Власть кесаря значение фразеологизма. Решаем проблему, открываем новые знания

перейти рубикон
Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен! » - перешел через пограничную речку Рубикон (по-латыни – «Красная речка») . Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве.
«Перейти Рубикон» теперь значит: совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. «Жребий брошен» говорится в значении: «колебания кончены, я начал действовать, и изменить что-либо уже поздно» .

Власть кесаря
Попробуем докопаться до значения слова кесарь. Происходит оно от имени Юлия Цезаря. Очевидно, что звучание латинской буквы С в разных языках звучало то как Ц, то как К. Это совершенно натуральная ассимиляция с точки зрения лингвистической науки.
Цезарь (Caesar), Гай Юлий, 100-44 до Р. Хр. , знаменитый римский полководец и государственный деятель, древнепатрицианского рода. (Яндекс. Словари)
Перебив всех своих внутренних врагов и одержав ряд внешних побед и основательно прикормив римский народ, Цезарь получил пожизненное диктаторство, консульство на 10 лет с титулом императора, высшую военную, судебную и административную власть. То есть стал фактически диктатором в стране с изначально республиканской формой правления. Эта невиданная доселе концентрация властив одних руках и сделала имя Цезаря нарицательным, стала титулом, которым нарекали себя после него различные правители.
По одной из версий русское слово царь есть сокращенное произношение слова цезарь. До Ивана Грозного все первые лица государства российского именовались великими князьями, но Иван Четвертый, подобно Цезарю, сумел сконцентрировать с своих руках неограниченную власть, и просто князем, хоть и великим, ему стало именоваться не к лицу.
От слова цезарь напрямую происходит и немецкое слово кайзер.

Предательство брута
Марк Брут являлся лучшим другом Юлий Цезаря, согласно некоторым данных это вообще мог быть его внебрачный сын. Однако именно он и возглавил заговор против популярного политика, приняв непосредственное участие в его убийстве. А ведь Цезарь осыпал своего любимцы почестями и титулами, наделив его властью. Но окружение Брута вынудило его участвовать в заговоре против диктатора. Марк оказался в числе нескольких заговорщиков-сенаторов, которые мечами пронзили Цезаря. Увидев в их рядах и Брута, тот с горечью и воскликнул свою знаменитую фразу, ставшей для него последней. Желая счастья для народа и власти, Брут ошибся в своих планах - Рим не поддержал его. После череды гражданских войн и поражений Марк понял, что остался без всего - без семьи, власти, друга. Предательство и убийство состоялось в 44 году до н. э. , а спустя всего два года Брут бросился на свой меч.

Очень часто мы слышим различные пословицы и поговорки, но не всегда до конца понимаем их смысл. Одно дело - поверхностное объяснение того или иного высказывания, каким оно обычно бывает в повседневной жизни. И совсем другое - та сторона смысла сказанного, которая открывается нам тогда, когда мы начинаем глубже вникать в историческое значение слов, их происхождение и то, что они могли значить раньше.

К примеру, все знают выражение «Богову Богово, кесарю кесарево». Обычно его используют, когда хотят подчеркнуть то, что каждая вещь должна иметь свое место и не стоит претендовать на то, что тебе не принадлежит. Кесарь - это понятие историческое, значение которого вы найдете ниже.

Библейский смысл пословицы

Приведенное высказывание имеет библейское происхождение, равно как и большое количество других выражений, которые мы слышим в повседневной жизни. Таким образом, многие говорят эти слова, не зная о том, кто такой кесарь. Не каждому известно, что данное высказывание скорее бытового, чем философского происхождения. Согласно библейским текстам, фарисеями (в учениях ранних христиан это понятие было равнозначным лицемеру и ханже), противниками Христа был задан вопрос о том, необходимо ли платить дань кесарям (кесарь - это римский император), которые властвовали в Иудее.

Лицемерие этого вопроса, заданного ими, воспринимается однозначно. Если бы Иисус сказал, что нужно это делать, то значит, он хочет продаться Риму. И, в свою очередь, если бы Христос ответил, что это не является необходимостью, то его можно было смело объявлять враждебным по отношению к официальной власти. Таким образом, Христос рисковал в случае любого ответа, который ожидали услышать фарисеи.

