Провалы грунта в березниках. Провалы в Березниках

Провалы в Березниках October 29th, 2014

С высоты, естественно.

Вылазок в или через Березники сделано, наверное штук пять. Однако, только один раз удалось поснимать город сверху - то времени нет, то погода не та, то забираемся вглубь, а не ввысь. Не прошло, как говориться, и полгода, и наконец Первый отдел знаменитого на всю страну НИИ Коптеро и Подвесостроения завершил цензурирование фотографий Березников. Раз добро получено, нужно публиковать.


Провалы №3(2010г) и №4(2011г) у станции Березники. Слева с красной крышей - жд вокзал Березников, закрыт навечно. Пассажирские поезда к перрону больше никогда не прибудут.

Провалов в Березниках насчитывается в настоящее время 4 штуки. Три появились после затопления шахты первого рудоуправления, или БКПРУ-1 в 2006 году. Примерно через год после затопления провалилась земля около фабрики технической соли прямо на территории предприятия.


Текущее, на лето 2014г. состояние провала на фабрике технической соли первого рудоуправления.


Первоначальное состояние провала №2


Глубина провала - около 100 метров.

В мае 2007 года было закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что, как утверждалось, ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.


Канал, вдали видны две дамбы для отсечения притока воды в рудник и вытекания рассола в Каму.


Солеотвал первого рудника. До провала был гораздо выше. В связи с образованием провала, соль с отвала использовалась для приготовления насыщенного раствора и закачку его в умирающую шахту.

Промканал - это часть реки Зырянки, куда раньше заходили баржи для загрузки продукции Уралкалия. Сейчас из-за провала канал перегорожен дамбой(в конце) что бы рассол из провала не вытекал в канал и Каму.


Мелькомбинат и шламохранилище(на заднем плане) первого рудника


На дальнем плане снимка выдины трубы ТЭЦ-10, до сих пор работающей не краю провала 1 и 2


Еще один вид на второй провал.


Вид на второй провал и рудоуправление из под облаков.

В 2010 году на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1 произошел новый провал. В результате был прекращен транзит через станцию Березники, все 14 путей грузового, пассажирского и сортировочного парка были укорочены на одну треть и стали тупиковыми. В 2011 году, к первой годовщине появления, провал был засыпан, однако это не позволило полностью восстановить станцию. Через два года, после оседания засыпанного грунта, на месте воронки вновь образовалось озеро. Провал на территории станции стал третьим по счету и величине из березниковских провалов и получил народное название «Малыш»


Видно как разобраны рельсы. Эта жд ветка соединяла Соликамско-Березниковскую агломерацию с остальным миром.

По состоянию на лето 2014 года рассматривался вопрос переноса станции. Перемычка между засыпанным и четвёртым провалом сохранялась, но озеро образовавшиеся из-за непрекращающихся оседаний над двумя провалами продолжало наступление.


Здание закрытого железнодорожного вокзала Березников.

4 декабря 2011 года севернее здания шахтнострпоительного управления, недалеко от станции Березники, произошёл новый, четвертый по счету провал. К настоящему времени провал 3 и 4 представляет из себя одно озеро.


Слева видеется провал №3 на путях станции Березники, справа - №4.


Провалы 3-4, на заднем плане солеотвал первого рудника. На бортах провалов здания уходящие под воду.

Еще один вид на провалы 3-4.

Железную дорогу тоже пришлось перестраивать. В несколько этапов построены новые участки железной дороги в обход границы шахтных полей. К 2012 году реконструкция была закончена, минудобрения теперь можно безопасно вывозить по железной дороге.


Снятые железнодорожные пути на закрытой ветке.


Ответвление железной дороги на обход опасного участка

В 2012 появилась новая опасная зона около площади Решетова. Асфальт, здания в этих местах трескается, скорость проседания грунта регулярно измеряется, и похоже что увеличивается. В любой момент, скорее всего весной произойдет очередной провал. Попытались заснять место, пока еще выглядящее как нормальный заброшенный квартал, чтобы сравнить будущей дырой в земле. Делайте ставки, когда потребуется экстренная экспедиция в Березники?


Площадь Решетова - место будущего провала.


Где-то в центре снимка скоро будет дыра.

Пара техноприродных пейзажей, не относящихся к провалам напрямую.


Дамба пруда первого рудника


На дальнем плане видны лодочные базы и речной порт.


Первый пруд и деревня Зырянка. На горизонте солеотвал затопленного в 86м году третьего рудника, там тоже имеется провал за номером один.

Летом 2007 года в городе Березники, Пермского края произошли так называемые провалы грунта. Грунтовые воды, проникшие в выработанные стволы калийных рудников, растворили окружающие породы. К лету 2008 года провал достиг диаметра 350 м. и глубины около 100. В данном посте вы увидите рассказ ликвидатора последствий.

Пост адресован инженерам, специалистам, организаторам производства а так же тем кто умеет думать и делать выводы. Много и часто мы критикуем чиновников и власти. Иногда огульно и без знания темы. В этом посте я хочу обстоятельно разобрать одну ситуацию, которая даст представление об уровне подготовки, опыта и ответственности за принятые решения, очень высоких уровней власти. По существовавшим в СССР правилам, выработанные пустоты должны были заполняться пустой породой, чтобы не допускать обводнения. Вода, проникшая в ограниченное пространство, очень скоро становится перенасыщенным рассолом и перестает растворять соль.

Но, грянул капитализм. Тампонирование шахт дело весьма затратное. А Главные задачи? Обогащайтесь кто как может! Прибыль превыше всего! Посему, даешь на гора больше породы! Во благо владельцев предприятия!

Пустоты возникшие под землей заполнились водой. Которая медленно но верно начала растворять твердую соляную породу. Природа не терпит пустоты. И в эту пустоту, вернее жидкость, все это и провалилось.

По этому поводу, возникла правительственная комиссия под предводительством тогдашнего министра природных ресурсов и бывшего губернатора Пермского края Трутнева Ю.П. И вот вам первый фортель. Комиссия установила, что катастрофа вызвана не техногенными а природными факторами. Не понятно? Объясняю. За техногенные катастрофы и ЧС, а также устранение их последствий несет ответственность «техноген», т.е. предприятие деятельность которого принесла ущерб окружающей среде и населению.

В данном случае это Уралкалий. А при природных катастрофах за все платит бюджет. То есть мы, население. Почему комиссия не увидела того что лежит на поверхности? Как мне потом рассказали, министр «охраны природных ресурсов» того времени, Трутнев Ю.П. был бонифацием. Не блин.. этим.. бенефисом! Да нет мля…! Во! Вспомнил – бенефициарием Уралкалия! (Ребята, спецы, объясните мне что это за зверь, плиз.) Т.е. на хрена тратить «бенефициарные» деньги за ликвидацию последствий, если можно обойтись государевой казной? Правда, через несколько лет с Уралкалия все затраты взыскали. Но это отдельная история.

