Пушкин «Полтава» – анализ, главные герои. Урок

/ / / «Полтавский бой» - анализ отрывка поэмы Пушкина «Полтава»

Русский поэт Александр Пушкин известен как сказочник и тонкий лирик. Но в сферу его интересов входила также история России. К петровским временам автор питал особую слабость. казался ему идеальным правителем. В поэме Пушкина « » видим художественное воплощение русского царя-реформатора. Здесь эта историческая личность предстает, прежде всего, как человек, решивший судьбу молодой державы.

Название «Полтава» говорит о том, что центральным событием в поэме есть Полтавский бой. Он стал решающим в ходе русско-шведской войны начала 18 века.

Воинственный бродяга» избороздил просторы почти всей Европы, введя захватнические войны. Но на его пути встал русский царь, который сумел взять под свой контроль часть прибалтийских земель. И тогда решил Карл проучить смелого русского правителя, напав на Москву. Когда шведский король понял, что не так просто справится с русским войском, то перебрасывает свои силы на территорию Украины и заручается поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы. Пушкин считает это низким поступком, так как Петр доверял Мазепе, считая того своим союзником. Однако даже вероломный план не спасает Карла от поражения. Бой под Полтавой имел большое значение. Победа Петра означала свободу молодой России.

Только понимая значение главного сражения для страны, можно принять торжественно-пафосный стиль его описания. Автор не приукрашает военные действия, но, несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта. «И грянул бой! Полтавский бой!», - так начинается непосредственное описание сражения. Все дальнейшие события изображены стремительно и динамично. Одна картина моментально сменяется другой, мелькает множество лиц. Расстановка сил меняется, создавая напряженность момента.

В строках, посвященных Петру и русскому войску, можно разглядеть намек на их победу. И наоборот шведам автор предсказывает, что слава их знамен темнеет. А ведь шведы до этого боя были «любимыми сынами победы».

Характеристика Петра в момент боя особенно емкая. Автор использует яркий оксюморон «ужасен - прекрасен». Царь не прячется за спины солдат, а сражается вместе с ними. Когда он рвется в бой, то «лик его ужасен». Это слово в основном имеет негативную окраску, но не в этом случае. Настоящий полководец страшен для своих врагов, только так он может одержать победу. Петр для шведов является грозой, тогда как для своих солдат – он мудрый защитник, поэтому он прекрасен.

Полтавский бой закончился победой благородного Петра. Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя. После победы герой устраивает пир, на котором проявляет свою щедрость и милосердие.

К Петру Великому и малороссийским преданиям, с которыми познакомился он во время пребывания своего в имении Раевских в «Каменке». Сам Пушкин и его друзья придавали этому произведению большое художественное значение, усматривая в нем много литературных достоинств.

В поэме нет единства содержания, здесь развертываются две темы: 1) любовь, связавшая гетмана-предателя Мазепу с Марией, и 2) столкновение Петра в Северной войне с Карлом XII шведским . Обе темы связаны только личностью Мазепы.

Мазепа в «Полтаве»

Мазепа в отношениях к Марии и Петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими. Мария, и Петр оттеняют собою этот эгоизм Мазепы – Мария своей самоотверженной любовью, а Петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу. Потомство расплатилось с хищным эгоизмом Мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь Петра воздвигся монумент.

В обрисовке характера Мазепы Пушкин не пожалел мрачных красок. «Однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму. – Ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!» У Пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты. Объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу Мазепы, а написал ее под влиянием «дум» Рылеева («Войнаровский», «Мазепа», «Палей» и др.), где Мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. И это увлекло Пушкина. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит Пушкин. – "Полтаву" написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все!»

Последние слова очень характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «Полтавы» Пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием Рылеева. Если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании Мазепы. Поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:

Он не ведает святыни,
...он не помнит благостыни,
...он не любит ничего!
...кровь готов он лить, как воду,
...презирает он свободу,
...нет отчизны для него».

