План-конспект урока: нужен ли он учителю

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.


Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Мы знаем, что конспект можно сделать в процессе прослушивания какой-либо информации, например, лекции или чьего-то интервью. Конспект – это краткая запись основной сути услышанного, которая будет использоваться впоследствии (например, студентом для подготовки к экзамену или корреспондентом для публикации статьи). Это – действительно так. Однако в педагогической науке понятие «конспект урока» имеет несколько иной смысл: дело в том, что конспект урока , вопреки привычному пониманию слова «конспект», составляется до урока , а не в его продолжение. И составляется он не учеником, а педагогом. Что же такое конспект урока, кому и для чего он нужен?

Прежде всего, отметим, что конспект урока – это развернутый план предполагаемого учебного занятия с развернутым описанием его хода. Иными словами, учитель записывает, из чего будет состоять занятие, что он будет говорить, чему оно посвящено, в какой форме будет проходить с классом, и какие литература и иные пособия будут при этом использоваться.

С понятием «конспект урока» любой педагог сталкивается уже в процессе обучения в вузе: изучая такие предметы, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания»: в последнем случае самостоятельное составление конспекта урока является обязательным элементом программы обучения, практики в средней школе и нередко – одним из условий допуска к сдаче зачета или экзамена. Впоследствии в своей практической деятельности любой педагог, работающий в школе, постоянно составляет планы-конспекты уроков, которые он проводит.

Для чего нужен конспект урока?

Этот документ нужен, прежде всего, самому учителю , а не только директору или завучу школы, как полагают некоторые учителя, особенно начинающие. Дело в том, что любой урок требует подготовки, и даже тщательно готовясь к занятию, учитель может что-либо упустить, забыть то, что хотел сказать из-за текущей ситуации в классе. Очевидно, что это влияет на ход занятия, и далеко не в лучшую сторону.

Так, например, учитель всегда может положить конспект урока на стол и даже в том случае, если что-то ненароком «вылетело» из памяти, посмотреть в этот лист и найти там «подсказку». Следовательно, такой план – неотъемлемый элемент учебного процесса. Хотя, с другой стороны, действительно, он является и официальным документом, свидетельствующим о том, насколько эффективно выполняется учебная программа, правильно ли ведется преподавание, нет ли со стороны педагога методических недочетов и ошибок.

Из чего же состоит конспект урока?

Как и любой конспект, конспект урока состоит из нескольких частей, или подпунктов. Перечислим их.

1.Тема урока.

2.Цель урока (образовательная, развивающая и воспитательная).

3.Ход урока.

4.Методическое обеспечение урока.

5.Домашнее задание (если таковое предлагается выполнить ученикам) или иная форма контроля.

Тема урока

Здесь, пожалуй, все более чем очевидно: тема урока – это то, чему посвящено занятие. Она выражена информативно, но при этом лаконично. Например, темой урока математики может быть сформулирована: «Признаки делимости на два». Из этого следует, что урок будет посвящен описанию признаков, при наличии которых можно определить, что какое-либо число делится на число два. Или тема урока истории: «Крепостное право в Царской России», - следовательно, речь пойдет о крепостном праве как об историческом явлении, и ученикам будет рассказано, в чем суть данного явления, и какое влияние оно оказало на ход отечественной истории.

Цель урока

Здесь тоже все достаточно недвусмысленно – учитель указывает, зачем он проводит это занятие, и для чего оно необходимо ученикам. Правда, в педагогике цель занятия подразделяется на три подцели:

· Образовательную,

· Развивающую и

· Воспитательную.

Отметим, что не всякое занятие сочетает в себе все три цели. Например, мы не можем указать воспитательную цель занятия по химии, посвященного изучению молекулярного состава органической кислоты, однако здесь имеется четко выраженная образовательная (познавательная) цель, которую и необходимо кратко описать.

Ход урока

Это – самая главная и трудоемкая часть конспекта урока. Иными словами, ход урока – это «пошаговая инструкция» для учителя, как нужно провести урок, причем составленная самим же педагогом. Ход урока подразделяется на подпункты, каждый из которых является элементом урока. При этом все эти элементы необходимо озаглавить и в скобках указать, сколько сам педагог отводит времени на выполнение каждого элемента, при этом уложившись в отведенные 45 минут. Такими элементами могут быть:

· Приветствие,

· Фронтальный опрос,

· Проверка домашнего задания,

· Выполнение задания у доски,

· Учебная дискуссия,

· Объяснение нового материала,

· Выполнение лабораторной работы,

· Подведение итогов урока,

· Объявление домашнего задания.

Также подчеркнем, что просто перечислить наименования элементов урока недостаточно: план-конспект предполагает краткое описание того, какие именно действия будут совершать учитель и ученики. Например, указать, какие вопросы будут заданы школьникам, какое задание им необходимо выполнить, чему посвящена дискуссия.

Методическое обеспечение урока

Учитель должен указать, что необходимо ему и ученикам для успешного проведения занятия. Это могут быть:

  • Учебник,
  • Дидактический (раздаточный) материал,
  • Географическая или историческая карта,
  • Инструментарий для проведения лабораторной работы,
  • Технические средства обучения (проектор, компьютер, ноутбук, лингафонное оборудование, магнитофон).