Комиссией (вы её увидите) в ряду других, было принято решение о строительстве объектов жилого фонда, в объемах и сроках необходимых для переселения граждан проживающих в строениях находящихся в зоне возможных обрушений. (Как я это выговорил?!)

Причем, переселению подвергались только семьи и люди проживающие в городском жилом фонде на условиях социального найма. Проще — в неприватизированных квартирах. Приватизаторы к тому времени получили компенсации за утерянное жилье и благополучно приобрели новое. В безопасных районах.

Решение было направлено в правительство Пермского Края – обеспечить!

Правительство Пермского края поручило это дело Управлению капитального строительства Пермского края. В котором тогда работал автор или по нашему ТС.

Итак, мне была дана команда – выполнить программу «3 по 20». На мое возражение почто я предпочитаю 3 по 150, мне разъяснили. Что программа «3 по 20» подразумевает следующее — до 20 ноября 2007 года, необходимо построить 20 тысяч кв. метров жилья, по цене 20 тысяч рублей за км. метр. На дворе июнь 2007 года.

Итак, задача. Определить место (территорию) строительства. Тип сооружений, этажность, привязать к местности и существующим сетям и т.д. и т.п. , спецы поймут.

Напомню, в то время, до кризиса, строительные компании очень вкусно жили. Жилье разлеталось по цене от 30 до 100 тыров за квадрат!

После многочисленных и бесполезных попыток привлечь Пермские предприятия к программе «3 по 20», было решено бросить клич по всей нашей матери, в смысле РФ.

Попытка потерпела фиаско.

Принимая во внимание сроки и количество (ключевая фраза) возводимого жилья и после того как серьезные строительные компании, «даже обсуждать не стали», правительственная комиссия приняла решение — строить «быстровозводимое, малоэтажное жильё»!

Опять клич по стране! Кто смогет? Я сам и мои помошники обзвонили почти сотню компаний! После выслушивания всех условий, в 6 случаях из 10 удивились и отказались. В одном послали на… В другом послали в … В восьмом переспросили «Вы куда звоните?!…» В девятом попросили время на подумать, в десятом – положили трубку.

Но! По наводке тогдашнего Министра МЧС Шойгу С.К., нас вывели на Вологду. Бывший завод ДОРМАШ. В то время производилась его реконструкция под предприятие быстровозводимого жилья. Меня туда командировали на тему проверки дееспособности предприятия. Был. Видел. Знаю. Великолепно! Они к тому времени в зонах ЧС уже построили более 50 000 кв метров жилья! Завидую белой завистью! Строго. Четко. Можно отдельный пост замесить! Но! На предложение «3 по 20» задумались…

7 ведущих специалистов завода в течении 6 часов просчитывали ситуацию. Ответ однозначный – построим но… Только конструкции выше отметки 0. Т.е., сети, фундаменты и благоустройство ваши. Остальное «Под ключ» изобразим!

С тем вернулся в Пермь. Доложили губернатору. И занялись выбором площадки.

К тому времени, власти Березников определили два возможных места строительства.

Оба в Усолье. Понимая, что 20 000 кв. метров при малоэтажной застройке быстровозводимым жильем это минимум 50 строений, выбрали участок №1.

Каюсь, принимал участие в присутствии ответственных лиц.

Следующий этап – проектирование.

Проектировщики, заваленные вкусной работой по проектированию жилья и других объектов, ваще не хотели с нами связываться. Не знаю как и чем, но институт привлекли. А он сразу сказал — давайте геологию. Спецы поймут. Начали искать геологов. А те завалены работой и — раньше чем через полгода на нашу поляну ни ногой! Капитализм мля! И нам по фуй техногенная катастрофа!

Август блин. Власти, понимая что управлять процессом не в состоянии, где то в архивах нашли геологию выполненную еще Минсельхозом СССР в 50 — х годах. И впарили её проектному институту как приложение к техническому заданию.

Вид на участок №1.

Участок №2 располагался за этими многоэтажками. Проезд к нему существовал только по внутридомовым территориям. Да и территория с гулькин хрен. Поэтому он всерьез не рассматривался

Процесс пошел.

Как говорили раньше – работали с калек. (Калька – полупрозрачная бумага на которой тушью изображались чертежи. После чего изображение переводили на светочувствительную бумагу.) Рабочие чертежи приходили по два, три листа. Частенько с явными недоработками.

Тем не менее- вперёд! Для начала занялись дорогами. Поскольку вся территория площадки глина – межквартальные проезды устраивались по взрослому.

Как только на дороге появилось твердое покрытие – она превратилась в улицу. А какая улица без названия? Себя любимых не забыли. (На табличке надпись – ул. Строителей)

В середине августа приходит новая указилка – площадь быстровозводимого жилья должна составлять 50 000 кв. м.!!!

К концу августа были определены подрядчики по застройке 4-х кварталов быстровозводимого жилья. Все не местные.

1 – Вологодский завод Дормаш. 40 домов. «Вологодский квартал»

2 – ООО «Радослав» г.Переславль-Залесский 20 домов.

3 – ООО «РостНРесурс» г.Ростов 20 домов.

4 – ООО « Строительная энергетическая компания» г. Смоленск 20 домов.

А вот и первая свая. Вологодский квартал.

По условиям контракта Дормаш строил только дома, на готовых фундаментах. Т.е. – запроектировать и построить фундаменты должен был кто то другой. К этому делу привлекли Пермские предприятия. Проектировщики получив чертежи конструкций готовых домов от Дормаша и геологические изыскания Минсельхоза СССР из архивов, раскинули мозгами. Трест №14 впрягся в фундаменты.

И тут первое потрясение! (моё) Фундамент для легковозводимых облегченных конструкций опирается на 38 восьмиметровых свай!!

По сваям – монолитный железобетонный ростверк!!! На мой вопрос – НА ФУЯ?!!!

Проектировщик ответил – «Буду спать спокойнее. Точно знаю, что выдержит!» Вот тогда я и задал первый вопрос на «большом» совещании. Вернее не вопрос а мнение – несущие и прочностные характеристики, а следовательно и стоимость фундаментов неоправданно завышены. Необходимо оптимизировать проектное решение. Ответ – сроки сжаты, перепроектировать некогда, решение принято, работай и не выступай.

По стенам подвала – монолитный железобетонный пояс!!! Я потом за рюмкой чая вспомнил предмет который назывался – «Механика грунтов. Основания и фундаменты.»

Пересчитал несущую способность фундаментов Вологодского квартала. Короче так…

Данная конструкция в этих грунтах влегкую выдержит пятиэтажное кирпичное здание с толщиной стен 640 мм. и железобетонными перекрытиями!