Однако они не учли того, как может повернуться ситуация и как Иисус выкрутится из данного положения. Он взял римскую монетку, на которой был изображен Цезарь Август (напоминаем, что кесарь - это император), и дал ответ фарисеям так, как они вовсе не могли ожидать. Христос спросил о том, чье изображение содержится на таких монетах. Фарисеи ответили, что оно кесарево. Именно в ответ на эту фразу, по легенде, было произнесено знаменитое выражение. Христос сказал, что кесарю нужно отдавать кесарево, а Божье - Богу.

Значение выражения

Так, в той ситуации ответная фраза Христа означала, что у всего в мире есть свое место и предназначение. И если на земле царствует тот, чей титул - кесарь, то есть еще и другой мир и иная сфера жизни, где действуют другие приоритеты. На сегодняшний день мы можем истолковывать эту фразу подобно известному выражению «каждому - свое». Именно такое значение в современном мире соответствует в русском языке данному высказыванию.

Кто такой кесарь?

Можно обратиться к историческим сведениям, чтобы понять значение этого слова. Его происхождение берет истоки от имени, которое было дано Юлию Цезарю. Таким образом, латинская буква С в другом языке или наречии принимала звучание как Ц или К. Этот факт является натуральной ассимиляцией, если посмотреть на ситуацию с точки зрения лингвистики.

Если взглянуть на личность Юлия Цезаря, то можно понять, почему его имя приобрело нарицательный характер. Он прославился тем, что им были перебиты его внутренние враги, а после проведения успешной внешней политики, что положительно повлияло на жизнь римлян, ему дали титул императора. Кроме того, именно у Цезаря было право пожизненного диктаторства, а также у него в руках сосредотачивались функции военной, судебной и административной власти. После достижения таких успехов имя приобрело характер титула. Кесарь - это не столько имя, сколько своего рода название для правителей, которые имели подобный ранг и полномочия.

Влияние слова «кесарь» на историю

Бытует мнение о том, что именно от Цезаря происходит название русских царей. До правления Ивана IV, который больше известен как Грозный, властители в российском государстве именовали себя «Великий князь». Однако именно Иван Грозный впервые стал называть себя царем.

У этого факта есть также объяснение, которое вписывается в указанную концепцию. Иван Грозный сконцентрировал в своем лице огромные полномочия на Руси, подобно Цезарю в Риме. Повлияло это слово и на понятие «кайзер» (титул монарха в Германии, который приравнивается к императору).

Человек и кесарь. Власть

Кесарь есть вечный символ власти, государства, царства этого мира. Есть две основные точки зрения на соотношения кесаря, власти, государства, царства этого мира и духа, духовной жизни человека, царства Божьего. Это соотношение понимают или дуалистически, или монистически. Было уже сказано об относительной правде дуализма в условиях нашего мира. Монизм всегда имеет тираническую тенденцию, будет ли он религиозный или антирелигиозный. Верно же понятый дуализм царства Кесаря и царства Божьего, духа и природы, духа и организованного в государство общества, может обосновать свободу. Ложно были поняты и истолкованы евангельские слова: «Воздайте кесарево кесарю, а Божье Богу», и слова ап. Павла: «Несть бо власти, аще не от Бога». Истолкование этих слов носило рабий характер. «Воздайте кесарю кесарево» совсем не означает религиозного определения кесаря и его царства, не означает никакой его оценки. Это есть лишь различение двух разных сфер, недопущение смешения. Слова же «несть бо власть, аще не от Бога», которые имели роковое значение, сплошь да рядом означали сервилизм и оппортунизм в отношении к государственной власти, ничего общего с христианством не имеющих. Слова ап. Павла никакого религиозного значения не имеют, их характер чисто исторический и относительный, вызванный положением христиан в Римской империи. Ап. Павел боялся, что христианство может превратиться в анархическую, революционную секту. Он хотел ввести христианство во всемирную историю. Кроме того, следует помнить, что через некоторое время, во время правления Домициана, государственная власть характеризовалась, как зверь, исходящий из бездны. Вопрос безмерно сложнее, чем обыкновенно думают, ссылаясь на слова ап. Павла. Христианство достаточно уже обнаружило сервилизм в отношении к царству кесаря. Причем это обыкновенно происходило так: всякое изменение – революционное или реформаторское – в царстве кесаря вначале вызывало сопротивление со стороны церкви, осуждение новшества, как проявления духа антихриста. Но когда стабилизировалась и укрепилась новая власть кесаря, церковь вдруг замечала, что это и есть та власть, которая также от Бога, и санкционировала ее. Таким образом выходило, что церковь лишь санкционировала то, что делали другие внецерковные и внехристианские силы, и не имела собственного идеала общества и государства. Когда она его по видимости имела, – в христианских теократиях прошлого – было еще хуже, ибо эти теократии были христианскими лишь по вывеске и отрицали свободу. Теократия была одним из соблазнов, через которые проходило христианское человечество. Соблазном была не только теократия в средневековом смысле слова, но и христианские государства, которые всегда бывали христианскими лишь символически, а не реально, и компрометировали христианство. Глубина проблемы в том, что дух не может зависеть от природы и общества и определяться ими. Дух есть свобода, но в объективации духа в истории создавался ряд мифов, которыми укреплялся авторитет власти. Это миф о суверенитете в религиозной области, это миф о папской непогрешимости или миф о сборе епископов. В жизни государств и обществ таковы: миф монархии – о суверенитете власти монарха, миф о демократии – о суверенитете власти народа (volonté génerale), миф коммунизма – о суверенитете власти пролетариата. Все эти мифы в сущности имели мистический характер, хотя бы это и не признавали открыто, и эти мифы означали как правило не новопонимаемый миф о суверенитете, а отрицание самой идеи суверенитета. Суверенитет не принадлежит никому. Он есть лишь одна из иллюзий объективации.

