Римский папа Пий IX. Брокгауз и ефрон

Пий IX (в миру - Джованни Мария Мастаи-Ферретти) (13.05.1792 - 07.02.1878 гг.) - папа Римский с 16 июня 1846 г.

По рождению аристократ, сын графа, Дж. Мастаи-Ферретти обучался в 1802-1809 гг. в колледже в Вольтерре, где получил классическое образование, которое продолжил в Риме занятиями философии и теологии, прервав их в 1810-1814 гг. в связи с захватом Папского государства Францией. Закончив образование в 1818 г., в следующем году он был рукоположен в священники. Несколько лет был духовным руководителем приюта для сирот в Риме, а в 1823-1825 гг. направлен помощником дипломатической миссии в Чили.

По возвращении в Рим он был назначен каноником церкви Санта Мария в Риме и директором госпиталя Сан Микеле. Папа Лев XII назначил его епископом Сполето (1827 г.), папа Григорий XVI - епископом Имолы (1832 г.), а в 1840 г. возвел в достоинство кардинала. В то время он был известен своими либеральными взглядами и заслужил любовь и уважение своей паствы. Его избрание папой в 1846 г. было воспринято с восторгом, тем более что его первым актом стала амнистия для всех политических заключенных в Папском государстве (ок. 13 тыс. человек).

Понтификат Пия IX, самый длинный в истории папства (длился 32 года), имел переломное значение как в политическом аспекте, так и с точки зрения католического вероучения. После первых либеральных реформ, в числе которых были закон о печати, учреждение Государственной Консульты и образование совета министров, создание гражданской гвардии, строительство первой в Папском государстве железной дороги, разрешение газового освещения улиц в Риме и др., Пий IX стал воплощением устремлений неогвельфов, сторонников создания федерации Итальянских государств во главе с папой. Однако в охваченной революционным брожением Европе проведенных им реформ оказалось недостаточно. Несмотря на то, что 14 марта 1848 г. Пий IX обнародовал конституцию, в Риме усиливались волнения и уже осенью того же года он был вынужден покинуть Рим, где была создана республика. Пий IX обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполитанскому королевству и вернулся в Рим после того, как восстание было подавлено силами французских (при участии испанских и неаполитанских) войск, объявленный революционерами предателем родины.

Процесс объединения Италии сопровождался распространением на все итальянские государства анти-церковного законодательства, принятого в Пьемонте в 1850-е - нач. 1860-х гг. Пий IX занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Quanta сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени, в их числе рационализм, индифферентизм, либерализм, социализм и т. д. В 1870 г. к Итальянскому королевству было насильственным образом присоединено и Папское государство. Светская власть папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Свободное осуществление его функций было гарантировано в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. «законе о гарантиях», согласно которому Ватиканские дворцы передавались в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы. В ответ на потерю светской власти Пий IX провозгласил формулу «поп expedit» («не уместно»), означавшую запрет для католиков каким-либо образом участвовать в политической жизни Итальянского государства.

Наряду с этим Пию IX пришлось столкнуться с тем ударом по правам и привилегиям католической церкви, который был нанесен во 2-й пол. 19 века и во многих других странах - в Вюртемберге, Колумбии, Мексике и даже в России, где после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России со Святым престолом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Хотя эта борьба, получившая в истории название «Культуркампф», закончилась в сущности победой церкви, восстановившей почти полностью свое положение в стране, Пий IX этого уже не увидел.

В попытках сохранить в чистоте и укрепить католическое вероучение, а также повысить авторитет папской власти Пий IX внес существенный вклад в разработку догматов католической церкви. В 1854 г. он после консультаций с большинством епископов возвел в догму учение о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. 18 июля 1870 г. на Соборе была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»), главным содержанием которой стало введение в догму принципа «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Однако принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Епископы, не согласные с этим догматом, покинули заседания Собора раньше, чем состоялось голосование, чтобы не принимать в нем участия. Богословская оппозиция решениям Собора привела к созданию Старо-католической церкви.

Папа Пий IX

Папой Пием IX был Джованни Мария Мастаи-Ферретти (1792–1878), графский сын.

Тридцать один год и почти восемь месяцев он просидел на престоле Святого Петра, что считается самым долгим в истории доказанным понтификатом, и это без каких-либо ухищрений!

В 1846 году конклав совершенно неожиданно избрал его Папой. Он был последним Папой-королем, который кроме церковного сана обладал также светской властью над Папской областью. Он пробыл им всего пару лет, а потом Рим и Папскую область захватили и было основано королевство Италия.

После его избрания Пий IX провел несколько реформ, но позже стал противником республиканства, а также движения за объединение, хотя вначале и симпатизировал ему. Когда в Папской области, как и во многих местах Европы, в 1848 году вспыхнули революции, вместе со своими кардиналами он сбежал на берег Неаполя и Сицилии. На пару месяцев в Риме была образована Республика при участии радикально-демократического революционера Джузеппе Мадзини, но уже в середине 1849 года французские и испанские войска вошли в Рим и покончили с республиканской интермедией. Пий IX вернулся в Рим. Когда в 1870 году прусско-французская группа вышла из Рима, город захватили войска новой Италии и ликвидировали Папскую область. Папа уединился во дворце Ватикан. Верховенство Папы отныне терпели только в Ватиканском комплексе вокруг собора Святого Петра, во дворцах Ватикан и Латеран и в летней резиденции - дворце Гандольфо. Только в 1929 году итальянское государство официально вернуло Папе государственный суверенитет в этих областях.

Папа Пий IX всю свою жизнь выступал против итальянского государства с монархом и парламентом и получил прозвище «узник Ватикана».

Его протест изложен в энциклике «Ubi nos» (1871), в которой он осудил свободу вероисповедания и высказался против разделения Церкви и государства. Тем самым он поставил себя против распространившейся по Европе секуляризации, т. е. конфискации государством церковного и монастырского имущества.

Важными шагами были Первый Ватиканский вселенский собор, утвердивший догматическое учение о «непогрешимости Римского первосвященника» и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии.

Провозглашение непогрешимости Папы привело в Германии к расколу так называемых старокатоликов. Бисмарк использовал слова Папы для оправдания своей культурной борьбы против католиков, во время которой их теперь не только дискриминировали; многих католических высокопоставленных лиц арестовали или изгнали из Германии.

В феврале 1878 года, всего через несколько дней после того, как королем объединенной Италии был объявлен Витторио Эммануэле II, Пий IX умер. В 2000 году Папа Иоанн Павел II причислил Пия IX к лику блаженных.

Личность Пия IX

Ночью 24 ноября 1848 г. папа римский Пий IX, монарх государства Церковная область и глава римской католической церкви, переодетый, бежал в карете графини Спаур из Рима в Гаэту, на территорию Неаполитанского королевства, и стал оттуда готовить военный поход против Рима. Почему же папа бежал из своих владений?

Джиованни Мариа Мастаи-Ферретти был избран на папский престол после смерти папы Григория XVI в 1846 г. и принял имя Пий IX. Выходец из графской семьи (род. в 1792 г.), он предназначался семьей к военной службе, однако заболевание эпилепсией вынудило его отказаться от военной карьеры. В 1819 г. граф Мастаи благодаря отдаленному родству с папой и связям был посвящен в священники и выдвинулся на церковном поприще как проповедник-миссионер. Один из его биографов рассказывает об этом периоде жизни: "...он исключительно проповедовал ночью при фантастической живописной обстановке, в церкви, погруженной в мрак, кроме кафедры, на которой несколько свечей тускло освещали его бледное, вдохновенное лицо. Еще эффектнее были ночные представления на городской площади; тысячи свечей блестели в окнах окружающих домов, толпы восхищенных слушателей кишели у возвышенной платформы, на которой стоял молодой проповедник, рядом с громадным распятием, обращая свою вдохновенную речь к черепу с зажиленной внутри свечой. Мастаи не проповедовал, а играл. Он играл на кафедре точно так же, как некогда в театре в любительских спектаклях" *

Граф Мастаи быстро сделал церковную карьеру. В 1823 г. он служит в папском легатстве в Чили, в 1827 г. Мастаи уже архиепископ Сполето, позже - Имолы. в 1840 г. возведен в кардиналы, а в 1846 г. избран на папский престол. Его понтификат был не только одним из бурных в истории папства, но и самым продолжительным: 31 год 7 месяцев. Ни до, ни после него ни один из римских пап не сидел столько лет на папском престоле. Оказавшись во главе церковного государства и католической церкви в революционные годы середины XIX в., папа Пий IX пытался задержать ход событий. Он во всем следовал советам окружавших его иезуитов и своего статс-секретаря (с 1848 г.) кардинала Антонелли, крайнего реакционера, 25 лет фактически направлявшего политику папского правительства.

