Швабы внешность. Кто они, швабы? также как поет Элвис Пресли о швабах

Теодор Кауфман в своей разоблачительной работе "Германия должна погибнуть" писал о том что Рейхе есть 20-30 млн граждан не причастных к нацизму и его преступлениям.
Действительно в Германии были люди считавшие нацизм злом, но более всех неприятие к гитлеризму выражали--среди них были швабы.


Швабы--народ живущий в Штугарте и его окрестностях, говорят на особом диалекте, они считаются отважными солдатами, но при этом в отличие о остальных немцев не тяготеют к садизму. Они также обладают высокими морально-этическими нормами.
Гитлер именно за эти черты швабов не любил
ШВАБИЯ
Что такое Швабия? Вот историчекая справка.
Швабия (нем. Schwaben) — историческая область на юго-западе Германии в верховьях Рейна и Дуная, названная в честь швабов — немцев, говорящих на особом швабском диалекте.

В узком смысле под Швабией понимают современные Баден-Вюртемберг и западную Баварию, то есть ядро расселения алеманнов, предков современных швабов. Однако ареал расселения алеманнов был гораздо шире, в связи с чем, в историческом контексте этно-культурный регион «Швабия» может включать в себя также немецкоязычные кантоны Швейцарии и Эльзас (ныне в составе Франции).

Несмотря на большое историческое значение, слово «Швабия» не встречается в названиях современных регионов и местностей - за исключением Баварии, где после реформы 1972 года появился административный округ Швабия с центром в Аугсбурге, представляющий собой самую восточную оконечность ареала проживания швабов.

Кроме Швабии, швабы встречаются в северной Швейцарии и северо-восточной Франции (область Эльзас), и небольшими группами вдоль Дуная — в Сербии, Словении, южной Венгрии, Румынии (т. н. «дунайские швабы»). Во Франции, Швейцарии и на Балканах зачастую словом «швабы» обозначаются немцы вообще.

В древности Швабию населяли кельты, вытесненные в I веке до н. э. на правый берег Рейна германским племенем свевов.

Хотя ещё Тиберий в 15 году до н. э. учредил к югу от верховьев Дуная провинцию Рецию, тем не менее лишь около 100 года после Р. Х. римляне здесь прочно утвердились и основали между реками Рейном, Ланом и Дунаем так называемые Agri decumates.

В III веке явившиеся сюда с северо-востока алеманны овладели страной. Алеманны и свевы скоро слились в один народ, хотя название алеманнов больше сохранилось за населением, живущим к западу от Шварцвальда, а свевов — к востоку от этой горной страны. После поражения при Цюльпихе в 496 году, алеманны подчинились франкским королям, но сохранили самостоятельных герцогов (см. Алемания).
Начиная с VII века в Швабии распространяется христианство, чему особенно содействуют монастыри в Сент-Галлене, Райхенау, Мурбахе и др. В Констанце и Аугсбурге учреждаются епископства. Восстание герцога Теобальда против Пипина в 746 году было усмирено и повлекло за собой уничтожение герцогского достоинства и включение многих швабских владений в состав королевского имущества. Для управления страной был назначен граф, королевский наместник.

При преемниках Карла Великого, с ослаблением королевской власти, усиливается значение наместника. В результате на территории Швабии в начале X века было возрождено герцогство.
В X—XII вв. на месте завоёванной франками Алемании возникло одно из племенных герцогств — Швабия, за главенство в котором шла жестокая борьба между Бурхардингами и Аголольфингами. На юге границы герцогства простирались до Кьявенны (в пределах современной Италии).

Столицы Швабия, как и другие племенные герцогства X-XII веков, не имело. Монета чеканилась в Цюрихе и Брейзахе, собрания феодальной знати проходили в Ульме; в городах Кур и Аугсбург правили епископы. Крупнейшими культурными и религиозными центрами были монастыри Святого Галла и Рейхенау в окрестностях Боденского озера.

В конце XI века герцогами Швабии стали Гогенштауфены.

Затем был Швабский союз городов, борьба за наследство, имперский округ, наполеоновские войны и уже как часть Германии

ХАРАКТЕРНЫЙ ПОРТРЕТ
Швабы считались всегда народом скромным, совсем невоинственным и одержимым чистотой
Швабия была сравнительно бедной землей

Это была всегда чисто сельскохозяйственная местность, а на крестьянском деле на каменные палаты не заработаешь.

Кроме того, земля эта с хорошим теплым климатом всегда была густо заселена, а потому наделы у всех были маленькие — использовался каждый клочок земли. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов
Крестьянскую психологию аттестуют современным швабам, в том числе не селянам, а вполне городским жителям, и социологи:

Швабов ценили за их отвагу.
Карл Великий, ценя швабов, дал им честь преимущества всегда шагать впереди войска и первыми начинать битву. Ту самую средневековую молотилку на столетие под названием «Война Гвельфов и Гиббелинов», затянувшую в себя пол-Европы вплодь до западнорусских княжеств начали таки швабские Гогенштауферы.

Боевые кличи той войны«Хей Вельф» «Хей Вайблинген» . По-итальянски «Гвельф» и «Гиббелин». Вельф он есть до сих пор – под Равенсбургом, а Вайблинген – пряничное предместье Штутгарта.
Но на этом всё.


С тех пор сами швабы не начинали ни одной войны, что для истории клочковой Германии случай редкий.

