Северянин что шепчет парк читать. Что шепчет парк

Познакомимся со стихотворением поэта ХХ века Игоря Северянина «Что шепчет парк … ».

Прочтем его.

ЧТО ШЕПЧЕТ ПАРК
О каждом новом свежем пне,

Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне.
Редеет парк, редеет глушь.
Редеют еловые кущи …
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …
Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: «Вскоре Я не буду …
Но я ведь жил — была пора … »

Анализ стихотворения.

— Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? (Стихотворение о бездумном уничтожении природы и о необходимости бережного отношения к ней.)

— Какой художественный приём использовал поэт в названии стихотворения? Какую роль играет этот приём? (Поэт часто использует олицетворения, благодаря которым природа оживает, словно говорит человеческим языком: «топор разнёс … свой взмах», «парк шепчет»

— О чём же шепчет парк? Почему Северянин употребил глагол «шепчет», а не другое слово, например «говорит» или «просит», «плачет»? (Шепчет — значит просит о помощи, пар к ослаб, у него больше нет сил громко шелестеть, шуметь, гудеть.)

— Какой приём использовал поэт, чтобы показать, что парк обессилел? Как достигается эффект шёпота? (Поэт использовал аллитерацию. При помощи повторяющихся глухих и шипящих согласных «с», «ж», «щ», «ш», «ц» создаётся эффект шёпота, как будто мы слышим глубокий вздох:

О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне …
Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение и почему? (Стихотворение, хотя оно и маленькое, состоит из трёх смысловых частей. Первая часть похожа на вступление. В ней говорится о переживаниях лирического героя. Во второй части мы
читаем о том, каким был раньше парк:

Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

А третья часть рисует мрачное будущее леса.

— Что за приём находим здесь? И как вы понимаете значение слова «исполин»? (Слово «исполин» — синоним слова «великан». Это сравнение, это можно подтвердить с помощью союза «как исполин», «как великан». Когда-то парк был могучим, сильным, ничто ему не было страшно.)

— А каким он стал теперь? (Поэт пишет: «Редеет парк, редеет глушь, / Редеют ёловые кущи … » Парк постепенно умирает, исчезает.)

— Почему поэт использовал в стихотворении сочетание ёловые кущи? Как вы его понимаете? (Когда-то ели росли густо — дружно. Теперь же люди равнодушно вырубают ёлки.)

— Почему поэт переставил ударение на первый слог? (Скорее всего, он не захотел нарушить ритм стиха.)

— Как вы понимаете строчки:

Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах?

(Так поэт называет людей, потому что разумный человек не может так бездумно уничтожать лес. Значит, человек уподобляется
дикому животному. Таким образом автор подчёркивает жестокость человека.)

— О чём говорят эпитеты? Назовите их.
(Эпитет «убийственный» подчёркивает, что в руках человека топор превратился в орудие убийства парка. Для дерева топор — это палач, убийца.)

— Немало в стихотворении и олицетворений. Наверное, не случайно? Докажите.
(Это такие олицетворения, как «топор разнёс-, «парк шепчет», «но Я ведь жил». Топор наносит парку страшную, смертельную рану. Это страшное орудие в руках равнодушного человека, после его ударов ничего живого не остаётся. А лес — это живой организм: он рождается, растёт, живёт, радует нас шелестом листьев, пением птиц, цветением трав. Олицетворения помогают поэту изобразить парк живым существом, который так же чувствует боль и страдает, как и человек.)

— Метафора «в зеркалах осенних луж» вызывает у вас какие- то ассоциации?
(Наверное, когда-то парк любовался собой, глядя на своё отражение на воде, и тихо радовался.)
— Какое чувство испытывает лирический герой, когда слышит шелест листьев, деревьев? (Он тоскует «душой смертельно».
Слова «трагично-больно мне» говорят о том, что для него гибель деревьев — настоящая беда. И скорее всего оттого, что помочь им он не может, не может один человек защитить природу.)

