Смотреть что такое "V век до н. э." в других словарях

Города государства Греции

В Античной Греции не сложилось крупного единого государства. Постепенно развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе несколько сот небольших самостоятельных государств-полисов .Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя и сохранились и общее, унаследование от рода племенного строя структуры. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой розовую аристократию, и собрание членов племени, за элементами признавались права граждан. Иноземцы, дана зажиточная, и рабы не имели права учувствовать в общественной жизни.

Рабы в Греции не имели не каких прав и приравнивались к её «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплоде и тоже считались рабами.

Рабство в Др. Гр. Воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем. Так, великий философ Аристотель (284-322 гг. до н. э) полагал, что одни естественно являются свободными, а другие-естественно рабами.

Афины.

Античную Гр. Принято считать родной демократии. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введён принцип выбор части верховного правителя-архонта , его отчётность перед советом глав родов-ареопагом . Власть традиции и обычая постепенно заменили законом.

Афины были главным городом Аттики- области, расположенной на юге Балканского полуострова. Главным источником силы и богатство этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В 5 веке стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром этого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. В Афины стекались знаменитые скульптуры, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Первым шагом к созданию афинской демократии, были реформы Солона избранного в 594 году до н.э. архонтом. Он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние за должности бедняков недействительными, вернув им, таким образом статус полноправных граждан. Все населения полиса было разделено на 4 разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции розовой знати, однако сопротивление аристократии было настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников (тирания Писистрата – Афины)

В конце vi века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых собирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранились лишь судейские функции.

При Солоне возросло роль народного собрания. Граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме военачальников). Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получали равные права с афинянами. Общее число граждан составила 30 тыс. человек. Активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На их собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрания могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании. (остракизм)

На общем собрании граждан округа ставился вопрос: «Есть ли в государстве человек, угрожающий существующим порядкам»? Присутствующие писали на черепках глиняной посуды (остраках) имя того политика, который представлялся им врагом демократии. Того, кто получал больше половины голосов, приговаривали к остракизму (изгнание).

Таким образом, к v в. до н.э родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организации котораяполучила название «демократия»

Спарта

Другой путь развития продемонстрировала Спарта. Это государство, основанное дорийским племенем, поселившимся на юге Пелопоннесского полуострова в долине реки Эврот, превратило местное население в бесправных рабов-илотов. Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей и ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для лучших считалось война.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Во главе стояли 2 царя выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия – не моложе 60 лет), и эфоры- контролирующие орган. В отличие от старейшин царей не избирали – это было наследственное звание. Элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, но не имела большого влияния на политическую жизнь.

В Спарте сохранилось уравнительное распределение. Все спартанцы жили в скромных жилищах, носили простую одежду, питались сообща, денег не признавали, рабы принадлежали не спартанцем, а государству.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседских полисов, захватывали рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограничено, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счёт строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонд писал о том, что спартанцам «нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцем легкомыслием»

Греко-персидские войны (5 век до н.э.)

Первую попытку установления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. Она захватила греческий года в Малой Азии, обложило их данью и разместило там свои гарнизоны. Стремясь подчинить своей власти причерноморские греческое поселение, царь персов Дарий I начал поход на север. Его войска переправились через Босфор и Дарданеллы. Однако здесь армия «царя царей» столкнулась с воинственными племенами обитателей причерноморских степей – скифоми, которые понесли ей поражение.

Воспользовавшись неудачей персов, города Малой Азии в 500 г. до н.э. отказались признавать их власть. Однако в начавшейся войне они были разгромлены. Вслед за этим Дарий потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данником Д., не видя возможности защищаться. Однако 2 крупных полиса – Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В созданный ими союз вошел 31 полис.

Первая попытка вторжения была предпринята в 492 году до н.э. Буря помешала персидскому флоту достигнуть берегов Греции, В 450 году до н.э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 году до н.э. начался новый поход. Его возглавил сын Дарий царь Ксеркс (= 1,5 млн чел. по мнению историков, силы были на много меньше 200-250 тыс.)

