Пушкин «Полтава» – анализ, главные герои. «Анализ отрывка из поэмы «Полтава», «Полтавский бой

Сочинение

Известен интерес Пушкина к петровским временам и вообще к историческому прошлому России. Полтавскую же битву он считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…». Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы. В ней Пушкин запечатлел великий исторический момент и судьбе России, поэтически воссоздал картину Полтавского сражения. И сколько бы времени ни прошло с тех пор, читатель, открывая пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, в начале анализа полезно вспомнить его историческую оценку этого сражения (она приводится в рассказе о Пушкине). Пушкин понимал, что победа под Полтавой была гораздо больше, чем выигрыш военного сражения или даже войны,- здесь была завоевана в жестокой схватке свобода России. Эту мысль важно напомнить, чтобы стал понятным торжественно-ликующий пафос описания боя - при всей его кровавости и жестокости («И смерть и ад со всех сторон»). Учащиеся по заданию хрестоматии найдут и прочитают отрывок из поэмы, начинающийся со слов: «И грянул бой, Полтавский бой!» Обращаем внимание на динамичность описанного: все происходит стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил, но начало описания: «Горит восток зарею новой»- позволяет ожидать победного торжества России. Выясним, как ребята понимают приведенную образную фразу. Это и реальное начало утра, когда восточная часть неба окрашивается алыми отблесками лучей восходящего солнца, и это - метафора, образ, говорящий о «восхождении» молодого Русского государства, восточного соседа Швеции. Поэтому при чтении данной строчки не только мысленно видится картина, но и появляется чувство радостного ожидания. Какой образ близок начальной строчке? «Темнеет слава их знамен». Здесь также заложен двойной смысл: на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень: меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство. До этого сражения они были непобедимыми, и недаром Пушкин называет шведов «сыны любимые победы». Задумаемся, с какой позиции смотрит автор на поле битвы. Он не в центре сражения (как известный солдат «Бородина»), а где-то вне его, над ним;, по предположению ребят так можно увидеть сражение «с командного пункта, расположенного на господствующей над местностью высоте». Заметим еще, что поэт, начав с общего восприятия поля брани, постепенно приближает к читателю отдельные детали, фрагменты картины боя, как бы выделяя их крупным планом: сначала - рельеф, пространство боя (равнины, холмы, круги дыма, поднимающегося от разрыва ядер, затем - сомкнутые ряды полков, далее - еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки»; наконец, ядра, пули, штыки. Все описание дается необычайно плотно: не только каждая строчка, но и полстроки, и даже просто слово вмещают в себя целую картину. И все они подвижны, динамичны, стремительны. Попросим учащихся выделить только глаголы, чтобы убедиться в этом: полки рассыпались, ядра катятся, пули свищут, шведы рвутся, конница летит, пехота движется. И, как результат, «тесним мы шведов рать за ратью». Интересно, что, хотя поэт не является непосредственным участником битвы, он переживает каждый ее эпизод. Чем это можно доказать? Когда он пишет «мы» («Тесним мы шведов»), «наш» («…наш каждый шаг запечатлен»), это относится прежде всего к России. «Мы»- это Россия, «наш каждый шаг»- это шаг молодого петровского государства. И в то же время «мы»- это полки, «нам»- это русскому войску, и именно в единстве с- ними воспринимает себя поэт, живущий столетием позже Полтавы. Тем же чувством причастности к происходящему проникнуты все последующие описания. Например, появление Петра и Карла. Поэт видит их лица, выражение глаз, жесты, но главное - он передает дух каждого из этих людей. Ученики прочитают посвященные им строки и выделят характерное. В описании Петра их несколько смущает слово «ужасен», потому что для них оно связано с отрицательной эмоциональной окраской. Но у Пушкина «ужасен» рифмуется с «прекрасен», рядом стоит сравнение «он весь, как божия гроза», а о глазах пишется, что они «сияют», то есть светятся, излучают радость, ликование. Ужасен - значит необыкновенен, грозен для врага. Петр весь порыв, стремление. Пушкин находит необычное, удивительное сравнение: «могущ и радостен, как бой». Опять остановимся на глаголах, передающих его волнение: конь под ним мчится, сам он промчался, его сподвижники за ним вослед неслись. Петр как бы воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства. Контрастен ему Карл XII. Он «бледен, недвижим». Его несут в качалке. Он «тихо в думу погрузился». Взор его «смущенный», движение руки «слабое». Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. И вот полки сошлись, «грянул бой»… Послушаем, как звучит строфа описания боя. Ставим перед ребятами задачу, предложенную хрестоматией: «Отметить, что помогает услышать гул сражения», потом внимательно задержаться на четверостишии:
* Швед, русский - колет, рубит, режет, * Бой барабанный, клики, скрежет, * Гром пушек, топот, ржанье, стон, * И смерть, и ад со всех сторон. Что здесь слышится? Стих звучит несколько отрывисто, в такт сражению: каждая строка рвется от обилия слов. Твердые мужские рифмы поддерживают это впечатление (стон, сторон). Кроме того, сочетание звуков р, ш, ж создает звукообраз рубки, скрежета клинков и штыков. Стремительность боя передается так же, как и в первой строфе: мелькание и быстрая смена картин, обилие глаголов, точность описания обоих планов, чередование их, (Все это можно показать даже на одном четверостишии, приведенном выше.) «Услышав» сражение, постараемся его увидеть. Создавая поэму, Пушкин видел перед собой и отряды, и шары чугунные, и т. д. Его описание предметов, картин максимально выразительно. В. Белинский в «Статьях о Пушкине» замечал, что «картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». Эта особенность дает возможность использовать прием устного рисования (причем ученики могут не описывать свои рисунки подробно, а только назвать их). И наконец, попытаемся понять чувства, с какими поэт воспринимает и описывает битву. Прямой авторской оценки здесь нет. Однако большинство учащихся убеждены, что Пушкин любуется боем. Почему? («Он говорит: «И грянул бой, Полтавский бой!» Два раза повторяет «бой» и восклицательный знак ставит. Значит, ему приятно об этом думать».) Какие еще доводы? («Сражение описано очень живо. Если бы не любовался, не перечислял бы так подробно все: штыки, сабли, конницу…») Несомненно, здесь ощущается упоение боем, состояние, которой горьковский Сокол назовет счастьем, хотя при этом не исчезает мысль о тяжести сражения, его кровавой беспощадности. По внимание сосредоточивается на другом: на величественности происходящего, потому что «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства» (Белинский).

