Самые короткие рассказы куприна о животных

Русская литература Серебряного века

Александр Иванович Куприн

Биография

Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) - русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) - о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909 - 15) - о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907 - 11). В 1919 - 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман «Юнкера» (1928 - 32).

Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998

Биография

Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.

Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход». В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Одно время работал в издательстве «Всемирная литература», основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака

Александ Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель. Его отец – маленький чиновник, умер спустя год после рождения сына. Мать, родом из татарских князей Куланчаковых, после смерти мужа перебралась в столицу России, где и прошли детство и юность Куприна. В свои 6 лет Александр был отдан в сиротский пансион, где пробыл до 1880. И сразу по выходу поступил в Московскую военную академию.

После - обучался в Александровском училище(1888-90). В 1889 свет увидел его первое произведение – «Последний дебют». В 1890 Куприн причислен к пехотному полку в Подольской губернии, жизнь в котором стала основой его многих произведений.

В 1894 писатель уходит в отставку и переезжает в Киев. Последующие года были посвящены странствованию Россией.

В 1890 представляет читателям множество изданий – «Молох», «Юзовский завод», «Оборотень», «Олеся», «Кэт».

Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900) На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений этого автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь после скитаний писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903) В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы I созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием рассказов о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме повести «Юнкера», были написаны рассказы «Ю-ю» (1927 г.), «Синяя звезда»(1927г.), «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати рассказов.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.

А.И. Куприн – яркий представитель русского критического реализма, чье творчество пришлось на сложнейшие пред- и послереволюционные годы XX в.

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 - 1938).

Юные годы

Александр родился в небольшом городке Наровчате (сегодня это – Пензенская область) 26.08.1870 г. Он очень рано осиротел (отец умер, когда ребенку исполнился год; для матери с маленьким сыном наступил период немалых материальных затруднений). Мать сумела дать Саше образование: переехав в Москву, он учился в Московском Разумовском пансионе.

В 1887 г. Александр был принят в число учащихся Александровского военного училища. Годы учебы стали для него периодом накопления опыта и первых литературных трудов. В 1889 г. он опубликовал рассказ, которому дал название «Последний дебют».

Бурная молодость и начало зрелости

После учебы около 4 лет Куприн служил в Днепровском пехотному полку, а потом, выйдя в отставку, путешествовал по югу России и пробовал себя в различных профессиях: от грузчика до зубного врача. В это время он уже начинает активно писать. Выходят повесть «Молох», повесть «Олеся», ставшие впоследствии классикой рассказы «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Из-под пера писателя вышла доставившая ему литературную славу повесть «Поединок».

В годы Первой Мировой Куприн открыл в собственном доме военный госпиталь, участвовал в боевых действиях. Интересовался политикой, по своим взглядам был близок к эсерам.

Эмиграция и возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Куприн не принял, примкнул к Белому движению, в 1919 г. эмигрировал. В течение 17 лет жил в Париже, продолжая работать. Одно из самых значительных произведений этого периода – повесть «Юнкера», основанная на воспоминаниях. Болезни, нищета, ностальгия по России вынуждают писателя в 1937 г. вернуться в Советский Союз. Но ему оставался всего год жизни – Александр Иванович скончался 25 августа 1938 г.

Его произведения, герои которых – представители небогатой интеллигенции и простого народа – не потеряли актуальности и в наше время. Герои Куприна любят жизнь, пытаются выстоять, противостоять окружающему цинизму и пошлости. Они живут в естественном, меняющемся мире, где вечно переплетаются и ведут друг с другом нескончаемый спор Добро и Зло.

Информация о Куприне кратко.

Многие произведения Александра Ивановича Куприна (1870 - 1938), который, начиная с 1897 года, пишет для детей, рассказыва­ют о животных и об их отношениях с детьми. Так, например, «Барбос и Жулька» (1897) - это рассказ о том, как трогательно привязаны друг к другу два дворовых пса; рассказ «Ю-ю» (1927) - история про удивительную и ласковую кошку; «Сапсан» (1921) - повествование о большой, могучей собаке, которая в момент опас­ности загораживает своим телом маленькую дочку хозяина.

Рассказ «Белый пудель» (1904) строится на противопоставле­нии. С одной стороны, маленькая труппа бродячих артистов - двенадцатилетний мальчик Сергей, дедушка Мартын Лодыжкин и белый пудель Арто. Они зарабатывают на жизнь, давая пред­ставления: мальчик-акробат делает упражнения, а собака танцует под аккомпанемент шарманки старика. С другой стороны - кап­ризная барыня, в доме которой они выступают, и ее избалован­ный мальчик Трилли. В мире барыни все измеряется деньгами, она недоумевает, когда старик отказывается продать собаку, ко­торую хочет иметь в качестве игрушки Трилли:

Собаками не торгую-с <...> А этот пес, сударыня, можно сказать, нас двоих <...> кормит, поит и одевает.

На это дама отвечает:

Нет вещи, которая бы не продавалась...

Однако невозможно продать дружбу и преданность, привя­занность и верность, ведь собака не только помогает прокор­миться; она - равная людям в той жизни, которую они прожи­вают.