Путь персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы. Что бы предотвратить уничтожение основных сил армии Спарты. Царь Леонид приказал им отступить. Сам он с 300 войнами, где все пали в этой битве, дал бой персом и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский полководец Фемистокл вывез морем всё население Афин на прилегающие острова. Персы заняли город, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, где их тяжелые корабли не могли маневрировать, был атакован более легкими греческими судами и разгромлен. Оставшийся без поддержки с моря персидские войска потерпели поражения.


Похожая информация.


Античные греки переработали азиатскую вычислительную математику, и на ее основе создали новую рационализированную форму знания.

Философия в античной Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии.

В связи с производством резко развивавшемся в связи с переходом к железу, развитием товарно-денежных отношений, классовой борьбы, переходом от авторитарных аристократических к тираническим а далее к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личной инициативы способствовало развитию философии.

Для этого этапа философии характерны:

1. Духовный аристократизм.

2. Обоснование рабства.

3. Отсутствие экспериментального исследования.

4. Созерцательность и умозрительность.

5. Отсутствие связи с практикой, как следствие презрения производственной деятельности.

Античная греческая философия поставила все основные философские проблемы, которые впоследствии стала разрабатывать философия.

Фалес Милетский (конец7 века – первая половина 6 века до нашей эры)

Классический тип античного философа.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств треугольников.

Он разделил небесную сферу на 5 зон, ввел календарь продолжительностью 365 дней.

Ему приписывается открытие годового движения Солнца.

Предсказывал полные солнечные затмения.

Как физик – объяснил причины разливов Нила.

В сочинении « о началах» Фалес понимает воду как начало всего (вода – философское осмысление океана), но эта вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм), но боги эти действующие в мире силы.

Фалес утверждал, что все знание надо сводить к единой основе.

« Многословие вовсе не является показателем разумного мнения»

«Ищи всегда, что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей»

Открыл Милетскую школу.

Анаксимандр (6 век до н. э.)

Он вводит понятие «архэ» – первоначало то, что лежит в основе. А основу он видел в «апейроне»

«апейрон» материален и вещественен

« Но трудно сказать, что это такое»

«Апейрон» вечен, находится в вечной активности, в вечном движении.

Движение является свойством «апейрона»

Ему принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения «апейрона», о выделении из него противоположности, о космогонии (учение о рождении мира) – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. по сути он сформулировал общую идею эволюции живой природы.

Гераклит

(Эфесский или Темный) (504-501 год до н. э.)

Происходит из царско-греческого рода.

Описал начало всего существующего в огне. Для древних огонь был веществом.

«Все обменивается на огонь и огонь обменивается на все, подобно тому, как золото обменивается на товары. А товары на золото»

Большое значение в его учении занимает понятие логос – основа наук.

Он утверждал. Что познание логоса, мудрости, единства мира дано не всем

Однако все люди от природы разумны. Но это противоречие кажущееся, т. к. люди от природы равны, но они не равны фактически, большинство живет не по логосу, а по своему разумению.

«Жизнь таких людей, что детские игры, они во власти своих желаний, люди как и ослы предпочитают солому золоту, желания обыденных людей таковы, что людям не стало лучше если бы исполнились все их желания»

«Счастье не в услаждении……., а в размышлении и умении говорить правду и действовать согласно природе, к ней прислушиваясь»

Понятие о мере, характерной для античного мировоззрения обобщается Гераклитом в учение о логосе. (лого – слово, не любое, а только разумное).

Логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.

«Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь для ума есть логос».

Сформулировал основы диалектики.

Как диалектик, Гераклит исходит из того, что абсолютно изменчиво. Он говорил, что все течет, все изменяется. Он сравнивал мир с рекой.

Говорил, что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, потому что на входящего в ту же самую реку набегают все новые и новые воды, ничто в мире не повторяется, все изменчиво.

В то же время не отрицал устойчивости. Но эта устойчивость относительна, именно потому, что вещь постоянно воспроизводится.

«Одно и то же различно и даже противоположно».

