Дома главных героев в романе дубровский. Дубровский (роман), история создания, сюжет романа, возможное продолжение, критика, экранизации, опера. Дубровский - лесной разбойник


Исследователям известны точные даты создания романа "Дубровский", так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав.

Работа над романом "Дубровский" началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г.

"История Пугачева", а затем "Капитанская дочка" надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить "Дубровского". Из черновиков Пушкина видно, что роман "Дубровский" остался неоконченным. Произведение не имело названия.

Служба в гвардии

Таким образом, возникновение автобиографии как объекта литературной теории исходит из общего движения. Это возвращение, очевидно, не является изолированным явлением, в частности литературным. Именно после прочтения статьи «Автобиографический пакт», впервые опубликованной в журнале «Поэтика», Дубровский сделал свой проект явным, чтобы изобрести «героя романа, объявленного таким», который имел бы то же имя, что и «автор»: случай, который Лежен рассматривал как пример. Задняя обложка «романа» Сына сообщает.

Поскольку сама запись задней обложки показывает, с ее последовательными игровыми играми, вымыслом, в соответствии с концепциями времени, обозначается инициатива, оставленная словами, поддержка в то же время свободной ассоциации что во многом обязано психоанализу.

Роман "Дубровский" был впервые напечатан только после смерти Пушкина - в 1841 г.

Прототипы героев романа "Дубровский"

В основе романа "Дубровский" лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина.

Дело Муратова и Крюкова

Пушкину было известно одно печальное дело "О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском".

Но это также позволяет изобретать, появление мнимого. В то же время это относится к той части художественной литературы, которая имеет значение необоснованной проработки, которая является единосущей для нее: вся автобиография - это повествование, и поэтому реконструкция, более или менее фантазированная. Бертран Тассо также показывает, как последние романы Патрика Девилла подходят к этому жанру: рассказчик, уподобленный автору или почти, поставлен в поисках, который претендует на роман и относится к историческим персонажам.

Биологические науки следуют той же логике, что и аутофизия. Подобно автофобии, «биографическая фантастика» характерна для нашего времени. Квест Патрика Девилла, исторический, строится вокруг нескольких символов: он предполагает изобретение, ограниченное «белыми», оставленное документацией. Рене Аудет даже описал свое «минималистское письмо» как «щупальце Нового Романа», которое все еще используется в качестве ориентира, нацеленного на сингулярность этих романов.

В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в 1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение ("купчая крепость") сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г.

Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания.

Туссен и Девилль также упоминаются здесь для более свежих и более взъерошенных историй. Мы также прочитаем обзор критической работы «Возвращение новых стандартов в современной французской литературе», а также «Рассказ о передаче света», модальности современного романского пакта. В конце концов, рефлексивное расстояние может быть менее важным, чем возможные игры с вымышленным повествованием, сознательные эксперименты. Как замечает Рене Аудит, эта мерцающая постановка дубликатов автора предполагает невозможное представление предмета, как одиночество писателя, перед бездной.

Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу.

Нередко фикция празднуется сама. То, что в то же время подчеркивается вымышленным головокружением, созданным современными авторами, часто является экзистенциальным сомнением. Несколько статей вызывают место Истории в текущей художественной литературе, а также имена Энн Рош, Суад Хлиф и Бертран Тассоу. В христианском Гарсине сверхъестественное, «знакомое и необъяснимое», присутствует как в качестве принципа письма, так и в этнографическом названии: Изабель Данги изучает роман под названием «Монгольский трек», в котором сочетаются романтика и шаманизм.

Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа "Дубровский". В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию , а Крюков - .

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве.

Бертран Тассоу упомянул документацию Девилла. Таким образом, сегодня в мире романы также пытаются пройти. Франсуа Бон мог претендовать на отказ от вымысла. Людовик Бихлер пытается понять, что мотивирует упоминание «романа», которое появляется в его последних книгах. Может ли вымысел появляться в форме «островов» в ссылочных текстах, поскольку мы говорим о ссылочных островах внутри фикций?

Поэтому это динамическое отношение между литературной теорией и литературным исследованием, которое это число хотел бы построить. Это увлекательный объект статьи Суада Хлифа. Формальное мимесис, часто упоминаемое в этом выпуске, является еще одной иллюстрацией, признанной более банальной, полиморфизма художественной литературы или даже ее извращения, по крайней мере, когда она переходит в обман.

Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских.

Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму.

Разумеется, не всегда легко анализировать в короткие тексты, иногда ложно помеченные их авторами. Использование термина «вымысел» иногда расплывчато, мы видели об автофекции: даже если текст не может достигнуть реального совершенства, он может попытаться его обозначить, когда есть ссылочный пакт, это это не то же самое, что строить вымышленный референт. Перед лицом современных текстов мы должны попытаться определить позицию читателей, которых они определяют, и понять, как они подвергли сомнению теорию художественной литературы.

Все еще вопрос определения того, какие инструменты предоставляют теорию художественной литературы для понимания сегодняшних текстов. Даже когда некоторые подходы кажутся классически нарративными, для их авторов важно определить влияние текстов. Поэтому наш номер стремится установить, насколько теоретический подход позволяет понять литературу в ее действительности. Конечно, мы сможем ответить на эту программу неполным образом. Наша область, как правило, ограничивается Францией, хотя мы использовали сравнительный подход Клэр Колин и исследование Рене Аудет, посвященное Вила-Матасу.

Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского легла в основу романа "Дубровский": об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Дубровский

«Дубро́вский» - наиболее известный разбойничий роман на русском языке, необработанное для печати (и, возможно, неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

Тем не менее Вила-Матас является самым французским из каталонских авторов, его читателями и его влиянием в нашей стране. Это было бы, по словам «Использование руин», автором книги, подписанной французским автором Жан-Ив Жуаннсом и наоборот. Это, относящееся к нашей литературе, хотя и частично вымышленное, вероятно, объясняет, почему вопросы, поднятые Рене Аудет об этом авторе, символизируют французский роман в целом, как он показывает в заключение, но и число, следовательно, его положение. Организация объема в двух частях обнаруживает, что два аспекта очень часто присутствуют в изученных работах, но на которых критические дискурсы имеют тенденцию концентрироваться в предпочтительном порядке: предположение о вымыслах и манере чье предположение может сосуществовать с неистинной ссылкой.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Сюжет романа

Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернером в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина» Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтер Скотта. А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени:

Экранизации

  • «Орёл» (The Eagle ) - голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли - Рудольф Валентино
  • «Дубровский» - фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936)
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» - фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989).

Опера

  • Дубровский - опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.
    • Дубровский (фильм-опера) - фильм-опера Виталия Головина (1961) по одноимённой опере Э. Ф. Направника


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!