— Автору удаётся передать тоску при помощи гиперболы «и так трагично-больно мне».
Кроме изобразительных средств, особую роль играет здесь многоточие. Как вы думаете, с какой целью поэт часто употребляет многоточие? (Он словно хочет продолжить перечисление: погибают не только «ёповые кущи», но и другие деревья, целый лес. Второе многоточие
обрывает рассказ-воспоминание о прошлой красоте парка, который был похож на лес. Последнее многоточие передаёт отчаяние и читается как крик о помощи.)

— О чём, на ваш взгляд, думал поэт, когда создавал это стихотворение? Какие мысли его тревожили? (Конечно, он прежде всего думал о сохранении природы. Из стихотворения видно, что Игорь Северянин очень любил природу и переживал из-за уничтожения городского парка.)

— Как бы вы охарактеризовали варваров, «которые губят парк? Можем ли мы говорить, судя по этому стихотворению, о любви человека к природе? (Нет, эти люди не любят природу, поэт даже не называет их людьми. Это «животные на двух ногах». Это очень жестокие, бездушные, бессердечные, беспощадные существа. Если бы они любили природу, не вырубали бы безжалостно парк, а они уничтожают живую природу, значит, не любят и Родину. И не только Родину, но, по убеждению Ф.М. Достоевского, не любят и человека, значит, не уважают себя, ведь человек — часть при роды. Никто не давал права человеку уничтожать природу, вырубать леса, осушать болота.)

Цели урока:

  • дидактические :
    • познакомить учащихся с поэтическими произведениями И.Северянина;
    • продолжить формирование умений работать с текстом (в частности поэтическим): определять тему, идею, находить художественно-изобразительные и языковые средства, определять их роль в произведении;
  • развивающие :
    • продолжить формирование логических умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом, выражать свое мнение по поводу прочитанного;
    • продолжить формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях;
    • совершенствовать речевые умения;
    • продолжить расширять словарный запас уч-ся;
  • воспитательные :
    • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
    • воспитывать чувство любви к окружающему, умение сочувствовать всему живому.

Средства обучения: портреты поэтов; репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, работы местных фотографов.

Ход урока

Сообщение темы урока, целей.

Слово учителя : Сегодня мы познакомимся с известным поэтом серебряного века Игорем Северяниным, его стихотворениями. Встреча с творческим человеком - всегда радость, открытие нового. Если мы сможем проникнуть в тайны его поэтических произведений, то поймем, что волновало поэта, что он ценил, чем дорожил, насколько близки и понятны нам его чувства.

Тема урока «Сочувствие всему живому в стихах Игоря Северянина. «В парке плакала девочка», «Что шепчет парк…».

Мы с вами продолжим учиться анализировать поэтические тексты, определим проблемы, поднятые в произведениях. (Запись темы в тетрадь)

I. Опрос и проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальное задание – рассказ биографии И.Севернина.
Вопрос уч-ся : Что вы узнали и запомнили о поэте?

2. Мы отправляемся с вами в мир поэзии, а с собой обязательно нужно взять внимание, воображение и знания.

Беседа по вопросам :

В чем особенность лирических произведений?
(Нет сюжета, в центре внимания чувства лирического героя, эмоции. Наличие рифмы, ритма.)

Какие художественные средства, используемые художниками слова, вы знаете?
(Эпитет, сравнения, олицетворения, метафора, их определение)

Какова их роль в произведении?
(Делают речь более яркой, выразительной, помогают автору дать оценку изображаемого)

II. Работа со словом

Чтобы правильно и точно излагать мысли, чувства нам для работы нужны будут слова-синонимы.

Каково значение слова сочувствие?
(Отзывчивое, участливое отношение к переживанию, несчастью других)

Подберите синонимы к данному слову.
(Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)

Подберите прилагательные, которыми можно охарактеризовать человека, умеющего сочувствовать и сострадать.
(Отзывчивый, сердечный, душевный, милосердный, чуткий, человечный, благородный, ласковый, нежный)

А какие слова подберете для характеристики человека, у которого отсутствуют эти качества?
(Жестокий, бездушный, бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный, черствый, мерзкий, отвратительный)

Эти слова мы будем использовать во время работы над текстом.

III. Изучение нового материала

1. Чтение стихотворения «В парке плакала девочка» учителем. Эвристическая беседа.

