Узнадзе представления о природе человека. Установка по узнадзе

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) - выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки , позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Автор, которого мы рассмотрим в данной статье, стал одним из самых выдающихся представителей психологии, создав теорию установки. Дмитрия Николаевича Узнадзе прежде всего интересовала роль неосознанного в жизнедеятельности индивида. Все же он критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного в том числе и Фрейда, за теоретическую и, что еще чаще, эмпирическую необоснованность их идей. Но он не остановился на критике, взамен предложив свое понимание бессознательного. Определяющие качество, которого, он обозначил, как установка.

Установка - целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.

Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.

Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:

  1. Присутствие актуальной потребности.
  2. Присутствие ситуации реализации потребности.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Установка и ее экспериментальное обоснование

Чтобы проиллюстрировать суть рассматриваемого понятия, мы рассмотрим с вами эксперименты, в которых было обнаружено явление установки. Большинство экспериментов были довольно типичны для психологии того времени и сводились к созданию иллюзий при сравнении различных предметов в разных модальностях.

Так, например, испытуемому предлагалось взвесить два шара и определить какой из них легче. Испытуемый делал это без проблем. Однако, если до контрольного взвешивания предложить испытуемому оценить определенное количество пар шаров, различающихся по весу, то при контрольном взвешивании практически всегда проявлялись два типа иллюзий. Один из них – это иллюзия контраста, когда легкий шар на фоне тяжелого кажется еще легче. Другой - ассимилятивный эффект, наоборот, проявляется, когда легкий шар кажется тяжелее.

Точно также можно предложить взвесить шары одинаковые по объему, но разные по весу. И тогда испытуемый может заявить, что более легкий шар меньше и объемом. Даже ребенка можно обмануть подобной загадкой, спросив, что легче килограмм пуха или килограмм железа.

Было проведено огромное количество модификаций данных опытов. Сравнивались иллюзии в разных модальностях, например, испытуемые определяли разницу не только по весу, но и визуально, иногда на слух. Д. М. Узнадзе с учениками, также смотрел, распространиться ли иллюзия с одного органа чувств на другой. И это действительно происходило.

Вывод из экспериментов

Экспериментатор заключил, что главное значение в создании иллюзий имели измерения, предваряющие контрольные. Таким образом, если не было предварительных измерений, то и иллюзии нельзя было наблюдать.

Отсюда вывод: в процессе контрольного замера у индивида формируется определенное внутреннее состояние, которое и изменяет его восприятие при дальнейших замерах в заданном направлении. Данное состояние, которое, хотя его и нельзя назвать сознательным, выступает определяющим фактором поведения и содержания сознания.

Виды установки

Экспериментаторами были обнаружены различные разновидности установки. Можно было отметить, что установка в начале опыта носит иной характер нежели при контрольном измерении. Отсюда появилось описание двух типов установок.

  1. Диффузная установка. Возникает при первом контакте с ситуацией. Она характеризуется расплывчатостью и не способна направлять активность индивида.
  2. Фиксированная (дифференцированная) установка. При неоднократной встрече со сходными ситуациями, установка начинает дифференцироваться и принимать более конкретные формы. Такая установка уже способна напрямую определять деятельность.

Процесс затухания установки

Д. М. Узнадзе в своих опытах пытался не только сформировать установку, но и устранить ее. В этом плане он обнаружил ряд закономерностей и описал стадии затухания установки

  1. Фаза контрастных иллюзий . На ней можно наблюдать наличия установки и проявление соответствующих иллюзий.
  2. Фаза ассимилятивных иллюзий . На этой фазе начинается процесс затухания установки. Это можно видеть в том факте, что наряду с контрастными начинают появляться и ассимилятивные иллюзии.
  3. Фаза констатации реальности . Наконец, мы наблюдаем фазу констатации реальности, когда испытуемый констатирует реальное соотношение объектов при контрольном замере.

Хотя схема довольна проста, она позволила выделить определенные разновидности установок характерных для разных типов людей.

Установка в зависимости от разнообразных личностных особенностей

В зависимости от особенностей процесса угасания установки, был выделен ряд возможных явлений и типов установки.

  1. Статичная установка (грубая и пластичная) . Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
  2. Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
  3. Нефиксируемая установка . В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.

