Теория метаболизма в архитектуре. Презентация к уроку по МХК (9 класс) на тему: Метаболизм-стиль архитектуры

Текст
Сергей Багулин

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссерах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе - японский архитектор Кисё Курокава, теоретик архитектурного метаболизма и капсульной архитектуры и создатель знаменитой башни «Накагин».

Кисё Курокава

1934-2007, Япония

архитектор

Ранние годы и архитектурный метаболизм

Кисё Курокава родился в 1934 году в посёлке Каниэ в Японии. Его отец тоже был архитектором. Курокава не раз вспоминал, как отец оплакивал здания, погибшие в ходе американских бомбардировок Японии. Выбор будущей профессии, таким образом, был вопросом решённым. Курокава изучал архитектуру в университетах Киото и Токио. В молодости архитектор находился под большим влиянием советского конструктивизма: закончив обучение, Курокава даже посетил Москву в 1958 году. Молодой архитектор верил в большое будущее коммунизма и даже подумывал переехать в СССР.

В 1960 году Курокава с группой единомышленников, среди которых были Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки, основал новое архитектурное направление - метаболизм. Лидером группы архитекторов стал Кэндзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года - метаболизм ассоциировался с возрождением Японии после Второй мировой войны. В противовес господствовавшему тогда представлению о здании как о «машине для жилья», метаболисты воспринимали город как живой организм: их вдохновляли биологические процессы и марксистская теория. По их мнению, подобно биологическим структурам, архитектура не должна быть статичной, и, так как с течением времени многие её элементы изнашиваются, приходят в негодность, их необходимо заменять чем-то новым. Архитектурное сообщество сперва восприняло метаболизм как очередную футуристическую утопию столетия. Однако идеи, лёгшие в его основу, на поверку весьма традиционны. Метаболисты обратились к истокам японской архитектурной традиции, для которой всегда было характерно стремление к гармонии с животным и растительным миром.


World Design Conference в Токио (1960 год)

Манифест метаболизма, опубликованный к World Design Conference, проходившей в Токио в 1960 году, включал несколько глав, в которых описывались города будущего: по предположениям архитекторов, они должны были состоять из индивидуальных капсул и плавать по океанам или даже летать в космосе. Каждый член группы написал для манифеста отдельную главу. Курокава был автором раздела про космические города будущего. В книгу вошли не только его рассуждения, но и документация нескольких проектов молодого архитектора. В них впервые были сформулированы принципы, которые он затем применял при воплощении собственных проектов.

Конечно, утопические предсказания метаболистов не сбылись, но им удалось построить несколько зданий, которые соответствовали их представлениям об архитектуре. Например, почти все члены группы создали проекты для выставки Expo "70, проходившей в Осаке. Курокава тоже построил несколько павильонов. Самым известным из них является павильон Toshiba IHI, состоящий из помещений-капсул. Кроме того, известным памятником метаболизма является Shizuoka Press and Broadcasting Center, проект которой создал Кэндзо Тангэ.

Shizuoka Press and Broadcasting Center

Башня «Накагин»


Главный проект Курокавы, в котором воплощены идеи метаболизма, - башня «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен, состоящих из 140 стальных модулей-капсул, которые можно объединять в более крупные жилые пространства. Каждая капсула представляла собой компактную квартиру для одного человека - с кроватью, маленьким встроенным письменным столом, шкафом и небольшой душевой кабиной. При этом, размер такой маленькой капсулы соответствует размеру традиционной японской чайной комнаты.


Интерьер квартиры-капсулы в башне «Накагин»

Здание было спроектировано для сарариманов - этот термин стал применяться в послевоенной Японии для обозначения городских служащих, принадлежащих к среднему классу. Сейчас в доме тоже живут клерки, но многие из них используют «капсулы» как офисы или квартиры на время рабочей недели, так как здание расположено недалеко от делового центра Токио. Однако проживание в башне «Накагин» сегодня связано со множеством неудобств. Несмотря на то что, по идее пионеров метаболизма, их здания должны были быть очень долговечными, в 2007 году башня Курокавы оказалась под угрозой уничтожения. Жильцы здания, недовольные теснотой помещений и содержанием асбеста в конструкциях капсул, проголосовали за его снос. Желая спасти своё творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни, но оно было отложено из-за кризиса.

Генплан Астаны и завершение карьеры

Один из самых масштабных проектов Курокавы - разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь крупный город за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям. Кисё Курокава два года разрабатывал генеральный план Астаны, который был завершен в 2001 году.


