Древняя монголия история. Великая Монгольская империя: расцвет и падение

история монголии, история монголии бажу ноён турция

  • 1 Доисторический период
  • 2 Древний период
    • 2.1 Хунну (209 до.н.э - 93 н.э)
    • 2.2 Сяньбийское государство (93 н.э- 234 н.э)
    • 2.3 Жужаньский каганат (330 - 555)
    • 2.4 Тюркский период (555 - 848)
      • 2.4.1 Тюркский каганат (552 - 603)
      • 2.4.2 Восточно-тюркский каганат (603 - 744)
      • 2.4.3 Уйгурский каганат (742 - 848)
    • 2.5 Киданьский каганат (907 - 1125)
    • 2.6 Монголы (VI - XII)
  • 3 Средневековье
    • 3.1 От племенного строя к Монгольской империи XIII-XIV веков
    • 3.2 Монголия в период династии Северная Юань (1368 - 1691)
    • 3.3 Монголия в составе Цинской империи (1691 - 1911)
  • 4 Новый период
    • 4.1 Монголия (1911-1921)
    • 4.2 Период социализма (1921 - 1990)
    • 4.3 Современная Монголия (1990 -)
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 См. также
  • 8 Дополнительная литература

Доисторический период

См. также: Археология в Монголии, Доисторический Ордос и Доисторическая Центральная Азия

Впервые гоминиды, не ставшие предками человека разумного, чьи останки обнаружены на территории Монголии, имеют возраст около 800 тысяч лет назад.

Палеолит

Со времён верхнего палеолита сохранились пещерные рисунки в Северной синей пещере (Khoid Tsenkheriin Agui) в Кобдоском аймаке и в Белой пещере (Tsagaan Agui) в аймаке Баянхонгор..

Неолит и медный век

Неолитическое земледельческое поселение обнаружено на территории Восточного аймака. Относящиеся к тому же периоду находки с запада Монголии включают лишь временные поселения охотников и собирателей.

Население медного века по антропологическим характеристикам было монголоидным на востоке современной Монголии и европеоидным на западе.

Бронзовый век

Распространение культуры плиточных могил

Во II тыс. до н. э. в течение бронзового века в западной Монголии ощущалось влияние карасукской культуры. К этому периоду относятся многочисленные Оленные камни и мини-курганы, известные под названием «керегсюрен»; согласно другим теориям, «оленные камни» датируется 8-7 вв. до н. э. Протомонгольские племена проживавшие в Монголии создали так называемую культуру плиточных могил. Территория расселения плиточников была необычайно широка: от Байкала, на севере, до Ордоса и предгорий Нань-Шаня (возможно, и Тибета) на юге, и от Хингана на востоке, до предгорий Алтая на западе. Культура плиточных могил была самой восточной из значительных степных культур Южной Сибири. Центр распространения культуры - Монголия, Южная Сибирь и Внутренняя Монголия. Памятники встречаются в Монголии, в южном Прибайкалье и Забайкалье от Саян до Маньчжурии, на Малом Хингане, плато Вэйчань, в северо-западном Китае (Синьцзяне).

Железный век

Крупный погребальный комплекс железного века 5-3 веков, используемый также и позднее, во времена Сюнну, был раскопан археологами близ Улангома в Убсунурском аймаке.

Вплоть до XX века некоторые историки предполагали, что скифы происходили из Монголии, что нашло отражение и в русской литературе (Александр Блок: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!»). 6-5 вв. до н. э. область проживания скифов доходила до запада Монголии. Мумия 30-40 летнего скифского воина, давностью около 2500 лет, со светлыми волосами, была обнаружена в монгольской части Алтайских гор.

Древний период

Хунну (209 до.н.э - 93 н.э)

Основная статья: Хунну Хунну

У китайцев все кочевники на севере были известны под единым названием «бэйди», то есть северных варваров, тем не менее есть основание предполагать, что в числе их были не только монголы, но и маньчжуры.

Каждый народ получал своё название от имени владетельного дома, которым он управлялся. Ведя постоянные междоусобные войны, племена Монголии иногда заключали между собой и союзы, причём обыкновенно делали набеги на Китай, посылавший дары предводителям племён и тем откупавшийся от их вторжений. Когда с 480 г. до н. э. Китай разделился на семь уделов, кочевники Монголии нередко служили одним уделам против других. Такой порядок вещей ещё более научил кочевников набегам на Китай, а китайцы начали совокупными силами оттеснять их на север.

За три века до н. э. три сильных удела, прогнав северных кочевников, укрепились со стороны их длинными стенами, по объединении же Китая под властью Цинь Шихуанди эти отдельные стены были соединены и составили собой одну Великую стену Китая. У оттиснутых на север кочевников к 214 г. до н. э. образовались три сильных ханства: в Восточной Монголии - Дунху, в Средней Монголии, - самое большое, Хунну, от Ордоса по всей Халхе, и к западу от Ордоса - Юэчжи. Монгольские учёные относят хунну к протомонголам.

Властитель Хунну, Модэ-шаньюй (209-174), покорил Дунху (предков современных монгол), рассеял Юэчжи (ариев) и объединив под своей властью все пространство в Центральной Азии, основал империю хуннов, простиравшуюся от пределов Маньчжурии на востоке до казахских степей на западе и от Великой стены на юге до нынешних пределов России на севере.

В 202 году Модэ начал опустошительные набеги на Китай, окончившиеся тем, что китайский двор признал туранского хана равноправным и обязался выдавать за него своих царевен, посылая ежегодно известное количество даров. При преемниках Модэ прибывавшие с царевнами китайцы научили хуннских правителей управлять на основании законов, взимать подати и вести письменные ведомости. С 71 г. до н. э. возникли несогласия в царствующем доме хуннов, значительно его ослабившие. Несколько возвысились хунны снова лишь при Хуханье-шаньюе (57-31) и существовали самостоятельно ещё около двух с половиной веков; затем южные области их ханства поддались Китаю, северные же погибли всецело от внутренних несогласий.

Из ранних протомонгольских племён выделяется племенной союз сяньби, заключивший с Китаем в середине I века н. э. союз против Северной Хунну. Первое серьёзное поражение сянбийцы наносят хунну в 87 году н. э. начале II века сяньбийцы уже настолько сильны, что совершают набеги на Китай, однако терпят постоянные неудачи.

Сяньбийское государство (93 н.э- 234 н.э)

Основная статья: Сяньби Сяньби

В 141 году родился великий сянбийский полководец и император Таньшихуай. Императором (старейшиной) сяньби он становится в 14-летнем возрасте, через 2 года он наносит урон динлинцам и сокрушительное поражение хунну и вытесняет их из забайкальской степи. 166 году Таньшихуай отражает китайцев, вторгшихся в земли сяньби. Умер первый император монголов в 181 году. Сяньбийская держава Тоба-Вэй просуществовала до середины третьего века.

Жужаньский каганат (330 - 555)

Основная статья: Жужаньский каганат Жужаньский каганат

Жужаньский каганат - государство кочевых монголоязычных народов, которые господствовали в степях Центральной Азии в 330-555 гг. Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби.

Профессор филологии и путешественник Матиас Кастрен предполагал, что в 1-2-м тысячелетиях н. э. в процессе переселения народов самоедские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу, где они положили начало таким народам как ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Часть же самодийцев оставшихся на юге, согласно «южной гипотезе», впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы и др. Тюркские племена, пришедшие с Западной Сибири постепенно вытеснили и ассимилировали других народов. Некоторые монголы, угры, самодийцы ассимилированы тюркскими мигрантами. середине I тысячелетия н. э. ираноязычные скифы, населявшие территорию Центральной Азии полностью ассимилированы тюрками.

В 552 году тюрки разбили жужаньское войско и в 555 году Жужаньский каганат прекратил существовать. После упадка Жужаньского государства часть жужаней ушли на восток и другая часть осталась в территории современной Монголии.

Тюркский период (555 - 848)

Тюркский каганат (552 - 603)

Основная статья: Тюркский каганат

После жужаней на сцену выступили тюкюэ, подчинившие своей власти весь северо-западный край, между тем как юго-восточными и южными степями владели сначала монголоязычные кидани, потом кумоси; возникали и другие дома, управлявшие под эгидой китайцев и получавшие от них как свои титулы, так и поддержку своей власти. период Танской династии (620-901) особенно усилилось племя хуйхэ, или уйгуров.

Восточно-тюркский каганат (603 - 744)

Основная статья: Восточно-тюркский каганат

Восточно-тюркский каганат (603 - 744) - государство кочевых тюрков. 603 году произошёл распад Тюркского каганата на Западный и Восточный.

Уйгурский каганат (742 - 848)

Основная статья: Уйгурский каганат

Уйгурский каганат - тюркское государство, пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату. 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Синьцзян. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в южном Синьцзяне. Было принято общее для всех название - уйгуры. 840 году енисейские кыргызы основали Кыргызский каганат. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Синьцзяна. Индоевропейский народ тохары, обитавшие в Синьцзяне ассимилированы пришлыми уйгурами в IX веке.