Характеристики индивидуальной установки

Мы уже отметили, что в ходе экспериментов с установкой, обнаружился факт индивидуальных различий. Представители рассматриваемой теории решили изучить и классифицировать возможные отличия установок и их параметры у разных личностей. Данная работа помогла поставить новые вопросы в рамках дифференциальной психологии. Итак, установка может обладать нижеперечисленными свойствами.

  1. Дифференцированность . Дифференцированность складывается из опыта индивида и означает точность, определенность, с которой установка переопределяет будущее поведение.
  2. Возбудимость . Это свойство предполагает, что разным людям может понадобиться разное количество повторений ситуации опыта до момента формирования установки.
  3. Прочность . Это, обратная предыдущей, характеристика. Она определяет сколько опытов необходимо для ликвидации установки.
  4. Динамичность , определяет принципиальную возможность изменить установку.
  5. Инертность и пластичность , определяет степень, с которой реальная ситуация и внешние факторы могут повлиять на текущее состояние установки.
  6. Иррадиированность и генерализованность . Иррадиированность предполагает распространение установки на другие области психической деятельности, помимо, той, в которой она была изначально сформирована.
  7. Константность и вариабельность фиксированной установки . Параметр обозначает характерность для данного индивида одного определенного типа установки. Например, вариабельная установка предполагает, что в одной ситуации индивид может демонстрировать динамическую установку, а в другой, статическую.
  8. Стабильность и лабильность фиксированной установки . Данный параметр характеризует способность установки сохраняться с течением времени (в отличии от прочности, которая определяется количеством контрольных измерений).
  9. Интермодальность установки . Это сохранение параметров формирования установки с использованием разных органов чувств.

Значение установки в психология индивида

Особое значение для Д. М. Узнадзе имело свойство генерализации установки. Исходя из него, ученый стал рассматривать установку, как общепсихологическое явление. Любое поведение – это реализация заранее сформированной готовности. Установка же выступает, как подготовленность индивида к соответствующему восприятию событий и реализации заранее определенных действий.

Рассматриваемый феномен, также представляется как опосредствующее звено между средовым воздействием и психикой, которое объясняет поведение индивида, его эмоциональные и волевые проявления, таким образом, составляя определяющий фактор любой активности.

Два типа поведения организма

Хотя Д. М. Узнадзе отводил серьезное значение в поведении индивида именно установке, он не утверждал, что она полностью определяет его. Отсюда, он вывел два типа поведения.

  1. Импульсивное , свойственное как животным, так и человеческим существам. Здесь направление поведения полностью предопределено установкой.
  2. Волевое, регулируемое сознанием поведение свойственно только человеку. Оно реализуется за счет, так называемой объективации. Данный механизм проявляется, когда индивид входит в конфронтацию с внешней средой, когда он начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и, соответственно, объективировать свое поведение.

Объективация как механизм волевого поведения

Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию (установке).

Акт активации сознания был назван ученым объективацией.

Объективации - акт отделения действия от организма, переживание действительности вне зависимости от организма.

Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.

Изучив способности разных людей к объективации, ученый, также выделил ряд возможных вариантов типов личности.

  1. Динамическая. Личность, имеющая хорошую способность к объективации и обладающая способностью к легкому переключению в отношении объективированных целей.
  2. Статичная. Личность, проявляющая чрезмерную объективацию, что выражается в постоянном торможении своих установок и отборе способов деятельности лишь основываясь на волевых усилиях.
  3. Вариабельная . Личность, имеющая легкость объективации, но не обладающая необходимым волевым потенциалом для ее реализации.

Установка в гипнозе

Понимание теории установки имеет большое значение и в процессе гипнотерапии. Установкой на внушаемость определяется эффективность процесса гипнотерапии. Пока положительная установка на процесс гипнотерапии не выключит мотивы поведения пациента, выступающие против акта внушения, не будет наблюдаться и результатов терапии.

Положительная установка исключает мотив контроля своего поведения, приводя к гипнотическому состоянию, подразумевающему некритическое восприятие речи гипнотизера.

Интересно, что установка на процесс гипноза является, как бы высшим иерархическим уровнем установки, т.е. она реорганизует другие установки индивида.

