Вдохновение дельвиг анализ. Анализ стихотворения "вдохновение" дельвиг

*Краткая биографическая справка - билет 24

Дельвиг вошел в историю литературы как ближайший друг и поэтический соратник Пушкина. Связь эта не ограничивалась их дружбой и известной общностью их литературных вкусов. Дельвиг своим поэтическим творчеством принимал деятельное участие в формировании поэзии пушкинской эпохи. Он стоял во главе печатных органов пушкинской группы (альманах «Северные цветы», «Литературная газета»), выступая как поэт и критик. Но талант Дельвига, по словам Пушкина, рано засверкавший, не получил полного развития.

Наиболее продуктивными жанровыми формами в творчестве Дельвига являются идиллии, народные песни и сонеты. Сонеты - наиболее яркое и полное воплощение философских, «мыслительных» тенденций поэзии Дельвига. Перу поэта принадлежит семь сонетов, выдержанных в строгом соответствии с каноническим сонетом французского типа. Ни одного, даже самого незначительного отступления от принятого эталона (AbbA AbbA cDD ccD) Дельвиг не допускает.

Тяготением к строгим классицистическим формам можно объяснить, по-видимому, обращение Дельвига к твердой жанрово-строфической форме сонета. Высоким образцом жанра является у поэта сонет «Вдохновение» (1822/3 г.).Лирический герой этого сонета находится в конфликте с окружающей его действительностью, как и поэт других стихотворений Дельвига. Жанр дружеского послания во «Вдохновении» осложняется рефлексией о высоком предназначении поэта («В друзьях обман, в любви разуверенье/ И яд во всем, чем сердце дорожит,/ Забыты им: восторженный пиит/ Уж прочитал свое предназначенье»). Оно заключается в том, что истинный поэт «говорит с грядущими веками», что и обеспечивает ему бессмертную славу (кульминация стихотворения - первый терцет). Вообще, надо сказать, в этом сонете легко отыскать параллели с «Пророками» Пушкина и Лермонтова. Равным образом сонет Пушкина «Поэту» можно рассматривать как непосредственное продолжение программных размышлений своего друга-единомышленника.

Другой сонет Дельвига «Златых кудрей приятная небрежность...» (1822 г.) трактует традиционный мадригальный мотив страстной, но неразделенной, безнадежной любви. Атрибуты внешнего облика героини и характер их образного осмысления напоминают о возлюбленной Петрарки Лауре («Златых кудрей приятная небрежность,/ Небесных глаз мечтательный привет,/ Звук сладкий уст при слове даже нет/ Во мне родят любовь и безнадежность). Подобно Петрарке Дельвиг использует антонимы: «кипит-холодеет», «печаль-веселье», «смерть-жизнь», призванные обнажить жестокую драму любовного смятения. Легко и непринужденно преодолевает он стилистическое расстояние от предельно обобщенного обожествления любимой, так хорошо нам знакомого в образах Беатриче и Лауры, до конкретной интимности, которую позволил себе Шекспир в образе «смуглой красавицы». Для этого Дельвигу потребовалось лишь соединить архаизированный поэтизм «златых кудрей» с бытовой реалией «приятная небрежность».


Еще последовательнее эта тенденция проявилась в сонете «Языкову» (1823 г.). В нем Дельвиг обращается к конкретному адресату, а также упоминает еще двоих друзей: Пушкин называется прямо, а Баратынский значится под именем «Певец Пиров» (тот был автором поэмы «Пиры»). В предыдущем сонете автор разбавлял высокую лирическую ситуацию бытовой конкретикой. На этот раз Дельвиг пошел другим путем: интимное дружеское общение он осветил идеализирующими эпитетами («к парнасским высотам», «возвышенным певцам», «любовию пристрастной»), а также архаичными формами слов («младой», «пламень», «влеком»). Пушкин в своем письме Дельвигу разделил надежды писателя, связанные с Языковым, который впоследствии стал ярким представителем золотого века русской поэзии, «поэтом разгула и свободы». В благодарность за лестный отзыв о его творчестве Языков пообещал Дельвигу принять участие в первом выпуске альманаха «Северные цветы». Как мы видим, элементы поэтики дружеских посланий нашли себе место в сонете Дельвига «Языкову».

Таким образом, Дельвиг одним из первых разрабатывал жанр сонета в русской литературе. Несмотря на то, что поэт был отодвинут на задний план последующим ходом развития русской литературы, он обогатил содержание лирики новыми мыслями и формами, а также внес неоценимый вклад в в процесс формирования большого, нового явления русской литературы - поэзии пушкинской эпохи.