Обычно утверждается, что енисейские кыргызы в отличие от степных предшественников после разгрома своих противников, не распространились по территории Центральной Азии, а продолжали жить в Минусинской котловине. Кыргызы победив уйгуров, не воспользовались плодами своей победы. Поэтому военные победы кыргызов в Центральной Азии оказались недолговечными. После их прихода, степи Центральной Азии охватил хаос и анархия. Проживая вдали от мировых торговых путей, они не понимали его значения. П.П.Азбелев отмечает тот факт, что в китайской летописи почти не записывали хронику Кыргызского каганата. Историки считают, что упадком Уйгурского каганата 300-летние господство тюрков закончилось и тюрки ушли с Монгольского плата. Влияние Кыргызского каганата в Монголии было незначительным.

Киданьский каганат (907 - 1125)

Основная статья: Киданьский каганат Кидани, татабы-монголы, сяньбийское государство Тогон (285–670), тоба-монгольское государство Северная Чжоу (557-581) в 565 гг. Киданьский каганат

Кидань-монголы с V века являлись значительной силой в Северо-Восточном Китае. И хотя им удавалось наносить поражения армиям империи Тан, создать централизованное государство они смогли лишь к 907 году.

В 907 году киданьский правитель Амбагай (Елюй Амбагай) основал Киданьский каганат в Северо-Восточном Китае. конце 916 года Амбагай совершил большой военный поход, в результате которого под властью киданей оказалась обширная территория - вся юго-восточная часть современной Монголии и прилегающие области автономного района Внутренняя Монголия КНР. После завоевания Северного Китая государство Кидань стало могущественной империей и 916 году Амбагай получил титул «Великого священномудрого и Великого просвещённого небесного императора». Примерно в эти годы Амбагай основал столицу своего государства (на территории современного хошуна Байрин-Цзоци городского округа Чифэн в автономном районе Внутренняя Монголия КНР). Завоевания киданей в Центральной Азии были завершены к 924 году и киданьские походы поставили конец гегемонии тюрков на Монгольском плато. Амбагай переименовал его государство в Ляо или Великое Железное государство.

При правлении Амбагая было создано киданьское письмо.

В 925 году кидани собрали огромную армию не только из своих воинов, но и покорённых народов и союзников для нападения на государство Бохай. За короткое время они захватили его, создав на месте Бохая вассальное государство Дундань. Во главе Дундань был поставлен старший сын Амбагая.

В начале XII века прежде подвластные киданям чжурчжени подняли мятеж и в 1115 году они основали династию Цзинь. Цзиньско-ляоская война продолжались в течение 10 лет. 1122 году китайская Империя Сун и Цзинь заключили стратегический союз против Ляо. Империя Сун пыталась вести наступательные действия против Ляо, но безуспешно. связи с пассивностью сунской армии кидане сделали попытку нейтрализовать империю Сун и обезопасить свои южные границы. Полководец Елюй Даши, потомок Амбагая был назначен главнокомандующим Южным маршрутом. 1123 году в войну вмешалось тангутское государство Западное Ся на стороне киданей. Конное войско тангутов разбило несколько мелких отрядов цзиньцев, но в решающем сражении чжурчжэни нанесли ему сокрушительное поражение. 1123 году по предложению чжурчжэней был поставлен вопрос о мире с тангутами, которым Цзинь за отказ от поддержки киданей предложила несколько киданьских областей (Северный Ганьсу и Западная Внутренняя Монголия). Вскоре тангуты, убедившись в силе цзиньских армий, признали сюзеренитет Цзинь. Единственными союзниками киданей оставались некоторые монгольские племена, включая хамаг-монголов. Ослабевшая Киданьская империя была окончательно завоевана в 1125 цзиньскими войсками. Однако сразу после окончания войны между бывшими союзниками начались разногласия. Империя Сун не собиралась выполнять условия договоров, что привело к началу новой войны. 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей. 1127 году чжурчжэни захватили Кайфэн, включив в своё государство север Китая. Многие монгольские племена, которые обитали близко к границе чжурчженской империи стали вассалами чжурчжэней.

Елюй Даши в начале 1124 года провозгласил себя императором нового государства Северная Ляо но Северная Ляо скоро прекратила существовать. Несколько сотни тысяч киданей под командованием его отступили на запад и некоторое время пытались продолжать борьбу с чжурчжэнями, однако были разгромлены. Елюй Даши вместе со своими людьми отправились на запад и они завоевали себе земли в Средней Азии, и образовали там Каракитайское ханство (1124 - 1218).

Монголы (VI - XII)

Археологические находки подтверждают, что монголы жили в степях Монголии и Забайкалья после упадка Жужаньского каганата.. Для контроля над ними правители тюркских каганатов размещали в Западном Забайкалье своих ставленников из этнических тюркских племен. Им принадлежат немногочисленные по сравнению с могилами местного монголоязычного населения курганные кладки тюркского облика. Но концу I тыс. господство тюркских племен в степях Центральной Азии закончилось, началось возвышение монгольских племен. С IX века или после падения Уйгурского каганата влияния монгольских племен опять выросли и к концу IX-началу X веков монголы распространялись на прежних землях древних монгольских государств, до Хингана на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Байкала на севере до Великой Китайской стены на юге.

В летописях Танской династии впервые встречается имя монголов; они называются здесь «шивэй монгу». X и XI вв., по летописям Сунской династии, прозвание «шивэй» отпадает, и монголы именуются уже просто «мэнгу», «монгу» или «монгули». Весьма вероятно, что первоначально это имя принадлежало одному из племён народа шивэй, которое, постепенно возвышаясь, распространило своё название и на другие племена, кочевавшие в XI веке на севере и востоке Монголии. Сами монголы помнят, что после разгромления тюрками монголы пришли в местность, названная как Эргунэ-кун, а затем украшают своё происхождение легендами. По одному мифу монголы произошли от серого волка и пёстрой лани; другая легенда сообщает, что родоначальник монголов, Буданчар, был чудесным образом зачат вдовой Алан-гоа от связи с небесным духом. Некоторыми учеными название "Эргэнэ-кун" ассоциируется с названием реки Эргүнэ (Аргунь). Монголы отступили на восток после падения Жужаньского каганата. Судя по данным Сокровенного сказания монголов, монголы, вышедшие из Эргунэ-Куна вернулись в Бурхан-Халдун в VIII веке. Согласно «Сокровенному сказанию», первопредки Чингис-хана Борте-Чино и Гоа-Марал кочевали на Бурхан-Халдун, у истоков Онона.

По мнению Н. Н. Крадина и Т. Д. Скрынниковой, Эргунэ-кун стал центром политии, образование которой было связано со взаимодействием аборигенного населения (монголов) и пришедших на эту территорию тюркоязычных мигрантов с запада.

Средневековье

От племенного строя к Монгольской империи XIII-XIV веков

Основная статья: Монгольская империя Древнемонгольский шишак

Бодончар приобрёл главенство над соседними племенами. Его потомок в восьмом колене Есугэй-багатур распространил свою власть на значительное пространство, а сын Есугэя Тэмуджин сделал имя монголов известным всему миру. С него современные монголы и начинают свою историю. Тэмуджин, более известный под именем Чингисхана, родился на берегах реки Онон в начале второй половины XII века. Он был ещё ребёнком, когда умер его отец; эта смерть послужила сигналом к отпадению племён, дотоле признававших власть Есугэя.

Монгольская империя в 1207 г.

Однако, постепенно Чингисхан подчинил себе сначала мелкие, потом и более сильные племена и в 1206 году был провозглашён великим ханом, приняв имя Чингиса и народу своему дав название «монгол» (как полагают - потому, что сам он происходил от древнего племени шивэйских монголов). 1211-1215 был завоёван Северный Китай до реки Хуанхэ; в 1220 г. монголы подчиняют себе Бухару и Хорезм, в 1221 и 1222 подчиняют Хорасан, Ирак и Армению, а в 1223 году появляются в причерноморских степях (битва на Калке). Умер Чингисхан в 1227 г. и перед смертью разделил свою империю между четырьмя сыновьями, из которых Угэдэю было предоставлено верховное управление государством.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Весной 1235 года в местности Талан-даба созывается Великий курултай для подведения итогов тяжёлых войн с империей Цзинь и Хорезмом. Было принято решение вести дальнейшее наступление по четырём направлениям. Лучшие войска были направлены на запад - против русских, половцев, булгар и на восток - против Корё (См. Монгольские вторжения в Корею ). Кроме того, было запланировано наступление на южнокитайскую империю Сун, а действовавшему на Ближнем Востоке нойону Чормагану направлены значительные подкрепления. результате Западного похода в 1242 году монгольские войска достигли Адриатического моря, однако из-за смерти Угэдэя в конце 1241 года монгольские военачальники вернулись на историческую родину для выборов нового Великого хана. После сложных интриг на курултае, который состоялся только в 1246 году, Великим ханом был избран Гуюк. При Гуюке монгольские войска вступили в Тибет, а также расширили монгольские владения в Грузии и Армении. Однако Гуюк скончался в 1247 году, и нужно было выбирать нового Великого хана.

В 1251 году в Средней Азии состоялся курултай, на котором Великим ханом был избран Мункэ. Однако его противники заявили, что это избрание было незаконным, так как курултай проходил не на территории Монголии. Вспыхнул конфликт, переросший в первую вооружённую борьбу за престол на территории Монгольской империи. Мункэ подавил противников и продолжил территориальную экспансию: монголы пошли на Ближний Восток и напали на китайское государство Южная Сун. походе на Сун в 1259 году умер Мункэ.

