Владимир короленко слепой музыкант. Короленко

Владимир Галактионович Короленко

Слепой музыкант

Повесть (1886)

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду “опасным забиякой” и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового “бойца за дело жизни”.

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставру-ченко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним – слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий – тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает.

Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки “Контракты”, многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

О. В. Буткова

(No Ratings Yet)

  1. 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор Алексеевич 1682-1689 София Алексеевна, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич 1689-1725 Петр І (до 1696 г. с Иоанном) 1725-1727 Екатерина І (жена Петра І)...
  2. Толстой Алексей Николаевич 1883-1945 Петр I Работа над романом “Петр Первый” началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре...
  3. Традиции Древнерусской литературы в несколько измененном виде сохранились до конца XVII века. Страна за это время изменилась мало: ее двумя главными чертами были православие и патриархальность. Первое основывалось на вере...
  4. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  5. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
  6. Повесть “Гуси-лебеди летят” – автобиографическая. В нее автор вложил воспоминания о собственном детстве, проведенном в небольшом селе на Винничине. Произведение изображает жизнь простых украинских крестьян в первой половине двадцатого столетия....
  7. Максим Горький “Страсти-мордасти” Рассказ (1913, опубл. 1917) В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети....
  8. Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В...
  9. КЛАССИКА В. Г. КОРОЛЕНКО ЧЕМУ УЧАТ НАС ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. Г. КОРОЛЕНКО Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А....
  10. Человека можно назвать красивым? Того, у которого красивая внешность, или того, у которого хорошие поступки? Конечно, красота внешняя всегда привлекает, радует глаз. Но важнее, по моему мнению, иметь внутреннюю красоту,...
  11. Максим Горький Мещане Пьеса (1901, опубл. 1902) В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял...
  13. ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к...
  14. Ряшенцев Юрий Евгеньевич печатается с 1955 года. Как поэт-песенник много сотрудничал с такими композиторами, как Максим Дунаевский, Виктор Лебедев, Александр Басилая, Анатолий Кролл. Известны его песни для фильмов “Д’Артаньян и...
  15. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  16. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. Именно поэтому в произведениях В. Г....
  17. Корни русского алфавита тянутся из древней Греции. Много исторических источников показали нам, что буквы русского алфавита были созданы на основе букв греческого алфавита. Что сыграло не малую роль в развитие...
  18. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Торнтон Уайлдер (Thornton Wilder) Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey) Роман (1927) Двадцатого июля 1714 г. рухнул самый красивый мост в Перу, сбросив в...
  19. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Леонгард Франк (Leonharde Frank) Ученики Иисуса (Die Junger Jesu) Роман (1949) События романа относятся к 1946 г. и разворачиваются в Вюрцбурге-на-Майне, разрушенном американской авиацией после того, как эсэсовское...
  20. Владимир Емельянович Максимов Семь дней творения Роман (1971) Роман посвященистории рабочей семьи Лашковых. Книга состоит из семи частей, каждая из которых называется по дням недели и рассказывает об одном из...
  21. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  22. В. Г. РАСПУТИН УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО Мальчик пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у них в деревне была только начальная школа, поэтому его отправили учиться дальше...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи...
  24. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805-1875) Родился в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) в семье бедного башмачника. Отец любил книги и привил мальчику любовь к литературе. Мать зарабатывала стиркой...
  25. Мои родственники – дядя, тетя и двоюродный брат – живут в небольшой деревне. Это чудесные места: бескрайние разноцветные луга, лес, маленькая речушка, журчащая в глубоком овраге, невероятно свежий воздух, наполненный...
  26. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Ленгленд (willam langland) ок. 1330 – ок. 1400 Видение о Петре Пахаре (The vision of piers plownan) – Поэма (ок. 1362) В прологе рассказывается, как автор “надел...
  27. Михаил Михайлович Рощин Валентин и Валентина СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ, С ПРОЛОГОМ Пьеса (1971) Действие происходит в наши дни в большом городе. Комната в стиле пятидесятых годов. Вечерний чай....
  28. Известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, также была участницей объединения “Мир искусства”. Вся ее семья занималась искусством, поэтому талант девочки никого не удивил. Она была одной из первых женщин, которые вошли...
Слепой музыкант

Повесть Короленко «Слепой музыкант» - произведение русской классической литературы, которое никого не может оставить равнодушным. История мальчика, родившегося слепым, потрясает, вызывает глубокие переживания и ведет к очищению души.