Не, их конечно вписывали во всякие авантюры, но всегда это напоминало скорее продажу своего мужского населения в солдаты другим,чем собственные действия. Да и всегда они были положительными служащими, вписывающимися за тех, кто будет в конце имом. В...тридцателетнюю войну на стороне шведов, в начале 19 века за Наполеона, в германо-объединительную войну за австрийцев.

Но не было никогда со времен Штауферов, чтобы швабы вписались за какую либо «великую идею». Времена нацизма не исключение.

Швабам сильно претит идея «сверхчеловека», слишком уж сильно тут постарались разные жесткие формы протестантизма, вбившие по восьмой позвонок богобоязнь и страх показаться перед людьми и Всевышним скотинами, которой и является «сверхчеловек».

Да и общаяя тогдашняя немецкая идея «Вождя»-«Фюрера» никак не асемилировалась в Швабии.


В швабском нет слов «Подданный» (Untertan), «Приказ» (Befehl), „Повинующийся» (gehorchsam). Это все верхненемецкие понятия. У шваба, когда он перед высоким начальством, всегда рука в кармане, а в оной либо фига либо кулак. Еще наш король Вильгельм I записал

«Первое слово, которое учаться произносить мои люди это «Не, нихера» (Noi, eta!) .

ШВАБЫ И НАЦИЗМ

При нацистах швабы были неудобными членами Рейха. Уже при одной из первых прокламаций в Штутгарте, их старались не поминать.

Когда он сюда приехал, то речь его должны были транслировать по всей Германии через Юго-западеное радиовещание, только на середине речь заглохла ибо винодел из Штеттена в Ремстале перерубил все нужные кабеля.

Геральдика Штутгарта, он был основан в 950 году швабским герцогом Лиудольфом и до 1496 года оставался главным городом графства Вюртемберг

Его звали Герман Медингер, его совесть была чиста как его вино, и он позже с швабской грубостью описывал мотивацию поступка как:
«Если уже и нам... слова нельзя было сказать, то ему тоже надо было закрыть рот».

Гитлер не любил швабов, не имелось тут «Городов Фюрера» и посещал он Штутгарт всегда в очень суетливом темпе.

Сам швабский округ Вюртемберг сопротивлялся ему очень стойко.

В середине 20-х, после Баварии партия впервые пустила здесь корни. Правда, здесь с самого начала признавали руководство Гитлера лишь с известными ограничениями.

Население Вюртемберга принадлежит к различным вероисповеданиям, не признало нацизм как политическое течение
Гитлеру более или менее удалось завоевать одним натиском движение "фелькише" в Саксонии; в Тюрингии это удалось наполовину, но в швабском Вюртемберге он потерпел полную неудачу.

Съезд вюртембергских "фелькише", выслушав в середине июня большую речь Гитлера, в которой он предлагал подчинить движение "фелькише" в Вюртемберге его руководству и влить его в мюнхенскую национал-социалистическую партию, отклонил это предложение.

Преобладающее большинство вюртембергских "фелькише", возглавляемое профессором Мергенталером и депутатом ландтага Штегером, отвернулось от Гитлера.

За ним осталась в Вюртемберге только местная штутгартская организация, руководимая честным, но мало энергичным Мундером.

В итоге швабское население округа раз за разом отвергало нацизм и Гитлеру удалось установит там власть только после прихода к власти в Германии

В первую очередь очень верующие хуторяне, предпринематели, пиетисты очень трудно поддавались влиянию национал-социализма. Евреев очень уважали, так что антисемитизм не был популярен.
В средневековье швабы не только ни на кого не нападали. но еще и не преследовали евреев. Несмотря на требования имперских властей
Ни одного шваба не было в руководящей верхушке партии. Во время Нюрнбергского процесса среди подсудимых был всего один шваб

Константин фон Нейрат – шваб, министр иностранных дел до Рибентропа (1932-1938) и потом Рейхспротектор Чехословакии (1939-1941), уволенный со всех этих постов за МЯГКОХАРАКТЕРНОСТЬ.

Имелось виду что в нем недостаточно жесткости по отношению к населению оккупированных территорий

Штутграртский бюргомистр Штрёли работал на сопротивление. Минстр финансов до 1941 Альфред Делингер так никогда и не вступил в их партию Министр культуры Зимпфендёрфер вышел из партии из-за протеста против «Восточной политики»..

А племянник будущего бундеспрезидента Теодора Хойса – Конрад, преподававший в офицерской школе в Потсдаме, читал мораль в 1943 году строю кадетов:

"Я знаю только одну порядочную партию в стране – это Немецко-демократическая партия Вюрттемберга (т.е. Швабии)."


Георг Эльзер совершивший оно из двух покушений на Гитлера был швабом из округа Вюртемберга


Клаус Шенк фон Штауффенберг осуществивший второе покушение тоже был швабом из округа Вюртемберг

Были ли военные преступники швабы? Были, но очень мало.

Из 22 крупнейших послевоенных процессов в Германии, в результате которых понесли наказание 531 человек, в большинстве своем высшую меру.

На 60% высшее руководство концлагерей было австрийское, австрийские немцев. А швабов среди них инфинитисимально мало.

Не было ни одного шваба в личном составе таких прославленных своим ужасом концлагерей:

- Бухенвальда
- Флоссенбюрга
- Майданека
- Равенсбрюкен
- Нордхаузена

Были:
- Освенцим: Вильгельм Богер. Лагерное гестапо. Один из 20 осужденных.
- Берген-Бельзен: Франц Хёслер. Замкомменданта. Один из 45 осужденных
- Дахау: 5 из 40 осужденных – Вильгельм Вагнер (СС-Гауптштарфюрер), Отто Фёшнер (СС-Штурмбанфюрер), Ганс Айзеле (СС-Гауптштурмфюрер), Альфред Лаустерер (Шарфюрер), Альбин Гретч (Унтершарфюрер)
- Маутхаузен: Виктор Цоллер (СС-Гауптштарфюрер). Один из 61 осужденного.

