Советские карикатуры. Карикатуры ссср про моду

Твитнуть

Класснуть

За окном морозы, самое время для зимней верхней одежды. Доставая из шкафа дубленку или пуховик, мало кто из нас задумывается, что, распространенная сегодня, эта верхняя одежда была дефицитом еще для поколения наших мам. Вот такой вот парадокс: пальто или шинель из натуральной шерсти - весьма распространенная в СССР зимняя одежда, которую носили почти все. А пуховик?

Просматривая эти карикатуры, можно понять, как выглядели модники и модницы в 60 и 70-х. Сегодня в моде ретро, в том числе и отсылки к стилю модов и хиппи. Основы стиля (гиперболизированные, конечно), считываются с легкостью.

60-е (стиляги)

Сегодня ты играешь джаз… Яркие цвета, короткие стрижки и юбки… да, это те самые «стиляги», которых показывали в одноименном фильме.

Узкие джинсы-дудочки, укладки у девушек, стиль нью-лук в платьях.

Карикатуристы высмеивали, в основном, психоделику в цветах.

Хотя и платформам «на манной каше» тоже доставалось. Эти же платформы будут упоминаться и в стиле хиппи.

Еще нью-лук:

60-е (тедди бойз)

Стиль «хулиганов-джентельменов». В Англии он появился в конце 40-х, но потом возрождался в 70-х и 90-х. Уставшие от второй мировой парни захотели одеваться с шиком и лоском и взяли за основу стиль времен короля Эдварда (это 10-е годы 20 века, собственно, короля уменьшительно звали Тэдди, отсюда и название стиля): костюмы-тройки, английский дендизм и лоск.


Пиджак с удвоенным воротником, приталенные пальто, зауженные брюки и набриолиеннные волосы. Если интересно, можно посмотреть на Элвиса Пресли. Слушали эти ребята джаз, рок-н-ролл и свинг.

Девушки тоже начинают одеваться, как парни. Правда, не все осмеливались носить брюки, заменяя их юбкой. Но волосы тоже стригли коротко.

Карикатуры на унисекс

Что интересно, возникнув, как стиль «золотой молодежи», он почти сразу стал стилем рабочих окраин.

60-70-е (моды)

Противовес стилю «тедди бойз», моды - сокращенно от «модернисты», слушали не рок-н-ролл, а модерн джаз и блюз. Отсюда и название. Формировалось данное движение из выходцев среднего класса, для которых важно было «быть», а не «казаться». Если Пресли закатывал вечеринки напоказ, даже период пребывания на фронте превратив в шоу, то моды просто наслаждались жизнью. На них большое влияние оказали битники и тогдашняя лондонская культурная богема. Все, что про них известно точно - это любовь к джазу, мотороллерам и амфетаминам. И конфронтация с рокерами. И всемирная экспансия культуры. «Битлз» и «Роллинг стоунз», к примеру.

Советские моды носят пальто и укладки, подражая лондонской молодежи.

Юбки становятся короткими, как и женские стрижки (спасибо Твигги и Мери Куант).

Карикатуристы это не оставили без внимания:

Длины юбок в 60-е

70-е (хиппи)

Субкультура, зародившаяся в США в 60-е, до нас дошла в 70-х.

Это очень известная субкультура, повлиявшая на мировую моду (даже определившая стиль целого поколения). Дети цветов, «да любви, нет войне» и прочая рефлексия на войну во Вьетнаме. Посмотреть на оригинальных хиппи можно в «Форесте Гампе». Советские же хиппи… многие известные рокеры, панки и барды, в молодости своей были хиппи. Например, Арефьева, Умка, Янка и Летов, Веня Дыркин и Юрий Шевчук.

Прически становятся следующими: парни отращивают себе гривы (и на эту тему много карикатур).

Девушки же либо отращивают тоже, и тогда мы наблюдаем картину «Стога»:

Либо как в следующем случае:

В основном их ругали за неопрятный внешний вид, любовь к бахроме и заплаткам. Ведь изначально это было символом пренебрежения материальным, но советский человек должен быть аккуратным и опрятным.

Потому порицание:

И конечно, вездесущий унисекс:

Дубленка

Но еще одна вещь с приходом стиля хиппи на наши земли стала просто мега-актуальна. Это Ее Величество Дубленка. Как видно по карикатурам, дубленка повторяла общую неряшливость, стремление к висящим формам, бахроме и вытянутости по вертикали.

