- прочитать задание;
- найти слово из задания в тексте;
- понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае;
- сопоставить свое предположение с вариантами ответов;
- написать правильный вариант.
Теория
Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент, а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:
- внимательно прочитать контекст;
- отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными;
- подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл;
- если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ;
- при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.
Примеры
Пример 1.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПУНКТ, -а, муж.
1. Место, предназначенное для чего-н., отличающееся чем-н. Сборный п. Самый высокий п. местности. Наблюдательный п. (место для наблюдения за военными действиями и за местностью). Командный п. (место, откуда осуществляется управление войсками в ходе военных действий). Населённый п. (место, где постоянно живут люди; офиц.).
2. Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п. Заготовительный п. Корреспондентский п. (отделение органа массовой информации в каком-н. городе, стране, корпункт).
3. Отдельное положение, раздел в составе изложения, документа. Договор из пяти пунктов. Изложить по пунктам (также перен.: последовательно).
4. Отдельный момент в развитии чего-н. Кульминационный п. событий.
5. То, на чём кто-н. исключительно сосредоточил все свои мысли, помыслы. Коллекционирование его п.
Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.
(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1. В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.
Пример 2.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.
3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.
(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.
Пример 3.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕЧАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЕЧАТЬ, -и, ж.
1) Внешний вид напечатанного. Чёткая п.
2) Напечатанные произведения, издания (газеты, журналы). Отзывы печати.
3) Прибор с нарезными знаками для оттискивания их на чём-н., а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-н. Сургучная п. П. на документе.
4) перен. Знак, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице.
Ищем слово "печать" во втором предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.
(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл - герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России - являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<…> на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».
"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.
Теория для Задания №3 ЕГЭ 2019 по русскому языку
В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, то есть такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которое использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.
Рассмотрим на примере. (пример взят из пособия по подготовке к ЕГЭ под ред. Сениной)
(1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТКАНЬ,
-и, ж.
1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.
2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.
3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.
4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).
Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое). Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом.
Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.
Например: Шелковая ткань, льняные ткани, ткань текста.
Слова, слова… Как много их появилось в русском языке буквально за несколько последних десятилетий. Тысячи новых слов, часто многозначных. Как понять их смысл? Возможно ли вообще успевать за так быстро мчащимся временем, дарящим человеку всё новые и новые слова?
Конечно, возможно. Нужно огромное желание быть в курсе всего нового, современного, идти в ногу со временем, постоянно пополнять свой словарный запас, особенно в той области, с которой связана деятельность.
Не случайно на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году включили новый тип задания - работу со словарной статьей.
Задание №3 : будет дано многозначное слово, предложены варианты его объяснения в словарной статье. Нужно будет понять, в каком из предложенных значений использовано слово в одном из предложений текста, данного в задании 1.
Слова будут предложены самые различные: устаревшие и общеупотребительные, иноязычные и исконно русские.
Как правильно выполнить задание по определению значения слова?
- Внимательно вдумайтесь в каждое значение многозначного слова.
- Особенно тщательно разберитесь в примерах, данных по каждому значению слова.
- Затем прочитайте указанное предложение из текста в задании №1,причём обязательно в контексте - это 1-2 предложения до и после предложения.
- Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах. Подумайте, какое значение слова наиболее подходит для правильного ответа.
Как готовиться к выполнению задания №3 – определению значения слова по словарной статье?
- Читайте словарные статьи в словарях - толковых, иностранных слов, вдумывайтесь в данные там примеры.
- Прекрасно будет, если ежедневно вдумчиво прочитывать хотя бы 5 словарных статей. Выбирайте слова по алфавиту, те, которые вы уже слышали, о которых говорили в школе на занятиях. Слова будут предложены из обязательного минимума слов, которым должен овладеть выпускник школы.
- Где найти этот обязательный минимум? В конце учебников, начиная с 5 –го по 11-ый класс. Там помещены краткие толковые словари.
- В любом случае, все абсолютно слова предугадать невозможно. Поэтому нужно очень внимательно вдумываться в само задание, выполнять как можно больше вариантов тестов, тренироваться.
Как писал Л.Толстой, «чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, занимайтесь – и у вас всё получится!
Для подготовки к заданию 3 необходимо осознать несколько моментов.
1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.
2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений.
Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие.
Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие. Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются только многозначные слова.
Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:
(Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2, с. 103)
- Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
- Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
- Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
- Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
- Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.
На этом примере видно, что первое значение — главное (основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 - переносное, 4 и 5 - термины.
Понять, в каком значении употребляется слово, можно только из контекста .
Задание 3 даёт контекст, это самое главное.
Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку.
Например: Корням растения тесно в маленьком горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.
Вопрос: В каком из приведённых выше значений употреблено слово КОРЕНЬ?
Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки : поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.
Вконтакте
Одноклассники
Справочник для подготовки к ЕГЭ
- Задание 1. Информационная обработка письменных текстов
- Задание 3. Лексическое значение слова
Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Для этого не требуется ничего зубрить - 3 номер ЕГЭ является одним из самых легких заданий экзамена. Ученику необходимо лишь подставить одно из приведенных значений нужного слова в контекст и посмотреть, соответствует ли оно смыслу текста и предложения.
Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый .
В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
Контекст - законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
Контекстуальность - это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно читаем текст.
- Внимательно читаем все предложенные варианты лексических значений указанного слова.
- Выбираем верное значение, соответствующее контексту.
- Записываем ответ.
Разбор типовых вариантов задания №3 ЕГЭ по русскому языку
Третье задание демонстрационного варианта 2018
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.
- Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п .
- Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
- Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
- Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
Алгоритм выполнения:
- Речь идет о естественном отборе в животной среде, где более жизнеспособные представители получают преимущество, а менее приспособленные погибают.
- Вариант под номером один не подходит, так как в данном случае представители животных не действуют в чьих-либо интересах. Вариант 3 не подходит, так как представители животных не выражают чьих-либо интересов. Вариант 4 не подходит, так как в тексте речь идет не о людях, а о животных.
- Вариант 2 оказывается самым близким по смыслу. В данном случае слово представитель обозначает как раз представителя группы животных.
Первый вариант задания
(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.
(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ПОКАЗАТЬ
- Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
- Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
- Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
- Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
- Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
- Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
- Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.
Алгоритм выполнения:
- Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
- Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
- Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.
Второй вариант задания
(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты - лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
ЗАКОН
- Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
- Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
- Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
- Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
Алгоритм выполнения:
- Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
- Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
- Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.
Третий вариант задания
(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод. (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы - очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.
(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
ЧИСЛО
- Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
- День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
- Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
- Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
- Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.
Алгоритм выполнения:
- Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
- После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
- Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.