Усиление реакции в европе. Из сочинения историка В.О

Священный союз и разгул реакции в Европе

Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. «...После 1815 г., - писал Энгельс, - во всех странах антиреволюционная партия держала в своих руках бразды правления.

Феодальные аристократы правили во всех кабинетах от Лондона до Неаполя, от Лиссабона до С.-Петербурга».( Ф. Энгельс, Положение в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 573-574. )

Для усиления борьбы с революционными и национально-освободительными движениями реакционные правительства европейских государств заключили между собой так называемый Священный союз.

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло.

В 1818 г. на конгрессе в Ахене четыре державы - Россия, Пруссия, Австрия и Англия возобновили союзный договор, направленный против всяких перемен во Франции, «угрожающих спокойствию и безопасности ее соседей». Конгрессы Священного союза в 1820 г. в Троппау (Опава), в 1821 г. в Лайбахе (Любляна) и в 1822 г. в Вероне обсуждали меры борьбы против поднимавшихся революционных движений в различных странах Европы.

Одним из важнейших орудии реакции в Европе являлось католическое духовенство во главе с Ватиканом. Слуги Ватикана захватывали в различных странах в свои руки народное образование, вмешивались во все сферы общественной и частной жизни, шпионили, интриговали, разжигали религиозный фанатизм. Ватикан возглавлял поход против передовых «вольнодумных» идей.

Мировоззрению буржуазных просветителей XVIII в., материалистической философии, гуманистическим и демократическим принципам Французской революции дворянско-клерикальная реакция стремилась противопоставить свою идеологию. Прославление религии и церкви, возвеличение абсолютистского государства и сословного неравенства, нападки на науку, огульное отрицание всего нового, передового, идеализация средневекового рыцарства и монашества - таковы были главные черты этой реакционной идеологии.

Озлобленный враг революции граф Жозеф де Местр, считавший человека прирожденным рабом, восхвалял инквизицию, провозглашал палача опорой общества, осуждал науку, предлагал восстановить ничем не ограниченную светскую власть римского папы и воспретить распространение знаний в народе. Другой идеолог реакции Луи-Габриэль Бональд проповедовал в своих сочинениях необходимость восстановления сильной церковной власти и сословного строя общества; он утверждал, что главное зло заключается в личной свободе. Реакционный швейцарский публицист Людвиг Галлер обосновывал абсолютную власть монарха божественным происхождением и призывал беспрекословно ей подчиняться.

Вопрос 01. В чём состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.? Охарактеризуйте политику федерального центра в сложившихся условиях.

Ответ. Стремление многих народов к самоопределению проявилось со всей силой ещё во время «перестройки» по следующим причина:

1) негибкая советская национальная политика, продолжавшаяся долгие десятилетия;

2) стремление местных национальных лидеров к самостоятельной власти (если нельзя добиться власть в центре, нужно добиться независимости от центра);

3) деятельность национальных интеллигенций в годы перестройки, которые именно так понимали свободу и десталинизацию;

4) пример многих республик СССР, национальной независимости добившихся относительно легко.

Эти причины продолжали действовать и в Российской фередации, причём борьба стала принимать насильственные формы, в некоторых местах, например, в Чечне, начались откровенные притеснения русского населения. Федеральное правительство, положительно относившееся к выходу России из состава СССР крайне отрицательно относилось к выходу национальных автономий из состава России. Предотвращался такой выход всеми возможными способами от подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года до ввода войск (имеется в виду Чечня).

Вопрос 02. В чём суть чеченской проблемы? Какие тенденции и противоречия развития Российской Федерации она отражает?

Ответ. Чечня считала себя независимым государством и фактически была таковым со своим правительством и силовыми структурами. Однако формально независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, не была она признана и Россией, потому государственной границы между ними не существовало, из-за чего Чечня превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. Усугубляло положение и то, что русское население в Чечне откровенно притесняли, терроризировали, вынуждая бежать. Это наглядно показывает проблему обострения межнациональных конфликтов в России, а вернее ненависти к русским, расселение которых стали считать ярким показателем имперской политики России (и царской, и советской) по угнетению национальных окраин.

Вопрос 03. Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат. Почему, на ваш взгляд, Б.Н. Ельцину удалось добиться победы?

Ответ. Накануне выборов опросы пророчили победу депутату от коммунистической партии Г.А. Зюганову (большинство в парламенте уже составляли коммунисты). Возникла угроза деприватизации (новой национализации), возможно безвозмездной. В этих условиях олигархи, больше всего выигравшие от приватизации, за несколько лет сколотившие благодаря ей огромные состояния поддержали Б.Н. Ельцина. Пользуясь затруднительным финансовым положением многих СМИ, они скупили большую их часть, создав крупные медиахолдинги. Используя СМИ, они смогли убедить избирателей, что есть только две альтернативы: или А.Г. Зюганов, то есть возвращение к советскому прошлому с пустыми полками магазинов и тотальным идеологическим контролем, или Б.Н. Ельцин, то есть продолжение реформ. Кандидаты, которые могли бы составить третью альтернативу имели небольшой доступ к избирателям, но всё же имели его, однако не смогли им должным образом воспользоваться. Лозунгом предвыборной компании было «Голосуй сердцем!». И действительно кандидаты не предлагали внятных программ по разрешению сложившихся проблем с предполагаемыми преимуществами и конкретными путями достижения этих преимуществ, они все хотели понравиться избирателям как личности. В итоге несмотря на обилие кандидатов реально страна действительно голосовала за возвращение к состоянию до 1991 года (то есть за А.Г. Зюганова), либо против такого возврата (то есть за Б.Н. Ельцина), и большинство выбрало второе.

Вопрос 04. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 г.? Каковы были последствия дефолта 1998 г.?

