Джугашвили, виссарион иванович. Почему советские трудящиеся обожали «вождя народов»

Страна: Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти: Отец:

Иван Зазович (Вано; Иуане) Джугашвили

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга: Дети: Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Виссарио́н (Бесо́ ) Ива́нович Джугашви́ли (груз. ბესარიონ ჯუღაშვილი , осет. Дзукъаты Бесæ Иоанны фырт ; ок. , Диди-Лило , Тифлисская губерния , Российская империя - , Тифлис , Российская империя) - отец И. В. Сталина .

Дед советских военных деятелей - артиллериста Я. И. Джугашвили и авиатора В. И. Сталина , советского филолога С. И. Аллилуевой ; прадед российского кардиолога И. Г. Аллилуева , театрального режиссёра А. В. Бурдонского , российского филолога Г. Я. Джугашвили и советского военного учёного Е. Я. Джугашвили .

Биография

Бесо Джугашвили родился в селе Диди-Лило Тифлисской губернии в семье крепостных крестьян князя Мачабели . Отец Бесо - Вано Зазович Джугашвили занимался выращиванием и продажей винограда .

Старший брат Бесо - Георгий, владел харчевней на дороге в селении Манглиси , которое являлось популярным местом отдыха грузинской аристократии.

Как утверждает российский историк Э. С. Радзинский , дед Бесо - Заза Джугашвили - неоднократно участвовал в крестьянских бунтах, арестовывался, заключался в тюрьму, совершал побеги. Вскоре он поселился в деревне Диди-Лило, там женился . Заза был пастухом.

Виссарион Джугашвили по профессии был сапожником .

По воспоминаниям, Бесо умел читать по-грузински и по памяти цитировал фрагменты из поэмы «Витязь в тигровой шкуре », знал грузинский , русский , армянский и азербайджанский язык . По всей видимости, знания были получены самостоятельно, так как в школе Бесо не обучался. После смерти отца и убийства брата Георгия Бесо с сестрой Пелагеей ушёл в Тифлис и стал работать на заводе армянского фабриканта Адельханова , где достаточно быстро выдвинулся и получил звание мастера.

Из воспоминаний соседа и друга детства Сталина в Гори Нико Тлашадзе :

«Когда приходил отец Сосо Бесо, мы избегали играть в комнате. Бесо был очень своеобразным человеком. Он был среднего роста, смуглый, с большими чёрными усами и длинными бровями, выражение лица у него было строгое. Он ходил всегда мрачный. Он носил короткий карачогельский архалук и длинную карачогельскую черкеску, опоясывался узким кожаным поясом. Надевал сапоги, заправлял шаровары в голенища, шапку носил с козырьком»

По многочисленным воспоминаниям, после рождения Сосо Бесо стал злоупотреблять алкоголем, часто избивал жену и ребёнка (по другим данным Бесо страдал алкоголизмом ещё до женитьбы). Примерно в 1883 году он оставил семью и переехал в Тифлис. В 1889 году Бесо пытался забрать сына Сосо из второго подготовительного класса Горийского духовного училища , чтобы обучить собственному ремеслу, но друзья отговорили его это делать. В 1890 году Бесо, после несчастного случая с Сосо, забирает сына в Тифлис, где устраивает его работать на обувной фабрике Адельханова. Однако в Тифлис приехала за сыном Екатерина Георгиевна и забрала его в Гори, где он продолжил духовное образование.

Дальнейшая судьба Виссариона Джугашвили доподлинно неизвестна. По версии внучки Виссариона Светланы Аллилуевой , он погиб в пьяной драке от удара ножом в 1890 году . В ряде работ, посвящённых генеалогии Сталина, утверждается, что Виссарион умер в 1909 году . Так, в частности, сохранились «Сведения о поднадзорном из дела № 136 Вологодского жандармского управления», датированные 1909 годом :

«Иосиф Виссарионович Джугашвили. Грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова, 55 лет, и мать Екатерину, проживают: мать в Гори, отец ведет бродячую жизнь…»

Ряд исследователей указывают [каких? ] , что Виссарион Иванович умер 25 августа 1909 года в тифлисской больнице от туберкулёза, колита и хронической пневмонии. По тем же сведениям, похоронен в Телави , однако подлинность захоронения не установлена.

Напишите отзыв о статье "Джугашвили, Виссарион Иванович"

Примечания

  1. ныне Гардабанский район , Грузия
  2. Рыбас С. Ю. Сталин. - М .: Молодая Гвардия , ЖЗЛ , выпуск 1419, 2010 г.,стр. 9 ISBN 978-5-235-03324-5
  3. Рыбас С. Ю. Сталин. - М .: Молодая Гвардия , ЖЗЛ , выпуск 1419, 2010 г.,стр.9 ISBN 978-5-235-03324-5
  4. По словам представителей рода Арсошвили (осет .Æрсойтæ) (потомки Джугашвили по женской линии и старожилы с. Диди-Лило), Бесо бежал из села то ли от налогов, то ли от долгов.
  5. Согласно записям в метрической книге горийского Успенского собора, Иосиф Джугашвили появился на свет не 21, а 6 (18) декабря 1878 года и был крещён 17 (29) декабря того же года.
  6. Островский А. В.
  7. См., например: Каминский В., Верещагин В. Детство и юность Сталина. - Молодая гвардия. - 1939, № 12.
  8. (рус.) . hrono.ru. Проверено 24 сентября 2014.

Источники

  • Островский А. В. // Генеалогический вестник. - СПб. , 2001. - № 1 .
  • Аллилуева С. И. . - М ., 1990. - С. 121.
  • Рыбас С. Ю. Сталин. - М .: Молодая Гвардия , ЖЗЛ , выпуск 1419, 2010 г., ISBN 978-5-235-03324-5

