В чем видел державин ценность своего творчества. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Снегирь

Гавриил Романович Державин родился в Казани в бедной дворянской семье в 1743 году. Получить образование, домашнее или гимназическое, ему не удалось. В 1762 году он переехал в Петербург и поступил на службу в гвардию, где остался на десять лет. После этого некоторое время служил губернатором, однако карьера не складывалась.

В 1791 году императрица Екатерина назначила его своим личным секретарем и придворным поэтом. Однако на этой должности Державина подвел характере: он считал, что все беды государства происходят от незнания о них государыни. Такая позиция не могла понравиться Екатерине, и в 1793 году Державина уволили, но позволили служить на высоких государственных должностях. В 1803 году Александр I отправил Державина в отставку.

В 1815 году Державин знакомится с юным Пушкиным в Царскосельском лицее, где отмечает его способности: Господа, перед вами новый Державин!. Эта похвала чрезвычайно впечатлила юношу, позже он написал Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил . Через год после этой встречи Державин умер.

Дерзость поэтической мысли Державина

Путь Державина в литературу был трудным. Писать он начал только в конце 1770-х годов, а до этого не подозревал о своих способностях. Тогда же он познакомился со Львовым, который разглядел талант. Считается, что полноценный поэтический дебют Державина состоялся в 1779 году, когда в журнале Санкт-Петербурский вестник опубликовали стихотворения Ключ, На смерть князя Мещерского и На рождение природного отрока. Тогда же становятся видны основные черты поэзии Державина.

Во-первых, в творчестве Державина стираются границы жанров. Он нарушает теорию трех штилей, поскольку никогда о ней не знал. Поэтому и говорят о некой дерзости поэтическй мысли Державина. Пишет он исключительно так, как сам считает правильным: таким образом, в его поэзии часто смешивается высокий и низкий стиль, пафосное и комическое. Это очень сильно отличает его от прочих авторов того времени.

Многообразие поэтических тем

В центре поэзии Державина почти всегда находятся взаимоотношения человека и государства. Как и Ломоносов, он придерживается мнения, что человек - это в первую очередь слуга государства. Однако Державин не отрицает того, что существует и частная жизнь. Это отличие выражается также в том, что в одах Ломоносова и Державина по-разному выглядит образ автора.

Если Ломоносов писал от лица некоего абстрактного поэта, то лирический герой Державина всегда автобиографичен, его обращения в одах - это обращения от себя лично. Также император у Ломоносова - это просто некий общий символ России, а Державин всегда говорит о своем отношении к конкретному человеку (в случае императора - к Екатерине).

«Властителям и судиям»

В частности, свое отношение к власти Державин выражает в стихотворении Властителям и судиям (1780 год), где говорит о том, что неправедная власть не может считаться божественной. Он возмущается произволом правителей, говорит, что все равно над всеми царями есть высшая власть - Бог, поэтому все равно они не бесгрешны, их тоже ждет наказание. В России той эпохи это стихотворение сочли едва ли не революционным, т.к. увидели в нем критику монархии в лице императрицы Екатерины.

«Снегирь»

Не менее важно и то, что в одах Державина всегда конкретно указываются герои, время и место действия. В этом плане показательна ода Снегирь (1802 год), написанная на смерть генералиссимуса Суворова, в честь побед которого Державин научил снегиря свистеть военный марш. Эта деталь подчеркивает внимание к частной жизни. Вообще тема человека - самая важная в творчестве Державина. Он первым начинает уделять внимание мелочам - быту, поведению, привычкам людей. В его стихах можно увидеть много злободневного и сатирического, направленного на конкретных людей, а не на общество в целом.

Лучшие произведения Державина во многом предопределили путь развития русской литературы. Раньше поэты представляли себя в первую очередь теоретиками литературы, стихи писали лишь для иллюстрации своих рассуждений о правилах стихотворства. Для Державина такой вариант был невозможен, поскольку теории он не знал, а творчество рассматривал лишь как плод вдохновения, не мог писать по приказу.

«Памятник»

Свое место в поэзии он определяет, выполнив переложение на русский язык знаменитого Памятника Горация. Он создает собственное стихотворение, где делает вывод, что его главная заслуга в литературе - тот факт, что он первым из русских авторов позволил себе написать об императорской особе с достаточной иронией и объективностью, не ограничиваясь торжественными словами. В этом его заслуга - в отступлении от канонов классицизма, уже существовавших в русской литературе.

Позднее это же стихотворение переработает для себя Пушкин, который, кстати, отзывался о старике Державине не слишком лестно:

Кумир Державина на одну четверть золотой, на три четверти свинцовый.

Державин не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихотворства, вот почему он должен бесить всякое разборчивое ухо.

Вот вам и отзывы нового Державина.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Роль Ломоносова в формировании литературного языка: теория трех стилей
Следующая тема:   Фонвизин - «Недоросль»: идеи просветительства, идеалы Фонвизина

Попытка обзора творчества поэта. Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он приобщался к воителям нормативного стихосложения.В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было Рассуждение о лирической поэзии или об оде, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию. Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений.

Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова. Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна просвещение читателей и писателей, формирование правильного и только слога, правильной мысли и чувства.

Г. Н. Теплов в статье О качествах стихотворца рассуждение пишет стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании авторов которые от древних веков образцом стихотворству считались, уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики. Такой поэт никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье Рассуждение о лирической поэзии или об оде поэт так, например, объясняет значение слова ода в новейших временах она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня.Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма.

Далее Державин разъясняет такие понятия, как вдохновение, высокость, беспорядок лирический. Поэт пишет об оде восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, Поэтому ода плана не терпит. Державин рассказывает о единстве страсти и о разнообразии ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени, действия.Далее Даржавин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что вымыслы истину только украшают.

Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии соединение высокого и низкого.

Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию Прогаркни праздник сей крестьянский Крестьянский праздник. Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики. Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры.Так, в стихотворении Ласточка Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия Уж не ласточка сладкогласая Домовитая со застрехи - Ах Моя милая, прекрасная Прочь улетела с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая образная звукопись, т. е. с помощью которой создается образ. Глагол времен металла звон - бой часов На смерть кн. Мещерского, Северны громы в гробе лежат - образ полководца Суворова Снегирь.Державин широко пользуется неточными рифмами творенье перья, во тьме во сне и т. д. Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне.

В его поэзии появляется конкретный лирический герой Приглашение к обеду. Развитие идеи не сюжета связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода Бог заметим, что основной принцип построения - антитетичность.Идея в этой оде развивается следующим образом 1 сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2 но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3 человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Итак, Державин становится новатором, вернее, создателем новых философских од. Человек рассматривается не во внешней гражданской деятельности, а в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных - смерть Глотает царства алчна смерть, Солнца ею потушаются Появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности, происходит переоценка общественных ценностей Подите счастья прочь возможны, Вы все пременны здесь и ложны Я в дверях вечности стою. Однако поэт не проповедует пессимизм жизнь приобретает особую ценность Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы.

Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом.

О существовании Бога свидетельствуют природный чин, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу Тебя душа, быть может, чает Образы здесь крайне эмблематичны и символичны.

Стихотворение Водопад1791 является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы Алмазна сыплется гора. Сам водопад Кивач - водопад в Карелии - олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении На смерть кн. Мещерского. Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения.По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем.

Для Державина Велисарий - оклеветанный полководец, сравнивающийся с неким мужем седым, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы. Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет Песни Оссиана, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном.Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь.

На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться оссиановским. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий Под наклоненным кедром вниз, При страшной сей красе природы, На утлом пне, который свис С утеса на яры воды, Я вижу - некий муж седой Склонился на руку главой.Копье и меч и щит великой, Стена отечества всего, И шлем, обвитый повиликой, Лежат во мху у ног его. Сидит и, взор вперя к водам. В глубокой думе рассуждает Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает Он так же благом струй своих Поит надменных, кротких, злых. и т. д. Итак, Бог для Державина - источник жизни, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как певец, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения.Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина.

В своей Оде на восшествие Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику бисер, порфира, зефир, душа, зрак, рай и патетический стиль Когда на трон она вступила Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец Тебя прияв облобызала Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток. На день восшествия 1747 г. Приведем выдержки из произведения Державина Фелица богоподобная, курю табак, кофе пью, забавлюсь лаем псов, играю в дурака с женой.

Оба поэта дают правительнице наставления.Ломоносов описывает идеальную царицу Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас. Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет В безмолвии взирай вселенна. Ломоносов - поэт государства, подчиненного Филице, лишь воспевающий ее достоинства.

Он заставляет замолчать даже пламенные звуки поэзии. Державин же, обращаясь к Екатерине Фелица - лат. felix - счастливая, по словам Белинского, соединяет патетический элемент с комическим что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем Подобно в карты не играешь, Как я, от утра до утра Не слишком любишь маскарады, А в клоб не ступишь и ногой Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой Коня парнасска на седлаешь, К духам в собранье не въезжаешь Не ходишь с трона на Восток. Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути Образ мурзы меняется.Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов зашифрованных в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому Едина ты лишь не обидишь Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух Или, о всех делах заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов Или над невскими брегами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов. Очевидно, Я Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического Я варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

14 июля родился Гавриил Романович Державин (1743-1816), знаменитый русский поэт XVIII века, представитель классицизма, государственный деятель, министр юстиции (1802-1803).

Читать также —
Басни Державина

Блестящее образование юному Державину получить не удалось. Его первыми педагогами были церковники: дьячок да пономарь. Впоследствии – немец-каторжник, преподаватель частной школы. И, наконец, обучение в Казанской гимназии, окончить которую ему не представилась возможность. Юный Гавриил был вызван в Петербург в 1762 году и определен в Гвардейский Преображенский полк. Будущий поэт тянул лямку простым солдатом в течение десяти лет.