Рассмотрим с вами составляющие установки на принятие внушения. Как мы с вами поняли установка формируется на основе прошлого опыта (также как в опытах Д.М. Узнадзе, на основе ряда измерений). Таким образом, у человека, для эффективности терапевтической сессии, либо уже должны иметься представления о взаимодействии с гипнотизером и его фигуре, либо их создает непосредственно сам гипнотизер. Именно для этого, например, в гипнотерапии проводится предварительная беседа. Она позволяет сформировать установку у индивида, которая и поможет в процессе сеанса.

Заключение

Таким образом, стоит сказать, что в независимости от лавины критики, которая в свое время хлынула в сторону Д.М. Узнадзе, он совершил прорыв психологии. Он ввел в учение о бессознательным экспериментальную и эмпирическую основу, и продемонстрировал наличие неосознаваемых процессов в реальных опытах, в отличии от того же Фрейда и других представителей теории бессознательного, чьи заявления так и остались необоснованными. Теория установки поражает и своим масштабам. Введя рассматриваемое понятие, Д.М. Узнадзе, по сути предвосхитил понятие схем из когнитивной психологии.

Кратко суммируя написанное, установка - это весь наш опыт, которым мы не оперируем целенаправленно, а используем автоматически. Если вы увидели своего друга где-то на улице, это уже запускает в вас тот или иной стереотип поведения и восприятия просто потому что у вас есть предыдущий опыт общения с этим человеком. Если врач говорит вам принять те или иные лекарства вы принимаете их, потому что доверяете ему, поскольку, в соответствии с вашими убеждениями, врач – это человек знающий и умеющий вылечить. А у кого-то таким человеком выступает цыганская гадалка, что и определяет его дальнейшее поведение.

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении

Концепция личности Узнадзе строится на понятии "установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность.

Однако сущность личности. Не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный – личн., проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный – личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личн. в ТЕОРИИ УСТАНОВКИ явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.

ЕЩЕ ВАРИАНТ – ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ (Д.Н.Узнадзе)

Концепция личн. Узнадзе строится на понятии «установки», к-рую он считал гл.

Психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки, а определя­ется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель к-рых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности - интеллект., моральные и эстетические - соответствуютЯ-концепции чел. Уста­новка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой.антици­пации.

Поведение личн. может протекать на двух уровнях - как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определя­ется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуа­ции, в к-рой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за к-рый может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, со­гласно к-рому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать дей­ствительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический - личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный - личн., проявляющая гиперобъекти­вацию, к-рая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выбо­ре целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный - личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность, благода­ря к-рой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответ­ствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подго­товки цели делится на две ступени: 1) выбор, к-рый признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение - это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личн. с позиций Т. у. занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

Еще по теме Понятие установки и объективации в теории Д.Н. Узнадзе.:

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ТЕОРИИ ДИАГНОЗА И ПАТОМЕТРИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ
  2. 40.Понятие социальной установки в отечественной и зарубежной социальной психологии.
  3. Общее представление о мотивации. Различение понятий «мотив» и «потребность» в теории деятельности. Мотив как единица личностной структуры.

Не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено. Установка, касаясь материала, получаемого объектом при помощи всех его реципирующих органов, должна быть понимаема не как их специальная функция, а как общее состояние индивида... Она должна представлять собой скорее некоторое общее состояние, которое касается не отдельных каких-нибудь органов субъекта, а деятельности его как целого - так определяет понятие установки Д.Н. Узнадзе Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001..

Установка, полагает Узнадзе, лежит вне сферы сознания. “Помимо сознательных психических процессов, существуют и в известном смысле “внесознательные”, что, однако, не мешает им играть очень существенную роль. В нашем случае эту роль играет установка, которую мы предварительно, в состоянии гипнотического сна, фиксировали у наших испытуемых. Она, эта установка, в наших опытах ни разу не являлась содержанием сознания. Тем не менее, она оказывалась, несомненно, в силах действовать на него: объективно равные шары переживались как определенно неравные. Таким образом, мы можем утверждать, что наши сознательные переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок, которые со своей стороны вовсе не являются содержаниями нашего сознания” Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001..

Узнадзе не говорит о том, что установка бессознательна, хотя такое заключение напрашивается само собой. Толкование бессознательного Фрейдом Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Современные проблемы, 1925. Узнадзе в корне не устраивает, по той причине, что, как полагает Узнадзе, у Фрейда разница между сознательным и бессознательными процессами в основном сводится к тому, что эти процессы, будучи по существу одинаковыми, различаются лишь тем, что первый из них сопровождается сознанием, в то время как второй такого сопровождения не имеет.

