Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов. Стихи о сибири - коллекции стихов

В книге, выпущенной Союзом писателей Кузбасса, собраны лучшие произведения сибирских поэтов, написанные за столетие существования литературного движения в этом огромном российском регионе. Представлены поэтические голоса почти всех областей за Уралом – Алтай, Новосибирск, Томск, Кемерово, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Чита, много стихотворений из близлежащих краев – Якутия, Таймыр, Магадан, Дальний Восток, Камчатка. На одной из «Литературных встреч в русской провинции» в Дивногорске Виктор Петрович Астафьев горячо поддержал предложение кемеровских участников объединить поэтов Сибири. «Идея хорошая, вам ее и воплощать», - так заключил он свое выступление. Обращение не было случайностью. В.П. Астафьев с большим уважением относился к кемеровчанам и считал, что в Кемерове сформировалась лучшая поэтическая школа в Сибири. В течение пяти лет кемеровские поэты и издатели областной литературной прессы - Б.В. Бурмистров, В.П. Баянов, С.Л. Донбай, став членами редколлегии, собирали и отбирали для Антологии стихотворения из присланных поэтических книг, рукописей, журнальных публикаций.

В Антологию включены создания известных поэтов, Павла Васильева, Игоря Киселева, Леонида Мартынова, Иосифа Уткина, Василия Федорова, Ильи Фонякова, творчество которых давно стало достоянием русской лирики ХХ века. Есть и знаменитый поэт-песенник – Василий Пухначев с его неувядающей «Над широкой Обью…» и новосибирец Геннадий Карпунин с полюбившейся туристам «Синильгой». Сибиряки по рождению, воспевшие родной край, все они постоянно возвращаются к сибирским мотивам. В творчестве этих лириков сформировался поэтический образ края с его бесконечной тайгой, могучими реками и горными кряжами, омываемого на Севере студеным океаном, на юге распахнутого азиатским желтым степям Кулунды, а на востоке первым освещенного солнцем, встающим над Россией.
Большую часть книги составили стихотворения ведущих авторов, получивших признание в литературном процессе Сибири. Их много и назвать, никого не обидев, трудно. Поэтому в оценке Антологии попытаемся выделить общие для сибирской поэзии мотивы, образы, которые ее отличают, придают ей особый колорит. Несомненно, что лирика как род литературы чаще всего обращена к общечеловеческим темам, но за ними всегда стоит неповторимость индивидуального чувства, отдельная судьба, всплеск яркого переживания. Сибирские нотки в Антологии звучат явственно и наполненность их очень разная, конечно, не сводимая только к природным отличиям Сибири от средней полосы России, хотя и они тоже очень значимы в создании общей художественной картины.

Какой же предстает Сибирь в поэтическом слове о ней, сказанном за целое ХХ столетие? Поначалу даже трудно наметить особую парадигму мотивов и образов, поскольку стихотворения расположены, что называется, не по краям и областям, не по движению из центра на границы, а просто по алфавиту. Уж хвалить или ругать составителей за это, не знаю. Но, видно, у них была своя задача. Предположим, что им хотелось все буквы от А до Я вставить, ни одной не пропустить, чтобы убедительно просматривалась толщь сибирского литературного процесса. Но этот простейший замысел в чтении открывается немного по-другому. Внутри практически каждого «буквенного» раздела возникает своя малая поэтическая история и география Сибири.

В Антологии представлены своими стихотворениями фронтовики и ссыльные многочисленных сибирских сталинских лагерей, строки которых почти не услышаны при жизни. Значительнее всего заявились «поэты-семидесятники». Они пришли в поэзию, когда стала отчетливо формироваться сибирская ветвь русской литературы с её большими именами - В.Астафьев, А.Вампилов, В.Распутин, В.Шукшин. Есть в книге и совсем молодые авторы, а иногда и дебютанты, почти неизвестные за пределами сибирских городов и областей начинающие поэты, в душах которых плодоносное зерно лирического слова только начинает оживать и прорастать свежими строками-побегами, есть и лирически пережитые эпические образы алтайского, эвенкийского, чукотского фольклора в строках Огдо Аксенов, Эзендея Тойюшева, Дмитрия Апросимова, Михаила Вальгирина, Анны Кымытваль, Сергея Тыркыгина, Таяны Тудегешевой, Алитета Немтушкина,

Откроем наугад вторую букву русского алфавита – сорок два автора. Внутри раздела история сибирской поэзии ХХ века вспоминается в отдельных именах и строках. Есть старшее поколенье. Евгений Буравлев - прошел войну, стал поэтом позднее, в зрелые годы, возглавил молодой Кемеровский Союз Писателей. Тоска о невозвратном детстве («Кто вас выдумал, острова…») перемежается в его лирике с зарядом оптимизма, которым не могли не жить эти победившие сильные люди. Борис Борин (Блантер), тоже фронтовик, возвращается мысленно в первый день войны, когда еще «не контужен, не ранен, он шел в голубой полумгле» цветущего летнего поля. Борис Богатков, новосибирец, совсем молодым поэт погиб под Смоленском за Гнездиловскую высоту, успев оставить только поэтическое завещание гвардейца: «Тяжко знать, что моя Россия От того леска – не моя …».

А рядом в этом разделе, на эту же букву – кемеровчанка Марина Брюзгина, совсем нынешняя, с молодым восприятием жизни: «Для тоски моей причины нет, Я еще не ведала разлуки…». Любовь к окружающему миру, к природе у нее иная, с какой-то экологической ноткой («Нет на планете чудесней чудес, Чем эти облако, озеро, лес…»). Видимо, это какое-то общее свойство молодой лирики, представленной в Антологии, - не восторженное, а грустноватое любование природой, иногда как будто уже исчезающей: «У компьютера три хризантемы, Черный кактус, багет и стекло. Где мы, милая, все-таки где мы? И зачем так по-детски светло?» (Владимир Берзяев)

Следом за сильными взрослыми строками удивительно нежно и как-то по-домашнему тепло читаются стихи для детей Александра Береснева. Мир ребенка, совсем крошечный, говорит своими родными маленькими словечками: «К червячку стучится дятел, … Испугался червячок, Запер двери на крючок».

Перелистываем дальше. Буква К, традиционно самая частая для русских фамилий, - 73 автора. В чтении этого раздела можно уже в общих чертах понять, какие же сибирские уголки «статистически» наиболее поэтичны, какая земля сибирская больше родила поэтических строк о ней? И хотя, конечно, такие числа в поэзии – дело десятое, но стоит отметить, что, кроме кемеровчан, которым по праву издателей предоставлен страничный простор, в одной букве – 13 авторов, выделяются многоголосья Томска, Новосибирска, Барнаула – почти по десятку поэтов. Есть и одинокие голоса – С. Торбоков (Шория), С.Климович (Таймыр), Г.Курилов-Улуро-Адо (Колыма), А.Кымытваль (Магадан), К. Геутваль (Чукотка). Если не считать, что приглашения в Антологию в областных творческих союзах не всегда были услышаны, поэтические топосы самые мощные на Алтае, в Томске, в Западной Сибири. Конечно, можно говорить не о школах, а, в большей мере, о землячествах, братствах, скрепленных в поэзии неповторимым обликом каждого из этих пространств обширного Зауралья, центра Сибири, Дальнего Востока.

