- (1898/1899 1979), русский поэт. В стихах о любви, природе, в гражданской лирике простота формы, открытость чувств, некоторая назидательность: сборники «Стихотворения» (1948), «Товарищам по жизни» (1972), «У горизонта» (опубл. в 1982). Поэмы:… … Энциклопедический словарь
- [р. 26.12.1898 (7.1.1899), дер. Щипачи, ныне Камышловского района Свердловской обл.], русский советский поэт. Член КПСС с 1919. Сын крестьянина. В 1934 окончил литературное отделение Института красной профессуры. Первые сборники стихов были… … Большая советская энциклопедия
ЩИПАЧЁВ Степан Петрович - (18991979), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1919. Поэтич. сб. «По курганам веков» (1923), «Одна шестая» (1931), «Под небом Родины моей» (1937), «Лирика» (1939, 1949, 1959), «Фронтовые стихи» (1942), «Стихотворения» (1948; Гос. пр. СССР,… … Литературный энциклопедический словарь
ЩИПАЧЁВ Степан Петрович - Степан Петрович (1898/991980), рус. поэт. Стихи о любви, природе, гражд. лирика: сб ки Стихотворения (1948), Товарищам по жизни (1972). Поэмы: Домик в Шушенском (1944, о В.И. Ленине), Павлик Морозов (1950), 12 месяцев вокруг Солнца (1969).… … Биографический словарь
- … Википедия
Степан Петрович Щипачёв (26 декабря 1898 (7 января 1899), деревня Щипачи, ныне Камышловский район Свердловской области 1 января 1980, Москва) известный советский поэт. Содержание 1 Биография 2 … Википедия
Степан Петрович Щипачёв (26 декабря 1898 (7 января 1899), деревня Щипачи, ныне Камышловский район Свердловской области 1 января 1980, Москва) известный советский поэт. Содержание 1 Биография 2 … Википедия
СТЕПАН ЩИПАЧЁВ
ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА
«Библиотечка избранной лирики»
Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966
Scan, OCR. Spellcheck А.Бахарев
От составителя. Лев Озеров
На парткоме
В троллейбусе
«Лил дождь...»
«Себя не видят синие просторы...»
«Урал! Он был как начало песни...»
Нескошенная трава
«Лил дождь осенний...»
«Наверно, и вы бы приметили сразу...»
«Ой, вьюга, ой, вьюга какая...»
Прощание с зимой
«На жизнь свою я не хочу пенять...»
Потомкам
«Уже приметен радостный почин...»
Могила матери
Первые шаги
«Когда накреняется купол звёздный...»
«Не оттого ли она хорошеет...»
Опять о луне
Незнакомая
Муж и жена
«Тело твоё молодое, ржаное...»
«На ней простая блузка в клетку...»
«Пускай умру, пускай летят года...»
«Своей любви перебирая даты...»
«Пусть пристально глядят мужчины...»
«Как хочешь это назови...»
«Опять тревожно, больно сердцу стало...»
«Ты со мной, и каждый миг мне дорог...»
«Любовью дорожить умейте...»
«Ты порой целуешь ту, порою – эту...»
«Берут мальчишки и девчонки в руки...»
Библиографическая справка
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
При имени Степана Щипачёва сразу же перед глазами возникает образ
стройного седовласого внимательного человека. Он говорит мало, негромко, редко улыбается. Но зато если скажет - всерьёз, повысит голос - справедливо, улыбнётся - от души. Он добр той добротой, «от которой пятится ложь, негодяя
бросая в дрожь». Не терпит многословия. Все написанное им, вернее то, что он
хочет видеть в читательском обращении, умещается в двух небольших томах. Что
же - мало написал? Нет, жёсток отбор.
Крестьянский сын, батрак, председатель солдатского комитета, он имел
все права воскликнуть: «Революция... а тебе восемнадцать лет! Как здорово
это, как это прекрасно!» Человека с лицом, характером, биографией Щипачёва
мог бы среди своих двенадцати красногвардейцев встретить Блок. Державный шаг
двенадцати - это государственная уверенность Щипачёва в настоящем и будущем.
Скромный и застенчивый в быту, он по жизни, идёт всегда смело и открыто.
Мечтательность не мешает ему быть бойцом.