Могут сказать, что моя точка зрения находится во власти анархического мифа, но это неверно. Мне чужда утопия счастливого безгосударственного бытия. Функции государства остаются в условиях этого мира. Но государство имеет лишь функциональное и подчиненное значение. То, что нужно отрицать, так это суверенитет государства. Государство всегда имело тенденцию переходить за свои границы. И оно превратилось в автономную сферу. Государство хочет быть тоталитарным. Это относится не только к коммунизму и фашизму. И в христианский период истории происходит возврат к языческому пониманию государства, т. е. тоталитарному, монистическому пониманию. Одно из главных классических возражений Цельса против христианства заключается в том, что христиане плохие, не лояльные граждане государства, что они чувствуют себя принадлежащими к другому царству. Этот конфликт существует и сейчас. Существует вечный конфликт Христа – Богочеловека и Кесаря – человекобога. Тенденция к обоготворению кесаря есть вечная тенденция, она обнаруживается в монархии и может обнаруживаться в демократии и коммунизме. Никакой суверенитет земной власти не может быть примирим с христианством: ни суверенитет монарха, ни суверенитет народа, ни суверенитет класса. Единственный примиримый с христианством принцип есть утверждение неотъемлемых прав человека. Но с этим неохотно примиряется государство. И сам принцип прав человека был искажен, он не означал прав духа против произвола кесаря, он включен был в царства кесаря и означал не столько права человека, как духовного существа, сколько права гражданина, т. е. существа частичного. Происходит борьба монизма с дуализмом. Монизм есть всегда возврат к языческому пониманию государственной власти, дуализм же имеет христианское происхождение, он укреплен кровью мучеников. Отношения монизма и дуализма носят парадоксальный характер. Тема социальной революции заключает в себе и крайний монистический и дуалистический элемент. Она дуалистична в делении мира на две части, за социальную революцию и против нее, и монистична в утверждении своего нового царства. Социальная революция заключает в себе мессианский и хилиастический элемент, она безусловно устремлена к царству Божьему на земле, хотя и без веры в Бога. И это ведет к монизму, отрицающему различие царства Духа и царства Кесаря. Грядущим царством Кесаря и предвечным царством Духа. Двойственность в психологии социальных революционеров показывает только, что монизм, единство, можно мыслить только эсхатологически. Возможна секуляризованная эсхатология, которая обоготворяет не вечную жизнь, а жизнь будущего. Отношения церкви и государства есть одна из форм отношения духа и кесаря, но уже в форме исторической объективации. Церковь в истории легко принимала царство Кесаря, т. е. царство объективации, но в ней всегда оставался и другой элемент. Кесарь принадлежит к объективированному миру, он подчинен необходимости. Дух же принадлежит к царству свободы. Отношения церкви и государства были и будут противоречивы и неразрешимы. Конфликт неустраним и тогда, когда церковь оппортунистически приспособляется к государству. Церковная политика наиболее приспособлялась к царству Кесаря. В этом отношении особенное значение имело дело Константина. Империя стала христианской по своей символике. Но что еще важнее, так это то, что церковь стала императорской. Отцы и учители церкви перестали быть защитниками свободы совести, которыми были раньше. Дух ущемлен Кесарем, происходит слияние двух царств. Кесарь сакрализуется церковью. Вселенские соборы собираются византийскими императорами, которые считаются церковным чином. Образуется христианство типа восточного и западного типа с уклонами цезарпапизму и папоцезаризму. Власть кесаря получает церковное освящение. Можно даже сказать, что образуется особое таинство царской власти. И это должно было готовить революционное восстание. Но признание священной власти монарха переходит в признание священной власти народа, потом и власти пролетариата. Их суверенитет и священный характер власти остается.