Родина Ирина

В исследовательской работе проанализирована роль глаголов как средства выразительности для создания картины Полтавского боя. Работа может быть использована на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и на уроках литературы при анализе произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Административного

Городского округа Саранск

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Роль глаголов как средства выразительности в сцене «Полтавский бой» по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Исследовательский проект по литературе

Родина И.В.

Руководитель: Сазонова Л.П.

Саранск 2010

Введение стр. 3-4

1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина стр. 5-6

2.Тема Петра 1 и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина стр. 7-8

3.Использование глаголов как средства выразительности

В художественных произведениях стр.9-11

4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании

Полтавского боя стр.12-17

Заключение стр. 18

Список использованной литературы стр.19

Введение

Русская культура дважды находилась в позиции получателя, усваивающего мировой культурный опыт: в период крещения Руси и в эпоху реформ Петра I. Оба раза за этим последовал мощный взрыв национальной культуры. Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда голос русской культуры стал настолько громким, что к нему вынужден был прислушиваться весь культурный мир. Таким образом. обращаясь к творчеству Пушкина, мы сегодня можем сделать, пожалуй, одно из наиболее важных исторических предположений, ибо сегодня Россия вновь, в третий раз в своей истории, находится в позиции получателя. Остается надеяться, что и в третий раз историческая закономерность не нарушится.

Интерес к творчеству А.С.Пушкина разносторонен. Но глаголы как средство выразительности в произведениях А.С.Пушкина мало изучены. Актуальность данной работы заключается в том, что мы предлагаем новый аспект изучения произведения «Полтава» А.С.Пушкина.

Цель данной работы: Рассмотреть глаголы, с помощью которых автор создает видимые и слышимые сцены, как средство выразительности в изображении Полтавского боя.

Предметом исследования является сцена «Полтавский бой» в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. выявить истоки интереса А.С.Пушкина к русской истории;
  2. рассмотреть глаголы как морфологическое средство выразительности в художественном тексте;
  3. доказать, что основным художественным средством создания картины Полтавского боя являются глаголы.

Основным методом исследования является:

Лингвистический анализ

Источниками информации послужили литературные статьи, книги и материалы Интернета.

Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать монументальную картину судьбоносного для России Полтавского боя, вызвать у читателя чувство сопричастности историческим событиям.

Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Глагол», на уроках литературы при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава».

1. Родовая память в жизни и творчестве А. С. Пушкина

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. <...> Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»

А. С. Пушкин

В многочисленных проявлениях разносторонней одаренности Пушкина исследователей давно привлекала проблема устойчивого интереса поэта к истории, глубокое понимание им исторических процессов и явлений. Этой теме посвящено так много статей и монографий, что, по-видимому, прав Н. Я. Эйдельман, отмечавший: «...если и сегодня можно попытаться сказать нечто новое о Пушкине-историке, то это прежде всего - дань уважения к труду предшественников...».

