Сладко дремлет сад темно зеленый. Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый …

На этой странице читайти стихи «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» русского поэта Федора Тютчева , написанные в 1835 году.

Как сладко дремлет сад темно-зеленый...

Как сладко дремлет сад темно-зеленый, Объятый негой ночи голубой! Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой! Таинственно, как в первый день созданья, В бездонном небе звездный сонм горит, Музы ки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит... На мир дневной спустилася завеса, Изнемогло движенье, труд уснул... Над спящим градом, как в вершинах леса, Проснулся чудный еженощный гул... Откуда он, сей гул непостижимый?.. Иль смертных дум, освобожденных сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?..

К счастью, караван двигался, и мы медленно толкали по снежным коридорам, где-то выше, чем автобус. В отсутствие четырех часов мы уже останавливались в горах друг друга за другим, существование которых мы только предвидели. Тьма поглотила все - горы, скрытые его изящными существами и домами тех, кто на ночь.

«Слабые дети», - воскликнул водитель и остальные женщины, услышав, что сегодня вечером мы будем спать за ночь. «Ты не собираешься спать на улице при -25», - невозмутимый мужчина взревел, как человек, и он был красив и пытался предложить ночлег в своем доме. Самое смешное, что не было холодно, что мешало нам строить жилище, а затопленный снег был вверх и вниз по дороге. Большая часть муниципалитета не была тщательно очищена, но глубокие датчики, оставленные нами, помогли исправить палатки, которые не имели ни малейшего преимущества в снегу.

<1835>

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.

Темы стихотворения

Другие стихи Федора Тютчева

Выберите стихи... 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … »

Утром, вытащив голову из палатки, мы проснулись. Мы не могли предсказать такую ​​мерцающую красоту. Вода была заморожена в мороженое в рюкзаке, а затем высушена хлеб с сыром, наполненным редисом и огуречным шербета. Последние лирики и тетриус, которые мы потратили на карту, и запасы продовольствия, поэтому топлива для нового шедевра было недостаточно, чтобы проверить печь, изготовленную из банки, и местная колонна казалась питательной и уже давно устарела.

Ноги часто сталкивались на коленях, которые сильно ударялись по дороге. До монастыря в горах нас сопровождал пухлый щенок, по-видимому, ни один спутник. Нам не так легко, как он. Направляясь друг на друга, они подтягиваются. Ветви ели почти цеплялись за толстую белую подкладку.

Стихотворение Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый … », без сомнения, можно отнести к романтико-философской лирике, столь характерной для поэта: здесь и борьба дневных и ночных стихий, тема земли и неба, вечные вопросы о вере, месте человека во вселенной, его: одиночестве, смысле бытия. Структура стихотворения так же типична для философских произведений поэта: первые строфы — это волшебное описание природы, а последние — философские размышления.

И только в церковь, от неизвестного, где шел ветер, лицо лица было взорвано тяжелыми снежинками. Иди внутрь, есть девушка. Разогрейтесь, - милостиво улыбнулся монах. Только после взятия наших рюкзаков мальчик был брошен через угол угла дуги. Он не сказал нам ни слова, и мы пошли в храм. В самом конце, громко вскрикнул, и подружка бросилась. Мальчик молча молча потянул темную юбку. В этом порядке женщины с брюками здесь не желательны.

Иконы мигающих огней загорелись. В очаге вы слышали немного несчастного случая из открытой двери, это просто дверь, которая приносит вам блеск снега и наши собственные медленные шаги. На маленьких стульях они начали прогреваться, и мальчик продолжал держать храм молча. Иногда он приходил к деревянному счетчику и играл со статуями и фигурами, или немного янтарного воска сверкали наверху духовки, и запах тающего воска несли мысли где-то высоко, возможно, даже на холме Казбеги.

В 1-й строфе создана чудесная картина ночного сада. Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой воспевает ее гармонию с пафосом и страстью, и это впечатление усиливает повторяющееся восклицание «как сладко». Но здесь эпитет «сладко» не кажется приторным, а создает ощущение наслаждения покоем, сном. Картина в высшей степени поэтична, изобилует инверсиями и палитрой цвета. Ее можно было бы сравнить с живописным полотном Куинджи, если бы не голубизна ночи, которая наполня сад воздухом, увеличивает объем, раскрывает замкнутое пространство сада и предопределяет переход к изображению бездонного неба во 2-й строфе.

Теплый снег, ноги и руки, мы не хотели, чтобы все так быстро закончилось. Оставляя наш распорядок дня в арочной, просторной приемной, один из которых идет дождь в церковь, а другой начинает пастись в белые горы, мы немного встаем. Иногда ноги выпивали до коленей, но постепенно оставляли свои глубокие следы намного выше, чем планировалось. В качестве награды за похвальную работу мы съели виноградный сок и колбасы из орехов - черепахи.

Это дети, которых мы поехали, свалили на снег, и заплакали, и задавались вопросом, как быстро ветер сломал наши следы. Когда мы вернулись в церковь ребенка, мы больше не получили его, и запертые двери любой запертой двери, вероятно, означали конец дня. Мы тихо поднялись внутрь, и через несколько часов мы бросились заснеженные носки и перчатки, и в конце концов новорожденный в глубоком небе пригласил нас спать на ночь.

Во 2-й строфе мы ясно ощущаем, что ночь — это не полный покой: она полна звуков, движения. В этой строфе уж ощущается одиночество лирического героя, оказавшего наедине с таинством ночи. Эта неясность, неизведанность «как в первый день созданья», волнует и тревожит героя. Загадочность и тревожность ночи противопоставлены у автора ясности и порядку трудового дня. Здесь чувствуется столь характерная для поэзии Тютчева противоречивость, некоторая парадоксальность мысли: с одной стороны, автор показывает, что именно ночью все стремится к покою, замирает. С другой стороны, жизнь не прекращается, в каких-то проявлениях становится интенсивнее, слышны восклицания, музыка.