Музей динозавров префектуры Фукуи

В начале 2000-х годов Кисё Курокава создал проекты, ставшие такими же известными, как башня «Накагин». Так, 2000 году завершилось строительство Музея динозавров в Фукуи. Здание обтекаемой формы было возведено на месте крупнейших в Японии раскопок доисторических останков. В подземном уровне разместились экспозиции окаменелостей, показанных в скальной породе, непосредственно на месте обнаружения. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов.


«Зенит-Арена»

Ещё одной известной работой Курокавы является футбольный стадион в Тойоте, построенный в 2001 году. Силуэт стадиона напоминает одновременно морскую раковину и потерпевшее кораблекрушение судно с высокими мачтами. В 2006 году был возведён один из последних проектов Курокавы - Национальный центр искусств в Токио - крупнейший художественный музей с семью безопорными выставочными залами, библиотекой и лекторием. В том же году архитектор cпроектировал один из самых дорогих футбольных стадионов в мире - «Зенит-Арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Открытие стадиона намечено на 2016 год.

Таймлайн

Рождение в Каниэ (префектура Айти), Япония.

Курокава заканчивает архитектурный факультет Киотского университета.

Получает степень магистра в Токийском университете.

Выходит манифест архитектурного метаболизма.

Курокава основывает компанию Kisho Kurokawa Architect & Associates.

Проектирует павильоны для Osaka World Expo.

Завершение строительства капсульной башни «Накагин».

Курокава получает Золотую медаль французской Академии архитектуры.

Открытие Музея искусств в Нагойе. Публикует книгу Philosophy of Symbiosis.

Окончание строительства Музея современного искусства в Хиросиме.

Разрабатывает план нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме.

Открытие Музея современного искусства в Вакаяме.

Завершение строительства Republic Plaza в Сингапуре.


Саратовский Государственный Технический Университет им. Ю.А.Гагарина

Обзор по эстетике архитектуры и дизайна

Эстетика метаболизма в архитектуре Японии

Работу выполнил студент
Группы АРХ-41 Моторина А.Б.
Проверил: Ищенко В.К.

Введение. 4
Эстетитка деформации и распада. 5
-Понятие метаболизма 5-7
-философия метаболизма
-тенге 8-10
-какутаке 11-13
-еще три архитектора
-Настоящее и будущее метаболизма 21-22
Заключение. 23
Иллюстрации. 24-29
Список литературы. 30

ВВЕДЕНИЕ

МЕТАБОЛИЗМ - направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960-х гг. (японские архитекторы Кэндзо Тангэ, Киенори Кикутакэ и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости, органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений, сочетания долговременных структур с недолговечными заменяемыми элементами (проекты "плавающего города", "города-башни", "капсульного дома").