Один из деятелей революции 1848 г. в Риме Микельанджело Пинто, дает такую характеристику Пию IX: он - "то, что на обыкновенном языке называется "добрый человек". Он чувствителен, сострадателен к ближним, благочестив до суеверия и ревнителен в выполнении своих обязанностей до фанатизма. Ограниченный по уму, он обладает только весьма поверхностным образованием и не отличается ни знанием света, ни административными способностями, ни дипломатической тонкостью, и если сердечные стороны его личности достаточно развиты, зато умственные заключены в весьма тесную рамку. Что касается политических его мнений, то можно смело сказать, что он их вовсе не имеет... Мелочный и малодушный... скорее подозрительный, нежели доверчивый... одержимый мелким честолюбием", он искренне видел в себе помазанника божьего * .

Народ против папства

От Григория XVI, своего предшественника, Пий IX получил тяжелое наследство: папское государство было одним из наиболее отсталых в Европе. Григорий XVI не разрешал даже строить железные дороги, опасаясь связи с внешним миром. "Пятнадцать лет царствования Григория XVI составляют кровавый период, ознаменованный частыми восстаниями, которые подавлялись насильственными и жестокими мерами, сопровождавшимися множеством приговоров к каторжной работе, к изгнанию, к тюремному заключению, к смертной казни. Все провинции находились в осадном положении; военный суд не прекращал своих действий; тюрьмы и места ссылки были переполнены осужденными; виселица и эшафот соперничали друг перед другом", - писал "Вестник Европы" в июне 1867 г.

В папских владениях вспыхивали народные восстания против продажного режима. Протесты жестоко подавлялись. Опасаясь народных волнений, правительства Австрии, Франции, России, Англии и Пруссии порекомендовали в 1831 г. папскому правительству провести минимальные реформы: допустить светских людей к участию в судебных и правительственных делах, преобразовать суды, муниципалитеты и управление провинциями, а также создать Государственный совет и сейм.

Григорий XVI обещал эти предложения принять, но ничего не сделал. Вскоре после его смерти посланник России в папском государстве Бутенев сообщал в Петербург, что провинции и особенно легатства прислали новому папе Пию IX адреса, в которых просили, чтобы был положен предел злоупотреблениям папского правительства и осуществлены преобразования, обещанные в 1831 г. под влиянием пяти великих держав и с тех пор оставшиеся невыполненными.

Пий IX не был сторонником реформ. Однако обстоятельства - всеобщее недовольство в стране и страх перед революцией -вынуждали его на уступки. В литературе о Пие IX сложилась устойчивая легенда, что-де до 1848 г. он был настроен либерально и лишь революция его напугала и отбросила в лагерь реакции. На самом деле "либерализм" папы был вынужденный. "Все деяния папы за короткий "либеральный" период его папства,- пишет известный итальянский историк Дж. Канделоро, - являлись не столько плодом его доброй воли, сколько результатом активных действий и выступлений итальянских народных масс; кроме того, деяния эти были изрядно преувеличены либеральной пропагандой и представлены в таком духе, который явно не соответствовал подлинным устремлениям папы" * .

* (Дж. Канделоро. Католическое движение в Италии. М" 1955, стр. 87. )

Так, учитывая требования населения, 16 июля 1846 г. Пий IX обнародовал декрет об амнистии политическим заключенным. В небольшом папском государстве в 1845 г. в тюрьмах содержалось 13 тыс. политических заключенных и 19 тыс. человек находились в эмиграции. Вот почему декрет об амнистии был встречен весьма положительно широкими слоями населения, а папа завоевал репутацию либерального человека. Но народ требовал большего - реорганизации государственного управления и политических реформ, образования гражданской гвардии для подавления заговоров реакционеров, отмены цензуры, установления контроля над государственными финансами, преобразования коммунальных учреждений, допущения светских лиц к управлению, созыва Государственного совета, изгнания иезуитов и участия в объединении Италии.

Папа был чужд и враждебен этим требованиям. Бутенев писал в Петербург в январе 1847 г., что папа не намерен поощрять в своем государстве "проповедь так называемых либеральных идей, представительных учреждений и, наконец, стремлений к единству и независимости Италии. И та и другая мысль столько же опасны и химеричны сами по себе, как и нелепы и неприменимы на деле" * . Однако по мере нарастания революционного движения папа вынужден был идти на уступки - дать согласие на созыв Государственного совета из представителей провинций, на создание национальной гвардии, муниципалитета в Риме (назначаемого папой), на изгнание иезуитов из Рима (при этом папа разъяснил, что решение это он вынужден был принять, но его отношение к ордену не изменилось). В июне 1847 г. впервые в папском государстве был создан совет министров, правда, только из духовных лиц. При этом в день открытия Государственного совета Пий IX.

* (А. Попов. Рим в 1847 и 1848 годах. СПб., 1871, стр. 18 (выделено в оригинале.- М. Ш) заявил, что не собирается уменьшить верховную власть первосвященника, и тот, кто видит в учрежденном Государственном совете "осуществление своих утопий или зародыш института, несовместимого с верховной властью первосвященника", жестоко заблуждается. )

Результатом враждебного отношения папы к народным требованиям была резкая перемена отношения к нему населения. Если в 1846 г. после издания декрета об амнистии папу встречали восторженно, то уже в июне 1847 г., по словам Бутенева, "вместо восклицаний и заявлений преданности и восторга, которые прежде расточались перед папой при всяком случае, на всех церемониях... его встречали мертвым молчанием..." *

* (А. Попов. Рим в 1847 и 1848 годах, стр. 40. )

Римская республика

Февральская революция 1848 г. во Франции, революции в ряде других европейских стран нашли широкий отклик в Италии и способствовали новому подъему революционного движения в итальянских государствах, в том числе и в Папской области. Под давлением народного движения Пий IX согласился на некоторые либеральные реформы. 14 марта 1848 г. была обнародована конституция- "Основной статут светского управления церковного государства". Конституция полностью сохраняла верховную и неограниченную власть папы, коллегия кардиналов образовала собой сенат. Предусматривалось учреждение двух советов: верхнего, члены которого пожизненно назначались папой, и нижнего - его члены выбирались населением провинций по цензу. Законопроекты, принятые обеими палатами, передавались на рассмотрение коллегии кардиналов и должны были утверждаться папой.

Народные массы требовали от папы не только демократизации управления и конституции, но и активного участия в объединении Италии и освобождении ее от чужеземного ига. Во всех итальянских государствах шла упорная борьба за национальное единство. Главнейшим врагом национального объединения Италии была австрийская монархия, которая готова была в любой момент военной силой задушить национально-освободительное движение в итальянских государствах, поддерживала в них наиболее реакционные силы и раздробленность страны. Но Пий IX не хотел объединения Италии и участия в освободительной войне против Австрии даже тогда, когда ее войска заняли часть территории папского государства.

Еще в мае 1848 г. папа задумал бежать из своих владений, с тем чтобы вернуться с помощью иностранных штыков, задушить революцию и отменить все реформы, на которые его вынудили. В ночь на 24 ноября план был осуществлен. В Гаэте, куда он бежал, Пий IX объявил, что берет назад все, на что согласился под принуждением.

В январе 1849 г. в Церковной области состоялись выборы в Учредительное собрание, вопреки угрозе папы об отлучении от церкви всех, кто примет в них участие. 9 февраля Учредительное собрание приняло декрет об упразднении светской власти папы в Римском государстве и провозглашении в Риме республики. Декрет не затрагивал религиозной власти папы: статья 2 декрета гласила: "Римскому первосвященнику будут предоставлены все гарантии, необходимые для свободного осуществления духовной власти".

Пий IX не примирился с лишением его светской власти. Из Гаэты, куда прибыл и его статс-секретарь кардинал Антонелли, папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю: Начало интервенцию французское правительство во главе с президентом Луи Бонапартом (позже император Наполеон III). К. Маркс писал, что Бонапарт "нуждался в сохранении папской власти для того, чтобы сохранить за собой крестьян", так как "без папы нет католицизма, без католицизма нет французской религии, а без религии что стало бы со старым французским обществом?... Восстановленное господство буржуазии во Франции требовало реставрации папской власти в Риме" * .