Что же касается их самих, то внутренняя природа и структура их остаются в обоих случаях одинаковыми. В таком освещении становится понятным, что бессознательные процессы, которые играют столь существенную роль, напр., при психических заболеваниях, могут стать сознательными сначала для психоаналитика, а потом, в определенных условиях, и для самого больного. Но учению психоаналитиков, с переживаниями больного не происходит по содержанию, ничего нового, ничего существенного: какое-то содержание не освещалось у него лучами сознания, теперь оно освещается этими лучами и этого в основном достаточно для того, чтобы больной стал вполне здоровым человеком” Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. - Тбилиси, Мецниереба, 1977, Т.6, С. 263-326..

У Узнадзе же сознание фрагментарно, а установка охватывает всю личность целиком. Установка является самым важным моментом в деятельности человека, самым основным, на котором она - эта деятельность - вырастает Узнадзе Д.Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.. Установка находится в существенной зависимости от условий, в которых она возникает, определяется и фиксируется в них, то в таком случае придется признать, что она ни в какой степени не относится к разряду раз навсегда данных, неизменных категорий. Если судить об установке по характеру условий, необходимых для ее возникновения, то не подлежит сомнению, что она не может относиться к категории врожденных, раз и навсегда данных сущностей, потому что как понятие потребности, так и среды относятся к группе явлений, зависимых от постоянно меняющихся условий существования организма. Следовательно, уже одного анализа условий возникновения установки достаточно для того, чтобы видеть, что раз навсегда разграниченных, фаталистически предопределенных установок не существует Узнадзе Д.Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.. Расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела.

Исходным пунктом психологии, считает Узнадзе, являются не психические феномены, а сами живые индивиды. “В активные отношения с действительностью вступает непосредственно сам субъект, но не отдельные акты его психической деятельности и, если принять в качестве исходного положения этот несомненный факт, тогда бесспорно, что психология, как наука, должна исходить не из понятия отдельных психических процессов, а из понятия самого субъекта, как целого, который, вступая во взаимоотношения с действительностью, становится принужденным прибегнуть к помощи отдельных психических процессов. Конечно, первичным в данном случае является сам субъект, а его психическая активность представляет собой нечто производное” Узнадзе Д. Н. Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. Ун-та. - 1925, Т. XVI. .

Задача психологии заключается, в первую очередь, в изучении “живой действительности человеческой деятельности”, на базе которой возвышается далее все здание наших психических содержаний - наше познание, наши чувства, наша воля. Заняв эту необходимую позицию, психология должна, в первую очередь, поставить вопрос, - что же представляет собою эта деятельность, каково ее конкретное содержание, могущее быть раскрыто и исследовано нашими обычными научными методами. Психическая деятельность человека - явления его сознания, изучавшиеся до настоящего времени в известном смысле как самостоятельные, независимые сущности, представляет собою не более, как дальнейшие спецификации, как определения субъекта, определения этого личностного целого. В таком случае психология будет представляться нам как наука о конкретной душевной жизни субъекта, но не как наука об абстрактных, так называемых душевных явлениях.

В случаях наличия потребности и ситуации ее удовлетворения, в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно характеризовать как склонность, как направленность, как готовность его к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность. Мы можем заключить, что деятельность человека может быть активирована помимо участия его отдельных, сознательных психических функций, помимо его познавательных, эмоциональных и волевых актов, - может быть активирована на базе его установки, выражающей не какие-нибудь из отдельных психических функций, а состояние всего субъекта, как такового Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979..

Есть мало оснований, оправдывающих, более того, делающих обязательным в качестве исходного понятия при анализе психической жизни наметить именно понятие целостного субъекта, - понятие личности. При исследовании живого, целостного человека, его самого, но не отдельных фактов его активности, мы находим, что в каждом отдельном случае наличия у субъекта какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у него появляется готовность, тенденция или - еще лучше - установка к определенной активности, могущей дать ему удовлетворение. Установка является модусом субъекта в каждый данный момент его деятельности, целостным состоянием, принципиально отличающимся от всех его дифференцированных, психических сил и способностей.

