Самый знаменитый корабль в истории. Самые знаменитые корабли

Странная штука: посреди моря встретить дрейфующий корабль без признаков жизни на борту. Пусто. Никого нет. Тишина. А он покачивается себе на волнах – невозмутимо, спокойно, будто так и надо, будто и не нужен ему больше никто. Будто наплавался он уже вдоволь с этими «покорителями морей», и так они ему надоели, что только рад был при случае с ними расстаться… Жутко.

Моряки рассказывают, что в океане – особенно в Атлантике – такое случается часто: попадаются пустующие рыбацкие лодки, небольшие яхты, иногда даже лайнеры – « », к примеру, до сих пор ищет последний приют. В большинстве случаев по внешнему виду судна сразу понятно, что с ним случилось, да и главной причиной морских катастроф, понятное дело, всегда будет природа – шторм нелегко победить даже опытным морякам. Но порой исчезновение экипажа просто невозможно объяснить.

Представьте: совершенная целая, без повреждений лодка, у неё работают двигатели и генераторы, в порядке радио и все аварийные системы, на обеденном столике стоит нетронутая еда и работающий ноутбук, будто экипаж минуту назад спрятался от вас где-то в трюмном отделении, но вы обыскали всё и – не обнаружили на борту ни единой души. Вы можете подумать, что это очередная морская байка, но на самом деле это выдержка из полицейского отчёта о пропаже без вести трёх членов экипажа яхты-катамарана KZ-II в апреле 2007 года.

Полагаем, теперь мы вас заинтриговали? В этом материале мы собрали самые известные и загадочные истории о кораблях, которые в разное время обнаруживались в море при самых мистических обстоятельствах: без экипажа на борту или с мёртвыми морякам, умершими по неустановленной причине, или в качестве призраков, напоминающих о трагических событиях прошлого.

MV Joyita, 1955

Это была роскошная яхта, построенная в 1931 году в Лос-Анджелесе для кинорежиссера Роланда Веста. Во время Второй мировой войны MV Joyita снабдили оборудованием, и она работала в качестве патрульного судна у побережья Гавайев до конца войны.

3 октября 1955 года MV Joyita отправилась в плавание из Самоа к острову Токелау – расстояние примерно 270 морских миль. Перед самым походом у неё обнаружилась неисправность сцепления на основном двигателе, устранить которую на месте не смогли, и яхта вышла в море под парусом и с одним вспомогательным двигателем. На борту было 25 душ, среди которых государственный чиновник, двое детей и хирург, который на Токелау должен был делать операцию.

Поездка должна была занять не более 2-х дней, но MV Joyita не прибыла в порт назначения. Сигналов бедствия судно не подавало, даже при том, что его курс пролегал по достаточно оживленной трассе, на которой часто курсирует суда береговой охраны и которая хорошо покрывается ретрансляционными станциями. Поиски яхты велись на территории 100 000 кв. миль силами авиации, но MV Joyita обнаружить не удалось.

Только пять недель спустя, 10 ноября 1955 года судно было найдено. Оно дрейфовало в 600 милях от запланированного маршрута полупогруженным в воду. 4 тонна груза, экипаж и пассажиры отсутствовали. Радио УКВ было настроено на международную частоту бедствия. Всё ещё работал один вспомогательный двигатель и трюмный насос, были включено освещение в каютах. Все часы на борту остановились в 10:25. Сумка доктора была найдена с четырьмя окровавленными бандажами. Вахтенный журнал, секстант и хронометр отсутствовали, наряду с тремя спасательными плотами.

Поисковая бригада тщательно обследовала судно на предмет повреждений корпуса, но их не обнаружила. Судьбу экипажа и пассажиров определить так и не удалось. Интригующим был тот факт, что MV Joyita, с внутренней отделкой из пробкового дерева, была практически непотопляемой, и экипаж прекрасно знал об этом. Недостающий груз также остался тайной.

Теории выдвигались самые различные, начиная от самых причудливых, вроде японских ВМФ, всё ещё не прекративших боевые действия после окончания Второй мировой войны, расположенных на какой-то изолированной базе на одном из островов. В качестве версий рассматривались также страховое мошенничество, пиратство, мятеж.

MV Joyita была восстановлена, но, вероятно, подтверждая своё проклятие, несколько раз находила на мель. В конце 1960-х судно было продано на слом.

Ourang Medan (Оранг Медан, или Оранж Медан), 1947

«Все мертвы, оно придёт за мной» и «Я умираю» - это были два последних сообщения, полученных от экипажа грузового судна Ourang Medan в Малаккском заливе в июне 1947 года. Их получили вместе с сигналами SOS сразу два корабля – британский и голландский, – что принимается как ещё одно подтверждение правдивости этой мистической истории.

Первое сообщение пришло на азбуке Морзе, второе – по рации. Терпящее бедствие судно искали несколько часов, и первым его обнаружил британец Silver Star. После безуспешных попыток приветствовать Ourang Medan сигнальными огнями и свистами, решили высадить небольшую команду. Спасатели сразу направились в рубку, откуда доносились звуки работающего радио, и обнаружили там несколько членов экипажа.

Все они, включая капитана, были мертвы. Ещё больше трупов нашли на грузовой палубе. Как утверждается, все моряки Ourang Medan лежали в защитных позах с выражением ужаса на лицах. Многие были покрыты изморозью, а вместе с одной из групп экипажа была найдена мёртвая собака, которая застыла, окоченевшая, словно статуя, на четырех лапах, рычащая на кого-то в пустоту.

Неожиданно где-то в глубине грузовой палубы прозвучал взрыв, начался пожар. Спасатели не стали бороться с огнём и поспешили оставить полное мертвецов судно. В течение следующего часа на Ourang Medan прозвучали ещё несколько взрывов, и он пошёл ко дну.

Весьма резонно полагать, что история с Ourang Medan, если с ним и случилась катастрофа, по большей части является выдумкой. Некоторые утверждают, что и судна такого не существовало – по крайней мере, в списках «Ллойда» названия «Ourang Medan» не нашлось. Но сторонники теории заговора считают, что имя у судна было вымышленным, так как экипаж занимался перевозкой контрабанды, и эта же самая контрабанда – мало ли какой груз находился на борту – стала причиной трагедии.

Octavius (Октавиус), 1762-1775

Английское торговое судно Octavius было обнаружено дрейфующим к западу от Гренландии 11 октября 1775 года. На борт поднялась абордажная команда с китобоя Whaler Herald и нашла весь экипаж мёртвым, замёрзшим. Тело капитана было в его каюте, смерть застала его записывающим что-то в бортовой журнал, он всё ещё сидел за столом с пером в руке. В каюте были ещё три окоченевших тела: женщины, завернутого в одеяло ребёнка и матроса, державшего в руках трутницу.

Абордажная команда покинула Octavius второпях, забрав с собой только бортовой журнал. К сожалению, документ настолько пострадал от холода и воды, что прочитать можно было только первые и последние страницы. Завершался журнал записью 1762 года. Это означало, что судно дрейфовало мёртвым на протяжении 13 лет.

Octavius оставил Англию и направился в Америка в 1761 году. Пытаясь сэкономить время, капитан решился следовать неизведанным на тот момент Северо-Западным проходом, который впервые был успешно пройден лишь 1906 году. Судно застряло в арктических льдах, неподготовленная команда замёрзла насмерть – обнаруженные останки говорят, что это произошло достаточно быстро. Предполагается, что некоторое время спустя Octavius освободился от льдов и с мёртвой командой дрейфовал в открытом море. После встречи с китобоями в 1775 году корабль больше не видели.