«Слепой музыкант». Краткое содержание

В дворянской семье Попельских появляется на свет ребенок. Позднее становится известно, что он не видит. Мать сокрушается, однако ничего поправить нельзя - ребенок безнадежно слеп. Родители балуют малыша, стараясь быть с ним ласковыми, предупредить любые опасности и недомогания. Дядя Максим, живущий в доме Попельских, видит в Петруше способность стать Он советует матери особенно не баловать его, иначе ребенок со временем может убедиться в собственной бесполезности и начать сомневаться в способности чего-то достичь самостоятельно, найти свое место в мире. Краткое содержание произведения «Слепой музыкант» показывает момент взросления молодого человека и выбор его дальнейшего жизненного пути.

Маленький Петр растет, но у него нет друзей. Ему сложно сходиться со сверстниками, так как он уже явственно чувствует свой физический недостаток, и поэтому у них не находится общих тем для разговора. Пока другие дети играют, он стоит в сторонке, ожидая, что и его позовут, но никто этого не делает. Однажды в усадьбу, где расположен дом Попельских, приходит девочка Эвелина. Она знакомится с Петром, проявляет к нему интерес. Полной неожиданностью для нее становится известие о том, что мальчик слепой. Эвелина даже заплакала от жалости к нему, тотчас сердце ее наполнилось состраданием и неизгладимой тоской. Постепенно дети подружились и стали неразлучны.

Между тем у мальчика обнаруживаются явные музыкальные способности. Краткое содержание книги «Слепой музыкант» рассказывает, как формируется и крепнет талант юного музыканта. Все началось с того, что Петруша услышал звуки дудочки конюха Иохима. Мальчик пошел к нему послушать, как тот играет, и вскоре стал приходить постоянно. Затем последовали и первые уроки, Петруша сам научился играть на дудке.

Мать Петра, которая считала себя сведущей в музыке, отнеслась к этому весьма ревностно: немедленно выписала фортепиано из города. Но игра на фортепиано оставила мальчика равнодушным, его все больше завораживала и влекла за собой игра конюха Иохима. Охваченная отчаянием мать пытается привлечь внимание сына к музыке другими способами. Однажды она понимает, что игра Иохима на самом деле замечательна, потому что идет от сердца, и именно это нравится ее сыну. Она примирилась к тем, что музыка конюха интереснее, чем ее собственная.

Это было первое проявление у Петруши интереса к музыке, если говорить кратко. Короленко («Слепой музыкант» - его знаменитое произведение) приводит здесь мысль о бессмертности подлинного искусства. Музыка должна идти от сердца, а не быть продиктованной стандартными умениями.

Годы идут. Петр взрослеет и по-прежнему чувствует неловкость, глубоко переживает по поводу наличия большого физического недостатка. Как ему кажется, слепота мешает ему жить, чувствовать сполна, дышать, даже думать. Он считает себя бесполезным и ненужным обществу человеком. Эвелина рядом с ним, но она уже превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Дядя Максим приводит в дом молодежь, чтобы Петр больше общался со сверстниками, а не с одной Эвелиной. Но юноше трудно найти с кем бы то ни было общий язык. Тогда дядя Максим вместе с племянником, Эвелиной и сестрой посещают монастырь. Петр знакомится там с двумя незрячими служителями. Их история показывает ему, что он не один слепой на этом свете. Но Петр впадает в тоску. Ему кажется, что раз он слеп, то непременно должен сделаться озлобленным и бессердечным, как тот звонарь, который круглый год живет в монастыре. В таком унынии он пребывает несколько недель.

Через некоторое время Петр вместе с дядей Максимом отправляется в путешествие. Матери они говорят, что Петруша поедет учиться в Киев музыкальному делу. На самом же деле дядя Максим предлагает племяннику побыть немного нищим, изведать все тяготы жизни, которые испытывают слепые, просящие милостыню. Петр соглашается принять вызов судьбы.

Через некоторое время он возвращается домой. Окружающие чувствуют необъяснимую перемену, произошедшую в нем во время странствия - он научился любить жизнь во всем ее многообразии и ценить каждый момент. Петр больше не считает себя неудачником.

Скоро Петр и Эвелина женятся, у них рождается сын. Петра очень вдохновляет это событие, и на мгновение ему даже кажется, что он прозрел и все видел. Спустя три года Петр становится признанным музыкантом. Ему аплодирует публика, среди которой находятся и дядя Максим, и другие слепые, с которыми он некогда странствовал. Вот о чем повествует «Слепой музыкант». Краткое содержание, отзывы о произведении подчеркивают глубину и актуальность этой книги и в наши дни.