* (К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 55. )

В апреле 1849 г. французские войска высадились на территории Римской республики, а 30 апреля подошли к Риму. Город мужественно оборонялся. В первом сражении под стенами Рима французские войска потерпели поражение. Однако к ним на помощь пришли войска неаполитанские и испанские. Римская республика защищалась против большой армии интервентов. Только в начале июля французы вступили в город. Учредительное собрание и республиканское правительство были оккупантами ликвидированы. В Рим вернулись старые хозяева, в частности бежавшие в Гаэту священники и иезуиты. Начались массовые аресты и казни.

В апреле 1850 г. в Рим вернулся Пий IX. Во главе государства вновь стал папа, вся власть перешла к духовенству. Отныне и до ликвидации папского государства власть Пия IX держалась на французских штыках, а папа так и остался непримиримым врагом всего нового и прогрессивного. Политическая и духовная реакция усилилась. Тон стали задавать иезуиты. В первую очередь под их влиянием Пий IX провозгласил 8 декабря 1854 г. догмат непорочного зачатия девы Марии. В булле говорилось, что он, папа, "по уполномочию" Иисуса Христа, апостолов и собственной властью определяет, что дева Мария "в первый момент своего зачатия" через особое действие благодати бога "очищена была от всякого осквернения греховного", и каждый католик, кто в это не поверит и заявит об этом, отпадает от церкви и подлежит законному наказанию.

Чрезмерный культ мифической божьей матери широко использовался и используется католической церковью для подогревания религиозных настроений. Эту же цель преследовали и иезуиты, добиваясь от Пия IX провозглашения нового догмата.

Разгул политической и духовной реакции в папском государстве не мог отодвинуть главного вопроса, который стоял перед итальянским народом,- об объединении страны и образовании национального государства. Клерикалы были противниками объединения страны - это неминуемо означало бы ликвидацию папского государства и ослабление их влияния и положения. Представители клерикального лагеря выдвигали идею федерации итальянских государств во главе с папой. Такие планы шли вразрез с коренными интересами итальянского народа. В Италии и вне ее появилась обширная литература как в защиту светской власти папы, так и против нее. В последней на основании евангелий и неоспоримых фактов истории доказывалось, что папам светская власть не принадлежит, что они не могут быть одновременно епископами и монархами, что апостол Петр не был римским епископом, не имел ни наследия, ни власти, поэтому термин "наследие Петра", применяемый к папским владениям, лишен смысла.

Выдвигались разные проекты (даже Наполеоном III) ликвидации светской власти папы и папского государства, с сохранением за папой дворцов, по традиции принадлежащих папству, и обеспечением содержания главы церкви. Предлагалось образовать маленькое папское государство, которое ограничивалось бы территорией города Рима.

Пий IX решительно возражал против подобных проектов. Между тем от церковного государства отпадали одни области за другими. После 1860 г. за папой остались лишь Рим и Кампанья. Национальные же интересы Италии требовали полной ликвидации светской власти папы. "Я пришел к точке зрения, - писал замечательный революционер и борец за объединение Италии Гарибальди, - что настало время опрокинуть обломки светского владычества папства и завоевать для Италии ее великую столицу" * . Пий IX и его преемники были сторонниками увековечения раздробленности Италии и сохранения на ее территории отдельного папского государства.

* (Д. Гарибальди. Мои мемуары. М., 1931, стр. 155. )

Пий IX и иезуиты, его советники, решили пустить в ход средства религиозного воздействия на массы для усиления позиций папы. Этому должны были послужить издание "Силлабуса" и созыв церковного собора.

"Силлабус"

"Силлабус, или Список важнейших заблуждений нашего времени" был опубликован вместе с энцикликой "Кванта кура" 8 декабря 1864 г. Этот документ направлен не только против буржуазной демократии, либерализма, прогрессивной общественной мысли, социализма и коммунизма, но и против либерального католического движения, искавшего путей согласования католицизма с буржуазной демократией, прогрессом и наукой. "Силлабус" может рассматриваться как декларация воинствующего мракобесия и в то же время как выражение бессилия последнего противостоять тому, что уже победило и побеждало в тогдашнем мире.

"Силлабус" состоит из 80 параграфов, в которых папа Пий IX осуждает не только то, что в какой-то мере относится к критике католического учения, но и разум, науку - поскольку они противоречат вере, демократию - поскольку она противоречит традиционной связи церкви с монархическими режимами, свободу совести и религиозную терпимость - поскольку это угрожает монопольному положению католической церкви в области религиозной.

В первых двух разделах осуждаются пантеизм, натурализм и рационализм. Осуждаются положения, что бог и мир - одно и то же, что человеческий разум не имеет никакого отношения к богу и является единственным судьей истинного и ложного, что чудеса и пророчества Библии - "суть поэтические вымыслы" и мифы, что философия должна изучаться независимо от религии, что схоластика не соответствует потребностям нашего времени и прогрессу. "Силлабус" восставал против человеческого разума, свободы научного исследования, требовал подчинения науки религии.

В третьем разделе "Силлабуса" осуждается положение, что "всякий человек свободен принимать и исповедовать ту религию, которую он, руководясь светом разума, признает за истинную", что "при исповедании всякой религии люди могут найти путь к вечному спасению", что протестантизм есть лишь форма христианства, "в которой можно так же угодить богу, как и в церкви католической".

Четвертый раздел "Силлабуса" направлен против социализма и коммунизма, а заодно и библейских обществ и обществ клерикально-либеральных.

В разделе пятом говорится о "заблуждениях" относительно прав церкви - осуждаются взгляды, что церковная власть должна действовать с согласия светских властей, что церковь не имеет права пользоваться силой, что у нее нет никакой светской власти, ни прямой, ни косвенной, что служители церкви и папа должны быть отстранены от светской власти, а церковный суд для гражданских дел следует уничтожить. В этом разделе (§ 38) папа выступал против мнения, будто "разделению церкви на восточную и западную содействовали чрезмерные произвольные деяния римских первосвященников".

В шестом разделе "Силлабуса" речь идет о "заблуждениях", касающихся взаимоотношения церкви и государства. К таковым относится тезис о том, что при столкновении светских и церковных законов первенство принадлежит первым, что светская власть может вмешиваться в дела религии и нравственности, что школьное дело должно находиться в ведении светских властей, быть освобождено от руководства и влияния церкви и, наконец, что церковь должна быть отделена от государства, а государство от церкви.

Седьмой раздел "Силлабуса" перечисляет "заблуждения" относительно нравственности, в частности папа выступает против мнения, будто законы нравственности не нуждаются в божественном освящении.

В восьмом разделе заблуждением объявляется мнение о том, что брак - не таинство, установленное Христом, что брак можно расторгнуть, а вопросы брака касаются светских властей, а не церкви.

В девятом разделе "Силлабуса" говорится о "заблуждениях", касающихся светской власти римских пап. Осуждается мнение о том, что уничтожение светской власти римских пап было бы полезным для церкви, способствовало бы ее свободе и процветанию.

Наконец десятый раздел "Силлабуса" - о "заблуждениях, связанных с современным либерализмом". Он заканчивается параграфом, в котором осуждается положение, что "римский первосвященник может и должен примириться и согласоваться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией".

С таким оружием, как "Силлабус", папство могло выступать и выступало в средние века. Во второй половине XIX в. это оружие уже не годилось. Буржуазия была заинтересована в том, чтобы церковь и папство помогали ей бороться против научного социализма, против революционного рабочего движения. "Крестовый поход" папы против буржуазного либерализма, науки и разума был не тем средством, которое могло успешно служить этой цели. Именно поэтому "Силлабус" способствовал подрыву авторитета папства.

Современные апологеты папства стараются оправдать деятельность Пия XI, утверждая, что своим "Силлабусом" он имел в виду судить лишь частные случаи, а не провозгласить универсальные принципы. "Силлабус", пишут они, не является непогрешимым документом, т. е. таким, с которым папа выступает, когда говорит как учитель всех христиан. На самом деле это не так: "Силлабус" был разослан с письмом статс-секретаря папы кардинала Антонелли всем патриархам, примасам, архиепископам и епископам в качестве руководства, и папа выступил в данном случае именно как учитель всех христиан. Кстати, "Силлабус" не отменен преемниками Пия IX.

Первый Ватиканский собор

Пий IX и иезуиты, его влиятельные советники, старались укрепить позиции папства созывом собора всех епископов и принятием на нем догмата о папской непогрешимости. В булле от 29 июня 1868 г. говорилось, что цель собора - определить истины вероучения, отвергнуть господствующие в обществе заблуждения, сохранить и укрепить дисциплину церкви.