KZ-II, 2007

Экипаж австралийской яхты-катамарана KZ-II пропал без вести в апреле 2007 года при невыясненных обстоятельствах. История получила широкий общественный резонанс, поскольку напоминает похожий случай с экипажем бригантины Mary Celeste (Мария Селеста).

15 апреля 2007 года KZ-II отправилась из Эрли-Бич в Таунсвилл. На борту находились трое членов экипажа, включая владельца. Спустя сутки яхта перестала выходить на связь, а 18 апреля была случайно обнаружена дрейфующей возле Большого барьерного рифа. 20 апреля на KZ-II высадился патруль и не нашёл на борту никого из членов экипажа.

При этом судно не имело никаких повреждений, кроме разорванного паруса, все системы работали исправно, генератор и двигатель были включены, а на обеденном столе была найдена нетронутая еда и включенный ноутбук. Поиски моряков продолжались до 25 апреля, но результатов не принесли.

Официальной версией случившего стала череда событий, частично восстановленная по записям видеокамеры, найденной на борту KZ-II. Считается, что сначала один из моряков по какой-то причине нырнул в море. Возможно, он хотел освободить запутавшуюся рыболовную леску. В этот же момент яхту стало относить ветром в сторону, с первым моряком в воде что-то случилось, и второй моряк кинулся к нему на помощь. Оставшийся на борту третий моряк попытался направить яхту ближе к друзьям, для чего включил двигатель, но быстро понял, что движению мешает ветер. Он попытался быстро убрал парус и в этом момент по неустановленной причине сам оказался за бортом. Яхта стала сама по себе уходить в открытый океан, а моряки уже не смогли её догнать и в итоге утонули.

Young Teazer (Янг Тизер), 1813

Каперская шхуна Young Teazer была построена в начале 1813 года. Это было удивительно быстрое и многообещающее судно, которые уже в первые месяцы охоты весьма неплохо показало себя на торговых путях недалеко от берега Галифакса. В июне 1813 году Teazer стал преследовать шотландский бриг Sir John Sherbrooke. Шхуна смогла скрыться в тумане, но вскоре на её след напал 74-пушечный линейный корабль HMS La Hogue и загнал Teazer в ловушку заливе Махоун у полуострова Новая Шотландия. С сумерками к HMS La Hogue присоединился HMS Orpheus, и они начали готовится к атаке на капера, которому теперь деваться было некуда. HMS La Hogue направил к Young Teazer пять абордажных команд, но, как только они приблизились, шхуна взорвалась. 7 выживших членов экипажа Young Teazer впоследствии единогласно утверждали, что это первый лейтенант Фредерик Джонсон взорвал боеприпасы, уничтожив таким образом и корабль, и себя, и ещё 30 членов экипажа, чьи неопознанные останки покоятся сегодня на англиканском кладбище в заливе Махоун.

Вскоре после трагических событий местные жители стали уверять, что видели пылающий Young Teazer, восставшим из глубин. 27 июня 1814 года люди в заливе Махоуне были поражены, увидев призрак шхуны на том же месте, где она была уничтожена. Призрак появился и затем беззвучно исчез в вспышке пламени и дыме. Эта история настолько быстро разошлась по стране, что в следующем июне в залив Махоун начали специально съезжаться зеваки. Как говорят, в тот раз Young Teazer снова появился, и появлялся потом каждый год, и местные до сих пор утверждают, что шхуна периодически видна туманными ночами – особенно в первые сутки после полнолуния.

Mary Celeste (Мари Селеста), 1872

Этот корабль может смело претендовать на титул самой большой морской тайны всех времен. До сих пор расследование пропажи его экипажа не продвинулось ни на шаг, и даже спустя 143 года является темой многочисленных дебатов.

7 ноября 1872 года бригантина Mary Celeste покинула Нью-Йорк и направилась в Геную с грузом алкоголя. Днем 5 декабря она была обнаружена в 400 милях от Гибралтара без экипажа. Судно шло на поднятых парусах, не имело никаких повреждений и, как потом выяснится, даже трюм с ценным грузом был не тронут.

Обнаружил и опознал бригантину капитан Морхаус (Morehouse) с другого торгового судна, шедшего параллельным курсом. Он, как оказалось, прекрасно знал владельца Mary Celeste капитана Бриггса (Briggs) и уважал как талантливого моряка, - вот почему Морхаус сильно удивился, когда понял, что повстречавшаяся бригантина совершенно абсурдно отклоняется от известного курса. Морхаус попытался сигналить и, не получив ответа, стал преследовать бригантину. Спустя два часа его команда высадилась на Mary Celeste.

Казалось, судно было оставлено с поспешностью. Были не тронуты личные вещи, включая драгоценности, одежда, запас еды, а также весь груз. Отсутствовали шлюпки, а также все бумаги в каюте капитана за исключением дневника, где последняя запись датирована 25 ноября и сообщает, что Mary Celeste покинула Азорские острова.

Признаков насилия на борту не было. Единственным видимым повреждением были обильные следы воды на палубе, и это дало основание полагать, что команда покинула корабль из-за ненастной погоды. Однако это противоречило индивидуальности капитана Бриггса, который характеризовался родными, близкими и партнёрами как умелый и храбрый моряк, решившийся оставить судно только лишь в случае крайней необходимости и в случае смертельной опасности.

Морхаус взял управление бригантиной и доставил её в Гибралтар 13 декабря. Там было проведено всестороннее обследование судна, в ходе которого инспекторы обнаружили несколько пятен в каюте капитана, которые походили на засохшую кровь. Нашли также несколько отметин на рейлингах, которые могли быть оставлены тупым предметом или топором, но подобного орудия на борту Mary Celeste к моменту исследования не было. Само по себе судно было объявлено не поврежденным.

В качестве версий случившего рассматривались пиратство, страховое мошенничество, цунами, взрыв, вызванный парами от груза, эрготизм от загрязнённой муки, из-за которого команда сошла с ума, мятеж и несколько сверхъестественных объяснений. Существует также версия, что экипаж Mary Celeste добрался до побережья Испании, где в 1873 году обнаружили несколько шлюпок с неизвестного корабля и несколько неопознанных трупов в них.

В следующие 17 лет Mary Celeste переходила от одного владельца к другому 17 раз, при этом нередко, как говорят, имели место трагические и смертельные случаи. Последний владелец бригантины затопил её, чтобы подстроить страховой случай.

Любовь Орлова (Lyubov Orlova), 2013

Один из самых известных кораблей-призраков последних лет – лайнер «Любовь Орлова», который потерялся в 2013 году во время буксировки в Карибском море и с тех пор то тут, то там появляется в Атлантике.

Лайнер, названный в честь знаменитой советской актрисы, был построен в 1976 году и входил в состав флота Дальневосточного пароходства. В 1999 году судно было продано компании из Мальты и было привлечено для регулярных рейсов в Арктику. В 2010 году судно было арестовано за долги и спустя два года простоя в Канаде было отправлено буксиром в Доминиканскую республику на металлолом. Во время буксировки в районе Карибского бассейна случился сильнейший шторм и буксирующие тросы не выдержали. Экипаж буксира попытался захватить вышедшее из-под контроля судно, но, в виду погодных условий, это не представилось возможным – корабль был брошен в нейтральных водах.