В этих лагерях 20 из 531 осужденных преступников – швабы., всего 3,76% .

Это применимо ко всему тому времени и очень характерно.

Сейчас швабы официально в Вюртемберге. Ну и в западной Баварии – Аугсбург, Мемминген, Кемптен

ШВАБЫ В РОССИИ
Мало кто знает но большинство российских немцев это швабы

Выходцы из Швабии, а также из соседних с ней территорий Германии, Франции (Эльзас) и Швейцарии, в ходе немецкой колонизации начинают появляться в России c конца XVIII в., когда в результате Манифеста Екатерины II возникают поселения иностранных колонистов на берегах Волги.

Но, как отмечают исследователи (Г. Дингес, В. М. Жирмунский), на Волге носители швабских диалектов были представлены незначительно, здесь преобладали в основном выходцы из Гессена.

Значительный поток выходцев из Швабии приходится на начало XIX в. и связан с разорением государств южной Германии в результате Наполеоновских войн.

В это время швабские переселенцы селились на черноморском побережье Украины, где составили значительную часть населения немецких колоний.

Еще одна волна швабской колонизации в Россию связана с протестантской сектой «вюртембуржских сепаратистов», которая в ходе религиозных гонений в 1819—1822 годов добивается переселения на Кавказ (где по их представлениям располагалась «земля обетованная»), на территорию нынешних Грузии и Азербайджана.

Так, например, швабами был основана колония Хеленендорф, ныне крупный винодельческий центр в Азербайджане город Гёйгёль. К 30-м годам ХХ века в Закавказье насчитывалось 21 швабское поселение, общая численность (по переписи 1939 года) составляла 44093 человека

Делегаты 11-го Всероссийского съезда Советов (19-29 января 1924 г.)
и 2-го Всесоюзного съезда Советов (26 января - 2 февраля 1924 г.).
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. Изд. 2-е. М.: МСНК-Пресс, 2007, с. 539.

В языковом плане швабский диалект в России в результате контактов с другими немецкими диалектами подвергся процессу выравнивания.

В Поволжье, где основу иностранных колонистов составляли выходцы из средней Германии, швабский диалект был практически вытеснен. Диалект поволжских немцев, отличающийся по мнению диалектологов значительной единообразностью, является в своей основе средненемецким диалектом (с признаками как восточно- так и западнонемецкого диалекта).

В Причерноморье, в отличие от Поволжья, как уже отмечалось, среди немецких колонистов были представлены прежде всего выходцы из Южной Германии — носители южнофранкских и швабских диалектов. Здесь также шел процесс смешения и выравнивания немецких диалектов.

В силу своей близости к литературной норме, основу смешанных диалектов составляли южнофранкские диалекты, а швабские сохранялись в виде вторичных признаков.

И.Шваб председатель ЦИК Поволжской АССР

В чистом виде швабский диалект сохранялся в немецких колониях Закавказья. Это связано с территориальной и, прежде всего, религиозной изоляцией немецкого населения местных колоний от других ареалов немецкого расселения в России и СССР (вплоть до 1941 года).

А швабский диалект — особенный. В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно-ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый.

Можно вспомнить что среди советских граждан немецкого происхождения было много героев, которые стойко боролись с нацизмом.

Учитывая что большинство российских немцев это швабы то это обьясняет их стойкую борьбу с нацизмом
Они немцы? Да, но не такие как все. Они были совсем не агрессивны и не тяготели к садизму и человеконенавистничеству как основная часть немцев

Швабские нравы и блюда их кухни, как звучит швабский диалект, а

также как поет Элвис Пресли о швабах.

Об этом в архивном материале русского вещания «Немецкой волны» в записи и расшифровке текста с аудио сайт Конечно, этот материал лучше не только прочитать, но и послушать (в нашем аудиофайле в левом верхнем углу этой страницы). Но перед этим небольшое примечание о Вюртемберге и швабах.

По происхождению швабы относятся к германским племенам. Название швабов выводят от протогерманского племени «suebi». Приблизительно, с раннего немецкого этот термин переводится как «свои люди». В русском название звучит как «свебы», или в другой транскрипции - «свевы». Не путать с германским же племенем «свеев», от которых пошли современные шведы.

Перед упразднением Германской империи в 1918 году швабы проживали, в основном, в трех германских феодальных образованиях, входящих в вышеназванную империю с Пруссией во главе - в Вюртембергском королевстве, великом герцогстве Баденском и королевстве Бавария.

Но только Вюртемберг считается именно страной швабов. При этом Вюртемберг не являлся историческим государством швабов - просто герцоги Вюртембергские (ставшие потом королями), поглотили большую часть существовавшего до этого древнего герцогства Швабия. В Вюртембергском королевстве швабы составляли лишь одну из трех крупнейших национальных групп, наряду с потомками германских племен алеманов и франков. Такой же приблизительно этнический состав был также и в соседнем Бадене. В Баварии титульной нацией считались бавары (баварцы).