Сейчас это кажется таким простым: стихи о природе и любви. Но в
середине тридцатых годов, когда в газетах и журналах преобладала риторика, когда нередко воспевался бетон, а не человек, Щипачёв выступил с небольшой
книжкой «Лирика». Она рассказала о глубокой жизни сердца. После длительного
поиска собственного пути, после шести книг Щипачёв, наконец, находит себя. Он
берёт в собеседники природу и возлюбленную. И говорит с ними о самом близком
и дорогом. Любовь! О ней писали в лоб, декламационно, напрягая голосовые
связки. Щипачёв написал о берёзке, которую ломает ливень, гнёт буран, но она
не сдаётся - «видать, характером прямая, кому-то третьему верна». Эта лирика
запросто открывает сердца читателей и заставляет по-новому задуматься над
вечными темами. Щипачёв отстаивает поэзию раздумий и душевной
сосредоточенности. Он борется за цельного, во всех отношениях цельного
человека, выверяет чистоту его общественных помыслов частотой жизни сердца, личной, или, как прежде говорили, частной жизнью. Щипачёву принадлежат слова:
«...кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?»
Он видится мне на фоне берёз. Их образы и в стихах нередки - «бело от
молний, от берёз бело», и в прозе - автобиографическая повесть «Берёзовый
сок». И всегда от стихов Щипачёва ощущение нежной вязи берёзовых веток в
бездонной голубизне. Я вижу поэта - уральца по месту рождения - на фоне
берёзовых рощ и Подмосковья и Приволжья...
Мы читаем: две-три строфы, афористичность, ясность. Но так ли уж прост
Щипачёв? Нет, только с первого взгляда. В эту простоту надо углубиться. У
текста есть подтекст, как у реки глубокие течения. При первом знакомстве в
юности Щипачёв выглядит не так, как при повторном чтении в зрелые годы. Не
только поэт растёт, растут вместе с нами и его давно знакомые строки...
Это лирика с мягким знаком. Она смягчает кору человеческой чёрствости.
Щипачёв не делает театральных жестов и не взбирается на трибуну. Он садится
рядом, внимательно смотрит в глаза и говорит тихим голосом. Тихим - потому
что «кричать не надо, если даже ты с целым миром говоришь». И о чём бы ни шла
речь - о снежинке или звезде, о яблоке или земном шаре, - тихий голос
Щипачёва убеждает, ему веришь.
Лев Озеров
Зрение
Известно не только якутам,
откуда зима идёт.
В метели, в бураны укутан
Памир у звёздных ворот.
На дальней какой-то планете,
где вряд ли гадают о нас,
и там по-земному ветер
снежком обдувает наст.
Немыслимым было когда-то
увидеть незримого лик.
Ничтожней ничтожного атом
и, как мирозданье, велик.
Всё зорче становится зренье.
Когда-нибудь лягут следы
от капли на ветке сирени
до самой туманной звезды.
На парткоме
Ещё и на парткоме так
сидеть случается, друзья:
заметишь дома, сняв пиджак,
что ты прокурен до белья.
На улице весна давно,
дождём обрызгана трава,
а тут ещё зима в правах.
Но секретарь рванул окно -
и ветки бросились к рукам,
к его горячему лицу.
Гул самолётов, детский гам;
землёй пахнуло, как в лесу.
Земля от яблони бела,
и годы впереди ясны.
Решать партийные дела
нельзя, не чувствуя весны.
Соловей
М. Петровых
Где березняк рябой и редкий,
где тает дымка лозняка,
он, серенький, сидит на ветке
и держит в клюве червяка.
Но это он, простой, невзрачный,
озябший ночью от росы,
заворожит посёлок дачный
у пригородной полосы.
Овёс
От ночной росы,
от холодных звёзд
в холодном поту
проснулся овёс.
Прозрачные
утренние небеса
коснулись
шершавых бровей
Ему с кукурузой дружить
и к пшенице
белокурым чубом
клониться.
Пускай он ростом
не вровень,
он налит силой,
он дышит здоровьем.
Он ходит под ветром,
взъерошен, белес -
с глазами детскими
Геркулес.
Недаром к нему,
чтоб задор не погас,
тянется лошадка моя
В троллейбусе
Идёт троллейбус возле клёнов.
Льёт дождь, шумит вода везде.
К стеклу прилип листок зелёный.
Деревья топчутся в воде.
Прямой, прохожих не щадя,
дождь припустил ещё сильнее.
Всё в каплях светлого дождя,
стекло троллейбуса синеет.
И можно ль не принять участья
и ливня не желать земле!
На город, как сквозь слезы счастья
гляжу сквозь капли на стекле.
Лил дождь -
и сверкает асфальта река,
широка, глубока.
И кажутся лодками автомобили;
огни, как водоросли в глубине,
где, вспугнутые, заходили
красные рыбы на дне.
Себя не видят синие просторы,
И, в вечном холоде светлы, чисты, себя не видят снеговые горы,
Родился я в 1899 году в Зауралье, в деревне Щипачи, в семье крестьянина-бедняка. Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках.
