Территория завоеванная монголо татарами. Монгольские завоевания Руси

Кто из нас не знает о татарах, кто не помнит текста школьного праграфа о монголо-татарском иге? Кто не слыхал о том, что татары основали Золотую Орду, подчинили себе всю Дикую Степь и брали дань с Руси?
Но лишь немногие могут ответить на вопрос - чем татары отличаются от монголо-татар, и отличаются ли вообще! А ведь разница принципиальна! История, в очередной раз, сплела такой хитроумный узор, что эти этнические субъекты едва ли можно отождествить.
Но кто же они такие, эти татары? И откуда они появились если не из монгольских степей?

Татары являются одним из самых загадочных народов, и вопрос их происхождения - предмет жарких споров в среде историков и этнографов. Существует несколько одинаково вероятных версий. Среди наиболее авторитетных доминируют две. Первая - советская: этническая общность, потомками которой являются современные татары, произошла в результате смешения булгар, (что стали праотцами ещё и современных чувашей с балкарцами), и буртасов. Версия, надо сказать, хорошо обоснована, проработана и подкреплена археологическими данными.

Другая версия, набирающая популярность сегодня, говорит о том, что предками татар являются все те же булгары. Но вот второй этнический элемент составивший народность - кипчаки. Данная версия тоже многими исследовалась и описана, к тому же она популярна в кругах нынешней казанской администрации, ведь такое происхождение роднит татар с независимыми нынче казахами, да и турками тоже, что говорят на родственных языках.
Заметьте - ни в первой ни во второй версиях нет ни слова о важности монгольской составляющей в формировании татарской этничности. И это неудивительно, ведь к моменту прихода монголов народность татар уже сложилась.
Лишь сам этноним, что приняли поволжские тюрки, был действительно монгольским. Слово "татар" принесено из Прибайкалья, сейчас это установлено точно.
Однако, пришедшие из холодных степей монголы обрушились со всей силой и нерастраченной злостью на Казань и другие города, населенные потомками булгар и буртасов, и натворили там не меньших бед, чем в Рязани и Киеве.

Но сразу же возникает вопрос: а не получилось ли так, что кочевники растворили в себе большую часть местного населения и сегодняшние татары являются-таки их потомками?
Нет, ситуация обстояла не совсем так. Во-первых - кочевые воины, что пришли из глубин Азии, были сплошь мужчинами и второе поколение непременно становилось полукровками; во-вторых - монголов было всего около тридцати тысяч, против, по крайней мере, четвертьмиллионного населения Поволжья, ну и наконец - локализованы монгольские пришельцы были вокруг их новой столицы, что была основана на берегу речки Ахтубы, на территории современной Астраханской области.
Хотя, нужно заметить, что пришлых татар и тех тюрок, что позже примут этот этноним, роднил схожий язык, на котором говорила большая часть войска Чингис-хана.
Но в любом случае, злобная и агрессивная этническая группа монгольских татар, сама подавляла местное тюркское население и поначалу встречала споротивление и неприятие.

Здесь нельзя не упомянуть о Льве Гумилеве, что сделал очень многое для реабилитации исторической роли татар. Однако, его версия происхождения этого этноса имеет слишком четкую привязку к хазарской государственности. Лев Николаевич считал, что коренная часть татарского народа сформировалась при доминировании хазарского компонента.
Поскльку хазары являются близкородственным этносом булгарам и были носителями очень похожего языка, то эту версию нельзя отбрасывать как недостоверную, но к сожалению у неё много слабых мест. Исследования посвященные демографии рубежа первого и второго тысячелетий н.э. говорят о том, что хазарское население, чье государство было разгромлено Святославом, значительно сократившись, само подверглось ассмилиции в среде соседних народов, что периодически появлялись в Нижнем Повольжье.

Среди современных исследователей, что тяготеют к обоснованию независимости Татарстана от России, разрастается нынче и версия "чистых булгар", то есть теория о том, что древнебулгарские тюрки не вобрали в себя значительную часть иных кровей, а остались всё теми же, что были во времена существования Волжской Булгарии. Эта теория призвана стать фундаментом необходмости объединения Чувашии, Татарстана и Башкирии в единый конгломерат и отделения его от России. Однако такая схема не выдерживает никакой критики, поскольку не дает внятного ответа на вопрос происхождения значительной части сибирских татар и иных групп татарского народа, живущих за переделами Волго-Камского региона.
Здесь просматривается "чистая" идеология, кторой грешат все теории чистых кровей. В то время как татары, это всё же не булгары, не хазары и не монголы, это именно татары. Народ, что вобрал в себя не только буртасов и кипчаков, но и вступил в тесную инкорпорацию со славянами, сохранив однако, свое этническое ядро.