Со смертью Мункэ остановились все военные походы монголов. 1260 году на курултае в Кайпине великимм ханом был провозглашён Хубилай, хотя ранее другой курултай в столице Монголии - Хархорине провозгласил великим ханом Ариг-бугу. Борьба между Хубилаем и Ариг-бугой за верховную власть в Монгольской империи длилась до 1263 года. Однако после этого началась вражда между Хубилаем и Хайду, правившим в Средней Азии. 1271 году Хубилай провозгласил в Пекине основание династии Юань. Указ формально распространялся не только на удел Хубилая (в который входила также Монголия), но на всю Монгольскую империю. Последняя фактически распалась на ряд самостоятельных государств - помимо Юань (понимаемой как удел Хубилая) существовали Золотая Орда, государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Формально они признавали сюзеренитет Хубилая и его преемников.

Основная статья: Юань (династия)

Монголия в период династии Северная Юань (1368 - 1691)

Основная статья: Северная Юань

После крушения империи Юань в 1368 году монгольские императоры вернулись на историческую родину, где преобладало кочевое хозяйство, а местные феодалы сопротивлялись политике централизации. Монголия официально носило название "Государство Монголия" (Монгол Улс)" и "Северная Юань" (только некоторые императоры использовали этот название) в этот период.

С 1388 по 1400 годы на монгольском престоле сменилось пять ханов, все они умерли насильственной смертью. Власть великого монгольского хана стала номинальной, делами государства вершили такие феодалы, как Нагачу и Аругтай. Потомки Хубилая неоднократно теряли власть, которая оказывалась в руках потомков Ариг-буки и Угэдэя. Китайские императоры Чжу Юаньчжан и Юнлэ вели успешные войны против монголов, причём на территории собственно Монголии. С конца XIV века резко усилились западные монголы - ойраты.

Процесс феодализации начался у ойратов позже, чем у других монгольских племён, но шёл быстро. Ойратские правители (тайши), избавившись от зависимости от монгольского хана, сами перешли к активным действиям. Тогон-тайши одержал в 1434 году крупную победу над восточными монголами и даже пытался провозгласить себя великим монгольским ханом. Его сын Эсэн-тайши стал фактическим правителем всей Монголии. 1449 году Эсэн разгромил полумиллионную китайскую армию и взял в плен императора (см. Тумуская катастрофа). Восточномонгольские феодалы во главе с Дайсун-ханом сделали попытку избавиться от ойратского владычества. Однако в 1452 году Эсэн одержал решительную победу над восточными монголами, а в 1454 году провозгласил себя великим монгольским ханом. Это было вопиющим нарушением монгольских законов, ибо Эсэн не был потомком Чингис-хана. 1455 году Эсэн пал жертвой междоусобиц.

Монгольские государства в 14-17 вв. Монгольский каганат, Ойратское ханство и Могулистан Монгольские государства в 14-18 вв. Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство, Калмыцкое ханство и Могулистан

Приблизительно в 1479 году великим монгольским ханом был провозглашён семилетний Бату-Мункэ, являвшийся потомком Чингис-хана. Он стал называться «Даян-хан», то есть «великий юаньский хан». Вдова его дяди, Мандухай-хатун, ставшая его женой, лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. результате последующих военных походов вся Монголия оказалась под властью Даян-хана, его ставка расположилась на реке Керулен.

В 1488 году Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено («данью» Китай называл фактическую межгосударственную торговлю). Однако уже в 1495 году монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 году Даян-хан перенёс свою ставку в завоёванный Ордос. 1504 году Даян-хан вновь обратился к китайскому двору с просьбой принять от него дань. Несмотря на согласие китайского двора, в том же году монголы совершили опустошительное нападение на Датун и другие пограничные области Китая. Мирная торговля с Китаем полностью прекратилась на 70 лет. Даян-хан с 1514 по 1526 год совершал ежегодные нападения на северные области Китая, неоднократно доходя до окрестностей Пекина.

Объединённая Монголия просуществовала недолго. Вскоре после смерти Даян-хана в 1543 году разгорелся первый междоусобный конфликт. XVI веке Монголия вновь распалась на ряд княжеств: она была разделена между сыновьями Даян-хана. С этого времени среди восточных монголов начинают различать северных (халхасы) и южных (туматы, ордосцы, чахары). Несколько позже, на западе Халха-Монголии родственником Даян-хана, Шолой-Убаши-хунтайджи (1567-1630) было образовано государство Алтан-ханов, ставшее оплотом борьбы восточных монголов с ойратами.

Значительное место среди князей Южной Монголии занимал Туметский Алтан-хан (1543-1582), который в 1554 году основал город Гуйхуачэн (современный Хух-Хото). После смерти Даян-хана он занял лидирующие позиции среди восточных монголов. 1552 году Алтан-хан предпринял поход против ойратов, которые стали угрожать позициям восточных монголов в Ордосе и Кукуноре. Ойраты потерпели от него поражение. Разобщённостью ойратов и их ослаблением в результате похода Алтан-хана воспользовались восточномонгольские князья, организовавшие против ойратов серию военных походов. результате основная часть ойратов была вытеснена в район монгольского Алтая и полностью отрезана от рынков Китая.

В начале XVII века Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по три стороны от пустыни Гоби. Номинальным титулом всемонгольского хана и его печатью обладал глава Чахарского ханства Лигдан-хан (правил в 1604-1634 годах), так как он считался старшим среди потомков Чингис-хана. Лигдан-хан безуспешно боролся за объединение страны перед лицом маньчжурской агрессии. Феодальный сепаратизм усилился настолько, что в начале XVII века многие монгольские князья охотнее становились вассалами маньчжурского хана, чем монгольского.

Создатель маньчжурского государства Нурхаци и его сын Абахай понимали, что задача завоевания огромного Китая неосуществима без покорения Южной Монголии. Для её покорения Нархаци и Абахай применяли тактику, направленную на раздробление сил монголов. 1620-х годах Нурхаци удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии.

В борьбе с маньчжурами империя Мин сделала основную ставку на Лигдан-хана, но ему не удалось заручиться поддержкой северных монголов, а большинство князей Южной Монголии выступили на стороне маньчжур. Потерпев в 1634 году поражение от Абахая, Лигдан-хан с остатками войск отошёл в Кукунор, где вскоре умер, а его сын капитулировал перед маньчжурами. 1636 году по повелению Абахая собрался съезд правителей 16 южномонгольских княжеств, на котором Абахая провозгласили всемонгольским ханом. том же году Абахай дал своему государству новое название - Цин.

Изменение внешнеполитической ситуации в регионе способствовало консолидации ойратских племён, что привело к образованию сильного централизованного государства - Джунгарского ханства; время его образования относят к 1635 году, когда глава племени чорос Батур-хунтайджи объединил ойратские племена.

С 1620-х годов русские начали построить остроги в Северной Монголии. 1688 году войска монгольского Тушэту-хана Чахундоржа напали на Селенгинский острог но они отступили из-за недостатка огнестрельного оружия и неготовности к долгосрочной осаде. До 1688 года Чахундорж нанёс несколько сильных ударов по русским острогам и монгольская кавалерия разгромила русских казаков, которые старались построить остроги в монгольской провинции Хувсгел.

Халха-Монголия стала ареной борьбы между Джунгарским ханством и империей Цин. Цинам удалось склонить некоторых правителей Халхи к принятию подданства маньчжурского императора. Такое положение дел беспокоило джунгарского хана Галдана, который вмешался в усобицы в Халха-Монголии. Это привело в 1690 году к ойратско-цинской войне. 1697 году Галдан потерпел полное поражение и покончил жизнь самоубийством; Халха-Монголия была включена в состав империи Цин. 1715 году ойраты попытались вернуть Халху. Империя Цин в это время находилась в сложном положении, и попыталась заключить военный союз против Джунгарского ханства с волжскими калмыками и Россией. 1739 году обе стороны, изнурённые длительными войнами, заключили мирный договор, по которому ханству была возвращена значительная часть ранее утраченных территорий.

После смерти Галдан-Цэрэна в Джунгарском ханстве вспыхнула ожесточённая борьба за власть. Империя Цин, воспользовавшись благоприятным для себя моментом раскола вражеского государства, ввела туда огромные войска, которые к 1758 году уничтожили не только само государство, но и практически всё его население (истребили 2/3 ойратов, всё население Джунгарских ойратов составляло около 600 000 человек).

Монголия в составе Цинской империи (1691 - 1911)

Основная статья: Монголия в составе Цинской империи Маньчжурская империя в 1820 г.

В составе Цинской империи территория Внешней Монголии представляло собой отдельное имперское наместничество, поделённое на четыре ханства (аймака) и пограничный Кобдоский округ, расположенный на крайнем западе по соседству с Синьцзяном. Аймаки распадались на хошуны - традиционные для Монголии феодальные уделы, имевшие относительно чёткие границы. Однако при маньчжурских императорах хошуны из наследственных владений превратились во временные пожалования, ибо для вступления в наследственное владение и управление требовалось получение монгольскими князьями инвеституры от императора, считавшегося верховным собственником всех монгольских земель. С целью ослабления влияния князей цинские власти дробили аймаки на всё новые хошуны, доведя их число с восьми в 1691 году до 111 к XIX веку.

Все мужчины-миряне в возрасте от 18 до 60 лет считались солдатами-ополченцами (цириками), и по первому требованию маньчжурских властей каждая административная единица должна была выставлять и содержать, из расчёта один воин от десяти семей, вооружённых всадников в полной экипировке. Основными функциями монгольского ополчения были несение караульной службы на границах с Россией и участие в операциях маньчжурской армии в Китае, часто в качестве полицейской силы. Отвлечение на военную службу значительной части производительного населения в условиях его малочисленности тяжёлым бременем ложилось на экономику страны.