Метаболисты предлагали смотреть на архитектуру как на живой организм. Развитие архитектуры они уподобили процессам саморазвивающегося органического мира с его последовательно сменяющими друг друга циклами. Элементы городского организма, на их взгляд, могут переживать процессы, аналогичные тем, которые происходят в живой природе, т. е. рождение, созревание, старение, смерть и перерождение.
В центр своей теории метаболисты ставили идею незавершенности. Иными словами, свою задачу они видели в обеспечении условий для постоянного изменения архитектурной композиции. Для этого метаболисты выделяют долгоживущие, стабильные структуры, в роли которых выступают «основной структурный скелет, транспортные узлы и магистрали, места публичных собраний», и элементы недолговечные, быстро устаревающие морально. Такими элементами, например, являются ячейки структурного скелета – жилые и рабочие помещения, которые, как листочки на деревьях, могут быть легко заменены новыми. (Можно отметить, что это сопоставимо с архитектурой традиционного японского дома с его возможностями многочисленных трансформаций.) Такая система, по мысли метаболистов, должна была придать архитектуре мобильность.
Теория метаболизма – это в первую очередь градостроительная теория, которая предполагала радикальные преобразования городской среды. Архитектурные проблемы любого масштаба метаболисты рассматривали сквозь призму градостроительства, вписывая в такое понятие, как культура общества. Решение даже частной архитектурной задачи – проектирование отдельного здания, по мнению метаболистов, не могло ограничиваться рамками одной конкретной формы и заданной функции. Основным для них становится разработка новых градостроительных пространственных структур и возможность их трансформации.
Работа метаболистов способствовала расширению взглядов на проблемы пространственной организации, на закономерности образования и развития основных структур и упорядочение коммуникативных связей. Взамен обычного традиционного зонирования в планировке городов они выдвинули идею трехмерной пространственной организации города. На смену привычным статичным методам функциональной архитектуры приходят методы, отличающиеся динамичностью и гибкостью, что было несомненной заслугой творческой концепции метаболистов.
Возникновению и созданию интересных метаболистических проектов способствовала обстановка в Японии 60-х годов. Быстрый экономический рост стимулировал появление урбанистических проектов большого масштаба. Среди них такие проекты, как «Морская цивилизация» Киёнори Кикутакэ, «Токио – 1960» Кэндзо Тангё, «Города – башни» Арата Исодзаки. В этих проектах города смело шагают в океан («плавающие города» Кикутакэ) или устремляются ввысь и свободно парят в небе (новая пространственная структура наджсторической застройкой города у Арата Исодзаки). На первый взгляд кажется, что эти проекты городского переустройства фантастичны, но с технико-конструктивной и даже экономической точки зрения их отличали безупречные обоснования. Во всяком случае, сами авторы проектов были глубоко убеждены, что проекты осуществимы и в настоящее время.
Проектируя свои города будущего, метаболисты верили, что при помощи современной техники с ее неограниченными возможностями они сумеют создать такие условия для жизнедеятельности человека, которые приведут к улучшению его самого, а в итоге – к преобразованию существующей действительности. Однако им пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями при попытках воплотить в жизнь свои градостроительные идеи. В условиях практически неуправляемого, хаотичного градостроительства с частным землевладением и стихией капиталистической экономики оказалась невозможной даже частичная планомерная реконструкция городов. К тому же разразившийся в середине 70-х годов экономический кризис имел следствием резкое замедление темпов роста. Естественно, это привело к тому, что большая часть проектов не была реализована, и метаболистические концепции города по существу не оказали сильного влияния на архитектурную практику. Их идеи получили свое частичное отражение лишь в отдельных зданиях, построенных по проектам Арата Исодзаки, Кисё Курокава, Кпёнори Кикутакэ и группы «УРТЕК», работавшей под руководством Кэндзо Тангё.

Метаболизм - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма и коэволюции. Метаболизм не стоит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:

Башня «Накагин», архитектор К. Курокава« Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.

Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения.

Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял,создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран.

Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке. »

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство, которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается временная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин».

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.

Вопросу национальной самоидентификации архитектуры в настоящее время во всем мире, в том числе и у нас в стране, не случайно уделяется повышенное внимание. Эпоха глобализации грозит стереть границы не только между национальными архитектур ами, но и между национальными культурами в целом, что вряд ли можно рассматривать как перспективу, к которой стремится человечество. Так что поиски путей сохранения особенного в архитектуре различных стран и регионов становятся сегодня все более актуальными.
Центр коммуникаций в г. Кофу, арх. К. Танге, 1962-1967 гг.

Нельзя сказать, что современная архитектура России является примером удачного решения «национального вопроса». Наоборот, несмотря на обилие «башенок» и других как бы национальных декоративных признаков в той же московской архитектуре, нынешняя российская архитектура скорее интернациональна, с поправкой на более низкое качество строительства и применяемых конструктивных и инженерных решений по сравнению с Западом, чем национальна, и очень часто оказывает разрушительное влияние на среду тех населенных мест, особенно исторических, в которых она формируется.
Традиционный прообраз и его претворение
в творчестве арх. К. Танге. Фрагмент исторической пагоды Дайгодзи в Киото, фрагмент современного здания префектуры Кагава в Такамацу

В связи с этим безусловно имеет смысл пристально посмотреть на архитектуру тех стран, где применение самых современных методов строительства, конструктивных и инженерных систем и очевидное знакомство со всеми актуальными тенденциями в развитии мировой архитектуры не мешает сохранять и приумножать собственные национальные особенности в архитектуре.
К таким странам, вне всякого сомнения, можно отнести государства Юго-Восточного региона и прежде всего Японию.

О современной японской архитектуре как феномене в общемировой архитектуре можно говорить с относительно недавнего времени, со времени окончания Второй мировой войны. До этого она представляла собой практически изолированное явление, не имеющее сколько нибудь существенных точек соприкосновения с западной архитектурой. То есть становление современной японской архитектуры пришлось на период широкого и весьма «агрессивного» распространения «интернационального стиля» в мировой архитектуре, что вместе с фактической оккупацией страны американцами позволяло ожидать безоговорочного принятия этого стиля как образца для подражания при поиске новых путей развития архитектуры собственной.
3 Олимпийский спортивный комплекс Йойоги в Токио, арх. К. Танге, 1961-1964 гг. 4 Здание плавательного бассейна

Однако модернизация японской архитектуры, как и культуры в целом, стала происходить совсем по другому сценарию. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло вполне понятное желание японцев сохранить, несмотря на поражение в войне и крушение имперских амбиций, свое национальное достоинство и самоидентификацию. Что нашло свое отражение и в архитектуре, как одной из важнейших частей культурного самосознания.
5 Молодежный центр (Замок Юношества) в префектуре Шига, арх. Т. Накаяма, 1973 г. 6 Развлекательный центр в Токио, арх. М. Такеяма, 1970 г.