Таким образом, главной задачей собора была борьба с "духом революций" в области духовной и политической, с прогрессивной мыслью, с передовыми общественными движениями.

В период подготовки собора и на соборе наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о провозглашении догмата папской "непогрешимости". Противники провозглашения догмата были в среде правящих кругов разных стран и в среде высшего духовенства. На самом соборе их было более 150. В апреле 1869 г. глава баварского правительства князь Гогенлоэ, верующий католик и преданный сын церкви, обратился к баварским послам при иностранных правительствах с циркулярным письмом. В письме говорилось, что вопрос о догмате папской непогрешимости, который будет решаться на соборе, выходит далеко за пределы чисто религиозной области и носит политический характер. Кроме того, писал Гогенлюэ, в решения собора предполагается включить положения "Силлабуса", идущие вразрез со многими бесспорными положениями государственной жизни культурных стран. В связи с этим Гогенлоэ призывал правительства заявить протест против таких решений через своих послов в Риме.

Против принятия собором нового догмата высказались католические круги в Германии, Венгрии и Австрии. В Германии в 1869 г. с книгой "Папа и собор" выступил Деллингер, один из наиболее авторитетных католических богословов (книга вышла под псевдонимом Янус). На основе громадного материала из истории папства он доказал, что положение о первенстве папской власти в церкви основано на фальшивках, что вся история папства полна преступлений и свидетельствует против учения о папской непогрешимости.

Если стать на точку зрения ранней церкви, писал Деллингер, то "папство как оно есть представится нам обезображивающим, спирающим дыхание, болезненным на организме церкви наростом, который задерживает и разлагает все лучшие жизненные соки и еще влечет за собою иные болезни" * .

* (Янус. Папа и собор. СПб., 1870, стр. 7. Книга Януса была в ноябре 1864 г. включена в папский Индекс запрещенных книг, в этом Индексе она числится и в настоящее время. )

Среди видных представителей католической иерархии противниками провозглашения догмата были: Штроссмайер-епископ дьяковский, Австро-Венгрия; Дарбуа - архиепископ парижский; Дюпанлу - епископ орлеанский; Гефеле - немецкий церковный историк, епископ роттенбургский; Кеттелер - епископ майнцский, один из творцов социальной программы папства второй половины XIX в.; Шварценберг - кардинал, епископ пражский и др. Противники провозглашения догмата были и в Бельгии, и в Америке, и в Италии, и во Франции.

Открытие собора состоялось 8 декабря 1869 г. На открытие прибыло около восьмисот епископов. Число участников в ходе работы собора уменьшалось. На последнем, четвертом, пленарном заседании было только 535 человек, остальные по разным причинам (в частности, чтобы не голосовать за принятие догмата) и под разными предлогами уехали из Рима до окончания собора. Работа собора проходила в комиссиях, где большинство представляли сторонники папской партии. Выступления оппозиции ограничивались. Так, во время выступления епископа Штроссмайера, противника принятия догмата, раздались возгласы: "Позор, позор, долой еретика!" Оскорбленный Штроссмайер заявил, что "на этом соборе нет ни свободы, ни правды" и что перед ним встает вопрос, может ли он оставаться на соборе, где свобода епископов подавляется и где догматы определяются путем, до этого не известным церкви.

Всего состоялось четыре общих заседания собора. Первое из них, 8 декабря 1869 г., - церемония открытия; второе, 10 января 1870 г., - демонстрация преданности епископов папе. На третьем заседании (24 апреля) была принята "Догматическая конституция католической веры", т. е. основные положения католического вероучения, которую папа тотчас же утвердил. Наконец четвертое заседание (18 июля) приняло "Первую догматическую конституцию церкви Христа" - о первенстве папской власти в церкви и о папской непогрешимости; это постановление также было утверждено папой.

Решения собора

Во вступлении к "Догматической конституции католической веры" говорится об упадке веры, об образовании множества сект, о распространении идей рационализма и натурализма, о том, что многие люди отвергают бога и христианскую религию, подпав под влияние пантеизма, материализма и атеизма, и работают над разрушением человеческого общества. Далее излагается католическое учение о боге-творце, об откровении, о вере и о соотношении веры и разума.

Последнее положение сводится к следующему: существуют два пути познания - посредством разума и посредством "откровения", но разум плодотворно познает тайны, только когда он "просвещен верой"; все, что противоречит вере,- фальшиво. Таким образом, здесь отстаивается тезис о первенстве религии перед наукой, а все, что расходится с религией, отвергается и проклинается.

В "Догматической конституции католической веры" перечисляются каноны, отрицание которых осуждается, а всякий повинный в этом предается анафеме. Так, предается анафеме всякий, кто отрицает бога - творца всех вещей; кто отвергает учение о сотворении богом мира из ничего и о том, что священные книги инспирированы богом; кто заявляет о независимости разума от веры; кто скажет, что чудеса невозможны, а сказанное о них в священных книгах - басни и мифы; кто считает, что положения науки, хотя и противоречат религии, истинны и церковью не могут осуждаться. Это все лишь небольшая часть тех положений католической веры, за отрицание которых собор предавал проклятию. Принятием этого документа собор канонизировал "Силлабус".

Во втором документе, одобренном собором и утвержденном папой - "Первой догматической конституции церкви Христа", подтверждается католическое учение о верховной власти папы и провозглашается его непогрешимость. Здесь говорится, что: 1) первенство над всей христианской церковью было обещано и дано Христом апостолу Петру, а кто это отрицает, тому да будет анафема; 2) римский первосвященник является преемником Петра в первенстве над церковью, а кто это отрицает, тому да будет анафема; 3) римский первосвященник имеет полную и высшую власть над вселенской церковью не только в делах веры и морали, но и в делах, имеющих отношение к дисциплине и управлению церковью во всем мире, и кто это отвергает, тому да будет анафема; 4) римский первосвященник, когда он говорит ex cathedra (с амвона), т. е. когда он, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, определяет доктрины, касающиеся веры и морали, обладает непогрешимостью * .

* (Тексты решений собора цит. по: G. Scheemann, Lateinisch - Deutsche Handausgabe der Decrete und Hauptsachlisten Acten des Hochheiligen Okumenischen Vatikanischen Concils. Freiburg im Breisgau, 1895; G. MacGregor. The Vatican Revolution, Boston, 1957. )

Сформулированный весьма туманно, догмат папской непогрешимости дает возможность считать непогрешимыми не только религиозные, но и общественно-политические акты папы, ибо критерия для различения, когда папа выступает как учитель всех христиан, а когда в другой роли, нет. По существу Пий IX объявил самого себя (и других пап) непогрешимыми. Так, решения собора начинаются со слов: "...Пий, епископ, слуга слуг божьих, с одобрения святого собора..." Пункт решений собора о папской непогрешимости сформулирован подобным же образом: "...с одобрения святого собора, мы (т. е. папа Пий IX.- М. Ш.) учим и определяем". Когда архиепископ Болоньи Джуиджи в дни работы собора сказал Пию IX, что традиция церкви не знает учения о папской непогрешимости, папа ответил: "Традиция-это я!" Лишь немногие противники решений собора во главе с Деллингером (отлученным от церкви) образовали старокатолическую церковь, существующую и поныне.

Принятие собором всех требований папской партии не было неожиданным. На соборе присутствовали только высшие церковные иерархи - кардиналы, патриархи, епископы, аббаты, генералы религиозных орденов. Из 764 человек 541 представляли церковь различных стран Европы, но больше половины их числа были итальянскими епископами. Многие материально зависели от папской курии. Не удивительно, что они поддерживали притязания папы и иезуитов.

"Силлабус", а затем Первый Ватиканский собор были последней попыткой папства удержаться на позициях феодального прошлого, противопоставить средневековую церковь всей современной цивилизации, сохранить ее контроль над умами и духовной культурой. Эта политика Пия IX не могла иметь успеха, в чем очень скоро сами церковные деятели убедились.