В 1644 году на базе Монгольского управления (Мэнгу ямэнь) Монгол жургаан, была создана Палата внешних сношений (Лифаньюань), в ведении которой находились «внешние» народы: монголы, тибетцы, русские, тюрки. Она была следующим после императора звеном управления Монголией. Палате могли служить только маньчжуры и монголы; китайцы туда не допускались.

В подчинении Палате находились императорские наместники - помощник цзяньцзюня (генерал-губернатор), который командовал всеми монгольскими войсками, имевший резиденцию в городе-крепости Улясутае и ведавший делами (с 1786 года) двух западных аймаков - Дзасактуханского и Сайнноёнханского, а также два его помощника (амбани), которые управляли двумя восточными аймаками - Тушетуханским и Цэцэнханским, с резиденцией в Урге (с 1761 года). Там был расположен монастырь Их-хурэ - резиденция первосвященника Монголии Богдо-гэгэна. Урга постепенно превращалась в фактическую столицу. Хэбэй-амбани (с 1762 года) управляли пограничным округом из города Кобдо. Маньчжуры принесли с собой в Монголию детальную регламентацию всей общественной жизни и осуществляли жёсткий контроль за её соблюдением, хотя основой законодательства для монголов были традиционные монгольские установления, записанные до маньчжурского господства.

В первой половине XVIII века на положение скотоводов Монголии начал оказывать негативное воздействие внедрявшийся в экономику страны китайский торгово-ростовщический капитал. При оседлых пунктах (главным образом монастырях) росло число торговых слобод с лавками, магазинами, складскими и жилыми помещениями. Они становились центрами оптовой и розничной торговли. Значительная разница между низкими закупочными ценами на монгольские товары и высокими продажными ценами на китайские товары создавала для китайских торговцев возможность быстрого обогащения. К середине XIX века в Монголии при прямой поддержке маньчжурских властей открыто действовали отделения нескольких десятков китайских торговых и ростовщических фирм, главным образом пекинских и шаньсийских. Русская торговля ограничивалась проведением раз в три года ярмарки в Кяхте и деятельностью русских купцов вдоль тракта Кяхта-Урга-Калган (с уплатой крупных пошлин).

Новый период

Монголия (1911-1921)

Основные статьи: Монгольская национальная революция , Китайская оккупация Монголии , Монгольская народная революция , Монголия (1911-1921) Монголия в 1915 г.

Монгольская Национальная Революция произошла в 1911 году, руководимая высшей халхавской знатью при поддержке Российской империи, свергла двухвековую зависимость Халхи от империи Цин. результате революции было основано независимое государство (каганат) во главе с теократическим монархом Богдо-гэгэном. «Богдо-ханская Монголия» или «Богдо-ханство» - именование, принятое в историографии; официально государство носило имя «Государство Монголия» (Монгол Улс).

Период социализма (1921 - 1990)

Основная статья: Монгольская Народная Республика

Современная Монголия (1990 -)

Основная статья: Монгольская демократическая революция

Примечания

  1. Хүрээлэнгийн эрдэм шинжилгээний ажлын ололт амжилт Institute of Mongolian Archaeology
  2. 1 2 3 Eleanora Novgorodova, Archäologische Funde, Ausgrabungsstätten und Skulpturen, in Mongolen (catalogue), pp. 14-20
  3. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии, 1975
  4. История Монголии, Том 1, 2003
  5. Археология Забайкалья
  6. The Mysterious Scythians Burst Into History
  7. Archeological Sensation-Ancient Mummy Found in Mongolia
  8. Кляшторный С. Г. Формирование древнетюркской государственности: от племенного союза до первого Тюркского каганата
  9. 1 2 3 4 5 6 История Монголии. Том I (2003)
  10. 1 2 3 4 5 История Улан-Удэ (2012)
  11. «ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ» в Советской исторической энциклопедии
  12. Т.Барфилд
  13. 1 2 3 4 В.Ушницкий: Кыргызский каганат - кочевая империя или раннее государство?
  14. Бурятия в древности
  15. 1 2 История Монголии. Том II. Улаанбаатар (2003)
  16. Сокровенное сказание монголов. Параграф § 1
  17. Крадин Н.Н., Скрынннкова Т.Д. Империя Чингис-хана / Н.Н. Крадин, Т.Д. Скрынникова. - М. : Вост. лит., 2006. - 557 с. - ISBN 5-02-018521-3 (в пер.)

Литература

  • Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н. Н. Предварительные результаты изучения урбанизационной динамики на территории Монголии в древности и средневековье // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л.Е., Коротаев А. В. М.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 40-48.

См. также

  • Монгольские государства
  • Протомонголы
  • Монгольские племена
  • Монголосфера
  • История Бурятии
  • История Сибири
  • Монгольское плато
  • Звериный стиль
  • Евразийская степь
  • Кяхтинский краеведческий музей
  • Керексуры
  • Хуяг (доспехи)
  • Баян-Ундэр - хуннское городище
  • Дырестуйский Култук - хуннский могильник
  • Ильмовая падь - могильник хуннской знати

Дополнительная литература

  • vostlit.info Источники монгольской истории
  • Сокровенное сказание монголов. Тексты, комментарии, проч.
  • Сокровенное сказание монголов - оригинальный текст
  • отрывок из "Монгольского исторического словаря"
  • Лев Гумилёв«Тайная» и «явная» история монголов XII-XIII вв.
  • Лев Гумилёв Древняя Русь и Великая степь. Иноверие и инославие.
  • Лев Гумилёв Древняя Русь и Великая степь. Яса и борьба с ней.
  • СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
  • vostlit.info ДОКУМЕНТЫ - Китай

история монголии, история монголии бажу ноён турция

История Монголии Информацию О

Монголия – страна, расположившаяся в Восточно-Центральной Азии. С севера она соседствует с Российской Федерацией, со всех остальных сторон – с Китаем.

Страна, честно говоря, не очень популярна у туристов, и напрасно, здесь есть что посмотреть, ведь история у этой страны героическая и когда-то она владела почти всей Евразией.

Краткая история Монголии

Период образования Монгольской империи относится к 1206 году, Чингисхан объединил монгольские племена, между Маньчжурскими и Алтайскими горами. Территория Монголии была значительно больше, за счет завоеваний Чингисхана и его побед в войнах, которые, по свидетельству историков, отличались своей невероятной жестокостью.

Почти вся Азия, а также земли Китая, Средней Азии, Ирана, части Киевской Руси – все он когда-то принадлежали завоевателю Чингисхану, а сама Монгольская империя когда-то была самой огромной во всей мировой истории. В древние времена Монголия занимала огромную территорию, простираясь от Польши с запада до Кореи на востоке, от Сибирских земель с севера и до самого Персидского залива на юге.

Монголия – что посмотреть

Монголия считается одной из самых интересных стран Азии. Здесь не так много архитектурно-исторических памятников, зато есть уникальная природа, которую можно еще назвать девственной. Ехать сюда стоит именно любителям экологического туризма, а вот тем, кто привык к удобствам пятизвездочных отелей здесь делать нечего, им не понравится поездка и не впечатлят достопримечательности Монголии.

Бескрайние просторы степей, пустыни и солончанки, дикие горы, изумрудные озера – привлекают сюда любителей экологического туризма.

Главная столичная достопримечательность – колокол мира, также стоит посетить чисто в рамках культурной программы мавзолей Сухэ-Батора,увидеть знаменитую «ханскую ставку», дворец Богдыхана и старинный монастырь Гандан.

Если вечером есть время, чтобы лучше узнать страну, сходите в монгольский Театр оперы и балета или посмотрете выступления монгольского национального танцевального ансамбля.
В южной части Улан-Батора есть рынок Наран-тул и современный парк аттракционов. Вообще, ежегодно в столице появляется что-то новое, а сама она становиться чище и привлекательней для туристов.

Другие достопримечательности Монголии

В 39 км от Улан-Батора над долиной, невероятной красоты, расположен монастырь Манзушир, который любят посещать туристы. В древнем поселении Дулун-Болдог есть священное место, которое считается у монголов священным – гора Богд-Ул, как утверждают, это место рождения Чингисхана. Можно посетить озеро Хубсугул – один из глубочайших водоемов в ЦА, здесь круглый год пасутся табуны лошадей и яков.

Западнее столицы можно увидеть развалины древнего Каракорума, бывшей когда-то столицы монгольской империи. До наших дней сохранился лишь дворец хана Угдея, остатки каменных стен,а также древние культовые строения и чудом сохранившиеся ремесленные кварталы.

Невдалеке находится самый крупный в это стране старинный буддийский монастырь Эрдэне-Зу, священная гора с монастырем Зумод, а также, монастырь Шант-Хид. Обязательно посетите живописный водопад на реке Орхон.

В пустыне Гоби, если удастся, побывайте на уникальном кладбище древних животных, живших на Земле 100 млн лет назад.

Климат в этой стране очень сухой, резко континентальный, можно даже сказать самый континентальный на земле. В январе средняя температура от минус 35 до минус 10 градусов, в июле от плюс 15 до 26, на юге страны до 40 С. Осадков выпадает немного.