7 Экспозиционный объект на Всемирной выставке в Осаке, арх. К. Куракава, 1970 г. 8 - 8 Жилой многоквартирный дом в Токио, арх. К. Куракава, 1972 г.

Вместо прямого копирования западных образцов, японские архитекторы нашли пути сочетания заимствованных передовых для своего времени западных строительных технологий (очень скоро сами став на позиции лидеров в области строительной индустрии) с вековыми традициями в отношении к формированию пространства, во взаимодействии архитектуры с природой, в отношении к историческому и культурному наследию и в отношении к расходованию наличествующих (как правило, скудных) ресурсов, что с первых шагов современной японской архитектуры позволило говорить о ее «не общем лице» в ряду архитектур других стран, называемом в архитектурных исследованиях «регионализмом».
9 Информационная башня на Всемирной выставке в Осака, арх. К. Куракава, 1970 г. 10 Жилой многоквартирный дом № 5 в Токио, арх. Й. Ватанабе, 1971 г. 11 Жилой многоквартирный дом № 3 в Токио, арх. Й. Ватанабе, 1971 г.

12 Административное здание в Токио, арх. К. Куракава, 1989 г.

Одним из первых японских архитекторов, получивших международное признание, был Кендзо Танге. Его дебютной постройкой стал Мемориальный комплекс мира в Хиросиме (1949-1956 гг.), посвященный памяти жертв атомной бомбардировки этого города американцами. Другая характерная для Танге ранняя постройка – его собственный жилой дом (1952-1953 гг.), который представлял собой фактически переосмысление традиционного японского жилища с его кратностью единому модулю – татами и перетекающими пространствами, разделенными легкими трансформирующимися перегородками, в современных материалах. Всемирную известность архитектору принес проект Олимпийского спортивного комплекса Йойоги в Токио (1961-1964 гг.).

В этом комплексе, построенном для проведения XVIII летних Олимпийских игр, К. Танге продемонстрировал умение сочетания монументальной простоты, характерной для традиционной японской архитектуры, с самыми современными для того времени конструкциями – вантами, которые поддерживают перекрытия всех сооружений комплекса. Также принципы размещения объектов по территории парка Йойоги явно наследуют приемы, характерные для исторических японских храмовых комплексов.

Вообще, К. Танге был выдающимся знатоком не только истории, но и философии исторической японской храмовой архитектуры. По этой тематике он опубликовал многочисленные эссе, часть которых вошла и в посвященную архитектору монографию, вышедшую в СССР в 1976 г. Что было делом крайне необычным, почти исключительным, так как публикация монографий о зарубежных архитекторах в СССР была большой редкостью. В этом можно увидеть объективную невозможность замолчать гений архитектора и интереснейший феномен быстро развивающейся современной японской архитектуры в том числе и у нас в стране, не говоря уже о странах Запада, где К. Танге с начала шестидесятых годов прошлого века стал одним из самых публикуемых архитекторов, а интерес к японской архитектуре только растет с каждым годом.

Философия архитектуры исторических синтоистских японских храмовых комплексов, в частности, характерное для них единство искусственной и природной среды и открытость к дальнейшему развитию, к трансформациям, стала важнейшей составляющей частью философии К. Танге как архитектора, что нашло свое отражение в формировании им вместе с другими японскими архитекторами особого, чисто японского направления в архитектуре и градостроительстве - «метаболизма».

Своеобразным манифестом метаболизма можно считать построенный по проекту К. Танге Центр коммуникаций в г. Кофу (1962-1967 гг.). Если повсеместно распространенная в это время во всем мире «интернациональная архитектура» оперировала своего рода «идеальными» объектами, замкнутыми в себе и противостоящими окружению и быстро текущему времени, то Центр в Кофу как бы принципиально незакончен и демонстрирует интенцию к дальнейшему изменению как с учетом изменения окружающей среды, так и собственной программы. Эти же идеи – открытость проектируемого объекта к взаимодействию с окружающей средой и к возможным изменениям в будущем нашли свое отражение и в одном из наиболее масштабных градостроительных проектов К. Танге – проекте реконструкции Токио с активным выходом города в акваторию Токийского залива (1960 г.).

