Роль речевой характеристики в бедной лизе. Анализ повести "Бедная Лиза" Карамзина Н.М

1. Первые шаги в психологической прозе.
2. Художественные особенности повести.
3. Новые приемы, используемые Карамзиным.

Н. М. Карамзин, основоположник сентиментально-реалистической литературы, был признанным мастером создания замечательных повестей, рассказывающих о судьбах своих современников. Именно в этом жанре как нельзя полно раскрылся его талант писателя-сентименталиста.

Повести Карамзина: «Фрол Силин», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный», «Марфа Посадница», - отличаясь друг от друга по своим художественным особенностям и структуре, являются тем не менее яркими образцами психологической прозы. Чаще всего в силу своей более подвижной эмоциональности и открытости чувств главными персонажами карамзинских повестей являлись представительницы прекрасного пола. При этом автор стремился рассмотреть характеры людей, принадлежащих совершенно различным сословиям, поэтому так разнообразны его герои: боярышня Наталья, «пейзанка» Лиза, светская дама Юлия, посадница Марфа, боярин Любославский. Писатель не просто рассказывает о жизни того или иного человека, а старается раскрыть его внутренний мир, показать его достоинства и недостатки. Возможно, именно поэтому его герои очень реалистичны и как обычные люди они страдают и любят, совершают благородные и не всегда достойные поступки. Можно сказать, что Карамзину удалось глубоко постичь женскую душу своих героинь, а значит, создать многогранные и правдивые женские образы.

Наиболее популярной стала повесть писателя «Бедная Лиза». Считается, что на создание подобного образа Карамзина подтолкнуло творчество другого известного в свое время писателя М. Н. Муравьева, который одним из первых осознал внесословную ценность человеческой личности: «Меня поразило размышление, что в тот же самый день простой крестьянин внушил в меня почтение, когда я взирал с презрением на знатного, недостойного своей породы. Я почувствовал всю силу личного достоинства. Оно одно принадлежит человеку и возвышает всякое состояние». Подобно героям прозы Муравьева, Лиза, по предположениям литературоведов, живет в предместье, «подле березовой рощи, среди зеленого лога», что позволяет ей быть близкой к природе.

Главная героиня «Бедной Лизы», молодая девушка, родившись предположительно в крестьянской семье, воспитывалась в соответствии со строгими нравственными идеалами. Покойный отец ее «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Родители с детства внушали дочери правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Мать Лизы, рано потеряв мужа, осталась верной его памяти на долгие годы, «ибо и крестьянки любить умеют!»

На протяжении всего произведения заметна симпатия Николая Михайловича к своей героине. Возможно, он нарочно не раскрывает подлинную социальную среду своих персонажей, поэтому Лизу и ее мать можно отнести как к бедным горожанкам, так и к представительницам обедневшего дворянского рода. Ничто не указывает на то, что женщины были крепостными. Однако это не исключено, поскольку писатель подчеркивает, что Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве». Крестьянский быт и повседневная деятельность главных героинь также показывается автором в нарочито пасторальной манере: «...услужливая Лиза... побежала в погреб, принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем».

Взаимоотношения Лизы и дворянина Эраста также наполнены сентиментальными идиллическими настроениями. Причем трагический финал продиктован не социальным неравенством возлюбленных, а неблагоприятно сложившимися обстоятельствами и легкомысленностью главного героя. В этом наиболее четко проявляется идейное отличие повести Карамзина от произведений Радищева, который, наоборот, огромное значение придавал социальному окружению своих героев. Даже отношение друг к другу Лизы и Эраста несет на себе налет сентиментально-романтический настроя. Главные герои совершенно оторваны от реальной жизни. Причем если это простительно и даже свойственно богатому молодому человеку, который «читывал романы», то совершенно, по логике вещей, должно быть чуждо крестьянской девушке, привыкшей с раннего детства сталкиваться с реальной жизнью. Тем не менее молодые люди часто воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии. Даже Лиза в своих мечтах нередко представляет себя и своего избранника не теми, кем они являются в обыденной жизни: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей».

