Три пальмы в пустыне. Анализ Стихотворения «Три пальмы

Многим понравится читать стих «Я пришел к тебе с приветом» Фета Афанасия Афанасьевича. Он очень поэтичный, ритмичный и лёгкий для восприятия. Это стихотворение, написанное в 1843 году, словно одновременно обращено ко всем и к каждому в отдельности. Некоторые исследователи творчества поэта полагают, что лирика адресована возлюбленной автора, но кто она не установлено. Отчасти с таким мнением можно согласиться, ведь сложно представить, что ни одна девушка не затронула душу поэта в юном возрасте. Но имеет право на существование и утверждение, что стихотворение - просто обращение к любому близкому человеку (необязательно к любимой) или умело сочинённая лирическая история, навеянная приходом весны.

Чтобы лучше подготовиться к выразительному чтению или написанию сочинения на уроке литературы в 5 классе, текст стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом» стоит скачать или учить онлайн полностью на нашем сайте.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

Жизнь складывается из отдельных мгновений, которые становятся звеньями одной цепи – Вечности. Афанасий Фет создал огромный мир поэзии, «звенья» которого — его стихотворения. В этом мире всё едино и всё говорит человеку – жить и наслаждаться тем даром, который отпущен нам сверху! Каждый стих – рой впечатлений, мыслей, радостей и печалей, рождающий желание проникнуть в иные миры, ощутить величие Вселенной – это и роднит нас с поэтом.

Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Прежде чем оно увидело свет, И.С. Тургенев настоял на отсечении последних двух строф, хотя сам автор и Н.А. Некрасов не были согласны. В 1863 году Фет восстановил эти строфы. Строки стихотворения положены на музыку композиторами А.Аренским, М.Балакиревым, Н.Римским-Корсаковым.

Тематика стихотворения

Основные темы, затронутые в произведении, близки каждому одухотворенному и мечтательному читателю. В их число входят:

  1. уникальность русской природы
  2. любовь как самое заветное чувство
  3. философские размышления о смысле бытия и творчества
  4. красота окружающего мира

Произведение посвящено самому волнующему и красивому времени года. Образ Весны – любимый в поэзии Фета. Пробуждение ото сна, воскрешение души, небывалый подъём энергии и сил, ожидание всего свежего, чистого и нежного – все это главные темы в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом». Это «торжественное шествие» мощного чувства и настроения, которое «ставит точку» в беспробудной «спячке» человечества и зовёт к светлому, счастливому будущему.

Жанр и композиция

Интересна содержательная сторона композиции: в каждой строфе заключена отдельная «микротема». В первой строфе – наступающий в природе рассвет; во второй – приход весны и пробуждение к жизни птиц, «веточек» и «листьев» в лесу. Следующая строфа – в душе лирического героя, открывающейся навстречу счастью, «поселяется» весна. В заключительной строфе – Весна и Любовь рождают вдохновение. Поэт заявляет о своём поэтическом «кредо»: воспевать красоту.

Форма повествования укладывается в «определённые рамки». Каждая строфа (кроме первой) начинается с глагола «рассказать». Желание быть услышанным – вот смысловая сторона композиционного построения. Этот приём позволяет привлечь внимание читателя, чтобы объяснить ему, с какой целью автор «ворвался» в мир литературы.

Обращение к читателю написано в уважительной форме, располагающей к взаимной беседе. Поэтому по жанру это, скорее всего, послание, относящееся и к пейзажной лирике. Однако стихотворение Фета — не просто ответ на вопрос о предназначении творчества поэта. Это и философское рассуждение о любви, о чувствах, переполняющих душу, о счастье не только одного человека, но и всего мироздания.

«Весеннее» стихотворение – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, жгучим силам природы.

Средства художественной выразительности

Каким способом поэт добивается впечатления? Ритм, расстановка слов, поэтический синтаксис «подсказывают» читателю картину, рождённую в душе поэта.