Он обращал внимание на то, что единственное изменение, это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает).

А так же на то, что одна противоположность выявляется из другой. (Болезнь делает здоровье сладостным).

Борьбу противоположностей Гераклит называет главным законом мироздания.

Эта борьба – причина всякого возникновения.

« Борьба – отец всего и царь над всем».

«Все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такую борьбу он называет гармонией. Но эта гармония не явная, тайная, скрытая.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.)

Сформулировал атомистическое учение: Существует два первоначала: атом (бытие) и пустота (небытие) .

Пустота – условие существования всех процессов, она неподвижна, беспредельна.

Бытие абсолютно плотно, а пустота не имеет плотности.

Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый атом имеет внешнюю форму.

Атом очень мал. Бытие это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Атом неделим, вечен, внутри него не происходит никакого движения. Но он обладает внешней формой – это объясняет бесконечное многообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме формы атомы различаются порядком и положением. Каждый атом объят пустотой иначе они бы слились. Атомы обладают подвижностью.

Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.

Атомы не имеют чувственных свойств, цвета, запаха, звука и т. д.

Демокрит говорил, что в мире «Без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».

Он разработал учение о причинности: все, что происходит имеет причину. Он отвергал случайность и говорил, что ссылка на случай – проявление лености мысли, отказ от поисков причин

Демокрит. О происхождении жизни:

Живое произошло из неживого, по законам природы, без всякого творца и разумной цели.

Тело человека возникло из воды и грязи без всякого творца, на ряду с другими видами живого.

Есть два вида познания: темное и истинное. Познание посредством мысли — истинное или закономерное, ему свойственна достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств — темное или незакономерное, оно непригодно для познания истины.

Он подчеркивает, что атомы и пустота, лежат за пределами чувственного познания. Что открыть их можно в результате напряженного мышления, "мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он чувственно воспринимает вещи, а при помощи ума, он постигает сущность вещей".

О религии: "религия — историческое явление, ее источник — страх перед грозными явлениями природы".

Сократ. (470-399 г. г. д. н.э.)

Сократ высказывается против письменности, он считал, что она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению. "Письмена мертвы, сколько их не спрашивай", благодаря письменности знания доступны всем и каждому, а философствование есть умирание земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души, от ее смертной телесной оболочки.

Сократ говорил, что он мудрее других, не потому, что он действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога, другие же не мудры, потому, что думают, что он все знают.

Он был убежден, что избран богом: он должен давать афинскому народу знания, он обязан не давать согражданам впадать в духовную спячку, они должны заботится о самих себе, т. е. нравственно и интеллектуально само усовершенствоваться. В центре внимания Сократа — человек.

Метод Сократа.

Сократ был ироничными и лукавым собеседником: прикинувшись простаком или несведущим, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать. Не подозревая еще с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа, в ответ Сократ задавал несколько продуманных вопросов и собеседник Сократа терялся. "Когда собеседник Сократа терялся и освобождался от самоуверенности, тогда Сократ говорил — почва вспахана. И теперь они вместе со своим собеседником начинали сообща искать истину".

Сократ считал в отличие от Софистов, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина должна быть одной, на достижение этой мысли направлен метод Сократа. Когда почва была подготовлена, сам Сократ не старался ее засеивать, ведь он всегда подчеркивал, что он нечего не знает. Но он так действовал со знатоком, так спрашивал его, получая ответы, что собеседники со временем приходили к решению проблемы. Свой метод он называл майевтикой.

Что значит знать? — знать — это значит выяснять, что это такое, цель майевтики — определение понятия.

Смысл всей деятельности состоял в том, чтобы найти понятия. Убеждение в существовании объективной истины, означает, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он считал, что счастье это не выгода а добродетель, но делать добро надо только тогда, когда знаешь в чем оно состоит, если человек знает, что хорошо, и что плохо, он некогда плохо не сделает. Зло это результат незнания, что есть добро.

Платон (427-347 гг. д. н.э.)

Платон — сознательный, объективный идеалист, его философия сознательная реакция на материализм и атеизм Демокрита.

