Тютчев еще земли печален вид читать. «Еще земли печален вид…» Ф

Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях - это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы и человека, как сравнение. Таким является и стихотворение «Еще земли печален вид…».

В стихотворении присутствуют две основные картины, которые обращают на себя внимание и отображают замысел автора. Первая картина-это природа, которая просыпается от прихода весны, приблизительное время-начало марта, когда весна начинает потихоньку намекать на свой скорейший визит. И вторая картина-описание человеческой души, которая так же просыпается, поет, ее что-то «волнует, ласкает и целует, золотит мечты». Именно здесь уже можно увидеть связь, некое сравнение природы и человеческой души. Этим Тютчев хотел сроднить эти два понятия и показать, что человек и природа-это одно целое.

Еще одна интересная мысль, это то, что в стихотворении есть вторая параллель, однако менее заметная и уходящая на второй план. Автор волею или неволею ассоциирует весну с любовью. «Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега? Или то женская любовь?» в тексте автор явно разделяет и вносит непонимание - от чего же душа проснулась? Однако понятие «любовь» пришло именно вместе с весной в стихотворение. Как в природу приходит весна, так и в душу человека приходит любовь. Это еще один способ связать людей и природу.

Интересно заметить, что такая связь природы с человеком была для Тютчева целой идеей. Это он перенял у Фридриха Шеллинга, увлекаясь его работами. Немецкий философ считал, что природа-это живой организм.

Тютчев был мастером не только в создании прекрасных сравнений и пересечений в своих стихотворениях, но и в описании пейзажей, картин, происходящих в его творениях. В данном стихотворении он смог с помощью нескольких, незаметных для обычного читателя, деталей передать необъятную картину природы в весеннюю пору. Когда «воздух весною дышит, и мертвый в поле стебель колышет, и ветви елей шевелит». А ведь именно так и начинается пробуждение природы, когда снег начинает сходить, открывая мертвые растения и свежий, прохладный, легкий воздух начинает будить их, колыхая стебли.

Федор Иванович Тютчев - талантливый поэт, который писал с невообразимой точностью, он мог передать с помощью нескольких слов целое событие, а из сравнения создать огромную идею.

Анализ стихотворения Еще земли печален вид… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

  • Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

    Стихотворение «Весенние строчки» незамысловатое произведение, написанное незатейливыми фразами, простыми словами, не избитыми, понятными каждому. Это своеобразная живопись словом. В нём автор рисует обыкновенное весеннее утро.

  • Анализ стихотворения Призраки Бунина

    Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Памяти Белинского Некрасова

    Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Русские классики - это наше народное достояние. Они известны на весь мир и поражают воображение своими изысканными произведениями. Не исключение и Фёдор Иванович Тютчев. Поэты и прозаики как прошлого времени, так и настоящего дали и дают отменные оценки этому поэту. Изысканные и интересные шедевры, многие из которых заставляют задуматься, а также учат вещам, которые помогут сделать мир значительно лучше.

Авторы произведений дают понять родителям, что своих детей нужно учить любить литературные творения еще с младенчества. Проза и стихотворения способны не только улучшить воображение, но и повысить имеющийся словарный запас. С помощью книг читатель попадает в своеобразный виртуальный мир, где происходит особенное познание.

Следует отметить, что произведения Фёдора Ивановича Тютчева достойны особенного внимания и уважения. Во многих стихотворениях отслеживается необычная философская мысль, в которой отражается сущность и связь человека и всего окружающего мира.


Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Особенный Тютчев



Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка.

Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.

Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.


Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид»

По-настоящему понять значимость произведения смогли критики лишь после смерти автора, в 1876 году. Именно в это время произведение опубликовали, а до этого оно просто пылилось на полке. Литераторы смогли установить дату написания текста - это 1836 год.

Главная идея произведения – это описание чувств и особенных переживаний, которые время от времени испытывает природа. Для автора такие понятия являются едиными и сплетены в одну полноценную идею. В стихотворении «Еще земли печален вид» все ощущения и ландшафтные пейзажи описаны весьма символично, отражая настоящие состояние, которое есть в душе человека. Именно такой подход позволяет заглянуть в самые далекие уголки внутреннего мира. Именно так и живет натуральная природа. Она такая же живая, как и сам человек, способна понять все тяготы жизненного пути и ощутить внутреннюю тревожность и радость.

В чем главный смысл произведения «Еще земли печален вид»?

Практически во всех стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева применяется двузначность в предложениях, которая воспринимается и ощущается каждым человеком совершенно по-разному. Восприятие смысла в строках напрямую зависит от внутреннего состояния читателя, а также от образа его жизни.

Следует отметить, что не каждый читатель способен ощутить всю суть произведения. Первоначально может показаться. Что поэт просто описал наступление весны и здесь нет ничего особенного. На самом же деле смысл скрывается намного глубже.