Примеров метафорического способа передачи оттенков чувств и мыслей в стихотворении много: «душа служить готова», «песня зреет», проснулся «каждой веткой», встрепенулся «каждой птицей». Слово «веселье» означает не праздность, а настрой на работу, творчество.

Важным художественно-изобразительным средством является олицетворение, так как для поэта природа и человек – понятия неразделимые, взаимопроникающие: солнце «встало», «затрепетало»; лес «проснулся».

Приёмом ритмической организации текста является анафора (использование повторяющегося глагола «рассказать»). Глаголы придают динамичность всему тексту. Повторяющийся союз «что» создаёт напевность стихотворения, превращая его в «музыкальное» произведение.

Произведение состоит из четырёх строф, в каждой из которых по четыре строки (катрена), связанных перекрёстной рифмовкой. Размер стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» – динамичный четырёхстопный хорей. Однако использование в каждой строке пиррихия (два безударных слога в строфе) делают стихотворную строку лёгкой и воздушной.

Точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в своих мыслях и чувствах, аллитерация («ПРишёл с ПРиветом) и ассонанс (рАсскАзАть, чтО сОлнце встАлО).

Эти приёмы звукописи ассоциативно рождают мысль о смелом и энергичном отношении к самой жизни: наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!

Идея произведения

Что не даёт покоя? Что бередит душу? Что заставляет обратиться к читателю, о чём хочет «рассказать» поэт? – О солнце. О «листьях» и «ветках». О душе. О счастье. О веселье. О песне. Эти ключевые слова в стихотворении – ответ на поставленные вопросы.

Однако существует и другая «сторона медали». «Я» — это и обращение лирического героя к возлюбленной. В нём он выражает благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть, которую она заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое вдохновение.

Своеобразие творчества Афанасия Фета

Лирика поэта – интимно-психологическая. Она близка живописи художников — импрессионистов, вызывающих у зрителей различные впечатления. Так и поэзия Фета рождает гамму противоречивых чувств, но преобладают восхищение, умиротворение, очарование, умиление.

Многие стихотворения начинаются с уверенно заявленного «я». Однако «восстановить» личность поэта по ним практически невозможно. Она присутствует опосредованно.

Несовпадение реального и художественного миров – это «визитная карточка» Афанасия Фета. Он создал мир, куда можно уйти отдохнуть от жизненных проблем. Этот поэтический «островок» как эликсир, помогающий избежать трагизма во всех проявлениях.

Поэт видит назначение лирики в способности увековечить самую незначительную деталь жизни. Времена года, природные стихии, время суток нашли своё отображение в стихах. Природа у Фета «вочеловечена», то есть существует на равных с мыслями и душой человека.

Афанасий Фет считал, что всё на земле создано ради любви.

Рисуя пейзажные картины, «живописуя» любовь во всех её проявлениях, мастер использует метафорический и символический способы изображения действительности. В облике возлюбленной он подчёркивает детскость как символ чистоты, искренности. Образ огня как ожог памяти. Он «манит», «дразнит», служит проверкой на чуткость. Стихи о любви «говорят» «языком цветов»: «первый ландыш» — первый вздох о любви, «фиалка» — любовь матери. Главный цветок этого чувства – роза.

Музыкальность отчётливо проявляется в ассонансных повторах и в том, что каждый согласный сопровождается здесь гласными звуками. Рифмы в стихах передают движение мысли и чувства. Своеобразие творчества Фета – слияние музыки, звука, чувства, природы и любви, что так привлекает музыкантов романсного жанра во все времена.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Я пришел к тебе с приветом» Афанасий Фет

поэзии Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Анализ стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские корни Фета, родители которого являлись потомственными немцами. Именно от матери, которая, нося под сердцем будущего поэта и влюбившись в помещика Афанасия Шеншина, тайно бежала с ним в Россию, Фет унаследовал свою мечтательность и способность видеть мир через призму личных переживаний. С генами отца, дармшдатского судьи Вильгельма Фета, поэт получил в подарок острый ум и жажду к знаниям. Поэтому неудивительно, что автор знаменитого стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», написанного в 1843 году, сумел добиться успехов как на литературном, так и на военном поприще.