Он был первым, кто понял, что история философии — это история борьбы материализма и идеализма.

Диалектика Платона:

Сократ называл диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Диалектики стремятся к истине, к познанию сущности. Для доказательства сущности вещи, рассуждения о ней должны быть правильными. Платон подходит к раскрытию некоторых логических законов: закону тождества, закон запрещения противоречия. Платон ставит диалектику выше других наук. Все науки (геометрия, арифметика, музыка,…) родственны друг другу и оцениваются только с одной точки зрения, на сколько они способны, отвращать нас от чувственного мира. Служить анамнезису (припоминанию). Он смеется над теми кто ищет от науки практической пользы. Виды знания:

1. Знание совершенно достоверное, без примеси лжи и заблуждения — знание идей, полученные до вселения души в тела, а после вселения в тела, путем диалектического припоминания.

2. Близкое к достоверному, знание чисел и основанные на них науки.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, это знание вещей чувственного мира, опирающиеся на чувства в которых нет истины.

Особое место занимает познание материи. Ее нельзя познать не разумом не чувствами. Она некоторое пространство, она способна принимать различные формы, она мертва и не познаваема, она почти что небытие, но роль ее велика, т. к. материя источник множественности.

Платон

Учение о душе.

Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имеет свою звезду. Следовательно – число душ хотя и велико но конечно.

Он говорил, что изначально существует занебесная область. Следовательно, тело – смертно, а душа – бессмертна. Назначение тела – быть временным вместилищем души, рабом ее. Но у души имеется и неразумная часть. В душе Платон различал 2 начала: 1-ое – разумное начало, с помощью которого человек способен рассуждать; 2-оое – неразумное, вожделеющее. Из-за него человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т. д. Вся судьба человека зависит от того, какая часть души преобладает.

Платон о чувственном познании.

Чувства не могут быть источником знаний. Знания не есть ни ощущения, ни правильное мнение. Он допускает только априорные знания (доопытные).

Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот. Это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идеи (в занебесной области), которые в чувственном мире отражаются в несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе, отсюда исходит понятие Анамнезиса (припоминания).

Самое главное в идее анемнизма это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т. е. искусство диалектики.

Учение об Эросе.

Входя в состояние эроса душа переживает состояние исступления, экстаза. При высшем напряжении познания душа может выйти из тела.

Стремление к мудрости – высшая форма стремления к прекрасному. Любовь – это желание блага и счастья, но не всякого блага, а только вечного. Но поскольку вечного блага не может быть без бессмертия, то любовь – это стремление к бессмертию. Но доля бессмертия отпущенная смертным – это их способность к творческой деятельности. У подавляющего большинства творческая деятельность проявляется в продолжении рода. «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном», но такова только телесная, низкая сторона любви. Другая разновидность любви – это любовь духовная (платоническая любовь).

Эрос побуждает человека к творчеству, вселяет в него стремление к прекрасному. Это главная движущая сила, пронизывающая весь мир, заставляющая вещи подражать идеям, а душа стремится вернуться в тот мир, откуда она некогда пришла.

Теория государства.

Платон был первым в истории философии, кто сформулировал понятие класса.

Классы разделяются на основании того, какая часть души преобладает у той или иной группы людей. Если преобладает возвышенная часть души, то это философы, мудрецы; если равные части (к возвышенному и к чувственному) – то это воины; если в душе преобладает низменная чувственная часть – то это ремесленники.

Софисты

Эта школа возникает во 2-ой половине 5 века до н. э.

Софистэс – знаток, мастер, мудрец.

Но они были мудрецами особого рода, т. к. истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать в спорах. Со временем слово софист приобретает предосудительный смысл.

Софисты говорили, что объективный мир непознаваем, т. е. были агностиками. Они сформулировали учение – Релятивизм . (относительный).

Релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина – относительна, что она зависит от условий, места и времени. Истина у каждого своя. Как кому кажется – так оно и есть.

Гносеологический релятивизм дополняется релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно – то и хорошо, то и благо.

Киники (кинизм).