При этом именно Н. Я. Эйдельману принадлежит чрезвычайно важное наблюдение, что "множество пушкинских стихов, поэм, произведений прозаических, драматических, публицистических, не говоря уже о чисто исторических, как бы собирается, объединяется в огромное целое, насквозь пронизанное историей, историзмом. Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; Русь крепостная - в «Русалке», в «Борисе Годунове», восстание Степана Разина - в песнях о нем; великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», в «Арапе Петра Великого»; восстание Пугачева - в «Капитанской дочке»; убийство Павла 1, правление Александра 1, война 1812 года, история декабризма - в целом ряде стихотворений, эпиграмм, в последней главе «Евгения Онегина».

"Такая была эпоха", - заключает Н. Я. Эйдельман. Действительно, само время, насыщенное событиями огромного значения, располагало к занятиям историей, к чтению исторических трудов и опубликованных источников, к размышлениям о связи времен, о роли личности в истории, о судьбах стран, цивилизаций и народов. Но все это не объясняет феномена удивительного историзма Пушкина, поистине беспримерного для того времени, всепронизывающего и всеохватывающего.

Между тем именно в родовой памяти следует искать разгадку пушкинского историзма. Живые нити истории связывали Пушкина через цепь предков с разными эпохами: по материнской линии он был внуком Абрама Ганнибала, "арапа Петра Великого", с детства будившего его воображение (этот знаменитый предок-африканец станет главным героем неоконченного романа Пушкина) , по отцовской - принадлежал к древнему роду, о котором писал в зрелые годы: "Род мой один из самых старинных дворянских" (7, 194) .

Это и были две составляющие родовой памяти поэта: с детства он слышал многочисленные семейные предания, нередко призванные оттенить достоинства одного рода перед другим (что, в частности, нашло отражение в романе Ю. Тынянова "Пушкин"), видел живых свидетелей минувших эпох, рассматривал исторические документы, родословные росписи. Сгущенная атмосфера Истории окружала Пушкина с самых ранних лет.

Роль рода Пушкиных в истории отражена им в «Борисе Годунове». Через несколько лет после завершения "Бориса Годунова" Пушкин начал роман, главным героем которого он сделал своего прадеда - Абрама Ганнибала. С этого незаконченного романа начинается тема Петра Великого в его творчестве.

2. Тема Петра I и поэма «Полтава» в творчестве А.С.Пушкина

«Его произведения - драгоценное свидетельство умного, знающего и правдивого человека о нравах, обычаях, понятиях известной эпохи, - все они суть гениальные иллюстрации к русской истории,» - так оценивал Пушкина А. М. Горький.

Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I. "Стансы", "Медный всадник", "Пир Петра Великого", "Полтава", "Арап Петра Великого", "Материалы для истории Петра Великого", высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи.
О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (Полн. собр. соч. - М., 1978, т.7, стр.211).

«Полтава» вышла в свет в 1828 году, одновременно с последним, 12 томом «Истории государства Российского» Карамзина. Его «История» остановилась на пороге Смутного времени. Пушкин начинал с эпохи Петра, в которой находил все начала современной жизни. В предисловии, напечатанном в первом издании „Полтавы“, Пушкин пишет: „Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на Юге; обеспечила новые заведения на Севере, и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем“.

«Полтава» - героическая поэма. В центре ее - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу поэмы легла идея, которую Белинский хорошо выразил следующими словами: «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя критик писал: «...картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры»

3. Использование глаголов как средства выразительности в художественных произведениях

Термин «глагол» означает «речь», «слово», возник в старославянском языке как перевод с греческого. Глагол - одна из самых богатых и значимых частей речи. Об экспрессивных возможностях глагола писали многие лингвисты, писатели. Например, А.Н. Толстой: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка, найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе». «Главное достоинство глагола,- по мнению отечественного лингвиста А.М. Пешковского, - способность управлять; выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений». Замечательный материал о глаголе как выразительном средстве подобран Е.В. Любичевой и Н.Г.Ольховик в книге «Посредством слова творю я мир».
Богата глагольная синонимия. Многие глаголы - синонимы отличаются стилистической характеристикой. Глаголы с приставками, заканчивающиеся на -з, -с старославянские по происхождению, имеют книжный характер, носят оттенок торжественности, приподнятости стиля. Особую роль в художественном произведении может выполнять синонимия глагольных форм: видов, времен, наклонений, личных форм и др. Например, глаголы однократного и многократного действия имеют разговорный оттенок. Дополнительную экспрессию вносит употребление форм одного лица глагола в значении другого. Употребление второго лица вместо первого придает высказыванию обобщающее значение. Многочисленны случаи использования в художественной речи форм одного времени вместо другого.
Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи, используются для построения многих стилистических фигур и тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций, оксюморонов и др. Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит; весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что их метафорическая иносказательность уже не ощущается. Богатыми метафорическими возможностями обладает и инфинитив. Его экспрессия связана с тем, что, давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называет действие как отвлеченное понятие. Придает высказыванию оттенок обобщенности и «всеохватности» во времени. Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные.
Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими. Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивают экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3 - го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок (Он еще спорит!), 1-го лица множественного числа (Ну, как отдыхаем? -в значении ‘отдыхаешь, отдыхаете") с оттенком сочувствия или особой заинтересованности, инфинитива с частицей бы с оттенком желательности (Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его).