Еще до полуночи ветер поднимался, буйная запутанная стена палатки, пока, наконец, ему не удалось уничтожить ее. Неожиданно затмившаяся крыша мы почувствовали на нашей голове. Заколов камни камнем, мы пропустили хорошую четверть часа или даже дольше. Ветер, хотя и бросился на многое, по-прежнему побежден. Спальные мешки все еще были сухими, поэтому сон был теплым. Мы долго слушали ветреные войны вокруг нашей палатки.

Утром из теплого спального мешка не было бы так тяжело, если бы у вас не было холодных туфель. Нам пришлось очень устать, пока мы не смогли открыть бумажные туфли на шнуровке и положить теплые ноги в пылу непослушных ботинок. Вся вода, кроме вчерашней нагретой бутылки с неподвижным льдом, была заморожена. Мы не получили замороженную редьку. Пик Казбека, вчерашний, такой чистый и чистый, ночью скрывается в ночном колпаке. Поездка в горный лагерь - это весело, это похоже на выход из города. «Что ты собираешься сделать в Тбилиси пешком?» - горб - спокойный водитель.

В 3-й строфе главной является антитеза: объятие сном, замирание дневного движения, связанного с материальной деятельностью, и освобождение духовной жизни, мыслительной, «бестелесной» энергии, которая была заключена в телесную оболочку днем. Автор воспринимает эту вырвавшуюся энергию как «чудный, еженощный гул». Возможно, этот образ возникает от напряженного вслушивания в звуки ночи. И этот гул сводил на нет Спокойствие и умиротворение 1-й строфы. Если во 2-й строфе покой сменяется волнением, то теперь настроение становится тревожным и смятенным, такое впечатление достигается многочисленными ассонирующими «у»: «труд уснул», «проснулся чудный», «еженощный гул», «откуда он, сей гул».

Горные тропы были скользкими и наглыми с мятежным снегом, и, как настоящий джентльмен, они старались с уверенностью и элегантностью оторвать хвост автобуса, но потом, подняв шины здесь с такими популярными цепями. Такие машины напоминают миниатюрные треки, звучащие вслух о своих знаменитых существах.

Грузия оставила очень приятное впечатление. Уютные непобедимые люди и горы неописуемой красоты. Литовцам не нужно выезжать визы, поэтому мы пообещали вернуться сюда снова. Не все тайны еще изобрели. Для соратников - Саймона и Барбора. Флорентийская галерея Уффици имела необычайное влияние на нее: часами он стоял и смотрел произведения искусства, его сердце, его голова словно покрывала пламя.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом. Сон раскрепощает все скованные днем-силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, .несут угрозу свету и гармонии. И, задав вечные вопросы, автор как бы останавливается на краю обрыва, предлагая читателю заглянуть в бушующую бездну. Такое умолчание вызывает желание проникнуть в недосказанные мысли автора и найти свой ответ, рождает новые вопросы: зачем думам рваться ввысь, почему им тесно в человеческой оболочке? Наверное, потому, что такова натура человека: его душа стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Это так: увидимся, поздоровайтесь, товарищ. Некоторые люди оживают и исчезают почти бесследно. Без подсказок и без очаровательных воспоминаний. Есть страны, которые приезжают в гости, пытаясь получить то-то и то-то, но они как-то не то же самое. И в следующий раз, когда самолет задерживается, есть два часа непроизвольного контакта, прогулка, неторопливое похмелье. Затем он вернулся и почувствовал: на всю оставшуюся жизнь его не спрашивали. Разочарование, ненависть, любовь с первого взгляда, искреннее недоумение.

Плюс или минус - это ваше личное дело. Важно, чтобы что-то другое: Италия, - мы молимся за это или делаем это, - это та страна, которая загружается. Она почти не оставляет себе места и говорит: Что? Италия терпит крах и не выпускает. Первое ложное влияние этой страны на иностранцев было замечено французским писателем Стендалем. В книге «Неаполь и Флоренция: поездка из Милана в регги» Стендсхалл пишет: Я достиг такого эмоционального состояния, когда блаженное искусство влияет и объединяет чувства.

Тютчев обращается к теме ночи не раз в своих стихотворениях, и ночной гул тоже возникает неоднократно, например:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул …

Это четверостишие близко по смыслу рассматриваемому, даже рифма « уснул — гул» одинаковая. И еще одно стихотворение, в котором слышится тема гула, — зачем ты воешь, ветр ночной?Любопытно, что все эти три стихотворения были написаны в одном 1836 году. И все-таки я воспринимаю это стихотворение (и многие другие тютчевские строки) не как гармоничный набор красных рифм, умело скомпонованных эпитетов и метафор и глубоких, выраженных поэтически мыслей, а как чудо, сотворенное гением.

Чувства, стереотипы, контрасты. Она описала около сотни клинических случаев, когда иностранцы внезапно прибыли во Флоренцию, когда они прибыли во Флоренцию. Что происходит с человеком, который скрывает эту инвалидность с романтическим именем? Потухающий пот, ослабление пустоты или наоборот - неописуемый приток сил. У Имы головокружение, нарушенное координацией движений, сердечного ритма, повышенного дыхания. Пациент вряд ли ориентирован на окружающую среду. В некоторых случаях может возникнуть истерия, или наоборот - апатия, или и то, и другое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!