Повторяя характеристики, сделанные Рылеевым, Пушкин называет Мазепу «неукротимым», «стариком надменным», «дерзким хищником», «губителем», «Иудой», «злодеем», «скрытным», с душой «коварной», «мятежной», «ненасытной»... Следуя за Рылеевым, он рассказывает о «черных думах» Мазепы, об его «злой воле», об «угрызеньях его змеиной совести», об его терзаньях какой-то страшной пустотой, о том «кипучем яде», который переполняет его сердце. В описании наружности этого героя Пушкин не щадит таких же красок: у Мазепы «блестящий», «впалый взор». Он «суров», «бледен», «угрюм», он «молча скрежетал», у него «коварные седины», он «сверкает очами». Стремительность его неукротимого духа и у Рылеева, и у Пушкина выражается в том, что Мазепа постоянно то «мчится», то «несется» на коне. Одним словом, в лице Мазепы Пушкин изобразил довольно шаблонного романтического злодея; только прекрасная сцена разговора его с Марией смягчает этот напыщенный и неестественный образ.

Петр Великий в «Полтаве»

Неизмеримо выше в художественном отношении обрисован образ другого героя «Полтавы» – Петра I , выношенный в душе поэта, давно им любимый, им изученный и понятый... Чтобы обрисовать Петра, ему не пришлось обременять его образ громкими эпитетами, он нарисовал только два момента в его настроениях 1) на поле полтавской битвы и 2) пирующим после победы. В первом случае перед нами замечательное описание внешнего облика императора. Это описание реально, правдиво, и, в то же время, оно полно божественной красоты. Десятки эпитетов, которыми Пушкин наделил Мазепу, желая представить его титаном зла, бледнеют перед следующими немногими строками:

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь как Божия гроза...

И он промчался пред полками
Могущ и радостен, как бой!
Он поле пожирал очами...

В этих словах Пушкину удалось представить Петра «полубогом», создать ему апофеоз, не прибегая к искусственным романтическим эффектам.

Другой момент в настроениях Петра – ликование его по поводу полтавской победы:

Пирует Петр.
И горд, и ясен,
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

Это торжество великого человека, празднующего не свою личную удачу, а новую эру в исторических судьбах своего народа. Оттого таким величием и спокойствием полна его радость. Здесь нет места мелкому тщеславию, эгоизму, злорадству. Оттого в своем шатре он угощает не только своих вождей, но и чужих

И славных пленников ласкает
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.

Сравнение образов Петра, Карла и Мазепы

Перед этим величием государя, постигшего дух своего народа и прозревшего его великие задачи, жалкими кажутся эгоистическое тщеславие и честолюбие Карла XII и Мазепы... И судьба покарала их за то, что они служили прежде всего себе, своим желаниям... Из царского шатра, в котором царит чисто олимпийское величие и радость, поэт ведет нас в «глушь степей нагих». Там

Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.

Они бегут, «поникнув головою», бегут навстречу смерти и неведомым могилам в чужом краю...

Смысл поэмы «Полтава»

Весь смысл поэмы раскрывается в эпилоге:

Прошло сто лет и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось
И с них исчез кровавый след
Насилий, бедствий и побед.
Остатки разоренной сени,
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.

Такова судьба великих людей, которые в истории преследуют свои маленькие, личные цели. Между тем

В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе!

это награда от благодарного потомства великому слуге своего народа.

Таким образом, «Полтава», как «Цыганы », как «Евгений Онегин », как, отчасти, «Борис Годунов » есть развенчивание личного эгоизма.

Художественные красоты «Полтавы» и её источники

Поэма «Полтава», имеющая некоторые недочеты в «построении», отличается обилием отдельных сцен и картин, написанных гениально. Таковы, например, сцены разговоров Мазепы с Марией, Орлика с Кочубеем, появление сумасшедшей Марии, описание украинской ночи и Полтавской битвы.

Как уже было указано, поэма отразила на себе 1) давно зревший у Пушкина интерес к личности Петра и 2) влияние «дум» Рылеева. В них Рылеев раньше Пушкина начал ходить вокруг того художественного замысла, который воплощен «в Полтаве». В «думах» его выведены почти все лица, которые повторяются потом в Полтаве. Кроме того, некоторые отдельные картины и даже стихи Рылеева повторены в «Полтаве» (черты характера Мазепы, картина привала утомленных беглецов Карла и Мазепы, пророческие видения Мазепы, анафематствование в церкви, казнь Кочубея, появление Марии – у Пушкина развившиеся в целые картины, прощанье с родной землей). Все это, заимствованное Пушкиным, им перерабатывается и достигает высокой степени совершенства, 3) многие факты из жизни Мазепы взяты Пушкиным из его «жизнеописания», приложенного к «думе» Рылеева «Войнаровский», и принадлежащего перу Корниловича.