Сейчас землей швабов считается федеральная земля Баден-Вюртемберг (Создана на территориях бывших феодальных образований Бадена и Вюртемберга после 1945 года. Население составляет 10 млн. человек. Земля преимущественно католическая. Официальная статистика не выделяет в отдельную национальную группу именно швабов, т.к. не считает их отдельной нацией) Также швабы продолжают жить и в Баварии (Подробнее о Баварии мы рекомендуем в опубликованном на нашем сайте материале о Баварии (ссылка в конце этого материала).

  • аудио файл №1

На иллюстрации из архива: Федеральная земля Баден-Вюртемберг на карте Германии и Европы.

Все о швабах

Итак, материал русского вещания «Немецкой волны» о швабах в нашей расшифровке с аудио. Напомним, аудиофайл с программой находится в левом верхнем углу страницы.

«Русские, как известно, любят рассказывать анекдоты об украинцах, сербы о хорватах, болгары о шопах, итальянцы о сардах и сицилийцах. Видимо, есть особая привлекательность в опознании типичных черт очень близких, но все-таки иных народов. Вот и жители разных регионов Германии то и дело проходятся крупным гребнем народного юмора по шевелюре соседей. Анекдоты рассказывают и о баварцах, и жителях северной Германии — неторопливых фризах . Во взаимной язвительности упражняются жители рейнских городов Кельна и Дюссельдорфа. Но особенно охотно вся Германия острит по поводу швабов — жителей региона на юге страны с центром в городе Штутгарте .

О швабах, швабских нравах и швабском диалекте пойдет речь сегодня...

Итак, расставим сразу точки над «и», оценка, как известно, вещь по определению субъективная, тем более оценка того, что можно назвать национальным характером.

Усердие, трудолюбие скромность, любовь к чистоте — такие прекрасные черты аттестует сами себе жители Швабии . Не отрицая их наличия, жители соседних регионов потешаются над швабским неумеренным чистоплюйством, нежеланием видеть мир за пределами собственного домика-садика-огородика. И, конечно, над легендарной швабской скаредностью .

Начнем с любви к чистоте. Нельзя сказать, чтобы в остальных местностях Германии было положено держать кучу грязи перед домом и не подстригать газон, но чтобы в субботнее утро перед каждым (действительно, перед каждым) домом появлялся человек с метлой...

Для субботней уборки в швабском диалекте, кстати, есть специальное слово «кервох» . Говорит жительница Швабии: «Такого вы не увидите больше нигде в Германии: каждую субботу все подметают улицу перед своим домом. В саду каждый кустик подстрижен, каждая травинка приглажена. Но вы едва ли увидите кого-то, кто летом сидит в саду в свое удовольствие».

А что рассиживаться то, мы здесь, чай, не в Баварии какой — работать надо. И в домике («хойсле») и в городе («штетле») есть дела. А поработали можно начинать готовить ужин — картошечки пожарить.

«Хойсле», «штетле», брат картофеля «картоффелн» — жареная картошечка на сковородочке — «пфанле». В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно — ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый . Стоит ли говорить, что имеет он отнюдь не только грамматическое значение.

Жительница Швабии:

«У нас есть бабушка — ей уже 90. Так она просто к каждому слову прибавляет это свое «ле». И говорит так смешно — нараспев. А как готовит! Коронное блюдо у нее — это... как его... «бубен-бубен-шпицле».

«Бубен-шпицле» — это картофельный салат: картофель, лучок, сало кусочками мелкими обжаренное, ну и маслица немного.

Еще одно знаменитое на всю Германию швабское блюдо — это т.е., конечно, (в швабском произношении) «маультешле» — это что-то вроде больших квадратных пельменей, или вареников , тонко раскатанное тесто с начинкой. Скажем, из той же картошки — картошечки. Любовь швабов к этому корнеплоду, кстати, тоже легендарна, и как поговаривают, связана с все той же, ну скажем так, бережливостью . Хороша закуска «бубен-шпицле», да «маультешле»... Как говорится, и подать не стыдно и сожрут не жалко.. . Нет, не будем злословить.

На самом деле мало, где в Германии едят так охотно и вкусно, как в Швабии. Уж не холодным и лишенным любой склонности к эпикурейству пруссакам конкурировать со швабами в чревоугодии .

Говорит швабка:

«Когда мы с друзьями отправляемся на прогулку, то первым делом обсуждается когда, где и, главное, как будем обедать или ужинать. И во время еды и после еды говорится только на кулинарные темы. Достаточно ли солеными были огурцы в колбасном салате, да прокопчен ли окорок так, как надо. Да как удались «шпэцле»...»

Что твои французы... Кстати, (также в русском пишется как «шпетцле». Прим. сайт) — это получившая всегерманское распространение швабская разновидность макарон, делающихся как из муки, так из все той же картошки .

Тем, кто не обучен сызмальства швабскому диалекту, придется «намотать на ус» пару основных правил.

Говорит лингвист Арно Руоф: «Швабская лингвистика отличная вещь. Основные принципы несложно запомнить .

Во первых, ударная «а» почти во всех случаях заменяется на «о» . Вместо «шлаф» — («сон») — «шлоф», вместо «шаффен» («делать») — «шоффен».

Профессор Арно Руоф большой специалист по швабскому диалекту, который он сам называет даже не диалектом, а языком — «шпрохен».

Он продолжает:

«Правила швабского языка действительно отличаются от литературной нормы . Скажем вместо «ищ махе» — «я делаю» мы говорим «и мах».

Ну, это, наверное, уже сложновато, особенно для тех, кто не владеет литературным немецким. Но остановить профессора Роуфа не так уж просто, чтобы не сказать почти невозможно. Он преподает швабскую лингвистику в университете города Тюбинген — пожалуй, главного центра Швабии, и о своем предмете может говорить бесконечно.