Строительство велось более чем на 10 зданиях одновременно с прокладкой сетей. На внутриквартальной площадке яблоку было негде упасть!

И вот следующая беда! Уровень грунтовых вод оказался на полтора метра выше чем в отчетах геологов полувековой давности! Как потом выяснилось – «горизонт грунтовых вод может существенно меняться при изменении гидрогеологических условий…»

Вода стояла во всех подвалах Вологодского квартала… Сколько потом было копий сломано! Пришлось и дренажи прокладывать и погружные насосы в подвалы устанавливать.

Во всех колодцах и тепловых камерах… Просто торопились мля! Нормальную геологию проделать некогда было! Рычагов воздействия на предприятия у чиновников нет! Привлечь военных не догадались. Результат – проект по устаревшим изысканиям, строительство по проекту. Кто виноват что вода в подвалах? Правильно строители! Не буду скрывать, камрады. Меня по этим объектам больше пяти раз в органы приглашали. Все таки полтора ярда бюджетных средствов псу под хвост! После моих и других пояснений дела закрывали. Если дочитаете посты до конца, поймете почему.

Итак Вологодский квартал. Забегая вперед скажу. Только в нем были дома введенные в эксплуатацию в 2007 году. Все остальные малоэтажки закисли до 2009 года.

Стеновые панели и панели перекрытий привозились из Вологды автотранспортом, упакованные в полиэтилен, в готовом к монтажу виде.

Монтаж вели рабочие завода. Организация работ на уровне.

Малый вес конструкций позволял смонтировать все панели с одной стоянки автокрана.

Вот собранный «кубик».

Все кровельные конструкции металлические.

На этом снимке к «кубику» «приделаны» лоджии. Кровля – по металлической обрешетке профнастил.

Наружные стены по термопрофилю обшиваются профнастилом. Как в старину – дом построен без единого гвоздя! Одни саморезы.

На внутриквартальной площадке можно было увидеть строительство домов во всех стадиях одновременно. От фундамента до кровли.

Стыки панелей заделывались фольгированными влаго и звукоизоляционными материалами. Поверхности стен ЦСП.

Отделочные работы как всегда и везде. Шпатлевка, клей, обои, краска. Прошу заметить, не молдаване или таджики. Вологодские бабы. Дай им Бог здоровья!

Вид на Вологодский квартал с башенного крана. Помимо двухэтажек строился и девятиэтажный крупнопанельный дом. Но это другая история.

Помимо всего прочего, протягивались магистральные сети водо и теплоснабжения. Теплотрасса питающая все постройки.

Внутриквартальная теплосеть.

Магистральный водовод, из за обилия и высокого уровня грунтовых вод, укладывался с большими приключениями.

Несмотря на «игрушечность» домов, сети устраивались по взрослому. Возле каждого дома тепловая камера, колодцы водоснабжения и канализации.

А вот электроснабжение зарядили воздушкой.

Поскольку объект был весьма резонансным, сильные мира сего не обделяли нас своим вниманием. Одним из первых был визит губернатора Пермского края Чиркунова О.А.. Надо сказать пиараст он знатный. Т.е. знает толк в пиаре. К его приезду оформили щиты «наглядной агитации» — кто чё строит. Ждемс.

Думаете это фотошоп?

Хрен вам! Это губер прилетел!

Пробежав мимо «дадзыбао»… (1 минута)

Выслушал рассказ о конструктивных особенностях возводимых конструкций. Поприсутствовал при монтаже панели перекрытия. (5 минут)

Проверив руками на прочность перекрытие подвала в Ростовском квартале… (3 минуты)

И немного пообщавшись с прессой (20 минут)

Губер улетел на синем вертолете.

Ну а мы.. в смысле штаб строительства, остались (крайний слева – ваш покорный слуга)

Внимание! Проекты застройки кварталов, конструктив зданий рассматривались и утверждались на уровне правительственной комиссии. Мне, как представителю заказчика, отводилась роль контролера за соблюдением соответствия между чертежами и реально сооруженными конструкциями. Переславский квартал.

Это был шок. Дома из упаковки телевизоров! То что вы видите, это конструкции домов.

Несущие панели здания выполнены из пенополистирола (по русски пенопласт) с интегрированными (встроенными) алюминиевыми профилями. Я не шучу. Та фуйня которую несут работяги, является несущей и ограждающей конструкцией! В момент установки первой панели, я наивный, в журнал производства работ внес запись – «Производство работ приостановить, до особого распоряжения».

Обзвонил всех к кому имел доступ. «Господа, творим херню!» На что получил ответ. Проект утвержден на самом верху. Твой номер 16, следи за процессом и не мешай работать серьезным людям. В журнале работ написал «Продолжать производство работ в соответствии с проектом.»

Несмотря на мои потуги и призывы к разуму, строительство переславского квартала продолжалось.

Вид сооружений а так же запах ими производимый ничего кроме рвотного рефлекса не вызывал

Прокладка электропроводки и межэтажное перекрытие.

На все эти коробки от бытовой техники, монтировались деревянные конструкции кровли.

Пребывая в переславском квартале, чувствовал себя изображением на картинах Сальвадора Дали. Сюр! Этого не должно быть! Но оно, сука, есть! И ты должен с этим смириться.

Склад несущих конструкций. ЛЕГО для взрослых мля!

Пришло известие – едет ревиз… ээ… барин… Не мля – министры! Поляну подготовили.

А вот и кортеж. Кстати, охрана разогнала все рядом стоящие авто опасаясь теракта. Убрали всех посторонних зевак. И никто из них не знал про мой наградной ствол. Который спокойно пребывал в моей поясной кобуре.

А вот и барин. Тогдашний министр по развитию инфроструктуры РФ – Яковлев. Просим любить и не жаловаться.

Еще до его прибытия, министер охраны природных ресурсов Трутнев осмотрел постройки.

И вот они встретились.

Шагая впереди своры репортеров, с присоеденившимся к ним губером…

Министры вошли в сооружаемый объект. Вологодский дом.

Внимание! Министры осмотрели и услышали все о конструкции домов и применяемых материалах в переславском квартале.

Министер Яковлев осмотрел ростовский дом.

Выходя из ростовского квартала, министры живо делились впечатлениями.

По итогам визита, было проведено интервью… не… совещание. Камрады, партийные совещания времен СССР – с этой показухой рядом не стояли.

Немного пообщавшись с прессой министры нас покинули.

Ну а мы продолжаем. Кстати,я сижу на месте Яков…, вернее он на моем месте сидел

Ну а переславские дома обшили сайдингом…

Ну вот так они выглядят законченные строительством. Символичная фотография. Экскаватор с гидроклином на фоне постройки…

Теперь Ростовский квартал.

Перекрытие техподполья производилось составными двутаврами. Верхняя и нижняя полка – деревянный брус, вертикальная – кусок плиты USB.(древесноволокнистая клеянная плита – по русски)

Сверху все это зашивается той же плитой.