Словесные портреты Мазепы, Карла, Петра. Их поведение в бою и после него. Анализ сцены Полтавского боя.
Ученики, опираясь на текст, рассказывают о героях, читают отрывки наизусть. Заучивание отрывков из «Полтавы», отдельных цитат мы считаем необходимым элементом работы с текстом. Емкость, точность, краткость пушкинской обрисовки персонажей помогают учащимся построить в воображении яркий, запоминающийся образ. В процессе заучивания развивается речь. Работа проходит устно. В заключение просим ребят самостоятельно подобрать к каждому персонажу один емкий эпитет, в котором бы точно сконцентрировался нарисованный автором образ. Выделив в характере Мазепы такие качества, как зависть, злоба, жестокость, мстительность, учащиеся определяют его как коварного.
Жажда славы, слабость, ребячество, игра в геройство, недальновидность, легкомысленность - все эти качества Карла ассоциируются у ребят с мыслью о том, что главным мотивом поступков Карла является желание добиться славы. Помогаем ученикам найти точное слово, определяющее мотивы поведения героя, - тщеславие. Чтобы активизировать языковое чутье, сначала проводим словарную работу: тщеславие - тщетная слава, то есть пустая, бесполезная, слава ради славы, а не ради высоких идеалов, целей, слава ради насыщения собственного самолюбия. Затем даем словарное толкование: тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию; тщеславный - любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства (Словарь С. И. Ожегова).

Выбирая «доминанту» в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»), на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен - ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.
Составляем ассоциативный ряд: Петр - натиск, напор, дерзость, стремительность, гром, гроза, ужас, победа, Бог. Замечаем, что Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный - щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...» Даем словарное толкование: великодушный - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать другими интересами (словарь С. И. Ожегова). Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Ассоциативный ряд дополняем словами великодушие, благородство. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный.
Вместе с учениками подбираем слово, объединяющее в себе перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий... Великий - превосходящий общую меру, выдающийся. Так доминантой образной характеристики Петра может стать определение великий, объединяющее в своем значении данный ассоциативно-смысловой ряд.
Анализ сцены Полтавского боя не раз давался в методической литературе, поэтому обозначим лишь общий контур анализа эпизода. Предварим анализ небольшим комментарием, в котором обратимся к реальным историческим фактам, дадим толкование слов и выражений, вызывающих у ребят затруднение.
Для подробного анализа выберем один из фрагментов эпизода. Покажем эту работу на примере отрывка, описывающего самый разгар сражения (от слов «И грянул бой, Полтавский бой» до слов «И смерть и ад со всех сторон»). Учитель выразительно читает отрывок (или учащиеся прослушают актерское исполнение в записи).
Какие чувства вызывает описание боя? Что поражает в описании сражения?
Ужас, величие, ощущение непримиримости обеих сторон - такие чувства рождает нарисованная картина рукопашного боя. Особенно удачно здесь может быть использован прием составления киносценария, помогающий ученикам развернуть в воображении стремительно сменяющиеся картины, озвучить их «музыкой сраженья». Работу проводим устно.
Какие языковые средства использует автор для передачи напряженности, динамичности, масштабности происходящих событий? Составим глагольный ряд. Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным. Чтобы показать, как Пушкин работал над созданием картины боя, предложим сравнить черновой и окончательный варианты текста:

Везде штык колет, сабля режет,
Бой барабанный, стон и скрежет.
Гром пушек, топот, ярый стон -
И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:

Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Перестановка слов ад и смерть, хотя и не изменила ритм строки, внесла смысловую точность в перечисление («И смерть и ад со всех сторон») и создала иное, более динамичное, резкое, акустическое звучание.
Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия.
Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза - Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело - за судьбу Отечества.
В ходе работы обращаем внимание учащихся на поведение героев во время битвы и после нее, опираемся на вопросы учебника. На дом даем задание выучить наизусть понравившиеся отрывки из поэмы и подумать над вопросом: «Кто из героев поэмы и почему остается в истории и памяти народной?»