Сложившуюся традицию - прочесть сибирскую тему как гимн первозданной могучей природе и ее покорителям - представленный корпус поэтических текстов существенно дополняет, потому что, во-первых, выделяются урбанистические образы – сибирские старинные города – Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, малые городки и деревни, окна которых распахнуты в таежные околицы, в разработанные поля, а также наши далекие бескрайние границы на север, к снегам и тундре, на восток, к океану.

Заметнейший топос в художественном мире книги - иркутский. Старинный город, как пишет Анатолий Кобенков, «прожитый прочтенный и пережитый», с декабристских времен. Каждая его старая улочка напоминает о державных и свободолюбивых героя, о кровавых событиях гражданской войны. А центр этого малого сибирского мира – Байкал и дочь его, строптивая Ангара, «старыми легендами повитая» (И. Луговской). В строках иркутянина Марка Сергеева байкальская панорама увидена глазами поэта, ставшего на миг скульптором, музыкантом, инженером, чтобы увидеть великий Байкал во всей грандиозности природной мощи, в которую уже вплетен голос властно покоренной ангарской воды:

Лесистых гор полуотвалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам - он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь,- до капельки - родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
и птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер Баргузин…

Томский край в стихотворениях Н.Игнатенко, А.Казанцева, М.Карбышева, В. Колыхалова, Д.Коро, Б.Климычева, В.Лежнева, А.Рубана, А.Цыганкова, Н.Хоничева – таежный, холодный, замирает в зимнюю стужу, преображаясь летом в ароматах таежного разнотравья, лечащих душу и тело, в нем родилась целая симфония «томского леса с кедрачами на холмах», где «прикрыла трава сладкий лепет лесной земляники».

В поэзии томички Ольги Комаровой создан настоящий зимний поэтический миф о Севере, о Снежной Волчице-владычице «холодных и крылатых» снегов, «панцирем льда» покрывающих все живое. Лирическая героиня поэзии грезит снами о северной русской женщине-сибирячке, поющей среди полночных снегов:

По-над Обью путь наш вился,
Между вешек занесенных,
По-над панцирем ледовым
Богатырской мать-Оби…
А вокруг волчицы выли,
Вон – Варьеган, вот – Весьган,
И луна туманным оком
Колдовала долгий путь…

Только голос человечий
Рассекает этот панцирь,
Человечий голос женский
Да горючая слеза.
Только песне Север дикий
Подчиняется пространством,
Только вздрагивает шкурой
Да колючкой бьет в глаза… .

Алтайское поэтическое братство, в котором соединили свои лирические строки А. Адаров, В. Башунов, Е. Безрукова, И. Мордовин, Г.Володин, С. Вторушин, О.Гришко-Юровская, А. Ередеев, А. Зуев, В. Казаков, Л. Козлова, Л, Кокышев, В. Крючко, В.Куницын, В. Нечунаев, В. Тихонов – еще одна большая глава Антологии. Размах пространства совсем иной, вертикальный. Здесь есть горные вершины и перевалы, над которыми светят холодные звезды Горного Алтая и слышны мелодии протяжных казачьих песен, напоминающие о прошлых временах первых переселенцев.

А в «месяц марала», сентябрь, загорается медленный жар пламенеющих горных ягодных полей.
У каждого сибирского края есть своя сердцевина – могучая и сильная река как ось, а лучше, как артерия этого края. Вдоль нее первоначально обосновывались переселенцы из России.

Символ Алтая – стремительная ледяная Катунь:

«Раскрасавица изумрудная,
по характеру неподступная»,
то вдруг буйная,
то вдруг тихая,..
ожерельем скал
опоясанная»
(Наталья Македжанова).

Алтайская земля – «прародина великих тюрков», и в поэтическом образе этого края с его цепями гор, валунами и скифскими курганами есть ощущение великой связи древних цивилизаций – Эллады, Великой Степи, Скифии. Поэты-алтайцы: Георгий Кондаков, Лазарь Кокышев, пишут об Алтае, «где говорящий камень», « где знает тайну древнюю курган», где было «время Пазырка в долине Челумшана», а в ХХ век мудрость предков «дошла лишь в песнях», в шепоте листвы и в «громов грохотанье». Национальный миф просвечивает в этих метафорах, пережитый в индивидуальном поэтическом образе, освеженный любовью потомка великих народов:

Алтай –
Целебная вода,
Цветущая трава,
Гор белоглавых череда,
Нетленные слова.
О солнце Азии, согрей
Покой моих земель.
Алтай –
В руках богатырей
Народов колыбель!
(Таныспай Шинжин - народный сказитель республики Алтай)

Примечательно, что, как и в пушкинские времена, поэтический быт барнаульского братства легко рифмует Василий Нечунаев. В его бревенчатом доме ели огурчики с огорода и дрова запасали на зиму ныне здравствующие и уже ушедшие барнаульские поэты Вторушин, Володин, Черкасов, Мерзликин, Юдалевич.

Жил был дом,
Зажигалась луна,
Под луною листва трепетала.
«Можно к вам?» – голосок у окна.
И в окно мое муза влетала.

Поэтические образы Зауральской земли, Новосибирского обского простора, раскрывшего теченьем сильной реки ворота в холодный океан, Енисейские крутые берега – как символы повторяют характерные черты всего сибирского мира, единый образ Сибири в многоголосом слове ее поэтов роднит ощущение мощи и силы. Мир этот уже не завоевывается, не покоряется, а познается, открывается в своей красоте, становится дорогим, родным в мельчайших ликах радостной, безудержно многоцветной летней красы, в серебристо-жемчужных зимних просторах, где таежные леса наполняют голоса сибирских птиц, рев маралов, где глухариха выводит глухарят на солнечную полянку, а с толстой ветки сосны или кедра смотрит бусинками глаз золотой бурундучок или темно-медовый соболь как сама мудрость вековых деревьев тайги.

Черты сибирской поэтической картины мира, которая прочитывается в Антологии, дают возможность говорить о тех повторяющихся мотивах, образах, символах, которые отличают ее от среднерусской, воспетой в лирике великих поэтов.

Мотивы желтой нивы, прозрачные леса, рощи, зимняя дорога в степи, лес и сад, синь, золото, бирюза и ангел как бриллиантовая слеза в перевернутом куполе неба, грозы и перлы дождевые, лунные пейзажи русских равнин, степей безбрежных колыханье, тихие плесы среднерусских рек и горизонты с маленькими куполами церквушек, деревеньки и усадьбы с садами и тенистыми парками. Как отличны от них поэтические миры сибирских лириков, размашисто-сильные, первозданные, в них присутствует мощная вертикаль, горная, скалистая, стихии сибирской картины мира – словно прорвавшиеся напомнившие о себе недра, упругие, своенравные, властвующие.

Но герой сибирской лирики остается причастен общим русским национальным ценностям. Родина у большинства поэтов, творчество которых представлено в Антологии, – это родной дом в деревне, часто покинутый давно, но неизменно дорогой. Счастье – это возвращение в мир детства и чистых истоков жизни. Для многих лириков кемеровской школы именно этот мотив – один из любимых, повторяющихся. Один и первых его развивает Виктор Баянов, с глубокой искренностью и простотой открывающий эту тему в кемеровском поэтическом братстве:

Изба моя, приветь меня,
Побалуй древней лаской отчей.
Погрей у своего огня,
Чем Бог послал меня попотчуй…

Поэты, пришедшие в творческий союз «Притомье» в1970-е подхватят, умножат, разноцветят мотив, столь близкий русской литературе от ее истоков.