Ликвидация светской власти папы

19 июля 1870 г., через день после принятия собором догмата папской непогрешимости, началась франко-прусская война. Французские войска - опора папской власти, были отозваны из Папской области. 20 сентября 1870 г. Рим заняли итальянские войска. Папское государство было ликвидировано, его территория стала частью Итальянского королевства, а Рим - до того столица папского государства - стал в 1871 г. столицей Италии. Светская власть папы была упразднена. 20 октября 1870 г. появилась папская булла о том, что собор откладывается. В ноябре папа объявил себя "узником" в Ватикане и проклял всех, кто принимал участие во взятии Рима. Еще в 1868 г., а вторично в 1874 г. папа запретил итальянским католикам принимать участие в парламентских выборах, подчеркивая тем самым свое непризнание Итальянского государства и власти "узурпаторов" (декрет "Non expedit").

Итальянская буржуазия, ликвидировав светскую власть папы и его государство, вовсе не намерена была препятствовать деятельности папства как религиозного института. Она не была заинтересована и в удалении папства из Италии. 13 мая 1871 г. правительство Италии издало так называемый "Закон о гарантиях, или О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви". Личность папы объявлялась священ ной и неприкосновенной. Закон предусматривал ежегодную выплату папе 3225 тыс. лир и обеспечивал ему свободу осуществления функций главы церкви, свободное сношение с иностранными державами и привилегии иностранных дипломатических представительств при папе. Через два дня папа издал энциклику, в которой жаловался на нанесенные ему страдания "оккупацией" города и заявил, что ни теперь, ни в будущем не примет никаких предложенных ему гарантий. Так возник "римский вопрос" - конфликт между Ватиканом и правительством Италии, получивший свое разрешение лишь в 1929 г.

Пий IX не отказывался от надежды на восстановление светской власти папства. Он рассчитывал то на иностранную интервенцию, то на какие-то перевороты в Европе, одним из последствий которых и будет воссоздание папского государства. В клерикальных кругах западноевропейских стран в первые годы после падения папского государства пропагандировалась идея "крестового похода" против Итальянского королевства и восстановления папского государства военной силой.

Интересные данные о закулисной возне вокруг "помощи папе" сообщал русский посол в Риме Капнист в своих донесениях за 1871 г. Из них видно, что особые надежды папа возлагал на Пруссию. В феврале 1871 г. Капнист писал, что в Бельгии создана ассоциация, имеющая ответвления в ряде стран, с целью отстоять интересы папского престола. Она составила план организации корпуса, который в нужный момент возглавит движение в пользу папы. Инициатором этого плана были люди, близкие к Ватикану. Особенно инспирировали идею крестового похода иезуиты.

Фракция немецкой католической партии центра пыталась добиться на открытии германского рейхстага в 1871 г. заявления в пользу вмешательства в итальянские дела в интересах папы. В тронной речи кайзер сказал, что Германия не будет вмешиваться во внутренние дела других народов. Против этого положения выступили представители центра. Лидер партии Виндхорт заявил, что для немецких католиков "жизненный интерес" представляет вопрос о самостоятельности и независимости папы, а из того только, что "государство Виктора Эммануила" и Церковную область населяют итальянцы, не следует, что они должны составлять единое государство. Это требование клерикалов, однако, не было принято рейхстагом.

Во Франции епископы также добивались от национального собрания интервенции в пользу восстановления светской власти папы. Австрийские епископы обратились к императору Францу-Иосифу с петицией о дипломатическом вмешательстве в пользу восстановления светской власти папы. Клерикалы устраивали паломничества в Рим, к папе, для выражения ему сочувствия, распускали слухи о предстоящем отъезде папы из Рима и т. п. Все это не дало никаких результатов. Европа осталась безучастной к судьбе папы, писал из Рима Капнист в январе 1871 г. Что касается населения бывших папских владений (как и всей Италии), то оно поддерживало новый порядок; "большая масса населения решительно за новый режим", сообщал Капнист в феврале 1871 г. В Риме было проведено голосование: 40 785 человек высказалось за присоединение к Итальянскому государству и только 46 - против, в римских провинциях 133 681 голос - за, против только 1507.

Союзник европейской контрреволюции

Пий IX, как и вся европейская реакция, был встревожен провозглашением в Париже Коммуны. Симпатии папы были на стороне Тьера и душителей Коммуны. Большие надежды он возлагал на то, что с подавлением Коммуны усилится реакция в европейских странах, и это приведет к укреплению позиций папства. Граф Капнист писал в Петербург, что события в Париже вызвали сенсацию в Ватикане: "Мне показалось,- резюмировал он сообщение о своей беседе с Антонелли,- что кардинал рассчитывает на могущественную реакцию против безумных парижских волнений и питает надежды, что когда правительство Тьера станет хозяином положения, оно должно будет повести непоколебимо консервативную политику" * .

* (АВПР, ф. Канцелярия, 1871, д. 95, л. 79. )

На приеме большой делегации итальянских аристократов и иностранных паломников в ноябре 1871 г., поздравивших его с 25-летием пребывания на папском престоле, Пий IX произнес речь о том, что материализм и атеизм атакуют церковь. На самом деле он сам давно уже избрал мишенью своих нападок социализм и коммунизм. Пий IX был сторонником преследования парижских коммунаров, спасшихся от мести версальцев. В 1872 г. в отчете Генерального совета Гаагскому конгрессу Интернационала Маркс писал: "Его святейшество папа Пий IX излил свой гнев в обращении к депутации швейцарских католиков. "Ваше республиканское правительство",- сказал он,- "считает себя обязанным принести тяжелую жертву тому, что называют свободой. Оно предоставляет право убежища большому числу людей самого низкого пошиба. Оно терпит у себя секту, называемую Интернационалом, которая хотела бы поступить со всей Европой так, как она поступила с Парижем. Этих господ из Интернационала, которые, кстати, отнюдь не господа, следует опасаться, ибо они действуют в интересах вечного врага бога и рода людского. Зачем защищать их? За них нужно молиться".

Сначала повесьте их, а потом уже помолитесь за них!" - так толковал Маркс смысл приведенных слов папы * .

* (К. Маркой Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 129. )

Пий IX умер в феврале 1878 г. Он умер "узником" в Ватикане. Авторитет папства за годы его понтификата резко упал. Реакционная политика после 1848 г. и "Силлабус" поставили его во враждебную позицию ко всем прогрессивным движениям современности, к демократии и передовой науке. Особенно враждебно Пий IX относился к социализму. До конца жизни он занимал непримиримую позицию к Итальянскому государству. При нем начался так называемый культуркампф - борьба с католической церковью в Германии; при нем были порваны дипломатические отношения с Россией.

Именно Пия IX имели в виду Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", когда писали, что против "призрака коммунизма" объединились "все силы старой Европы", в первую очередь "папа и царь".

И папа Пий IX и царь Николай I видели друг в друге единомышленников и союзников против революции. В 1847 г. был заключен конкордат Ватикана с царской Россией. Конкордат действовал 20 лет. Пий IX надеялся, что конкордат послужит не только для совместной борьбы с революцией в Европе, но и для усиления позиций католической церкви в России. Царское правительство видело в папстве надежного союзника против революции, но при этом отстаивало преимущественные права православной церкви, главой которой считался царь. Оно стесняло и ограничивало деятельность католической церкви в России, особенно после польского восстания 1863 г.

Царское правительство обвиняло католическое духовенство в поддержке восстания и в том, что монастыри были опорными пунктами повстанцев. На самом деле, как правило, польское католическое духовенство, особенно высшее, занимало отрицательную позицию к восстанию. Ватикан же требовал от польского католического духовенства и верующих покорности властям. "20 февраля 1863 г. папа настаивал (в послании Варшавскому архиепископу - М. Ш.), чтобы отвергались так называемые враждебные религии законы, то есть уважали законы государственно- церковные. Кроме того, архиепископ должен был предостерегать верующих против "лжеучений"... 22 апреля 1863 г. папа обратился к царю с личным письмом, в котором в полном соответствии с папским посланием от 20 февраля 1863 г. решительно осудил всякую политическую революционную агитацию католиков. Папа высказал свое осуждение тем, кто в рядах революционеров сражается с оружием в руках против власти царского правительства" * .

* (Э. Винтер. Папство и царизм. М., 1964, стр. 311; Irena Коbегdоw a. Watykan a powstanie styczniowe.- В кн. "Szkice z dziejow papiestwa". Warszawa, 1958, str. 239-263. )

Папа в то же время упрекал царя, что своими действиями против католической церкви он ослабляет силу, которая его самого, царя, поддерживает. Тем не менее мероприятия властей против католической церкви привели к такому обострению отношений с Ватиканом, что в декабре 1866 г. конкордат царским указом был расторгнут.