Отрывок, характеризующий Джугашвили, Виссарион Иванович

– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»…
В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.
Для меня это был шок. Я не поняла, что же произошло и почему Гришка вдруг меня невзлюбил, хотя до этого мы были очень хорошими друзьями. Я гонялась за ним почти весь день, но, к сожалению, так и не смогла выпросить себе прощения… Его странное поведение продолжалось четыре дня, а потом наше приключение, вероятнее всего, забылось и опять всё было хорошо. Но меня это заставило задуматься, так как я поняла, что, сама того не желая, теми же самыми своими необычными «способностями» иногда могу нанести кому-то и вред.
После этого случая я стала намного серьёзнее относиться ко всему, что неожиданно во мне проявлялось и «экспериментировала» уже намного осторожнее. Все последующие дни я, естественно же, просто заболела манией «двигания». Я мысленно пробовала сдвинуть всё, что только попадалось мне на глаза... и в некоторых случаях, опять же, получала весьма плачевные результаты...
Так, например, я в ужасе наблюдала, как полки аккуратно сложенных, очень дорогих, папиных книг «организованно» повалились на пол и я трясущимися руками пыталась как можно быстрее собрать всё на место, так как книги были «священным» объектом в нашем доме и перед тем, как их брать – надо было их заслужить. Но, к моему счастью, папы в тот момент дома не оказалось и, как говорится, на этот раз «пронесло»…
Другой весьма смешной и в то же время грустный случай произошёл с папиным аквариумом. Отец, сколько я его помню, всегда очень любил рыбок и мечтал в один прекрасный день соорудить дома большой аквариум (что он позднее и осуществил). Но в тот момент, за не имением лучшего, у нас просто стоял маленький круглый аквариум, который вмещал всего несколько разноцветных рыбок. И так как даже такой маленький «живой уголок» доставлял папе душевную радость, то за ним с удовольствием присматривали в доме все, включая меня.
И вот, в один «злосчастный» день, когда я просто проходила мимо, вся занятая своими «двигающими» мыслями, я нечаянно посмотрела на рыбок и пожалела, что у них, бедненьких, так мало места чтобы вольно жить… Аквариум вдруг задрожал и, к моему великому ужасу, лопнул, разливая воду по комнате. Бедные рыбки не успели опомниться, как были, с большим аппетитом, съедены нашим любимым котом, которому вдруг, прямо с неба, привалило такое неожиданное удовольствие... Мне стало по-настоящему грустно, так как я ни в коем случае не хотела огорчать папу, а уж, тем более, прерывать чью-то, даже очень маленькую, жизнь.
В тот вечер я ждала папу в совершенно разбитом состоянии – было очень обидно и стыдно так глупо оплошать. И хотя я знала, что никто не будет меня за это наказывать, на душе почему-то было очень скверно и, как говорится, в ней очень громко «скребли кошки». Я всё больше и больше понимала, что некоторые из моих «талантов» в определённых обстоятельствах могут быть весьма и весьма небезопасны. Но, к сожалению, я не знала, как можно этим управлять и поэтому мне всё больше и больше становилось тревожно за непредсказуемость некоторых моих действий и за возможные их последствия с совершенно не желаемыми мною результатами...
Но я всё ещё была лишь любопытной девятилетней девочкой и не могла долго переживать из-за трагически погибших, правда полностью по моей вине, рыбок. Я по-прежнему усердно пробовала двигать все попадающееся мне предметы и несказанно радовалась любому необычному проявлению в моей «исследовательской» практике. Так, в одно прекрасное утро во время завтрака моя молочная чашка неожиданно повисла в воздухе прямо передо мной и продолжала себе висеть, а я ни малейшего понятия не имела, как её опустить... Бабушка в тот момент находилась на кухне и я лихорадочно пыталась что-то «сообразить», чтобы не пришлось опять краснеть и объясняться, ожидая услышать полное неодобрение с её стороны. Но несчастная чашка упорно не хотела возвращаться назад. Наоборот, она вдруг плавно двинулась и, как бы дразнясь, начала описывать над столом широкие круги… И что самое смешное – мне никак не удавалось её схватить.

Виссарион (Бесо ) Иванович Джугашвили (груз. , ок. 1850, Диди-Лило, Тифлисская губерния, Российская империя - 1909, Тифлис, Российская империя) - отец И. В. Сталина.

Дед советских военных деятелей - артиллериста Я. И. Джугашвили и авиатора В. И. Сталина, советского филолога С. И. Аллилуевой; прадед российского кардиолога И. Г. Аллилуева, театрального режиссёра А. В. Бурдонского, российского филолога Г. Я. Джугашвили и советского военного учёного Е. Я. Джугашвили.

Биография

Бесо Джугашвили родился в селе Диди-Лило Тифлисской губернии в семье крепостных крестьян князя Мачабели. Отец Бесо - Вано Зазович Джугашвили(1825-1898) занимался выращиванием и продажей винограда.

Старший брат Бесо - Георгий Иванович Джугашвили(1845-1915), владел харчевней на дороге в селении Манглиси, которое являлось популярным местом отдыха грузинской аристократии.

Как утверждает российский историк Э. С. Радзинский, дед Бесо - Заза Виссарионович Джугашвили(1798-1847) - неоднократно участвовал в крестьянских бунтах, арестовывался, заключался в тюрьму, совершал побеги. Вскоре он поселился в деревне Диди-Лило, там женился. Заза был пастухом.Был убит в возрасте 50 лет.

Виссарион Джугашвили по профессии был сапожником.

По воспоминаниям, Бесо умел читать по-грузински и по памяти цитировал фрагменты из поэмы «Витязь в тигровой шкуре», знал грузинский, русский, армянский и азербайджанский язык. По всей видимости, знания были получены самостоятельно, так как в школе Бесо не обучался. После смерти отца и убийства брата Георгия Бесо с сестрой Пелагеей ушёл в Тифлис и стал работать на заводе армянского фабриканта Адельханова, где достаточно быстро выдвинулся и получил звание мастера.

В конце 1860-х начале 1870-х годов армянский купец Иосиф Барамов (Барамянц) организует в Гори фабрику по пошиву и ремонту обуви и приглашает в неё лучших грузинских мастеров, среди которых был и Виссарион Иванович Джугашвили.

Был женат на Екатерине (Кеке) Геладзе, дочери крепостного крестьянина князей Амилахвари. Таинство венчания состоялось в Успенском соборе города Гори 17 мая 1874 года. Дети:

  • Михаил, родился 14 февраля 1875 года и прожил около недели;
  • Георгий появился на свет 24 декабря 1876 года, умер от кори в 1877,за год до рождения Иосифа Виссарионовича;
  • Иосиф, родился 6 (18) декабря 1878 года.

Из воспоминаний соседа и друга детства Сталина в Гори Нико Тлашадзе:

«Когда приходил отец Сосо Бесо, мы избегали играть в комнате. Бесо был очень своеобразным человеком. Он был среднего роста, смуглый, с большими чёрными усами и длинными бровями, выражение лица у него было строгое. Он ходил всегда мрачный. Он носил короткий карачогельский архалук и длинную карачогельскую черкеску, опоясывался узким кожаным поясом. Надевал сапоги, заправлял шаровары в голенища, шапку носил с козырьком»

По многочисленным воспоминаниям, после рождения Сосо Бесо стал злоупотреблять алкоголем, часто избивал жену и ребёнка (по другим данным Бесо страдал алкоголизмом ещё до женитьбы). Примерно в 1883 году он оставил семью и переехал в Тифлис. В 1889 году Бесо пытался забрать сына Сосо из второго подготовительного класса Горийского духовного училища, чтобы обучить собственному ремеслу, но друзья отговорили его это делать. В 1890 году Бесо, после несчастного случая с Сосо, забирает сына в Тифлис, где устраивает его работать на обувной фабрике Адельханова. Однако в Тифлис приехала за сыном Екатерина Георгиевна и забрала его в Гори, где он продолжил духовное образование.

Дальнейшая судьба Виссариона Джугашвили доподлинно неизвестна. По версии внучки Виссариона Светланы Аллилуевой, он погиб в пьяной драке от удара ножом в 1890 году. В ряде работ, посвящённых генеалогии Сталина, утверждается, что Виссарион умер в 1909 году. Так, в частности, сохранились «Сведения о поднадзорном из дела № 136 Вологодского жандармского управления», датированные 1909 годом:

«Иосиф Виссарионович Джугашвили. Грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова, 55 лет, и мать Екатерину, проживают: мать в Гори, отец ведет бродячую жизнь…»

Ряд исследователей указывают[каких?], что Виссарион Иванович умер 25 августа 1909 года в тифлисской больнице от туберкулёза, колита и хронической пневмонии. По тем же сведениям, похоронен в Телави, однако подлинность захоронения не установлена.