Мой дом деревянный на взгорке
С зеленым двором в глубину,
Дай снова оконные створки
Ударом руки распахну!
Пусть ветром надуются шторы
И щедро текут синевой
распадки, увалы, угоры,
Тайга и туман луговой!..
Вчера на закате широком,
Когда пламенел окоем,
Бродил я по этим дорогам
С вечернею тенью вдвоем.
Я, глядя на тихие дали,
Почти что прощался с рекой
В какой-то кромешной печали,
В печали какой-то слепой…
Не так ли срединою жизни
Мне снова коснуться дано
Бессмертного духа Отчизны,
влетевшего в это окно?
Из ясных глубин поднебесья
Не он ли донесся, как ток,
гармонии и равновесья
утраченный сердцем восторг?!
(Николай Колмогоров)

Этому мотиву придают свой оттенок думы Валерия Козлова с его грустноватой лирической натурфилософий:

Вернуться бы в давнюю осень
На крыльях уставшей души.
Вернувшись, остаться и вовсе
В родной деревенской глуши.
Забыть про земные тревоги,
В деревья и травы врасти.
И чтоб ни тропы, ни дороги
Сюда никому не найти.

Мир деревенского детства всплывает неожиданными образами-всплесками, память выхватывает их, облекая в удивительные поэтичные мифы, повторяющие круг земной времен года. Летний купальский огонь, способный подарить энергию солнца, всегда звал взлететь над ним, почти коснувшись, чтобы очиститься, преобразиться. Юные деревенские девочки, героини Тамары Рубцовой, следуют интуитивно этому ритуалу:

Я начинаю что-то понимать,
Котенком полузрячим - через годы -
Гляжу туда, где жив отец.
И мать
Зовет на ужин нас из огорода,
Где три девчонки разожгли костер,
скидав туда подсолнухов бодылья.
И Галя – старшая из всех сестер –
Через огонь летает, как на крыльях.
А вслед за ней, свой страх преодолев,
Мы с младшей, Верой, пролетаем пламя,
Забыв, что ужин стынет на столе,
И жив отец, и бабушка, и мама.
… Я сердцем отдыхаю в этих днях,
Куда дорогу память проложила,
Где живы те, кто так любил меня,
И кем так долго я не дорожила.

Космизм, пришедший в русскую лирику со стихами Тютчева, Лермонтова, В.Соловьева, Блока, по-особому отзывается в лирике Виталия Крекова. В художественном мире этого кемеровского поэта удивительно сопряжены почти патриархальное простодушное открытие мира и способность передать в своем слове величие мироздания, коснуться его изначальных основ:

Там, где в погоду, в непогоду
Спаситель нищенствует с нами,
Люблю закаты и восходы,
Под кронами и облаками.
Ночь темная пройдет остудно.
Узор ветвей в предзимье четкий.
И наступающее утро
Работает каминной топкой.

И я опять, опять мечтаю
Уйти в мой край, что сердцу ближе,
Где светлый дух в пути познаю
И Церковь Божию увижу,
Где в тихом поле странник встречный
Прошелестит судьбою робкой,
Где далеко-далеко вечер
Работает каминной топкой.

Любовь - одна из сокровенных тем поэзии всех времен и народов. Все давно сказано, воспето, оплакано. Герой и героиня, старик и юность, встреча и разлука, свидание и поцелуй, одежды, руки, глаза, цветы, одиночество и надежда. Но поэтическое слово о любви поистине неиссякаемо. Чистая лирика любви явлена в Антологии и «гендерным» своим лицом, В книге много женских прекрасных строк о любви и не меньше монологов-признаний о той единственной, которая дана судьбой, незабываема и стала музой. С разными традициями связаны стихи о любви. Поэтический авангард с загадочной суггестией присутствует в лирике кемеровского поэта Александра Ибрагимова:

Яснозеленая краткая ночь.
Яд одиночества слаще смиренья.
И невозможно себя превозмочь,
Чтобы не стиснуть запястья сирени…
Длится и длится летний закат
Неуследимый и страннозеленый…
Если влюбленный не виноват,
То виноват только влюбленный.

Неожиданная метафора, почти отсылающая к античности, многозначно играет в «Медее» Андрея Правды:

Не знаю - насколько красива,
Но я-то уж точно нелеп.
Целуясь с тобою, счастливый,
От терпкого меда ослеп. …
И меря на вкус и на ощупь,
Я словно катаю во рту
Густую и липкую рощу
Реликтовой липы в цвету….

Многослойность уклада сибирской жизни более всего, быть может, открывается именно в любовной поэзии. Есть и великая судьба и простое согласье, потерять которые одинаково трагично.
Новокузнецк, Кузнецк. Одна из знаменитых литературно-исторических страниц этого большого сибирского города – любовь Достоевского и Исаевой.

Они обвенчаны. Обвенчаны.
Она выходит на крыльцо…
Взгляните в скорбное лицо
Судьбу свою понявшей женщины.
Взор заслонила боль растущая,
Вздохнуть всей грудью не дает.
Решилась: жизнь ее грядущая
К его созданьям перейдет…
Тесна одежда подвенечная.
И губы сохнут как полынь…
Невыносимо быть предтечею
Его тревожных героинь!…
И все ж ни волей, ни сознанием
Не защитилась, не спаслась.
Венца кузнецкого сиянием
Необратимо облеклась.
(Любовь Никонова)

Антологическая подборка дает возможность почитать и разножанровые вариации любовной лирики.
Есть почти частушечные ритмы в строках иркутянина Анатолия Румянцева про деревенскую неразлучную пару:

На пригорке дом да баня,
У больших ворот скамья.
Кто живет здесь?
Таня-Ваня.
Деревенская семья.

Есть и замечательное по своей точной и ясной простоте намеченной балладной ситуации стихотворение Виктора Баянова «Анна»:

Бойся, Анна,
Слушай, Анна,
И ушам своим не верь:
Кто-то громко, кто-то странно,
Незнакомо стукнул в дверь…
Только входит он сурово,
Словно кедр, высок и прям.
На щеке застыл свинцово
От медвежьей лапы шрам.
Знать, умаяла дорога
Через горы и лога.
Знать заметил у порога
след чужого сапога…

Любовная лирика в сибирской Антологии возвращает и актуализирует в памяти и традицию тихой поэзии, почти погруженной в повседневности и почти всегда пронзительно неожиданной в открытии простого наивного слова о вечно новом чувстве:

Не жил и раньше не любя,
Но изменилось что-то…
«Люби меня, как я тебя»
Начертано на фото. …
Не просветить поверхность слов
Тому, кто сам бежит их.
Воспринимал альбомный стих
Как пошлый пережиток.
Возник он в памяти, знобя…
И с дрожью жизнь итожа,
«Люби меня, как я тебя
Я заклинаю тоже.
Нет слов наивней и мудрей…
Светящуюся строчку
Вписав в альбом души моей,
Не ставь на этом точку…
(Валерий Зубарев)

В Антологии мало гражданской лирики. Возможно, редакционный коллектив побоялся декларативности или не смог найти «сибирский» ее современный излом, далеко не простой и в начале ХХ века, и в «шахтерские» 1990 –е годы. Прямых резких слов о нашем времени сказано мало. Звучит боль о родных деревеньках, о стариках, оставленных, доживающих в ветхих домишках.