Обращаясь к научному изучению установки, мы, в первую очередь, при анализе всякого поведения должны подчеркнуть факт обязательного наличия какого-нибудь качественно своеобразного, специфического изменения установочного состояния действующего субъекта; мы должны иметь в виду, что во всякой ситуации разрешения задачи, прежде всего, реагирует субъект, как таковой, реагирует, как целое, но не лишь как носитель отдельных психофизических сил, являющихся средствами, орудиями при разрешении стоящих перед ним задач.

Поэтому не подлежит сомнению, что анализ психической деятельности должен начинаться, в первую очередь, с изучения модификации активного субъекта, как целого, с изучения его установки. Итак, факту выступления активности непосредственно предшествует установка действующей личности, как целостное ее состояние, и вся деятельность ее в дальнейшем протекает под знаком направляющего влияния этой установки. Активность личности, ее деятельность для разрешения данной задачи представляет собой, по существу, ни что иное, как процесс реализации ее установки.

Установка предшествует сознательным психическим процессам человека, она представляет собою факт из области той сферы человеческой активности, которую до настоящего времени называют сферой бессознательной психики Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного. В кн.: Бессознательное: природа: функции, методы исследования. - Тбилиси, Мецниереба. - 1978, Т.1.. Установка представляет собою состояние личности, модус ее в каждый данный момент, но не какую-либо из ее частных психических функций, имеющих местное распространение и соответствующее этому значение.

Мы можем заключить, что установка - это не частный психический феномен в ряду других таких же феноменов, а нечто целостное, характеризующее, так сказать, личностное состояние субъекта. Кроме обычных психических фактов, кроме отдельных сознательных психических переживаний, следует допустить, несомненно, и наличие того или иного модуса состояния субъекта этих переживаний, той или иной установки его как личности. Само собой разумеется, что целостное состояние не отражается в сознании субъекта в виде его отдельных самостоятельных переживаний, - оно играет свою роль, определяя работу субъекта в направлении активности, приводящей его к удовлетворению своих потребностей. Оно, это состояние, субъекта, как целого, не может переживаться им в виде ряда отдельных содержаний, характеризующих ситуацию, в которой протекает его активность. Установка не может быть отдельным актом сознания субъекта, она лишь модус его состояния, как целого. Поэтому совершенно естественно считать, что, если что у нас протекает действительно бессознательно, так это в первую очередь, конечно, наша установка. Мы видим, что бессознательное действительно существует у нас, но это бессознательное ни что иное, как установка субъекта. Следовательно, считает Узнадзе, понятие бессознательного перестает быть отныне лишь отрицательным понятием (по мнению Узнадзе это имеет место в учении Фрейда), оно приобретает целиком положительное значение и должно быть разрабатываемо в науке на основе обычных методов исследования.

Результаты опытов, проведенных в школе Узнадзе, ясно свидетельствуют о том, что неосознаваемая психическая деятельность скрытым образом "соучаствует" как предпосылка и регулирующий фактор в становлении любой формы активности сознания Прангишвили А.С. Установка как неосязаемая основа психического отражения. В сб.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. Том 4..

Концепция установки Д.Н. Узнадзе тем и обогащает анализ поведения, что установка как переменная считается промежуточной именно в смысле специфического уровня и формы отражения реальной действительности. Концепция Д. Узнадзе исходит из постулата, лежащего в основе трехчленной схемы анализа деятельности, согласно которой всякое поведение, как бы и где бы оно ни возникло, определяется воздействием окружающей действительности не непосредственно, а, прежде всего, опосредованно, через целостное отражение этой последней в субъекте деятельности. Выстраивается цепочка: стимул - установка - реакция. Реакции индивида наряду с действующими стимулами определяются также промежуточной переменной - установкой, понимаемой как конституирующий фактор внутренняя психической организация индивида - расположенной между стимулом и реакцией.

Постановка проблемы целостного субъекта психической деятельности выдвигает вопрос о способе психической организации индивида как определенным образом слаженной системы, связной последовательности его опыта и поведения, его относительной структурной устойчивости в условиях постоянного изменения обстоятельств деятельности. Представляя собой диспозицию к определенной форме реагирования - психологическую организацию внутренней среды индивида, установка выступает как характеристика целостного состояния субъекта психической деятельности в каждый дискретный момент его активности. Это значит, что аттитюды, мотивы, черты личности, концепты и подобные факторы деятельности не изолированно и не "поштучно" определяют выявляющееся поведение, а подчиняются регулирующей функции установки - высшего уровня организации процессов переживаний и действий, имеющих место при осуществлении деятельности.