Поиски судна не увенчались успехом. Его автоматическая идентификационная система - система, которая передает географическую позицию судов – находилась в режиме «офлайн», что не позволяло установить место нахождения. Канадские власти объявили, что, поскольку судно в любом случае теперь может находиться только в нейтральных водах, ответственность за его судьбу Канада более не несет – поиски были прекращены. Считалось, что «Любовь Орлова» навсегда потеряна в Североатлантическом океане.

Неожиданно 1 февраля 2013 года «Любовь Орлова» была замечена дрейфующей в 1700 км от берегов Ирландии. Обнаружил ее нефтяной канадский танкер Atlantic Hawk, который, чтобы не дать знаменитому теперь на весь мир «кораблю-призраку» превратиться в реальную опасность для близ расположенных нефтяных вышек, отбуксировал судно в нейтральные воды, где был вынужден вновь оставить. 4 февраля «Любовь Орлова» находилась в 463 км от Сент-Джонс, Канада. Власти Канады вновь отказались предпринимать какие-то меры и ответственность за судно в полном объеме возложили на его владельца. Спустя несколько дней «Любовь Орлова» было вновь потеряна.

В течение года 4,250-тонного судну, стоимость остатков которого оценивается в 34 млн. руб., удавалось избегать пристального взора поисковых бригад компании-собственника и охотников за металлоломом. Популярность корабля-призрака возросла до появления в социальных сетях фейковых пользователей под именем «Любовь Орлова» / «Lyubov Orlova» и сайта whereisorlova.com, посвященному, впрочем, и другим кораблям-призракам. Фраза же «Где Любовь Орлова?» превратилась в мем и, как говорят, стала печататься на футболках и кружках.

В январе 2014 года корабль-призрак был вновь замечен дрейфующим в 2,4 тыс. км. от западного побережья Ирландии. Специалисты полагали, что судно движется к берегам Великобритании, куда его подтолкнули недавние штормы. Власти Великобритании готовились к встрече со знаменитостью, особенно опасаясь, что дрейфующее судно может быть населено крысами-каннибалами, но «Любовь Орлова» снова исчезла.

Lady Lovibond (Леди Ловибонд), 1748

В XVIII веке моряки свято верили в приметы, и довольно часто их суеверия подпитывались вполне объяснимыми и даже прозаичными по сегодняшним меркам ситуациями. Может быть именно поэтому «назидательная» история парусника Lady Lovibond сделала его таким популярным, а легенду столь долгоиграющей.

13 февраля 1748 года, только что поженившиеся Саймон Рид и Аннетт отправились в свадебное путешествие из Великобритании в Португалию на принадлежащем Риде судне Lady Lovibond. Ещё до выхода в море Джон Риверс, первый помощник Рида, влюбился в жену капитана и теперь сходил с ума от любви и ревности. У Ривеса начались неконтролируемые припадки гнева, однажды он сорвался на рулевого и, потеряв самообладание, убил его. Затем Риверс взял управление кораблём в свои руки и направил его на Пески Гудвина – печально известную отмель в проливе Ла-Манш. Судно потерпело крушение, никто не спасся.

В 1848 году, спустя сто лет после описанных трагических событий, местные рыбаки видели, как на Песках Гудвина разбился парусник. На место крушения были направлены спасательные лодки, но никакого судна не обнаружили. В 1948 году, спустя ещё сто лет, призрак Lady Lovibond был снова замечен на Песках Гудвина капитаном Баллом Прествиком и был описан им точь-в-точь как оригинальное судно 1748 года, правда с жутким зеленоватым сиянием. Следующее появление корабля-призрака ожидается в 2048 году. Подождём.

Eliza Battle, 1858

Построенная 1852 году в Индиане, Eliza Battle была роскошным деревянным пароходом для развлечения президентов и VIP-персон. Холодной ночью в феврале 1858 года на реке Томбигби на главной палубе парохода начался пожар, сильный ветер помог огню распространиться по всему судну. На борту в тот рейс находилось порядка 100 человек, из них 26 человек не смогли спастись. Сегодня местные жители говорят, что во время весенних половодий, в период большой луны, Eliza Battle вновь появляется на реке Томбигби. Она плывёт в верх по течению с музыкой и огнями на главной палубе. Иногда видят только силуэт парохода. Рыбаки считают, что появление Eliza Battle сулит бедствие другим судам, которые всё ещё ходят по этой реке.

Carrol A. Deering (Кэрролл А. Диринг), 1921

Пятимачтовая грузовая шхуна Carrol A Deering была построена в 1911 году и названа по имени сына владельца. 2 декабря 1920 года она отправилась в рейс из Рио-де-Жанейро в Норфолк, США, через два месяца была обнаружена выброшенной на мель и оставленной командой.

Расследование обстоятельств исчезновения экипажа Carrol A Deering, которое велось под контролем министра торговли США Герберта Гувера, позволило частично восстановить цепочку событий, предшествующих исчезновению шхуны и собрать свидетельства очевидцев.

Так, было установлено, что в начале января 1921 года на пути в США Carrol A Deering сделала промежуточную остановку на острове Барбадос, где между капитаном Уормеллом и первым помощником Мак-Лелланом произошла ссора, и последний угрожал убить капитана. После ссоры Мак-Лелланом искал работу на других кораблях, утверждая, что команда Carrol A Deering не выполняет приказы, а капитан Уормелл не позволяет ему наказывать моряков. В найме Мак-Леллану от отказали. Следующие несколько дней на Барбадосе его с командой Carrol A Deering часто видели пьяными, за дебош Мак-Лелланом даже угодил в тюрьму, откуда его вызволил капитан Уормелл. 9 января 1921 года шхуна вышла в море, и что с ней произошло дальше до сих пор остаётся загадкой.

16 января 1921 года Carrol A Deering видели у Багамским островов. Она шла с одним парусом, несмотря на благоприятные погодные условия, и выполняла странные маневры, периодически ложась на обратный курс. 18 января её заметили у мыса Канаверал, 23 января – у маяка Кейп-Фир. 25 января в том же районе бесследно исчез грузовой пароход SS Hewitt, который следовал тем же курсом, что и Carrol A Deering – это обстоятельство так же попало в материалы по Carrol A Deering, но прямой связи между происшествиями не нашлось.

29 января шхуна на всех парусах прошла маяк мыса Лукаут. Смотритель маяка даже снял её на фотокамеру. По его словам, рыжий моряк с борта Carrol A Deering по громкоговорителю крикнул, что шхуна лишилась якорей во время шторма, и просил передать сообщение владельцам судна. Смотритель не смог передать сообщение из-за того, что на маяке была сломана рация. Позже он отмечал, что был удивлен тем, что команда шхуны толпилась на шканцах, где имеют право находиться лишь капитан и его помощники, да и с корабля с ним говорил простой моряк, а не капитан или помощник.

30 января шхуну видели идущей под всеми парусами у мыса Хаттерас, а уже 31 января береговая охрана США сообщила о пятимачтовом паруснике, севшем на мель в том же районе. Его паруса были подняты, шлюпки отсутствовали. Из-за штормовой погоды на Carrol A Deering смогли попасть только 4 февраля – людей на борту не обнаружили. Отсутствовали личные вещи, документы, включая судовой журнал, навигационное оборудование и якоря. В капитанской каюте нашли три пары обуви разного размера. Последняя отметка на найденной карте датировалась 23 января, и сделана она была не почерком капитана Уормелла.

В 1922 году расследование по делу Carrol A Deering было прекращено без какого-либо официального заключения. Шхуну, которая медленно разрушалась на мели и могла представлять опасность для судоходства, взорвали. Её остов ещё долгое время оставался на том же самом месте, пока в 1955 году не был окончательно уничтожен ураганом.