Теперь конструкция. Несущими элементами зданий является обрезная доска сечением 50 на 250 мм.. Пространство между ними заполняет пенопласт!

Укуси меня ондатра! Как я ненавидел эти сооружения!

Тем не менее, срок и объемы установлены – выполняем.

Кровельные конструкции деревянные. Якобы обработанные антисептиком и антипереном. (первый против гниения и насекомых, второй против огня)

В последствии все сооружение обшивается плитой USB.

По плите натягивается менбрана и обшивается пластиковым сайдингом.

Вот так выглядит ростовский дом.

Угадайте, зачем погрузчик в море грязи отсыпает песком дорожку!

И моются дорожные плиты?

Правильно – к нам пожаловала правительственная комиссия! На трех вертушках! Маленькая точка в небе – вертолет на котором летят Трутнев и губер.

Суровым правительственным комиссионерам были выданы сапоги и зонты.

Трутнев оценил качество отделки квартир в Вологодском квартале.

Пробежался по переславлю.

Оценил состояние ростовских домов.

После чего правительственная комиссия удалилась на заседание посвященное подведению итогов ликвидации последствий.

Причем, переселению подвергались только семьи и люди проживающие в городском жилом фонде на условиях социального найма. Проще - в неприватизированных квартирах. Приватизаторы к тому времени получили компенсации за утерянное жилье и благополучно приобрели новое. В безопасных районах.
Решение было направлено в правительство Пермского Края – обеспечить!
Правительство Пермского края поручило это дело Управлению капитального строительства Пермского края. В котором тогда работал автор или по нашему ТС.

Итак, мне была дана команда – выполнить программу «3 по 20». На мое возражение почто я предпочитаю 3 по 150, мне разъяснили. Что программа «3 по 20» подразумевает следующее - до 20 ноября 2007 года, необходимо построить 20 тысяч кв. метров жилья, по цене 20 тысяч рублей за км. метр. На дворе июнь 2007 года.
Итак, задача. Определить место (территорию) строительства. Тип сооружений, этажность, привязать к местности и существующим сетям и т.д. и т.п. , спецы поймут.

Напомню, в то время, до кризиса, строительные компании очень вкусно жили. Жилье разлеталось по цене от 30 до 100 тыров за квадрат!
После многочисленных и бесполезных попыток привлечь Пермские предприятия к программе «3 по 20», было решено бросить клич по всей нашей матери, в смысле РФ.
Попытка потерпела фиаско.
Принимая во внимание сроки и количество (ключевая фраза) возводимого жилья и после того как серьезные строительные компании, «даже обсуждать не стали», правительственная комиссия приняла решение - строить «быстровозводимое, малоэтажное жильё»!
Опять клич по стране! Кто смогет? Я сам и мои помошники обзвонили почти сотню компаний! После выслушивания всех условий, в 6 случаях из 10 удивились и отказались. В одном послали на… В другом послали в … В восьмом переспросили «Вы куда звоните?!...» В девятом попросили время на подумать, в десятом – положили трубку.

Но! По наводке тогдашнего Министра МЧС Шойгу С.К., нас вывели на Вологду. Бывший завод ДОРМАШ. В то время производилась его реконструкция под предприятие быстровозводимого жилья. Меня туда командировали на тему проверки дееспособности предприятия. Был. Видел. Знаю. Великолепно! Они к тому времени в зонах ЧС уже построили более 50 000 кв метров жилья! Завидую белой завистью! Строго. Четко. Можно отдельный пост замесить! Но! На предложение «3 по 20» задумались…
7 ведущих специалистов завода в течении 6 часов просчитывали ситуацию. Ответ однозначный – построим но… Только конструкции выше отметки 0. Т.е., сети, фундаменты и благоустройство ваши. Остальное «Под ключ» изобразим!

С тем вернулся в Пермь. Доложили губернатору. И занялись выбором площадки.
К тому времени, власти Березников определили два возможных места строительства.
Оба в Усолье. Понимая, что 20 000 кв. метров при малоэтажной застройке быстровозводимым жильем это минимум 50 строений, выбрали участок №1.
Каюсь, принимал участие в присутствии ответственных лиц.

Крупнейшая техногенная катастрофа в России в XXI веке

По материалам российской печати

Хроника аварии

19 октября 2006 г. в руднике первого рудоуправления компании «Уралкалий» - ведущего в России производителя минеральных удобрений - стала прибывать вода, насыщенная солями месторождения. Попытки откачать рассолы и возобновить работу рудника не увенчались успехом. Приток рассолов увеличивался, и 28 октября компания приняла решение поднять на поверхность людей, обслуживавших насосное оборудование. Эвакуация напоминала бегство: под землей остались не только тонны неизвлеченной породы, но и ценное горнодобывающее оборудование. В конце октября началось затопление старейшего рудника «Уралкалия», на который тогда приходилось 27% добычи компании. Повышенный приток рассолов в рудник, по-видимому, стал следствием разрыва водозащитной толщи, произошедшего в одной из неразрабатываемых частей рудника.

Вода - самый страшный враг соляных шахт. Возможно, даже более страшный, чем взрывоопасный газ в шахтах угольных. Опасную концентрацию газа можно определить специальными приборами. Калийщики ведут постоянные наблюдения за влажностью шахтного воздуха, но против внезапных прорывов подземных вод они бессильны. Соли очень легко размываются и растворяются водой. Попробуйте сами поставить опыт, за сколько времени смогут без остатка разойтись в стакане воды две столовые ложки обыкновенной поваренной соли.

В результате растворения горных пород водой образуются карстовые пустоты. Если же они достигают значительных размеров, своды пустот не выдерживают, возникают обрушения, видимые как карстовые провалы, воронки, котловины карстовых озер.

Первое рудоуправление «Уралкалия» располагается непосредственно под центральной частью города Березники, второго по величине города в Пермском крае. Березники - памятник сталинской индустриализации в нашей стране (30-е годы ХХ в.). В городе расположено несколько опасных предприятий: титано-магниевый комбинат «Ависма» (магний получают из солей NaCl , при этом образуется газообразный хлор), химические гиганты «Бератон» и «Азот».

Пустоты под Березниками начали закладывать еще в 70-х гг. В течение четырех предава-рийных лет в подземные выработки было заложено более 23 млн т отходов калийного производства - каменной соли и глины. Поначалу казалось, что аварийное проседание грунта затронет лишь промышленную зону города, а жилые кварталы окажутся в безопасности.