Бессмертные строки этого романтического и возвышенного стихотворения вышли из-под пера 23-летнего автора. Возраст, который идеально подходит для любви, не омраченной условностями и общественными предрассудками. Безусловно, к этому времени у поэта уже была дама сердца, имя которой он тщательно скрывал. Но именно ей посвящено стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», наполненное легкостью и ощущением всепоглощающего счастья .

При помощи простых и образных фраз Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра, безмятежного и окрашенного в радужные тона благодаря тому, что именно в этот момент происходит встреча автора с возлюбленной. Он пришел не на свидание, а лишь для того, чтобы пожелать своей избраннице доброго утра и «рассказать, что солнце встало». Очарование девушкой, к которой поэт испытывает самые нежные чувства, смешивается с восхищением красотой окружающего мира, который неторопливо пробуждается, готовится к предстоящему дню и «весенней полон жаждой». Именно созвучие чувств и ощущений приводит поэта в столь благодушное расположение духа, он готов рассказать о своей любви не только избраннице, но и всему миру , который, как кажется автору, обещает стать весьма благодарным слушателем.

Обращаясь к таинственной незнакомке, автор подчеркивает, что «душе все так же счастью и тебе служить готова». Именно это романтичное настроение можно прочувствовать в каждой строчке стихотворения, которое, рождаясь, уже само по себе заставляет поэта радоваться жизни и воспринимать новую встречу с дамой сердца, как бесценный подарок судьбы. Душу поэта переполняет мальчишеское веселье, ему хочется петь, хотя слова песни еще не обрели смысл, форму и очертания. Однако автора это нисколько не смущает, потому что в столь молодом возрасте он еще не умеет, да и не желает маскировать свои чувства, считая их бурное проявление вполне естественным явлением.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» без преувеличений можно назвать гимном любви , который наполнен удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой. Чувства поэта ничем не омрачены и настолько возвышенны, что заставляют по-настоящему восхищаться каждой строчкой этого произведения. При этом порывистый и динамичный ритм стихотворения, контрастирующий с его содержанием, создает ощущение стремительности мгновения, которое постарался запечатлеть автор, и подчеркивает его скоротечность. Однако этот короткий миг жизни, наполненный счастьем, навсегда останется в русской поэзии как символ искренности и душевной красоты, которыми обладал Афанасий Фет. И — щедро поделился этими качествами с каждым, кому довелось прочесть стихотворение, лишенное притворства и великосветской напыщенности, которые были свойственным многим русским поэтам первой половины 19 века.

Стихотворение Афанасия Фета “Я пришел к тебе с приветом” – это бессмертные строки, которые одинаково понятны читателю любого возраста. А краткий анализ “Я пришел к тебе с приветом” по плану помогает еще глубже проникнуть в лирический мир, созданный поэтом, узнать тонкие детали и историю создания этого произведения. Его использование на уроке литературы в 5 классе позволит лучше раскрыть тему.

Краткий анализ

История создания – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитеты горячий свет”, весенняя жажда” .

Метафоры “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .

Олицетворения “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .

Сравнение “с той же страстью, как вчера” .

История создания

Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

Композиция

Этот стих состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

И именно о нем поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством – в нем уже “зреет песня”.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта. Он очень естественно передает все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Юноша не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырехстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрестная рифма усиливает это впечатление.

Средства выразительности

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда” .
  • Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
  • Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
  • Сравнение – “с той же страстью, как вчера” .

Личность Михаила Лермонтова загадочна, а творчество его настолько глубоко и содержательно, что кажется, словно эти произведения созданы очень зрелым, умудренным годами человеком.

В то время, когда написал М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», ему было лишь двадцать четыре года. Но произведение это является не только блестящим образцом пейзажной лирики, здесь поэт являет себя как замечательный повествователь и мыслитель. Попробуем доказать это, используя применимые к стихотворению приемы литературоведческого анализа и пересказав его краткое содержание.