Самое лучшее время для приезда в Монголию, это период с мая по октябрь. В это время здесь тепло, дожди идут часто, но и быстро заканчиваются.

Кухня у монголов преимущественно мясная, жирная и тяжелая для тех, кто привык к рыбе и овощам. Зато много молока, которым полезно запивать индийский чаванпраш (см. ).

Средний обед в ресторане или кафе на двоих обойдется примерно от 10 до 20 долларов, хотя можно, наверное, поискать места, где питаются местные, наверняка, там будет на порядок дешевле.

Монголия быстро меняется и в хорошую сторону, стараясь стать привлекательней для туристов. Виза в Монголию россиянам не нужна, ее ставят при въезде, и находиться по ней можно до трех месяцев.

В XII веке монголы кочевали в Центральной Азии и занимались скотоводством. Данный вид деятельности требовал постоянной смены мест обитания. Для приобретения новых территорий нужна была сильная армия, которая у монголов была. Ее отличала хорошая организация и дисциплина, все это обеспечило победное шествие монголов.

В 1206 году состоялся съезд монгольской знати - курултай, - на котором хана Темучина избрали великим ханом, и он получил имя Чингис. Сначала у монголов вызывали интерес обширные территории в Китае, Сибири и Средней Азии. В дальнейшем они направились на запад.

Первыми на их пути встали Волжская Булгария и Русь. Русские князья «познакомились» с монголами в сражении, которое состоялось в 1223 году на реке Калке. Монголы напали на половцев, а те обратились за помощью к своим соседям, русским князьям. Поражение русских войск на Калке было обусловлено разобщенностью и неорганизованными действиями князей. В это время русские земли были значительно ослаблены междоусобицами, а княжеские дружины больше заняты внутренними разногласиями. Хорошо организованное войско кочевников сравнительно легко одержало первую победу.

П.В. Рыженко. Калка

Нашествие

Победа на Калке была только началом. В 1227 году умер Чингисхан, и во главе монголов встал его внук Батый. В 1236 году монголы решили окончательно разобраться с половцами и в следующем году разбили их возле Дона.

Теперь настала очередь русских княжеств. Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена. После наступила очередь Коломны и Москвы. В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, княжеская семья погибла в пожаре.

После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок. На реке Сити русичи потерпели поражение. Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.

Южная Русь всю тяжесть нашествия ощутила весной 1239 года. Первыми жертвами стали Переяславль и Чернигов. К осаде Киева монголы приступили осенью 1240 года. Защитники отбивались три месяца. Взять город монголы смогли только с большими потерями.

Последствия

Батый собирался продолжить поход уже в Европу, но состояние войск не позволило ему этого сделать. Они были обескровлены, и новый поход так и не состоялся. А в отечественной историографии период с 1240 по 1480 год известен как монголо-татарское иго на Руси.

В этот период практически прекратились все контакты, в том числе и торговые, с Западом. Монгольские ханы контролировали внешнюю политику. Сбор дани и назначение князей стали обязательными. Всякое неповиновение жестоко каралось.

События этих лет нанесли русским землям значительный урон, они сильно отстали от европейских стран. Экономика была ослаблена, земледельцы уходили на север, пытаясь обезопасить себя от монголов. Многие ремесленники попали в рабство, и некоторые ремесла просто перестали существовать. Не меньший ущерб понесла культура. Многие храмы были разрушены, а новые не строились в течение долгого времени.

Взятие Суздаля монголами.
Миниатюра из русской летописи

Однако некоторые историки считают, что иго приостановило политическую раздробленность русских земель и даже дало в дальнейшем толчок для их объединения.

Можно в чем угодно убедить
Целую страну наверняка,
Если дух и разум повредить
С помощью печатного станка.
И. Губерман


История монголо-татарского ига на Руси представляется сплошной цепью несоответствий. Даже если отдельные звенья этой цепи можно принять за исторические события, то между собой у них связь отсутствует.

Летописцы-монахи утверждают, что взяв русские города, Батый сжигает их дотла. Население уничтожает или уводит в плен. Короче, всячески старается привести земли в состояние недееспособности. Как же теперь он собирается «брать» дань, если нет ни скотины, ни посевов, ни людей? Да еще после разграбления срочно уходит в степь. В степи ни фруктов, ни овощей. Климатические условия тяжелые. От ветра и снега спрятаться негде. Рек мало. Развлечься и то негде. Нам объясняют: это народ такой. Им с тушканчиками веселее. Любят они это дело. Выходит, посевы вытоптали, теплые удобные дома сожгли и быстрее сбежали в голодную, холодную степь. Население забрали с собой. Кого не забрали, тех убили. При этом оставшихся (очевидно, трупы) обложили данью. Хочется, как Станиславский, воскликнуть: «Не верю!»

Конечно, если тебя заставляют придумывать боевые действия, а ты ни одной пары сапог не стоптал, немудрено «захват территории» перепутать с «карательной экспедицией». Ведь именно карательную экспедицию описывают летописцы, одновременно представляя Батыя как захватчика. Окружению Батыя тоже не нужна карательная экспедиция. Окружение — это старшие чингизиды, т.е. сыновья Чингиз-хана. Ведь Батый — только его внук. Им не нужна слава «завоевателя Батыя». Им плевать на нее. Даже нет. Они ненавидят ее. Из-за славы Батыя они остались в тени, стали людьми второго сорта. Им незачем дальше идти с Батыем. Каждому чингизиду хочется иметь свой богатый улус (область), в котором сидеть маленьким независимым царьком. Так происходило во всех восточных странах. Там теперь блаженствуют оставленные чингизиды.

По свидетельству историка Ала ад-Дина Ата-Малика, получив улус, монгольский наместник получает звание Сбабна и после этого на войну уже не ходит. Ему теперь и так хорошо.

Тем не менее нас убеждают, что монгольское войско скромно покидает захваченную русскую территорию и смиренно удаляется в степь собирать сухие лошадиные лепешки для обогрева юрт. Как сильно меняются монгольские нравы, когда дело касается Руси? Причем у тех монголов, которые не соприкасаются с Русью, нравы остались прежние. А на Руси монголы совершенно на монголов не похожи. Почему же историки не посвятят нас в эти таинственные инкарнации?

Единственный, кто попытался указать причину скоропостижного ухода Батыя в степь до наступления весны, это исследователь генерал М.И. Иванин. Он утверждает, что от сочной травы средней полосы, которая зазеленеет весной, монгольские лошади непременно должны сдохнуть. Они привыкли к худосочной, степной. А сочная трава с русских лугов для них вроде отравы. Поэтому единственное, что гонит Батыя в степь до наступления весны, это отеческая забота о лошадях. Мы, конечно, не владеем такими тонкостями конского корма. И это утверждение М.И. Иванина ставит нас в тупик. Было бы интересно покормить монгольскую лошадь сочной травой и посмотреть, сдохнет она или нет? Но для этого ее из Монголии выписать надо. Накладно получается. А если вдруг не сдохнет? Куда ее потом девать? Мы на 11-м этаже живем.

В общем, опровергнуть данное утверждение мы не можем, но слышим о таком явлении впервые.

Вот что о походе Батыя говорят официальные источники:
«В декабре 1237 г. Батый вторгся в русские земли… Серьезного сопротивления рязанцы оказать не могли: они могли выставить не более пяти тысяч воинов. Монголов было много больше. Русские летописи говорят о «бесчисленном воинстве». Дело в том, что каждый монгольский воин вел с собой не менее трех лошадей — ездовую, вьючную и боевую. Прокормить такое количество животных зимой в чужой стране было непросто… Только в феврале было взято 14 городов, не считая слобод и погостов».

Итак, дремучие леса. Отсутствие дорог. Декабрь. Зима в разгаре. Мороз трещит. Может ночью и до 40 доходит. Снега, где по колено, где по пояс. Сверху корка твердого наста. В русские леса заходит армия Батыя. Здесь необходимо заняться некоторыми подсчетами, чтобы иметь более-менее внятное представление о численности войска монголов. По мнению многих историков, армия Батыя насчитывала 400 000 человек. Это соответствует представлениям «о бесчисленном множестве». Соответственно лошадей в три раза больше, т.е. 1 200 000 (один миллион двести тысяч). Что ж, давайте отталкиваться от этих цифр.

Значит, в леса вошли 400 тысяч воинов и 1 миллион 200 тысяч лошадей. Дороги нет. Как быть? Кто-то впереди должен ломать наст, остальные за ним гуськом: монгол, лошадь, лошадь, лошадь, монгол, лошадь, лошадь, лошадь, монгол… По-другому никак. Хоть по речке иди, хоть по лесу.

Какая же получается длина цепочки? Если каждой лошади отведем, например, по три метра. То 3 метра, умножить на 1 миллион 200 тысяч лошадей, получается 3 миллиона 600 тысяч метров. Проще говоря, 3600 километров. Это без самих монголов. Представили? Если впереди наст ломают со скоростью быстро идущего человека примерно 5 км/час, то последняя лошадь только через 720 часов окажется там, где стояла первая. Но по лесу можно ходить только днем. Короткий зимний день 10 часов. Выходит, 72 дня понадобится монголам для перехода на самое маленькое расстояние. Когда речь идет о цепочке лошадей или людей, вступает в силу эффект «игольного ушка». Всю нитку надо тянуть через игольное ушко, даже если она длиной 3600 км. И быстрее никак.