28 июля 2007 г. в промзоне Березниковского рудоуправления № 1 произошел обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров, глубина - 15 метров. Подход к провалу закрыли. Был запрещен провоз опасных грузов (хлор и аммиак) по железнодорожной линии, находившейся в нескольких десятках метров от провала. Вводился сейсмологический мониторинг проседаний грунта (действует и по сей день). Размеры провала постоянно увеличивались и достигли к концу января 2009 г. 443 на 328 метров. Глубина выросла до 90 м, дно воронки постепенно заполнилось водой. Среднесуточный прирост уровня воды за январь 2009 г. составил 30 см. Провал вплотную подобрался к зданиям фабрики технической соли и сушки, а на востоке разрушил полотно электрифицированной железной дороги Чусовая-Березники-Соликамск.

Процесс затопления горных выработок первого рудоуправления компании «Уралкалий» полностью завершился. О полном затоплении шахты говорит повышение уровня воды в наблюдательных гидрологиче-ских скважинах и превышение уровня поступивших в рудник рассолов над уровнем горных выработок.

Производство

Шахта БКРУ-1 (Березниковское калийное рудоуправление № 1) была открыта в 1954 г. и являлась старейшим добывающим предприятием компании. Содержание К 2 О в породе - минимальное по сравнению с другими рудниками. Но калиеносные пласты на БКРУ-1 залегают значительно выше, чем на других участках, и потому рудник был рентабелен. План по добыче на 2007 г. на затапливаемом руднике был установлен в размере 1,2 млн т; эти потери менеджмент компании собирался восполнить за счет более интенсивной добычи на оставшихся рудниках и ускоренного ввода в эксплуатацию нового рудника в Березниках - БКРУ-5. Рудник № 5 до сего дня в стадии строительства, а вот добыча на других рудоуправлениях «Уралкалия» действительно серьезно увеличилась. Сейчас «Уралкалий» лишь немного уступает своему главному конкуренту - соликамскому «Сильвиниту» (таблица 1).

Таблица 1

Производство калийных удобрений , млн т

Производитель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

«Уралкалий» (г. Березники)

«Сильвинит» (г. Соликамск)

Основная часть произведенных в Верхнекамском промышленном районе калийных удобрений (около 90%) идет на экспорт, преимущественно в Китай, Бразилию, Юго-Восточную Азию и Индию. Поставки «Уралкалия» и «Сильвинита» наполняют более 20% мирового калийного рынка. «Уралкалию» принадлежит 50% акций «Белорусской калийной компании» - одного из ведущих мировых экспортеров (белорусские калийные соли добываются на рудниках в Солигорске).

Рудник № 1 был единственным в Березниках, где добывался карналлит - двойная соль хлорида калия и хлорида магния, использующаяся для изготовления не только калийных удобрений, но и магния. Карналлит - незаменимое сырье для титано-магниевого комбината «Ависма» в Березниках и Соликамского магниевого завода.

«Ависма» покупала карналлит у «Уралкалия», но после аварии была вынуждена переориентироваться на закупку сырья у основного конкурента березниковского производителя - соликамского «Сильвинита». До драматических событий на руднике № 1 «Сильвинит» поставлял свой карналлит только Соликамскому магниевому заводу, контролируемому структурами, близкими к «Сильвиниту». Чтобы снабжать карналлитовым концентратом сразу двух потребителей, «Сильвиниту» пришлось за очень короткое время увеличить производство руды в два раза. Форсирование темпов добычи негативно сказалось на обеспечении безопасно-сти производства. В результате были спровоцированы газодинамические явления в шахте первого рудоуправления «Сильвинита», отчего на руднике обрушилась кровля на участке примерно 7 на 19 метров. Расследовавшая эту аварию комиссия Ростехнадзора рекомендовала компании снизить темпы добычи сырья. Таким образом, одна крупная авария едва не вызвала «эффект домино» на российских калийных рудниках.

«Уралкалий», по неосторожности ли, по халатности ли допустив на своем руднике техногенную катастрофу, должен был понести значительные материально-финансовые убытки. Однако все произо-шло совсем не так. Авария на БКПРУ-1, а также возникшая угроза прекращения поставок с «Сильвинита» в связи с высокой вероятностью обрыва железнодорожного сообщения, стимулировали панические ожидания роста дефицита калийных удобрений на мировом рынке. Повезло верхнекамским производителям и с падением добычи калийных солей в Канаде (таблица 2). Это в конце 2006 г. привело к стремительному росту цен на калийные удобрения, достигших отметки до 1000 долл. за тонну в 2008 г. В результате чистая прибыль «Уралкалия» в «аварийном» 2006 г. составила 3,7 млрд руб., в 2007 г. - 8 млрд руб., за 9 месяцев 2008 г. - свыше 23 млрд руб.

Таблица 2

Добыча калийных солей

(в пересчете на содержание К 2 О ), тыс. т

Страна

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Канада

9 093

10 332

10 140

8 528

Россия

4 653

5 599

6 266

5 274

Белоруссия

4 229

4 612

4 928

4 605

Германия

3 564

3 627

3 664

3 625

Израиль

1 958

2 138

2 224

2 187

США

1 100

1 300

1 200

1 200

Иордания

1 177

1 157

1 097

1 020

Китай

Чили

Испания

Великобритания

Бразилия

Украина

Мир в целом

28 400

31 300

32 000

28 700

По данным World Mineral Production 2002-2006

Получается, что «Уралкалий» отделался легким испугом, брошенным на аварийном руднике оборудованием да имиджевыми потерями (все больше людей в Березниках стало называть компанию «УК», намекая на сходство названия с аббревиатурой Уголовного кодекса).

В конце 2006 г. комиссия Ростехнадзора установила, что техногенная авария в Березниках произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия». Однако в октябре 2008 г. было принято решение о создании новой комиссии и возобновлении расследования. В зависимости от судебного вердикта, государство может потребовать от «Уралкалия» компенсацию в 14,7 млрд руб. и предъявить компании счет за 120 млн т потерянных для страны запасов солей. После обнародования этой информации капитализация «Уралкалия» на биржевых торгах упала почти в три раза - до рекордно низкой оценки в 2,8 млрд долл.

Ждут от «Уралкалия» возмещения убытков и некоторые пострадавшие от аварии компании, прежде всего ОАО «РЖД», за свой счет два раза переносившее пути железной дороги на Березники и Соликамск в сторону от провала. На само ОАО «РЖД» планирует обратиться в суд электрогенерирующая компания ОАО «ТГК-9». Цель - взыскать средства, потраченные на демонтаж части объектов березниковской ТЭЦ-10 для освобождения участка под строительство обходного пути в зоне провала грунта на руднике № 1. Расширение провала и необходимость дальнейшего удаления от него железнодорожных путей может привести и к полному переносу ТЭЦ-10. Уже сейчас начата подготовка необходимых строительных площадок. Перенос сооружений ТЭЦ-10 планируется завершить в течение трех месяцев. Пока финансирование переноса ведется за счет собственных оборотных средств компании, но планируется, что, в соответствии с решением правительственной комиссии, эти расходы будут учтены в тарифах на электрическую и тепловую энергию, если, конечно, «Уралкалий» не заплатит «РЖД», а те энергетикам. В то же самое время (в конце прошлого года) в прессу просочилась скандальная информация о приобретении собственником ОАО «Уралкалий» Дмитрием Рыболовлевым особняка во Флориде за 100 млн долл.