Идеи метаболизма оказали большое влияние и на все последущие поколения японских архитекторов, которые, возможно, не продолжали их в прямую, но всегда уделяли и продолжают уделять повышенное внимание вопросам взаимодействия проектируемых объектов с окружающей средой (природной и антропогенной) и их гибкости, способствующей адаптации к возможным изменениям как окружения, так и собственной программы.

Нельзя не остановиться на особенном отношении японских архитекторов к природе, что также имеет глубокие национальные корни в синтоизме. Естественная природа никогда не объект конфронтации, что в известной степени характерно для европейской (за исключением, пожалуй, скандинавской) архитектурной традиции, а, наоборот, источник особого вида духовной и эстетической гармонии. В результате либо сами архитектурные объекты становятся частью естественного природного окружения, либо включают бережно сохраняемые и культивируемые природные элементы в интерьер и экстерьер зданий.

Исключительное внимание архитекторы в Японии уделяют выбору строительных материалов и разработке деталей зданий и благоустройства. Широко применяются природные материалы – камень и дерево, в том числе бамбук, а железобетон обрабатывается так, чтобы фактура его поверхностей также напоминала бы природный строительный материал.
Удивительным образом эти же принципы удается сохранять и при строительстве ультрасовременных объектов из металла и пластика с применением большого количества неоновых рекламно-информационных элементов.

Опыт развития послевоенной японской архитектуры убедительно показывает, что сохранение национальных традиций в архитектуре возможно и в условиях всеобщей глобализации. И в основе этого «национализма» в архитектуре должно лежать не копирование внешних форм исторической национальной архитектуры, а следование философии национальной архитектурной традиции, что гораздо более сложно и требует от архитекторов не просто знания истории архитектуры своей страны, а умения мыслить и чувствовать в русле национальной культурной традиции, умения разговаривать на языке собственной страны, осознавая всю глубину его исторического развития.

Кендзо Тангэ. Традиционный футуризм.

Едва ли не известнейшим именем в японской архитектуре является Кензо Тангэ. Кензо Тангэ родился в 1913 в Осаке. Среди людей, оказавших на него наибольшее влияние, Тангэ-сан называл Ле Корбюзье и Микеланджело. Однако в его творчестве через нарочитую футуристичность проглядывает влияние традиционной японской архитектуры.

В творчестве Тангэ очень часто урбанист брал верх над архитектором. Мастеру было гораздо интереснее создавать архитектурные ансамбли и изменять окружающую среду, чем строить отдельные здания. Проектируя здания, Тангэ держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Например, построенный мастером Токийский Кафедральный собор, напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета. С неба силуэт здания напоминает крест. То же двойственное восприятие отличает и Олимпийский стадион, спроектированный мастером Тангэ в 1964 году. От внимания наблюдателей часто ускользает тот факт, что стадион находится на участке, вплотную примыкающем к крупнейшему историческому парку Токио - Йойоги. И вся атмосфера этого японского парка с храмом в центре плавно и незаметно перетекает в футуристический ансамбль Танге. И не взирая на внешний футуризм и нарочитый модернизм, вся среда вокруг спортивных залов сохраняет дух и характер типичного японского сада, с его композициями из камня, с его культом отдельных деревьев и кустов. В творчестве Тангэ постоянно реализуется принцип, когда архитектура становится элементом искусственной природы. И в этом одна из особенностей современной японской архитектуры, созданной Кензо Тангэ. Невозможно представить многие из его произведений вне Японии.

В творчестве Тангэ чётко прослеживается двойственность, так характерная для японской культуры вообще. Способность к ассимиляции европейского художественного и культурного опыта и преломлению его через японские традиции и созерцательность. Весьма удачным примером такого союза европейской идеи и японского воплощения можно считать здание Токийской Мэрии. Это целый комплекс из трех зданий в токийском районе небоскребов Синдзюку. Основное здание с двумя башнями (высота 243 метра) своим силуэтом напоминает футуристический готический собор. Вообще многие создания мастера выглядят, как будто сошли с экрана фантастического фильма, рассказывающего о жизни внеземных цивилизаций. Человек, впервые попавший в Токио, не может оставить без внимания здание Фудзи ТВ. Огромное здание очень легкой конструкции, издалека напоминает космический корабль. Расположена штаб-квартира одной из крупнейших японских телекомпаний также в знаковом месте. На Одайба. Одайба – искусственно созданный остров в Токийском заливе. В то время как мегаполис задыхался от нехватки свободной земли, на градостроительном совете было принято решение создать несколько искусственных островов в заливе. Одайба и Теннозу – самые известные из таких островов.