Швабский один из немногих диалектов Германии, который пока никак не приходиться заносить в «красную книгу» лингвистики. На этом диалекте говорят и пишут как в городах, так и в деревнях . Носители диалекта страшно гордятся своей языковой особенностью, и несколько не стесняются того, что, порой, приезжие их просто не понимают. Например, едва ли где-то еще в Германии понятно швабское ругательное слово «бемуль» — «растяпа», «бездельник». Или «круштель» — «нелюдим», «бука».

Особенно важно, объясняет профессор Арно Руоф, что в швабском диалекте сохранились и свои аутентичные наименования реальных предметов . Например, растений. Так крапива называется на швабском не «бренннесель», как во всей остальной Германии, а «тценнорисель». Но картошка — она и в Швабии картошка? Не тут то было. Много где картошку называет «крумбеере» — «земляной ягодой».

Кроме того, швабский диалект внутри себя тоже не универсален — в разных городах он немного разный.

Профессор Арно Руоф:

«Например, хорошо известная лингвистам языковая граница проходит внутри города Тюбинген: между самим Тюбингеном и его ближайшим пригородом — городком Хиршау . К примеру, слово «брайт» — «широкий» в Тюбингене произносится как «бройт», а в Хиршау — «брёт». Это типичное различие межу западношвабской и центральношвабской разновидностью этого диалекта ».

Этот феномен имеет историческое объяснение. Прежде, во времена, именуемые в учебниках истории периодом феодальной раздробленности, именно между Тюбингеном и Хиршау проходила граница Великого герцогства Баденского и Королевства Вюртемберского . Граница, которую совсем недавно — еще в начале XIX века, во времена Фридриха Шиллера, пересечь было сложнее, чем сегодня иную государственную границу.

Собственно, единое геополитическое образование — Федеральная Земля Баден — Вюртемберг существует вовсе не так давно — всего каких-то 50 лет . Известный антагонизм между баденцами и собственно швабами- жителями Вюртемберга сохранился и по сей день .

«Интересно, что и з всех жителей Германии больше всего о швабах и швабских порядках судачат именно баденцы — ближайшие соседи. Особенно часто предметом насмешек является пресловутая швабская бережливость, порой перерастающая в жадность ».

И это, между прочим, говорит самый настоящий шваб — еще один профессор Тюрбингенского университета, историк Герман Баузиген. Да, швабы бережливы. Они привыкли считать деньги и не тратить лишнего. И ему ли, профессору истории, не знать, что на это имелись свои исторические причины :

«Ведь Швабия была сравнительно бедной землей. Это была всегда чисто сельскохозяйственная местность , а на крестьянском деле на каменные палаты не заработаешь. Кроме того, земля эта с хорошим теплым климатом всегда была густо заселена, а потому наделы у всех были маленькие — использовался каждый клочок земли. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов».

Крестьянскую психологию аттестуют современным швабам, в том числе не селянам, а вполне городским жителям, и социологи:

«Здесь каждый хочет к сорока годам непременно обзавестись домиком или собственной квартирой — словом, хоть какой-то недвижимостью. Вообще, психология: пусть маленькое, зато мое — это очень швабская черта. Причем делается это не для того, чтобы продемонстрировать кому-то свои успехи, а из расчета на черный день, на старость, чтобы было что-то свое».

Действительно, для молодого жителя Берлина, даже Мюнхена, Гамбурга, или Кельна, нетипично в 20 с небольшим лет начинать думать о домике, в котором можно будет провести старость. В Штутгарте же это вполне естественно .

А вообще в Швабии хорошо, красиво — много зелени, много озер. Есть даже горы — «Швебеш Альп» — «Швабские Альпы» — невысокие, зато свои . Неслучайно в районе Штутгарта охотно отдыхают как жители других немецких регионов, так, в последнее время все чаще, иностранцы. Правда, тем, кто приезжает сюда лишь со знанием литературного, или, как принято говорить в Германии, «высокого» немецкого «хох дойч» — таким приходится непросто. Ведь уговорить местных жителей перейти с диалекта на общеупотребительную языковую норму бывает порой просто невозможно.

Говорит швабка:

«Мы швабы умеем все, только не говорить на этом «высоком» немецком . Так уж у нас язык устроен — нам сложно говорить не по-свойски. Зачем? Если мы куда-то едем, то там тоже люди говорят по-своему, а, кроме того, у нас такой красивый диалект».

Так что окажись Элвис Пресли, исполнивший как-то народную швабскую песню «Muß i denn zum Städtele hinaus» (В исполнении Пресли также известна как «Wooden Heart» — Прим Portalostahah.ru), на улицах одного из баварских «штетле» ему пришлось бы нелегко...»

«Немецкая волна», русское вещание, 2007 года года (Из ныне закрытой программы «Уик-энд») Материал из архива сайт Запись программы и расшифровка аудио в тексте Portalostanah.ru

Дополнительно:

Еще о швабах, швабы и баденцы

В нашей информации по теме мы предлагаем еще один материал «Немецкой волны», вышедший в эфир 2001 году. Этот материал доступен только в тексте. В материале затрагивается и вопрос об объединении Бадена и Вюртемберга.

«Давным-давно, когда по просторам немецкой земли блуждали мамонты, на территории нынешней земли Баден-Вюртемберг разбил свои ковчеги первобытный человек. Его челюсть сотни тысяч лет спустя раскопали ученые из Гейдельбергского университета. Челюсть отправили в музей, а жители Баден-Вюртемберга теперь с гордостью рассказывают, что первым человеком в Европе был, представьте себе, «шваб» .