Население

В аварийной зоне над затопленным рудником расположены не только промышленные площади, но и жилая застройка. Под угрозу обрушения в связи с подвижками грунта и оседанием поверхности попали около трех десятков домов микрорайона «Рудник», одного из старейших в Березниках. Наиболее сложная ситуация в районе площади Решетова и начала проспекта Ленина - главной улицы Березников. Непосредственно под ними в 40-х годах велась добыча карналлитовой руды, жизненно необходимой воюющей стране.

В июне 2007 г., когда стало понятно, что легко с аварией не справиться, а рудник уже не вернуть, руководство края и города приняло решение переселить в безопасное место жителей 25 жилых домов (около 900 человек). Были закрыты школы № 21 и № 26, два детских сада, Дом культуры калийщиков, социально-бытовые объекты, магазины, кафе. Если малокомфортные двухэтажные дома люди покидали без особого сожаления, то квартиры по проспекту Ленина считались в Березниках элитным жильем, образчиками монументального «сталинского» стиля. Многие владельцы «сталинок» только недавно сделали ремонты и перепланировку и покидать свои жилища без предоставления равноценной замены поначалу не хотели. Однако начало легких толчков и сотрясений сделало березниковцев сговорчивее. Ряд домов по улицам Свободы, Преображенского, Гастелло, Рудничной, Калийной, Горького, Панфилова, Азотчиков и по проспекту Ленина были выселены. Мэрия предоставила «технобеженцам» новые квартиры в микрорайоне «Усольский-2», самом удаленном в городе (он располагается на правом берегу Камы у самого города Усолье). За прошедшие с отселения полтора года покинутые в аварийной зоне дома видимых повреждений не имеют, не считая отдельных трещин. Однако специальная аппаратура уже фиксирует просадки грунта, внутри Дома культуры вздыбило паркет, стала откалываться плитка. Из соображений безопасности в конце 2008 г. начался демонтаж бывшего главного «оазиса» культуры для «Уралкалия».

В оставшейся части микрорайона продолжает проживать население. Состояние этих жилых домов пока не вызывает опасений, но люди в любую секунду готовы к переселению через Каму. Парадоксально, но квартиры в этих домах продолжают покупать. Семьи, не имеющие достаточных средств на новостройку, участвуют в такой «ипотечной» схеме, чтобы через пару лет на законных основаниях вселиться в новенький дом. На оптимистичный сценарий развития подземной катастрофы здесь никто уже не полагается.

Изменения в работе транспорта

Непосредственно в зоне, сегодня охваченной провалом, ранее проходили два важных транспортных объекта - железная дорога Пермь-Соликамск и газопровод, снабжающий газом местную ТЭЦ. В ноябре 2006 г. были прекращены пассажир-ские перевозки по аварийному участку. Конечной станцией поездов дальнего следования и электричек стала станция Березники-Сортировочная, неудобно расположенная за дальними юго-восточными окраинами города, с ней было налажено автобусное сообщение. Газопровод был переложен в обход опасного участка.

В январе 2007 г. на территории БКРУ-1 была введена в эксплуатацию временная однопутная железнодорожная линия протяженностью около 800 м. Она позволила частично решить проблему транспортировки грузов предприятий Березниковско-Соликамского узла. Позже завершилось строительство подпорной стенки для укрепления этой ветки. Рост провала в сторону железной дороги потребовал еще одного переноса железнодорожного пути на восток, при этом были демонтированы некоторые строения на территории пром-площадки рудника № 1. Вторая обходная железнодорожная линия действует до сих пор. Минимальное расстояние от нее до юго-восточного борта провала - 80 метров, от восточного борта трещины, выявленной 8 октября 2008 г., - 69 м, от трещины, выявленной 16 октября, - 64 м. Перевозка по железнодорожному пути опасных грузов (хлора, кислот и др.) ограничена и проводится с особыми мерами предосторожности.

Активное развитие провала в 2008 г. вынудило железнодорожников искать новые пути обхода. Появился проект шестикилометровой временной ветки, следующей через ТЭЦ-10 (ее планируют перенести), карналлитовую фабрику и химическую фабрику «Уралкалия». По состоянию на начало 2009 г., к месту предполагаемых работ подогнана строительная техника, в любой момент готовая приступить к исполнению проекта. Подобного развития событий следует ожидать в том случае, если провал и его трещины еще более приблизятся ко второму временному обходу.

Авария на руднике ограничила транспортную доступность Березников и Соликамска.
К ним теперь не идут поезда на Москву (отменен совсем) и из Екатеринбурга (сокращен до Березников-Сортировочной), электрички пермского направления. В междугородном сообщении березниковцы пересели на автобусы. На «полуизолированном» участке Березники-Соликамск с мая 2007 г. стал курсировать одновагонный рельсовый автобус «РА-1», выпущенный на Мытищинском заводе «Метровагонмаш». Работающий на дизельном топливе моторный вагон за день совершает 4 рейса между городами Верхнекамского промышленного узла.

Ухудшилось транспортное обслуживание аварийного района города. Были отменены троллейбусные маршруты, имевшие конечную на площади Решетова.

Опасность возможных техногенных катастроф вынудила РАО «РЖД» искать пути полного обхода рудников «Уралкалия». В результате появился проект сооружения 53-километрового обходного пути Березников от станции Яйва до Соликамска. Необходимость строительства понимали все: и чиновники, и промышленники, но денег на реализацию проекта давать никто не хотел. Одни считали, что должен платить «Уралкалий», на рудоуправлении которого произошла авария, другие были уверены, что средства должно выделить ОАО «РЖД», так как строительство новых путей находится в его компетенции, третьи указывали на Министерство природных ресурсов РФ и Министерство финансов России. В итоге стороны пришли к соглашению, что из 9 млрд рублей, необходимых для реализации проекта,
3 млрд выделят РЖД, точно такую же сумму найдет федеральный бюджет, а оставшуюся треть соберут предприятия Березниковско-Соликамского узла.

Проектировщики попытались расположить новую железную дорогу таким образом, чтобы она шла в обход всех шахт и выработок и была безопасной. Новый железнодорожный путь призван в будущем стать первым участком проекта «Белкомур» (от прохождения этой долгожданной магистрали через Кудымкар и станцию Григорьевскую после упразднения Коми-Пермяцкого а.о. отказались). По всей будущей трассе уже вырублена внушительная просека. Сейчас грузовики вывозят стволы деревьев и пни, очищают пространство пути. Идет отсыпка полотна, работники возводят технологическую дорогу. Обходной путь Яйва-Соликамск предполагается сдать в эксплуатацию в 2010 г.