Но что же происходило после прихода монголов?
К сожалению, сейчас всё чаще, говоря о развенчании мифа о злых татарах, многие горячие головы не вникнув в суть, выворачивают ситуацию таким образом, что получается будто монгольского ига не было вообще. Стремясь реабилиторовать татар (которые этого и вправду заслуживают) горе-ученые выводят теории о сердечной дружбе ханов и князей, о том что набегов на Русь вообще не бывало.
А набеги, к несчастью были, и заканчивались они, порой, очень скорбно для населения русских городов. Другой вопрос, что после смены первого поколения ордынских политиков пришли новые люди, более умеренные и менее кровожадные, и с ними оказалось гораздо проще договариваться и иметь дело, чем с немецкими феодалами, войска которых были свирепее и бесчеловечнее диких степняков. Потому князь Александр и выбрал союз с Ордой, чьи условия оказались граздо более приемлемыми. Ведь даже преговоры об уплате дани заняли четырнадцать лет. За это время можно было подкопить деньжат!

Однако не будем отвлекаться! Что же у нас происходило со смешением кровей?
Разумеется, монгольские вливания в татарскую кровь были, но их нельзя считать значительными. К тому же, те самые степняки не успокоились после завоевания Поволжья и покорения Руси, и отправились на запад, громить валахов, венгров и сербов. Дойдя до Адриатики почти обескровленными, и потеряв большую часть войска, они вернулись обратно в окрестности современной Астрахани. Причем потери были не только боевыми - часть вояк устав от изнурительных походов, осела в Валахии и других землях.
Далее начинается недолгий период славных дел поволжских монголов: строительство руками славян, арабов и булгар города Сарай-Бату и других городов, и временное процветание, что очень быстро разложило монгольскую верхушку.
Спустя два века, начнется череда эпидемий, сопровождаемых политическими кризисами, борьба за власть провоцирует распад монгольской империи, а последний из бастионов Золотой Орды будет уничтожен Тамерланом, что сам не ведая того, отрежет тюркам путь к доминированию в Прикаспийском регионе. Этим бастионом будет уже не блистательный Сарай-Бату, а татарская Астрахань, отчаянное сопротивление которой так разозлит Тамерлана, что он уничтожит почти всех жителей этого города.
А уж ко времени прихода отрядов посланных Иваном Грозным, область эта совсем запустеет и покорять там будет почти некого. Хан Ямгурчей, последний из астраханских правителей, предпочтет спастись бегством.
Вот так она и закончится история монголо-татар.

А что же татары, те кого мы сейчас величаем этим именем?
Они как жили себе, так и продолжат своё существование. Ассимилировав немногочисленные остатки батыевых степняков они вберут в себя и другие этнические группы, жившие на территории Золотой Орды, и таким образом закончится формирование этничности татарского народа, он распространится в пределах новых татарских государств на довольно обширные территории Поволжья и Сибири.

Так виноваты ли татары в тараро-могольском иге? Не являются ли и они жертвами завоевателей, что принесли с собой столько злобы из холодной Монголии? Судить вам.

Однако, история не отановилась после вырождения монгольской ветви. Государства, что пришли на смену Орде, были конкурентами усиливающейся Московии и князья воевали с ними. В частности, поводом к взятию Казани стали участившиеся набеги казанских отрядов на русские города. Вокруг этого события нагнетается много страстей современной мифологией (что появляется в татароязычных учебниках краеведения), и насилие чинимое Грозным преувеличивается и демонизируется. Но всё это от лукавого, ведь в данный период равные воевали с равными.
Это части идеологической работы, что ставит целью разобщение народов России. А факты говорят о тесном взаимодействии русских и татар ещё до вхождения Казани в Московское государство и о том, что после этого события татары вошли равноправной частью в зарождающуюся российскую нацию и участвовали в обороне Москвы от поляков в Смутные времена.