Прошедшее время совершенного вида при употреблении в значении будущего выражает особую категоричность суждения или необходимость убедить собеседника в неизбежности действия: - Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем (М. Горький).

Немало экспрессивных форм наклонений (Пусть всегда будет солнце!; Да здравствует мир во всем мире!). Дополнительные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки появляются при употреблении одних форм наклонения в значении других. Например, сослагательное наклонение в значении повелительного имеет оттенок учтивого, осторожного пожелания (Ты бы сходил к брату)", изъявительное наклонение в значении повелительного выражает приказание, не допускающее возражения, отказа (Завтра позвонишь!); инфинитив в значении повелительного наклонения выражает категоричность (Остановить гонку вооружений!; Запретить испытания атомного оружия!). Усилению экспрессии глагола в повелительном наклонении способствуют частицы да, пусть, ну, же, -ка и др.: - Ну-ка, сладко ли дружище. // Рассуди-ка в простоте (А. Твардовский); Да замолчи ты!; Ну, скажи!

4. Художественно-изобразительная роль глаголов в описании Полтавского боя

Поэты-классики, следуя канонам классической поэтики, дают „украшенное“ изображение битвы. Наряду с людьми в ней принимают участие „потусторонние“ силы. Космические явления, сопровождающие битву, показывают, что и природа не остается безучастной к происходящим событиям. Гиперболическое изображение борьбы и подвигов придает событиям характер сверхъестественной грандиозности. Всё это облекается в традиционный круг „способов изобразительности“ и фразеологически сходных оборотов, переходящих из одной эпопеи в другую и превращающихся в батальные клише. Искать исторической верности и реалистического правдоподобия при таком методе изображения не приходится.

Не такова батальная живопись „Полтавы“.

Известно, какое большое историческое значение признавал за полтавской битвой Пушкин. В своей поэме Пушкин воспевает это событие. Отсюда черты грандиозности, героичности в описании полтавского боя, дающие повод говорить, что Пушкин здесь „классицизму отдал честь“. Впечатление грандиозности создается, так сказать, масштабом описания, рисующим действия полков пехоты, отрядов конницы, наконец, двух враждебных армий в целом. Художник охватывает на своем полотне всё „битвы поле роковое“, которое „гремит, пылает здесь и там“. Но Пушкин не „украшает“ события. У него нет „чудесностей“ и „космизма.“ Гиперболизация не переходит в неправдоподобное преувеличение. Описание довольно точно передает ход военных действий. От традиционных, условных батальных клише пушкинская живопись свободна. Палитра его лишена таких красок, как „перуны“, „стрел тучи“, „реки крови“, „кровавый дождь“, „осязаемая тьма“, „мгла, пронзенна молний блеском“ и т. д.

Предметное значение слова для Пушкина стоит на первом плане. Изобразительные средства его поэтического языка подчинены реалистическому принципу точности, верности изображаемой действительности.

Вместо условно-поэтических жерл, изрыгающих смерть, вместо молнии и грома, туч стрел (Сладковский, и др.), катающихся голов и рек крови Пушкин дает точный перечень военных действий, разыгравшихся в описываемый момент боя.

В подготовительных материалах к «Истории Петра» Пушкин описывает Полтавский бой с бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20 000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16000, а с людьми разного звания — до 24 000» (Пушкин. Т. 9. С. 218-219). И хотя цифры и факты показывают масштабность битвы, ее описание здесь не производит впечатления возвышенного.
А вот описание того же боя в поэме «Полтава»:

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча...
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,

И смерть и ад со всех сторон.
(Пушкин. Т. 4. С. 293-294, 295).
Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя.

Как поэт воссоздает видимые и слышимые батальные сцены? Лексический, морфологический, синтаксический ряды, звукопись, в основном мужская рифма на согласный, утяжеленная стопа, резкое смешение ударений. Язык и стих здесь не только рисуют картину сражения, но и помогают передать отношение к изображаемому, выразить напряженность, энергию, тревогу. И среди многообразия средств художественной выразительности главную роль играют глаголы.