Прорываются лагерные воспоминания в стихах Варлама Шаламова, В.Алексеева, А. Баркова, В.Васильева, В. Гольдовской, П.Реутского, Б.Ручьева, афганские, кавказские военные мотивы в поэзии последних десятилетий. Есть и прямые поэтические монологи о современности. Так, в поэзии кемеровчанина Алексанра Каткова лирический герой не умолкая вопрошает о нынешнем дне России, о смысле происходящих перемен: «Ужели ты, пропавшая страна, Была так непригожа и срамна? Ну почему тебя не заслонил, Да с чем я жил, Да где я раньше был?». Эти же мысли звучат и в лирике Юрия Ковалева: «Ломалась эпоха, как лед под ногами, … Мы цели достигли, но вдруг оказалось, что счастья по-прежнему нет…».

Поэтика лирического текста, в котором выражена гражданская позиция, конечно, не исчерпывается прямыми инвективам. Емкая и глубокая метафора, дочерь мифа, возвращает нам в плотной овеществленности лирического переживания особую почти философскую глубину постижения смысла настоящего времени, просвеченного архаикой мифа:

Если сад превращается в лес,
Это значит, что запил садовник,
И тогда одичавший шиповник
Разрастается ввысь до небес.
И тогда он сцепленьем ветвей
Образует подобие круга,
И его круговая порука
Крепче ружей ночных сторожей.
И тогда он, шипы заострив,
Оцепляет свой сад, будто зону,
Где живет по лесному закону
Каждый куст, будь он хром или крив.
И тогда он стоит на часах,
Свирепея в работе бессменной,
Охраняя свой сад суверенный
Не за совесть, и но и не за страх.
Не за страх, а за право стоять,
Перепутав порядок казенный.
Уступая крапиве газоны
До бровей лебедой зарастать.
Не за совесть, за волю цвести,
Позабыв очередность цветенья,
За свободу стоять в оцепленье
И держать этот сад взаперти.
И держать этот сад под замком,
Заключая в ограду конвоя,
Чтобы лес, вырываясь на волю,
Был заколот садовым штыком
(Сергей Самойленко).

Примечательно, что у поэта старшего поколения Нинели Созиновой «лесная» метафора наполнена совершенно иными смыслами и рождает иные ассоциации:

Мое родословное древо,
Чью память в себе я несу,
Взрастало в могутном и древнем
Высоком российском лесу.
И хоть обозначенный словом,
Незыблем закон испокон:
«в житействе земном и суровом
И лес во лесу не равен»,
А все же судьба ли, судьбина
Не древу, но лесу дана:
Над кронами небо едино,
Земля под ногами одна…

Сибирская история ХХ века проявляется не только в собственно поэтических строках, а также и в скуповатых биографических данных об авторах, собранных в Антологии, среди которых много профессиональных поэтов, известных, с многочисленными сборниками. Но многоголосую поэзию Сибири создают не только они, а журналисты, филологи, студенты, машинисты, шахтеры, шоферы, геологи, селяне, а также прекрасные поэты-сказители и лирики коренных народов, бережно хранящие свои родные поэтические традиции, свои родные слова-мифы.
Жаль, что создатели Антологии очень поскупились, включая биографический материал, неравномерный, иногда обрывочный, чрезвычайно краткий. Он нужен потому, что судьбы поэтов так непохожи, необычны, порой так полны романтики, а чаще драматичны, в своих личных вехах жизни, повторяя трагические перекаты реки нашей истории ХХ века. Хочется узнать о них побольше, ведь для настоящего поэта «жизнь и поэзия – одно», но главное – это история Сибири ХХ века, сказанная ее поэтическими голосами. Антологии не хватает развития идеи, заявленной в названии, отсутствующие во многих текстах датировки усложняют восприятие. Одним из значительных упущений является отсутствие вступительной статьи, концентрированной выражающей цель издания, направляющей восприятие. Именно в предисловии художественная картина мира, созданная в сибирской поэзии, могла бы получить завершение.
Есть множество огрехов в самой концепции издания. Как особый тип организации книги стихов антология имеет в русской литературе ХIХ-ХХ вв. богатую традицию, неплохо было бы познакомиться с нею, прежде чем создавать свою, алфавитную. Такого рода историко-литературный опыт никогда не мешает, а только помогает создать оригинальное объединение авторских текстов. Многочисленные вопросы вызывает редакторская работа, недочеты в редактуре некоторых поэтических текстов, странная избирательность в фотовставках, бедность художественного и полиграфического оформления, явно не гармонирующая с художественным содержанием.
И тем не менее. Издание «Антология. Русская сибирская поэзия. ХХ век» состоялось.
Слово, о загадке истоков которого всегда размышляют поэты, сказано в надежде быть услышанным. Закончу удивительно нежной строчкой из лирики кемеровского поэта С. Донбая:

Речь моя, птицей побудь…
Вспомнит и выдохнет грудь.
Что – и не знаю заранее.
…Речь моя, песней побудь
На ветерочке дыхания

Людмила Ходанен,
литературовед,
доктор филологических наук,
профессор кафедры русской литературы Х1Х века
Кемеровского государственного университета

Сибирь - душа России!

Сибирский край - не край России,

Сибирь - её Святыня, Храм,

Который кровью оросили

Эпох, причастных к кандалам…

Угрюмость гор, тайги дремучесть, -

Всему причина, - не вина…

У южных пальм другая участь,

Но не бананов ждёт страна:

Сибирь моя полна сокровищ, -

Как тот сапожник - без сапог,

Ценою слёз, ценою крови, -

Исправно платит свой оброк.

Сибирский край – душа России, -

Слезами скорбными чиста…

Здесь жив ещё народ Мессия

С судьбой распятого Христа…

Сибирь проклята и воспета…

В иконной святости старух

Не гаснет добрый лучик света,

Живёт особый, русский дух…

Его церковным мракобесьем

Не затуманить, не достать:

Сибирь не одержима спесью,

«У ней особенная стать»!

Всегда в цепях, не в бриллиантах,

Не разодетая в шелках,

Сибирь, измученным Атлантом,

Россию держит на руках!

Уж как Сибирь не поносили,

Не распинали, как Христа, -

Жива Сибирь – жива Россия,

До боли истина проста!

Я по белому снегу снежному

Твердой поступью с хрустом пройду,

Не нужны мне моря безбрежные,

Лишь в Сибири я счастье найду!

От мороза лицо все красное,

Ведь мороз у нас жжет,не щадя.

Только небо лазурное,ясное,

И просторами дышит земля.

Здесь пушистые кедры,огромные,

Раскидавшись в тайне вековой,

Вам помашут лапами томными

И укажут дорогу домой..

Если сердце твое горячее,

Этот край не забудет никак,

Ты в душе человек настоящий,

Я тобою горжусь, Сибиряк!

Земля Сибирская

Земля Российская, земля Сибирская,

Земля Камчатская и Азиатская.

Леса дремучие, метели жгучие,

Такая теплая моя Сибирь.

Земля равнинная, земля былинная,

Земля таежная, непроходимая.

Гостеприимная и неделимая,

Такая теплая моя Сибирь.

Земля Алтайская и Забайкальская,

Земля угрюмая, как старец мудрая,

Земля суровая, открытья новые,

Такая теплая моя Сибирь.

Земля Уральская и Прибайкальская

Река Амур и Енисей,

Земля Таймырская и океанская,

Сибирь открыта для друзей.