Только сделав тщательные анализ произведения, можно заметить, что в творении Тютчева имеется четкая связь между всеми объектами, которые могут быть сильно отличимыми друг от друга, но в состоянии испытывать совершенно одинаковые чувства.

Стихотворение «Еще земли печален вид» преподносит читателю своеобразное противопоставление, где есть и борьба, и особенные описания, и исключительные эмоции. Именно такие ощущения может испытывать практически каждый человек на планете. В стихотворении они представлены в виде особенных повадок каждого элемента в природе.

Главная идея шедевра «Еще земли печален вид»



В своём произведении Фёдор Иванович старается показать читателю, что современный человек постепенно начинает забывать, что все живые существа в мире на самом деле едины и зависят друг от друга. Автор отмечает, что натуральная природа испокон веков является кормилицей и спасла многие и многие жизни. Только если понять ее, можно разобраться в большинстве проблем, которые имеются у людей.

Именно тщательный правильный анализ позволяет в максимальной мере понять стихию и человеческую сущность, тем самым показывая противостояние между зимним периодом и весной. Поэтому рассказы о таких временах года могут быть весьма противоречивы.

Суть произведения заключается в том, что зиме пора уйти и передать господство красивому и цветущему времени, которое в конце сезона зимы чувствует себя окрепшим. Природный ландшафт и сам человек, представленный в произведении в виде лирического героя, радуются смене времени года.


По-особенному в стихотворении «Еще земли печален вид» описано возрождение – это и прилетающие птицы, и растущие, просыпающиеся цветы и растения. Все это указывает на начало новой жизни и постепенный переход к летнему периоду года, которое окружено любовью.

Весна – это период романтики и особенных мечтаний. Как природа, так и душа человека постепенно пробуждаются после зимней спячки и готовятся к появлению новых эмоциональных скачков, которые появляются благодаря изменениям в природе. В стихотворении всё это описано в виде постоянных проливных дождей, яркого солнца, которое время от времени обжигает тело человека. Именно такие явления способны повлиять на формирование настроения и общего положительного состояния.

Средства выразительности в стихотворении

Шедевр «Еще земли печален вид» просто переполнен средствами выразительности. Таких выражений здесь много и они имеют особенный психологический параллелизм, указывая на сопоставление внутреннего состояния человека и состояния натуральной природы.

В произведении присутствуют метафоры – это и дыхание воздуха, и непросыпающаяся природа, и сон души человека, и игра крови. Все эти словосочетания имеют невидимую связь между собой. Употребление эпитетов в произведении придает красоту строфам, а также особенную загадочную. Именно таким образом показано сравнение души и внутреннего состояния человека и натуральной природы.

Фёдор Иванович Тютчев по-настоящему достойный уважения поэт. Свои стихотворения он пишет с душой и использует для этого всевозможные приемы, которые позволяют погрузиться во внутренний мир и понять обстановку так, как будто вы находитесь именно на том месте, где и создавался сюжет. Такие приемы способны донести до читателя особенный глубокий смысл.

В стихотворении «Еще земли печален вид» представлена неоднозначная и изысканная красота, которые привлекают читателя, позволяют максимально глубоко вникнуть в произведение. Тютчев так смог составить словосочетания, что их хочется повторять снова и снова.

То, что каждый может понять это произведение по-своему, неплохо. Истинный смысл скрыт, хотя лежит на поверхности. Проанализировав стихотворение «Еще земли печален вид», созданное Фёдором Ивановичем Тютчевым, становится ясно, что с пробуждением природы, просыпается и сам человек. Теперь он готов с новой силой работать, творить, любить.

В данном сочинении-анализе стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид» можно увидеть, как толкование различных изобразительно-выразительных средств, в первую очередь тропов, помогает уяснить смысл лирического произведения.

«Ещё земли печален вид…» — анализ стихотворения.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы, которая на протяжении многих тысячелетий кормила его, одевала, давала кров. Но с ростом урбанизации всё изменилось. Многие из нас утратили естественное, изначально заложенное в каждом человеке чувство гармонии и единства с окружающим миром.

Один философ назвал поэзию «чистым родником в искусстве». Разумеется, речь шла о настоящей поэзии. Ведь именно она помогает людям разобраться в простых и одновременно сложных вещах. Тему взаимодействия природы и человека затрагивали многие поэты.

Но особенно выразительны и проникновенны в этом плане стихотворения Ф. И. Тютчева, ибо чуткая душа этого человека была способна чувствовать не только себя в природе, но и природу в себе.