В 113 строчках, описывающих бой (не считая строф, посвященных Мазепе) - 64 глагола, причем только два из них - грохочут и сомкнули - повторяется дважды. Невероятно богат глагольный ряд этого отрывка! Самое первое слово, с которого начинается описание Полтавского боя, глагол «горит», который как бы предвещает скорый «пожар» битвы. Составим глагольный ряд первой строфы: грохочут, всходит, сомкнули, рассыпались, катятся, свищут, нависли - в перечислении действий, предшествующих началу грандиозного боя, сочетаются глаголы прошедшего и настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, передавая события однократного, завершенного или многократного, продолжающегося действия. Продолжают этот ряд в строфе глаголы настоящего времени: рвутся, летит, движется, крепит, показывающие передвижение войск, а затем гремит, пылает, служить уж начинает, уходит, падают, сдается, тесним темнеет. Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия. Мы видим это движение, мелькание, слышим звуки боя, благодаря аллитерации в отобранных поэтом глаголах: рв утся, гр охочут, св и щ ут.

В следующей строфе Пушкин, описывая появление Петра, использует динамические глаголы: конь под Петром "мчится", сам он "промчался пред полками", "птенцы гнезда Петрова" за ним "вослед неслись толпой". Все это сообщает особую стремительность и течению стиха.

В описании Карла, страдающего от раны, поэт пользуется другим глагольным рядом: явился, шли, погрузился, изобразил, казалось, приводил, двинул. Даже в самом отборе глаголов - многосложных, с обилием гласных звуков - передается вялость Карла, «слабым манием руки на русских двинул он полки» - и проиграл!

В описании кульминации боя (18 строк) используется 11 глаголов. Но особую экспрессию, дополнительное движение и действие картине боя придают глагольные формы: причастие и деепричастие. Дополняют эту картину отглагольные имена существительные. Рассмотрим подробнее этот эпизод.

Он опять начинается с глагола, старославянизма «грянул», который передает особую приподнятость свершившемуся. Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза — Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело — за судьбу Отечества.

Дальше события стремительно нарастают (этот бой длился 2 часа) и увеличивается темп, динамика, которая передается всеми возможными глагольными формами. И здесь Пушкин использует глаголы настоящего времени, создавая эффект присутствия читателя, сопереживания, сопричастности истории.

Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча...». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча...» «Вялое» слово заменяется более динамичным.

Везде штык колет, сабля режет,
Бой барабанный, стон и скрежет.
Гром пушек, топот, ярый стон —
И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:


Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Здесь отглагольные существительные дополняют глагольный ряд, усиливая действие, создавая завершенную картину судьбоносной для России битвы.
В описании Полтавского боя А.С.Пушкин использовал все возможности глагола как средства художественной выразительности: старославянизмы (всходит, крепит, запечатлен, грянуло, разят и др.), разговорные (грохочут, летит, мчится, неслись), как основу метафоры («горит восток», «грянул бой». Усиливает выразительность и динамичность глаголов и то, что Пушкин использует бессоюзие:

Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Лишь какое-нибудь грозное и величественное явление природы сравнится по силе и свежести впечатления с тем могучим разрядом поэтической энергии, который мы ощущаем в изображении Полтавской битвы.

«И никогда еще до того времени наш поэт не употреблял таких драгоценных материалов на свои здания, никогда не отделывал их с большим художественным совершенством. Сколько простоты и энергии в его стихе! Какая живая соответственность между содержанием и колоритом языка, которым оно передано! Есть что-то оригинальное, самобытное, чисто русское в тоне рассказа, в духе и обороте выражений!»

В.Г.Белинский.

Заключение

На основании данного исследования доказано, что глагол - одна из самых богатых и значимых частей речи.

Обилие глаголов, отглагольных форм (причастий, деепричастий) обычно отличает повествование от описания, в котором главным выразительным средством речи являются имена существительные и прилагательные. Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими.

Мы выдвинули гипотезу, что А.С.Пушкин использовал глаголы как средство выразительности, чтобы создать видимые и слышимые сцены в произведении, и привлечь и разбудить воображение читателя. Подтверждением правильности выдвинутой гипотезы является анализ эпизода «Полтавский бой» из поэмы «Полтава».

Список использованной литературы

  1. А.С.Пушкин «Полтава», полное собрание сочинений, изд 4, т.4, издательство «Наука», Ленинград, 1977г.
  2. Д.Д.Благой «Творческий путь Пушкина», М., 1974г.
  3. Т.Л. Плещенко, Н.В.Федотова, Р.Г. Чечет «Морфологические средства художественной выразительности». www.i-u.ru/biblio/archive/kultura_rehti/
  4. А. М. Горький "О Пушкине". "Известия" от 24 сентября 1936 года.
  5. А. Пушкин. Сочинения (в одном томе), стр. 709. Редакция, биограф. очерк и примечания Б. Тамашевского. Вступит. статья В. Десницкого. Гос. изд. "Художественная литература". Ленинград. 1936г.
  6. .В.Г.Белинский «Статьи о классиках» , статьи пятая, седьмая, изд. «Художественная литература», М.,1973г.
  7. www.hrono.ru/biograf/pushkin.html
  8. www.uralgalaxy.ru/literat/ug2/p_ist.htm
  1. Попробуйте по прочитанному отрывку вос-создать образ русского воинства, дать ему харак-теристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?
  2. Русские воины рвутся в бой, следуя во-инскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность вы-держать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы Рос-сии.