Исходя из приведенных расчетов, удивляет скорость боевых действий Батыя — только в феврале 14 городов. За февраль такую кавалькаду невозможно просто провести по 14 городам. Римляне, в отличие от монголов, продвигались по лесам Германии со скоростью 5 километров в сутки, хотя это было летом и без лошадей.

Надо понимать, войско Батыя все время находилось или на марше, или на штурме, т.е. ночевали постоянно в лесу.

А мороз-то в этих местах по ночам до 40 градусов бывает. Нам показывали инструкцию, как таежнику нужно из веток сделать заслон с подветренной стороны, а с открытой стороны расположить тлеющее бревно. Оно будет обогревать и заграждать от нападения диких зверей. В таком положении можно переночевать при 40-градусном морозе и не замерзнуть. Но представить, что вместо таежника будет монгол с тремя лошадьми, никак не выходит. Вопрос не праздный: «Как монголы выжили зимой в лесу?»

Чем же прокормить лошадей зимой в лесу? Скорее всего — нечем. А 1 миллион 200 тысяч лошадей в сутки съедают примерно 6000 тонн корма. На следующий день опять 6000 тонн. Потом опять. Снова вопрос без ответа: «Как можно прокормить столько лошадей в условиях русской зимы?».

Вроде ведь несложно: количество корма умножить на количество лошадей. Но по всему видно, историки не знакомы с арифметикой начальной школы, а мы обязаны считать их серьезными людьми! Генерал М.И. Иванин допускает, что численность монгольского войска составляла 600 000 человек. Про количество лошадей, в этом случае, лучше не вспоминать. Подобные высказывания Иванина невольно наталкивают на мысль: не было ли у генерала привычки по утрам злоупотреблять «горькой»?

Дешевые рассказы о том, как лошади в 30-градусный мороз копытами выдалбливают прошлогоднюю траву из-под метрового слоя снега и наедаются до отвала, в лучшем случае — наивность. Не протянет лошадь зиму в Подмосковье на одной траве. Ей овса требуется. И много. Это в теплых климатических условиях лошадь на траве до весны дотянет. А в мороз расход энергии у нее другой — повышенный. Так что не дожили бы «батыевы» лошади до «победы». Это так, на заметку академическим историкам, мнящим себя биологами. Вычитывая в исторических трудах подобные «научные» изыскания, хочется прошипеть: «Бред сивой кобылы!» Но нельзя. Это очень оскорбительно для кобылы! Сивая кобыла никогда не поперлась бы на всю зиму в русский лес. И любой монгол такого бы не сделал. Даже если б его звали Сивый Батый. Монголы в лошадях разбираются, жалеют их и прекрасно знают, что им можно, а чего нельзя.

До такого могли додуматься только сивые историки, для которых бред, очевидно, обычное состояние.

Самый простой вопрос: «Зачем вообще Батый взял лошадей?» На лошадях по лесу зимой не ездят. Кругом ветки и заросли. Зимой по насту лошадь не пройдет и километра. Она просто поранит себе ноги. Разведку на лошадях в лесу не ведут, погони не устраивают. Даже ускакать зимой в лесу на лошади не удастся, обязательно на сучок напорешься.

А как можно использовать лошадей при штурме крепостей? Ведь не умеют лошади по крепостным стенам лазить. Они под крепостными стенами только гадить будут со страху. При штурме крепостей лошади бесполезны. А ведь именно во взятии крепостей заключается весь смысл похода Батыя, и ни в чем другом. Тогда к чему эта лошадиная эпопея?

Вот в степи, да. В степи лошадь — это способ выживания. Это образ жизни. В степи тебя лошадь кормит и возит. Без нее никак. Печенеги, половцы, скифы, кипчаки, монголы и все остальные степные жители занимались разведением лошадей. Причем только этим и ничем иным. Естественно, что на таких просторах воевать без коня немыслимо. Войско состоит только из конницы. Пехоты там отродясь не бывало. И не потому все монгольское войско на конях, что умные. А потому, что степь.

Вокруг Киева есть леса, а есть и степи. В степях половцы и печенеги «пасутся», потому у киевских князей тоже конница имеется, хотя немногочисленная. И совсем другое дело северные города — Москва, Коломна, Тверь, Торжок и т.д. Нету там у князей конницы! Ну не ездят там на конях! Негде! Лодка — там главное средство передвижения. Ладья, моноксил, однодревка. Тот же Рюрик не на лошади Русь покорял — на лодке.

Немецкие рыцари иногда использовали лошадей. Но их огромные закованные в железо кони играли роль бронированных таранов, т.е. современных танков. И только в тех случаях, когда имелась возможность доставить их к месту назначения. Ни о каких кавалерийских атаках в северных лесах речи идти не могло. Основные войска севера были пешие. И не потому, что тупые. А потому, что там условия такие. Не было дорог ни для конных, ни для пеших. Вспомним хотя бы подвиг Ивана Сусанина. Завел поляков в лес и амбец! Не выбраться уже из него. Это мы говорим о 17-м веке, когда цивилизация кругом. А в 13-м? Вообще ни одной дорожки. Даже самой маленькой.

То, что Батый водил зимой, по русским лесам миллионы бесполезных лошадей, выдается летописцами как верх военного искусства. Но поскольку из летописцев в армии никто не служил, то они не понимают, что с военной точки зрения — это маразм. Ни один полководец в мире не совершил бы такой глупости, включая Батыя.

Почему-то историки забыли еще про одно животное, которое являлось основной тягловой силой монгольского войска, верблюда. Конница — это для наступления. А грузы тащили верблюды. Почитайте труды восточных путешественников. Да и современные ученые с удовольствием описывают, как войско Батыя на тысячах верблюдах выдвигалось к Волге из Каракумов. Даже сетуют на трудности перевоза верблюдов через Волгу. Они ведь сами не плавают. А потом как-то раз… и верблюды в полном составе испарились с горизонтов истории. Обрывается судьба бедных животных на другом берегу могучей реки. В связи с этим к историкам возникает вопросик: «КУДА ВЕРБЛЮДОВ ДЕЛИ?»

Нас убеждают, что население русских городов, узнав о приближении врага, расселось по домам и стало дожидаться монголов. Почему же во время остальных многочисленных войн население поднималось на защиту своей земли? Князья договаривались между собой, выставляли рать. Оставшееся население покидало дома, пряталось в лесах и партизанило. И только в период монголо-татарского ига все население упорно жаждало помереть при штурме монголами родного города. Может ли быть объяснение столь массовому проявлению любви к домашнему очагу?
Теперь непосредственно о штурмах Батыем городов — крепостей. Обычно во время штурма крепости нападающие несут огромные потери, поэтому открытого штурма стараются избежать. Нападающие идут на всяческие ухищрения, чтобы завладеть городом без штурма. В Европе, например, основной способ захвата крепостей -это длительная осада. Защитников крепости морили голодом и жаждой, пока те не сдавались. Вторая разновидность — подкоп, или «тихая сапа». Такой способ требует много времени и осторожности, но благодаря фактору внезапности позволял избежать многочисленных потерь. Если же не удавалось взять крепость, ее просто обходили и шли дальше. Уж очень муторное это дело — крепости брать.

В случае с Батыем мы видим молниеносное взятие любой крепости. В чем же гениальность такого поразительного эффекта?

Некоторые источники повествуют о наличии у монголов камнеметательных и стенобитных машин, которые возникают как бы ниоткуда, сразу по прибытии монголов к месту штурма. Протащить их по лесу невозможно. По льду замерзших рек тоже. Они тяжелые, лед проломят. Производить на месте — нужно время. Но если в месяц по 14 городов брать, значит, запаса времени тоже нет. Откуда же тогда они берутся? И как нам этому верить? Нужны хоть какие-то основания.

Другие историки, очевидно, понимая абсурдность ситуации, про осадные машины молчат. Но скорость взятия крепостей не снижают. Как же все-таки можно «брать» города с такой скоростью? Случай-то уникальный. Аналогов в истории не имеется. Ни один завоеватель в мире не смог повторить «подвиг Батыя».
«Гений Батыя», очевидно, должен лечь в основу изучения тактики всех военных академий, но ни один преподаватель военной академии никогда не слышал о тактике Батыя. Почему историки скрывают ее от военных?

Главной причиной успеха монгольского войска называют его дисциплину. Дисциплина держится на жесткости наказания. За «непослушного» воина головой отвечает весь десяток, т.е. все товарищи, с кем он «служит», могут быть подвергнуты смертной казни. Также могут пострадать родственники «проштрафившегося». Вроде понятно. Но если учесть, что в войске Батыя самих монголов было менее 30%, а 70% составлял кочевой сброд, о какой же дисциплине может идти речь? Печенеги, половцы и другие кипчаки — это обычные пастухи. Ни на какие десятки их в жизни никто не разбивал. О регулярной армии они по сей день ничего не слыхали. Не понравилось ему что-то, развернул коня, и ищи ветра в чистом поле. Ни его самого, ни семью не отыщешь. Что, кстати, они и демонстрировали неоднократно. В других войнах кочевники предавали партнеров при малейшей опасности или просто переходили на сторону противника за небольшое вознаграждение. Уходили по одному и целыми племенами.