Стихи я полюбил еще в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение "Бородино", прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушенный, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.
В мае 1917 года меня призвали в армию. Служил рядовым в городе Глазове, где вскоре сблизился с большевиками: прапорщиком М. В. Драгуновым и студентом И. В. Поповым. В годы гражданской войны участвовал в боях с уральскими белоказаками. Весной 1921 года окончил кавалерийскую школу в городе Оренбурге, вслед за этим - педагогические курсы в Москве, после чего несколько лет преподавал обществоведение в военных школах: в Крыму, на Украине, наконец, в Москве. Не переставал упорно работать над стихами.
В 1930 году было создано литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), в организации и работе которого я принимал активное участие.
Осенью 1931 года я поступил в Институт красной профессуры на литературно-творческое отделение. Впервые за много лет я сменил военную форму на гражданский костюм. Но чувство благодарности навсегда связало меня с нашей армией.
Долгие годы мои стихи губила риторика, но к середине 30-х годов у меня все чаще стали появляться лирические стихотворения. Была написана поэма "Еланин". В целом она не получилась и не была напечатана, но многие лирические ее места оказались жизнеспособными и впоследствии стали существовать как отдельные самостоятельные произведения. Это окончательно определило меня как лирика.
Наибольшие удачи мне принес 1938 год. Тогда я написал больше двадцати лирических стихотворений. В 1939 году эти стихи вышли отдельной книгой. В журналах стали появляться новые вещи этого плана. Обо мне дружно заговорила критика. Откликнулись и некоторые писатели. Особенно порадовало меня письмо А. Н. Толстого. Лестно отозвавшись о моей работе, он добавлял: "Живите и думайте по-своему. Поэзия - это редкая удача".
Осенью 1939 года я участвовал в освободительном походе нашей армии в Западную Украину. В годы Великой Отечественной войны все время был связан с военной печатью. Летом в 1944 году написал поэму о Ленине "Домик в Шушенском", немного позднее - поэму "Павлик Морозов".
Особенно плодотворными в моей работе были 60-е годы. Появились за это время сборники "Думы", "Ладонь", "Красные листья", поэмы "Наследник", "Звездочет", "Песнь о Москве" и др. Вот, пожалуй, и всё. Хочется напомнить еще о повести "Березовый сок", в которой я рассказал о своем детстве.
Степан Петрович Щипачев (1899-1980) - советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).
С. П. Щипачёв родился 26 декабря 1898 (7 января) 1899 года в деревне Щипачи (ныне Камышловского района Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В 1919-1921 годах служил в РККА. В 1922-1931 годах был преподавателем в военных учебных заведениях, редактором журнала «Красноармеец» (1929-1931). Один из основателей ЛОКАФ в 1930. В 1931-1934 годах был слушателем Института красной профессуры, окончил литературное отделение Института. В 1937-1941 годах поэт снова на редакционной работе.
Литературной деятельностью С. П. Щипачёв занимается с 1919 года. Опубликовал свыше 20 сборников своих произведений. Много стихов опубликовано и периодической печати. Писал стихи о любви, о природе, однако наиболее известен гражданской лирикой.
Член правления СП СССР, председатель секции поэтов. Неоднократно бывал за границей представителем советской писательской общественности.
В 1960 году активно протестовал против запрета на выезд за границу Е. А. Евтушенко. Подписал «Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
Степан Щипачёв умер 1 января 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Одно из самых известных его стихотворных произведений - «Пионерский галстук».
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты - светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук -
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал ещё красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
ЩИПАЧЁВ, Степан Петрович [р. 26.XII.1898 (7.I.1899), деревня Щипачи, ныне Камышловского района Свердловской области] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1919. Сын крестьянина, рано осиротевший, с 9 лет узнал труд батрака, рабочего на приисках.
Весной 1917 был призван в армию. С начала 1919 до 1931 - в Красной Армии; стихи Щипачёва печатались в местных газетах, листовках. В 1934 Щипачёв окончил литературное отделение Института Красной профессуры. Первый сборник его стихов «По курганам веков» (1923) наполнен космической патетикой («космориторикой», по его собственному определению). Декларативны и сборники «Одна шестая» (1931) и «Наперекор границам» (1932). Стихи Щипачёва в эти годы публиковались чаще всего в журнале «ЛОКАФ» (позднее «Знамя»).