Суждено ли Березникам повторить незавидную судьбу легендарного града Китежа, мы узнаем уже в ближайшие годы. Недостатка в прогнозах нет - от оптимистических до самых пессимистичных. Пока же обстановку в городе сложно признать спокойной: любая трещина на асфальте или на стене дома в любом районе города тут же вызывает поток слухов и страхи провалиться под землю. Как и в известной повести братьев Стругацких, березниковская «зона» не спешит раскрывать свои тайны, похоже она на время затаилась, ожидая прихода своего Сталкера.

По материалам российских СМИ

Этот дом считается самым дорогим частным домом в США. Он был куплен выпускником Пермского мединститута и председателем советов директоров «Уралкалия» и Белорусской калийной компании у миллиардера Дональда Трампа. Усадьба «Maison de l?Amitie» (Дом дружбы) расположена на берегу океана на участке площадью 2,6 га и имеет частный пляж протяженностью 145 м. Общая площадь жилых помещений - более 3 тыс. м 2 . В доме 18 спален и большое количество залов, комнат и помещений различного назначения, имеются зимний сад, бассейн. Высота потолков в доме - от 6 до 12 метров. На территории усадьбы расположены два дома для гостей. Угроза провалиться под землю перед «Домом дружбы» пока не стоит.

По официальным данным, предоставленным пресс-службой администрации города, в Березниках шесть провалов. Всего на территории Верхнекамского месторождения калийный и магниевых солей восемь провалов — вместе с самым первым, 1986 года, случившимся на березниковском калийном рудоуправлении (БКРУ) №3 и провалом в Соликамске.

У провалов в Березниках есть «имена», которые дают им местные жители.

«Дальний родственник», 1986 год

Провал образовался в лесу, севернее солеотвала. В 1988 году глубина составляла 105 м, в 1992 — 74 м, в 2000 году — 52 м. В районе провала установлены измерительные приборы по наблюдениям за оседанием земной поверхности. После этогопровала в Березниках с 1993 по 2005 год было зафиксировано несколько сотен техногенных землетрясений силой от 2 до 5 баллов. Горным институтом был сделан прогноз: с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с пиком в 2006 году.

«Большой брат», 2007 год

Провал образовался 28 июля 2007 года в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления. В октябре 2006 года на одном из участков БКРУ-1 было обнаружено увеличение притока рассола. После неудачной попытки возобновить работы руководством компании было принято решение затопить рудник. 28 октября 2006 года откачка рассолов была прекращена, люди были выведены на поверхность.

Размеры провала, по последним данным, 446 на 339 м. Размеры стабильны и не изменяются с июля 2009 года.


«Малыш», 2010 год

25 ноября 2010 года на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1, произошёл новый провал. В результате был прекращён транзит через станцию Березники. В 2011 году провал был засыпан, но восстановить работу станции не удалось, продолжались осыпания грунта. РЖД и государство потратили в совокупности порядка 12 млрд рублей на строительство обходных железнодорожных путей.

«Кроха», 2011 год

4 декабря 2011 года севернее здания административно-бытового корпуса березниковского шахтостроительного управления произошёл новый провал размером 10 на 15 метров. Сейчас его размеры составляют 135 на 144 метров.

«Гимназист» («Пятачок», «Блинчик»), 2015 год

17 февраля 2015 года в районе бывшей школы № 26 обнаружена воронка на земной поверхности диаметром 5 метров. Это шестой провал на шахтных полях Верхнекамского месторождения калийных и магиневых солей и пятый на территории Березников. Директор Горного института УрО РАН Александр Барях заявил, что, возможно, оседание пойдёт в сторону площади Решетова у проходной БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» и что прогнозируются ещё две опасных зоны, за городом: у деревни Зырянка и дальше. На 25 февраля 2015 года размеры воронки составляли 6 на 7,5 м. В 2018 году, по последним данным, размеры провала, прозванного «Блинчик» (так как образовался под Масленицу), «Гимназист» (так как рядом со школой), «Пятачок (так как пятый в Березниках), составляют 27 на 30 метров.

«Котя», 2017 год, 2018 год

Провал образовался в зоне панелей переходного периода (в районе улицы Котовского на окраине города). Процессы в этой зоне развиваются в соответствии с прогнозами ученых Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия» , сделанными в 2014 году. Локальный прогиб земной поверхности здесь образовался в 2015 году. В 2017 году была выявлена воронка около расселенного частного дома № 33 по улице Котовского. Ее размеры сейчас составляют 10 на 17 метров. 18 апреля 2018 года рядом с этой воронкой образовалась воронка размерами 4,5 на 7,5 метров и глубиной около 3,5 метра. По мнению ученых, данная воронка является продолжением процессов, характерных для образовавшейся мульды сдвижения, и совпадает с прогнозами ученых, сделанными в 2014 году. То есть эти воронки — часть одного провала. Данная зона была огорожена в 2015 году, дома расселены, доступ посторонних запрещен.

Кроме березниковских провалов, есть еще «Дачник» («Скрудж» , так как Соликамское рудоуправление), который образовался в 2014 году в Соликамске.

Нельзя не сказать

В долгой провальной истории есть несколько фактов, мимо которых нельзя пройти, нельзя сделать вид, что этого не было, хотя руководству страны, Пермского края, города Березники и предприятия это удается.

Но без этих моментов картина провалов была бы не полной.

«Это наша корова»

2001 год. Первый заместитель губернатора Пермской области Анатолий Темкин в 2001 году рассказывал «Независимой газете»: «По данным сейсмических исследований, с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с их пиком в 2006 году. Так что для предотвращения возможной трагедии остается максимум пять лет ». «Уралкалий» и власти Прикамья обвиняли власти страны в невыполнении обязательств по закладке пустот под городом. Темкин пояснял «Независимой газете», что правительство страны готово выделить средства федерального бюджета, но в обмен на пакет акций ОАО «Уралкалий» . А пермские власти на такие условия не пойдут, категорично говорил Темкин:

Анатолий Темкин, бывший первый заместитель губернатора Пермской области, в интервью «Независимой газете»:

— Пустоты под Березниками нарабатывались десятилетиями — в то время когда «Уралкалий», как и все другие предприятия, был государственным. И количество пустот, наработанных уже после приватизации этого предприятия, на порядок ниже того, которое было наработано в годы СССР. Очень жаль, что федеральные чиновники заняли такую позицию в отношении нас. Получается так, что все бремя по финансированию работ ложится на нас и «Уралкалий». Будем решать, как финансировать закладку шахт из областного и местных бюджетов.