Домашнее задание

Учитель обязательно должен заранее определиться с характером и объемом домашнего задания и отразить это и в конспекте урока, и в классном журнале, причем объем домашнего задания не должен превышать 1/3 части изученного на уроке материала. Домашнее задание используется для более глубокого закрепления полученных навыков и умений.

  1. Относитесь критически к Интернету : в Сети появилось немало ресурсов, где можно попросту переписать конспект урока, составленный другим педагогом. Урок – это творческий процесс, и каждый урок – по-своему неповторим и уникален, и никто лучше самого учителя (в том числе и его коллеги) не знает аудиторию, ее особенности и особенности учебной программы применительно к данному классу и отдельным его ученикам.
  2. Будьте лаконичны: конспект – это не стенограмма, а лишь краткое «либретто» урока, которое призвано помочь Вам лучше провести занятие.
  3. Анализируйте учебное пособие, пособие для учителя, определитесь с объемом учебного материала, с уровнем уже имеющихся навыков и умений класса, определитесь с набором заданий и вопросов, предлагаемых классу.
  4. Выберите домашнее задание (и определите, нужно ли оно в данном случае в принципе?). Домашнее задание – это не самоцель, а средство формирования системы навыков и умений. Оно не должно быть обременительным для ученика, с одной стороны, и должно быть ему понятным, с другой.

Хотя, впрочем, рецепта «на все случаи жизни» здесь быть не может. Как и было отмечено выше, урок имеет творческую природу, а значит – Вы его автор. Недаром многие ученые считают, что педагогика – это не только наука, но и искусство.

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Когда-то очень распространенными были поздравительные открытки. Они и сейчас существуют, и даже куда более яркие и красивые, чем те, прежние...

Теперь и через интернет поздравить можно, и эсэмэски с поздравлениями присылать... Да и просто: взял мобильник и позвонил по поводу того или иного праздника. А в годы моей молодости даже телефоны обычные далеко не у всех были, так что поздравляли мы своих родных и близких с тем или иным праздником именно посредством услуги почты.

И какая же для меня это была непростая задача: писать тексты поздравительных открыток! Кажется, ну что там сложного: всего несколько поздравительных строк придумать. Но никак не выходили у меня эти строки: чтоб не шаблонно было, чтобы не похожи были эти поздравления одно на другое.

Таким образом ежевечернее написание планов-конспектов к каждому уроку чем-то напоминало мне те давние поздравления. С одной лишь разницей: поздравлений за год десятка два набиралось, не более, а планов-конспектов на каждый день - по пять-шесть...

А нужны ли они учителю вообще, эти ежеурочные планы?

Наверное, все же нужны, особенно педагогу-новичку. Молодой учитель может на уроке даже не заглядывать в этот план-конспект (или почти не заглядывать), но одно то, что он есть и в любой момент может помочь, наполняет уверенностью его душу. План-конспект поможет не сбиться с ритма урока, правильно рассчитать продолжительность того или иного этапа, своевременно его завершить. Потом это «чувство времени» придет само... Но и опытные учителя, готовясь к тому или иному уроку, наметывают примерный план-конспект - скорее для подстраховки, так как во время урока могут даже не заглянуть в эти свои записи.

Так что планы-конспекты все же нужны учителю. Другое дело, какие?

Это может быть небольшой схематический набросок примерного ведения урока, а может - и полноценный развернутый конспект... Именно такую его форму требуют все проверяющие.

Что же обязательно должно входить в этот план?

Он должен содержать две части: формальную и содержательную. Формальная часть конспекта включает номер урока в изучаемой теме, тему и цель урока. Содержательная часть плана-конспекта включает описание этапов урока, а именно повторение опорных знаний, усвоение нового материала, формирование умений и навыков (так называемая рефлексия) и домашнее задание.

Конечно же, эти этапы можно расписать по-разному. Можно сокращенно, схематично, можно настолько полно, что чуть ли не каждая минута будет учтена. Такие полные планы-конспекты обычно к открытым урокам готовят... Но и сокращенный сделать - тоже дело небыстрое.

А если их нужно за один вечер целых шесть написать? И все разные?..

Именно написание цели урока и напоминало мне всегда то давнишнее составление поздравительных текстов родственникам. Кажется, какой должна быть цель любого без исключения урока? Единственной, на мой взгляд, - усвоение учащимися материалов урока . Тогда зачем в каждом поурочном конспекте об этой цели писать?

Но, по мнению тех, кто разрабатывал примерный план конспектов, цель урока должна быть «триединой»: познавательной, развивающей и воспитательной . В формальной части плана-конспекта каждую из этих трех целей нужно подробно расписать. И так расписать, чтобы не повторяться в каждом из планов-конспектов!

А как тут не повторишься, хотелось бы мне знать?

Вот и «штампуют» в плане-конспекте (как в тех поздравительных открытках) казенные фразы типа: «воспитать чувство гуманизма, уважение к старшим, отрицательное отношение к вредным привычкам и пр. » (это для воспитательного компонента цели) или: «развить логическое мышление, память, умение правильно обобщать данные и делать выводы... » (это, как вы сами понимаете, будет развивающий компонент).

Хорошие слова, правильные... И для всех без исключения предметов подходят - начиная от физики с химией и заканчивая белорусским языком. Ну, а если они такие всеобъемлющие, эти цели, то, может, написать их один раз в тематическом планировании - и достаточно?

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 4 ноября 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/11/108768.html



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!