Но почему же тогда в течении столь долгого времени в русской историографии доминировал миф о злобных татарах, почему он был так живуч?
Объяснение, надо сказать, простое.
Вектор развития России, что был установлен Петром, предполагал примат западничества. Всё западное объявлялось позитивным и положительным, азиатчина была заведомо темной силой. А во времена формирования первых университетов и академий, в России доминировали немецкие ученые деятели. Собственно немцы, и прошедшие обучение в Германии русские. А германская историческая наука с однозначным презрением относилась к азиатским нациям и никак не желала разглядеть отличие татар от татаро-монголов.
То есть, сами того не осознавая, потомки тех немцев что проиграли спор за доминирование на Чудских берегах, малевали своих бывших конкурентов черным цветом. А может и осознавая, кто знает!
Знаменитый историк Карамзин был, к сожалению, воспитанником той самой западнической традиции и дал, по мнению многих сегодняшних этнографов, необъективную оценку развитию татарской линии в российской истории.

Между тем я, как родившийся в одном из татарских городов, могу сказать только хорошие слова в адрес татар. С самого детства я жил бок о бок с этими людьми и сумел довольно неплохо приглядеться к ним и увидать черты их национального характера. Недостатки в нем конечно есть, а у кого их нет? Но зато и достоинств хватает. Большинство татар очень добросовестные, основательные люди, они, как правило, хорошие профессионалы, поскольку привыкли добиваться поставленных целей. К тому же они очень чистоплотны, в татарской среде бытует буквально культ чистоты, и эта особенность мне более всего импонирует.
Но главное и основное-то всё в том, что в татарских городах самые краивые девушки, ну просто очень красивые. Тут и писать нечего, это видеть надо!

Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора Носовский Глеб Владимирович

Кто такие монголы-татары?

Кто такие монголы-татары?

Из кого состояли монгольские войска?

В западных документах сохранились прямые указания на то, что татарами называли русских. Например, в документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» - Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т. п. - говорят об их русском происхождении.

Автор книги «Русские в Золотой Орде» (М., 1978) М. Д. Полубояри?нова свидетельствует: «Рашид ад-Дин говорит о прибавлении к войску хана Токты «войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих…» Здесь же сказано, что именно русский всадник из войска Токты в 1300 году «ранил в бою Ногая…». Повествуя об Узбеке и столице его Сарае, арабский автор ал-Омари говорит: «…у султанов этого государства рати черкесов, русских и ясов». Известно, что в армии татар участвовали русские князья с их войсками!

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, «вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска» (М. Д. Полубояринова).

Арабский путешественник Ибн-Баттута (XIV век) писал: «В Сарае Берке было много русских». Более того: «Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди» (А.А. Гордеев).

Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им «русским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них «главную массу»! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными.

А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню и, как овчарня, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга…»

Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, болгары - то есть славянские племена. Переведя слово «монгол» из письма короля, получим попросту, что «вторглись великие (= мегалион) народы», а именно: русские, бродники с востока, болгары и т. д. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово «монгол = мегалион» его переводом = «великий». В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова) (рис. 10).

Рис. 10. Монгольский воин, как его сегодня представляют историки, пользуясь китайскими рисунками. Старинная китайская миниатюра

Цитируем снова книгу Гордеева:

«В сторону Запада требовалась защита границ (Монголии. - Авт. ) против Польши, Литвы и Венгрии. Для наблюдения и защиты границ в эту сторону Батыем по линии правого берега реки Днепра было образовано военное поселение из населения, выведенного из русских княжеств… Поселение это прикрывало с запада территорию всей Орды. В сторону соседних монгольских улусов верховного хана и среднеазиатского были образованы военные поселения по линии рек Яика и Терека… В состав пограничного поселения на линии Терека вошли народы русские, с Северного Кавказа, пятигорские черкесы и аланы… Наиболее прочная оборона… требовалась в сторону Запада от течения Дона и северо-западных границ русских княжеств, так называемого Червонного Яра… Этот район… и послужил для расселения одной из значительных групп русского, выведенного с их родины, народа… От центра Золотой Орды - Сарая - во все стороны, на тысячи верст, были установлены почтовые линии. По всем линиям были через 25 верст установлены ямы… На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых также производилось русским народом. Установленная система управления Золотой Орды обслуживалась преимущественно русским народом. Монголы не имели своих историков».

Мы видим, как было организовано Монгольское государство = Золотая Орда. Всюду - русские. В войсках, в жизненно важных узлах Империи. Русские контролируют пути сообщения и коммуникации. Где же монголы? Нам говорят: на высших командных постах. Но их почему-то не свергают «покоренные рабы», не только вооруженные и составляющие подавляющую часть войска, но и владеющие переправами и т. п. Это выглядит чрезвычайно странно. Не проще ли считать, что описывается Русское государство, которое никакой внешний враг не покорял.