Сибирь-Сибирь, ты дочь России!

Здесь в лесах зеленеет листва,

Здесь на солнце горят купола,

Здесь поёт соловей

В перезвоне церквей

И летят золотые слова:

Сибирь-Сибирь, ты дочь России.

У нас с тобой одна судьба.

Глаза твои озёрной сини

Не позабыть мне никогда.

Здесь времен замедляется бег,

Здесь скрипит под полозьями снег,

Здесь гармонь так звучит

И рябина горчит,

Мне с тобой не расстаться вовек!

Сибирь-Сибирь, мой край родимый

Люблю твоих просторов ширь,

Дым деревень, снегов седины

Любовь моя, моя Сибирь.

Здесь наивность моих детских грёз

Помнят клейкие листья берёз.

Хором плачущих ив

Колыбельный мотив

Здесь тревожит мне душу до слёз.

И не найти нигде красивей

Твоих лесов, твоих полей.

Звучишь во мне ещё сильней!

Стихотворение о Сибири

В краю чудес – краю Сибирском –

Немало дива для гостей.

А нам здесь довелось родиться,

И не сыскать красивей в мире

Таких богатых чудом мест:

Здесь и луга, и пОля шири,

И буйный первозданный лес.

Холмы, как небольшие горы,

А реки все имеют нрав:

Весною – холодны и скоры,

А летом – дремлют среди трав.

Сибирь заботлива и стрОга:

Всех-всех накормит, напоИт,

Но и напомнит: Дела много!

Сибирь лениться не велит!

Здесь с детства можно научиться

Рыбачить, овощи растить,

С огромным лесом подружиться –

Его богатства находить.

Ведь этот лес – источник силы:

В нём тысячи лечебных трав,

Поляны ягод витаминных,

Грибы и шишки на ветвях.

Здесь даже просто воздух лечит,

Вдохнёшь – и все тревоги прочь!

Сибирь с тобою мы навечно!

И в летний зной, и в хмурый дождь.

Нам пО сердцу твои метели,

Морозы лютые зимой.

Любимый край берёз и елей…

СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

Сибирь! Сибирь!

Цветущая, родная,

Я вырос на твоих глазах,

Луга зелёные,

поля без края

И пенье птиц

в берёзовых ветвях -

Всё близко сердцу,

Я забыть не в силах

Чарующей красы твоей.

Сибирь! Сибирь!

Меня ты окрылила,

Любовь навек

зажгла в груди моей.

Где б ни был я,

ты знай, всегда с тобою,

В душе твоё тепло храню.

Сибирь! - Мне это

слово дорогое,

Как мать родную я тебя люблю!

Кобец Николай

Моя Сибирь! Суровая и нежная,

Бескрайняя, как время и вода.

Зимою – белая, холодная и снежная.

И хрупкая, как чаша изо льда.

Моя Сибирь! Как паутинка, тонкая,

И прочная, как - будто бы гранит.

Весною – яркая, бесстыжая и звонкая,

Жарковым светом по полям горит.

Моя Сибирь, березово-сосновая,

Под летним солнцем водит хоровод.

Я каждый раз люблю её по-новому

За звезды и за синий небосвод.

Моя Сибирь! Закатная, рассветная.

Брусничный сок и вызревшая рожь.

Прекрасноликая, душою - светлая,

И грустная в осенний долгий дождь.

Моя Сибирь! Великая и вечная!

Ты – сон и явь, ты – правда и обман!

Разумная,

Беспечная...

Сибирь моя! Мой верный талисман!

Калиниченко Надежда

Сибирь! Сибирь моя родная!

Мы навсегда душой в тебя вросли!

От лютых зим мы иногда страдаем,

Но нет, Сибирь, родней тебя земли!

Ни бури, ни метели, ни морозы

Не запугают, нас, сибиряков.

В садах растут прекраснейшие розы,

Разнообразие плодовых и цветов!

Ты нас пугаешь долгою зимою,

А мы тебе любовь всю отдаём,

Считая тебя самою родною,

Гордимся, что в Сибири мы живём!

Твои просторы и поля без края,

И запахи черёмух по весне,

Сирень и "огоньки" нас восхищают:

На всей Земле природы нет нежней!

Сибирь моя! Земля моя родная!

Ты, словно мать, сурова и нежна!

Тебя мы не сменяем на Канары,

Ведь ты, Сибирь, как мать, у нас одна!

Сидорова Екатерина

Сибирь моя, тебя

Как первую любовь

Запомню навсегда!

И в памяти моей,

Навеки для меня

Останутся твои

Леса, луга, поля...

Рудакова Юлия

Навек ты мне, родная, дорога.

Моей ты стала судьбой,

Нельзя расстаться с тобой,

Мой милый край, моя тайга.

Сибирь, Сибирь, горжусь, что я твой сын.

Один народ и путь у нас - один.

Из наших северных мест

Берите, люди, невест -

Верны вам будут до седин.

Вольная ширь,

Сказка, Сибирь!

Сибирь, Сибирь, во мне твоя душа.

Мороз не страшен парню с Иртыша.

Вот вам, ребята, рука -

Она тепла и крепка,

Споём, как дружба хороша.

Сибирь, Сибирь, люблю твои снега,

Навек ты мне, родная, дорога.

Моей ты стала судьбой,

Нельзя расстаться с тобой,

Мой милый край, моя тайга.

Горы, перекаты, ветер в соснах,

Вольная ширь,

Край у нас богатый, златоносный,

Сказка, Сибирь!

Сибирь, Сибирь, Сибирь...

Сибирь – серебряное слово.

Светясь, ему сказать дано,

Что драгоценней в ней основа:

В Сибири золотое дно.

И златоверхого Алтая

Заря, смотря и в высь, и в ширь,

Гласит, под солнцем расцветая,

Что будет вольною Сибирь.

Константин Бальмонт

Немало песен о Сибири сложено.

Немало разных сложено стихов.

Богатый край - по статусу положено,

Иметь друзей, а так же и врагов.

Как много жизней было здесь поломано.

В тайге и копях - настоящий ад.

Людей так много в штабели уложено,

В глубоких ямах до сих пор лежат.

Здесь много встреч, нежданных, романтических

И по-сибирски преданных людей.

Здесь много наций жизнью перемешанных,

Сибирь считают Родиной своей.

Сибирь - Сибирь, Земля моя любимая.

Из края в край тебя не обойдешь!

Сибирь - Сибирь, земля моя родимая,

Таких красот на Свете не найдешь!

Загрядский Анатолий

Это – моя Сибирь!

Мне ли бояться холода?

Вон красногрудый снегирь

Смотрит игриво и молодо.

Ночью закружит метель,

Лягут сугробы лохматые,

Утром, чтоб выйти за дверь,

Путь расчищаю лопатою.

Если – далёкий путь,

Если – мороз и немаленький,

В розвальни - тёплый тулуп,

Ноги – в подшитые валенки.

И уж не страшен мороз,

Хоть он и тридцатиградусный.

Серый рванул и понес

Резво, размашисто, радостно.

Семизаров Владимир

Сибирь, как же ты красива,

Погода легка, игрива.

В горах спуски и подъемы,

Текут реки, водоемы.

Полями щедра, лесами,

Озерами, небесами,

Цветами, кустами, мхами,

И вестами с женихами.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Сибирские здесь просторы,

На окнах зимой узоры.

