Монако», он выходил к воротам и не бил, потому что боялся промазать. В этой игре он так хотел победить, что поборол свой страх».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!