Baychimo (Байчимо), 1931

Судно Baychimo было построено в Швеции в 1911 году по заказу германской торговой компании. После Первой мировой войны перешло Великобритании и следующие четырнадцать лет исправно служило на маршрутах вдоль Северо-западных берегов Канады, перевозя меха. В начале октября 1931 года погода резко ухудшилась, и в нескольких милях от побережья у города Барроу корабль застрял во льдах. Команда временно оставила судно и нашла приют на материке. Неделю спустя распогодилось, моряки вернулись на борт и продолжили плавание, однако уже 15-го октября Baychimo снова попал в ледяную ловушку.

На этот раз до ближайшего города было не добраться – экипажу пришлось устроить временное убежище на берегу, вдалеке от корабля, и здесь они были вынуждены провести целый месяц. В середине ноября разыгралась снежная буря, которая длилась несколько дней. А когда 24 ноября погода прояснилась, Baychimo на прежнем месте не оказалось. Моряки посчитали, что судно погибло во время бури, но несколько дней спустя местный охотник на тюленей сообщил, что видел Вaychimo приблизительно в 45 милях от их лагеря. Команда отыскала корабль, сняла с него драгоценный груз и навсегда его покинула.

На этом история Вaychimo не закончилась. Следующие 40 лет его изредка видели дрейфующим вдоль северного побережья Канады. Предпринимались попытки попасть на борт судна, некоторые были вполне успешными, но из-за погодных условий и плохого состояния корпуса корабль вновь покидали. Последний раз Вaychimo в 1969 году, то есть спустя 38 лет после того, как его покинул экипаж – на тот момент замерзшее судно было частью ледяного массива. В 2006 году правительство Аляски предприняло попытку определить местонахождения «Корабля-призрака Арктики», но все попытки обнаружить судно были неудачными. Где теперь находится Вaychimo – лежит ли на дне или до неузнаваемости оброс льдом – остается загадкой.

Flying Dutchman (Летучий Голландец), 1700-e

Вероятно, это самый известный в мире корабль-призрак, популярность которому прибавили и «Пираты карибского моря», и даже мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны», где одного из персонажей назвали Frying Dutchman – Жарящий Голландец.

Существует множество легенд, связанных с этим вечно скитающимся на океанских просторах судном, и главная из них касается голландского капитана Филиппа Ван дер Деккена (иногда его зовут Ван Страатен), который в 1700-е годы возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Девушка настолько приглянулась капитану, что он подстроил смерть её суженого и сделал ей предложение. Девушка отказала Ван дер Деккену и с горя выбросилась за борт.

Сразу после этого у мыса Доброй Надежды корабль попал в шторм. Суеверные матросы начали роптать. В попытке предупредить мятеж штурман предложить переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан, отчаявшийся и запивший после самоубийства возлюбленной, застрелил его и ещё несколько недовольных. Одна из популярных версий легенды говорит, что после убийства штурмана Ван дер Деккена поклялся костями матери, что никто не сойдёт на берег, пока корабль не пройдёт мыс; он навлёк проклятие и теперь обречён на вечное плавание.

Обычно люди наблюдают «Летучего Голландца» в море издалека. Согласно легенде, если к нему подойти близко, то команда попытается передать на берег послание людям, которых давно нет в живых. Считается также, что встреча с «голландцем» сулит болезни и даже смерть. Последнее объясняют жёлтой лихорадкой, которая передаётся комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой. Такая болезнь способна истребить весь экипаж, а встреча с таким заражённым кораблём могла действительно стать фатальной: комары нападали на живых моряков и заражали их.

Флот всегда занимал особое место в структуре вооруженных сил всех стран. Служба там считалась одновременно почетной и тяжелой, а заодно и более опасной, чем на суше. Особенно в эпоху парусных судов, когда корабль полностью зависел от капризов природы, и, чтобы обуздать ветер, команде приходилось прилагать неимоверные усилия. А если при этом еще и требовалось вести бой...

Изначально корабли использовались главным образом лишь как средство перевозки войск. В Античности единственным боевым приемом, доступным триерам и пентерам, был таран вражеского судна. Затем было освоено искусство абордажных схваток. Но только с появлением огнестрельного оружия появились настоящие военные корабли, способные самостоятельно вести бой. Отныне каждый корабль, несущий пушки, представлял собой грозную силу, с которой необходимо было считаться. Пушек и брони на море со временем становилось все больше, а парусов - меньше. Постепенно корабли превратились в настоящие плавучие крепости. Немало кораблей оставили свой след в истории военного флота. Сегодня мы представляем десять самых заметных среди них.

Каракка «Санта-Мария» ()

Тип: каракка.
Водоизмещение: 200 т.
Вооружение: 14 пушек, 4 бомбарды.
Команда: до 40 человек.

Флагманский корабль знаменитой экспедиции Христофора Колумба, итогом которой стало открытие Америки, конечно, не являлся военным кораблем в прямом смысле этого слова. Он не принимал участия в боях и не отличился ни на одной войне. Однако именно на «Санта-Марию» возлагалась функция защиты флотилии Колумба от неведомых опасностей, которые подстерегали первооткрывателей в океане.

«Санта-Мария» представляла собой трехмачтовую каракку (хотя ее долгое время ошибочно считали каравеллой). Этот тип кораблей появился еще в XIV веке и как нельзя лучше подходил для дальних плаваний. Большой размер и хорошая остойчивость обеспечивали достаточную надежность во время шторма, а пушечное вооружение по тем временам было просто беспрецедентным. Кроме того, отличительной чертой каракки были мощные кормовая и носовая надстройки, с которых вели стрельбу аркебузиры и арбалетчики. За эту особенность их иногда называли «башенные корабли». Взять такую громадину на абордаж было крайне трудно, что делало «Санта-Марию» в условиях неразвитого тогда искусства морского боя грозной силой. Правда, сам Христофор Колумб отзывался о ней критически, жалуясь на ее медленность и плохую маневренность. Увы, но самый лучший корабль из флотилии первооткрывателя Америки погиб самым нелепым образом. На Рождество 1492 года он сел на рифы у берегов .

Броненосный корабль «Монитор» ()

Тип:броненосец.
Водоизмещение: 987 т.
Вооружение: две пушки 279 мм.
Команда: 59 человек.

Корабль, впоследствии давший название целому классу броненосцев, был создан шведским эмигрантом Джоном Эриксоном во время гражданской войны в Америке всего за 100 дней. Для северян тогда наступили не самые лучшие времена - Конфедерация активно работала над созданием мощного броненосца, который был бы способен прорвать морскую блокаду южных портов. В качестве ответа и началась спешная разработка «Монитора» (это слово означало «наставник», и подразумевалось, что он «преподаст урок» южанам).

Корабль имел низкие борта и бронированную палубу, в центре которой была установлена большая вращающаяся орудийная башня, обшитая многослойной броней. Толщина бронирования башни достигала 8 дюймов - на тот момент ни одно орудие Конфедерации не могло пробить такую. Мелкая осадка давала «Монитору» возможность действовать на реках и прибрежных отмелях. Но низкие борта, которые делали корабль незаметным, повышали риск заливания волнами. Несмотря на массу недостатков, «Монитор» был введен в строй и в марте 1862 года неплохо показал себя в бою на рейде Хемптон-Роудс. Потопить броненосец южан «Виргиния» он не смог, но нанес ему ряд повреждений, после которых корабль южан больше не принял участия в боевых действиях на море. Это показало перспективность использования кораблей такого типа. А сам «Монитор» затонул в декабре того же года во время шторма.