Неутомимые археологи продолжали перекапывать плодородные берега Дуная, Некара и Рейна, извлекая на свет останки кельтов, древних римлян и германцев, и способствуя тем самым росту самосознания швабов. И вот теперь стоит оговориться. Швабы — это лишь часть жителей Баден-Вюртемберга, а точнее только жители Вюртемберга .

Дело в том, что после окончания Второй мировой войны союзники поделили независимые тогда Баден и Вюртемберг на четыре части. Северный Баден и северный Вюртемберг, оказавшиеся в америка нском секторе, образовали Вюртемберг-Баден. А попавшие во французский сектор южные территории стали просто Баденом. В 1951 году был проведен референдум, по результатам которого возникла федеральная земля Баден-Вюртемберг.

Большинство жителей Вюртемберга проголосовали за объединение с баденцами, большинство южных баденцев против объединения с жителями Вюртемберга . Вероятно, последних оказалось больше, и Баден-Вюртембрг пополнил число немецких земель, у которых появился не только дефис в названии, но и определенные проблемы с идентитетом .

Для швабов все без исключения баденцы — «лентяи и бездельники», а те, в свою очередь, считают швабов жадными и чересчур надоедливыми . Остальные немцы в тонкости национального характера не вникают и именуют всех жителей Баден-Вюртемберга швабами .

Информации. {{#if:Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете эту статью, добавив ссылки на .{{#if:15 мая 2011|
Эта отметка установлена Шаблон:+года .}}|}} {{#if:|Шаблон:!class ="ambox-imageright"Шаблон:!

{{{imageright}}}

У этого термина существуют и другие значения, см. Швабы (значения) .
Швабы (нем. Schwaben ) - немцы , говорящие на особом швабском диалекте (одном из южнонемецких диалектов) немецкого языка.

Историческую область на юге Германии, где большинство проживающих говорят на этом диалекте, называют Швабия (нем. Schwabenland ).

Как и в других больших немецких диалектах (баварском , саксонском, платском) швабский имеет множество вариантов и почти каждый швабский город имеет своё особое произношение.

История швабов

Понятие «швабы» обозначает народность или говорящих на швабском диалекте. Понятие происходит от названия германского племени свевы (Suebe). Свевы относились к западногерманскому племенному объединению герминонов .

Название Суебия, как и понятие Алеманния , первоначально обозначало область расселения алеманнов , которые в III веке заселили юго-запад сегодняшней немецкой языковой области. С V века их также называли свевами, либо из-за частично свевского происхождения, либо из-за вновь прибывших свевов с территории Дуная . Свевская держава в сегодняшней Галисии (Испания) и Северной Португалии с V века к 585 году развалилась, не оставив названия региону. Герцогство Швабия , заново основанное франками на территории бывшего алеманнского королевства, охватывало почти полностью алеманнскую область языка, а также немецкие языковые области Швейцарии. С точки зрения языкознания швабский диалект относится к алеманнской группе диалектов.

Перед упразднением Германской империи в 1918 году швабы проживали, в основном, в трех германских феодальных образованиях, входящих в вышеназванную империю с Пруссией во главе - в Вюртембергском королевстве , великом герцогстве Баденском и королевстве Бавария . Но только Вюртемберг считается именно страной швабов. При этом Вюртемберг не являлся историческим государством швабов, а просто поглотил большую часть существовавшего до этого древнего герцогства Швабия. В Вюртембергском королевстве швабы составляли лишь одну из трех крупнейших национальных групп, наряду с потомками германских племен алеманнов и франков. Такой же приблизительно этнический состав был также и в соседнем Бадене. Сейчас землей швабов считается федеральная земля Баден-Вюртемберг .

Сегодня под швабами понимают прежде всего говорящих на диалекте. При этом часто различают говорящих на алеманнском баденцев (южнее Баден-Бадена), эльзасцев, швейцарцев, лихтенштейнцев и форарльбержцев (Австрия), как и говорящих на швабском южных швабов, вюртембержцев и баварских швабов.

В Швейцарии и в Эльзасе понятие «швабы» используют в негативном смысле, что в Швейцарии восходит к времени швабских войн .

Территория швабов, в нынешнем значении слова, не имеет четких границ, по употреблению диалекта она может включать часть Баден-Вюртемберга и Баварии (между Шварцвальдом , Бодензее , Альгойскими Альпами , Лехом , Верницем , Хоенлое и Хойхельбергом) или даже все алеманское пространство, которое также включает в себя Южный Баден, Эльзас , немецкую часть Швейцарии и Форарльберг .

История переселения выходцев из Швабии в Российскую империю

Выходцы из Швабии, а также из соседних с ней территорий Германии, Франции (Эльзас) и Швейцарии, в ходе немецкой колонизации начинают появляться в России c конца XVIII в., когда в результате Манифеста Екатерины II возникают поселения иностранных колонистов на берегах Волги. Но, как отмечают исследователи (Г. Дингес, В. М. Жирмунский), на Волге носители швабских диалектов были представлены незначительно, здесь преобладали в основном выходцы из Гессена . Значительный поток выходцев из Швабии приходится на начало XIX в. и связан с разорением государств южной Германии в результате Наполеоновских войн . В это время швабские переселенцы селились на черноморском побережье Украины, где составили значительную часть населения немецких колоний. Еще одна волна швабских переселенцев в Россию связана с протестантской сектой «вюртембуржских сепаратистов », которая в ходе религиозных гонений в 1819-1822 годов добивается переселения на Кавказ (где по их представлениям располагалась «земля обетованная»), на территорию нынешних Грузии и Азербайджана. Так, например, швабами был основана колония Хеленендорф, ныне крупный винодельческий центр в Азербайджане город Гёйгёль . К 30-м годам ХХ века в Закавказье насчитывалось 21 швабское поселение, общая численность (по переписи 1939 года) составляла 44 093 человека.Dr. M. Dschafarli. Deportation der deutschen Bevölkerung aus dem Südkaukasus im Herbst 1941. (нем.)