Природа едина с нами,

С ее дочерьми, сынами.

Людей союз энергичен,

Животный мир фееричен.

Живем на земле счастливой,

Грядущее с перспективой.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Свои у Сибири нравы.

Земля дарит шишки, травы,

Грибы, ягоды, породы -

Ресурсы щедрой природы.

Весной прилетают птицы,

В зелени летом теплицы,

Затем золотая осень,

Зима: мороз, снег и просинь.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Екатерина Гармония

Сибирь - характер Планеты

Сибирь, красива всегда!

твои полноводные реки -

богатство природы Земля!

Здесь люди полны вдохновением,

закалка от жизни видна...

здесь знают сибирское пение,

Метели поют всем сполна...

Народом истории ссыльной,

согреты Сибирью года...

ты личность России могучей

Тайга полюбила тебя...

Здесь мощные жилы природы

вершили закалку людей...

Сибирь - это сильные духом,

рожденных твоих сыновей!

АНАТОЛИЙ ПОБАЧЕНКО

СИБИРЬЮ СВЯЗАННЫЕ СУДЬБЫ
Борис Богатков

Решив судьбу стремительной атакой,
сержант ушёл в безумие огня…
И задохнулась, землю очерняя,
своей слюной фашистская собака.

Пройдут года, строка во имя блага
откроется – не время обвинять,
а боль тупую в сердце приунять,
крепить в солдате мужество, отвагу.

На подвиг песня грозная звала,
в бою раскрыв могучие крыла,
взлетела птицей в солнечные выси!

И вскоре он, познав смертельный риск,
пришёл домой, в родной Новосибирск,
снял каску, замер, воин светлолицый.
15.12.1995
Павел Васильев

Иртыш, зима. На всех ветрах секущих
топорщится пожухлый куст репья.
На берегу – озлобленно стоят
два волка. Гривы – в серебре колючем.

О, этот вой, живое всё гнетущий!
Не вздрогнет кто? Чья не рванёт шлея
через снега в открытые края,
где виден день, спасение несущий?

Зовут кого из тьмы небытия –
глаза? А взоры чьи, вдали виясь,
уходят, словно медленные реки?..

Сибири волк, безумствуй от души!
За это будешь пулею прошит
и не забыт в поэзии вовеки.
30.10.1996

Георгий Вяткин

В горах червоного Алтая
песнь родилась хвалить творца,
не изменился лишь с лица
Хан-Бобырган, в тумане тая.

Катунь, горячая, крутая
(найдет ли кто реке ловца?),
рвалась из тайного ларца
в строку, легендой обрастая.

В гортанном клёкоте шамана
нашёл он посвист турухтана,
степной России голоса.

И ветвь раскидистого кедра,
песок золотоносный в недрах –
судьбы счастливой полоса.
25.о1.1997

Геннадий Карпунин

Придя – по мысленному древу –
к великим подвигам славян,
развеял он седой туман
былин и тайн Обиды-Девы.

В душе знаток значений древних
нёс груз преданий, как Боян,
чтил свято «Слово», инь и янь
и в поле колос недозрелый.

А на тунгусском пепелище
готов построить городище,
оставить след заметный свой.

И в русской речи, в тёплых встречах
живёт певец Синильги вечной,
огней сибирских – костровой.
24.06.1997

Александр-Матиас Кастрен

Томов двенадцать – вот его труды
о самоедах, коттах и марийцах!
И открывались нганасанов лица,
когда в их пользу он творил суды.

Под вьюгу легче высушить зады,
сырая рыба – это вам не пицца.
В сарае дымном пишутся страницы
далекой родины, где скудные сады.

А мужа тянет истина к Саянам,
там руны Калевалы, сны Бояна
вошли в его оснеженный катрен.

И нет ни Рима, славы Иудеи …
Но финну ближе сказы берендеев! –
таков этнограф и лингвист Кастрен.
28.08.1996

Николай Клюев

Не всем рубаху черную носить,
чесать затылок гребнем редкозубым,
и, выпятив промасленные губы,
под дурачка на улице косить.

До дыр – на крыльцах! – некому сносить
льняную ткань. И выскажусь я грубо:
гудят уже серебряные трубы,
чекист кожанкой новою форсит.

Поэт, в объятьях силы ураганной,
под пристальным вниманием нагана,
навечно сгинет средь снегов и льда.

Под Томском где-то, чёрном чемодане,
растут стихи – сибирские баданы,
им светит ярко севера звезда.
02.02.1997

Узнать его на Невском мудрено.
И где она, та самая собака,
что в ноги бросится, однако,
и заскулит протяжно и темно?

Придёшь к нему, сказать бы смешно, –
полати, мох, иконы, свечи... «На-ка,
хлеб аржаной, да не крутись, ломака,
оставишь верно скатерти пятно.

Уважь, присядь…». Расскажет о далёком,
где облака похожи на молоки,
где шубу сроду не снимает зверь.

А в русских печках спрятались поэмы…
Кто и когда – вот таинство дилеммы! –
найдёт их средь утерянных потерь?
18.03.1996

Казимир Лисовский

Сибирь – планета чудная твоя:
простор равнин, льдов толща вековая,
звезда полярная, собачьи лаи,
свист жёстких крыл неистовых – в краях.

Есть добрый знак: воспеть свой «Красный яр»,
снежницу пить, где льдина мировая,
в пургу уйти, пусть юность чумовая
исторгнет стих – его запомню я!

Под звон звезды рванётся Енисей
к тебе, собрат, по синей зимней стуже –
оленей гнать, спасать в снегах друзей,
искать могилу Бегичева-мужа.

Так ты, поэт, где тундры ягель мок,
берёзке милой выдюжить помог.
15.01.1988

Леонид Мартынов

Забродит кровь, и хмель воспоминаний
вернёт его в наивные мечты:
зажечь снега, реветь до хрипоты
о недостатке опыта и знаний.

От дерзких обезумев начинаний
и тяжести межзвёздной черноты,
возьмёт и тихо всхлипнет у плиты,
устав от звона звукосочетаний.

Ему взбрёдет – никто не остановит! –
и Лету переплыть, чумной в основе –
по мраку тёмно тянущийся сток.

Судьбу свою осилив в многоборье,
он будет, помня берег Лукоморья,
фрегат воздушный править на восток.
28.10.1996

Анатолий Марченко

Земляк, тобою поле грезит,
оно готово воли дать глоток,
чтобы железной камеры пруток
согнуть, сломать. Но в сердце – рези…

Век узнают - в надпилах, в срезах.
Степь Барабы пронизывает ток.
Здесь кровохлёбки крохотный цветок
усвоил ветра полонезы.

Светло в околках: поредели.
Но мир возможно переделать
в неравном, но отчаянном строю.

Твой дух свободою прекрасен:
:где жизнь кипит, где неба прасинь,
там ты стоишь у бездны на краю.
12.06.1997

Дмитрий Олерон

Четыре года каторжных работ
и вечное сочувствие Сибири –
вот чем любовь оплачивают в мире
жирующих на подлости господ.

Других поэту не было забот:
ковать сонеты, странные здесь гири, –
в сырой холодной харьковской квартире …
Нелёгок – Эредиа перевод!

Но полюбил увалы и бураны.
В душе строкой залечивая раны,
он песни вьюги выучил в тайге.