Тип: линейный корабль 1-го ранга.
Водоизмещение: 3500 т.
Вооружение: 104 пушки (12-64 фунтов).
Команда: около 1000 человек.

Этот корабль, который сегодня превращен в музей и стоит на вечной стоянке в Портсмуте, прошел огромное количество сражений. В Трафальгарском сражении он был флагманом прославленного адмирала Нельсона. Именно на борту «Виктори» Нельсон получил смертельное ранение и умер.

На воду «Виктори» спустили в мае 1765 года, но впервые вступить в бой ему довелось только спустя 13 лет. в 1778 году заявила о своей поддержке независимости Северо-Американских штатов. Это привело к очередному столкновению с Великобританией. В свой первый бой у острова Уэссан (27 июля 1778 года) «Виктори» отправился сразу в статусе флагмана. Правда, то сражение не принесло английским морякам славы. Наоборот, выяснилось, что французы уже вполне способны дать достойный отпор «владыкам морей». Тем не менее преимущество британского флота оставалось существенным. В Трафальгарском сражении 21 октября 1815 года «Виктори» был самым мощным кораблем англичан по огневой мощи. Как известно, в этой битве Британия не потеряла ни одного корабля (против 18 у противника). Однако «Виктори» получил такие серьезные повреждения, что его пришлось ремонтировать в Гибралтаре, чтобы он смог своим ходом добраться до . После этого он уже не принимал участия в боевых действиях. А с 1922 года встал на вечную стоянку.


Тип: бронепалубный крейсер 1-го ранга.
Водоизмещение: 6604 т.
Вооружение: 36 орудий (37-152 мм), 2 пулемета, мины, торпеды.
Команда: 570 человек.

Судьба этого крейсера поистине парадоксальна. Он принял участие всего в одном бою, в котором не имел ни одного шанса на победу, после чего был затоплен своим экипажем. Однако моральная победа команды «Варяга» в бою у Чемульпо была бесспорна, что обеспечило и самим морякам, и кораблю настоящее бессмертие. 9 февраля 1904 года «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, состоящей из девяти кораблей, и вели бой с ней в течение часа. Русские корабли получили серьезные повреждения, однако не были ни захвачены, ни потоплены. После этого капитан 1-го ранга Всеволод Руднев принял решение затопить крейсер, а «Кореец» взорвать.

Японцы подняли «Варяг», отремонтировали и ввели в строй в качестве учебного корабля. При этом они проявили глубокое уважение к русским морякам - на корме было сохранено название «Варяг» (хотя официально корабль теперь назывался «Сойя»), а при подъеме на борту была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину». Впоследствии «Варяг» был снова выкуплен Россией, но в боях уже не участвовал. Затем, находясь на ремонте в , был конфискован за долги, которые отказывались выплачивать большевики, и продан на слом. Затонул в Ирландском море при буксировке в пункт разделки на металл.

Галеон «Ваза» ()

Тип: галеон.
Водоизмещение: 1210 т.
Вооружение: 64 орудия (1-24 фунтов).
Команда: 445 человек.

Шведский король Густав II Адольф мечтал, чтобы в его распоряжении находился самый мощный корабль среди всех, которые имелись у стран Балтийского моря. Для реализации этой идеи весной 1626 года начались работы под руководством голландского корабельного мастера Хенрика Хюбертссона. На постройке были заняты около 400 человек. Корпус строящегося корабля украшался многочисленными резными фигурами. В результате должен был получиться не только «монстр войны», но и уникальное произведение искусства.

Корабль был закончен к началу 1628 года. В свое первое плавание он отправился в августе того же года. Но это плавание стало для него первым и последним. Как только «Ваза» вышел на открытую воду, сильный ветер стал заваливать его набок. Выправить крен сначала удалось, но после нового мощного порыва ветра корабль снова лег на борт и стал тонуть. Хотя все произошло недалеко от берега, из-за внезапности катастрофы спасти удалось не всех членов экипажа - не менее 50 человек погибли.

Начавшееся следствие выяснило, что причиной катастрофы стала ошибка в проектировании. У «Вазы» был слишком высоко расположен центр тяжести, что делало его крайне неустойчивым. По иронии судьбы, привлечь к ответственности за этот провал оказалось некого: Хюбертссон умер еще до окончания строительства, а все расчеты утверждал лично король.

Линейный корабль «Миссури» (США)

Тип:линкор.
Водоизмещение: 57 000 т.
Вооружение: 21 орудие (127-406 мм), крылатые ракеты, зенитная установка, вертолеты.
Команда: 2800 человек.

Последний корабль в серии линкоров «Айова» был заказан американским флотом еще до того, как США вступили во Вторую мировую, но построен и спущен на воду был уже в 1944 году. Тем не менее он успел себя проявить на Тихоокеанском театре военных действий. Здесь он главным образом сопровождал авианосные соединения. Он принимал участие во многих знаменитых операциях - например, обеспечивал артиллерийскую поддержку во время высадки на Иводзиму и при штурме Окинавы. «Миссури» прошел через множество боев и даже подвергся атаке камикадзе. Правда, самолет смертника не причинил кораблю вреда.

Звездный час линкора наступил 2 сентября 1945 года, когда на его борту представителями американского и советского командования был подписан акт о капитуляции . Так закончилась Вторая мировая война, но отнюдь не служба «Миссури». Сначала его вывели в резерв и почти 30 лет использовали в учебных целях. Но после модернизации в 1986 году линкор снова вернулся в строй и еще повоевал. Последний раз его пушки были слышны в 1991 году во время войны в Персидском заливе. После этого он был окончательно выведен сначала из боевого состава, а затем и из резерва, превратившись в музей, на вечной стоянке в Пёрл-Харборе.

Броненосец «Микаса» (Япония)

Тип: эскадренный броненосец.
Водоизмещение: 15 140 т.
Вооружение: 50 орудий (47-305 мм), 4 торпеды.
Команда: 836 человек.

Лучший броненосец японского флота времен войны с Россией отличался хорошими мореходными качествами. Возможно, именно потому адмирал Хэйхатиро избрал его своим флагманом во время Русско-японской войны. Кроме того, «Микаса» на тот момент был одним из самых новых кораблей - его ввели в строй только в 1902 году. Он принял участие во всех заметных морских столкновениях этого конфликта - нападении на Порт-Артур, бою в Желтом море и, разумеется, в Цусимском сражении. При этом ни в одном из них не получил ни одного тяжелого повреждения, хотя только при Цусиме орудия русских кораблей попали в «Микасу» более сорока раз.

Броненосец затонул через шесть дней после окончания Русско-японской войны в результате случайного взрыва в кормовом пороховом погребе. При этом погиб 251 человек и были ранены не менее 340 членов команды. Корабль лег на дно на глубине 11 метров. Поднять его смогли далеко не сразу. Ремонт занял два года, после чего «Микаса» продолжил службу на японском флоте. В годы Первой мировой войны он патрулировал прибрежные воды Японии. Его также использовали для поддержки японской интервенции в во время Гражданской войны. В 1923 году старый броненосец вывели из состава флота и превратили в музей. В этом качестве он и попал под бомбардировку американской авиации в годы Второй мировой войны. Восстановили его только в 1958-1961 годах.

Шлюп «Восток» (Российская империя)

Тип: шлюп.
Водоизмещение: 985 т.
Вооружение: 28 пушек (120-137 мм).
Команда: 117 человек.