Творческим кредо Кензо Танге было достижение гармонии между природой и искусственной средой, к которой он стремился во всех своих работах. Так, в здании Токийской мэрии, даже вид со смотровых площадок Северной и Южной башни располагает к созерцательности. С 43-го этажа открывается потрясающий вид на город, невдалеке ковром расстилается парк Йойоги (один из крупнейших городских парков Японии), а в хорошую погоду (обычно осенью и зимой) видно гору Фудзи. Конечно, при строительстве этого ансамбля в 1981 году, мастер не забывал встроить в архитектурный ландшафт весь этот набор архетипичных японских символов. Здания Кензо Тангэ настолько органично вписаны в окружающий ландшафт, что иногда воспринимаются как часть природы, а не как произведение человеческого гения.

Своеобразное обращение к семантическим знакам национальной культуры отчасти заметно в здании штаб-квартиры школы икебана Согэцу в Токио (1956 г.), где сама композиция здания вызывает ассоциации с минималистичностью искусства составления букетов. Одна стеклянная стена здания асимметрично выступает над другой, а интерьеры внутри напоминают пространство традиционного японского дома. Пространство это полностью выражает значение и роль личности в японской культуре. Интерьер дома с помощью внутренних перегородок - фусума легко может быть разделен на отдельные помещения, которые можно использовать по-разному в зависимости от ситуации. Но он (интерьер) всегда лишен стабильных замкнутых ячеек, где человек мог бы ощутить себя изолированным от других. Даже глава семьи никогда не имел собственного обособленного помещения. Структура дома, ориентированного на природные ритмы, не предусматривает личностных интересов его обитателей. Иначе говоря, в традиционном доме не было личностного пространства, что соответствовало самоощущению человека лишь как органичной части вселенной.

Идея традиционного дома в ее знаковой функции чрезвычайно важна для японского архитектора и не исчезает даже при всей своей конфликтности с принципами современного градостроительства.

В начале 70-х годов образовалось движение группы японских архитекторов, называющих себя «метаболистами».
К числу метаболистов относятся Кионори Кикутакэ (род.1928), Кишо Нориаки Курокава (1934-2007), Масата Отака(род.1923), Арата Исодзаки(род.1931), Нобуру Кавадзое(род.1925), Кодзи Камия(род.1929) и др. Под их влияние попал и Кендзо Танге(1913-2005).
Группа отрицала принцип завершенности архитектурной формы. К структуре города они применили биологическое понятие метаболизма – циклической последовательности стадий развития, которой, как они полагали, подчинена и динамика человеческого общества.
В своих статьях Кендзо Танге так ставил для себя архитектурную задачу того времени: «Архитектура,<..>, объединяет функциональность и выразительность, содержание и форму – эти основы основ с их собственной неотъемлемой правдой и логикой. Объединение и слияние их в органичное целое, каким является сооружение, отвечающее как материальным, так и эстетическим требованиям, - это и есть архитектурное творчество». «Мы живём в мире, в котором соседствует абсолютно несовместимое: человеческий масштаб и масштаб сверхчеловеческий, стабильность и мобильность, постоянство и изменчивость, индивидуальность и обезличенность, ограниченность и универсальность. Это результат разрыва между прогрессирующей в своем развитии техникой и человечеством как исторически сложившимся явлением. Это проблема борьбы техники против человека, и в нашу эпоху задача архитектора-градостроителя заключается в том, чтобы перекинуть между ними мост…»

Отрывок из книги Танге «This is Japan»(1965):
«Город подобен дереву в полном расцвете, со стволом, ветвями и листьями. Ствол – это инженерные коммуникации города, его основа – портовые сооружения, дороги и все элементы благоустройства. Эти сооружения должны, как правило, строиться правительством и проектироваться с расчетом на длительный срок эксплуатации. Ветвям на дереве соответствуют индивидуальная жилая застройка, которую можно рассматривать, как основной структурный элемент. Жилые здания являются неотъемлемой частью материальной среды, но по сравнению с инженерными сооружениями города они изменяются количественно и качественно значительно быстрее. Наконец листьям на дереве сродни различные предметы постоянного обихода, которыми пользуются в течение некоторого времени, а затем бросают. Потребление таких предметов увеличивается из года в год и из месяца в месяц, что влечет за собой все ускоряющийся темп их замены – житейский метаболизм.<…>
Трагедией сегодняшнего дня не только в Японии, но и во всех странах является именно то, что процесс роста городов не был в свое время достаточно предусмотрен…
Наши города имеют в действительности ветви, но не имеют ствола. В результате огромные массы энергии, расходуемые на строительство, порождают хаос и замешательство.
Наша задача – преобразовать эту энергию хаоса в энергию созидания и равновесия.
Современный уровень цивилизации таков, что не только большие города, но даже районные образования в разных странах мира следует рассматривать как растущие и видоизменяющиеся живые организмы».
Метаболистов привлекла борьба с преждевременным моральным старением сооружений, обгоняющим их технический износ. Сущность их теории – в системной архитектурной организации, распространяющейся на город в целом. Однако градостроительные претензии в условиях современного им общества наталкивались на непреодолимые ограничения. В Японии эти рамки были особенно тесны. Метаболисты не мечтали сломать их – они искали пути фрагментарной реализации своих идей в отдельных постройках.