А еще становится ясно, что достать ее не так уж и легко.

80-е (диско и техно)

В 80-е в моду вошла аэробика, спорт, бодибилдинг и… спортивный стиль одежды.

Наряду с диско, он задавал тон общему настрою и внешнему виду. Пуховики-дутики перекочевали из зимних видов спорта в повседневность.

Макияж стиля диско… ну как такое не обыграть?

Карикатуры на макияж

90-ые (гламур)

Дефицит набирает обороты:

Это немного уже не советская карикатура (точнее, это самый конец СССР, времена перестройки), но пусть будет:

Джинса (ткань)

Джинсы пришли в СССР в 70-х, история их появления на просторах родины сложна и терниста. Но с их приходом у карикатуристов появилась еще одна «очень узнаваемая черта» антисоветщины.

Трудности «доставания» вещей

Еще одна благодатная почва для карикатур. Без комментариев:

А вот, очевидно, так начинались металлисты в СССР (и это иллюстрация еще одного способа добывания "модных вещей")

Ну или так:

Полный гид по стилю

Благодаря ему мы точно знаем, что носилось на все случаи жизни.

Худоджники

Отдельное «спасибо» хочется сказать художникам. Они очень талантливы, без них мы бы не узнали, как сложно и дорого было поддерживать хороший внешний вид, следить за новинками и вообще: откуда бы советский человек узнавал последние новости моды?

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…

Злободневные сатирические карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Послевоенная антиамериканская сатира кажется удивительно современной, хотя мало кто бывал за границей. О жизни в США узнавали из передач по радио «Голос Америки». Но если в те времена над советской антиамериканской пропагандой больше смеялись, то спустя годы эти карикатуры воспринимаются совершенно иначе.


Дядя Сэм играет на аккордеООНе.
«По сути дела ООН являтеся теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».
(Из беседы тов. Сталина И. В. с корреспондентом «Правды»).

«В Американке. В этом ресторане обслуживают только одну персону».
На рисунке за пустыми столами изображены Здравоохранение, Школы, Искусство, Библиотеки. Официанты несут блюда, полные денег, только к одному столу, где сидит солдат с надписью на спине «Война».


«Настоящий американский юмор кончился в тот час, когда умер Марк Твен». (Из доклада на совещании сатириков и юмористов).
Марк Твен (Тому Сойеру и Геку Финну): - Уйдём отсюда, дети! Здесь теперь шутки плохи!..

«В тесном кругу»
Дядя Сэм решает политические дела малых стран.


– Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!
В послевоенные годы в СССР началась компания за мир. На советских плакатах изображали голубей как символ мира, устраивали мирные демонстрации.


Жертвы Голливуда.
Дети сидят за решёткой – вот к чему приводит просмотр американских фильмов, как считают карикатуристы!


Светская американская семья (судя по фильмам голливудских киносценаристов). Отец – подлец, мамка – хамка, племянница – пьяница, брат – дегенерат.



На многих карикатурах изображения американских солдат мало отличаются от изображений фашистов. Типичный образ – солдат с оружием в руках, убивающий мирных людей.

Руководитель страны с распростёртыми объятиями встречает человека, на чемодане которого написано «США». Сквозь огромные розовые очки этот человек кажется благожелательным, но на самом деле он крадётся с недобрыми намерениями, в его глазах – фашистская свастика.

Торговля суверенитетом. В обмен на деньги руководители стран охотно делят государства, отдавая их под контроль американцам.

До отмены рабства ещё далеко, на улицах нередки расистские выступления против чёрных.




Нью-Йоркская телефонная сеть.
Огромный паук с надписью «ФБР» оплёл паутиной весь город и контролирует разговоры всего населения. Кто тогда мог поверить, что ФБР на самом деле плетут свои сети, и прослушивают не только американских граждан, но даже политических лидеров других стран?


Антиамериканские плакаты 1960-х гг. смотрите

Западные карикатуры на Советский Союз

Этот пост я задумала, как продолжение поста о карикатурах советского времени. Мне стало интересно, какие карикатуры в западных странах рисовали на СССР?

Как и ожидалось, их было немало. Множество карикатур было сделано на Сталина - это была излюбленная тема! И притом карикатуры порой были очень злы.