При этом язык, речевые обороты главных героев повести еще более подчеркивают сентиментально-романтический настрой всего произведения. Такие слова, как «душа», «любезный друг», «любовь», «алые цветы», изначально настраивают читателя на более романтический лад. Под пристальное внимание Карамзина попадает прежде всего на внутреннее состояние Эраста и Лизы. Автор, как искусный художник, тонко показывает все оттенки этой любви. Образ главной героини, стремящейся к обретению настоящей любви, раскрыт довольно однолинейно. Карамзин здесь не стремится как-то вырваться за установленные правила: Лиза чувствительна и добродетельна, а ее «падение» не выходит за рамки этических норм. Однако для этого жанра совершенно не характерна трагическая развязка произведения. Впервые в русской сентиментальной прозе все заканчивается не свадьбой и воссоединением любящих сердец, а смертью одного из героев. Лиза покончила жизнь самоубийством. Тем не менее повесть Николая Михайловича отличается своей гуманистической направленностью, причем это распространяется не только на девушку, но и на ее избранника. При описании образа Эраста автор наконец решается отойти от общепринятых классических норм, обращаясь к естественным законам. Молодой человек, обладая благородным характером, сам себя осудил. Он почувствовал себя виноватым за смерть девушки и испытывал нравственные муки до конца своей жизни.

Про свою душевную драму повествует автору сам герой: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле...». Благодаря отклонению от классицистических норм характер Эраста выглядит более жизненным и правдоподобным. Своим произведением Карамзин еще раз хочет доказать, что не существует объявленных злодеев, творящих зло только ради любви к самому злу и ненавидящих добро только потому, что это добро: «Люди делают много зла - без сомнения - но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел... Совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло, и ненавидит добро для того, что оно добро, есть едва ли не дурная пиитическая выдумка, по крайней мере чудовище вне природы, существо неизъяснимое по естественным законам». На примере Эраста автор показывает, что дурные поступки иногда свойственны и благородным людям. Сложная и многогранная человеческая натура, по мнению Карамзина, не может уместиться в строгих рамках классицизма. Возникла необходимость поиска в русской литературе новых направлений художественной выразительности.

Произведение писателя «Бедная Лиза» было довольно благосклонно принято литературной общественностью. Во многом это было связано с использованием автором новых форм художественной выразительности. По мнению В. В. Сиповского, Карамзин, подобно И. В. Гете, явил русскому читателю то «новое слово», которого все уже давно ожидали. Писатель продолжил свою литературную деятельность в области сентиментально-психологического направления.

Вскоре появилась еще одна его повесть - «Наталья, боярская дочь». Задумываясь как историческое произведение, она тем не менее более повествует о нежных чувствах главных героев, нежели о реальных исторических событиях. Новаторство Карамзина проявляется в тонком изображении внутреннего мира своих персонажей, более того, чувства главных героев передаются в развитии, в динамике. Наталья по своей сущности оказывается чуть ли не двойником Лизы, поскольку наделена теми же атрибутами, что и все героини сентиментальных повестей конца XVIII века.

Сентиментальная повесть «Бедная Лиза», написанная Н. М. Карамзиным в 1792 году, начинается словами: «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Мы сразу понимаем, что Москва, различные ее места будут играть важную роль в развитии произведения.

Упоминаются многочисленные поля, рощи, которых уже нет в центре современной Москвы, но вместе с ними автор говорит и о сохранившемся до наших дней златоглавом Даниловом монастыре, селе Коломенском, знаменитых Воробьевых горах, на которых в советское время было построено новое здание МГУ.

Пейзажи традиционно играют важную роль в произведениях сентиментализма. Описания природы подчеркивают нежный, искренний характер Лизы, служат фоном для развития любви между героями, сначала подчеркивая чистый, платонический характер их дружбы: «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга», а потом указывая на развитие событий, приближения ужасной концовки: «Мрак вечера питал желания - ни одной звездочки не сияло на небе - никакой луч не мог осветить заблуждения».