Ответ. Экономическое положение после выборов всё более ухудшалось. Безработица росла, многим работавших зарплаты задерживали на многие месяцы. От 22 до 40% граждан по разным оценкам находилось за чертой бедности. Дефолт 1998 года сделал ситуацию ещё хуже. Резко выросли цены при том, что зарплаты остались прежними. Разорились многие мелкие предприниматели, что ещё больше усугубило социальную напряжённость. При этом финансовые проблемы правительства дефолт не решил.

Вопрос 05. Охарактеризуйте политическую обстановку в стране в конце XX в.

Ответ. В конце ХХ века политическая обстановка была нестабильной. Здоровье президента становилось всё хуже, возникали сомнения, в состоянии ли он управлять страной. Всё громче раздавались голоса, что вся власть на самом деле находиться в руках «семьи» (союза олигархов во главе с дочерью Б.Н. Ельцина). Президент постоянно менял правительства (рекорд побил кабинет С.В. Степашина, продержавшийся менее 100 дней).

«Классификация реакций» - Реакция горения кальция на воздухе: 4. По агрегатному состоянию реагирующих веществ (фазовому составу): Эндотермические реакции – реакции, протекающие с поглощением энергии во внешнюю среду. Окислительно-восстановительная реакция: горение магния. Оглавление. Взаимодействие сульфата хрома(III) с гидроксидом калия:

«Химические реакции практическая работа» - Ложка для сжигания. Наблюдали признаки химических реакций. Выделение газа. 1) При разложении KMnO4 выделяется O2. Получение и свойства кислорода. Тигельные щипцы. O2 – Газ, без цвета, запаха, тяжелее воздуха. 1)CO2 –газ, не поддерживает горение. Цель работы. 2AI+6HCI=2AICI3+3H2 Замещение. 2) О химическом явлении можно судить по признакам реакции.

«Скорость реакции» - Гомогенные системы: Газ + газ Жидкость + жидкость. Почему не все столкновения между частицами приводят к осуществлению реакций? Определите тип реагирующих систем. Площадь соприкосновения реагирующих веществ. Катализ – изменение скорости реакции под действием катализаторов. Факторы, влияющие на скорость.

«Типы химических реакций» - При разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая, в основном, идет на образование новых химических связей. Реакция, протекающая между простыми и сложными веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называется реакцией замещения.

«Физика Термоядерные реакции» - Что такое термоядерная реакция? ТОКАМАК (тороидальная магнитная камера с током). Проблема: трудно удержать плазму. Презентация по физике на тему: Управляемая термоядерная реакция - энергетически выгодная реакция. Подробно о реакции. Самоподдерживающиеся термоядерные реакции происходят в звездах. Термоядерная реакция.

«Ядерные реакции» - Ядерные реакции. Термоядерные реакции. Уран встречается в природе в виде двух изотопов: (99,3 %) и (0,7 %). Схема развития цепной ядерной реакции. Ядерный реактор. Предельно допустимая за год доза для человека равна 0,05 Гр. Для каждого изотопа приведен период полураспада. Презентация по физике: «Ядерные реакции и реагенты.

1-вариант.

А.Возвращение Наполеона к власти.

В.»Ворфоломеевская ночь»

А.Пруссия, Австрия, Россия.

Б.Италия, Франция, Германия.

В.Польша, Бессарабия,Венгрия.

3.Просветители 17-18 веков.

А.Джон Локк

Б.Шарль Перо

Г.Шарль Монтескье.

А.Они превратили теоретические основы либерализма в политическую силу.

Б.просвещали людей.

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

2-вариант

.

Б.Франция.

В.Австрия.

2.Реакция-

А.политические силы, противодействующие демократическим переменам в государстве.

Б.художественный стиль

3.Просветители 17-18 веков.

А. Джон Локк Б.Шарль Перо В.Кант Г.Шарль Монтескье. Д.Пушкин.

4. Священный союз

А.сентябрь 1815 г. Б июнь 1879 в.1806 г.

6.Легитимизм определение.

А.Выступали за признание их права на самоопределение.

Б.Против идеи национальной независимости.

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

1-вариант.

1.Причины усиления реакции в Европе после 1815 г.

А.Возвращение Наполеона к власти.

Б.Победа Наполеона в Отечественной войне 1812 г.

В.»Ворфоломеевская ночь»

2.Главным оплотом реакции являлись

А.Пруссия, Австрия, Россия.

Б.Италия, Франция, Германия.

В.Польша, Бессарабия,Венгрия.

3.Просветители 17-18 веков.

А.Джон Локк

Б.Шарль Перо

В.Кант

Г.Шарль Монтескье .

4.Чем по своим взглядам отличались просветители 19 века

А.Они превратили теоретические основы либерализма в политическую силу.

Б.просвещали людей.

5. Перечислите основные идеи либерализма………………

6. Приведите примеры национальных государств. …………

7 Как либералы могли бы относиться к идее национальной независимости

Б.Против идеи национальной независимости.

8.Имущественный ценз- дать определение

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

2-вариант

1.Приведите примеры многонациональных государств.

А.Россия

Б.Франция.

В.Австрия.

2.Реакция-

А.политические силы, противодействующие демократическим переменам в государстве .

Б.художественный стиль

В.движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.

3.Просветители 17-18 веков.

А. Джон Локк Б.Шарль Перо В.Кант Г.Шарль Монтескье . Д.Пушкин.

4. Священный союз

А.сентябрь 1815 г. Б июнь 1879 в.1806 г.

5. Сформулируйте различия понятий «нация» и «национальность».

6.Легитимизм определение.

7.Перечислите спорные вопросы на Венском конгрессе.

8 Как либералы могли бы относиться к идее национальной независимости

А.Выступали за признание их права на самоопределение.

Б.Против идеи национальной независимости.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!