«Вдохновение» Антон Дельвиг

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Анализ стихотворения Дельвига «Вдохновение»

Рассуждая о «золотом веке» русской поэзии, обычно вспоминают самых ярких его представителей – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова и других. На фоне этих значительных фигур персона Антона Антоновича Дельвига немного теряется – в отличие от некоторых своих современников, молодой поэт не был слишком плодовит в творческом плане. Однако это не дает никаких оснований считать, что Дельвиг был менее талантливым автором. Его незаурядный поэтический дар оставил заметный след в развитии русской культуры.

Одной из отличительных черт поэта была необыкновенная способность к подражанию. Перу Антона Антоновича принадлежат изящные строки стихотворений, созданных по образу греческих идиллий, христианских псалмов; баллады и романсы, имитирующие стиль и форму европейских авторов. При этом нельзя сказать, что это вторичные, лишенные художественной ценности и смысла, произведения. Подражая другим традициям, Дельвигу удавалось привнести в поэзию свежие образы, чувства и смыслы.

Одним из таких произведений является сонет «Вдохновение», созданный в 1822 году. В этом стихотворении Дельвиг обращается к классической строгой поэтической форме и размеру – пятистопному ямбу, применяет типичное для сонета чередование мужских и женских рифм. Структура катренов напоминает «французскую» последовательность abba abba ccd eed, но в терцетах автор меняет ее на cdd ccd.

Поэт играючи обходится не только с формой стихотворения, но и с темой. Если обычным для сонетов мотивом является любовь, преклонение перед женской красотой, возвышенные чувства, то для Дельвига центральной фигурой становится поэт. Подчеркивая его значение, автор прибегает к метафорам («любимец муз») и устаревшим выражениям («пиит»).

Это стихотворение вполне можно назвать философским размышлением о предназначении и судьбе поэта в мире. Дельвиг сравнивает момент творческого озарения со смертью, избавлением от земных мук, потому что только в этот миг поэт освобождается от суеты, несовершенства окружающего мира, разочарований и страданий. В остальное же время участь поэта, по мнению автора, незавидна – он не понят обществом, «презренный, гонимый от людей, блуждающий один под небесами».

Лирический герой сонета похож на прорицателя: «Он говорит с грядущими веками». Он предвосхищает наступление новых времен, крушение старых порядков, и за это его отвергают. Эта идея получит впоследствии развитие – выдающиеся современники, например, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин также прославят поэтов как пророков будущего.

Поэтический текст, относящийся к 1817 г., вошел в число лицейских произведений, переделанных автором спустя 8-9 лет после их написания. Стихотворение, жанровые особенности которого определены рамками товарищеского послания, является характерным примером ранней пушкинской лирики. Ее адресаты - товарищи по лицейской учебе.

Лирический субъект произведения уверен в творческом амплуа своего однокашника, выраженного краткой формулой «Ты поэт». Герой призывает друга, «наперсника богов», оберегать и развивать высокий дар художественного слова, воспитывая его «в уединении», вдали от суеты и тревог. Источниками вдохновения служат вечные чувства любви и дружбы, к которым присоединяется неожиданная составляющая - «лень». При помощи последней поэт юмористически характеризует не только собственное настроение, но и стихотворный образ Дельвига, восторженного «сына лени».

В поэтическом тексте декларируется «святое», божественное происхождение творческих способностей, которые преподносят «богини песнопенья», покровительницы искусства. Прекрасные неземные девы одарили таинственной «искрой вдохновения» и лирического субъекта, и адресата его произведения. «Лира мой удел», - так резюмирует свое предназначение герой, испытавший «жар сердца» в упоительные минуты творческого порыва.

Заключительный эпизод посвящен известной романтической теме разочарования, вызванного наговорами завистников и клеветников. Обозначая себя как жертву интриг, поэт прибегает к метафорам «кровавый взор» и «невидимый кинжал». Оскорбленный и отчаявшийся герой желает забыться в «бездействии счастливом», оставив муз-«мучительниц». Путь, который избрал лирический субъект, - его собственный выбор, вынужденное решение трагического романтика. Оно противопоставляется судьбе адресата, который остается верен гармоничным «звукам струн» высокой поэзии, способной успокоить мятущуюся душу лирического «я».

Юношеское стихотворение предваряет основные мотивы ключевой темы предназначения поэта: провозглашаются божественные истоки творчества, его гуманистическая суть и безразличие к земным волнениям.

Попытка моделирования собственной судьбы изображается в юношеском произведении «Товарищам». Герой не желает прославиться на воинской или гражданской стезе. Относя характеристику «сын лени» к собственной персоне, он выбирает душевное спокойствие и «красный колпак», символ свободы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!