Установка - понятие единицы целостно-личностного измерения, к которому сводится действующий субъект в каждый дискретный момент его активности. В каждый дискретный момент деятельности индивида избирательно-направленные процессы его восприятия, памяти, воображения, решения задачи и т.д., проявляя определенную внутреннюю связность и последовательность, выступают как процессы, управляемые единой промежуточной переменной - готовностью к определенной форме реагирования - установкой, т.е. выступают как процессы, протекающие в определенной целостной форме психической организации.

Правильно отметил Г. Олпорт: без такой направляющей установки индивид был бы растерян и сбит с толку. Никакая деятельность не может актуализироваться без готовности к определенной форме реагирования, побуждающей его действовать именно таким образом, а не каким-то иным Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси, 1974.. Индивид постольку является субъектом деятельности, поскольку он организуется не в самый момент деятельности, а предуготовлен к ней. Это значит, что реакция осуществляется не по принципу стимул-реакция, а как преломленная через всю систему психической организации индивида, т.е. реакция осуществляется как "обобщенный ответ".

В то же время "система психической организации", "система-индивид" не дана субъекту непосредственно как факт сознательных переживаний. Будучи ее субъектом, эту направляющую активность установки мы никогда непосредственно не переживаем. Лишь наблюдая за возникновением, течением и угасанием "эффекта" установки, мы судим о ее закономерностях и динамике. Установка выступает как фактор негэнтропического порядка. Выражая собой порядок, организацию, она является основой определенности поведения, поэтому, если установка не реализуется, нарушается порядок в организации переживаний и действий субъекта, имеющих место при осуществлении деятельности, в них возникают дезорганизация и конфликты Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001..

Установка - фактор, всегда исходно ориентированный негэнтропически, т.е. чтобы минимализировалась вероятность возникновения "беспрорядка" как в отношениях между человекоми миром, так и в душевной жизни самого человека. Можно привести много примеров того, что "закономерные изменения установок - это одновременные изменения обуславливаемых установками значений... преобразования значимости для субъекта тех или иных аспектов окружающего мира" Иосебадзе Т.Т., Иосебадзе Т.Ш.. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. - Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. Том 4..

В ответах личности, например, на возникновение неблагоприятных для нее обстоятельств улавливаются закономерности "психологической защиты" как разнообразные формы специфической перестройки личностных установок, изменяющие значимость для субъекта ("личностный смысл") того, что его окружает. В теории Узнадзе особую важность имеют понятия “потребность” и “ситуация”. Эти понятия рассматриваются как образующие факторы установки. Потребность и ситуация как предпосылки установки предшествуют ей в логическом смысле, а не реально, во времени. Уже сам факт нахождения живого существа в той или иной среде в силу его биологической сущности непременно предполагает наличие постоянной связи, взаимодействия индивида со средой.

Это взаимодействие в конкретных условиях преобразует индивида в субъекта определенного поведения, т.е. формирует соответствующую установку, а это значит, что, с одной стороны, среда преобразуется, структурируется (как в физическом, так и в психологическом смысле) в виде ситуации (что-то выделяется, четко воспринимается, приобретает большее значение для субъекта, что-то оттесняется, искажается, не воспринимается и т.д., а в целом, среда, в зависимости от конкретногосостояния субъекта, наделяется определенным смыслом); с другой стороны, одновременно со структуризацией внешней среды происходит структурирование внутренней, психической сферы (актуализируются определенные потребности, те или иные психические содержания, активируются определенные психические функции, когнитивные и диспозиционные образования и т.д.) Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. - М., 1930. Т. III, Вып. 3..

Другими словами, так же как и установка определяется внешними и внутренними факторами, сами эти факторы не существуют сами по себе, а выделяются на основе взаимодействия внутренних и внешних детерминант одновременно в самом процессе формирования установки.

социальный установка личность узнадзе

Теория установки. Узнадзе Д. Н. Бессознательное и установка Зорева Татьяна Мананкова Юлия Палагина Алла Плотникова Юлия

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 -1950) - Советский грузинский психолог и философ, Глава грузинской психологической школы, Директор Института психологии Грузии. По его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Образование по философии получил в 1909 г. в Лейпцигском университете. В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Основатель Теории установки как психологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта.