Композиционно-идейная составляющая повести

Условно произведение состоит из нескольких частей, которые описывают время становления личности слепого музыканта Петра: детство, юность, взросление, переживание своей физической неполноценности, обретение смысла жизни, целей на будущее и своего места в мире.

Поистине грандиозным является произведение «Слепой музыкант». Краткое содержание подчеркивает основную мысль повести: важно не прекращать поиск своего предназначения, стремиться быть полезным и нужным окружающим людям.

Характеристика Петра

На долю главного героя выпало большое испытание: он слеп с рождения, и должен постепенно прийти к пониманию своей ценности и нужности в этом мире. Поначалу ему сложно общаться со сверстниками, но появление в его жизни Эвелины приносит ему немало приятных минут: он обретает подругу, близкого человека. По сути, Петр хочет найти свое место в жизни, но сначала ему нужно принять факт собственной слепоты.

Долго он не может смириться с тем, что не такой как все, что не видит мир. Он должен прийти к пониманию того, что обладает большим талантом, и захотеть его развить до высокого уровня. Во многом достижению этой цели способствует влияние дяди Максима, который придумывает для племенника новые испытания. Мы видим, как из мнительного и неуверенного юноши Петр постепенно становится сильным человеком, любящим жизнь. Когда он перестает жалеть себя и начинает дышать полной грудью, результаты не заставляют себя ждать: и вот Петр уже слепой музыкант. Краткое содержание истории рассказывает о том, как у него образуется семья, личное счастье.

Характеристика Эвелины

Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина - первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.

Характеристика дяди Максима

Дядя Максим был отставным военным. Привыкший к порядку и дисциплине, он хочет сделать из племянника достойного и уверенного в себе человека, которому были бы не страшны никакие душевные переживания и бытовые тяготы.

Дядя принимает активное участие в воспитании Петра: старается внушить своей сестре, почему важно не изнежить ребенка, а научить его жить в нашем непростом мире. Дядя никогда вслух не жалеет мальчика, тем самым не дает ему повода усомниться в том, что он может стать счастливым. По его инициативе в дом приходят молодые люди, среди них кадет и студенты - все для счастливого будущего Петра. Именно с дядей Максимом юный Петр отправляется в важнейшее путешествие за смыслом жизни.

Конюх Иохим

Он пробудил в маленьком Петре любовь к музыке, способность слышать красоту мелодии и звуков. Иохим был влюблен в девушку, которая отказала ему во взаимности, оттого его музыка наполнена истинными чувствами и красотой. Эта полнота звуков и завораживает маленького Петра, заставляет его бегать в конюшню и слушать совершенную игру конюха. Иохим - первый учитель Петра по музыке. Именно в его конюшне мальчик научился понимать и ценить настоящее искусство.

Анна Михайловна

Как любая мать, она стремилась окружить своего ребенка теплом и вниманием. Узнав, что ребенок слепой, она долгое время горевала, ни в чем не находила утешения. На протяжении всей повести ее любовь и поддержка всюду окружают Петра, дарят ему чувство нужности, поддерживают в невзгодах.

Основная мысль повести

Едва ли найдется другое такое произведение, оказывающее столь сильное жизнеутверждающее воздействие, как и «Слепой музыкант». Герои описаны совершенно: они все наделены живыми чертами, индивидуальными качествами характера. Главный герой должен пройти испытание слепотой и полюбить жизнь, чтобы стать великим музыкантом.

Таким образом, многогранной и значительной является повесть «Слепой музыкант». Краткое содержание позволяет глубже понять чувства, мысли слепого, его мировоззрение. Создается впечатление, что Короленко посвятил это произведение слепым всего мира.

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду “опасным забиякой” и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового “бойца за дело жизни”.

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним – слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий – тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки “Контракты”, многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Вариант 2

В достаточно богатой семье помещиков Попельских рождается слепой сын. Однако ни кто этого сразу не заметил, лишь спустя некоторое время мать обращает внимание на его странную реакцию. У него было странное выражение лица. Обратившись к специалистам, доктора выявили, что мальчик слепой.

Отец Петра был добрым человеком, заботился о хозяйстве, а остальное его не касалось. Максим Яценко, дядя Петра, обладал бойцовским характером. В свое время он лишился ноги и, вернувшись, домой, стал доживать свою жизнь в полном бездействии. Дядя принимает решение заняться воспитанием мальчика, поэтому он делает своей сестре, матери мальчика, замечание. По его мнению, не следует баловать мальчика и опекать его столь сильной материнской любовью.