Кинизм существовал с конца 5 до н. э. до самого конца античности, это объясняется тем, что социальная база кинизма постоянно росла по мере разорения средних и мелких классов. Несмотря на свой демократизм, в философии кинизма было много реакционного. Она была недиалектической, идеализировала первобытную дикость, наука и культура отрицались.

Киники стремились к справедливости, к социальному равенству, они отрицали рабовладение. Кинизм обычно отталкивался от общепринятых взглядов и вырабатывал новые прямо противоположно существующим. (это называлось «перечеканкой монет»). Воспитательную силу живого примера киники ставили выше всего. Основателем школы кинизма был Антисфен Афинский (коло 445 – 360 г. до н. э.).

Первым дал определение понятия. Понятие есть то, что выражает чем предмет был, ил что он есть.

Основные положения его философии:

1. Добродетели можно научиться.

2. Мудрец живет не по законам государства а по законам добродетели.

3. Безвестность, как и труд – благо.

Диоген Синопский. (ок. 412 – 323?? До н. э.)

February 28th, 2016 , 10:10 am


Феспии - древнегреческий город на юге Беотии, основанный афинянами и названный в честь афинского царя Феспия.

Поддерживая Афины, феспийцы активно боролись с гегемонией столицы Беотии - Фивами. Во время греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) жители Феспий отказались преподнести персидскому послу символы подчинения - землю и воду. Семьсот феспийских гоплитов под предводительством военачальника Демофила приняли участие в Фермопильском сражении (480 г. до н.э.), присоединясь к спартанцам царя Леонида. Все они геройски погибли. За участие в этом сражении Феспии были разрушены персами, а жители переселились в Пелопонесс. Вскоре город был восстановлен и 1800 феспийских воинов приняли участие в битве при Платеях (479 г. до н.э.), где персидской армии было нанесено сокрушительное поражение.

Гоплит из элитного отряда одет в хитон и плащ-хламиду чёрного цвета, что, вероятно, символизирует готовность погибнуть в последнем бою. Панцирь-линоторакс также окрашен в чёрный цвет и усилен на правом боку металлической чешуёй. Большой овальный щит с полукруглыми вырезами по бокам украшен символом Феспий - белым полумесяцем на чёрном фоне. Щит такой формы называется беотийским, так как его изображали на монетах области Беотия, чеканенных в 5 веке до н.э. Шлем коринфского типа украшен высоким гребнем из чёрного конского волоса. Поножи и шлем сделаны из бронзы и покрыты оловом или серебром. Меч-копис имеет массивный, изогнутый вперёд клинок, предназначенный для мощных рубящих ударов.

5ый век. Расцвет и две войны.

Пятый век до нашей эры считается расцветом греческой цивилизации, он начался великой войной греков с персами и закончился великой войной греков между собой, причем расцвету это не помешало. Персы дважды попытались завоевать древнюю Грецию, Персы - это современный Иран, который тогда был величайшей империей в мире. В 490 году до н.э. они высадили свой десант на западном побережье Аттики (это полуостров, столицей которого были Афины), но там их афиняне победили в знаменитом марафонском сражении, прошедшем на марафонском поле. После сражения, солдат пробежал всю дистанцию от марафонского поля до Афин, сказал знаменитую фразу «мы победили» и умер, не выдержав напряжения, отсюда и марафонский бег. Но для персов это была пробная атака на Грецию, 10 лет спустя, персы вернулись и, на этот раз, все было очень серьезно. В 480 до н.э огромное персидское войско пришло в Грецию, подчиняя все на своем пути. Почти вся северная и центральная Греция подчинилась персам без боя. В южной Греции формируется коалиция городов государств, которые решают противопоставить себя персам. Спарта и Афины, вечные конкуренты, возглавили коалицию. Первая стычка произошла при Фермопилах. Интересная история о героизме 300 спартанцев, к сожалению, известна больше по карикатурам голливудских фильмов. Последний голливудский фильм “300” - это вообще экранизация мультика. Решающее сражение было дано при Саламине, где объединенный греческий флот уничтожил персидскую армаду. Это и стало переломным моментом в войне. Дело в том, что для азиатов Европа в 5ом веке до нашей эры является островом, а не континентом. Единственный приемлемый путь из Азии в Европу, это через Босфор и Дарданеллы. Когда греки, разбив персидский флот, получили преимущество на море они могли отрезать персов от их континента (Азия), перекрыв морской путь на остров Европу. В таких условиях, единственным сухопутным путем из Азии в Европу было бы путешествие по северному побережью черного моря. А это - территория современной Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, России, Абхазии, Грузии, Турции и Ирака. Даже сегодня, не каждый человек отважится совершить данное путешествие на машине, тем более, в 5ом веке до нашей эры. Итак, Ксеркс (персидский царь) принимает решение покинуть Европу. Отступая, он оставил в Греции контингент персидских войск, который был разбит годом спустя, в 479ом, в сухопутном сражении при Платеях.