Нарисуйте словесную картину, которую вы смогли представить, слушая стихотворение. Раскрасьте ее.

Почему выбрали именно такие цвета?

Слово учителя : Благодаря вашему воображению, мы перенеслись в мир героев, смогли их представить.

Прочитайте еще раз внимательно про себя стихотворение, подумайте и ответьте на вопросы: стр. 121 1й ряд – 1 вопрос, 2й ряд -2 вопрос, 3й ряд – задание на карточке.

Дайте характеристику девочке. Какие отношения между девочкой и отцом? Почему вы так решили? Что потрясло отца и почему?
(Девочка, возможно, была и капризной, и шаловливой, и отец за проказами и проделками не замечал ее «большого» сердца, способного к милосердию, к добру. Отношения в семье строятся на любви, это теплые отношения близких людей («милой маленькой дочери», «папочка», но вы – это и дань традиции, и уважение). Он потрясен тем открытием, которое сделал: его дочь умеет замечать чужую боль, умеет глубоко чувствовать, прийти на помощь.)

А какие рифмы вам запомнились? Как они помогают раскрыть характер девочки?
(Шалость – жалость . Ребенку присущи шаловливость, проказливость, непоседливость, но он умеет чувствовать чужое горе; можно сказать, что автор противопоставляет черты характера главной героини. Папочка-лапочка . Эти уменьшительно ласковые слова произносит девочка, что указывает на то, что она ласковая и нежная.)

Итак, мы познакомились с произведением и его героями. Давайте определим тему и запишем в тетрадь… О чем это стихотворение?
(Автор показывает отношение девочки (человека) к ласточке (т.е. природе). Взаимоотношения между человеком и природой. Отношение человека к природе.)

Какие мысли хотел донести автор до нас, читателей? К чему призывает? Какова идея стихотворения?
(Игорь Северянин говорит, что надо с любовью и добротой относиться к окружающему миру, любить природу, жалеть наших братьев меньших; любить и прощать друг друга. Итак, идея произведения – необходимо сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе.)

Запишите идею стихотворения в тетрадь.

Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение у вас?
(Нужно бережно относиться к природе и животным, сочувствовать всему живому, приходить на помощь.)

Можете ли вы привести примеры бережного отношения к природе, животным в нашем городе?
(Кормушки для белок, птиц, высаживание деревьев)

Всегда ли человек относится к природе бережно? С пониманием? Приведите примеры.

Слово учителя : О таком негативном отношении к природе рассказывает И.Северянин в своем стихотворении «Что шепчет парк…».
Чтение стихотворения «Что шепчет парк…» заранее подготовленным учеником.

Анализ произведения:

О чем это стихотворение? Какие чувства вызвала у вас эта история?

Работа со словом. Значение слов и выражений: еловые кущи, исполин и др.
Работу проводит заранее подготовленный ученик.

Обратимся к вопросам, которые помогут при анализе стихотворения.
Заранее распечатанные вопросы лежат на партах уч-ся.

Какой художественный прием использован в названии стихотворения «Что шепчет парк…» С какой целью? Объясните свое мнение.
(Основной художественный прием, используемый автором, – олицетворение. Олицетворение дает возможность показать, что парк – живое существо, которое страдает, мучается, умирает под «убийственным топором» человека.)

О чем шепчет парк?
(Парк шепчет о своей гибели, о смерти)

Расскажите о лирическом герое (его мыслях, чувствах), опираясь на текст.
(Лирический герой, который услышал шепот парка, любит природу, умеет чувствовать боль, умеет слушать и слышать. Он «тоскует «смертельно» о каждой сломанной веточке понапрасну, «бесцельно», для него это трагедия.)

- Как названы люди в стихотворении? Почему? Какое значение имеет слово животные в данном случае?
(Автор называет людей «животными о двух ногах», т.е. бездушными, черствыми, не умеющими сочувствовать. Вследствие их потребительского отношения к природе, их действий исчезает с лица земли парк, что стоял веками («он был когда-то леса гуще»).)

