Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд


Перед нами, пожалуй, самая известная картина Ильи Репина — «Бурлаки на Волге». Написанию этого полотна предшествовало путешествие художника по Неве и Волге, написание нескольких этюдов, посвящённых бурлацкой жизни. Знакомиться с жизнью и бытом бурлаков Репин начал в 1870 году, а через три года появилась картина «Бурлаки на Волге» в окончательном варианте.

Общее впечатление от картины следующее — несколько изможденных людей тянут баржу против течения под жарким летним солнцем. Изодранные одежды показывают, что труд этот крайне низкооплачиваемый, и на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. Некоторые из бурлаков одеты в такие ветхие одежды, что через дыры видно их тело.

Репин каждому из персонажей придал свой характер. Кто-то спокоен, просто шагает вперёд и тянет свою лямку. Он понимает, что любая, даже самая тяжёлая работа когда-нибудь кончится, но он успеет заработать денег для того, чтобы его семья не нуждалась зимой.

Бурлаки идут навстречу зрителю, но лица друг другу не закрывают. Видно как один из бурлаков ослабил свою лямку и закуривает, но другие члены артели к этому относятся спокойно, понимая, что ему нужно передохнуть.

Молодой бурлак в центре обессилен и не может тянуть лямку как полагается. Только один пожилой бурлак, что изображен в центре, выполняет четко свою работу. На нем надета одежда, совершенно неподходящая для летней жары – но он понимает, что легкая одежда быстро придет в негодность.

Картина вызвала недовольство многих критиков, но, тем не менее, стала одним из самых известных произведений Ильи Репина.

Год написания картины: 1873.

Размеры картины: 131 x 281 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?



Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.



И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.



Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.



Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.



«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.



И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков


«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»


Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.


1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.



3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.



4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.



9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.



11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Рубрики:

Процитировано
Понравилось: 6 пользователям

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» - это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
Надо только понимать, что 30 копеек за проезд из конца в конец Москвы следует сравнивать не со стоимостью общественного транспорта (которого тогда и не было), а с такси. Фунт говядины (примерно полкило), в то же время стоил те же 18 копеек. Т. е. мужики могли себе позволить кусок мяса КАЖДЫЙ ДЕНЬ. А это далеко не самый дешёвый продукт из доступных в рационе русского человека того времени. На стоимость проезда из конца в конец Москвы на такси, во многих регионах и сегодня можно жить 2-3 дня.

4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»
В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной
Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг
Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз. . . » и т. д. , пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве
С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!