Понтификат Пия IX явился переломным в истории папства - им завершился продолжавшийся более 1000 лет период феодального папства и феодальной церкви. В большинстве европейских стран и в США давно господствовала буржуазия. Пий IX, однако, жил феодальным прошлым. Он не смог примириться с падением папского государства. Объективно ликвидация этого государства и светской власти пап была на пользу папству. Хотя преемники Пия IX продолжали заявлять протесты против "узурпацию) их власти, они понимали, что средневековых позиций церкви и папства не вернуть и единственный путь для папства выйти из состояния изоляции - идти навстречу капитализму. Это и сделал папа Лев XIII.

В 1827-м 35-летний Джованни был назначен архиепископом Сполето (Spoleto). В 1831-м до Сполето дошла начавшаяся в Парме (Parma) и Модене (Modena) революция; после её подавления архиепископ даровал бунтовщикам прощение – тем самым серьезно упрочив свою репутацию среди широких масс.


Джованни Мария Мастай-Ферретти, более известный как Папа Пий IX (Giovanni Maria Mastai-Ferretti или Blessed Pope Pius IX, 13.05.1792 – 7.02.1878) – религиозный деятель, занимавший пост Папы Римского в течение одного из самых продолжительных за историю католической церкви периодов – с 1846-го по 1878-й годы. Именно при нем в 1869-м был собран Первый Ватиканский Совет – утвердивший, помимо прочего, декрет о непогрешимости Папы. Пий IX утвердил идею Непорочного Зачатия Девы Марии, тем самым заявив, что Мария зачала Сына Божьего без первородного греха и прожила всю свою жизнь безгрешной.

Пий IX был последним Папой, правившим суверенной Папской Областью (Papal States).

На данный момент многие видные историки церкви и журналисты склонны считать целый ряд решений Папы крайне и крайне сомнительными. Впрочем, кое-что из сделанного Пием действует и по сей день – так, сбор в поддержку Святого Престола (так называемый "Peter"s Pence") до сих пор является одной из главных статей дохода римской курии и Ватикана. Немало споров вызвал опубликованный в 1864-м труд "Список важнейших заблуждений нашего времен" ("Силлабус", "Syllabus Errorum"). В этой работе Папа активно критиковал ряд новомодных тенденций – в частности, натурализм, рационализм, социализм, пантеизм коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести, отделение Церкви от государства и многое другое.

Родился Джованни в Сенигаллии (Senigallia), в семье Джироламо дей конти Ферретти (Girolamo dei conti Ferretti); учился он в Вольтерре (Volterra) и Риме. В 1814-м ему довелось повстречаться с Папой Пием VII, возвращавшимся через Сенигаллию из французского плена. Годом позже Ферретти поступил в Папскую Стражу (Papal Noble Guard); долго, однако, ему там прослужить не удалось – вскоре Джованни исключили из стражи из-за мучавшей его эпилепсии. Так просто сдаваться, впрочем, Ферретти не собирался – бросившись в ноги лично Папе, он был замечен и получил весьма и весьма высокое покровительство. Джованни продолжил изучать теологию с удвоенной силой.

Незадолго до своей смерти Пий VII отправил Ферретти сначала в Чили, а затем – в Перу; там Джованни должен был помогать нунцию Джованни Музи (Giovanni Muzi), первому посланцу от папского престола в послереволюционную Южную Америку. Нунций и его помощник должны были изучать роль католической веры в новоявленных южноамериканских республиках. Вернувшись, они докладывали уже новому Папе – Льву XII; за свою работу Ферретти был назначен главой госпиталя Сан-Мишеле в Риме.

В 1827-м 35-летний Джованни был назначен архиепископом Сполето (Spoleto). В 1831-м до Сполето дошла начавшаяся в Парме (Parma) и Модене (Modena) революция; после её подавления архиепископ даровал бунтовщикам прощение – тем самым серьезно упрочив свою репутацию среди широких масс. Довольно умелым руководителем себя зарекомендовал Ферретти и во время ликвидации последствий случившегося вскоре после этого землетрясения. Архиепископ занимался активным просвещением населения, заботился о бездомных детях и навещал заключенных прямо в тюрьмах. В дальнейшем Джованни перевели в более престижную область; в 1839-м он стал кардиналом "in pectore", а в 1840-м получил полноправный кардинальский титул.

После смерти Папы Григория XVI (Pope Gregory XVI) совету кардиналов пришло время выбирать нового главу католической церкви. Нестабильная политическая обстановка в стране сильно повлияла на эти выборы. Часть кардиналов вообще не смогла прибыть в указанное место – к началу заседания прибыло лишь 46 человек из 62-х. Как показали дальнейшие дебаты, определенный раскол произошел и внутри совета – кардиналы явно разделялись на либералов и консерваторов. Консерваторы стояли за Луиджи Ламбрушини (Luigi Lambruschini), либералы – за Паскаля Томмазо Гицци (Pasquale Tommaso Gizzi) и Мастай-Ферретти. Первое голосование результатов не дало; либералы решили сменить тактику и в едином порыве проголосовали за Джованни. 16-го июня 1846-го Мастай-Ферретти был выбран новым папой. К сожалению, нехватка дипломатического опыта существенно осложнила начало понтификата Джованни – так, князь Австрийской Империи Меттерних (Prince Metternich of the Empire of Austria) напрочь отказался признавать нового папу. Архиепископ Милана, кардинал Гейсрук должен был представить совету официальное вето на кандидатуру Ферретти; впрочем, на совет он не успел, и выборы прошли в обычном порядке.

Понтификат Пия IX представляет интерес отнюдь не только своей невероятной продолжительностью. После 1848-го Папе пришлось иметь дело с крайне взрывоопасной обстановкой – как в Европе вообще, так и в Италии в частности. Изначально Пий пробовал либеральный подход – он освободил всех политических заключенных, арестованных при предыдущем Папе и даровал Риму конституционную систему. Руководил новым Римом, кстати, друг Папы – князь-философ Антонио Розмини-Сербати (Antonio Rosmini-Serbati).

Продлилась "либеральная" эпоха, однако, недолго – уже в 1848-м Пий заделался завзятым консерватором. Произошло это после серии убийств и террористических актов по всей стране; усугубила ситуацию назревавшая революционная угроза в Италии, Франции и Германии. В 1848-м же Пий бежал из Рима; в 1870-м Папская Область навсегда потеряет свою независимость и вольется в состав Италии. Папа, разумеется, не собирался сдаваться без боя – так, он наотрез отказался принимать предложенный итальянцами закон, сделавший бы Ватикан зависимым от Италии в финансовом плане на много лет вперед; к сожалению, особого успеха ему добиться не удалось. Не особо хорошо обстояли дела и в других странах – Германии, России и Франции; там в это время происходили свои перемены, и папским ставленникам не удавалось как следует развернуться. Куда как больше повезло Пию с Австро-Венгрией (Austria-Hungary), Португалией, Испанией, Тосканой (Tuscany), Эквадором, Венесуэлой, Гондурасом, Сальвадором (El Salvador) и Гаити – там его сторонники могли вести более активную деятельность.

Скончался Пий IX вскоре после смерти своего старого врага, Виктора Эммануила II (Victor Emmanuel II), короля Сардинии и объединенной Италии. Узнав о практически безнадежном состоянии Эммануила, Пий отозвал все наложенные на него церковные кары – вплоть до отлучения от церкви. Пережил Виктора Папа Римский лишь на месяц – умер он 7-го февраля 1878-го, от сердечного приступа, вызванного очередным эпилептическим припадком. Процесс беатификации – причисления покойного к лику блаженных – начался еще в 1907-м, однако из-за целого ряда причин неоднократно откладывался – вплоть до 2000-го года.

Syllabus,

или Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени, указанные в консисториальных аллокуциях, энцикликах и иных апостольских посланиях святейшего господина нашего Папы Пия IX

§ 1. Пантеизм, натурализм и абсолютный рационализм

1. Не существует никакого высшего, мудрейшего и провиденциальнейшего Божественного Существа, отличного от совокупности сих вещей, и Бог является одним и тем же с природой вещей, и потому подвластен изменениям, и Бог действительно существует в человеке и в мире, а также все является Богом и имеет собственнейшую субстанцию Бога; одной и той же вещью является Бог с миром и, соответственно, дух с материей, необходимость со свободой, истина с ложью, добро со злом и справедливость с несправедливостью.