Главное в психологии кочевника — выжить. У них нет Родины, в смысле обозначенной территории. Соответственно им не приходилось защищать ее, проявляя чудеса героизма. Героизм — полностью чуждое для них понятие. Человек, рискующий своей жизнью, в их глазах представляется не героем, а скорее идиотом. Навалиться кучей, чего-нибудь хапнуть и бежать. Только по такой схеме воевали кочевники. Рассказы о том, как пришлый кипчак гордо кричит: «За Родину, за Батыя!». И лезет на крепостную стену, ловко стуча кривыми ногами по самодельной лестнице, никак не складываются в единый образ. Он ведь еще должен грудью закрывать своих товарищей от вражеских стрел. При этом кипчак прекрасно понимает, что никто его потом по степи в инвалидной коляске катать не будет. И пенсию по ранению ему никто не выпишет. А тут лезь на высоту по шаткой лестнице неизвестно зачем. Да еще тебе кипящую смолу за шиворот льют. При этом учтите, что степной кочевник выше лошади никогда никуда не забирался. Карабкаться в высоту по шаткой лестнице для него такой же шок, как и прыжок с парашютом. Вы-то вот сами по приставной лестнице попробуйте хотя бы до четвертого этажа добраться? Тогда отчасти поймете переживания степного человека.

Штурм крепостных стен — сложнейшее из военных искусств. Лестницы и приспособления очень специфичные, сложные в изготовлении. Каждый штурмующий должен знать свое место и выполнять непростые обязанности. Слаженность подразделения должна быть доведена до автоматизма. В бою некогда разбираться, кто держит, кто лезет, кто прикрывает, кто кого заменяет. Мастерство таких штурмов оттачивалось годами. При подготовке к штурму в нормальных армиях строились укрепления, идентичные настоящим. На них до автоматизма тренировали солдат и только потом приступали непосредственно к штурму. За взятие крепостей давались графские титулы, маршальские звания, земли, замки. В честь успешных штурмов чеканились именные медали. Взятие крепости — это гордость каждой армии, это отдельная страница истории.

А тут нам весело рассказывают, что пересадили кочевника с коня на штурмовую лестницу, он и не заметил разницы. Штурмует по две крепости в день, остальную часть суток скучает. Не сойдет кочевник с коня ни за какие коврижки! Он воюет, всегда готовый смыться, и надеется в бою больше на коня, чем на себя. Никакие монголы ему тут не указ. Совмещение в войске Батыя железной дисциплины и кочевого сброда — взаимно исключающие друг друга понятия. Никогда в жизни у степняка даже мелькнуть не может мысль о том, чтобы залезть на крепостную стену. Именно поэтому Великая китайская стена стала непреодолимым препятствием на пути кочевников. Именно поэтому на нее потратили столько людей и средств. Окупилось все сполна. И тот, кто строительство китайской стены задумывал, знал, что окупится. А вот если бы у него советниками наши историки работали, да очки ему втерли про кочевников, которые по крепостным стенам лазят лучше всяких обезьян, а он бы их сдуру послушал. Не стал бы он тогда Великую китайскую стену возводить. И не было бы на свете этого «чуда света». Так что заслуга советско-российских историков в возведении Великой китайской стены это то, что они тогда еще не родились. Слава им за это! И спасибо от всех китайцев.

Дальнейшее имеет отношение не только непосредственно к походу Батыя, но и ко всему периоду монголо-татарского ига. Многим событиям можно дать оценку, рассматривая весь исторический период.

Оказалось, не только Русь страдает отсутствием информации о нашествии монголов. Поход Батыя на Европу в самой Европе также нигде не зафиксирован. Историк Эренжен Хаара-Даван говорит об этом так: «О монголах у западных народов, несмотря на то что они от них столько претерпели, почти ни у кого не имеется более или менее обстоятельных исторических трудов, кроме описания путешественников в Монголию Плано Карпини, Рубрука и Марко Поло». Другими словами, описание Монголии имеется, а описание нашествия монголов на Европу отсутствует.

«Это объясняется тем, — пишет далее Эренжен, — что тогда еще молодая Западная Европа стояла на низшей ступени развития, чем древняя Азия, во всех отношениях, как в области духовной, так и материальной культуры».
Тем не менее он подробно описывает европейские действия монголов. Описывает взятие Будапешта. Правда, слабо представляя, что на то время Буда, это была крепость, стоящая на крутом склоне, окруженная горами, на берегу Дуная. А Пешт — деревня, напротив Буды через реку.

По видению Эренжена, Батый кричит: «Эти не уйдут из моих рук!», когда видит, что войско венгро-хорватов вышло из Будапешта, где оно раньше пряталось. Откуда же войско вышло? Если из Пешта, так деревня, она и есть деревня. Можно было их и там накрыть. А если из Буды, так это только в Дунай, т.е. в воду получается. Вряд ли бы войска туда поперлись. Как же нам понять, что должен означать «выход войск из Будапешта»?
В описании похождений Батыя по Европе присутствует множество красочных мелочей неизвестного происхождения, которые якобы призваны подчеркнуть реальность сказанного. Но при внимательном рассмотрении они как раз-то и подмывают правдивость подобных историй.

Удивляет причина прекращения похода монголов на Европу. Батыя вызвали на совещание в Монголию. А без Батыя что, получается, уже и не поход вовсе?

Эренжен подробно расписывает походы чингизида Ногая, оставленного управлять захваченной частью Европы. В описаниях много внимания уделяется управлению Ногаем монгольскими войсками: «Многочисленная монгольская конница в устье Дуная соединилась с Болгарской и пошла на Византию. Во главе войск стояли болгарский царь Константин и князь Ногай… По данным арабских историков Руки ад-Дина и ал-Муффади, Берке-хан перед своей смертью послал войска под командой князя Ногая для взятия Царь-града… В девяностых годах 13-го века Ногай становится особенно агрессивным. Под его власть попали Тырновское царство, Видинское и Браничевское независимые княжества, Сербское королевство… В 1285 году монгольская конница Ногая вновь хлынула на Венгрию и Болгарию, опустошила Фракию и Македонию».

Нам подробно описывают действия монгольских войск под командованием Ногая на Балканах. Но потом золотоордынский князь Тохта наказывает сепаратистски настроенного Ногая. Он наголову разбивает Ногая под Каганлыком.

Причину поражения Эренжен указывает знаете какую? Сразу и не поверишь. Причина такая: в составе войска Ногая не было ни одного монгола! Поэтому дисциплинированному монгольскому войску Тохты не составило труда разбить войско Ногая, состоящее из всякого сброда.

Как это может быть? Эренжен только что восхваляет действия монгольской конницы под командованием Ногая. Рассказывает, сколько монголов прислал ему хан Берке. И на этой же странице утверждает, что в монгольской коннице… не было монголов. Оказывается, конница Ногая состояла совсем из других племен.

Читая исторические труды, невозможно отделаться от впечатления, что Ногай, а также Мамай были не монголами, а крымскими татарами. Историки против своей воли просто описывают военные походы крымских ханов, не имеющих ничего общего с монголами. Столкновения Ногая с Тохтой в 13 веке и Мамая с Тохтамышем в 14 веке только подталкивают к такой версии. Не знаем, кто по национальности были эти Тохта с Тохтамышем, но Ногай с Мамаем — явно были крымскими татарами. Тем не менее, даже не глядя на ожесточенную борьбу Ногая и Мамая против Золотой Орды, историки упорно продолжают величать их самих ордынцами. Видать, это оттого, что кому-то ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ.

Дошли, так сказать, до убитых. При столь массированных сражениях неминуема гибель огромного количества их участников. Где эти многотысячные захоронения? Где монгольские памятники в честь воинов, «погибших за правое дело Батыя»? Где данные археологов о монгольских кладбищах? Ашельские и мустьерские нашли, а монгольских — нет. Что за загадка природы?

Ну и раз уж монголы в дальнейшем проживали на огромных европейских территориях, то все это пространство должно быть «усеяно» стационарными городскими и поселковыми кладбищами. Их наверняка легко отыскать по монгольским мусульманским мечетям? Просьба к академикам, которые утверждают, что история наука серьезная: «Представьте, пожалуйста, к осмотру». Хочется убедиться в наличии многотысячных монгольских кладбищ, полюбоваться специфическим орнаментом монгольских мусульманских мечетей.

При планировании военной кампании важное место занимает выбор времени года. Особое значение это приобретает при проведении кампаний в странах с холодным климатом.

Начал Гитлер войну против России в конце июня — поздно начал. Взятие Москвы на зиму пришлось. И все, полный провал! Пришел, как шутили советские солдаты, генерал Мороз, а с ним воевать бесполезно. Немецкие военные теоретики по сей день гнусавят: «Просто во время битвы за Москву морозы стояли сильные, поэтому мы и потерпели неудачу». А российские военные им резонно отвечают: «Как же, ребята, при планировании войны можно морозы не учитывать? Если бы не было морозов, так это была бы не Россия, это была бы Африка. Вы-то на войну куда собирались?»

Неразрешимые проблемы возникли у гитлеровских войск из-за русских морозов. Вот что значит начинать войну в конце лета.

До этого француз Наполеон на Русь ходил. Нанес поражение русским войскам при Бородино, вступил в Москву, но тут… зима, морозы. Тоже не подрассчитал. Зимой на Руси делать нечего. Непобедимая французская армия развалилась от голода и холода сама, не глядя на предыдущее победное шествие. Перебиваясь дохлой кониной и изредка крысятиной, французы бежали из России, даже не успевая хоронить своих товарищей.

Известны ли эти титанические примеры историкам? Несомненно. Достаточно им этих примеров, чтобы понять: «Завоевать Русь зимой невозможно!»? Вряд ли.