С именем И.В. Сталина связано много легенд. Легендами окружено и его появление на свет.
В повести А. Адамовича «Каратели» (глава «Дублер») описывается, как в воспаленном мозгу вождя неожиданно выстраиваются факты: приезд Александра III в Тифлис, его пребывание во дворце наместника на Кавказе, молоденькая служанка, которую «внезапно сплавили в глухое Гори», торопливая ее выдача «замуж за незаметного осетина-сапожника», появление у молодоженов первенца, нареченного Иосифом; и невольно мелькает догадка: а не был ли он, сын сапожника, «нищим принцем»?
Версия эффектная, но она рассыпается во прах при первом же соприкосновении с фактами. Достаточно сказать, что Иосиф появился на свет через четыре с половиной года после свадьбы его родителей, и был у них третьим сыном.
Однако, оказывается, Александр III не единственный «претендент» на отцовство вождя народов. В очереди «претендентов» мы видим известного исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского, горийского виноторговца Якова Егнатошвили, «влиятельного чиновника при царе», некоего «зажиточного князя» и даже «купца-еврея» .
Никаких доказательств на этот счет не приводится. И вряд ли они могут быть приведены. Поэтому мы должны исходить из имеющихся документов. А они свидетельствуют, что отцом И.В. Сталина был крестьянин Виссарион (Бесо) Иванович Джугашвили, родившийся в 1850 г. в селении Диди Лило.
Фамилия «Джугашвили» буквально означает «сын Джуги», но в Грузии нет имени Джуга, а в грузинском языке отсутствует слово с подобным корнем. Это значит: или данная фамилия не грузинского происхождения, или же первоначально она писалась иначе.
Впервые вопрос о ее происхождении был поднят в 1939 г. академиком И.Джавахишвили в его статье, которая так и называется: «Откуда пошла фамилия вождя народов». По его мнению, когда-то предки И.В. Джугашвили именовались «Берошвили». Затем они поселились в кахетинском селении Джугаани и уже по его названию получили фамилию Джугашвили.
К сожалению, названная статья И. Джавахишвили до сих пор не опубликована. Хранится она в архиве бывшего Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма (ГФ ИМЛ), оставаясь почти недоступной исследователям. Во всяком случае, в 1995 г. мне такая возможность предоставлена не была. В такой ситуации представляется затруднительным судить как об обоснованности, так и о необоснованности приведенной выше версии.
В связи с этим заслуживает внимания хранящаяся в архиве бывшего ГФ ИМЛ рукопись статьи неизвестного автора под названием «Детские и школьные годы Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина)» . Написанная при жизни вождя, она содержит совершенно иное объяснение происхождения его фамилии: «По рассказу Ольги Касрадзе (близко знавшей Джугашвили) и крестьян из селения Лило, – читаем мы здесь,– фамилия «Джугашвили», как они слышали от самого Виссариона, произошла следующим образом: их прадед жил в горах Мтиулетии (современная Южная Осетия – А.О.) и служил пастухом. Он очень любил животных, ревностно оберегал стадо от всяких невзгод и печали, и поэтому ему дали прозвище «Джогисшвили» (что означает «сын стада»)». Это прозвище позднее трансформировалось в фамилию «Джугашвили» .
Убедительность этой версии придает то, что она нашла свое отражение в воспоминаниях матери И.В. Сталина – Екатерины Джугашвили, на основании которых, по всей видимости, И.Джавахишвили и утверждал, что первоначально «Джугашвили» именовались «Берошвили» .
Если первый Джогисшвили приходился Бесо прадедом, он мог жить в XVIII веке, когда в горах Мтиулетии еще шла борьба между грузинской народностью мохеве и вторгшимися на их территорию с севера осетинами. Как известно, к концу XVIII – началу XIX вв. эта борьба завершилась победой осетин, которые не только подчинили себе, но и заселили территорию мохеве, позднее составившую северную часть Горийского уезда, а сейчас называющуюся Южной Осетией. К какой из двух этнических групп, между которыми шла борьба, принадлежал прадед Бесо Джугашвили, мы не знаем.
Первого Джугашвили, чье имя нам известно, звали Заза.
«Есть сведения, – вспоминал Г.И. Елисабедашвили, – что дед Висариона жил в Анануре (Душетский уезд) и его звали Заза. Устроив восстание и спасаясь от князя Эристави, он сбежал в Горийский уезд. Здесь то же самое повторилось, и он скрывался в горах, где есть церковь Герис-тави (т. е. вершина Гери – А.О.). Когда там его проследили, он оттуда перешел в Диди Лило и жил там до смерти» .
«Прадед Сталина по линии отца Заза Джугашвили, – писал А.М. Цихитатришвили, – участвовал в крестьянском восстаниии в Анануре (Душетский уезд Тифлисской губернии), был арестован, бежал в Горийский уезд и здесь стал крепостным князей Эристави. Снова принял участие в крестьянском волнении и снова бежал. Был пастухом в Герис-тави, а затем поселился в Диди Лило, селении близ Тифлиса» .
Возникает вопрос: не он ли фигурировал в показаниях священника Иосифа Пурцеладзе из селения Мерети. Эти показания были даны им 8 декабря 1805 г. майору Рейху и касались участников одного из первых антирусских восстаний в Грузии, возглавлявшегося князем Элизбаром Эристави. «Я знаю и видел, – сообщил И. Пурцеладзе, – что к сыну кулар агаси Элизбару хаживали осетины, жившие по ту и сю сторону; не проходило и ночи, чтобы одни из них не приходили, другие не уходили, Элизбаром посылаемые люди были Заза Джука-швили и Таури-хата, но Заза чаще хаживал днем и приводил осетин по ночам» .
В связи с этим обращает на себя внимание статья Е. Стуруа «Сталин в период учебы в Гори», опубликованная в 1939 г. на страницах ленинградской газеты «Смена». В ней говорилось: «Его (т. е. Сталина – А.О.) предки в начале прошлого столетия проживали в Арагвинском ущелье. В 1802–1804 гг. они принимали участие в крестьянских выступлениях против царских колонизаторов и дворянства. После подавления восстания они переселились в селение Диди Лило» .
Где именно жил Заза Джугашвили, мы не знаем. Можно лишь утверждать, что одним из таких мест могло быть селение Гери, находившееся в северной части Горийского уезда неподалеку от названного выше селения Мерети и будущей столицы Южной Осетии Цхинвали. По всей видимости, именно здесь находилась и та церковь Герис-тави, которую упоминал Г.И. Елисабедашвили.
Селение Гери расположено на берегу Большой Лиахвы и удалено от Гори на расстояние около 30 км. В 1869 г. это был горный аул, в котором насчитывалось 52 «дыма» и 341 человек. Причем все они были осетинами.
О том, что предки И.В.Сталина когда-то действительно жили в Гери свидетельствуют воспоминания жены его троюродного брата Нины Ивановны Джугашвили (урожденной Циклаури). «Мой свекор, Георгий Джугашвили, – вспоминала она, – рассказывал, что их предки – выходцы из Гери – переселились в Диди Лило. Он с удивлением добавлял, что ему непонятно это переселение. Так как из окрестностей Диди Лило семь деревень сбежало из-за сильных ветров» .
И далее: «Точно не могу сказать, кто переселился из Гери – Иван (отец Виссариона) или Николай (отец моего свекра Георгия) или же их отец, но Георгий и Виссарион рождены в селении Диди Лило и жили на восточной окраине села (около теперешнего сельсовета) (писано в 1949 – А.О.). Тут они жили в одной землянке (теперь на этом месте построен дом, дом сыновей Георгия – Сандро и Никола)» .
Об этом же писал и А.М. Цихитатришвили: «Предки Джугашвили рождены не в Гори. Они жили в селении Гери (Горийский уезд, Лиахвинское ущелье). Как все крестьяне этого ущелья они были крепостными князей Мачабели… О том, что живущие в Лило Джугашвили являются выходцами из Гери, я слышал как от своего отца, так и от самой тети Кеке (матери И.В. Сталина – А.О.). Кроме того, из моей памяти не изгладилось, что Бесо и Кеке часто вспоминали Гери и ходили туда молиться как в молельню своих предков» .
В воспоминаниях А.М.Цихитатришвили содержится и описание обстоятельств при которых произошло переселение Джугашвили из Гери в Диди Лило. «У Джугашвили, – отмечал он, – был старый дедушка, не то Зура, не то Заза (если только я не ошибаюсь), который находился в сношениях с князем Мачабели. После его смерти его дети и внуки с частью деревни собрали свои пожитки и попросили нового владетеля Мачабели, бежавшего из персидского плена и известного своей добротой, поселить их где-нибудь по направлению к Кахетии. Этот Мачабели как бежавший из плена был награжден тогдашним правительством большими поместьями и дианбегством в Йоркском ущелье до Тифлиса. Он уважил просьбу горцев и поселил их в Лило» .
Удалось установить, что в данном случае речь идет о правнуке князя Баадура Мачабели – Хусейне (Михаиле Васильевиче), бежавшем из Турции, принявшем христианство и перешедшим на рускую службу. Получив чин подполковника, он в 1812 г. был назначен правителем селений Лило, Марткопи и Нори. А поскольку, как установил, грузинский историк А.Г. Матиашвили, впервые фамилия Джугашвили упоминается в документах селения Диди Лило в 1819 г. , можно утверждать, что сюда Джугашвили переселились не ранее 1812 и не позднее 1819 г.
Селение Лило располагалось северо-восточнее Тифлиса на расстоянии примерно 15 км от него. В ведомости 1802 г. о разделении Грузии на уезды оно значится как казенное, а о его жителях сказано: «окрещенные из осетин» . Со временем это селение расстроилось, и часть его жителей перебралась на новое место, образовав два новых селения Диди Лило, что означает Большое Лило, и Патара Лило, т. е. Малое Лило. По всей видимости, именно здесь М.В. Мачабели и получил земельное пожалование.
По свидетельству А.Г. Матиашвили, первого Джугашвили, упоминаемого в документах, звали Иосиф. В 1819 г. у него родился сын, получивший известность под именем Вано или Иван, но имевший несколько имен, в том числе и имя Милий. Как утверждала Н.И. Джугашвили, у Вано был брат Николо (умер в 1927, был женат на Марте Пухашвили) .
Николо имел сына Георгия и двух внуков: Сандро (1884–1923) и Николо (1888–1945). Николо был женат на Машо Каркусадзе и умер бездетным, его могила сохранилась в селении Диди Лило. Сандро от брака с Ниной Ивановной, урожденной Циклаури, из селения Швиндадзе (р. ок. 1902), имел только одну дочь Елену (1918–1961), ставшую женой Георгия Арсошвили (не вернулся с Великой Отечественной войны). После него остались дочь Венера (1937–1961), умершая незамужней, и сын Нукзар (р. 1940). Таким образом, эта ветвь Джугашвили пресеклась. Сейчас в Диди Лило живут потомки Джугашвили лишь по женской линии – Арсошвили: Нукзар Георгиевич, его жена Маквелина Вахтанговна Квелашвили (р. 1941) и их дети: Георгий (1964) и Манана (1965), сын Коба (1973) в 1996 г. служил на границе.