Какие художественные приемы помогаю автору выразить свое отношение к описываемому? Какое это отношение?
(Метафора - «в зеркалах осенних луж он отражался исполином». Поэт показывает силу, мощь парка, его желание жить – кажется, что он любуется собой, глядя в зеркало. Олицетворение – «топор разнес», «парк шепчет». Эпитеты – «гулкий взмах», «убийственного топора» (смертоносного, топора-убийцы) .

Языковые средства : С какой целью автор повторяет несколько раз слово «редеет»?
(Автор жалеет парк, негативно относится к жестоким людям, называя их животными)

О чем это стихотворение? Какова его тема? (запись в тетради)
(Взаимоотношения между человеком и природой. Отношение человека к природе. Автор показывает жестокое отношение человека к парку. Парк, который стоял века и радовал людей, уничтожен за короткое время, а чтобы восстановить его, понадобятся десятки, сотни лет.)

- Какова основная мысль произведения? Запишите.
(Идея – необходимо бережно относиться к природе, защищать ее, сочувствовать ей, ведь она живая)

3. Сравнительный анализ стихотворений

А теперь вспомните, какова тема и идея стихотворения «В парке плакала девочка». Какой вывод вы можете сделать?
(Произведения близки, одинаковые темы и идеи)

Какую проблему поднимает Игорь Северянин в своих стихотворениях?
(Проблема взаимоотношения человека и природы)

Таким образом, и темы, и идеи, и проблемы, поднятые в стихотворениях – одинаковы в обоих произведениях. А в чем различие между ними?
(Различие в содержании. В первом стихотворении автор показывает жалость, сострадание человека по отношению к природе. Человек приходит на помощь нуждающемуся в трудную минуту, становится на его защиту. А во втором стихотворении показано потребительское отношение к природе, которое ведет к гибели, разрушению красоты.)

4. Не только писатели, поэты, но и художники обращались и обращаются к теме природы. Посмотрите на картины художников И. Левитана, Ф. Васильева, на фотографии нашего городского фотографа В. Вележанина. Природа дарит нам свою красоту, «Царство Красоты», как говорил И. Северянин, а мы порой вместо того, чтобы беречь этот богатый мир, безжалостно его губим.

Как связаны человек и природа?
(Воздух, вода, хлеб, дерево – одним словом почти все, что нужно человеку для жизни. Если погибнет природа – погибнет и человек.)

Не так давно у нас в стране появилась наука экология. Почему она возникла? Что изучает?
(Экология – это наука, исследующая взаимоотношения человека с окружающей средой. Человек задумался о защите окружающей природы, среды. Понял, что своими действиями вредит природе, а гибель природы повлечет за собой и гибель человека. (Экология – эко – дом, жилище, логос – учение, т.е. это наука о защите нашего дома – Земли.) Значит, надо знать все о взаимоотношениях человека и природы.)

Что мы с вами можем сделать, чтобы принять участие в решении такого важного вопроса?

IV. Подведение итогов урока

1. Слово учителя : Итак, мы с вами познакомились с удивительным поэтом и его произведениями. Чтобы завершить наш важный разговор, я прошу вас ответить на вопрос: «О чем я задумался, познакомившись со стихотворениями И.Северянина».
(Познакомившись со стихотворениями И.С. Р.Р., я задумался о своем отношении к природе, о том, что не всегда бережно отношусь к окружающей природе. Не замечаю ее боли, страдания, не останавливаю других, когда они ведут себя жестоко по отношению к природе. Природа живая. Она страдает, мучается, ей надо помочь.)

2. Дома вы напишете миниатюру «О чем я задумался, познакомившись со стихотворениями И.Северянина»; выучите наизусть стихотворение. Можно (по желанию) нарисовать рисунок к произведению.

3. Слово учителя : Мы говорили с вами о природе, животных, бережном отношении к ним. Я рада, что наши мнения совпадают, что все не так безнадежно в нашем мире. Надеюсь, что сегодняшние ваши высказывания будут ориентиром в дальнейшей жизни. Но тема урока: «Сочувствие всему живому».