Целью Узнадзе было объяснение собственной активности живого организма и преодоление “постулата непосредственности” (Положение, согласно которому внешние стимулы однозначно влияют на психику и сознание человека) с помощью установки. Он писал: «Современная буржуазная психология, как мне кажется, целиком базируется на предварительно не проверенной, критически не осознанной, догматически воспринятой предпосылке, смысл которой заключается в положении о том, будто объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяется ее деятельность. » (Узнадзе, 1966. С. 158)

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Таких как Иллюзия объема, веса, количества, иллюзия силы давления и освещения и др. Дмитрий Николаевич не первый заговорил о контрастных установочных иллюзиях. За сто лет до него их открыл родоначальник экспериментальной психологии Г. Фехнер. Но именно Узнадзе понял, что этот, казалось бы, малозначительный курьез восприятия ведет нас в самую глубь психологических процессов, протекающих неосознанно.

Основная методика строилась примерно следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача - его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше (при этом в одну руку вкладывался больший шар, в другую меньший). Такая задача предъявлялась 10- 15 раз (и каждый раз больший шар оказывался в той же руке, что и прежде), с тем, чтобы установка - готовность оценивать шары как больший и меньший - зафиксировалась. Затем в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; Испытуемый же - в силу сформировавшейся готовности - оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого.

Для того, чтобы возникла установка, обязательным условием является наличие ситуации и потребности. Установка представляет собой совокупность объективного (ситуации) и субъективного (потребности) обстоятельства. В частности, от нее часто зависит перенастройка психофизиологических сил и готовность совершать определенные действия в возникающих ситуациях для того, чтобы удовлетворить соответствующую данной обстановке конкретную потребность.

По Узнадзе существует 2 вида установок: Фиксированная установка Установка, которая возникает на основе многократного повторения и вследствие этого упрочения первичной (актуальной) установки Диффузная установка Возникающая лишь при первом воздействии характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации. Антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.

Поведение личности может протекать на двух уровнях: Импульсивное - поведение, которое определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. Регулируемое сознанием - человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; – к нему относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе, волевых усилий; – к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации. – относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установки личности

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); Так же одно из свойств установки – иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой. Изучением личности с позиций теории установок занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др. Литература: Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников. Введение в профессию «психолог» . Теория установки Д. Н. Узнадзе

Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д. Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феном сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д. Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной. Д. Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Исходный пункт психологии, согласно Д. Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка - готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом - лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом. Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д. Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного.

В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Таким образом, согласно взглядам Д. Н. Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

Узнадзе Д. Н. внес неоценимый вклад в развитие советской психологии того времени. Он был первым ученым, который стал развивать психологию в Грузии. Открыл в Тбилисском университете кафедру психологии и психологическую лабораторию. Психология стала обязательным предметом для изучения в университете.

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название - "объективация").



Концепция П.Я. Гальперина

Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Таблицы Шульте (англ. Shultz tables ) - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку.

Тест «разведчик»

После предупредительного звукового сигнала испытуемому будет предъявлена "военная карта" с обозначением аэродромов. Следует запомнить их расположение и сразу же после появления чистой карты внести в нее местонахождение аэродромов при помощи мышки. Количество аэродромов будет увеличиваться от двух до девяти до тех пор, пока испытуемый не ошибется 2 раза. В случае ошибки, в нужном квадратике аэродрома появится красный самолет. После двух ошибок, тестирование заканчивается, и можно получить результат этого тестирования.

Тест "Струпа"

Тест состоит из ряда слов, означающих названия цветов (синий, красный, зеленый), напечатанных несоответствующими цветами. То есть слово красный может быть напечатано синим цветом. Большинство людей находит чрезвычайно трудным обращать внимание только на цвет шрифта, когда их просят называть цвет, которым напечатано каждое слово, из-за автоматической тенденции читать слова, которая создает интерферирующую информацию.

Тест "Чет-нечет"

После предупредительного звукового сигнала испытуемому предъявляются по случайному закону цифры от 0 до 9. При появлении четной цифры ему как можно скорее следует нажать клавишу -> (стрелка вправо), при появлении нечетной - клавишу <- (стрелка влево).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!