Швабский диалект

В языковом плане швабский диалект в России в результате контактов с другими немецкими диалектами подвергся процессу выравнивания. В Поволжье, где основу иностранных колонистов составляли выходцы из средней Германии, швабский диалект был практически вытеснен. Диалект поволжских немцев, отличающийся по мнению диалектологов (Вейлерт А. А.) значительной единообразностью, является в своей основе средненемецким диалектом (с признаками как восточно- так и западнонемецкого диалекта). В Причерноморье, в отличие от Поволжья, как уже отмечалось, среди немецких колонистов были представлены прежде всего выходцы из Южной Германии - носители южнофранкских и швабских диалектов. Здесь также шел процесс смешения и выравнивания немецких диалектов. В силу своей близости к литературной норме, основу смешанных диалектов составляли южнофранкские диалекты, а швабские сохранялись в виде вторичных признаков (В. М. Жирмунский).

В чистом виде швабский диалект сохранялся в немецких колониях Закавказья. Это связано с территориальной и, прежде всего, религиозной изоляцией немецкого населения местных колоний от других ареалов немецкого расселения в России и СССР (вплоть до 1941 года).

Среди признаков, отличающих швабский диалект от других верхненемецких диалектов можно назвать:

  • переход в : daut (tot);
  • в : knui (Knie)
  • переход st, sp в любых позициях в št, šp: brušt (Brust), haš (или hašt) (hast)
  • отпадение -n-, -en перед -d- и в окончании: hã:d (Hand), gaõ: (gehen) и др.
  • использование в качестве уменьшительно-ласкательного суффикса -le, -rle вместо литературных -lein, -chen, например «Buberle» - «Bubchen» (мальчик).
История одной деревни Кох Альфред Рейнгольдович

Кто они, швабы?

Кто они, швабы?

В Германии швабам посвящено немало анекдотов. В них высмеиваются особенности национального характера швабов. А именно: усердие, трудолюбие, скромность, любовь к чистоте. То, над чем и смеяться-то грешно. Но считается, что эти положительные качества у швабов приобретают гипертрофированную форму. Острословы, кроме того, приписывают швабам и изрядную долю скаредности. Сами швабы вряд ли согласятся с таким определением. Но охотно признают, что не терпят расточительности и всегда задумываются о завтрашнем дне. И разве это плохо?

Еще швабов отличает особенный швабский диалект. По нему шваб шваба узнает всегда. И нешваб шваба узнает всегда. По этому поводу нельзя не привести одну любопытную историю, которая была рассказана мне Марианной Богдан, правнучкой Андрея Пропенауэра.

Андрей Пропенауэр в 30-е годы прошлого столетия служил на флоте поваром. И однажды у них на корабле оказался лидер компартии Германии Эрнст Тельман. Так уж получилось, что переводчика своего у Тельмана на тот момент не было, что затрудняло его общение с русскими товарищами. И тогда вспомнили, что корабельный кок Андрей Пропенауэр не только хорошо знает немецкий, но и сам вроде как немец. Ему незамедлительно было приказано оставить котлеты, переодеться и явиться к командиру корабля. Так по воле случая Андрей на некоторое время стал переводчиком при товарище Тельмане.

Эрнст Тельман при встрече спросил его: «Откуда же ты будешь родом, паренек? Где жили твои предки в Германии?» На что Андрей только пожал плечами: «Не знаю…»

И откуда же было знать? Андрею Пропенауэру едва минуло 14 лет, когда он остался без родителей.

Андрей и Тельман обменялись еще несколькими фразами, после чего Эрнст Тельман весело воскликнул: «А я знаю, кто ты, парень! Ты – желтоногий шваб из Вюртемберга!»

«Желтоногими» же швабов называли потому, что были они, как правило, бедны настолько, что часто и обуви не имели – босиком ходили.

Таким образом, диалект, на котором говорил Андрей, «выдал» его. Неудивительно, что когда Андрей Пропенауэр поселился в Джигинке, то он отлично понимал диалект местных швабов. Как уже говорилось, шваб шваба поймет всегда.

А швабский диалект – особенный. В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно-ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый.

Кстати, тот факт, что в послевоенной Джигинке можно было встретить разные немецкие диалекты, не вызывает удивления. Дело в том, что после войны в Джигинку приезжали и те немцы, которые прежде, до войны, жили или на Алтае, или в Сибири, или в Поволжье, – коренные джигинские немцы в послевоенное время многих своих новых друзей, обретенных в Восточном Казахстане или в других местах ссылки, «перетянули» в Джигинку.

Спиритический сеанс с товарищем Сталиным (Альфред Кох)

– Иосиф Виссарионович… Очень много к вам вопросов накопилось у потомков. У тех, кто сам сидел, у тех, чьи родители были посажены и расстреляны, у всех, кто хоть что-то читал о ГУЛАГе, да, в конце концов, и о той же войне… Очень много вопросов. Их так много, что непонятно, с какого конца начинать. Поэтому начну я с того, что обсуждалось совсем недавно, буквально осенью. Ну то есть самое актуальное из ваших, скажем так, деяний. Катынь.