Еще один военный корабль, не принявший участия ни в одном сражении, но вошедший в историю. Именно на шлюпе «Восток» (в сопровождении «младшего брата» - шлюпа «Мирный» под командованием Михаила Лазарева) Фаддей Беллинсгаузен открыл новый материк - Антарктиду. Шлюп сошел со стапелей Охтинского адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1818 году, а уже летом 1819 года отправился в буквальном смысле на край света. Это путешествие, продолжавшееся три года, ничем не уступало по степени сложности и опасности военной кампании. Кораблю и команде грозили неведомые течения, ветра и айсберги, а не пушки неприятельских судов.

За 751 сутки корабли прошли 49 723 морские мили (то есть более 92 тысяч километров). Помимо Антарктиды, русские моряки открыли и нанесли на карту 29 островов, а также сделали важные океанографические наблюдения. Увы, путешествие оказалось настолько тяжелым, что уже в 1828 году «Восток» был признан ветхим, исключен из списков флота и разобран. Но память о нем осталась жива - именем корабля были названы несколько островов и берег в Антарктиде. Позднее имя «Востока» было присвоено научно-исследовательской станции на шестом континенте, а также серии космических кораблей и горной цепи на Меркурии. Кстати, по соседству с последней расположена горная цепь, названная в честь шлюпа «Мирный».

Линейный корабль «Бисмарк» (нацистская )

Тип: линкор.
Водоизмещение: 50 900 т.
Вооружение: 20 орудий (150-380 мм), зенитные установки, самолеты.
Команда: 2200 человек.

Знаменитая «охота за "Бисмарком"» -один из самых ярких и драматичных эпизодов Второй мировой войны, происходивших на море. Впрочем, все, связанное с этим кораблем, обречено было стать заметным событием. Ведь на момент своей службы «Бисмарк» был самым крупным линкором в мире. Недаром при его спуске на воду 14 февраля 1939 года присутствовал лично Адольф Гитлер.

В свой первый (и, как оказалось, последний) поход «Бисмарк» вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел 18 мая 1941 года. Они должны были напасть на один из атлантических конвоев союзников. Вскоре их засекли британцы и отправились на перехват. Рано утром 24 мая в Датском проливе произошел бой, в результате которого был потоплен английский линейный крейсер «Худ». Но и «Бисмарк» получил повреждения. Немцы разделились, и «Бисмарк» попытался в одиночку добраться до французского порта Брест. Однако англичане устроили настоящую охоту за немецким линкором. Очень долго они не могли перехватить его. Решающую роль сыграла торпеда с самолета авианосца «Арк Ройал», которая вывела из строя руль «Бисмарка» и заставила его сбавить ход. После этого корабль был обречен. Подоспевшая британская эскадра добила его, и 27 мая в 10:39 изрешеченный снарядами корабль пошел на дно.

Линейный крейсер «Гебен» (Германская империя)

Тип: линейный крейсер.
Водоизмещение: 25 400 т.
Вооружение: 34 орудия (28-150 мм), 4 торпедных аппарата.
Команда: 1425 человек.

Этот гигант заслужил славу корабля дредноутного типа, который оставался на службе дольше всех своих коллег. Будучи введен в эксплуатацию в 1914 году как флагман Средиземноморской группы кайзеровского флота, он закончил службу в 1973 году. Правда, уже как флагман турецкого военно-морского флота и под именем «Явуз Султан Селим». Это имя и статус турецкого корабля он получил еще в начале Первой мировой. Это был хитрый трюк, чтобы немецкий крейсер мог пройти через Босфор и Дарданеллы при формальном нейтралитете .

Всю Первую мировую «Гебен» активно воевал против России. Он обстреливал Севастополь, Батум и Туапсе, неоднократно вступал в бой с русскими кораблями. Первоначально появление «Гебена» сильно поколебало баланс сил в пользу Германии. Но после того, как в Черном море появились русские линкоры, существенно превосходившие немецкий крейсер, ситуация изменилась. После войны крейсер остался у Турции, которая должна была отдать его Англии как часть репараций. Однако молодая Турецкая Республика выполнять этот договор отказалась и «Явуз Султан Селим» до 1950 года числился флагманом турецкого флота. В 1973 году турки предложили немцам выкупить безнадежно устаревший корабль, чтобы превратить его в музей. Германия отказалась, и ветерана порезали на металл.


Ученые подсчитали, что ледяной покров Гренландии, крупнейшего острова на Земле, обновляется примерно за 6 тысяч лет. Это означает, что значительная...


1912 год запомнился в истории человечества как год спуска на воду крупнейшего судна всех времен и народов. 264 метра длиной, оно могло двигаться с...

14 февраля. /ТАСС/. 14 февраля 2016 года исполняется 95 лет со дня спуска на воду крупнейшего в мире учебного парусного судна "Седов".

"Седов" - четырехмачтовый барк, крупнейшее в мире учебное парусное судно (в разные годы также Magdalene Vinnen II, Kommodore Johnsen). В настоящее время принадлежит Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство), приписано к Мурманскому государственному техническому университету (МГТУ). Капитан парусника с 2015 года - Виктор Николин. Позывной судна - UELO. Идентификационный номер Международной морской организации (IMO) - 7946356: идентификационный номер MMSI - 273510000.

История "Седова"

Парусник со стальным корпусом и вспомогательным двигателем внутреннего сгорания был спроектирован в 1919 году в Германии. В 1920 году он был заложен по заказу бременского судовладельца Фридриха Виннена на судоверфи "Германия" Фридриха Круппа (Friedrich Krupp Germaniawerft) в г. Киль, первоначально носил имя Magdalene Vinnen II ("Магдалена Виннен II") в часть дочери заказчика. Спущен на воду 14 февраля (по другим данным - 23 марта) 1921 года, в том же году вступил в строй и 1 сентября вышел в первое плавание.

Первоначально барк использовался для перевозки грузов (древесины, угля, серного колчедана, пшеницы и др.) между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

С началом мирового экономического кризиса 1930-х гг. эксплуатация судна стала нерентабельной, и в 1936 году Фридрих Виннен продал барк судоходной компании Norddeutscher Lloyd ("Северо-немецкий Ллойд"; Бремен, Германия), которая пользовалась поддержкой государства. Новый владелец присвоил судну имя Kommodore Johnsen ("Коммодор Йонсен"; в честь моряка торгового флота капитан-командора Николаса Йонсена), оборудовал его кубриками на 70 кадетов и стал использовать его не только для грузовых перевозок, но и в учебных целях.

В годы Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота нацистской Германии, использовалось в качестве буксируемой баржи при доставке военных грузов.

Послевоенные годы "Седова"

В декабре 1945 году парусник в счет репараций перешел Советскому Союзу и был переименован в честь полярного исследователя Георгия Седова (1877-1914). Переведен в класс учебных судов в январе 1946 года.

Первое плавание под советским флагом учебное судно совершило в июне 1952 г., в 1956 г. прошло переоборудование. До 1966 г. принадлежало Военно-морскому флоту СССР, в 1966-1991 г. - Министерству рыбного хозяйства СССР. В 1975-1981 гг. прошло капитальный ремонт и модернизацию на Кронштадтском морском заводе, получив кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей, сауну.

В 1981-1991 гг. портом приписки была Рига: "Седов" входил в состав Рижского отряда учебных судов Латвийского производственного объединения рыбной промышленности ("Латрыбпром") Министерства рыбного хозяйства СССР. Незадолго до распада СССР в 1991 г. был передан Мурманскому государственному техническому университету (ныне подведомственное образовательное учреждение Росрыболовства) и портом приписки стал Мурманск.