Несмотря на возникшие между ними чувства, Лиза и Эраст обладали весьма различными характерами. Лиза, нежно любившая свою мать, после смерти отца ухаживала за пожилой матерью, и та «видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери». Эраста же автор характеризует как человека доброго, но слабого, искавшего развлечений и светских наслаждений.

Изначально именно пресыщенность светскими наслаждениями и привела Эраста к Лизе: его влекла ее чистота и невинность, но после порыва страсти, когда их отношения перестали быть непорочными, Эраст начал терять к ним интерес, а после проигрыша в карты на войне так и вовсе решил жениться на богатой вдове, давно влюбленной в него.

В произведении воспринимаются следующие черты сентиментализма: природа воспринимается автором как очаг чистоты и непорочности, в то время как в городе таятся соблазны. Для писателя также характеры лирические отступления, сочувствие героям, как простым людям, так и дворянину Эрасту, который был до конца жизни несчастлив и сам себя наказал.

Все это делает повесть «Бедная Лиза» одним из ярких образцов русского сентиментализма.

По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее, психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подробно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как могла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини - идеализированный, но внутренне цельный.

Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.

Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания любовью.

До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.

Эраст - не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем - ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «...Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...».

Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

Сюжет, композиция

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность - высшая ценность сентиментализма -: толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.

Художественное своеобразие

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоционального контакта между автором, героями и читателем, весьма напоминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кро-вию...», «слеза катится по лицу моему».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести - автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст - с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сенти-менталистскую концепцию личности, ценной своими внесо-словными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплетались таким правильным, ритмическим образом, что у читателя оставалось впечатление риторической музыки. Гладкость в прозе - то же, что метр и рифма в поэзии.

Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «маленьких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. Повестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции - изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени лишние люди всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то лишние люди всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.

№;4В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

2)Эта повесть Н. М. Карамзина, опубликованная в "Московском журнале" в 1792 г., была чрезвычайно популярна и вызвала массу подражаний в русской литературе. Главная цель создателя повести - изображение богатого духовного мира русской крестьянки и губительной власти денег. Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза - бедная крестьянская девушка), с другой стороны - на нравственно-философский (герой повести - несчаст­ный, обиженный судьбой и людьми, человек). Полисемия названия подчер­кивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конф­ликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и траги­ческой гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки), связанное с сословными предрассудками и экономи­ческими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость женитьбы на богатой), для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.

Принято считать, что "Бедная Лиза" - классический образец русского сентиментализма. Сентиментальное в повести проявляется в поэтизации чувства, изменчивого и противоречивого, пристальном внимании художника к интимному миру частного человека, в особом, подчеркнуто эмоциональном, изящном стиле. В произведении Карамзина можно обнаружить и черты предромантического характера (в изображении Симонова монастыря, в "криминальном" сюжете повести, ее трагическом финале и пр.). Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы; Эраст надеется, что платоническая любовь к крестьянской девушке будет способствовать его нравственному возрождению, однако реальная действите­льность разрушает мир его иллюзии. "Бедная Лиза" - сентиментально-предромантическая любовная повесть. Для сентиментализма было характерно исполь­зование телеологических сюжетов. Обращение писателя к сюжету с заранее известным концом, предупреждение читателя в начале повести о гибели героини, сознательный отказ от усложненности сюжетного повествования - все это способствовало концентрации читательского внимания на раскрытии внутреннего мира героев, на восприятии естественной красоты и гармонии слога, на выявлении специфики создания художественного образа, где большую роль играли портрет, деталь, жест. Сюжетная амбивалентность, внешне мало заметная, проявилась в "детективной" основе повести, автора которой интересуют причины самоубийства героини, и в необычном решении проблемы "любовного треугольника", когда любовь крестьянки к Эрасту угрожает се­мейным узам, освящаемым сентименталистами, а сама "бедная Лиза" пополняет ряд образов "падших женщин" в русской литературе.