Что касается Вано, то у него было, по крайней мере, трое детей: дочь Пелагея и два сына – Бесо (1850–1909) и Георгий.
Вано Джугашвили был предприимчивым человеком. «Среди поселившихся в Лило Джугашвили, – вспоминал А.М. Цихитатришвили, – выдвинулся Вано, у которого родились два сына: Бесо и Георгий. Вано развел виноградник и установил связь с городом, куда возил и своего сына. После его смерти Георгий был убит разбойниками в Кахетии, а Бесо ушел в город (Тифлис) и здесь стал работать на заводе Адельханова, где выдвинулся и получил звание мастера» .
Поскольку виноградником в Грузии никого не удивишь, приведенные слова, по всей видимости, следует толковать таким образом, что Вано Джугашвили не только обеспечивал виноградом себя, но и занимался его продажей в городе. С этим вполне согласуется свидетельство Нукзара Георгиевича Арсошвили, по словам которого, старший сын Вано Георгий уже не занимался сельским хозяйством, а владел харчевней на проезжей дороге в селении Манглис (одно из мест отдыха грузинской аристократии) .
Если бы события развивались своим естественным путем, вероятнее всего, сыновья Вано Джугашвили пополнили бы ряды формировавшейся грузинской буржуазии. Однако в 60-е годы в семье Джугашвили что-то произошло. Сравнительно молодым (ему еще не было 50 лет) умер Вано. Вскоре погиб Георгий. По словам Нукзвара Арсошвили, он был убит грабителями, напавшими на его харчевню, после чего Бесо и его сестра вынуждены были покинуть Диди Лило. В семье Арсошвили (со слов их предков) это объясняется тем, что они бежали то ли от налогов, то ли от долгов. Первоначально они нашли приют в Телави. Затем Бесо перебрался в Тифлис, а оттуда в Гори.
Согласно мемуарным источникам, на рубеже 60–70?х гг. горийский купец Иосиф Барамов (Барамянц) заключил соглашение с военным ведомством на поставку и ремонт обуви для горийского горнизона и с этой целью открыл в Гори обувную мастерскую, в которую пригласил около 25 сапожников. Среди них был и Бесо Джугашвили.
«Виссарион в Гори приехал из Тбилиси, – вспоминала мать А.М. Цихитатришвили Мария Кирилловна Абрамидзе-Цихитатришвили, – торговец обувью В.Барамов выписал его из города (Тбилиси) как лучшего мастера» . «Он, – вспоминала о Бесо Джугашвили Ефимия Зозишвили (р. ок. 1850), – снимал комнатку в русском квартале в доме Кулумбегиани недалеко от нас» .
Бесо появился в Гори, когда ему было около 20 лет. Имеются сведения, что он умел читать по-грузински и на память цитировал целые фрагменты из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». По данным переписи 1897 г. в Тифлисской губернии только 16% всего населения знало грамоту, этот показатель поднимался в городе до 46% и опускался до 8% в сельской местности. Если же учесть возраст Бесо, можно смело утверждать, что среди его ровесников грамоту знало не более 5% и что Бесо происходил не из простой крестьянской семьи. Имеются также мемуарные свидетельства, что на бытовом уровне он мог общаться на четырех языках: армянском, грузинском, русском и тюркском. А поскольку он не имел образования, все эти знания были получены им самостоятельно. Это безусловно характеризует его как очень способного человека.
До сих пор известна только одна фотография Бесо, которая демонстрируется в мемориальном музее И.В. Сталина в Гори. С этой фотографии на нас смотрит уже пожилой человек в кепке с лицом, заросшим бородой. К сожалению, оригинал ее неизвестен. Не удалось обнаружить и сведений о ее происхождении и времени, к которому она относится. Остается неясным, на основании чего она была атрибутирована как фотография Бесо Джугашвили.
Круг материалов, которые содержат описание и характеристику Бесо, весьма ограничен. Одно из таких описаний принадлежит Нико Тлашадзе, бывшему сверстнику Сосо Джугашвили, жившему по соседству с ним.
«Когда приходил отец Сосо Бесо – вспоминал он, – мы избегали играть в комнате. Бесо был очень своеобразным человеком. Он был среднего роста, смуглый, с большими черными усами и длинными бровями, выражение лица у него было строгое. Он ходил всегда мрачный. Он носил короткий карачогельский архалук и длинную карачогельскую черкеску, опоясывался узким кожаным поясом. Надевал сапоги, заправлял шаровары в голенища, шапку носил с козырьком» .
Хаханишвили Котэ: «Я хорошо помню родителей Сосо. Сапожник Бесо, высокий, худой, наряженный в черную черкеску» .
Еще более ограниченными сведениями мы располагаем о матери И.В. Сталина. Как явствует из ее собственных воспоминаний, она была дочерью крепостного князей Амилахвари. В одних случаях ее отец называется Геладзе, в других Гелашвили, а его имя обозначается как Глах, Габриэль и Георгий. Поэтому и его дочь именуется то как Георгиевна, то как Габриэловна (Гавриловна). Наиболее распространено написание Глах Геладзе.
Глах Геладзе жил в селении Свенети неподалеку от города Гори и, по некоторым данным, являлся то ли гончаром, то ли кирпичником. Его женой стала Мелания Хомезурашвили, тоже бывшая крепостной князей Амилахвари и проживавшая в селении Плави Горийского уезда. По воспоминаниям Е. Джугашвили, ее родители, поженившись, покинули родные места и, по всей видимости, в поисках заработка поселились в селении Гамбареули, находившемся в предместье города Гори.
Это селение принадлежало армянской фамилии Гамбаровых (Гамбарянц). В начале XIX века владельцем Гамбареули, по всей видимости, был Захарий Гамбаров, после смерти которого осталось по крайней мере три сына Кикола, Георгий и Захарий. Георгий скончался в 1849 г., Кикола не позднее 1852 г. Поэтому в 50-е годы, когда Глах Геладзе поселился в Гамбуреули, владельцем этого селения мог быть Захарий Захарьевич Гамбаров, после смерти которого осталось по крайней мере два сына – Александр и Сулхан.
Гамбареули славилось своими садами. Одним из садовников стал Глах Геладзе. От брака с Меланией Хомезурашвили он имел двух сыновей (Глаха и Сандала) и дочь Кеке – Екатерину. Один из сыновей Глаха стал гончаром, другой кирпичником. Известно, что у Глаха (Георгия Георгиевича) была жена, которую звали Софьей, жену Сандала (Сандро) звали Кеке. Глах не оставил потомства, и на нем эта ветвь Геладзе пресеклась.
В некрологе, опубликованном 8 июня 1937 г. на страницах газеты «Заря Востока» говорилось: «Екатерина Георгиевна Джугашвили (урожденная Геладзе) родилась в 1856 г. в селении Гамбареули близ города Гори в семье крепостного крестьянина. До 9 лет Екатерина Георгиевна росла в деревне и вместе со своей семьей испытывала нужду и гнет помещика. В 1864 г. после отмены крепостного права семья Геладзе переселилась из деревни в город Гори. Отец Екатерины Георгиевны умер рано, и семья осталась на попечении матери. Благодаря заботам матери и братьев, Екатерина Георгиевна обучилась грамоте» .
Мелания рано овдовела и вынуждена была искать поддержки у своего брата, Петра Хомезурашвили, который к этому времени тоже жил в Гори.
Вскоре после переселения в Гори умерла и Мелания, в результате чего все ее дети оказались на попечении брата. «Я, – вспоминала троюродная сестра И.В. Сталина по матери Нина Михайловна Баланчивадзе (урожденная Мамулова, Мамулашвили), – слышала от матери, что Екатерина Джугашвили, оставшись в детстве круглой сиротой, воспитывалась в семье моего деда, Петра Хомезурашвили» .
С детства ее не только приучили к труду. Она получила также домашнее образование, научилась читать и писать по-грузински. Если в середине XIX века редкостью был грамотный крестьянин, еще большей редкостью была грамотная крестьянка. Это свидетельствует о том, что семья бывшего крепостного Петра Хомезурашвили была непростой семьей.
В 1872 г. Кеке исполнилось 16 лет, и ей стали искать жениха. За дело взялись свахи, которые сосватали ее за Бесо Джугашвили.
Как явствует из метрической книги горийского Успенского собора, они поженились 17 мая 1874 г. Обряд вечания был совершен протоиереем Хахановым, запись о бракосочетании сделал священник Николай Яковлевич Касрадзе. Свидетелями со стороны жениха были жители Гори крестьяне Алексей Николаевич Зозаев (Зозишвили), Николай Ясеевич Копинов и Иван Иосифович Шарамов (по всей видимости, описка, и нужно читать: Барамов), а со стороны невесты – горийские горожане Иван Степанович Мамасахлисов, Иван Глахович Мечитов и Степан Георгиевич Галустов.
Первый ребенок у Бесо и Кеке появился на свет 14 февраля 1875 г. Его окрестили Михаилом (так звали того Мачабели, при котором произошло переселение Джугашвили из Гери в Диди Лило). В качестве его восприемника, т.е. крестного отца был приглашен крестьянин с княжеской фамилией Шалва Бежанович Мачабели-швили (Бежаном звали брата Михаила Васильевича Мачабели). Первенец прожил лишь одну неделю и 21 февраля умер.
Второй ребенок родился 24 декабря 1876 г., его назвали Георгием. Так звали родного и двоюродного братьев Бесо, так звали брата Михаила Мачабели. Восприемником при крещении Георгия стал местный виноторговец Яков Егнатошвили. Георгий тоже прожил недолго и 19 июня 1877 г. умер от кори.
Долгое время считалось, что третий сын Бесо и Кеке Иосиф (Сосо) родился 9/21 декабря 1879 г. . Однако, как свидетельствует запись в метрической книге горийского Успенского собора, Иосиф Джугашвили появился на свет 6/18 декабря 1878 г. и был крещен 17/29 декабря того же года.
Первым на это обратил внимание историк Л. Спирин. «Обратимся к документам, – писал он, – на 33-м листе первой части метрической книги рожденных в 1878 г. (Горийская соборная церковь, Тифлисская губерния) сказано: «6 декабря у жителя Гори крестьянина Виссариона Ивановича Джугашвили и его законной супруги Екатерины Габриеловны (оба православного исповедания) родился сын Иосиф. Крестили новорожденного протоиерей Хаханов с причетником Квиникидзе… Таинство произошло 17 декабря» .
По свидетельству М.К. Абрамидзе-Цихитатришвили, роды принимала ее сноха Мариам. По документам, его восприемником стал Михаил Шиоевич Цихитатришвили. Однако Екатерина Джугашвили почему-то называла крестным отцом своего третьего сына Якова Егнатошвили.