Характер Гавриил Романович имел взрывной, неуживчивый, но сам он думал, что страдает «за правду». Что касается литературного творчества, то Державин считал, что занятие сие возможно лишь «в свободное от службы время», «от должностей в часы свободны». Тем не менее, по объему написанных произведений русский поэт относится к числу самых продуктивно работавших авторов.

Творчество Державина, включающие элементы новизны, предстает перед современниками, в ином виде, нежели творчество его предшественников, главным образом, сочинителя од, Михаила Ломоносова. Это осознавал и сам поэт. В «выражении и штиле старался подражать г.Ломоносову… но, хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того с 1779 избрал совсем другой путь».

Этот «другой путь» он продемонстрировал, написав знаменитую оду «Фелица». Казалось бы, тоже хвалебная ода, но, наряду с пафосными настроениями, обычно доминирующими в оде, в ней присутствует острый социально-политический памфлет. Образ Фелицы – Екатерины добродетелен, но ей противопоставляются сомнительные фигуры ее «Мурз», «Пашей», в которых можно узнать различных представителей высшей придворной знати. «Мурзам твоим не подражая…»

Нетривиален слог, которым написана ода — взятая из обычного обихода, знакомая, легкая, разговорная речь, противоположная высокопарной напыщенности од Ломоносова.

«Фелица» была высоко оценена современниками.

Восхваление Екатерины – это одна из тем, проходящих красной нитью в трудах Державина, но наряду с ней, четко проявляется и другой основной мотив его работ — тема остросатирического отношения к придворной знати, к боярам.

Творчество Державина многогранно: в нем нашли отражение героические переживания его времени и класса, а также знакомый ему быт дворянской России. Идеал Державина – довольствоваться малым, придерживаться «умеренности» неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина». Вразрез с этим совершенно не приемлемо для него восхваление «вредной роскоши вельмож».

Творчество Державина сильно своей новизной и правдивостью. Поэт одержим необходимостью поведать о екатерининском времени: периоде баснословно пышных торжеств, «гремящих хоров», бесконечно радостной «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства.

Гавриил Романович повидал многое. Не его глазах разворачивалась пугачевщина. Он был свидетелем высоко взлетающих и стремительно падающих екатерининских временщиков. Да и сам он – то на «коне», то без него. «Я царь — я раб, Я червь — я бог ».

Противоречивый характер жизни Державин воспел в оде «Водопад». Что такое водопад? Это «алмазная гора», с «гремящим ревом» ниспадающая в долину. Ей очень просто «потеряться» в тени «глухого бора». Образ водопада сходен с жизненной судьбой одного из самых заметных деятелей восемнадцатого века «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Григо́рия Алекса́ндровича Потёмкина-Таврического. Но не только его. Образ водопада – это знамение времени, символ екатерининской эпохи.

Произведения Державина, летописца своей эпохи, правдиво воссоздают характеры и противоречивые нравы XVIII века.

«Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир».
А.Пушкин

Что бы не писал Державин — сборник «Старина и новизна», «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года», «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», «Водопад», «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь» — все эти произведения обессмертили его. А.С.Пушкин писал: «Державин, со временем переведенный, изумит Европу».

Творчество Державина до конца не изучено, научные изыскания еще ждут своего часа.

Сочинение

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются.
Биография Державина - увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде.
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи - итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени - Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,- говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину... с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица - от пш./ёН.х - счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим... что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.
В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог- первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:
Но грешных пламя и язык
Да истребит десница строга!
Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит:
Да правый суд я покажу.
Колеблемы столпы земные
Законом Божьим утвержу...
Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы - смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих.произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности:
Подите счастья прочь возможны.
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: “ Я червь - я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”:
Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
В лазурну воздуха равнину
На крыльях o.ieuiyuiux летит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа небес в пространстве
Не будешь ли бессмертна ты?
В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах... она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли... живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.
Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он "видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

Ценность в том,как принимают и понимают его произведения народ. он хотел бы,что бы народ вникал в суть его творчества,разделял с ним и радостные дни,и самые тяжелые переживания. Ни один писатель не пишет для себя,все пишут для народа. и державин не ушел далека. у него даже фамилия говорит за себя! ДЕРЖавин! от слова державапатриот,истинный патриот своей родины!настоящий ценитель

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Вопрос какие сравнения эпитеты помогают создать портрет русской женщины?
приведите примеры.

Читайте также

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

обратите внимание на композиционные особенности стихотворения.в чем вы видите смысл почти дословного повторения второй и третьей строфы первой

части в финале(мысленное продолжение диалога поэтессы с однополчанкой Зиной)?

Зинка Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 - Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. №2- Почему в комедии основной проблемой является проблема крепостного права; в чем это выражается?
№3 В чем вы видите главный смысл комедии?

Вы находитесь на странице вопроса "в чем державин видит основную ценность своего творчества ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!