Макроструктура повести трехчастна: вступление от лица Повествова­теля с изображением панорамы Москвы, Данилова и Симонова монастырей; основная, часть, рассказывающая об истории любви Лизы; заключение, где Повествователь сообщает о трагической судьбе остальных героев произве­дения. Систему образов повести Н.М. Карамзина можно представить в виде антитетической пары моноцентрических кругов, образованных вокруг обра­зов Лизы и Эраста второстепенными персонажами (вдова, приятели Эраста, камердинер; мать Лизы, пастушок, Анюта). Вне этой системы находятся образ Повествователя, от лица которого ведется рассказ, и образ Природы, сочувствующей "бедной Лизе", переживающей за ее судьбу. Подобная сис­тема образов позволила Карамзину создать гибкое по своей структуре про­изведение, сочетающее объективное (от лица действующих лиц) и субъек­тивное (от лица рассказчика) повествование.

Н. М. Карамзин выступил в повести "Бедная Лиза" как мастер психологического анализа. Он сумел передать процесс зарождения и развития лю­бовного чувства через слово, интонацию, жест, мимику, поступок показал психологическую сложность образов Лизы и Эраста. Карамзин, обращаясь к традиционной поэтике "говорящего имени", сумел подчеркнуть несоответ­ствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза превосходит Эраста ("любящий") в таланте любить и жить любовью; "кроткая", "тихая" (в переводе с греческого) Лиза совершает поступки, требующие решитель­ности и силы воли, идущие вразрез с общественными законами морали, рели­гиозно-нравственными нормами поведения. Ведущий принцип раскрытия художественного образа в повести Карамзина - изображение эмоционально­го мира человека, создание его психологического портрета. Прямая харак­теристика, даваемая главным героям Повествователем, и косвенная, содер­жащаяся в словах второстепенных действующих лиц, являлись важным сред­ством раскрытия образов. Изображение человека в действии, нравственном или безнравственном поступке, побуждении, чувстве помогало писателю в создании живых, психологически достоверных героев. Этой цели служили также прием словесного портретирования, использование яркой художест­венной детали, речевая характеристика персонажей.

Неоднозначны функции Природы в произведении. Пантеистическая философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести, сопереживающей Лизе в счастье и горе. Кроме того, Природа высту­пает в сочинении писателя и как место действия (берег реки, роща, пруд), и как общий эмоционально-колористический фон произведения. Карамзин использовал два основных приема изображения пространства в повести: прием панорамности (сельский или урбанистический пейзажи) и прием фокусации, когда от картины природного мира автор органически переходит к изображению героя; сужая наблюдаемое пространство и концентрируя внимание на человеке: вид Москвы - Симонов монастырь - дубовая рощица и луг у монастырских стен - заброшенная хижина - Лиза. При этом изобра­жение Природы обязательно завершается рассказом о человеке, живущем "в объятиях Натуры". Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь. Примечате­льно, что Эраст далек от понимания языка Природы, изображается вне его природных, родственных связей: в формировании его характера, мотивации поступков доминирует социальное начало. Подобное разграничение героев на "естественных" и "цивилизованных", характерное для произведений сен­тименталистов, подчеркивает остроту конфликта в повести Карамзина, го­товит трагический финал произведения.

В "Бедной Лизе" Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литера­туре образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разго­ворно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изя­щество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портя­щих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближаю­щую ее со стихотворной речью.

5)1. Образ повествователя и его значение в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В. Г. Белинский считал, что с Карамзина, в том числе с «Бедной Лизы» (1792), началась «новая эпоха русской литературы». «Он первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей».

К. – писатель-сентименталист. Он считал, что чувства, душа человека должны стать предметом художественного изображения. А еще он был убежден в том, что основой человеческого прогресса является «благонравие», «нежное» человеческое сердце. Такая позиция отдаляла писателя от злободневных вопросов общественной жизни. Вместе с тем она, придя на смену рассудочности классицизма, способствовала развитию психологизма в литературе. Большое значение К. придавал живой выразительности прозаического повествования. Он ориентировался на сближение литературного стиля с разговорным языком образованного дворянства. Как писатель он первым заговорил языком «чувств», придал прозе одухотворенность. Все признаки сентиментального повествования ярко отразились в лучшей и самой популярной повести К. «Бедная Лиза».