Эти два сражения (Саламинское и Платейское) считаются очень важными в истории Европы, ввиду того, что после них началось то…, что называют идейной базой Европейской цивилизации. После персидских войн, наступает золотое 50-летие пятого века до нашей эры. Редкий случай в мировой истории, когда за столь маленький промежуток времени создается так много. Происходит строительный всплеск и расцвет наук, философская мысль явила миру Сократа. Политическая история Греции, пройдя в предыдущие века через фазы монархии, аристократии, олигархии, тирании кристаллизировала Афинскую демократию с одной сторны, и Спартанский порядок с другой. Это был период противостояния двух военнополитических блоков и двух мировоззренческих архетипов - Афин и Спарты. Эти два города, разделив между собой почти всю Грецию на сферы влияния, находились на грани войны большую часть 50-летнего периода, эту грань они переступили в 431 году.

Причины начала войны между Афинами и Спартой (пелопонесская война) актуальны и по сей день, о них писал знаменитый древнегреческий историк Фукидид, отец научной историографии. Его анализ станет основой такого понятия как «привентивная война». Кстати отцом истории считается Геродот, но Геродот любил использовать мифы в своих рассказах. Миф, это не проверенная информация, таких Геродотов и по сей день много. Фукидида считаю отцом научной историографии, так как он, не просто рассказывал, он еще и думал о том, что говорит. Пытаясь, ВЫявить важное, которое обычно НЕ явно. Итак, по Фукидиду, Спарта побоялась дальнейшего усиления Афин, которые динамично развивались весь период золотого 50летия, в то время как мощь Спарты оставалась статичной. В 431 году до н.э., чтобы предотвратить дальнейшее усиление Афин и как следствие, потенциальную агрессию со стороны своего, неудержимо крепнущего соперника, Спарта первая атаковала Афины – это была первая превентивная война античности. Анализ Фукидида актуален и сегодня. Причем по Фукидиду, внешней, скажем так, телевизионной причиной начала войны стала мелкая ссоря союзника Афин - островом Керкирой с союзником Спарты - городом Коринфом. Спартанцы с таким же успехом возвели эту мелкую ссору в общегреческую проблему, с какой американцы атаковали Ирак, мотивируя войну наличием у Саддама Хусейна мифического химического оружия (телевизионная причина войны). Официально (теливизионно) конфликт Керкиры и Коринфа стал поводом начала Пелопоннесской войны (431- 404 гг. д.н.э.). Афиняне поддержали Керкиру, спартиаты классифицировали поддержку афинян как нарушение тридцатилетнего мира и вступили в войну с Афинами. Это была первая превентивная война античности. Актуальность анализа Фукидида не исчерпала себя и сегодня. B XXI веке мы придумали новые технологии, но ничего концептуально нового мы не придумали. У нас древние идеи, сегодня, крутятся с бешеной скоростью, суть новых технологий в ускорении. Древнегреческая превентивная война продлилась целых 30 лет (технологии были не те) и в ней участвовал почти весь Греческий мир, разделенный на два лагеря – это была, феноменально разрушительная, всегреческая война, которая подорвала экономическую основу Афин и демографическую основу Спарты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!