Виссарион (Бесо) Джугашвили

Отец И.В.Сталина - Виссарион Иванович Джугашвили.

Джугашвили Виссарион (Бесо) Иванович (ок. 1850-1890). 1) Отец Сталина . Крестьянин из с. Диди-Лило; по профессии - кустарь-сапожник. Был женат на Екатерине Геладзе. По словам супругов Арсошвили, родственников Джугашвили и старожилов с. Диди Лило, Бесо было не под силу платить налог (3 рубля), и он был вынужден уехать на заработки в Гори. 2) Там он поселился у Кулумбегашвили, осетина из Джерского ущелья, работал сапожником, женился. Известно, что двое его детей умерли в младенческом возрасте (Михаил и Константин). По семейным обстоятельствам однажды вновь возвратился с женой в отцовский дом. Когда Кеке собралась родить третьего ребенка, она вернулась в Гори - таков обычай: женщина должна рожать и первое время после родов находиться с ребенком у своих родных. Бесо также вынужден был уехать в Гори, чтобы помогать жене и сыну. Обстоятельства сложились так, что он не вернулся в Диди Лило. Некоторое время работал на обувной фабрике Адельханова в Тифлисе. Погиб в пьяной драке от удара ножом 3) (Аллилуева С. Двадцать писем другу . М., 1990. С. 121). .

Примечание

1) В работе В. Каминского и И. Верещагина «Детство и юность Сталина» (Молодая Гвардия. 1939. № 12) сказано, что Виссарион умер в 1906 г., но большинство исследователей и мемуаристов не согласны с этим.

2) В изложении Р. Гакера последовательность событий иная: после смерти. отца Бесо поселился в Тифлисе и нашел работу на кожевенном заводе Адельханова, где обучился сапожному делу. Через некоторое время он переехал в Гори, где устроился сапожником в кустарную мастерскую некоего Барамова.