  3. Объясните значение таких слов и выраже-ний, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога бра-ней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
  4. Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. «Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог вой-ны поддерживает русских воинов. Выра-жение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближай-шего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и подня-того императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

  5. Выпишите в тетрадь из текста различные ви-ды тропов, назовите их и раскройте значение ху-дожественных средств для выражения чувств и на-строений автора.
  6. Возьмем, к примеру, описание Полтав-ского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, пси-хологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и нача-ло боя («Горит восток зарею новой»), по-явление Петра со своими сподвижника-ми, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способству-ют художественные средства, используе-мые поэтом.

    Эпитеты : дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье бое-вое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница ле-тучая.

    Метафоры : горит восток зарею но-вой; свищут пули; битвы поле роко-вое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темне-ет слава их знамен; жар пылает; по-ле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

    Сравнения : как пахарь, битва от-дыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

    Важную роль в картине боя играет зву-коподражание.

  7. Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше-ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?
  8. На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос-сии. Мужество Петра, его страстная увле-ченность делом, стремления, направлен-ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш-кину.

    В «Полтаве» образ Петра романтизиро-ван, император воспринимается как полу-бог, вершитель исторических судеб Рос-сии.

    Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза.

    Сочетание ужасного и прекрасного в об-разе Петра подчеркивает его сверхчелове-ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо-ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице-ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де-лил со всеми походные трудности. Его ув-леченность передавалась воинам, они ува-жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует-ся Петром и на поле брани («Могущ и ра-достен, как бой…»), и после битвы, ког-да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

    Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.

    Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

    В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

  9. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от-ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?
  10. Описания Петра и Карла, шведского ко-роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо-ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не-терпении от предстоящего сражения, го-товый ринуться в бой. Карл предстает не-подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол-нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш-кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат-риотизма. Материал с сайта

  11. Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?
  12. Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторе-ние гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образ-ного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все во-круг скрежещет, шипит и свистит.

    Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

  13. Прочитайте вступительный и заключитель-ный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отли-чаются ли они в интонационно-стилистическом от-ношении от. описания боя, если да, то в чем? Ка-кие мысли и чувства преобладают в них?
  14. Повествование вступительного отрыв-ка спокойное и размеренное. Размышле-ния Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяют-ся эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место про-славлению великой победы русского им-ператора, его мужества и благородства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопрсы по полтаве
  • вопрос ответ а.с.пушкин "полтава майл
  • антитеза полтава
  • кокого значение полтавского боя
  • стих полтава антитеза

Цель: - формирование умения определять авторскую позицию в произведении, опираясь на мировоззрение автора.

Задачи: - научиться работать по этапам исследовательской работы с текстом

Научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов.

Научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.

I. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Война… Когда произносишь это слово, невольно всплывают картины Великой Отечественной войны, такой далёкой от нас и такой близкой…Наша Родина насчитывает множество славных побед над захватчиками. Будь то Полтавское сражение, битва под Бородино или под Сталинградом….Сегодняшний урок мы посвящаем всем павшим российским воинам на полях всех сражений, - тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость Родины.

На уроке мы сегодня будем исследовать два текста. Вспомним, в каком порядке вообще проводится любое исследование. (Учащимся предлагаются карточки с названиями – гипотеза, ключевое слово темы, цель, задачи, методы, план исследования, выводы . Учащиеся должны составить их по порядку проведения исследования)

  1. Ключевые слова темы – авторская позиция.
  2. Цель исследования - сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, мы должны будем выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов в изображении войны, определим специфику их творческого метода.
  3. Задачи - научиться проводить сравнительный анализ стихотворных произведений, видеть различия и общие черты у разных авторов, научиться подводить итог исследовательской работе с текстом.
  4. Гипотеза - если сравнить тексты двух разных авторов по общей теме, то можно чётко увидеть авторскую позицию.
  5. Методы исследования – сравнение, анализ.
  6. План исследования (на доске):
  1. Способ изображения боя.
  2. Морфологические средства изображения батальных сцен.
  3. Звукопись сцен боя.
  4. Совпадения на уровне текста
  5. Итоги боя.
  6. Основная фигура героя-победителя.

7.Выводы

Сегодня на урок мы пригласили историков, которые дадут нам историческую справку о сражениях под Полтавой и Бородино, так как без этих сведений исследование будет неполным.