С приходом весны, ребенку дают возможность послушать пробуждающие звуки природы, однако Петя не справляется с таким потоком эмоций и теряет сознание. Позже мама с дядей помогают ему распознавать звуки. Вскоре Петрусь познает звук дудочки, который он часто слышал на конюшне в исполнении Иохима. Матери это очень не нравится, в ней начинает просыпаться ревность. Потихоньку, мальчик осваивает удочку. Мать решает купить фортепьяно, но мальчик из-за грубой музыки снова чуть не теряет сознание. Мать решает в тайне обучиться у Иохима дудке и совсем скоро ей удается это сделать. Мальчик перенимает искусство у матери.

У мальчика не было никогда друзей, однажды, на прогулке он знакомится с девочкой Эвелиной. Девочка не просто красива собой, но и умна. Однако она не сразу понимает, что Петруся слепой, узнает она это уже после того, как от него убежала в испуге. Петруся хотел потрогать ее лицо, но полностью не осведомленная девочка о его проблеме, сбегает. Повзрослев, они становятся хорошими друзьями.

Вскоре, Эвелина понимает, что она любит Петра и принимает решение выйти за него замуж. Она сообщает ему эту новость. Слепой юноша успешно демонстрирует игру на фортепьяно, все им восхищаются. Первый раз в жизни, мальчик понимает, что он что-то может в этой жизни. Встреча со звонарем заставляет Петра задуматься о своем несчастье. Теперь он более злой, как Егорий, у него просыпается зависть к бедным слепцам, которые пытаются заработать себе на еду. Вскоре он отправляется в Киев с дядей Максимом, где планирует брать уроки у известного музыканта. Однако это был обман, на самом деле он отправился странствовать со слепцами. Домой он возвращается исцеленным.

Вскоре Петр женится на Эвелине и у них рождается абсолютно здоровый сын. Петр становится популярным музыкантом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Владимир Галактионович Короленко в своей повести “Слепой музыкант” пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет Read More ......
  2. Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но Read More ......
  3. Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более потерю зрения. В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Read More ......
  4. Дети подземелья “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет” – так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по жене, уделяя внимание лишь дочери Соне, так как она походила на мать. А сын “рос, как дикое деревце Read More ......
  5. В дурном обществе Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – так звали мальчика – был сыном городского судьи. Ребенок рос, “как дикое деревцо в поле”: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный Read More ......
  6. Парадокс Ян Криштоф Залуский – главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо “с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами”. “Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было Read More ......
  7. Сон Макара Макар – главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к “святочным рассказам”. Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, Read More ......
  8. Без языка В Волынской губернии, неподалеку от города Хлебно, над извилистой речкой стоит поселок Лозищи. Все его жители носят фамилию Лозинские с прибавлением разных прозвищ. Ходят легенды, что некогда Лозинские были казаками, имели какие-то привилегии, но теперь все это забылось. Read More ......
Краткое содержание Слепой музыкант Короленко

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.

Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам.

Отчего… отчего это он? - спрашивала больная едва слышно.

Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупная слеза.

Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы.

На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:

Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.

Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:

Отчего… так… так ужасно?

Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.

Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.

Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы.

Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица , и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он… он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп . Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож на тысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потому голос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня, совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этих случаях он всегда произносил неизменную фразу: «Здорова ли ты, моя голубка?» - после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредка сообщал что-либо о дубовых валах и шестернях. Понятно, что его мирное и незатейливое существование мало отражалось на душевном складе его сына. Зато дядя Максим был совсем в другом роде. Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве на «Контрактах» . Все удивлялись, как это в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из «шляхтичей» непременно бы отвечал оплеухами. Наконец, к великой радости всех благомыслящих людей , дядя Максим за что-то сильно осердился на австрийцев и уехал в Италию; там он примкнул к такому же забияке и еретику - Гарибальди , который, как с ужасом передавали паны помещики, побратался с чертом и в грош не ставит самого папу . Конечно, таким образом Максим навеки погубил свою беспокойную схизматическую душу, зато «Контракты» проходили с меньшими скандалами, и многие благородные мамаши перестали беспокоиться за участь своих сыновей.