3) «Через много лет после „смерти отца в пьяной драке", в 1909 г.. Coco в очередной раз был арестован полицией за революционную деятельность и отправлен в Вологду. Сохранились „Сведения о поднадзорном из дела № 136 Вологодского жандармского управления": „Иосиф Виссарионович Джугашвили. Грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова, 55 лет, и мать Екатерину, проживают: мать в Гори, отец ведет бродячую жизнь...". Только в 1912 г. в жандармских бумагах - иные показания Coco: „Отец умер, мать... живет в Гори".

Что это? Его страсть - запутывать жандармов или отец действительно был жив. Ясно одно: отец исчез, нет даже могилы» (Радзинский Э. Детство Сталина//Огонек. 1996. № 46. С. 43).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Дом, в котором родился И.В.Джугашвили.

Споры о родословной «вождя всех народов» не утихают до сих пор

Изменить размер текста: A A

Чуть стал складываться культ Сталина , его родословная тут же начала обрастать легендами... По всем канонам и преданиям Россией правили только наследники царей. Поэтому считалось, что никак не мог быть способным на это обычный простолюдин. Но на то, видно, и была русская революция, какой еще не знал мир, чтобы нарушить это вечное правило и выдвинуть в предводители такого человека, как Сталин.

Версий, которые выдвигают в отцы Сталина знатных людей, много, однако самая распространенная связана с именем великого русского путешественника и, между прочим, знаменитого царского разведчика в Китае генерала Николая Михайловича Пржевальского .

Исследовать эту версию нельзя, не представив биографию человека, от которого будущий «вождь всех народов» унаследовал фамилию и отчество. Это был Виссарион Иванович Джугашвили .

Родился он в Южной Осетии в селе Диди -Лило примерно в 1850 году. Род Джугашвили, скорее всего, осетинского происхождения. Впрочем, говорят, мать Сталина рассказывала, что настоящая фамилия предков мужа была Берошвили, а Джугашвили они стали благодаря прапрадеду вождя, который прославился как хороший пастух. «Джуга» переводится с осетинского как «стадо», а «швили» - сын. В данном случае: «сын стада» значит «вожак стада»... Нужно знать древние ценности местных народов, чтобы понять, что значил тогда в горах надежный пастух!..

Поскольку прозвища и фамилии просто так не даются, пришлось наводить «кавказские справки». Люди, которые помогали мне в этом, были удивлены не меньше меня, когда выяснилось, что фамилия Джугашвили могла происходить не только от корней «джуга» и «джоги» (стая, стадо, община), но и от корней «дзуга» и даже «дзуц», что по-осетински значит «еврей». В связи с этим не исключено, что Джугашвили были, как евреи, - способные и находчивые люди или... даже сами произошли от горских евреев.

Между тем есть еще одно толкование корня «джуга» - «железо», то есть Джугашвили - «сын железа» - «стальной человек», одним словом: Сталин.

Виссарион Джугашвили, избрав ремесло сапожника, женился в 1874 году на дочке крепостного крестьянина Екатерине Георгиевне Геладзе (1856 г.). В 1875 году 14 февраля у них появляется сын Михаил, который уже через неделю умирает. Сын Георгий, родившийся 24 декабря 1876 года, тоже оказывается не жилец (умер 19 июня 1877 г.). И только третьему сыну, Иосифу, увидевшему свет 6 (18) декабря 1878 года, суждена долгая жизнь.

Совместное проживание с семьей у Виссариона Ивановича не складывается. Маленького Иосифа воспитывает в основном мать, которая мечтает, чтобы ее единственный сын стал священником...

И кто тогда мог бы подумать, что из этого сына сапожника получится не то что священник, а тот, перед кем будут раболепно склонять головы и за кого будут молиться (после войны в 1945 году) все священнослужители мира.

Но что будет, то будет, а пока юный Иосиф вынужден 28 августа 1895 года писать в Тифлисскую духовную семинарию: «Отец мой уже три года не оказывает мне отцовского попечения в наказание того, что я не по его желанию продолжил образование...» Эти слова опровергают тех, кто и сегодня утверждает, что отца Сталина убили в пьяной драке ножом в 1890 году. Если и убили, то, скорее всего, было это 12 (25) августа 1909 года. Впрочем, смерть могла наступить и от болезней, тем более что он пил...

Похоронили его на казенные деньги на одном из кладбищ грузинской столицы. Правда, по другим воспоминаниям, произошло все в городке Телави . Сын, говорят, узнал об этом только в 1929 году от сапожника Я. Незадзе.

Если сохранилась еще его настоящая могила, можно было бы, сделав генетическую экспертизу останков, дать ответ на не дающий историкам и политикам покоя вопрос: одной ли крови Иосиф Виссарионович и Виссарион Иванович Джугашвили?

Однако, пока это невозможно, остается уповать на исследование, задача которого проверить: мог ли генерал Пржевальский весной 1878 года находиться в Грузии , чтобы стать отцом Сталина?

Правда, хранящееся в музее Гори фото Виссариона Ивановича, кажется, не должно оставлять сомнений в биологическом родстве отца и сына. Но кто может поручиться, что это не подделка, которые практиковались во все времена.

В 2009 году отмечаются две даты: 170-летие великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского и 130-летие И. В. Сталина. С некоторых пор эти две личности в связке вызывают интерес политиков и ученых, потому что во многих исторических сочинениях утверждается: Сталин был сыном Пржевальского!!!

ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ИЛИ ИОСИФ НИКОЛАЕВИЧ?

Перед тем как посвятить читателей в тайну этой «засекреченной истории происхождения Сталина», один из издателей многозначительно сообщает, что в ней «использованы материалы из закрытых источников, в том числе из личных архивов западных экспертов, занимающихся периодом правления Сталина».

Вот их краткое изложение.

«Большинство отечественных и зарубежных исследователей, придерживающихся этой версии, убеждены: все основные события произошли зимой или ранней весной 1878 года. Екатерине Геладзе (будущей матери Сталина. - Ред.) исполнилось 22 года, она уже 4 года состояла в браке с сапожником Виссарионом Джугашвили, но с превратившимся в пьяницу мужем так и не узнала счастья материнства...

Однажды в начале 1878 года, придя в дом своего родственника князя Маминошвили , молодая женщина познакомилась с гостившим у князя русским офицером - человеком средних лет, красивым и солидным, с холеными усами и множеством орденов на мундире из дорогого сукна.

Это мой добрый знакомый, - представляя Екатерине офицера, сказал князь. - Его зовут Николай Михайлович Пржевальский. Господин Пржевальский - известный ученый... и отважный путешественник. А это моя дальняя родственница - Екатерина Геладзе».

Могла ли состояться эта едва ли не фантастическая встреча в забытом богом городке Гори? Что делать там богатому смоленскому помещику Николаю Пржевальскому? - вопрошает автор и тут же находит поразительно убедительный ответ: «Нет никаких фантазий! Николай Михайлович Пржевальский, смоленский дворянин, генерал (между прочим, только с 1886 г. - Прим. авт.), исследователь Дальнего Востока и Центральной Азии , ученый, прекрасный военный разведчик, выполнявший множество поручений Генерального штаба и, главное, разведывавший новые пути для российской армии, человек, обласканный при дворе императора, действительно в тот период находился на Кавказе ! Он на самом деле был хорошо знаком с князем Маминошвили и долгое время гостил в его доме в Гори!»

Далее, ссылаясь на какие-то такие сверхзакрытые документы, что их и процитировать нельзя, автор утверждает, что визит известного военного, ученого и путешественника в Гори случился как раз между второй экспедицией в Джунгарию и к озеру Лобнор (1876 - 1877 гг.) и третьим походом в Тибет (1879 - 1880 гг.). В 1878 году Пржевальский отдыхал на Кавказе и гостил у князя Маминошвили в Гори. «Все сходится!» - восклицает автор.