Кендзо Танге. «Пространственный город и искусственная земля»
Ряд фантастических проектов метаболистов Танге дополнил проектом «Токио – 1960». Его идея – преобразовать замкнутую, устремленную к внутреннему ядру систему одного из крупнейших мегаполисов мира в линейную, свободно растущую, перебросив «ось общественной жизни» от старого центра через воды Токийского залива и решить таким путем проблемы дальнейшего развития города. От функционалистского творческого метода здесь был сделан шаг к структурному методу, основанному на логике систем коммуникаций, физических и визуальных. Материальные структуры в проекте Токио рассматриваются как символические, они образуют систему, открытую для дальнейшего развития и изменений.
Позже К. Танге издал свою книгу «Будущий облик японских городов»(1966), где изложил концепцию устройства таких городов. Он пишет, что в связи с развитием и увеличением количества автомобильного транспорта возникло противоречие между ним и старой системой города. И современный хаос порождается именно этим. Соотношение между автострадой и зданиями стало иным, даже если здание расположено у автострады, машина не может остановиться около него. «Возникла необходимость в новом порядке движения транспорта: с автострады – на местную дорогу, с местной дороги – к стоянке, а з
и т.д.................

МЕТАБОЛИЗММетаболизм – течение в архитектуре и
градостроительстве середины XX в.,
представлявшее альтернативу
господствовавшей в то время архитектуре
идеологии функционализма.
Как архитектурное течение зародился в
Японии. В основу теории метаболизма лёг
принцип индивидуального развития живого
организма.
Один из её главных идеологов, Кионори
Кикутаке

Предложения архитекторов MAD, BIG, Инаба и Mass Studies для городского плана города Ансан в Южной Корее

Предложения архитекторов MAD, BIG, Инаба и
Mass Studies для городского плана города
Ансан в Южной Корее

МЕТАБОЛИЗМ

Самым важным является возможность
перестройки сооружения и замены его
составляющих в соответствии с
требованиями, которые предъявляет
быстроизменяющийся мир.
Жесткий каркас постройки и меняющиеся
коммуникации и интерьеры – вот что такое
архитектура будущего.

КИОНОРИ КИКУТАКЕ

КИОНОРИ КИКУТАКЕ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Незавершенность, «недосказанность»,
открытость структуры зданий для «диалога»
с изменяющимся архитектурным,
культурным и технологическим контекстом
Распространён приём акцентирования
внимания на пустоте, с целью создания
эффекта «материализации внимания»,
визуальное закрепление незастроенных и
неосвоенных пространств при помощи
символических пространственных структур.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

В структуре как отдельных зданий, так и их
комплексов и даже целых городов,
разработанных под влиянием идей
метаболизма, всегда чётко прослеживается
вре́менная и постоянная составляющие.
Ещё один признак такой архитектуры - её
модульность, ячеистость, нагляднее всего
иллюстрируемый на примере башни
«Накагин» (Nakagin Capsule Tower)
(архитектор К. Курокава).

Вокзал Термини в Риме (1950)

Архитекторы Л. Калини, М. Кастелацци, Е.
Монтуори
Здание вокзала входит в состав комплекса
гостиницы, административных помещений и
ресторана расположено вблизи от развалин
древней крепостной стены. Авторы
включили крепостную стену в композицию
вокзала

Башня «Накагин» К. Курокава

Башня «Накагин» К. Курокава

Основными причинами невостребованности
зданий могут служить: смена места,
изменение технологий, модернизация
коммуникаций, потребность в увеличении
(или уменьшении) размеров пространства,
эстетические предпосылки. Ключ к
решению проблемы – здания,
предусматривающие
многофункциональность.
Гибкое строительство – это решение,
которое может быть осуществлено разными
путями.