Должно быть, австрийцы тоже крепко осердились на дядю Максима. По временам в Курьерке, исстари любимой газете панов помещиков, упоминалось в реляциях его имя в числе отчаянных гарибальдийских сподвижников, пока однажды из того же Курьерка паны не узнали, что Максим упал вместе с лошадью на поле сражения. Разъяренные австрийцы, давно уже, очевидно, точившие зубы на заядлого волынца (которым, чуть ли не одним, по мнению его соотечественников, держался еще Гарибальди), изрубили его, как капусту.

Плохо кончил Максим, - сказали себе паны и приписали это специальному заступничеству св. Петра за своего намесника. Максима считали умершим.

Оказалось, однако, что австрийские сабли не сумели выгнать из Максима его упрямую душу и она осталась, хотя я в сильно попорченном теле. Гарибальдийские забияки вынесли своего достойного товарища из свалки, отдали его куда-то в госпиталь, и вот, через несколько лет, Максим неожиданно явился в дом своей сестры, где и остался.

В 1886 году была опубликована повесть Короленко под названием Слепой музыкант, что полюбилась читателю и по настоящее время изучается в школах. В этой повести раскрывается тема любви, смысла жизни, тема воспитания и искусства. Давайте остановимся на работе В.Г. Короленко Слепой музыкант для читательского дневника.

Короленко: Слепой музыкант кратко по главам

Глава 1

Слепой музыкант под авторством Короленко в пересказе начинается известием о рождении ребенка. Этот мальчик родился в богатой семье. Он был первенцем, однако радость затмило подозрение женщины. Это подозрение было подтверждено докторским диагнозом. Его вердикт: мальчик слепой. Семья была немногочисленной. Проживало лишь четыре человека, муж с женой, брат жены дядя Максим и новорожденный. Брат был сподвижником, часто участвовал в дуэлях. На одной из них он был ранен, рука так и осталась бездейственной. А в одном из боев он потерял ногу.

Хозяин поместья редко бывал дома. Он возводил мельницу и этот процесс сильно его увлек. Однако о жене не забывал и старался все ее желания выполнять. Мать слишком оберегала малыша, пока брат ей не сказал оставить ребенка в покое. Мальчик стал очень хорошо ориентироваться на полу, ползая по дому. Когда мальчик научился говорить, свои ощущения он стал объяснять словами.

А однажды они пошли с мамой к реке. От переизбытка новых звуков, новых ароматов, ребенок впал в обморочное состояние. Дядю Максима обеспокоила такая реакция ребенка и он стал интересоваться психологией детей. Теперь с новым малыша знакомят постепенно. Изучив литературу, дядя приходит к выводам, что его племянник рожден слепымне просто так. Он пришел в мир, чтобы реализовать свои необыкновенные способности. Правда, еще нужно понять, что это за дар.

Глава 2

Продолжая работу над произведением Короленко Слепой музыкант, мы видим мальчика, которому исполнилось пять лет. За это время он хорошо ходит по дому, будто видит все предметы перед собой. На улице гуляет с палкой. Как-то мальчик услышал звучание дудки. Эти звуки очень понравились ему и своими ощущениями ребенок делится с мамой. Как-то придя в комнату Пети, чтобы пожелать ему спокойной ночи, мама не видит там сына. Он заворожено слушал, как играет конюх. Теперь сложно выгнать оттуда ребенка, ведь он все свое время проводил там. Мать Попельская даже стала ревновать, а так как у нее за плечами музыкальное образование, она просит мужа купить пианино.

И вот пианино в доме. Но, беда. Сын не оценил игру матери и звучание пианино. Это расстроило женщину, но она не теряла надежду и продолжала играть. Поняв, что через музыку нужно передавать эмоции, она заиграла по-другому и ребенок это оценил, его заинтересовало и пианино. Теперь ему хочется получить навыки игры не только на дудке, но и на пианино. Дядя понимает, в племяннике кроется талант музыканта. Его и нужно развивать. Максим планирует научить мальчика и петь. Для этого он повел ребенка к конюху, которого попросил спеть народную песню. Все заслушались, представляя свои картины, что рисовала песня.

Глава 3

В шесть лет Петя был полностью самостоятельным. Сам убирал в комнате, застилал постель, занимался с дядей физическими упражнениями. Чтобы мальчик развивался всесторонне, дядя учил его истории, а также приглашал дворовых ребят. Правда, те боялись незрячего, да и Пете их общение было не интересно. В деревне рядом с участком родителей Пети селятся приезжие Якульские, у которых была дочь Эвелина — ровесница Пети. Впервые дети встретились на речке. Это знакомство было неудачным и мальчик прогоняет соседку. Когда Эвелина вновь решилась на встречу, дети разговорились, но желание Пети исследовать лицо девочки показалось собеседнице странным. Это напомнило мальчику о его врожденном недуге и он рассказывает все Эвелине. Расскажет и о своих специальных книгах, и о дяде, который с ним занимается. Соседка стала часто наведываться в дом к мальчику, который учил ее наукам. Теперь они — лучшие друзья, как и их родители.