«Как полагают многие исследователи, - продолжает он, - Пржевальский был очарован красотой и непосредственностью молодой грузинки. Она приятно поразила его умом и образованностью. Это была не просто грузинская красавица, а родственница князя, ее вполне можно назвать горской светской дамой, правда, находившейся в бедственном положении, о чем Николай Михайлович узнал от князя.

Поэтому нет ничего удивительного, - считает автор, - что, находясь в уже известном нам настроении, Екатерина Геладзе решилась обратить самое пристальное внимание на... красивого, солидного и наверняка здорового, имевшего высокие чины русского офицера...

Это была вст реча, предначертанная свыше и уготованная самой судьбой. Они стали настойчиво искать общества друг друга и часто с явным удовольствием проводили время вместе. После отъезда Николая Михайловича с Кавказа, а именно 6 декабря 1878 года (по ст. ст.), а не 21 декабря 1879 года (по н. ст.), как всегда было принято считать, Екатерина Георгиевна Геладзе родила сына, названного Иосифом...

Весьма характерно, - отмечает автор, - что юный Иосиф никогда материально не нуждался. Пржевальский постоянно пересылал из России в Грузию весьма значительные суммы денег на содержание и образование ребенка. Во избежание кривотолков и огласки деньги, отправленные Пржевальским, получал сам князь Маминошвили и тайно передавал их счастливой матери.

В глаза бросается удивительное портретное сходство Сталина и генерала Николая Михайловича Пржевальского.

Будучи незаконнорожденным сыном смоленского помещика и царского генерала, дальновидный «вождь всех трудящихся» предпочел в условиях победы пролетариата иметь «чисто пролетарское происхождение»... хотя бы на бумаге. Поэтому изменил дату своего рождения с 1878 на 1879, т. е. указал тот год, в котором Пржевальский находился в Китае и, значит, никак не мог стать его отцом...

В энциклопедии сталинского периода портрет генерала Пржевальского дан в цвете и самый большой - больше портретов Маркса , Энгельса и даже Ленина . В 1946 году была учреждена золотая медаль имени Пржевальского. О нем сняли цветной художественный фильм. Возникает вопрос: не являлось ли все это пусть запоздалой и завуалированной, но данью памяти сына отцу, настоящему отцу, которую наконец-то мог позволить себе сын, ставший великим коммунистическим диктатором?!»

К этим «историческим сочинениям» другой автор пытается добавить данные о главной тайне Пржевальского: «В 1878 - 1879 годах... Пржевальский жил в Гори, где, верный своей привычке, вел дневник. В годы правления Сталина из архива Пржевальского исчез весь этот период (не забудем и эту сказку. - Прим. авт.). Но в расходной книге за 1880 - 1881 годы по недосмотру цензора остались отметки об отсылке Пржевальским денег матери Сталина на содержание их общего сына Иосифа».

Можно приводить других авторов, как наших, так и западных, однако во всех исследованиях вместо строго документированных выводов преобладают душещипательные вымыслы. И мифы насчет высокого происхождения тоже не новость. Они появляются обычно тогда, когда начинается обожествление того или иного человека. Не могло быть иначе и с посмертной биографией Сталина...

РАЗВЕНЧАНИЕ КУМИРА

Да, как только та или иная личность начинает вызывать всеобщий интерес - сразу возникают загадки тайн ее рождения. Так, еще до чудесного появления на свет Младенца Иисуса подобным ему «непорочным зачатием» был явлен миру величайший из римских императоров Октавиан Август. По легенде он был зачат матерью от бога Аполлона. Мать Чингисхана, по татарским преданиям, тоже до самых родов была «непорочною девою».

Прошли тысячелетия, но мода на «чудесных родителей» великих людей не прошла. Напротив, она обрела более понятные формы. Так вот и Сталин, сын пьянчужки-сапожника Виссариона Джугашвили, по мере своего «обожествления» (уже даже иконы с него пишут!) вдруг оказался лицом аристократических кровей - незаконнорожденным наследником знаменитого генерала Пржевальского.

Без архивов здесь, как видно, не обойтись. Ни для кого, кто видел фото генерала, не секрет, что Сталин действительно похож на великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского! Впрочем, рассматривая фото, каждый может сделать и свое собственное заключение.

Я же приведу письменные факты, опровергающие даже малейшую возможность того, что указанное сходство было следствием интимной встречи матери Сталина Екатерины Геладзе и дворянина из Смоленска Николая Пржевальского.

ДОКУМЕНТЫ И СРОКИ

После того как достоверно установлено, что (вопреки официальным данным) Сталин родился не 21 декабря 1879 г. (по н. ст.), а 6 декабря 1878 г. по старому стилю, проследим по архивным материалам, где находился великий русский путешественник с февраля по май 1878 г. И особенно в марте этого года, потому что, как известно, после зачатия женщине для рождения ребенка требуется около девяти месяцев. Нет никаких свидетельств, что будущий вождь родился до или после положенного срока. Тем не менее сделаем возможные допуски как в одну, так и в другую сторону. Это означает, что крайние сроки зачатия могут исчисляться с середины февраля по середину мая 1878 года.

Итак, обратимся к документам этого периода. Находясь в Китае (в Кульдже), экспедиция Пржевальского 28 августа 1877 года направилась в Гучен и прибыла туда 4 ноября. Во время этого перехода большинство отряда оказалось во власти страшного заболевания, предопределившего все дальнейшие действия вплоть до мая 1878 года.

«По выходе из Кульджи, - записал Пржевальский, - я заболел вздорною, но нестерпимою болезнью: у меня сильный зуд. Мы мазали табаком и дегтем - не помогает: испытано последнее средство - синий купорос. Два казака, бывшие у меня проводниками из Кульджи, возвращаются в Зайсан ский пост (Россия. - Прим. авт.). Пишу, чтобы прислали оттуда лекарство от зуда... Промучившись почти три месяца, я решился вернуться из Гучена в Зайсан (570 верст), вылечиться здесь совсем и раннею весной (в половине февраля) идти с новыми силами в Тибет. Тяжело мне было решиться на возврат. Несколько раз я плакал при мысли о такой необходимости. Наконец 27 ноября (1877 г.) мы выступили из Гучена к Зайсану...»

В Зайсане, куда экспедиция прибыла 20 декабря 1877 г., врачи делали все что могли. Бани, примочки из свинцовой воды и разные мази хотя и облегчали страдания, но скорого выздоровления не обещали. «Облегчения пока еще мало, - написал Пржевальский, - это болезнь упорная. Надеюсь, что к половине февраля (1878 г.), а быть может, и скорее, пройдет. Так по крайней мере уверяют меня здешние врачи».

К весне здоровье отряда действительно заметно улучшилось, и с половины марта 1878 г. Пржевальский стал готовиться к экспедиции в Тибет. Однако 20 марта с телеграммой от брата Владимира прилетела страшная весть: «18 июня прошлого года мамаша скончалась...» Не было ничего страшнее для него этой вести. Мать была для него всё!

Весть эта была несколько сглажена возможностью скоро оказаться в Смоленске и поклониться хотя бы могиле матери. Пржевальский получил предписание из-за «политических недоразумений» с Пекином не ходить в Китай и возвратиться в Петербург : «Оставив верблюдов и все снаряжение экспедиции в посту Зайсанском, я отправлюсь в Петербург, с тем чтобы будущею зимою, в январе или феврале 1879 года, снова двинуться в путь».