Урок II. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Словесные портреты Мазепы, Карла, Петра. Их поведение в бою и после него. Анализ сцены Полтавского боя.

Ученики, опираясь на текст, рассказывают о героях, читают отрывки наизусть. Заучивание отрывков из «Полтавы», отдельных цитат мы считаем необходимым элементом работы с текстом. Емкость, точность, краткость пушкинской обрисовки персонажей помогают учащимся построить в воображении яркий, запоминающийся образ. В процессе заучивания развивается речь. Работа проходит устно. В заключение просим ребят самостоятельно подобрать к каждому персонажу один емкий эпитет, в котором бы точно сконцентрировался нарисованный автором образ. Выделив в характере Мазепы такие качества, как зависть, злоба, жестокость, мстительность, учащиеся определяют его как коварного.

Жажда славы, слабость, ребячество, игра в геройство, недальновидность, легкомысленность - все эти качества Карла ассоциируются у ребят с мыслью о том, что главным мотивом поступков Карла является желание добиться славы. Помогаем ученикам найти точное слово, определяющее мотивы поведения героя, - тщеславие. Чтобы активизировать языковое чутье, сначала проводим словарную работу: тщеславие - тщетная слава, то есть пустая, бесполезная, слава ради славы, а не ради высоких идеалов, целей, слава ради насыщения собственного самолюбия. Затем даем словарное толкование: тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию; тщеславный - любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства (Словарь С. И. Ожегова).

Выбирая «доминанту» в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»), на сравнения, которые использует поэт: «как Божия », «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен - ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком. Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «...Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.

Составляем ассоциативный ряд: Петр - натиск, напор, дерзость, стремительность, гром, гроза, ужас, победа, Бог. Замечаем, что Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный - щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих...» Даем словарное толкование: великодушный - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать другими интересами (словарь С. И. Ожегова). Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Ассоциативный ряд дополняем словами великодушие, благородство. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный.

Вместе с учениками подбираем слово, объединяющее в себе перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий... Великий - превосходящий общую меру, выдающийся. Так доминантой образной характеристики Петра может стать определение великий, объединяющее в своем значении данный ассоциативно-смысловой ряд.

Анализ сцены Полтавского боя не раз давался в методической литературе, поэтому обозначим лишь общий контур анализа эпизода. Предварим анализ небольшим комментарием, в котором обратимся к реальным историческим фактам, дадим толкование слов и выражений, вызывающих у ребят затруднение.

Для подробного анализа выберем один из фрагментов эпизода. Покажем эту работу на примере отрывка, описывающего самый разгар сражения (от слов «И грянул бой, Полтавский бой» до слов «И смерть и ад со всех сторон»). Учитель выразительно читает отрывок (или учащиеся прослушают актерское исполнение в записи).

Какие чувства вызывает описание боя? Что поражает в описании сражения?

Ужас, величие, ощущение непримиримости обеих сторон - такие чувства рождает нарисованная картина рукопашного боя. Особенно удачно здесь может быть использован прием составления киносценария, помогающий ученикам развернуть в воображении стремительно сменяющиеся картины, озвучить их «музыкой сраженья». Работу проводим устно.

Какие языковые средства использует автор для передачи напряженности, динамичности, масштабности происходящих событий? Составим глагольный ряд. Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным. Чтобы показать, как Пушкин работал над созданием картины боя, предложим сравнить черновой и окончательный варианты текста:

Везде штык колет, сабля режет,

Бой барабанный, стон и скрежет.

Гром пушек, топот, ярый стон -

И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Перестановка слов ад и смерть, хотя и не изменила ритм строки, внесла смысловую точность в перечисление («И смерть и ад со всех сторон») и создала иное, более динамичное, резкое, акустическое звучание.

Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия.

Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза - Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело - за судьбу Отечества.

В ходе работы обращаем внимание учащихся на поведение героев во время битвы и после нее, опираемся на вопросы учебника. На дом даем задание выучить наизусть понравившиеся отрывки из поэмы и подумать над вопросом: «Кто из героев поэмы и почему остается в истории и памяти народной?»