Олимп увидел в сопках Верхоленья
и, маясь в них недугом умиленья,
сонеты пел заиндевелой мге.
19.03.1997

Александр Плитченко

Холм земляничный опустел:
ноябрь, морозы скоро грянут,
снега в черновики заглянут,
где след чернильный загустел.

Осталось много добрых дел.
И рожь растёт к весне упрямо,
и лист полынный на поляне
от стужи даже посветлел.

Пусть холод гнёт к земле травинку,
и лёгкую, как пух, снежинку,
и заржавелый жёсткий хмель,

согреет душу сентябринка,
с ней под осеннюю сурдинку
стрелою в небо рвётся ель.
10.11.1997

Николай Рерих

Жить суждено среди ветров и гор былинных,
усталости не знать от жизни полевой
и темперой, растёртой краской луговой,
лик неба превращать в волшебные картины.

Сгори в святом кольце, мир пошлый и рутинный!
Преодолевая барьер языковой,
художник к людям шел тропою роковой
и радовался тихо трепету светлыни.

Приняв Вселенной взор родной, голубоокий,
он Гималаи перенес на холст широкий,
путь к миру очищая благостным огнём.

А добрый мальчик, вестник будущего века,
за руку брал и вёл большого человека
в Беловодье – легенды складывать о нём.
04.02.1997

Леонид Решетников

Закаливал сибирский резкий климат
не только нас – и танки, камни, злак.
Порою лес дождями так-то вымыт,
что ранам легче, веселее шаг.

Пускай закату мы необходимы,
пусть позади огонь войны и зла,
нам горького досталось много дыма,
и юность пеплом в очерки вошла.

Во сне ли? – бьют орудия надсадно,
как будто сваи завтрашнего дня,
и воробьи взрываются над садом,
и речка взбаламутится до дна …

Наверное, привыкнем к тишине,
но – «не задремлет память!» – не к войне.
19.01.1998

Николай Рубцов

Растут его зелёные цветы
на Вологодчине, в Москве, в Сибири,
где вечер – в охре, полон тайн эфира,
где ткутся на руках ещё холсты.

Под сосен шум наводятся мосты,
меняются отжившие кумиры,
а люди жнут, залатывают дыры
и современные поют хиты.

Цветы печально могут говорить
и светлым чувством душу – озарить,
как флотскую, сиротскую, шальную,

что настрадалась, рано отошла,
России в дар навечно отнесла
строку простую, добрую, родную.
09.08.1995

Александр Смердов

Когда горят зелёные огни
в снегах родного Васюганья,
когда сверкает синей гранью
морозом крепко скованные дни,

когда слипаются глаза от книг,
прочтённых брезжущею ранью,
когда на снежном поле брани
одна гуляет смерть, и не усни! –

он, воин, там, в Тригорском, возле Гор
чуме коричневой наперекор
спасает славу русской тверди!

Он там – склонился, где нетленный прах, -
забыв на миг себя, войну и страх,
твой рядовой, Россия, – Смердов.
17.01.1998

Елизавета Стюарт

Плывёт ли лодка одиноко
по глади озера – в века,
способно ль сердце извлекать
из глуби духа – зоркость ока,

ты знай, запомнится нам строгость
пера, та твердая рука,
что не устала мир строгать
и править молодость немного.

Расти останется полынь –
на островах, где жар и стынь
и тишиной живёт предместье.

Под шум кипящих берегов
поёт о вечности лугов
её строка, и ей поверьте.
21.12.1995

Георгий Суворов

Зарылся в землю опалённый взвод.
И тишина. Предчувствие атаки.
И тучи придавили, словно траки,
солдат лежащих – скоро ли вперёд?

«Сердца на взлёте». Пусть противник прёт
на днём пристреленные смертью знаки!
Сейчас ножи блеснут в ужасном мраке!
И в горле сушь… И дым его дерёт…

Ракета ночь рванула, и за ней –
скрывается в бушующем огне
бойцов бегущих вал неудержимый…

Взметнётся смерч и кровью изойдет …
Живой оглянется: рассвет грядёт,
и добрый век стоит несокрушимо.
27.11.1995

Василий Федоров

С тобой подняться б на седьмое небо,
в лугах бродить до третьих петухов,
насобирать штаниной лопухов
и сытым быть от марьевского хлеба.

Когда весна, то не грустила б верба,
что нету рядом рыжих женихов –
подсолнухов. Они для пастухов
незаменимы, солнечные гербы.

Но вот ненастит в окна, и в душе
острее боль от чудо-витражей,
что вставлены в промасленные лужи.

Со всеми радость долгожданных гроз
делил он, слово доброе пронес
к сердцам людей по салаирской стуже.
21.01.1998

Леонид Чикин

Он был из крепких мужиков,
могущий комель в два обхвата
поднять. С березой суковатой
другой бы сдох среди быков.

Работник этот – не таков!
Рубил, таскал и, кроя матом
земную тяжесть, грозный атом,
тянул наш воз из тьмы веков.

И Шукшина берёг от мрази,
когда тот мучился, как Разин,
и честно выполнил свой долг.

В строю остался резким, броским,
душой тоскующим по Сросткам
и жизни – знающим исток.
23.11.1996
Варлам Шаламов

Когда писатель в лагерной ушанке
на волю вышел, было так светло,
что даже звёзды – вымело метлой! –
горели днём, а солнце плыло шаньгой.

Любил рассвет и рифмы спозаранку.
Бывало, что замызганной ветлой
сор в угол заметал, больным – тепло,
тем самым их закончив перебранку.

Открыта нам колымская тетрадь.
В ней, по привычке, шею лекарь-брат
стянул петлёю белой – полотенцем.

Возненавидев доводы тюрьмы,
он соловьям своим к приходу тьмы
смолой янтарной смазывал коленца.
21.09.1997

Вадим Шершеневич. Барнаул

Когда устанут шоркать ноги тротуар
и заведёт в тупик негаданный дорога,
я оторвусь на день от милого порога,
куплю к тебе билет на жалкий гонорар.

И вот она, та степь, роскошный будуар,
излейся строчками в лист чабреца и дрока!
Под утро шершень чувств споёт и мне немного,
открыв по ритму сердца свой репертуар.

Спасибо за приют, любезнейший Алтай!
Остался денди здесь в истоме вечной тени
расходовать тоску, вести свой курултай!

Развеяв над собой слов вымученных чад,
юнцом паду на мхом поросшие ступени –
в слезах свою мечту лелеять и качать.
24.08.1997

ПОЭЗИЯ СИБИРИ . Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», на страницах к-рого печатались стихотв. произведения мест. авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма. Наиболее известен П.П. Сумароков, авт. стихов, поэм, сказок, басен, торжеств. од, эпиграмм. Самые круп. произведения – «ирои-комическая» поэма «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характер. для классицизма просвет. традиции проявляются в произведениях др. автора журнала – И.И. Бахтина. В поэтич. опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицист. традициях, присутствуют и элементы поэтики сентиментализма. Эстет. синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для соч. Н.С. Смирнова.

На П. С. 1820–40-х гг. оказал влияние романтизм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сиб. ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сиб. поэтов появляются характер. для романтизма лирич. жанры: элегия, дружеское послание, баллада; наблюдается расцвет романтич. поэмы (наиболее значительны ориентир. на «южные поэмы» А.С. Пушкина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Петрова и др. присутствуют традиц. романтич. мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтич. П. С. обладает рядом специфич. черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи ср. веков (искл. составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов-романтиков занимает «местный колорит»: описания сиб. экзотики, быта и нравов сиб. народов, природы, а также мотивы рус. фольклора (напр., соч. П.П. Ершова, обращавшегося к сказоч. и песен. форме).