– Я понимаю, что выгляжу монстром, тем более когда вы смотрите на то, что мы делали, из XXI века. Но все же я попытаюсь донести до вас те идеи, из которых мы исходили в 1939-м, когда принимались эти решения о расстреле пленных польских офицеров.

Так называемый пакт Молотова-Риббентропа – это ведь была целая большая система документов. Ее можно сравнить с Тегеранскими, Ялтинскими и Потсдамскими договоренностями 1943 и 1945 годов. Принцип такой же: договоренности об устройстве мира. Вначале у нас такие договоренности были с Гитлером, потом такие же договоренности были с Америкой и с Англией. И в соответствии с этим пактом, а потом в 1945 году в соответствии с договоренностями с союзниками значительная часть Польши переходила Советскому Союзу. И я себе отдавал отчет в том, что мне придется с этой частью Польши, польского населения работать. И мне пришлось бы иметь дело с польской аристократией, или, как теперь модно говорить, элитой.

Я человек старый, и значительная часть моей жизни прошла еще в царской России. И я знал, что может натворить польская элита со своим народом, когда столкнется с тем, что мы будем включать поляков в единую семью народов, строящих социализм. Она их подымет на восстание. И тогда жертв будет не двадцать и не тридцать тысяч. Тогда счет жертв пойдет на сотни тысяч, а может быть, даже на миллионы. Потому что мы же не остановимся. Мы же все равно заставим их строить социализм. Я стоял перед необходимостью: уничтожить часть, чтобы сохранить целое. Потому что эти ребята, голубая кровь, польское офицерство, – они же такие: и сами умрут, и весь народ угробят. Как это было не раз, когда они поднимали антирусские восстания в Польше еще в царские времена…

Я, кстати, не был инициатором расстрела. Это мне Лаврентий предложил…

– А я слышал, что это была ваша месть за 1920 год. За расстрелянных красноармейцев.

– Лаврентий знает мои слабые места. Я никогда не мог забыть это полякам, никогда. Он, естественно, напомнил мне о нашем с Тухачевским походе на Варшаву. И тем более я не мог этого простить Тухачевскому, который сам был поляк. Я вообще подозреваю, что всю эту затею с варшавским походом Тухачевский начал, чтобы угробить Красную армию. Во всяком случае я это не могу до конца опровергнуть.

– А чего «этого» вы не могли им простить?

– Того, что в конечном итоге была военная катастрофа, что огромное количество красноармейцев попало в плен и всех их поляки уничтожили. Без суда и следствия, наплевав на все договоренности, на все статусы военнопленных. Двадцать тысяч красноармейцев. Минимум.

Я потом перед Лениным стоял – он меня отчитывал как мальчишку. И Троцкий ручки потирал. А мне нечего было сказать! Да это в том числе была и моя идея – поход на Польшу. Ленину я никогда не врал. И поэтому, когда Лаврентий в 1940 году пришел ко мне с этим предложением, он знал, что я не смогу ему отказать.

Следующий вопрос, Иосиф Виссарионович, связан с темой мести. Правда ли, что многие ваши поступки были продиктованы именно ею? В частности, уничтожение старой партийной гвардии. Репрессии по отношению к семьям «врагов народа». Месть – это был ваш мотив, который влиял на политику, на все?

– Человеку трудно оценивать свои поступки. Мне кажется, что я никогда не позволял своим эмоциям выплескиваться наружу. Может быть, подсознательно? Я бы сказал по-другому: я не помогал своим врагам избежать репрессий. Специально я их не преследовал. Они просто попадали под общую гребенку. Но они ко мне и не обращались, потому что прекрасно понимали: зачем обращаться к человеку, которому они сделали гадость? Люди, которые считали, что они мои друзья, и до конца не осознали, какие гадости они мне сделали, типа Коли Бухарина, да, они мне писали всякие слезливые письма, но враги? Они просто ко мне не обращались.

Я очень многим помог, кстати. Я огромное количество генералов вытащил из тюрьмы, особенно когда война началась. Я помогал не сесть в тюрьму Пастернаку, спас от тюрьмы Булгакова. Я спас многих деятелей искусства, писателей…

Нет, специально преследовать своих врагов – этим я не занимался. Ко мне приходили со списками. Что я должен был говорить? Если они преступники – арестовывайте. Если я видел, что это хороший человек, и я знал этого человека, и он сделал много полезного, я говорил: «Подождите, давайте разберемся. Может быть, человек оступился. А может, его оклеветали».

Может быть, и есть в чем-то моя вина… Но ведь решал не только я! А Хрущев ваш любимый, у которого руки по локоть в крови? А Булганин с Маленковым? А Берия – я читаю сейчас, вы из него чуть ли не прозападного политика делаете… Нехорошо. Почему только мне все это приписывают?

Что же касается скаредности, в которой любят упрекать швабов и которую они склонны более определять как «бережливость», то и тому есть объяснение. Ведь долгое время Швабия была сравнительно бедной землей. Здесь жили в основном крестьяне, которые особых богатств иметь не могли по определению. И земельные наделы у них были небольшие, что заставляло их использовать с максимальной пользой каждый кусочек земли. В общем, роскоши особой не было и быть не могло. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов.

Жизнь на чужбине зачастую располагала к тому же.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!