А как же относиться к человеку?
(Конечно, с сочувствием, которое является великой человеческой способностью и потребностью, благом и долгом. Если мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нас окружали хорошие люди, необходимо учиться сочувствию и состраданию).

Закончить урок хочу словами Л.Толстого: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Оглянитесь вокруг: дома, в классе, в школе на улице есть те, кто нуждается в вашем сочувствии, милосердии. Не отказывайте им в помощи.

И. СЕВЕРЯНИН

ЧТО ШЕПЧЕТ ПАРК

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне.

Редеет парк, редеет глушь.

Редеют еловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: “Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…”

(No Ratings Yet)

  1. У каждого человека в родном городе есть свои любимые места – те, куда приходишь, когда грустишь или когда переполнен радостными чувствами. Об этом месте знаешь только ты, это место –...
  2. ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887-1941) Родился в Петербурге в семье отставного капитана. Стихи начал писать в девять лет. Настоящая фамилия поэта – Лотарев. Игорь в детстве много лет провел на Севере –...
  3. С. А. ЕСЕНИН * * * Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком...
  4. Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват,...
  5. А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено...
  6. В начале 20 века Игорь Северянин снискал для себя славу скандального поэта, который презирает все условности и каноны. Действительно, он вел себя не как типичный литератор, чем шокировал своих собратьев...
  7. Игорь Северянин в русской литературе занял достойное место, как основатель эгофутуризма, в его творчестве непременно звучали эгоистические мотивы о своей собственной персоне. Поэтому сложилось искаженное восприятие стихотворений и самого автора,...
  8. В. В. НАБОКОВ ПАСХА Я вижу облако сияющее, крышу, Блестящую вдали, как зеркало… Я слышу, Как дышит тень и каплет свет… Так как же нет Тебя? Ты умер, а сегодня...
  9. Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для...
  10. Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией...
  11. Как я однажды помогал бабушке Это лето я провел у бабушки в деревне. Я рыбачил, играл с соседскими ребятами, помогал бабушке по хозяйству. Однажды со мной приключилась такая история. Бабушка...
  12. А. А. ФЕТ * * * Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,...
  13. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Джордж Оруэлл (George Orwell) Скотный двор (Animal Farm) Роман (1943-1944) Мистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Виллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом...
  14. ЛЕТОПИСАНИЕ Отрывки из о Повести временных лет”: О крещении Руси Князь Владимир в результате убийства собственного брата Ярополка (которого предал воевода по имени Блуд, заманивший Ярополка на переговоры с Владимиром...
  15. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ По щучьему велению Волшебная сказка “По щучьему велению” представляет собой веселую историю о том, как Емеля поймал щуку, отпустил ее и получил за это волшебный дар –...
  16. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев...
  17. Повесть “Скотный двор” была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм)....
  18. В основу рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые...
  19. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭЗОП Точная биография великого баснописца неизвестна. Согласно легенде, он, фригиец по происхождению, жил на на острове Самос в IV веке до н. э. и был рабом богатого гражданина....
  20. ЛИРИКА Фабрика (1903) В соседнем доме окна жолты. По вечерам – по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене – а на...
  21. О партизанской войне часто только в книгах и кино можно узнать более подробную информацию. Но представить все равно очень трудно, насколько весь народ был един в борьбе с общим врагом,...
  22. Я не могу сказать, что я подумал про Свой класс, когда мы все впервые встретились на торжественной линейке. Я был очень взволнован переживаниями от того, что я стал учеником. Но...
  23. Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным...
  24. Я живу в новопостроенной многоэтажке в одном из спальных районов города. Квартира находится на двенадцатом этаже, но это не значит, что Вид из моего окна или балкона, будет таким, как...
  25. Весенняя пора года символизируется как возрождение природы после зимней спячки. Не только люди, но и животные, уставшие от холодной зимы, ждут весну. Часто люди говорят – весна пришла, так как...
  26. Ранние произведения Михаила Лермонтова наполнены мечтами и романтикой. Тем не менее, даже в них проскальзывают довольно мрачные философские мысли, которые были свойственны 15-летнему юноше. Он часто задается вопросом не только...
  27. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
ЧТО ШЕПЧЕТ ПАРК

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!