Урок III. Герой Полтавы

Размышление Пушкина о причинах исторического бессмертия - своеобразие художественного видения поэта. Испытание ценности человека временем. Анализ композиции. Иллюстрации к поэме.

Урок начинается словом учителя, в котором кратко напоминаются выводы, к которым пришли учащиеся в течение двух уроков работы над поэмой, и выразительным чтением понравившихся отрывков из произведения. Главный проблемный вопрос урока: «Чем заслужил Петр свою великую судьбу? Какова цена исторического бессмертия и памяти народной?»

Чтение эпилога поэмы. Размышление над тем, почему именно Петр становится героем поэмы. Как Пушкин относится к Петру? В чем смысл названия поэмы? Как композиция отражает идею произведения?

Прошло сто лет - такова временная дистанция между описываемыми событиями и их оценкой. Судьбы всех героев проверены временем.

В поэме Пушкин стремился быть верным исторической правде. Поэт создает не романтизированный образ влюбленного старца (Байрон) и не народного заступника (Рылеев), а образ человека коварного, злого, мстительного. Мазепа как историческая личность дискредитируется Пушкиным посредством частного сюжета. Жажда власти оказывается в нем сильнее любви. Движимый одним стремлением - «воздвигнуть трон», Мазепа предает друзей, царя, родину, поэтому «нет отчизны для него».

Повествование о Кочубее дано Пушкиным в фольклорном ключе (описание богатств Кочубея, размышление героя о трех кладах, сцена казни). Этот образ будет потом перекликаться с героем лермонтовской «Песни».

Кочубей отважен и смел, на протяжении всего повествования автор подчеркивает силу и страстность его натуры. Но движимый отцовской любовью к дочери и «святой местью» к злодею-обидчику Мазепе, Кочубей забывает об интересах отечества. Месть становится смыслом его жизни. Даже перед смертью Кочубей жалеет только о том, что ему не удалось отомстить Мазепе.