2. Должно отрицать всякое действие Бога в отношении людей и мира. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

3. Человеческий разум, совершенно независимо от Бога, является единственным судьей истины и лжи, добра и зла, он является законом для самого себя, и его естественных сил достаточно для попечения о благе людей и народов. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

4. Все религиозные истины проистекают из прирожденных способностей человеческого разума; сей разум является главным правилом, на основании которого человек может и должен достигнуть познания всех различного рода истин. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

5. Божественное Откровение является несовершенным и, следовательно, подлежащим постоянному и неопределенному развитию, которое соответствует развитию человеческого разума. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

6. Вера Христова находится в противодействии с человеческим разумом, и Божественное Откровение не только не приносит никакой пользы, но даже препятствует совершенству человека. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.: Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

7. Пророчества и чудеса, показанные и рассказанные в Священных Писаниях, являются поэтическими вымыслами, а тайны христианской веры - суммой философских изысканий; и в книгах обоих Заветов содержатся мифические измышления; и Сам Иисус Христос является мифической выдумкой. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокущия "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

§ 2. Умеренный рационализм

8. Так как человеческий разум приравнивается к самой религии, следовательно богословские науки рассматриваются точно так же, как философские. Аллокуция "Singulari quadam perfusi", 9 декабря 1854 г.

9. Все без исключения догматы христианской религии являются предметом естественного знания или философии; и человеческий разум, исторически только образованный, может, исходя из своих естественных сил и принципов, прийти к истинному знанию обо всех, даже наиболее сокровенных, догматах, если только сии догматы были бы предложены самому разуму как предмет. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же, 21 декабря 1863 г.

10. Так как одним является философ, а другим философия, то первый имеет право и обязанность подчиняться авторитету, который сам признал истинным; но философия и не может, и не должна подчиняться какому-либо авторитету. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.; Послание "Tuas libenter" ему же 21 декабря 1863 г.

11. Церковь не только не должна когда-либо порицать философию, но даже должна терпеть заблуждения философии и предоставлять ей самой себя исправить. Послание "Gravissimas" Архиепископу Фрейзингскому, 11 декабря 1862 г.

12. Декреты Апостольского Престола и Римских Конгрегации препятствуют свободному развитию науки.

13. Методы и принципы, которыми древние Учители схоластики разрабатывали Богословие, никак не соответствуют нуждам нашего времени и развитию науки. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

14. Философия рассматривается без принятия во внимание сверхъестественного Откровения. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

NB. Системе рационализма соответствуют по большей части заблуждения Антона Понтера, которые осуждены в Послании Кардиналу Архиепископу Кельнскому "Eximiam tuam" от 15 июня 1857 г. и в Послании Епископу Бреслау "Dolore haud mediocri" от 30 апреля 1860 г.

§ 3. Индифферентизм, латитудинаризм

15. Каждый человек свободен избирать и ту религию, которую он при помощи света разума полагает истинной. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

16. Люди в культе какой бы то ни было религии могут найти путь вечного спасения и сподобиться оного. Энциклика "Quipluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Ubiprimum", 17 декабря 1847 г.; Энциклика "Singulari quidem", 17 марта 1856 г.

17. По крайней мере можно надеяться на вечное спасение всех тех, кто никоим образом не пребывает в истинной Церкви Христовой. Аллокуция "Singulari quadam ", 9 декабря 1854 г.; Энциклика "Quanta conjiciamur moerore ", 17 августа 1863 г.

18. Протестантизм является ни чем иным, как другой формой той же истинной христианской религии, в которой, так же, как и в католической Церкви, можно угодить Богу. Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.

§ 4. Социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, клерикально-либеральные общества

Язвы этого рода часто и сурово осуждаются в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Энциклике "Nostis et Nobiscum" от 8 декабря 1849 г., в Аллокуции "Singulari quadam" от 9 декабря 1854 г., в Энциклике "Quanto conficiamur moerore" от 10 августа 1863 г.

§ 5. Заблуждения, касающиеся Церкви и ее прав

19. Церковь не является истинным и совершенным обществом, вполне свободным; она не пользуется своими собственными и неизменными правами, дарованными ей Божественным ее Основателем; но светской власти подлежит определять, каковыми являются права Церкви, а также границы, в которых эти права могут осуществляться. Аллокуция "Singulari quadam", 9 декабря 1854 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

20. Церковная власть не должна осуществлять свои полномочия без разрешения и одобрения светского правительства. Аллокуция "Meminit unusquisque", 30 сентября 1861 г.

21. Церковь не имеет власти догматически определять, что вера католической Церкви является единственной истинной религией.

22. Обязанность, которой полностью связываются католические ученые и писатели, ограничивается только тем, что безошибочным судом Церкви объявляется как догмат веры для всеобщего верования. Послание Архиепископу Фрейзингскому "Tuas libenter", 21 декабря 1863 г.

23. Римские Первосвященники и Вселенские Соборы превысили пределы своей власти, узурпировали права государей, а так же заблуждались в определении вещей, относящихся к вере и нравственности. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.

24. Церковь не имеет власти применять силу и не имеет никакой мирской власти, прямой или косвенной.

25. Кроме присущей епископату власти, есть еще мирская власть, дарованная [ему] светским государством явно или молчаливо, которая когда угодна может быть отъята. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

26. Церковь не имеет прирожденного и законного права приобретения и владения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.; Энциклика "Incredibili", 17 сентября 1863 г.

27. Церковные священнослужители и Римский Первосвященник являются полностью отстраненными от попечения и господства над всеми мирскими вещами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

28. Епископам, без разрешения правительства, не позволено обнародовать даже сами Апостольские Послания.

29. Милости, предоставленные Римским Первосвященником, должны рассматриваться как недействительные, если не были получены через посредство правительства. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

30. Иммунитет Церкви и церковных лиц имел происхождение от светского права.

31. Церковная судебная юрисдикция для процессов клириков по мирским делам, как гражданских, так и уголовных, является полностью отмененной, даже без совета с Апостольским Престолом и учета его возражений. Аллокуция "Acerbissimum ", 27 сентября 1852 г.; Атокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

32. Без всякого нарушения естественного права и справедливости может быть уничтожен личный иммунитет, которым клирики освобождаются от бремени вступления на военную службу и несения ее; этого уничтожения воистину требует гражданское развитие, особенно в обществе, основанном на либеральных узаконениях. Послание "Singularis Nobisque" Епископу Монреальскому, 29 сентября 1864 г.

33. Не принадлежит единственно к присущему и прирожденному праву власти церковной юрисдикции руководство обучением богословским предметам. Послание "Tuas libenter" Архиепископу Фрейзингскому, 21 декабря 1863 г.

34. Учение, сравнивающее Римского Первосвященника с независимым государем и властителем во всемирной Церкви, является учением, преобладавшим в средние века. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

35. Ничто не препятствует тому, чтобы решением какого-либо всеобщего Собора или действием всего народа достоинство Верховного Первосвященника от Римского Епископа и из города Рима было передано другому Епископу и в другой город. Апостольское послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

36. Определение национального собора никакого иного не дотекает обсуждения, и светская администрация может сообразовываться с этими пределами. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

37. Могут быть учреждаемы национальные Церкви, изъятые из-под власти Римского Первосвященника и полностью отделенные от него. Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.; Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.

38. Разделению Церкви на Восточную и Западную способствовали непомерные претензии Римских Первосвященников. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

§ 6. Заблуждения о гражданском обществе, рассматриваемом либо само по себе, либо в его отношениях с Церковью

39. Государство, как начало и источник всякого права, пользуется правом, которое не ограничено никакими пределами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

40. Учение Католической Церкви является противостоящим благу и пользе человеческого общества. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.

41. Светской власти, даже осуществляемой неверным властителем, принадлежит косвенная негативная власть в отношении сакральных вещей; ей же, соответственно, принадлежит не только право, называемое exequatur, но также право апелляции, именуемой ab abusu. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

42. В случае конфликта законов между двумя властями светское право имеет преимущество. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

43. Светская власть имеет право разрывать и объявлять недействительными торжественные соглашения (обычно называемые конкордатами), заключенные с Апостольским Престолом касательно пользования правами, относящимися к церковному иммунитету, без его согласия и несмотря на его протесты. Аллокущия "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Multis gravibusque ", 17 декабря 1860 г.

44. Светская власть может вмешиваться в вещи, относящиеся к религии, нравственности и духовному руководству. Поэтому она может иметь суждение о наставлениях, которые пастыри Церкви издают согласно своему долгу, как правило, для совести; и даже она может принимать решение о преподании Божественных Таинств и о расположениях, необходимых для их принятия. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.