Журнал «Vanity Fair» в 1936 году опубликовал карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза Скиапарелли(итальянский модельер, дизайнер, создательница стиля «прет-а-порте»)разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют.

А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:


«Сталин . Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап . Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин . Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап . А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин . Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап . Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин . Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап . Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин . Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап . А вы — естественное женское кокетство.
Сталин . Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап . На мое место придут сто других.
Сталин . Тогда я перережу свои!»

Карикатура на Сталина и коллективизацию сельского хозяйства

"Все следуют за играющим на дудочке"

Надписи на сидящих вокруг котла "рабство", " война", "голод".

Ок. 1939 года.
«Сталин целыми лопатами скармливает Преисподней людей и железо»..
До Второй мировой войны на Западе царила мода на антисталинские карикатуры. Итальянская газета Stampa Sera изображает советского вождя в образе дьявола.


Было огромное количество карикатур на Сталина и Гитлера

А вот так вот начиналась Вторая Мировая Война.Знаменитая карикатура из западной печати была подписана так: "Любопытно, сколько продлится этот медовый месяц?"

А вот карикатура на мюнхенский сговор 1938 года

Лето 1940. Политическая карикатура на попытки присоединения Прибалтийских Государств к СССР. Западная Европа, 1940 г. О-о-очень злая карикатура...

Карикатуры на Сталина и Черчилля


"Я думаю дела пойдут лучше, когда вы на нашей стороне" — это говорит Черчилль из-за спины Сталина. Черчилль на этой карикатуре на себя, кстати, не слишком похож. Карикатура датирована концом июня 1941-го. Немцы прибывают в уверенности, что скоро придет конец и Британии, и Советскому Союзу.

"Ты должна верить ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить". Карикатура на обложке журнала Lustige Blätter — реакция на заключение военного союза между СССР и Британией.

А это уже зима 1942 года. "Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Под Москвой немцы впервые за всю войну потерпели сокрушительное поражение. Но не признаваться же в этом, в самом то деле. Немцы в тылу должны быть уверены в том, что на фронте все хорошо.

1942 год. «Ждем!!!» А так Советский Союз в первые годы войны представляет американский художник Артур Шик из журнала Collier’s. Пока Сталин бьет Гитлера и Муссолини, Черчилль и Рузвельт выжидают.

Плакат авторства Paix et Liberté - французской антикоммуниститческой группы художников, приурочившей его распространение к участию СССР в Стокгольмском воззвании (документ, принятый на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 года по инициативе Фредерика Жолио-Кюри) . Этим плакатом они указывали на, по их мнению, пустую риторику Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью дробящего холодного оружия.

Удивительный образец антикоммунистической пропаганды - комикс 1947 года про Америку, в которой к власти пришли коммунисты. Дети-стукачи, религия вне закона, неограниченная власть правительства, продовольствие по карточкам и концлагеря на Аляске - таким представляли коммунистическое будущее авторы комикса.


Карикатура на Хрущева. Карибский кризис...

Следующим любимым объектом карикатур стал Брежнев.

Карикатура из арабского журнала 1981-82 гг. С большими мускулами г-н Р.Рейган, а рядом - тов. Брежнев

Брежнев в ЧССР

Брежнев и Сахаров.



1980 год. Войска СССР уже второй год в Афганистане.

Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль попивают мартини на безымянной могиле.

Карикатуры израильских изданий. "Третий", надпись на тазу: "Ближний Восток".Кариэль Гардош ("Дош"), иллюстрации к книге "Извините, что мы победили" 1967-го года.


"Не отчаивайся! Попробуй еще раз!". Надпись на дереве: "Израиль".


Еще карикатура на наши отношения с Ближним Востоком. "Сегодня... и завтра!". 1/5/70 - зависимость Абдель Насера от СССР растет.


На карикатуре слева от удара американской ракетки отлетает руководитель Тайваня, справа - от удара китайской ракетки отлетает Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (СССР).

Подпись под карикатурой - кульминация пинг-понговой дипломатии.


Хороший, плохой, злой... и ваще - ось зла!!!

Рейган и Брежнев


"Как ответить Москве?"

"Наши страны создали противоракетную ракету и противоракетную противоракету...эээ, если честно, то я запутался!" На карикатуре Косыгин и Эйзенхауэр


Наступили времена других политиков - появились новые карикатуры.

Эта карикатура - из американской газеты "Нью-Йорк Таймс"


М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!