Итальянец Плано Карпини (XIII век), проезжая через якобы только что покоренный монголами Киев, почему-то не упоминает ни об одном монгольском начальнике. Десятским в Киеве преспокойно оставался, как и до Батыя, Владимир Ейкович. Первых татар Карпини увидел за городом Каневом. Таким образом, обнаруживается, что и многие важные командно-административные посты также занимали русские. Монгольские завоеватели превращаются в каких-то невидимок!

Много ли было монголов?

Монголы глазами современников.

Как одевались монголы и русские в то время?

Еще со школьной скамьи каждый из нас слышал, что завоеватели монголы-татары (или татаро-монголы) - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с далеких границ Китая. Считается, будто пришлых татаро-монгол было «очень много». В то же время современные историки в специальных трудах рисуют совсем другую картину: после завоевания Руси татаро-монголы занимают в своем же войске лишь командные должности, иначе говоря, «их совсем мало». А основная часть - русские. Но тогда становится непонятным, каким образом небольшое число конных дикарей, пришедших издалека - с границ Китая, могло покорить многие мощные цивилизованные страны (вплоть до Египта), заставив население этих стран служить в своем войске.

Посмотрим, что пишут об этих монголах их современники (см. рис. 11).

Рис. 11. Угон русского полона в Орду. Миниатюра из венгерской хроники, датируемой 1488 годом. Обращает на себя внимание, что монголы, угоняющие полон в Орду, изображены в казацких шапках. У них ярко выраженные славянские лица и бороды. Они одеты в русские одежды - длиннополые кафтаны, сапоги. Пленные - в западноевропейской одежде: платье до колен, башмаки и т. п. Бород у них нет. Если бы эту миниатюру рисовали в наше время, то «монголов» изобразили бы типичными азиатами, а пленных «русских» нарисовали бы в точности так, как на этой старой миниатюре изображены «монголы». Но старый художник еще не знал романовской версии «татаро-монгольского ига» на Руси и простодушно нарисовал то, что было в действительности

Обстоятельный обзор сведений о монголах в западных источниках дал Гордеев в своей «Истории казаков».

«В 1252–1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни… Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы».

Обратим внимание читателя, что Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

Не нужно думать, что эта «татаро-монгольская» одежда в те времена отличалась от западноевропейской. Рубрикус пишет: «Жены русские, как и наши (сам он - западно-европеец. - Авт. ), носят на голове украшения и отделывают подол платья до колен полосами горностаевого и другого меха; мужчины носят верхнюю одежду наподобие немецкой». Карамзин прямо пишет, что «путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов». Таким образом, русская одежда XIII века (при татаро-монголах) не отличалась по виду от западноевропейской.

Мы привыкли называть монголо-татарами войска легендарного завоевателя Чингисхана и его потомков. Хотя на самом деле отношения между двумя народами не были союзническими. В самом начале XIII века монголы попытались полностью истребить татар, что им практически удалось.

Это был один из исторически подтвержденных случаев геноцида. Как же так получилось, что название почти полностью уничтоженного народа распространилось на их гонителей?

Племена враждовали

Сейчас татарами именуют представителей нескольких разрозненных тюркоязычных этносов, живущих в Поволжье, Крыму, Сибири, Казахстане и Средней Азии. Все они когда-то были покорены монгольскими захватчиками. Но изначально этноним «татары» относился лишь к одному племени, обитавшему в бассейне реки Халхин-Гол рядом с озером Буйр-Нур. Это северо-восток современной Монголии.

Все татары делились на несколько родов: алухай, алча, дутаут, нераит, хойин и чигин. Как и меркиты, кереиты, ойраты, баргуты и найманы, они входили в общность так называемых дарлекин-монголов, противопоставляющих себя нирун-монголам. Все эти племена непрестанно враждовали, часто совершая друг на друга грабительские набеги. Междоусобицы мешали людям наладить мирную жизнь, торговлю, развивать хозяйство и различные промыслы.

Несмотря на это, к середине XII века татары стали весьма влиятельным и многочисленным племенем, их этноним стал употребляться в широком смысле, когда говорилось в целом о монгольских племенах.

Иранский ученый Рашидаддин Фазлаллах Хамадани (1247-1318 гг.) в своем труде «Джами ат-таварих», название которого переводится как «Собрание историй», пишет, что общая численность татарских родов к началу XIII века составляла около 70 тысяч домов (семей), и многие люди считали за честь причислять себя к представителям этого племени.