Глава 4

Дядя видит, что теперь мальчик общается не только с ним. Много времени тот уделяет соседской девочке, с которой они подружились. Паренек был в восторге от Эвелины и его разговоры были только о ней, да и во сне она к нему приходила. Пете очень захотелось видеть, различать цвета, но увы. Как-то конюх подарил мальчику аиста и тот стал утверждать, что видит контуры. Однако дядя этому не поверил. С возрастом Петя стал меняться. Менялось и его мировозрение. Чаще он был замкнутым и безрадостным, впадал в грусть и печаль. Только Эвелине удавалось вывести его из такого состояния. Чувства у него стали еще более острыми, поэтому он даже пролетающий метеор смог услышать.

Глава 5

Далее Короленко в своем произведении переносит нас на пять лет вперед. Теперь Петя — молодой парень, к которому стали приглашать новых знакомых по решению дяди, который захотел разнообразить жизнь племянника. В поместье приглашен и старый друг Максима с его сыновьями студентами из музыкальных учреждений. Все общаются за столом. Парни рассказывают о смысле жизни, о планах. Эвелина делится и своим видением взрослой жизни, где уверена, что у каждого своя дорога. Такие застолья были утомительными для Петра, но в то же время ему было интересно, поэтому знакомство решили продолжить в следующий раз.

За очередной беседой, один из студентов стал проявлять интерес к Эвелине. Петру это не понравилось и он выскочил из-за стола. Девушка тут же бросилась за ним. Нашла его у мельницы. Там герои объясняются в любви и решают жениться. Когда счастливые дети вернулись обратно, Пете захотелось сыграть на пианино. Его игра была удивительной и завораживающей. Студенты советуют парню заняться серьезно своим талантом, пророча ему великое будущее.

Глава 6

Теперь Попельские поехали в гости к знакомому дяди. Там Петя получил много новых эмоций, в том числе побывав у могилы разбойника и его верного бандуриста. Также он побывал в монастыре, где познакомился со звонарем, таким же слепцом от рождения. В разговоре с Петей звонарь показался злым. Впоследствии он и себя стал считать таким. О случае в монастыре Эвелина рассказала дяде Максиму.

С приходом зимы Петя становился мрачнее, его стали посещать мысли о сути жизни, он не понимал, зачем таким, как он, жить. Он все чаще досадовал о своей судьбе, желая видеть. Ради этого он готов даже с нищим поменяться местами. Как-то Максим с Петей направились в церковь к чудотворной иконе. Там при входе в церковь сидели нищие и пели песню. Такая встреча еще больше подкосила психологическое состояние парня.

Ближе к лету Максим решает везти Петра в Киев, где бы парень начал обучение игре на пианино. Однако по дороге им встретились слепцы, что странствовали и держали путь в Почаев. Петя примыкает к ним, а Максим едет в Киев один. Путешествие, во время которого Петр смог пообщаться со слепыми музыкантами, обогатило его духовный мир и подарило новые впечатления. Несмотря на то, что в Почаеве парень не прозрел, он получил душевное исцеление.

Вернулся домой Петя к осени.

Глава 7

Осенью Эвелина заявила родителям о намерении выйти замуж за Петю. Они дали согласие. Была сыграна свадьба. Спустя время Эвелина была уже в положении. Петр очень переживал, и только после рождения ребенка, когда доктор сказал, что ребенок зрячий, он успокоился. Мало того, когда доктор делал свое заключение, будто молния пронзила парня и как ему показалось, смог он увидеть и мать, и дядю, и жену. Потом герой потерял сознание.

Заключение

Спустя три года, Петр на большой сцене. Это его дебют. Поддержать Петра приехали дядя и его жена. О нем заговорили, его музыкой восхищались, а дядя стал слышать уже не горестные ноты его музыки, которые всегда он чувствовал в песне слепцов, а услышал счастье от жизни. Максим понял, наконец-то племянник прозрел и будет наполнять песни о несчастных счастливыми нотами. Все старания Максима прошли не напрасно и свою жизнь он прожил достойно.

Слепой музыкант: герои

А какую оценку поставите вы?




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!