II. Сопоставительный анализ.

Вопрос по плану

Историческая справка

А.С. Пушкин «Полтава»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1Способ изображения боя.

Лермонтов написал стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, когда еще были живы участники битвы, и, по всей вероятности, общался с ними.

У Пушкина описание боя ведется от лица автора

У Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения. Война показана изнутри, глазами солдата, поэтому представляется более достоверной. С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ. А вот историческая наука во времена Лермонтова славу великого сражения приписывала исключительно полководцам.

2 Морфологические средства изображения батальных сцен. Выразительное чтение батальных сцен.

Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…

Вам не видать таких сражений!. .
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала…

Эти картины очень похожи. Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов движения. Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска

3.Звукопись сцен боя.

Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Звучал булат, картечь визжала…
…И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Повторяющиеся согласные (б, р, ж, н – у Пушкина – и з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия, ощущение близко звучащего боя.

4.Совпадения на уровне текста

  1. тяжкой тучей отряды конницы летучей
  2. в дыму среди равнины
  3. в огне, под градом раскаленным
  4. бой барабанный
  5. швед, русский – колет, рубит…
  1. французы двинулись, как тучи
  2. сквозь дым летучий
  3. в дыму огонь блестел
  4. вот затрещали барабаны
  5. рука бойцов колоть устала

На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения “Бородино”. Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств.

5.Итоги Боя

Историческая справка: В Полтавском сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов;

В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч.

“И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи…”

“Немногие вернулись с поля…”

6.Основная фигура героя-победителя

Поэт боготворил Петра как реформатора, который сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы.

Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. Поэма “Полтава” была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: “ швед, русский…”

У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении, видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению. Мы слышим подлинную народную речь: враги – это “басурманы”, “у наших ушки на макушке”, “постой-ка, брат мусью”, “уж мы пойдем ломить стеною”. Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Заслуга Лермонтова в том, что истинным героем битвы он делает именно простого солдата

Выводы

У обоих поэтов все-таки отдана дань славы русскому оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть войны отступают на второй план. Сам тон описания – торжественный, возвышенный:

Пушкин:

Тесним мы шведов рать за ратью,
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.

Лермонтов: Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Авторы, зависимости от поставленной задачи, выдвигают разные приоритеты в изображении боя. У Пушкина успех Полтавского сражения целиком связан с гением Петра I. Рядовые участники битвы – на втором плане. У Лермонтова в центре внимания – рядовой солдат. Однако ужасы боя отступают перед задачей отдать дань славы русскому оружию.

3. Заключение. Выводы.

Давайте вернёмся к гипотезе, выдвинутой в начале исследования. Мы в течение урока сравнили два текста и можем теперь чётко увидеть авторскую позицию.

Писатель рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме “Полтава” тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего разгромить непобедимых шведов. В стихотворении “Бородино” Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории. Однако, навоевавшись в 1840 году на Кавказе, Лермонтов перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении “Родина” (1840 г.) он напишет:

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Л. Н. Толстой уже с самого начала своей писательской деятельности отказался от романтического взгляда на войну. В “Севастопольских рассказах” он раз и навсегда определил свой творческий метод: “Вы увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страхе..»

По пути Толстого пойдут писатели-фронтовики XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что “война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни”, и вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников.

Д.з: написать сочинение на тему «Картины Полтавского боя»


К Петру Великому и малороссийским преданиям, с которыми познакомился он во время пребывания своего в имении Раевских в «Каменке». Сам Пушкин и его друзья придавали этому произведению большое художественное значение, усматривая в нем много литературных достоинств.

В поэме нет единства содержания, здесь развертываются две темы: 1) любовь, связавшая гетмана-предателя Мазепу с Марией, и 2) столкновение Петра в Северной войне с Карлом XII шведским . Обе темы связаны только личностью Мазепы.

Мазепа в «Полтаве»

Мазепа в отношениях к Марии и Петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими. Мария, и Петр оттеняют собою этот эгоизм Мазепы – Мария своей самоотверженной любовью, а Петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу. Потомство расплатилось с хищным эгоизмом Мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь Петра воздвигся монумент.

В обрисовке характера Мазепы Пушкин не пожалел мрачных красок. «Однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму. – Ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!» У Пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты. Объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу Мазепы, а написал ее под влиянием «дум» Рылеева («Войнаровский», «Мазепа», «Палей» и др.), где Мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. И это увлекло Пушкина. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит Пушкин. – "Полтаву" написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все!»

Последние слова очень характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «Полтавы» Пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием Рылеева. Если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании Мазепы. Поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:

Он не ведает святыни,
...он не помнит благостыни,
...он не любит ничего!
...кровь готов он лить, как воду,
...презирает он свободу,
...нет отчизны для него».