На "Седове" проходят обучение будущие капитаны, штурманы, механики, радисты.

В 2000 году барк был арестован во французском Бресте по иску швейцарской компании Noga ("Нога") в счет долгов российского правительства, однако адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского государственного технического университета, доказал суду, что правительственной собственностью судно считать нельзя.

В 2001 году Банк России выпустил памятные монеты номиналом 100 и 1000 руб. с изображением парусника.

Барк участвовал в съемках кинофильмов "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989, СССР; режиссер - Сергей Соловьев) и "Трагедия "Памира" (2006, Германия; Каспар Хейдельбах).

Достижения и рекорды "Седова"

С 1966 по 2016 гг. судно совершило почти 100 учебных рейсов.

В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (12,6 узла, 23,34 км/ч). "Седов" занимал в международной парусной регате The Cutty Sark Tall Ships" Races (ныне - Tall Ships" Races) второе (1992), третье (1994) и первое (1995) места.

23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса - так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались. В 2012-2013 гг. "Седов" совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности, пройдя за 14 месяцев 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км).

В 2016 году запланированы три учебных рейса "Седова": из Калининградской области в Мурманск и обратно (март-июль) и с заходом в Средиземное море (август-ноябрь).

Технические характеристики барка "Седов"

Длина барка - 97,9 м (с бушпритом - 117,5 м); - ширина - 14,66 м; - осадка - 7,52 м; - высота мачт от ватерлинии - 58 м; - энергетическая установка - дизельный двигатель мощностью 2 тыс. 176 лошадиных сил (1 тыс. 600 кВт); - водоизмещение - 6 тыс. 148 т; - площадь парусности - 4 тыс. 192 кв. м; - скорость хода - до 18 узлов (33,3 км/ч) под парусами, 10 узлов (18,5 км/ч) - под двигателем; - экипаж - 54 моряка, 146 курсантов.

Продолжение

ТОП САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПАРУСНИКОВ МИРА:

"Крузенштерн"

Четырехмачтовый барк, учебное парусное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград). Построен в 1925-1926 гг. в Геестемюнде (ныне - Бремерхафен, Германия) как Padua ("Падуя"), в 1945 году перешел по репарациям Советскому Союзу, переименован в честь мореплавателя адмирала Ивана Крузенштерна (1770-1846). Неоднократно совершал трансатлантические и кругосветные экспедиции. Порт приписки - Калининград.

Длина судна - 114,5 м;

Ширина - 17,4 м;

Осадка - 6,3 м;

Водоизмещение - 5 тыс. 220 т.

Площадь парусов - 3 тыс. 640 кв. м

Скорость хода под парусами - до 17,4 узлов (32,2 км/ч)

Силовая установка - дизельная, мощностью 2 тыс. лошадиных сил;

Эпипаж - 70 моряков, 164 курсанта.

"Мир"

Трехмачтовый фрегат, учебное парусное судно ФГУП "Росморпорт" (до 2014 г. принадлежало Государственному университету морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова). Построено в 1986-1987 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне - Польша). Порт приписки - Санкт-Петербург.

Длина судна - 109,6 м;

Ширина - 14 м;

Осадка - 7 м;

Водоизмещение - 2 тыс. 247 т;

Скорость хода под парусами - до 21 узла (38,8 км/ч);

Экипаж - 49 моряков и 144 курсанта.

"Паллада"

Трехмачтовый фрегат, учебное судно Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Владивосток). Построено в 1988-1989 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне - Польша). Названо в честь легендарного фрегата "Паллада" русского военно-морского флота, на котором в 1852-1855 гг. выполнил дипломатическую миссию в Японию адмирал Путятин. Используется в учебных и научно-исследовательских целях. Порт приписки - Владивосток.

Длина судна - 108,6 м;

Ширина - 14 м;

Осадка - 6,6 м;

Водоизмещение - 2 тыс. 284 т;

Площадь парусов - 2 тыс. 771 кв. м;

Скорость хода под парусами - до 18,7 узлов (34,6 км/ч);

Силовая установка - дизельная, мощностью 1 тыс. 140 лошадиных сил;

Экипаж - 51 моряк, 144 курсанта.

"Надежда"

Трехмачтовый фрегат, учебное судно ФГУП "Росмортпорт" (до 2014 г. принадлежало Морскому государственному университету им. адмирала Г. И. Невельского). Построено в 1989-1991 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне - Польша). Ежегодно совершает учебные рейсы по Тихому океану, посещая порты Японии, Китая и других стран Дальневосточного региона. Используется для научно-исследовательских целей. Порт приписки - Владивосток.

Длина судна 109,4 - м;

Ширина - 14 м;

Осадка - 7,3 м;

Водоизмещение - 2 тыс. 984 т;

Площадь парусов - 2 тыс. 768 кв. м;

Скорость хода под парусами - до 18 узлов (33,3 км/ч);

Силовая установка - дизельная, мощностью 1 тыс. 224 лошадиных силы;

Экипаж - 50 моряков, 143 курсанта.

Royal Clipper ("Ройял Клиппер")

Пятимачтовое круизное парусное судно шведской компании Star Clippers Ltd ("Стар Клипперз лимитед"). Построено в 1999-2000 гг. в Гданьске (Польша) по образцу немецкого парусника Preussen ("Пруссия", 1902-1910). Самый длинный парусник в мире. Порт приписки - Мальта.

Длина судна - 134,8 м;

Ширина - 16,5 м;

Осадка - 5,6 м;

Водоизмещение - 5 тыс. 61 т;

Площадь парусов - 5 тыс. 202 кв. м;

Скорость хода под парусами - до 10,9 узлов (20,19 км/ч);

Силовая установка - дизельная, мощностью 22 тыс. 500 лошадиных сил;

Экипаж - 106 моряков, пассажировместимость - 227 человек.

INS Tarangini ("Тарангини")

Трехмачтовый барк, учебный парусный корабль Военно-морского флота Индии. Построен в 1995-1997 гг. на верфи Goa Shipyard Limited ("Гоа, шипъярд лимитед", штат Гоа, Индия). Порт приписки - Коччи.

Длина судна - 54 м;

Ширина - 8,5 м;

Осадка - 4,5 м;

Водоизмещение - 513 т;

Площадь парусов - 1 тыс. 35 кв м.;

Скорость хода под парусами - до 10 узлов (18,5 км/ч);

Силовая установка - дизельная, мощностью 640 лошадиных сил;

Экипаж - 16 моряков, 45 кадетов.

USS Constitution ("Конститьюшн")

Фрегат Военно-морских сил США, корабль-музей. Старейший парусный корабль в мире из числа находящихся на плаву. Также известен под произвищем Old Ironsides ("Олд айронсайдз", англ. "Железобокий старина"), в 1917-1925 гг. носил имя USS Old Constitution. Построен в 1794-1797 гг. в Бостоне (шт. Массачусетс, США). Последний на сегодняшний момент выход в море под парусом совершил в 2014 году, с 2015 года в плановом ремонте. Включен в список важнейших достопримечательностей США. Порт приписки - Бостон.

Длина судна - 62 м;

Ширина - м, осадка - 7,2 м;

Водоизмещение - 2 тыс. 200 т;

Скорость хода под парусами - до 13 узлов (24 км/ч);

Экипаж - 450 человек (из них 55 морских пехотинцев и 30 юнг);

Вооружение: 52 орудия (дальнобойные пушки, карронады и др.).