Сентиментализм – от фр. «чувство» - течение в европейском искусстве конца 18 – начала 19 в. в., возникшее как реакция на рационалистическое искусство классицизма. С. утверждает самоценность личности, мира ее чувств в противоположность классицизму, где государственное начало, общественный долг возводились в культ и противопоставлялись личному развитию.

Признаки произведений сентиментализма:

Особое внимание к внутреннему, психическому миру человека, к природе;

Идеализация действительности, природы;

Культ чувственных переживаний;

Поиск положительных свойств в своем духовном, внутреннем мире;

Игнорирование социальных вопросов;

Изображение характеров простых людей, близких к природе, простых взаимоотношений, героев, склонных к самосозерцанию и чувствительности;

Обогащение литературного языка живой разговорной речью;

Жанровое многообразие (роман в письмах, роман-исповедь, путешествие, поэма, элегия, послание)

Герой чаще всего – разочарованный, потерявший веру в реальность гармонии мира и счастье, проливающий горькие слезы и сетующий на судьбу.

Это не рыцарь, не вождь, не государственный деятель и не человек, которому по плечу большие дела и бурные страсти, а простой смертный.

Задача художника – вызвать сочувствие к этому простому человеку, сострадание, уважение.

Изобразительные средства произведений сентиментализма:

Композиция произвольна;

Больше всего К. интересует внутренняя жизнь современного человека, подверженного «сильнейшему действию страстей». Повествование ведется от лица автора, которому Эраст поведал о событиях.

Особенности повествовательной манеры К.:

Действительность рассматривается сквозь призму авторских эмоций;

Особая интимность, задушевность;

Обилие поэтических фигур и тропов;

Единство и простота фабулы (последовательность событий);

Четкость композиции;

Лаконизм, ясность, простота языка

Тема повести – в ее начале (4 абзац)

Заканчивается повесть примиряющим аккордом. Здесь сказывается сущность сентиментального миросозерцания Карамзина.

«Прекраснодушный» сентиментализм Карамзина в своих лучших образцах… оказывался выражением живых человеческих чувств и мог затрагивать эти чувства у широкого круга его современников» Появившееся в Европе «третье сословие» позволило сентиментализму расцвести более пышно.

Лиза – бедная крестьянская девушка, главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании 18 в.

К. впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Главный талант Лизы, который она наследует от своей матери, - умение преданно любить. Чувствительность – главное достоинство повести К. – это умение сострадать, обнаруживать «нежнейшие чувства», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Именно пылкость и горячность и приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана. Мысль К.: для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно. Мотив обращения чистой и непорочной девушки обретает в повести подчеркнуто социальное звучание. К. одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. Деревенский человек – человек природы – оказывается беззащитен, попадая в город, где действуют свои законы. Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы: она скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Лизу в начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку»

Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до К. не было знакомо русской литературе. Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий. К. не вскрывает истинных причин зла. Он лишь сетует на законы цивилизованного общества, которые заставили Эраста, от рождения человека неплохого, но испорченного воспитанием, отказаться от Лизы ради выгодной женитьбы на богатой дворянке. К. жалеет и Эраста, т. к. он, по убеждению писателя, жертва неразумных человеческих отношений. Обращение писателя к нравственной сути конфликта усилило его внимание к внутреннему миру, психологии героев, что было важно с точки зрения дальнейшего развития русской прозы.

Образ Лизы не лишен идеализации, некоторые ее ощущения свойственны больше образованной дворянке, нежели крестьянке. К. раскрывает душевное состояние Л. преимущественно через жесты, мимику, интонацию, но иногда он пытается проникнуть в скрытое переживание героини путем их непосредственного изображения. Основной вопрос, на который пытается найти ответ автор, состоит в следующем: враждебность существующих отношений идеалам добра и справедливости. Он скорбит о человечестве в целом, поднимает нелегкие проблемы моральной ответственности каждого за свои поступки. К. сделал попытку объяснить беды человечества его отрывом от мира природы или вмешательством «судьбы».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!