Не соблазняется старик тремя сотенными (а в то время это были большие деньги!), однако по приказу барыни дворник кра­дет Арто. И мальчик приходит собаке на помощь, освобождая ее из каменного подвала. Они бегут вместе - человек и животное, не разбирая дороги, бегут на свободу, и в этом стремлении они уравнены автором, включены в естественный мир природы:

Мальчик пришел в себя только у источника... Припавши вместе рта­ми к холодному водоему, собака и человек долго и жадно глотали све­жую, вкусную воду.

Рассказ «В недрах земли» (1899) основан на личных впечатле­ниях писателя, который в 1896 году в качестве корреспондента «Киевской газеты» побывал на донецких угольных шахтах, разго­варивал с рабочими. Положение детей было страшнее и безна­дежнее, чем положение взрослых рабочих. Шахта, подобно чудо­вищу, проглатывает их, чтобы никогда не вернуть к жизни. Васю Ломакина, героя рассказа, привезли в город, на шахту, из дерев­ни, из мира, который находится в жестоком противоречии с ук­ладом, встреченном Васькой в шахте. Неслучайно рассказ начи­нается противопоставлением природы и шахты. Звукам, которы­ми полна степь, противостоят свисток шахты и протяжный гро­хот цепей. Груба и дика среда шахтеров, ставшая семьей деревен­ского мальчонки. Непосильный труд, уродливый, ничем не скра­шенный быт, ужас бессмысленного существования развращали и ожесточали людей. Но даже и здесь в их душах живет нежность к ребенку, и перед читателем предстает шахтер Грек, который ока­зывает ребенку «нечто похожее на заботу, или вернее, внима­ние...».

Весь рассказ - это подготовка к маленькому по объему, но чрезвычайно драматическому эпизоду - обвалу в шахте. Васька не бросает в осыпающемся забое Грека, и это окончательно связы­вает их узами братства.

Испытание героев на прочность вполне в манере А.И.Купри­на: так же, как и в «Белом пуделе» автор показывает, как в драма­тических эпизодах, требующих короткого, но предельного напря­жения всех сил ребенка, определяется его человеческая личность, его возможное поведение в будущем.

Вопросы и задания

1. Как ведут себя люди и животные в рассказах А.Куприна? Как в их поведении обнаруживается противопоставление естественного и неесте­ственного в мире людей?

2. Как проявляется принцип противопоставления при характеристике Сережи и Трилли в рассказе «Белый пудель»?

3. Охарактеризуйте мир людей и мир природы в рассказе «В недрах земли».

Рассказы А. Куприна

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc

Большой и сильный пес по имени Сапсан размышляет о жизни и о том, что его окружает в этой жизни. Сапсан получил свое имя от давних предков, один из которых в схватке победил медведя, вцепившись ему в горло. Сапсан размышляет о Хозяине, осуждает его плохие привычки, радуется тому как его хвалят, когда они с Хозяином гуляют. Сапсан живет в доме с Хозяином, его дочкой Маленькой и кошкой. С кошкой они дружат, Маленькую Сапсан охраняет, никому не дает в обиду и позволяет ей такое, чего бы не позволил никому. Еще Сапсан любит кости и часто грызет их или закапывает, чтобы погрызть потом, но иногда забывает место. Хоть Сапсан и самый сильный пес в мире, он не рогает беззащитных и слабых собак. Часто Сапсан смотрит в небо и знает, что там есть кто-то, кто сильнее и умнее Хозяина и когда-нибудь этот кто-то заберет Сапсана в вечность. Сапсан очень хочет, чтобы в этот момент Хозяин был рядом, даже если его не будет, последняя мысль Сапсана будет о нем.

298f95e1bf9136124592c8d4825a06fc0">

Рассказы А. Куприна

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b


Рассказ Куприна "Слон" - интересная история про маленькую девочку, которая заболела и ни один доктор не мог её вылечить. Говорили лишь, что у неё апатия и равнодушие к жизни, а сама она лежала в постели целый месяц с плохим аппетитом, ей было очень скучно. Мама и папа заболевшей девочки места себе не находили, пытаясь вылечить ребенка, но ее ничем невозможно было заинтересовать. Доктор посоветовал исполнять любой ее каприз, но она ничего не хотела. Внезапно девочка захотела слона. Папа мигом сбегал в магазин и купил красивого заводного слона. Но Надю этот игрушечный слон не впечатлил, она хотела настоящего живого слона, не обязательно большого. И папа, подумав некоторое время пошел в цирк, где договорился с владельцем животных привести ночью слона им домой на целый день, потому что днем к слону прильнули бы толпы людей. Для того, чтобы слон мог зайти им в квартиру на 2 этаж, специально расширили двери. И вот ночью слон был приведен. Девочка Надя проснулась с утра и очень обрадовалась ему. Целый день они провели вместе, даже пообедали за одним столом. Надя кормила слона булками и показывала ему своих кукол. Так она и уснула возле него. А ночью ей снился слон. Проснувшись поутру, Надя не обнаружила слона - его увели, но интерес к жизни у нее появился и она выздоровела.

d61e4bbd6393c9111e6526ea173a7c8b0">

Рассказы А. Куприна

8dd48d6a2e2cad213179a3992c0be53c





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!