Сочинение

Известен интерес Пушкина к петровским временам и вообще к историческому прошлому России. Полтавскую же битву он считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…». Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы. В ней Пушкин запечатлел великий исторический момент и судьбе России, поэтически воссоздал картину Полтавского сражения. И сколько бы времени ни прошло с тех пор, читатель, открывая пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, в начале анализа полезно вспомнить его историческую оценку этого сражения (она приводится в рассказе о Пушкине). Пушкин понимал, что победа под Полтавой была гораздо больше, чем выигрыш военного сражения или даже войны,- здесь была завоевана в жестокой схватке свобода России. Эту мысль важно напомнить, чтобы стал понятным торжественно-ликующий пафос описания боя - при всей его кровавости и жестокости («И смерть и ад со всех сторон»). Учащиеся по заданию хрестоматии найдут и прочитают отрывок из поэмы, начинающийся со слов: «И грянул бой, Полтавский бой!» Обращаем внимание на динамичность описанного: все происходит стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил, но начало описания: «Горит восток зарею новой»- позволяет ожидать победного торжества России. Выясним, как ребята понимают приведенную образную фразу. Это и реальное начало утра, когда восточная часть неба окрашивается алыми отблесками лучей восходящего солнца, и это - метафора, образ, говорящий о «восхождении» молодого Русского государства, восточного соседа Швеции. Поэтому при чтении данной строчки не только мысленно видится картина, но и появляется чувство радостного ожидания. Какой образ близок начальной строчке? «Темнеет слава их знамен». Здесь также заложен двойной смысл: на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень: меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство. До этого сражения они были непобедимыми, и недаром Пушкин называет шведов «сыны любимые победы». Задумаемся, с какой позиции смотрит автор на поле битвы. Он не в центре сражения (как известный солдат «Бородина»), а где-то вне его, над ним;, по предположению ребят так можно увидеть сражение «с командного пункта, расположенного на господствующей над местностью высоте». Заметим еще, что поэт, начав с общего восприятия поля брани, постепенно приближает к читателю отдельные детали, фрагменты картины боя, как бы выделяя их крупным планом: сначала - рельеф, пространство боя (равнины, холмы, круги дыма, поднимающегося от разрыва ядер, затем - сомкнутые ряды полков, далее - еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки»; наконец, ядра, пули, штыки. Все описание дается необычайно плотно: не только каждая строчка, но и полстроки, и даже просто слово вмещают в себя целую картину. И все они подвижны, динамичны, стремительны. Попросим учащихся выделить только глаголы, чтобы убедиться в этом: полки рассыпались, ядра катятся, пули свищут, шведы рвутся, конница летит, пехота движется. И, как результат, «тесним мы шведов рать за ратью». Интересно, что, хотя поэт не является непосредственным участником битвы, он переживает каждый ее эпизод. Чем это можно доказать? Когда он пишет «мы» («Тесним мы шведов»), «наш» («…наш каждый шаг запечатлен»), это относится прежде всего к России. «Мы»- это Россия, «наш каждый шаг»- это шаг молодого петровского государства. И в то же время «мы»- это полки, «нам»- это русскому войску, и именно в единстве с- ними воспринимает себя поэт, живущий столетием позже Полтавы. Тем же чувством причастности к происходящему проникнуты все последующие описания. Например, появление Петра и Карла. Поэт видит их лица, выражение глаз, жесты, но главное - он передает дух каждого из этих людей. Ученики прочитают посвященные им строки и выделят характерное. В описании Петра их несколько смущает слово «ужасен», потому что для них оно связано с отрицательной эмоциональной окраской. Но у Пушкина «ужасен» рифмуется с «прекрасен», рядом стоит сравнение «он весь, как божия гроза», а о глазах пишется, что они «сияют», то есть светятся, излучают радость, ликование. Ужасен - значит необыкновенен, грозен для врага. Петр весь порыв, стремление. Пушкин находит необычное, удивительное сравнение: «могущ и радостен, как бой». Опять остановимся на глаголах, передающих его волнение: конь под ним мчится, сам он промчался, его сподвижники за ним вослед неслись. Петр как бы воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства. Контрастен ему Карл XII. Он «бледен, недвижим». Его несут в качалке. Он «тихо в думу погрузился». Взор его «смущенный», движение руки «слабое». Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. И вот полки сошлись, «грянул бой»… Послушаем, как звучит строфа описания боя. Ставим перед ребятами задачу, предложенную хрестоматией: «Отметить, что помогает услышать гул сражения», потом внимательно задержаться на четверостишии:
* Швед, русский - колет, рубит, режет, * Бой барабанный, клики, скрежет, * Гром пушек, топот, ржанье, стон, * И смерть, и ад со всех сторон. Что здесь слышится? Стих звучит несколько отрывисто, в такт сражению: каждая строка рвется от обилия слов. Твердые мужские рифмы поддерживают это впечатление (стон, сторон). Кроме того, сочетание звуков р, ш, ж создает звукообраз рубки, скрежета клинков и штыков. Стремительность боя передается так же, как и в первой строфе: мелькание и быстрая смена картин, обилие глаголов, точность описания обоих планов, чередование их, (Все это можно показать даже на одном четверостишии, приведенном выше.) «Услышав» сражение, постараемся его увидеть. Создавая поэму, Пушкин видел перед собой и отряды, и шары чугунные, и т. д. Его описание предметов, картин максимально выразительно. В. Белинский в «Статьях о Пушкине» замечал, что «картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». Эта особенность дает возможность использовать прием устного рисования (причем ученики могут не описывать свои рисунки подробно, а только назвать их). И наконец, попытаемся понять чувства, с какими поэт воспринимает и описывает битву. Прямой авторской оценки здесь нет. Однако большинство учащихся убеждены, что Пушкин любуется боем. Почему? («Он говорит: «И грянул бой, Полтавский бой!» Два раза повторяет «бой» и восклицательный знак ставит. Значит, ему приятно об этом думать».) Какие еще доводы? («Сражение описано очень живо. Если бы не любовался, не перечислял бы так подробно все: штыки, сабли, конницу…») Несомненно, здесь ощущается упоение боем, состояние, которой горьковский Сокол назовет счастьем, хотя при этом не исчезает мысль о тяжести сражения, его кровавой беспощадности. По внимание сосредоточивается на другом: на величественности происходящего, потому что «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства» (Белинский).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!