Повторяя характеристики, сделанные Рылеевым, Пушкин называет Мазепу «неукротимым», «стариком надменным», «дерзким хищником», «губителем», «Иудой», «злодеем», «скрытным», с душой «коварной», «мятежной», «ненасытной»... Следуя за Рылеевым, он рассказывает о «черных думах» Мазепы, об его «злой воле», об «угрызеньях его змеиной совести», об его терзаньях какой-то страшной пустотой, о том «кипучем яде», который переполняет его сердце. В описании наружности этого героя Пушкин не щадит таких же красок: у Мазепы «блестящий», «впалый взор». Он «суров», «бледен», «угрюм», он «молча скрежетал», у него «коварные седины», он «сверкает очами». Стремительность его неукротимого духа и у Рылеева, и у Пушкина выражается в том, что Мазепа постоянно то «мчится», то «несется» на коне. Одним словом, в лице Мазепы Пушкин изобразил довольно шаблонного романтического злодея; только прекрасная сцена разговора его с Марией смягчает этот напыщенный и неестественный образ.

Петр Великий в «Полтаве»

Неизмеримо выше в художественном отношении обрисован образ другого героя «Полтавы» – Петра I , выношенный в душе поэта, давно им любимый, им изученный и понятый... Чтобы обрисовать Петра, ему не пришлось обременять его образ громкими эпитетами, он нарисовал только два момента в его настроениях 1) на поле полтавской битвы и 2) пирующим после победы. В первом случае перед нами замечательное описание внешнего облика императора. Это описание реально, правдиво, и, в то же время, оно полно божественной красоты. Десятки эпитетов, которыми Пушкин наделил Мазепу, желая представить его титаном зла, бледнеют перед следующими немногими строками:

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь как Божия гроза...

И он промчался пред полками
Могущ и радостен, как бой!
Он поле пожирал очами...

В этих словах Пушкину удалось представить Петра «полубогом», создать ему апофеоз, не прибегая к искусственным романтическим эффектам.

Другой момент в настроениях Петра – ликование его по поводу полтавской победы:

Пирует Петр.
И горд, и ясен,
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

Это торжество великого человека, празднующего не свою личную удачу, а новую эру в исторических судьбах своего народа. Оттого таким величием и спокойствием полна его радость. Здесь нет места мелкому тщеславию, эгоизму, злорадству. Оттого в своем шатре он угощает не только своих вождей, но и чужих

И славных пленников ласкает
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.

Сравнение образов Петра, Карла и Мазепы

Перед этим величием государя, постигшего дух своего народа и прозревшего его великие задачи, жалкими кажутся эгоистическое тщеславие и честолюбие Карла XII и Мазепы... И судьба покарала их за то, что они служили прежде всего себе, своим желаниям... Из царского шатра, в котором царит чисто олимпийское величие и радость, поэт ведет нас в «глушь степей нагих». Там

Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.

Они бегут, «поникнув головою», бегут навстречу смерти и неведомым могилам в чужом краю...

Смысл поэмы «Полтава»

Весь смысл поэмы раскрывается в эпилоге:

Прошло сто лет и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось
И с них исчез кровавый след
Насилий, бедствий и побед.
Остатки разоренной сени,
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.

Такова судьба великих людей, которые в истории преследуют свои маленькие, личные цели. Между тем

В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе!

это награда от благодарного потомства великому слуге своего народа.

Таким образом, «Полтава», как «Цыганы », как «Евгений Онегин », как, отчасти, «Борис Годунов » есть развенчивание личного эгоизма.

Художественные красоты «Полтавы» и её источники

Поэма «Полтава», имеющая некоторые недочеты в «построении», отличается обилием отдельных сцен и картин, написанных гениально. Таковы, например, сцены разговоров Мазепы с Марией, Орлика с Кочубеем, появление сумасшедшей Марии, описание украинской ночи и Полтавской битвы.

Как уже было указано, поэма отразила на себе 1) давно зревший у Пушкина интерес к личности Петра и 2) влияние «дум» Рылеева. В них Рылеев раньше Пушкина начал ходить вокруг того художественного замысла, который воплощен «в Полтаве». В «думах» его выведены почти все лица, которые повторяются потом в Полтаве. Кроме того, некоторые отдельные картины и даже стихи Рылеева повторены в «Полтаве» (черты характера Мазепы, картина привала утомленных беглецов Карла и Мазепы, пророческие видения Мазепы, анафематствование в церкви, казнь Кочубея, появление Марии – у Пушкина развившиеся в целые картины, прощанье с родной землей). Все это, заимствованное Пушкиным, им перерабатывается и достигает высокой степени совершенства, 3) многие факты из жизни Мазепы взяты Пушкиным из его «жизнеописания», приложенного к «думе» Рылеева «Войнаровский», и принадлежащего перу Корниловича.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!