А 31 марта 1878 г. (перед возвращением из Зайсана в Петербург) в дневнике Пржевальского появилась новая запись: «Сегодня исполнилось мне 39 лет, и день этот ознаменован для меня окончанием экспедиции... (А сейчас пишут - якобы из архивов исчезли все его записи этого периода. - Прим. авт.) Если только мое здоровье поправится, то весною будущего (1879 г. - Прим. авт.) года снова двинусь в путь. Хотя остановка экспедиции совершилась не по моей вине, и притом я сознаю, что это самое лучшее при настоящем состоянии моего здоровья, - все-таки мне крайне тяжело и грустно ворочаться назад. Целый день вчера я был сам не свой и много раз плакал... Прощай же, моя счастливая жизнь, но прощай ненадолго. Пройдет год, уладятся недоразумения с Китаем, поправится мое здоровье - и тогда я снова возьму страннический посох и снова направлюсь в азиатские пустыни...»

В двадцатых числах мая 1878 года Пржевальский вернулся в Петербург. Врачи говорили, что болезнь его главным образом от нервного расстройства, вызванного общим переутомлением, наилучшее лекарство - это купание и жизнь в деревне. «Чему я очень рад, - писал Пржевальский. - Из Питера проеду прямо в Отрадное, не останавливаясь в Смоленске».

Когда Пржевальский отдыхал в своем имении, Парижское географическое общество прислало ему золотую медаль за прошлую экспедицию, а из Германии известили о присуждении Большой золотой медали имени Гумбольдта . И все это время он думал только о путешествии в Тибет.

И вот 14 декабря 1878 г. последовало разрешение на командирование полковника Пржевальского в Тибет на два года. 20 января 1879 г. он выехал из Петербурга и 27 февраля был уже в Зайсане. На этот счет имеется следующая запись: «Особых приключений дорогой не было, только донимали нас сильные морозы . В Оренбурге , Омске и Семипалатинске останавливались по нескольку дней...»

Теперь каждый может сравнить то, что писал о себе сам Пржевальский, с тем, что пишут о нем в газетах и книжках сейчас: он был в походах, а не на приятных, во всех отношениях, встречах с матерью будущего вождя. Трудно представить, чтобы серьезный 39-летний царский полковник, находясь на ответственной службе, связанной с путешествиями не только в научных, но и в разведывательных целях, вдруг решился бы, как мальчишка, на пару недель со всем снаряжением и документами «рвануть отдохнуть на Кавказ». Давайте учтем и то, что тогда еще железнодорожное строительство только начинало охватывать окраины Российской империи. Так что отъехать поездом «на пару недель» незаметно было невозможно!

Впрочем, если следовать античным представлениям, Сталин тоже мог родиться «от духа святого» при одной мысли Пржевальского о необходимости, чтобы где-то в далекой Грузии в глухом городишке простая девушка явила миру сына, который станет «вождем народов». Красивая, конечно, сказка была бы, но любая сказка когда-нибудь кончается.

ЗРИ В КОРЕНЬ!

Почему советские трудящиеся обожали «вождя народов»

Сканирование мозга позволило разглядеть корни самых загадочных человеческих эмоций - бескорыстной любви и беззаветной преданности

Бескорыстную любовь, как мы знаем из учебников истории, советские трудящиеся (по крайней мере некоторая их часть) питали сначала к товарищу Ленину, потом еще и к товарищу Сталину. Чувства к последнему доходили до абсурда. «Кого ты любишь больше всего?» - спрашивала жена мужа. «Товарища Сталина!» - не задумываясь, отвечал тот. И самое удивительное, что был при этом искренен и одухотворен. Еще и слезу пускал.

Беззаветную преданность среди своих членов снискала и КПСС . В лучшие свои годы. И далеко не у всех она выражалась лишь на словах, сказанных с трибун.

Бескорыстная любовь, - говорит профессор Марио Борегар из Центра исследования нейрофизиологии и познавательных способностей Университета Монреаля , - одно из высших проявлений духовности. Но что лежит в основе этого феномена, до сих пор никто не понимал.

Вот профессор и решил разобраться. Для этого он просканировал мозг людей, достоверно озаренных самой бескорыстной любовью. Ученый набрал добровольцев среди действительно заботливых сотрудников, ухаживающих за пациентами с ограниченными умственными способностями.

Оказалось: в сильных эмоциях к чужим людям задействованы аж семь областей головного мозга. Это показал томограф. Для сравнения - в романтических чувствах участвуют лишь три. Из чего Марио сделал вывод, что имеет дело с совершенно отдельным переживанием.

Далее профессор установил, что дополнительные отделы мозга, вовлеченные в бескорыстную любовь, отвечают за выделение допамина - вещества, которое одаривает удовлетворением. То есть обеспечивает радость вознаграждения за такую любовь и даже эйфорию.

По мнению Марио, природа неспроста наделила мозг столь сильной и специфической реакцией. Более того, поставила чувства к «дальнему» чуть ли не выше, чем к ближнему. Если судить по вознаграждению, получаемому за счет естественного наркотика.

Поощрение бескорыстной любви натуральным способом приводит к установлению сильных и прочных эмоциональных связей, - говорит профессор. - А они способствуют выживанию рода человеческого.

Чему способствовала бескорыстная любовь к товарищу Сталину? Наверное, тоже выживанию. В то время именно с ним, как с неким идеалом, многие связывали свои надежды на продолжение рода - своего собственного (в смысле его светлого и счастливого будущего) да и всего прогрессивного человечества. Некоторые до сих пор связывают...

Владимир ЛАГОВСКИЙ

ВОПРОС ДНЯ

Сталин палач или спаситель?

Сегодня - 130 лет со дня рождения «вождя народов», чья фигура до сих пор вызывает самые острые политические споры

Сталин не палач, не спаситель. Это злодей, но великий злодей. Он обладал грандиозным умом, но это был макиавеллиевский ум.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

Люди рассуждают об истории очень субъективно. Для тех, у кого родственников репрессировали, Сталин, без сомнения, тиран. Для тех, кто раньше жил неплохо, а с распадом СССР потерял все, Сталин - спаситель. Лично я считаю его палачом. Он вместе с большевиками совершил государственное преступление, уничтожив цвет нации. Последствия этого мы ощущаем до сих пор. У нас нет корней.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

А насекомое - это чудо природы или существо с четырьмя конечностями?! Я сталинист и метафизик, я пою мистическую философию Сталина, а вы почему-то меня об этом спрашиваете! (Бросает трубку.)

Юлия ЛАТЫНИНА, политолог:

Это человек, при котором произошел геноцид российского народа, благодаря чему мы отстаем по численности населения, например от США . При котором была создана промышленность, направленная на завоевание мира и производившая либо танки, либо сталь для танков, либо электроэнергию для производства стали для танков. Мир мы не завоевали, но стали абсолютно неконкурентоспособными.

Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы от фракции КПРФ:

Он спаситель. Если бы его не было - мы сейчас не вспоминали бы о его репрессиях, у нас на Урале и в Сибири был бы немецкий Бухенвальд .

Александр ДУГИН, политолог:

И то и другое одновременно. Тот, кто ставит Сталину «минус», - глуп, кто «плюс» - тоже глуп.

Nikolai Klassen, читатель сайта KP.RU, Rostock :

Для меня, безусловно, тиран. Почитайте Шаламова . Только в нашей семье были «безвозвратно» репрессированы четыре человека. Причем простых крестьян. А сколько таких семей? Не меньше, чем потерявших родственников на войне. Но вторые по крайней мере - герои, а первые до сих пор враги народа. Известный принцип: бей своих, чтобы чужие боялись. Безусловно, страна при нем достигла очень многого, но какой ценой?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!