По их разумению, наступать на Русь легче всего зимой. И Батый, с их подачи, именно зимой планирует и проводит свой поход. Никакие правила военной стратегии историкам не указ. Легко умничать, сидя профессорским задом в теплом кресле. Вывести бы этих умников на военные сборы в январе, чтобы в палатках поспали, мерзлую землю покопали, по-пластунски в снегу поползали. Глядишь, другие бы мысли профессорские головы посещать начали. Может, и Батый тогда по-другому военные кампании планировать начал.

Имеется много необъяснимых вопросов, связанных с утверждением историков о принадлежности монголов к магометанству (исламу). Сегодня официальная религия Монголии — буддизм. Имеется небольшая часть монголов, предпочитающих шаманство. Их можно распознать по наличию страшных масок в юртах. Но официальная религия — буддизм.

Буддизм много веков оказывал влияние на Каракорум (монгольский город, впоследствии ставший столицей) и Китай. Только в 5 веке до н.э. на Китай начал оказывать влияние даосизм. Но и сегодня в Китае огромное количество приверженцев буддизма. Логика подсказывает, что монголы также всегда тяготели к буддизму. Но историки утверждают — нет. По их мнению, до 14 века монголы были язычниками и поклонялись единому Богу Сульде, хотя понятия «язычество» и «единобожие» исключают друг друга. Потом в 1320 году (имеются разные даты) признали ислам. А сегодня монголы почему-то оказались буддистами.

Когда же они стали буддистами? Почему бросили ислам? В каком веке? В каком году? Кто инициатор? Как происходил переход? Кто был против? Имелись ли столкновения на религиозной почве? Но нигде ничего! Не найдете даже самого маленького намека. Почему же академическая наука не дает ответа на такие простые вопросы?

А может, это не историки виноваты? Может, это сами монголы бюрократничают? Тянут с переходом в ислам по сей день, понимаешь! А с историков что взять? Они монголов уже в ислам перевели. Свою задачу, так сказать, выполнили. Они же не виноваты, что монголы к ним не прислушиваются. Или все-таки в чем-то виноваты?

Единственные представители монголов в Европе — калмыки, сегодня строят буддистские хурулы. И при этом на территории Калмыкии нет ни одной мусульманской мечети. И даже развалин мечетей нет. Причем калмыки не просто буддисты, а именно буддисты-ламаисты, точно такие же, как в современной Монголии.

Что же это получается? Кирсану Илюмжинову до сих пор не довели, что он — мусульманин? Прошло уже почти семь веков! А калмыки до сих пор думают, что они буддисты. Значит, виноваты историки! Куда смотрят? Целый народ назло исторической науке исповедует совершенно другую религию. Их что, не касаются научные достижения? Мало того что монгольские монголы не знают, что они мусульмане, еще и российские монголы туда же?! Бардак с этими монголами, куда ни ткни!

Виноваты историки. Их вина. А то чья же? С татарами все понятно. Они и раньше были мусульманами и сейчас мусульмане, хоть крымские, хоть казанские — никаких вопросов. А вот исламский период монголов историками описывают как-то корявенько. И запах от этих описаний нехороший, чем-то несвежим отдает.

Обширная и одновременно темная часть истории — это взаимоотношения религии и власти. Религия — это что-то такое возвышенное и невинное, к земному отношения практически не имеет. Но королевскую корону можешь получить только из рук папы римского. Он же будет решать, можно тебе жениться или разводиться. Крестовый поход начнется только, если он объявит. Да и просто пукать опасно, если предварительно не получено благословение.
Это общеизвестные правила. Но они наглядно показывают, что христианизация других стран — дело небескорыстное. С остальными религиями дело обстоит точно так же. У кого в руках «религия», тот и решает, кому королем быть. Все просто и понятно. Если подсчитать, сколько из Руси в Византию добра вывезено, пока РПЦ не стала автокефальной, наверное, на эти деньги можно две таких Византии купить.

Религиозные экспансии — неотъемлемая часть истории. За это дело столько крови пролито! За это людей целыми городами и странами уничтожали. И конца этим войнам пока не видно.

Соединение в одних руках церковной и государственной власти в Византии получило название «цезарепапизм». Имеются такие описания периода цезарепапизма:

«Цезарепапизм практически парализовал духовную силу церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в мирских делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате искренняя Вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами. Церковь практически замкнулась в себе, предоставив миру идти своим путем».

И все же непонятно, почему глава византийской церкви не венчает на царство киевских князей? Это же его обязанность. Почему их монголы «венчают»? Точнее, выдают «ярлыки» на Великое княжение. И немаловажный вопрос, кому выдают? Во всех государствах, завоеванных монголами, управлять ставят самого знатного чингизида. Причем чингизиды «кусок пожирнее» желают получить. Ругаются из-за этого, в драку лезут. Как только Руси коснулось, чингизиды уже не ругаются. Уже никто не хочет обзаводиться собственной вотчиной (улусом). Главным на Руси уже не чингизида ставят. Уже руса ставят. Но какая причина? Как это объясняют историки? Не нашли мы таких объяснений. Управление доверяют людям даже не монгольской национальности, хоть это полностью противоречит представлениям о монголах. В Китае, например, монголы даже образовали свою монгольскую династию императоров. Что же мешало им завести свою династию Великих русских князей? Должна, наверное, иметь корни необъяснимая доверчивость монгольских ханов к русским князьям.

Удивляет радушное отношение монголов-мусульман к христианской церкви. Они освобождают церковь от всяких налогов. За время ига построено огромное количество христианских храмов по Руси. Главное, церкви строятся в самой Орде. А если учесть, что пленники-христиане содержатся в ямах впроголодь, то кто же ставит церкви в Орде?
Монголы, согласно описаниям тех же историков, страшные, кровожадные дикари. Уничтожают все на своем пути. Обожают жестокость. Сдирают кожу с живых людей, вспарывают животы беременным женщинам. Для них не существует никаких моральных норм, кроме… христианской церкви. Тут монголы волшебным образом превращаются в «пушистых зайчиков».

Вот данные официальных «исследований» историков: «Однако главная доля влияния монгольского ига на Россию относится именно к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов. Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы — все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность, а главное, такое значение в государстве, что могла, например, позволить себе представлять убежище многочисленному люду, искавшему у нее защиты от княжеского произвола…
В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиреев, иереев и т.д.

Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства…»

Хан Узбек расширил привилегии церкви: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол».

В этой своей исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов — язычников и мусульман — не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.

Именно в века татарского владычества Россия утвердилась в православии, превратилась в «Святую Русь», в страну «многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона». (Фонд «Мир Льва Гумилева». Москва, «ДИ-ДИК», 1993. Эренжен Хара-Даван. «Чингис-хан как полководец и его наследие». Стр. 236-237. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для дополнительного образования). БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.

Интересные имена носили монгольские ханы, представленные нашими историками, — Тимур, Узбек, Улу-Мухаммед. Для сравнения приведем несколько настоящих монгольских имен: Нацагийн, Санжачийн, Намбарын, Бадамцэцэг, Гуррагчаа. Почувствуйте разницу.

Неожиданные сведения по истории Монголии представлены в энциклопедии:
«О древней истории Монголии сведений не сохранилось». Конец цитаты.

О.Ю. Кубякин, Е.О. Кубякин «Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия»

Увлекательная история Монголии, полна различных событий, республика за несколько веков своего существования пережила буквально все. Конечно, сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда эта маленькая и неприметная страна владела половиной мира.

Никто точно не знает, когда же именно началась история Монголии . По официальным данным, первые люди жили здесь, еще во времена палеолита. Во II тыс. до н. э. на территории страны, образовывались первые крупные поселения. Каждое племя носило свое название, между ними, часто возникали междоусобные войны, что делало их легкой мишенью для китайцев. Со временем, маленькие ханства объединялись, теперь Китай стал все чаще занимать оборонительную позицию. Вчерашние кочевники, стали расширять территории своих земель, и совсем скоро стали завоевателями почти всей Азии, поэтому неудивительно, что самобытная культура Монголии так разнообразна и уникальна.

Столица Монголии

Нынешняя – это Улан-Батор. Современный город, в котором проживает около половины населения страны, является самым главным экономическим и культурным центром государства. Исторические и архитектурные достопримечательности привлекают в город все больше туристов. Всего за несколько лет, Монголия превратилась в один из туристических центров Азии.


Население Монголии

Площадь государства составляет 1566 тыс. км²; все основное проживает в столице страны. Как и в любой другой стране, Монголия переживает период масштабной урбанизации. На территории страны проживает около 3 млн. человек. Многовековая история страны, местами печальна, несмотря на многочисленные войны, этнический состав почти не изменился, 90% жителей являются монголами.


Государство Монголия

За всю свою историю, страна пережила много взлетов и падений, в последний раз было признано независимым в 1992 году. Современная Монголия – парламентская республика. Во главе государства – президент, избираемый народом путем всеобщего голосования, сроком на 4 года.


Политика Монголии

Последние несколько лет, нестабильна. Управление страной переходит от одной партии к другой, страна отчаянно пытается, покончить со сложившейся ситуацией. Основная задача государства наладить на данный момент, наладить внутреннюю стабильность, а внешнюю политику.


Язык Монголии

Официальный – монгольский. Часть населения страны также владеют казахским, китайским, корейским, русским и т.д.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!