Минимальной частичкой для коммуникации выступает предложение. Для него характерна завершённая интонация в конце. На письме это явление передают с помощью точки, вопросительного или восклицательного знака. Между словами есть смысловая и грамматическая связь. Для второй пользуются окончаниями и предлогами. В каждом предложении есть костяк из главных членов, составляющих грамматическую основу. В неё входят подлежащее и сказуемое или что-то одно. Рассмотрим наглядные образцы:
- Мальчик изучает азбуку.
- Зима.
- Вечереет.
Три группы предложений по цели высказывания
Языковеды определили три группы языковых единиц по повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные передают информацию собеседнику. С помощью вопросительных предложений выражается вопрос. Побудительные призывают к действию. Тему, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, изучают ещё в младших классах.
Повествование
К первой группе относятся В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.
Вопрос
Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.
Когда вы пойдёте в музей?
Неужели вы пойдёте в музей?
Вы пойдёте в музей?
Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:
Побуждение к действию
К третьей группе относятся Их используют для того, чтобы призвать людей к любым действиям. Для этого применяют побудительную интонацию. Ещё для построения таких конструкций применяют частицы, междометия, глагольные формы. Часто такие предложения содержат в себе обращения.
Ребята, давайте жить дружно!
Пассажиры, зайдите в вагон.
Немедленно уберись в комнате.
С помощью побудительных предложений можно выразить следующее:
- запрещать;
- просить;
- приказывать;
- инструктировать;
- запрещать;
- советовать.
Эмоционально окрашенные предложения
Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: "Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры." Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.
Какой вкусный торт!
Сколько ягод в лесу!
Люди! Здоровье дороже всего!
Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.
Я ел вкусный торт.
В лесу много ягод.
Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.
Характеристика предложений
После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.
Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)
Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)
Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)
А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:
Осенью падают разноцветные листья.
У моря дует холодный ветер.
Давай поиграем в футбол.
У тебя всё получится!
Какие тёплые деньки наступили!
Неужели эти все подарки для меня?!
Как красиво в лесу весной!
Пруд покрылся льдом.
Птички радуются тёплому ясному утру.
Какие чудесные грибы под деревьями!
Защищайте младших и слабых!
Мальчик, что у тебя случилось?
Дети смогут определить и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:
Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.
Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные - повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные - вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные - побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль...)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Задачи урока:
- познакомить с видами предложения по цели высказывания;
- отрабатывать умения определять цель предложения;
- развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
- воспитывать умение слушать других;
Оборудование:
- Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
- Раздаточный материал: рабочий лист
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)
Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.
II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:
Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).
Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.
Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.
Пропишите этот узор один раз:
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
III. Актуализация знаний:
На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)
- Расскажите, что вызнаете о предложении.
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?
Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.
IV. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)
Кузнечик, унеси меня домой.
А где ты живешь?
В муравейнике.
- Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
- Какая это речь? (Разговорная)
- Сколько героев участвует в разговоре? (2)
- Кто они? (Кузнечик и муравей)
- Как называется такой текст? (диалог)
- С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
- Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
- Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
- Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
- Какой знак стоит в конце предложения? (?)
- На странице 106 абзац 3
- Что сообщается в последнем предложении?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Как называются такие предложения?
- Страница 106 абзац 2.
V. Обобщение (выводы):
А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
В повествовательном – сообщение.
Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)
VII. Самостоятельная работа: приложение 2
На рабочем листе упр. 3.
Составьте из каждой группы слов предложение:
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)
На рабочем листе упр. 4
Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)
VIII. Проверка усвоения темы.
- Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
- Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).
Виды предложений по цели высказывания
По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.
Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).
Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.
Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).
Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.
Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.
Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).
Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.
В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).
Предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по цели высказывания?
- ну да все верно
- побуд., повест., вопр., воскл., невоскл.
- по интонации вопросительные, побудительные, повествовательные, а по интонации восклицательные и не восклицательные
- это я
- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
- Повествовательные, восклицательные, побудительные. Есть также невосклицательные.
- Виды предложений по цели высказывания
По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Основное назначение повествовательных предложений сообщение об определнных явлениях действительности (иногда вымышленных) , т. е. передача информации адресату речи.
Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла.. . (А. Пушкин) .
Основное назначение вопросительных предложений получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.
Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.) ; 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.) : 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов) ; 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин) ; 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин) .
Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных) : На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует) ; Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах) . Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.
Назначение побудительных предложений побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.
Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.) .
Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин) ; Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава) . Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов) ; 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли.. . (А. Чехов) и некоторых других.
В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчтливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний совмещение у одного предложения разных функций, определнные сдвиги в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное) . Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? спрашивает Иван Матвеич (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).
- повествовательные, вопросительные и побудительные
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- Вот послушай …
Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
Что каждый из знаков говорит об интонации?
По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.
Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- Какой шум!
- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
(По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)