Данный факт подтверждает и другой источник – «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в 1240 году. Исторический документ повествует о становлении и жизненном пути легендарного основателя огромной империи. «Сокровенное сказание монголов» называет татарское племя одним из наиболее могущественных и опасных врагов Чингисхана.

Поскольку род великого завоевателя, который назывался «Кият», а также его отец Есугэй-багатур и другие близкие люди часто подвергались грабительских набегам со стороны татар, у Чингисхана были к ним личные счеты.

Объединение монгольских племен в единую силу, сосредоточенную в руках легендарного полководца, происходило в непростой борьбе. Кровавые междоусобицы, раздиравшие народ изнутри, прекратились только после не менее жестоких мер по централизации власти. Участь татар, несмотря на их силу и могущество, была решена.

Победа Чингисхана

Битва состоялась весной 1202 года в низовьях реки Халхин-Гол, где она впадает в озеро Буйр-Нур. Это значит, что стороной-агрессором были войска Чингисхана, напавшие на земли татар.

Перед походом легендарный завоеватель предпринял ряд мер, направленных на укрепление воинской дисциплины. Так, он объявил своим соратникам, что их ждет неминуемая казнь в случае побега с поля брани. Любое отступление – и головы полетят с плеч.

Еще одним нововведением стал запрет на разграбление имущества врагов до достижения полной победы над ними. Дело в том, что монгольские племена часто нападали друг на друга с одной целью – завладеть чужим имуществом. Предки и родственники Чингисхана сами настрадались от таких набегов. Часто прямо во время битвы, вместо того чтобы преследовать бежавшего противника, воины бросались хватать все, что плохо лежит: одежду, домашнюю утварь, посуду. Это давало врагам возможность перегруппироваться и напасть снова.

Чингисхан понимал порочность данной практики. Он заявил своим соратникам, что теперь дележ награбленного будет производиться после завершения битвы, и каждый воин получит свою долю. А имущество, причитающееся павшим в бою, достанется их вдовам и детям. Этот закон был с энтузиазмом воспринят в войске, идея справедливого распределения военной добычи не устроила только представителей знати, которые прежде пользовались своим привилегированным положением, присваивая большую часть награбленного добра.

То есть, Чингисхан задался целью создать профессиональную армию из толпы воинственных кочевников, стремящихся к разбою. И это ему удалось. Укрепление дисциплины и поднятие боевого духа в войске принесли победу легендарному завоевателю. Применив знаменитую тактику окружения противника, Чингисхан без особых потерь добился победы.

А имущество татар, которые были самыми богатыми среди кочевников, захватчики честно поделили между собой.

Истребление народа

Родственники и ближайшие соратники Чингисхана определили судьбу покоренных татар на специально организованном совете. Поскольку проигравшие битву неоднократно совершали набеги на представителей победившего племени, было принято беспрецедентное по своей жестокости решение – полностью истребить всех татар.

Исключение сделали лишь для детей, чей рост не превышал высоты тележного колеса. Некоторых молодых и красивых женщин монголы также пожалели, взяв в наложницы. Остальных пленных полностью порешили, только небольшой горстке людей удалось бежать. Истребление было организовано методично и расчетливо. Пытавшихся спастись людей преследовали войска.

Кстати, сам Чингисхан взял в наложницы двух сестер-татарок, которых звали Есукат и Есулан. И супруга его внука Бату-хана – Боракчин-хатун – тоже принадлежала к этому народу.

Согласно одной из легенд, которую устно передавали друг другу представители народности карагаш, живущей на юге современной России, они являются прямыми потомками тех татар, которым удалось спастись от армии Чингисхана, спрятавшись среди зарослей деревьев. Собственно, словосочетание «кара агаш» переводится как «черное дерево». Так эти люди стали называть себя в благодарность силам природы за спасение от неминуемой гибели.

Выжившие люди были вынуждены присягнуть на верность Чингисхану и вступить в его армию. А через несколько лет подросшие татарские дети, оставшиеся жить у захватчиков, также влились в состав общего этноса, объединенного великим ханом. Поскольку о многочисленном и влиятельном племени татар было широко известно в разных странах, войска завоевателей часто называли монголо-татарами.

Согласно преданию, супруга Чингисхана – Бортэ-хатун – усыновила одного татарского мальчика. Она назвала его Шики-Кутуку. Говорят, что Угэдэй – один из наследников великого завоевателя – относился к нему как к своему старшему брату.

Впоследствии многие представители татарского племени стали влиятельными эмирами, военачальниками и чиновниками в государствах, основанных потомками Чингисхана.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!