В сер. XIX в. в лит. Сибири наступает кризис романтизма. Эклектич. эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 – ок. 1845), отчасти подражательным, в к-рых значит. роль играют религ. мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются соц. мотивы и реалистич. тенденции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдова присутствует мест. колорит, описание подробностей быта и обычаев сиб. народностей, фольклор. мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популяр. народ. песни «Славное море – священный Байкал». В его стихах впервые появляется тема сиб. каторги, к-рая займет особое место в рев. поэзии кон. XIX – нач. XX в.

Для рев. поэзии рубежа веков ориентиром послужило демокр. направление рус. лирики 1860–70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Федорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817–91), Ф.М. Мокеева (1830–80), а также Н.М. Ядринцева и В.Г. Богораза, публиковавшего свои соч. в подпол. изд. «Народной воли», звучат соц. мотивы, рев. пафос соединяется с реалистич. тенденциями. Это же характерно и для творчества И.И. Тачалова (1879–1929).

В нач. XX в. в творчестве нек-рых сиб. поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина, декадент. мотивы заметны у П.Л. Драверта, В. Пруссака.

Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистич. разнообразие и худ. поиск, к-рые выразились, в частн., в образовании творч. группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды к-рых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич-Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают рев. преобразования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей.

Рев.-романтич. пафос, агит.-проп. начало свойственны поэзии Ф.М. Лыткина (1897–1918), П.С. Парфенова (1894–1937), авт. «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям…»), Н.Л. Янчевского (1892–1937), создателя написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Блока поэмы «Октябрь». Рев. романтика присутствует в творчестве комсомол. поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907–42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903–44), авт. поэмы «Повесть о рыжем Мотэле» (1925).

В 1930-е гг. П. С. развивается в осн. в русле «соц. реализма»: поэты ст. поколения (Г.П. Павлов, 1895–1943; Н.А. Алексеев, 1891–1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скуратов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистич. преобразования, индустриализацию края, новый быт, успехи 1-х пятилеток, коллективизацию на селе. И.А. Мухачев (1896–1958) в эти годы приветствует политику коллективизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время мн. его стихи посвящены теме природы. Природа Алтая, а также фольклор алт. народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894–1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933).

В Сибири началась творч. биография талант. поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927–28 его стихи печатает ж. «Сибирские огни».

В 1930-е гг. получил распространение жанр ист. поэмы. Появляются круп. поэтич. полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы ист. поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862–83 года») и др.

Мн. поэты-сибиряки – участники Великой Отечественной войны, ими создано немало стихов патриотич. содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт.

В воен. годы значит. распространение получает форма поэтич. цикла, объединенного образом героя, веселого солдата – смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сиб. варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А.И. Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирич. «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражд. и патриот. мотивами. Боевым действиям Сов. армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927–94). П.С. Комаров (1911–49) создает поэтич. циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией.

Во время войны сформировалось поэтич. поколение, представленное именами Н.И. Перевалова, И.М. Ветлугина, Е.С. Буравлева, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетникова, И.Г. Краснова, М.А. Небогатова, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанского и др., чье творчество раскроется в послевоен. десятилетия.

Для сиб. поэзии послевоен. лет характерно, как и в 1930-е гг., усиление эпич. начала. Появляются поэмы М.И. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», В.Д. Федорова «Проданная Венера», К.Л. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н.И. Перевалова «В сельской школе», А.И. Смердова «Пушкинские горы». На 1950-е гг. приходится расцвет творчества К.Л. Лисовского (1919–80), а также В.М. Пухначева (1910–82). Изв. больше как поэт-песенник, авт. слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и др., В.М. Пухначев создавал также большие эпич. поэмы, среди к-рых – поэтич. трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центр. героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем.

В период «оттепели», на рубеже 1950–60-х гг., в П. С. усиливается лирич. начало. Особое значение обретают «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезает декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней становятся интонации. Резко возрастает интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам», что не отменяет важной роли соц. проблематики (творчество Е.К. Стюарт, Л.Н. Мартынова, В.Д. Федорова).

В 1960-х гг. появляются новые поэтич. имена: в Новосибирске – А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова; Омске – В.А. Макаров, В.Я. Озолин; Томске – В.И. Казанцев; Барнауле – Л.С. Мерзликин; в Кемерове – В.М. Баянов, И.М. Киселев; Иркутске – А.В. Преловский, С.А. Кузнецова; Чите – Р.В. Филиппов; Красноярске – В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин; Хабаровске – М. Асламов. Тематич. и жанровый диапазон поэтов 1960-х гг. отличается широтой и разнообразием: диалектика человеч. отношений (В.И. Казанцев); романтич. полемика с обывательским строем мыслей и чувств (Р.Х. Солнцев); воспевание сильных и мужеств. людей Севера (В.Я. Озолин). З.А. Яхнин, И.О. Фоняков пишут лирич. репортажи о людях разных профессий, меняющих лицо сиб. земли; А.В. Преловский, удостоенный за свод поэм «Вековая дорога» Гос. премии СССР, прославляет сиб. стройки. Неброская красота сиб. природы воспета В.М. Баяновым, в лирике Л.Н. Мерзликина сильно фольклор. начало. На передний план в творчестве этого поэтич. поколения выходит экол. тематика, тревога за сохранение природ., ист.-культур. и духов. ценностей в связи с науч.-техн. революцией. Тема духов. преемственности звучит в стихах А.И. Плитченко. Утончен. лиризм и поэтич. новизна характерны для любов. и филос. лирики Н.М. Греховой.

Один из самых ярких поэтов, заявивших о себе в 1960-е гг., – А.А. Кухно (1932–78). Его творчеству свойствен доходящий до трагедийного накала драматизм. В поэме «Море» (1965) осмысляются трагич. стороны сталин. эпохи.

В 1970–80-е гг. заявляют о себе поэты Г.М. Лысенко (1941–78), В.М. Башунов (1946–2005), Н.М. Закусина, Т.Г. Четверикова, Л.А. Никонова, А.П. Кутилов (1940–85). Творчество последнего близко по духу поэзии П.Н. Васильева и Н.М. Рубцова.

1970–80-е гг. – пора расцвета искусства поэтич. перевода в лит. Сибири. Переводятся зарубеж. авторы, но особенно актив. работа ведется с нац. сиб. поэтами. Благодаря рус. поэтам-переводчикам широкую известность обрели нац. сиб. поэты: алтайцы А.О. Адаров, П. Самык, Б.У. Укачин; якуты С.П. Данилов, Л.А. Попов; ненец Р.П. Ругин и др. Продолжается начатая И.А. Мухачевым еще в 1920-е гг. работа по переложению на рус. яз. нац. фольклора. Большое соц.-культур. значение имеют осуществленные в 1980-е гг. А.В. Преловским, А.П. Плитченко, А.А. Романовым поэтич. переводы героич. эпосов народов Хакасии, Горн. Алтая, Якутии и др. сиб. регионов. Рубеж XX–XXI вв. отмечен появлением новых значит. имен почти в каждом регионе Сибири.

Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1, 2; Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Он же. Абрисы. Новосибирск, 2001.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!