Все «попытки выбить деньги из федерального бюджета », по данным руководства края и «Уралкалия», «завершились неудачей ». Как сообщил местным журналистам тогда еще вице-мэр Березников Игорь Папков , министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу на просьбу березниковцев ответил так: «Когда случится, тогда поможем ». Это самое «случится» не заставило себя ждать.

Таким образом, руководители предприятия, города, края, руководители профильных ведомств и министерств на уровне страны знали о том, что будет. Также они знали, о том, что происходит недозакладка пустот, о том, что в 2006 году возможна трагедия. Но никто ее не предотвратил.

Рост доходов Дмитрия Рыболовлева

Доходы «Уралкалия» из-за провалов не уменьшались, а росли. Собрания акционеров проводились не для того, чтобы обсудить, сколько средств потратит предприятие на ликвидацию негативных последствий аварий и провалов, а для выплаты дивидендов.

Так, 2 ноября 2006 года совет директоров ОАО «Уралкалий» принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров, на котором было решено выплатить дивиденды по результатам 9 месяцев 2006 года. 130 млн долларов (90% от прибыли компании) были выплачены. На тот момент Дмитрий Рыболовлев контролировал не менее 80% акций, то есть получил около 100 млн долларов.
В то же время из краевого бюджета было выделено 250 миллионов рублей (9,8 млн. долларов), которые были выделены на расселение жителей 29 домов, попавших в аварийную зону. Плюс минфин РФ выдал краю кредит в размере 700 млн рублей (25 млн долларов).

По итогам 2007 года Рыболовлев поднялся с 17 на 14 место в рейтинге российских миллиардеров, по версии журнала «Финанс», а чистая прибыль «Уралкалия» выросла в 2,3 раза. Та же тенденция наблюдалась и в 2008 году. За полгода чистая прибыль увеличилась в 3,6 раза и составила 13,795 млрд рублей. 8,498 млрд из них было решено пустить на дивиденды (на внеочередном собрании акционеров). 65,6% акций компании принадлежали Madura Holding (контролировалось Рыболовлевым), значит, олигарх накануне кризиса получил около 5,5 млрд рублей (более 215 млн долларов).

В июне 2008 года Рыболовлев купил у Дональда Трампа -старшего виллу в Палм-Бич во Флориде за 100 млн. долларов. В 2010 году Рыболовлев приобрел шедевры мирового искусства, потратив 2 млрд долларов, роскошные объекты недвижимости в Европе, в Дубае и в США, потратив 1 млрд долларов, футбольный клуб Монако (200 млн долларов за покупку), яхты, самолеты AIRBUS 319 и Falcon. Его дочь оказалась владелицей самой дорогой квартиры Нью-Йорка (апартаменты на Манхэттене площадью примерно 626 кв. м за 88 млн. долларов). В 2013 году Рыболовлев купил у внучки Аристотеля Онассиса два острова в Ионическом море -Скорпиос и Спарти за 100 млн долларов.

Тот самый акт

2008 год. Комиссия Сечина . Правительство РФ решило провести дополнительное расследование причин аварии на руднике. Выяснить степень вины недропользователя было одной из задач. Почему через два года понадобилась еще одна проверка? Во-первых, предыдущие заключения о причинах аварии и провала делали специалисты «Галургии», тесно связанной с «Уралкалием». Особого доверия к ним не было. Во-вторых, правительственную комиссию «по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника ОАО «Уралкалий» в 2006 году возглавлял министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он вообще сыграл не последнюю роль в защите «Уралкалия» — так, комиссия, которую он возглавлял причинами аварии назвала «комплекс техногенных и геологических факторов ». Сам Трутнев заявил, что у «Уралкалия» есть «этическая ответственность ».

Нет, не только этическая. И это подтвердила новая комиссия, созданная по поручению вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина .


Результатом работы экспертов стал «Акт расследования причин аварии, произошедшей на первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года». Информацию из этого Акта опубликовали далеко не все пермские СМИ. Документ свидетельствует, что при желании государство легко могло бы не то что обанкротить, а попросту национализировать предприятие в виде компенсации за нанесенный ущерб. А сам «Уралкалий» мог избежать аварии, если бы «провел глубинные исследования », если бы «провел работы, направленные на предотвращение аварии ».

Из заключения комиссии следует, причина аварии — аномалия геологического строения, сопряженная с технологическими факторами. Аномалия геологического строения выявлена в результате углубленных исследований. На них потребовалось в сложных послеаварийных условиях (ноябрь 2006) менее двух недель! Комиссия приходит к выводу, что недропользователь не проводил углубленные исследования для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогноза опасных ситуаций. Причем не проводил эти обязательные исследования даже на особо важных и создающих повышенный риск участках. Хотя финансовая возможность проводить данные исследования у «Уралкалия» была.

Из «Акта расследования причин аварии, произошедшей на Первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года»:

«Недропользователю было известно о факторах повышенного риска, которые могут привести к возникновению аварии и (или) увеличивают необходимость проведения углубленных исследований — о двухпластовой отработке, наличии незаложенных камер, существовании железной дороги, отсутствии под ней охранного целика, отсутствии зон смягчения ».
Должностные лица недропользователя и ОАО «Галургия» , опрошеные членами комиссии, говорили, что для предотвращения аварии необходимо было увеличить объем научных исследований.

Генеральный директор ОАО «Галургия» Аркадий Гринберг на вопрос о том, произведена ли институтом в период с 2000 года по дату аварии оценка реализованных мер охраны при превышении степени нагружения целиков, ответил, что после 2000 года оценка реализованных мер охраны не проводилась, так как заданий от заказчика не поступало.

Также комиссия выяснила, что недропользователем корректировки в нормативные документы не вносились, тем самым достаточные меры по предотвращению аварии, не принимались.

Все свободны! И снова заняты

2012 год. Роспуск правительственной комиссии Юрием Трутневым . Минприроды РФ опубликовало проект распоряжения о ликвидации правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на руднике БРУ-1 в Березниках Пермского края. Правительственная комиссия начала работать в Березниках в 2007 году. В Березники систематически наносили визиты представители федерального и регионального правительств. Но незадолго до своей отставки министр природных ресурсов и председатель комиссии Юрий Трутнев высказал мнение о нецелесообразности ее дальнейшей работы.

2013 год. Вновь была создана правительственная комиссия, ее председателем стал заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович .


Комиссию хотели упразднить летом 2018 года, но в начале августа 2018 года министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин и губернатор Пермского края Максим Решетников договорились о возобновлении работы правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Березниках. Чиновники пришли в выводу, что для эффективного решения задач по ликвидации последствий аварии необходимо возобновить работу комиссии по аварии в Березниках. В состав комиссии входит 24 человека, а её председателем является Аркадий Дворкович . По итогам прошлого заседания комиссии в мае 2017 года, Пермский край получил госсубсидию в размере 1,25 млрд рублей на переселение березниковцев из зоны техногенной аварии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!