45. Все управление общественных школ, в коих обучается молодежь какого-либо христианского Государства, исключая только некоторым образом епископские семинарии, может и должно быть предоставлено светской власти, и при этом так, что никакой иной какой-либо власти не признается право вмешиваться в дисциплину школ, в руководство занятиями, в присвоение степеней, в выбор либо утверждение преподавателей. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Qitibus luctuosissimus ", 5 сентября 1851 г.

46. Даже в самих духовных семинариях метод, употребляемый в научных занятиях, подчиняется светской власти. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

47. Наилучшее устройство гражданского общества требует, чтобы народные школы, которые открыты для всех детей из каждого класса населения, а также в целом учреждения, которые предназначены для преподавания наук и серьезных дисциплин, для заботы об образовании молодежи, освобождались от всякой власти Церкви, от ее сдерживающего влияния и вмешательства и полностью подчинялись воле светских и политических властей, согласно предписаниям правящих и общему мнению эпохи. Послание Архиепископу Фрейбургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.

48. Католики могут принять систему образования их молодежи, которая была бы отдалена от католической веры и власти Церкви, и которая имела бы исключительной или по крайней мере основной целью только изучение чисто естественных вещей и общественной жизни на земле. Послание Архиепископу Фреибургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.

49. Светская власть может препятствовать свободному и взаимному общению священных Предстоятелей и верующего народа с Римским Первосвященником. Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.

50. Светская власть сама по себе имеет право представлять Епископов к должности и может от них требовать, чтобы они вступали в управление епархиями до получения канонического назначения от и апостолического послания. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

51. Светская власть имеет даже право отстранять Епископов от пастырского служения и не обязана повиноваться Римскому Первосвященнику в том, что касается учреждения епархий и поставления Епископов. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.;

52. Правительство может, по принадлежащему ему праву, изменять возраст, предписанный Церковью для принесения монашеских обетов как женщинами, так и мужчинами, и приказывать монашеским общинам не допускать никого к принесению торжественных обетов без его разрешения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

53. Должно упразднить законы, покровительствующие существованию монашеских общин, их правам и функциям; более того, гражданская власть может оказывать помощь всем тем, кто хотел бы покинуть монашеское сословие, к которому они присоединились, и нарушить свои торжественные обеты; также она может полностью упразднять сии самые монашеские общины, равно как коллегиатские церкви, простые бенефиции, даже объятые правом патроната, присваивать и подчинять их имущества и доходы своему управлению и распоряжению. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Probe memineritis ", 22 января 1855 г.; Аллокуция "Cum saepe", 26 июля 1855 г.

54. Цари и князья являются не только изъятыми из юрисдикции Церкви, но даже стоящими выше Церкви, когда речь идет о разрешении вопросов юрисдикции. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.

55. Церковь должна быть отделена от Государства, а Государство от Церкви. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

§ 7. Заблуждения, касающиеся естественной и христианской нравственности

56. Нравственные законы не имеют нужды в Божественной санкции и совершенно не является необходимым, чтобы человеческие законы соответствовали естественному праву или получали от Бога обязывающую власть. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

57. Наука о философии и нравственности, равно как и гражданские законы, могут и должны быть изъятыми из под власти Божественной и Церковной. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

58. Не должно признавать иных сил, кроме заключающихся в материи, и вся нравственность и честность должны состоять в накоплении и увеличении любым способом своих богатств и в обеспечении своих наслаждений. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.; Энциклика "Quanta conficiamur moerore", 10 августа 1863 г.

59. Право состоит из материальных действий; все людские обязанности суть пустые названия, и все человеческие поступки имеют силу права. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

60. Власть является ни чем иным, как совокупностью чисел и материальных сил. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.

61. Несправедливость, увенчанная на деле успехом, не несет никакого посягательства на святость права. Аллокуция "Jamdudum cernimus", 18 марта 1861 г.

62. Должно провозгласить и соблюдать принцип, называемый невмешательством. Аллокуция "Novos et ante", 28 сентября 1860 г.

63. Дозволено отказывать в послушании законным государям и даже восставать против них. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quisque vestrum ", 4 октября 1847 г.; Энциклика "Nostis et Nobiscum ", 8 декабря 1849 г.; Апостольское Послание "Cum catholica Ecclesia ", 26 марта 1860 г.

64. Нарушение присяги, сколь бы святой она ни была, и всякое преступное и постыдное действие, противостоящее вечному закону, не только не должно быть порицаемым, но оно является совершенно законным и достойным самых больших похвал, когда вдохновлено любовью к Родине. Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.

§ 8. Заблуждения, касающиеся христианского брака

65. Нельзя установить никаким доводом, что Христос возвел брак в достоинство Таинства.

66. Таинство брака является лишь дополнением брачного контракта, которое может быть от него отделено, и само Таинство состоит в одном только свадебном благословении. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.

67. Согласно естественному праву, узы брака не являются нерасторжимыми, и в различных случаях развод, в точном смысле слова, может быть санкционирован гражданской властью.

68. Церковь не имеет права вводить препятствия, разрывающие брак, но это относится к компетенции светской власти, которой существующие препятствия должны быть устраняемы. Апостольское Послание "Multiplies inter", 10 июня 1851 г.

69. Церковь начала вводить в позднейшие века препятствия, разрывающие брак, не на основании присущего ей права, но используя право, полученное от гражданской власти. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

70. Каноны Тридентского Собора, налагающие анафему на дерзающих отрицать власть Церкви вводить препятствия, разрывающие брак, не являются догматическими, либо должны рассматриваться как заимствованные означенной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

71. Форма, предписанная Тридентским Собором, не является обязательной под угрозой признания брака недействительным, когда гражданский закон устанавливает иную форму следования и желает, чтобы посредством сей формы брак был действительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

72. Бонифаций VIII первый заявил, что обет целомудрия, произнесенный при рукоположении, делает брак недействительным. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.

73. В силу чисто гражданского контракта может существовать истинный брак между христианами; и является ложным, что либо брачное соглашение между христианами всегда было бы Таинством, либо сие соглашение было бы недействительным без Таинства. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Послание Его Святейшества Пия IX королю Сардинии, 9 сентября 1852 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Multis gravibusque", 17 декабря 1860 г.

74. Дела о браке и обручении, по присущей им природе, принадлежат к гражданской юрисдикции. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

NB. Здесь могут быть помещены два других заблуждения: уничтожение церковного целибата и предпочтение, отдаваемое состоянию брака над состоянием девства. Они осуждены, первое в Энциклике "Qui pluribus" от 9 ноября 1846 г., второе в Апостольском Послании "Multiplices inter" от 10 июня 1851 г.

§ 9. Заблуждения, касающиеся светской власти Римского Первосвященника

75. Чада христианской и католической Церкви спорят между собой о совместимости земного царства с духовной властью. Апостольское Послание "Ad apostolicae ", 22 августа 1851 г.

76. Упразднение светского суверенитета, которым пользуется Апостольский Престол, будет еще больше служить свободе и благу Церкви. Апостольское Послание "Quibus quantisque ", 20 апреля 1849 г.

NB. Помимо сих недвусмысленно обозначенных заблуждений, некоторые иные заблуждения осуждены по смыслу определенно представленным и изложенным учением, каковое все католики должны твердо исповедовать касательно светской власти Римского Первосвященника. Сие учение ясно преподается в Аллокуции "Quibus quantisque" от 20 апреля 1849 г., в Аллокуции "Si semper antea" от 20 мая 1850 г., в Апостольском Послании "Cum catholica Ecclesia" от 26 марта 1860 г., в Аллокуции "Novos et ante" от 28 сентября 1860г, в Аллокуции "Jamdudum cernimus" от 18 марта 1861г, в Аллокуции "Maxima quidem" от 9 июня 1862 г.

§ 10. Заблуждения, относящиеся к современному либерализму

77. В наше время более не является полезным рассматривать католическую религию как единственную государственную религию, исключая все иные культы. Аллокуция "Nemo vestrum", 26 июля 1852 г.

78. Также является похвальным, чтобы в каких-либо католических странах закон предоставил людям, туда вселяющимся, иметь публичное отправление их собственного культа. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.

79. Является, в самом деле, ложным то, что гражданская свобода всякого культа и равно предоставленная всем полная возможность открыто и публично проявлять всяческие мнения и мысли, сделает для народов более легким разложение нравов и душ и распространит язву индифферентизма. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.

80. Римский Первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией. Аллокуция "Jamdudum cemimus", 18 марта 1861 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!