Решение «Кризисной архитектуры» создание структурного ядра с
коммуникациями с последующими
возможностями наращивать помещения или
модернизировать системы коммуникаций
,имея к ним более легкий доступ,
перемещать его в пространстве, создавая
разные планировочные решения.
При создании доступных строительных ядер
и обновляемых систем, здание сможет
успешно функционировать в течение
длительного времени.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МЕТАБОЛИЗМ в архитектуре

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг. Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид (сравн. необрутализм; новый экспрессионизм; органическая архитектура; футурологическое проектирование). Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека.

Особенности стиля В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и конволюции. Метаболизм не стоит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования. Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе - мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. Один из признаков такой архитектуры - её модульность, ячеистость.

В начале 70-х годов образовалось движение группы японских архитекторов, называющих себя «метаболистами». К числу метаболистов относятся Кионори Кикутакэ (род.1928), Кишо Нориаки Курокава (1934-2007), Масата Отака(род.1923), Арата Исодзаки(род.1931), Нобуру Кавадзое(род.1925), Кодзи Камия(род.1929) и др. Под их влияние попал и Кендзо Танге(1913-2005). Группа отрицала принцип завершенности архитектурной формы. К структуре города они применили биологическое понятие метаболизма – циклической последовательности стадий развития, которой, как они полагали, подчинена и динамика человеческого общества. В своих статьях Кендзо Танге так ставил для себя архитектурную задачу того времени: «Архитектура,<..>, объединяет функциональность и выразительность, содержание и форму – эти основы основ с их собственной неотъемлемой правдой и логикой. Объединение и слияние их в органичное целое, каким является сооружение, отвечающее как материальным, так и эстетическим требованиям, - это и есть архитектурное творчество». «Мы живём в мире, в котором соседствует абсолютно несовместимое: человеческий масштаб и масштаб сверхчеловеческий, стабильность и мобильность, постоянство и изменчивость, индивидуальность и обезличенность, ограниченность и универсальность. Это результат разрыва между прогрессирующей в своем развитии техникой и человечеством как исторически сложившимся явлением. Это проблема борьбы техники против человека, и в нашу эпоху задача архитектора-градостроителя заключается в том, чтобы перекинуть между ними мост…》Отрывок из книги Танге «This is Japan»(1965):

«Город подобен дереву в полном расцвете, со стволом, ветвями и листьями. Ствол – это инженерные коммуникации города, его основа – портовые сооружения, дороги и все элементы благоустройства. Эти сооружения должны, как правило, строиться правительством и проектироваться с расчетом на длительный срок эксплуатации. Ветвям на дереве соответствуют индивидуальная жилая застройка, которую можно рассматривать, как основной структурный элемент. Жилые здания являются неотъемлемой частью материальной среды, но по сравнению с инженерными сооружениями города они изменяются количественно и качественно значительно быстрее. Наконец листьям на дереве сродни различные предметы постоянного обихода, которыми пользуются в течение некоторого времени, а затем бросают. Потребление таких предметов увеличивается из года в год и из месяца в месяц, что влечет за собой все ускоряющийся темп их замены – житейский метаболизм. Трагедией сегодняшнего дня не только в Японии, но и во всех странах является именно то, что процесс роста городов не был в свое время достаточно предусмотрен… Наши города имеют в действительности ветви, но не имеют ствола. В результате огромные массы энергии, расходуемые на строительство, порождают хаос и замешательство.

Наша задача – преобразовать эту энергию хаоса в энергию созидания и равновесия. Современный уровень цивилизации таков, что не только большие города, но даже районные образования в разных странах мира следует рассматривать как растущие и видоизменяющиеся живые организмы». Метаболистов привлекла борьба с преждевременным моральным старением сооружений, обгоняющим их технический износ. Сущность их теории – в системной архитектурной организации, распространяющейся на город в целом. Однако градостроительные претензии в условиях современного им общества наталкивались на непреодолимые ограничения. В Японии эти рамки были особенно тесны. Метаболисты не мечтали сломать их – они искали пути фрагментарной реализации своих идей в отдельных постройках. Кендзо Танге. «Пространственный город и искусственная земля» Ряд фантастических проектов метаболистов Танге дополнил проектом «Токио – 1960». Его идея – преобразовать замкнутую, устремленную к внутреннему ядру систему одного из крупнейших мегаполисов мира в линейную, свободно растущую, перебросив «ось общественной жизни» от старого центра через воды Токийского залива и решить таким путем проблемы дальнейшего развития города. От функционалистского творческого метода здесь был сделан шаг к структурному методу, основанному на логике систем




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!