«Три пальмы»

Лермонтов напряженно размышлял над главными вопросами человеческой жизни, о силе страстей и мощи духа. Своим ярким динамичным повествованием, будь то лирика или проза, поэт вовлекал читателя в орбиту своих дум. Оттого мы и не остаемся равнодушными к его героям и событиям, описанным в произведениях мастера. Это в полной мере относится и к стихотворению, которое иногда именуют балладой «Три пальмы».

Каков же подтекст?

Чем и кем являются в одноименной балладе, которую создал М. Ю. Лермонтов, три пальмы? Конечно же, это не просто три стройных дерева, растущих среди пустыни. Они являются и олицетворением людских страданий и исканий, и аллегорией непокорного духа, и символом трагических противоречий этого мира. Произведение многослойно. Снимая слой за слоем, мы подойдем к сокровенной идее автора.

Поместил в своем «восточном сказании» в оазис, где из земли пробивается родник. Первая строфа баллады посвящена этой пейзажной зарисовке. В этом крошечном живом мирке посреди бесплодной и знойной пустыни существует своеобразная идиллия, построенная на гармонии: родник питает и освежает корни трех вознесшихся к небу деревьев, а густая листва, в свою очередь, укрывает слабенький источник от палящих солнечных лучей и раскаленного ветра. Идут годы, и ничего не меняется. Внезапно пальмы начинают роптать, высказывать недовольство тем, что будто бы их жизнь никчемна и скучна. Тотчас вдали появляется многоголосый караван, люди с криками и смехом приближаются к оазису, достигнув его, они беззастенчиво пользуются всеми благами, которые припасла для них природа: вдоволь насыщаются водой, рубят пальмы, чтобы развести костер, а на рассвете покидают место, продолжая свой путь. Потом ветер развеет пепел сожженных пальм, а незащищенный родник высохнет под нестерпимо горячими солнечными лучами. Таково краткое содержание.

Три пальмы как символ бунта против Божественной воли

Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня - это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.

Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»

Главные герои произведения оказались в фатальной оппозиции: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и одарить тем, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, люди замерзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно, погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди нередко поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой нравственной. Варварские действия караванщиков являются косвенным следствием ропота пальм перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда вздорное своеволие нарушает первозданный порядок вещей.

Художественные приемы

Сюжет баллады очень динамичен, он интригует читателя, как занимательный рассказ. «Три пальмы» вообще очень изящное с точки зрения формы стихотворное произведение. Обратим внимание на то, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей - звучен, прохладен и щедр, а веселый караван весь пестрит разноцветьем одежд, вьюков, шатров, блеском глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их благосклонно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это ощущение, в описании каравана доминируют глаголы и существительные. Песок «крутился столбом», полы шатров «висели, мотаясь», араб «горячил» коня, который «подымался на дыбы и прыгал как барс», складки одежд «вились в беспорядке», и юноша «с криком и свистом» бросал и ловил на лету копье. Мир и покой райского уголка безнадежно разрушен.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву - одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Звукопись стиха

Аллитерации и интонационные акценты поражают точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и раздумье, переданные многоточием, позволяют увидеть и услышать происходящее, эмоционально его пережить. Обилие согласуется с повествованием о безмятежной жизни пальм, а появление шипящих звуков предвещает вторжение дисгармонии, которая вот-вот наступит. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, что по размеренности соответствует заявленному автором жанру - «восточное сказание» или, иначе, притча.

В заключение

Таковы некоторые штрихи анализа данного произведения, основные выводы и краткое содержание. «Три пальмы» Лермонтов, без сомнения, посвятил и своей любимой теме одиночества и неудовлетворенности души, жаждущей чего-то более значительного, что окружает ее в обыденной жизни. Вот потому-то и рождается в нашем сердце яркое ощущение того, что автор не согласен с Божьим приговором, хотя и понимает его закономерность и справедливость.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!