Sailing Yacht A ("парусная яхта "А")

Крупнейшая в мире парусная яхта. По заказу российского миллиардера Андрея Мельниченко строится с 2014 года на верфи Nobiskrug в Киле (Германия), в н. в. проходит ходовые испытания перед сдачей. Спроектирована при участии дизайнера Филиппа Старка, который ранее создал для того же заказчика Motor Yacht A - моторную яхту "А". Корпус выполнен из стали, часть элементов - из композитных материалов. Судно имеет восемь палуб и вертолетную площадку.

Длина судна - 143 м;

Ширина - 25 м;

Водоизмещение - порядка 12 тыс. 700 т;

Скорость хода под парусами - 21 узел (38,9 км/ч);

Силовая установка - дизель-электрическая, мощностью 9 тыс. 654 лошадиных силы;

Экипаж - 54 человека, пассажировместимость - 20 человек.

Материал подготовлен ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/.

Пираты во все времена ассоциировались с искателями приключений, грабителями, разбойниками и дебоширами, снискавшими славу не только на море, в любовных подвигах, но и даже в политике. Но посмотрим на их деятельность на морских просторах, поскольку именно она приносила те баснословные богатства, которые ищут до сих пор. Даже названия пиратских кораблей призваны были устрашить их противников, а флаг «Веселый Роджер» и вовсе внушал панический страх команде атакованного судна.

Самые знаменитые пираты

Говоря об эпохе пиратства, стоит учитывать, что не все приверженцы этого способа заработка и существования были именно пиратами в прямом понимании этого слова. В те времена существовало разделение на откровенных разбойников, корсаров, каперов, флибустьеров и т. д.

Интересно, что каперство было узаконено в Англии, которая всеми силами старалась не допустить Испанию в Новый Свет. Грубо говоря, английская корона негласно выдавала патенты на грабеж испанских галеонов, которые с золотом и серебром возвращались из обеих Америк.

Но вообще, если составить некий список самых отчаянных и прославившихся на своем поприще личностей той эпохи, он мог бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Капитан Кидд.
  • Эдвард Тич «Черная борода».
  • Генри Морган.
  • Л’Оллонэ.
  • Джетроу Флинт.
  • Оливье Ле Вассер.
  • Уильям Дампир.
  • Арудж Барбаросса.
  • Джен Ши и многие другие.

Знаменитые названия пиратских кораблей. Список

Естественно, каждый из этих головорезов предпочитал иметь собственный корабль, а по возможности, и флотилии из трех и более судов. Однако, если второстепенные корабли имели названия иногда даже сатирические, флагман в обязательном порядке должен был носить такое имя, чтобы оно было у всех на устах. Зачастую использовались аллегории или откровенно вызывающие названия. Вот неполный перечень самых известных кораблей того времени (названия пиратских кораблей на английском или французском приводятся вместе с русским переводом):

  • «Золотая лань» (Golden Hind);
  • Галера «Приключение» (Adventure Galley);
  • «Месть Королевы Анны» (Queen Ann’s Revenge);
  • «Беспечный корсар» (El corsario descuidad);
  • «Перитон» (Le Periton) - летающий олень;
  • «Мститель» (Avenger);
  • «Уида» (Whydah);
  • «Королевская удача» (Royal Fortune);
  • «Фантазия» (Fancy);
  • «Счастливая доставка» (Happy Delivery);
  • «Восходящее солнце» (Rising Sun);
  • «Возмездие» (Revenge) и т. д.

И это далеко не все. Очень часто можно было встретить и названия пиратских кораблей вроде «Вездесущая смерть», «Виктория - кровавая баронесса», «Приз удачи», «Колокол», «Цербер», «Черная вдова», «Левиафан», «Бреющий воду», в общем, фантазии хватало с избытком. Но остановимся на том, что представляли собой знаменитые пиратские корабли. Названия их не всегда отображали истинную сущность угрозы, ведь по большому счету испанские галеоны представляли собой 36-48-пушечные фрегаты, которые взять на абордаж для захвата не представлялось возможным. Пиратское судно было бы расстреляно еще на подходе, как бы хорошо оно ни маневрировало.

Поэтому обычно разбойники довольствовались фрегатами рангом пониже. Иметь на борту 24, 36 или 40 пушек - считалось верхом. А сопровождение несколькими судами с 20 или даже 12 пушками на борту могло сыграть решающую роль в сражении.

Основные характеристики кораблей

Несмотря на громкие и порой запугивающие названия пиратских кораблей, они далеко не всегда могли сравниться с теми же испанскими судами или английским флотом.

Так, например, «Приключение» Уильяма Кидда представляло собой 34-пушечную бригантину-фрегат необычного типа (с прямыми парусами и вёсельной командой).

«Месть Королевы Анны», изначально называвшаяся «Конкорд», была помощнее, имея 40 пушек. «Золотая лань» сначала спускалась со стапелей как под названием «Пеликан», по разным оценкам, с 18-22 пушками.

Самый известный литературный герой и его эскадра

В литературе названия пиратских кораблей пополнились еще одним известным персонажем - капитаном Бладом (Рафаэль Сабатини - «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»), чья неразделенная любовь к дочери губернатора Барбадоса (а затем и Ямайки) заставило назвать захваченный у испанцев 36-пушечный фрегат «Синко Льягос» ее именем. С тех пор «Арабелла» стала грозой морей.

Кстати, в произведении упоминается и но зовут литературного героя Левасер, а его корабль носит название «Ла Фудр» («Молния»). Тут же присутствует и название «Мститель» (Avenger) одного из постоянных противников главного героя - капитана Истерлинга.

Сам же капитан Блад в свойственной ему юмористической манере давал названия второстепенным судам вроде «Элизабет» (в честь королевы Англии) или в честь трех греческих богинь - «Атропос», «Клото» и «Лахезис».

Только к концу повествования был захвачен 80-пушечный фрегат «Викторьез», которым командовал барон де Ривароль. Но переименовать его, по сюжету, автор не смог, ведь Блад стал губернатором, а его корабли вошли в состав ямайской эскадры.

Кинематограф

И как же обойтись без «Черной жемчужины» из квадрологии «Пираты карибского моря»? Тут тоже есть свои нюансы. Имя капитана Барбосса явно перекликается с Барбароссой.

А о «Летучем голландце» вообще говорить не приходится. В фильме обозначается, что это корабль хотя на самом деле никто не знает, кому принадлежало это судно-призрак, и существует ли оно вообще и только ли в единственном экземпляре.

Вместо послесловия

Ну а если взять в расчет, что детишки любят такого рода приключения, название пиратского корабля для детей придумать несложно, ведь у них зачастую фантазия развита намного больше, нежели у взрослого человека. Даже обычные названия вроде «Гроза» или «Гром» подойдут. Тут дети - мастера использования ассоциаций, которые их сверстников пугают.

Но, если серьезно, названия пиратских кораблей очень часто связываются не с отвлеченными понятиями или мистическими явлениями, а, скорее, - с историей Англии, ведь большинство из этих искателей удачи, так или иначе, были связаны с английской короной, и по большому счету воевали против испанцев. Естественно, были и те, кто грабил без разбора, но каперство в те времена было, так сказать, наиболее джентльменским ремеслом с огромным количеством ограничений. Взять того же Генри Моргана, ставшего впоследствии вице-губернатором Ямайки, или сэра (английского адмирала). История полна неожиданностей…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!