В стихотворении «Ещё земли печален вид…» Тютчев использует приём образного параллелизма, сопоставляя явления природы и состояние души человеческой. В первой строфе перед нами предстаёт образ ещё не проснувшейся от зимнего сна природы. Именно образ, так как природа воспринимается поэтом, как живая, наделённая качествами, присущими человеку. Об этом говорят олицетворения: природа «не проснулась », «весну послышала она » и «ей невольно улыбнулась ».

В первых же строчках мы видим антитезу: «печальный вид » земли противопоставляется свежему, «весною » дышащему воздуху. Метафора «печален вид » в первой строке помогает выделить слово «земли», чтобы усилить контраст между зимней, ещё спящей природой, и уже просыпающейся, изображённой во второй строке. Примечательно, что едва приметное дуновение весны пока ощущается только в воздухе. Подвижность воздушных масс рисуется с помощью ряда глаголов: «дышит », «колышет », «шевелит ». И тут же в противопоставление им показывается неподвижное, «мёртвое » состояние земли, изображённое с помощью эпитета. Об этом говорит и значение глаголов. «Колыхать», «шевелить» -это приводить в движение застывшие в каком-либо одном положении предметы. Созданию «дышащего» «весною» образа воздуха способствует и аллитерация на «ш» в этих глаголах, помогающая уловить слухом это еле заметное шевеление предметов на пробуждающейся земле: мёртвого в поле стебля, ветвей елей. Пробуждение природы дорисовывается и с помощью эпитета «редеющего сна». Слово «сон» помогает понять, почему «ещё земли печален вид», а эпитет показывает, что уже недолго остаётся земле оставаться в этом состоянии. Причём в смысловом отношении этот эпитет необычен, потому что в прямом значении применительно к слову «сон» его употребить просто невозможно.

Что значит редеющий сон? Слово «редеть» обозначает «становиться редким, уменьшаться в числе», а слово «редкий» - «такой, в котором части расположены на известном расстоянии, с промежутками» (Словарь Ожегова). Но сон количественно измерить нельзя. И представить пространственные промежутки в сновидениях тоже проблематично. Это если подходить к значению слова в стихотворении буквально. А вот воображению ярко представляется недолговечность сна природы, тем более, что этому способствует ещё и звучание слова.

Вторая строфа показывает, что природа, сквозь сон улыбающаяся весне, сравнивается с психологическим состоянием лирического героя: «Душа, душа, спала и ты…». В центре этой строфы образ, который можно одновременно отнести к описанию и человека, и природы: «Блестят и тают глыбы снега, // Блестит лазурь, играет кровь… ». Если этот образ отнести к описанию природы, то в нашем воображении встаёт картина бурного таяния снегов, которое тоже способствует пробуждению природы от зимнего сна. Но, если это описание соотнести с душой, к которой обращается поэт в начале строфы, то мы понимаем, что он использовал метафору, рисующую состояние человека. Его можно определить с помощью другой метафоры, ассоциативно возникающей в памяти: «душа оттаяла». Правомерность таких представлений подтверждает вторая строка этой цитаты, где образы природы и души человеческой поставлены в один ряд: «блестит лазурь » (явно небесная), «играет кровь » (понятно, что у человека). Таким образом, смысловое поле расширяется. Вот эта слитность состояния природы и человека, создаваемая с помощью взаимодействия образных рядов, которые невозможно разделить, - особенность поэзии Тютчева. Эта особенность и помогает поэту в его стремлении «уловить душу природы, её язык » (В. Брюсов) и показать, что человек - «лишь грёза природы ».

Надеюсь, вам понравился этот анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Конкретная дата написания стихотворения Федора Тютчева «Еще земли печален вид … » не известна. Литературные критики предполагают, что оно относится к раннему творчеству автора, а это значит, что написал его Тютчев до 1836 года.

Особенностью творческого таланта Тютчева была его уникальная способность передавать красоты природы, передавать реалистичные картины пейзажей при помощи одной – двух строк. Именно в данной работе автор описывает раннюю весну – начало марта.

С одной стороны, природа совершенно мертва, она еще спит после зимы. Но, воздух наполнен новым дыханием. Вскоре, все измениться. Таким смыслом пропитана первая половина стихотворной работы.

Вторая часть «Еще земли печален вид … » описывает чувства человека, которые просыпаются в душах с приходом весны. Конечно же, это любовь и вдохновение, чувства радости и счастья.

Стихотворные строки наполнены ласкательными глаголами: «играет», «волнует», «целует». В последних строках два образа, которые живут в стихотворении, переплетаются между собой. Человеческая душа и природа соединяются, они – это единое целое.

Как же мастеру пера удавалось создавать такие чуткие, проникновенные стихотворные работы? Все очень просто! Федор Тютчев очень любил природу, ее потрясающие пейзажи, ее жизненную энергию. Именно это и наталкивало его на творческие мысли, на создание великих литературных шедевров.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!