В середине 30-х годов впервые зазвучала в поэзии Щипачёва лирическая интонация. Лучшие сборники этих лет - «Под небом Родины моей» (1937) и «Лирика» (1939). Унаследовав от русской классической поэзии песенность стиха, Щипачёв придал новое, современное звучание темам природы и любви (стихи «Признание» , «Елена» , «Июль» и др.). В 1939 Щипачёв - участник освобождения Западной Украины; с началом Великой Отечественной войны - сотрудник фронтовой печати. В стихах и поэмах этого времени лирическое начало сливается с героическим (сборник «Фронтовые стихи», 1942); поэт воссоздаёт образ Родины, образ В. И. Ленина (поэма «Домик в Шушенском» , 1944). В послевоенные годы появились такие известные произведения Щипачёва, как сборник «Стихотворения» (1948; Гос. премия СССР, 1949), поэма «Павлик Морозов» (1950; Гос. премия СССР, 1951), прозаическач повесть о детстве «Берёзовый сок» (1956). В поэмах «Наследник» (1965), «Звездочёт» , «Сцена - шар земной» (обе - 1967), «Песнь о Москве» (1968), «12 месяцев вокруг Солнца» (1969) поэтический рассказ о прошлом перерастает в гимн сегодняшним свершениям. Новые стихи Щипачёва, насыщенные гражданскими мотивами, философскими раздумьями, проникнутые острым интересом к внутреннему миру человека, к окружающему, вошли в его книгу «Товарищам по жизни» (1972). Произведения Щипачёва, пользующиеся большой популярностью у советского читателя, переведены на иностранные языки и языки народов СССР. В 1959-63 Щипачёв - председатель Президиума Московского отделения СП РСФСР.
Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1970; Строки любви, М., 1967; Трудная отрада. Проза, М., 1972; Русый ветер, М., 1972.
Лит.: Дементьев Валерий, Степан Щипачёв. Очерк жизни и творчества, М., 1956; его же, Сад под ливнем. Лирика Степана Щипачёва, М., 1970; Бабенышева С., Степан Щипачёв. Критико-биографич. очерк, М., 1957.
Л. П. Печко
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975
Из автобиографии
Родился я в 1899 году в Зауралье, в деревне Щипачи, в семье крестьянина-бедняка. Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках.
Стихи я полюбил ещё в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение «Бородино» , прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушённый, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.
В мае 1917 года меня призвали в армию. Служил рядовым в городе Глазове, где вскоре сблизился с большевиками: прапорщиком М. В. Драгуновым и студентом И. В. Поповым. В годы гражданской войны участвовал в боях с уральскими белоказаками. Весной 1921 года окончил кавалерийскую школу в городе Оренбурге, вслед за этим - педагогические курсы в Москве, после чего несколько лет преподавал обществоведение в военных школах: в Крыму, на Украине, наконец, в Москве. Не переставал упорно работать над стихами.
В 1930 году было создано литературное объединение Красной армии и флота (ЛОКАФ), в организации и работе которого я принимал активное участие.
Осенью 1931 года я поступил в Институт красной профессуры на литературно-творческое отделение. Впервые за много лет я сменил военную форму на гражданский костюм. Но чувство благодарности навсегда связало меня с нашей армией.
Долгие годы мои стихи губила риторика, но к середине 30-х годов у меня всё чаще стали появляться лирические стихотворения. Была написана поэма «Еланин» . В целом она не получилась и не была напечатана, но многие лирические её места оказались жизнеспособными и впоследствии стали существовать как отдельные самостоятельные произведения. Это окончательно определило меня как лирика.
Наибольшие удачи мне принёс 1938 год. Тогда я написал больше двадцати лирических стихотворений. В 1939 году эти стихи вышли отдельной книгой. В журналах стали появляться новые вещи этого плана. Обо мне дружно заговорила критика. Откликнулись и некоторые писатели. Особенно порадовало меня письмо А. Н. Толстого. Лестно отозвавшись о моей работе, он добавлял: «Живите и думайте по-своему. Поэзия - это редкая удача».
Осенью 1939 года я участвовал в освободительном походе нашей армии в Западную Украину. В годы Великой Отечественной войны всё время был связан с военной печатью. Летом в 1944 году написал поэму о Ленине «Домик в Шушенском» , немного позднее - поэму «Павлик Морозов» .
Особенно плодотворными в моей работе были 60-е годы. Появились за это время сборники «Думы», «Ладонь», «Красные листья», поэмы «Наследник» , «Звездочёт» , «Песнь о Москве» и др. Вот, пожалуй, и всё. Хочется напомнить ещё о повести «Берёзовый сок», в которой я рассказал о своём детстве.
[Русские поэты. Антология в четырёх томах. Москва, «Детская Литература», 1968]