У людей с древних времен была потребность в религиозной санкции власти, которая иногда принимала формы таинства помазания. Предполагали, что иначе народ не будет подчиняться власти. У древних человек и гражданин было одно и то же. Религия была племенная, национальная. В древнем Израиле это носило особый характер. Это была единственная серьезная и глубокая форма расизма, кровь имела религиозный характер. Но национально-племенной, кровный характер еврейской религиозности означал сознание избранности еврейского народа, как народа Божия, а потому связан был с вселенскостью. Мессианство всегда носит вселенский характер. В дохристианском мире была тенденция к отождествлению политики и морали. Большое значение для нашей темы имеет апофеоз римских императоров. Это идет за пределы сакрализации власти. Она стоит в прямом отношении к нашим современным диктаторам, они даже более священные особи, чем цари и кесари. Реформа цезаря Августа была попыткой провести религиозную реформу в Риме. И режим, который он хотел создать, был тоталитарным режимом. Август был Pontifex-Maximus, и он соединял в себе два начала, начала духа и кесаря. Было решено, что цезарь Август происходит от богов. Культ цезаря укреплял положение Рима. В языческом сознании не было непроходимой грани между богами и человеком. Август-император не означал обоготворения данного человека. В человеке-императоре почитали его гений в античном смысле слова. Есть различие между disus (блажен на небе) и deus. Власть цезаря и даже царя носит языческий характер и принципиально чужда христианству. Цельс защищал империю и апофеоз императорской власти против христиан, пользуясь аргументами, очень похожими на такие, которыми сейчас защищают тоталитарное государство. Апофеоз цезаря есть источник тоталитаризма в его предельном выражении. Это есть подчинение духа кесарю. Нужно помнить, что апофеоз цезарей, как и всех тиранов и диктаторов, был создан верой народа, бедноты, а не сенатом, который был уже скептичен и не склонен к мистическим верованиям. Часто недостаточно помнят и знают, что античный греко-римский мир не знал принципа свободы совести, которая предполагала дуализм духа и кесаря. К концу же античного мира свобода исчезла совсем. Но самое ужасное то, что культ императоров продолжается и в христианском мире. Это особенно поразительно в Византии, и это делало ее не вполне христианским царством. Епископы Средневековья иногда повторяли то, что говорили императорам в римском сенате: «Вы – образ Божества». Но Запад пытался ограничить власть кесаря церковью. Средневековью была свойственна идея органического единства. Всякая часть предполагала единство целого. Человечество едино и есть мистическое тело. Но вместе средневековой мысли совсем не свойственно обожествление государства. В этом преимущество Запада перед Востоком. Государство было создано актом насилия в грешном мире и лишь терпимо Богом. Библейская идея происхождения царской власти очень для нее неблагоприятна. Царская власть возникла против воли Бога. Если продумать все до конца, то нужно признать, что от Бога происходит лишь свобода, а не власть. Средневековое христианское сознание не признавало безусловного подчинения подданных власти. Тиранической злой власти можно не подчиняться. Допускалась даже возможность тираноубийства. Вместе с тем признавалось абсолютное значение естественного права, которое происходит от Бога. Власть должна служить народу. Средневековье признавало в ряде христианских теологов, философов и юристов врожденные и неотъемлемые права индивидуума (Грике). В этом средневековое сознание стояло выше современного. Но сознание это было противоречивым. Признавалась смертная казнь еретиков. Рабство считалось последствием греха вместо того, чтобы считать его грехом. В истории христианства было страшное злоупотребление идеей первородного греха, из которого делали рабьи выводы. Меланхтон еще защищает казнь еретиков, Кальвин казнит Seruta, Theodore de Beze против свободы совести. Империя перешла с Запада на Восток. Поэтому процесс абсолютизации власти на Востоке был острее, чем на Западе. В католичестве дуализм всегда был сильнее, чем на Востоке, где торжествовал монизм. Но важно сказать, что противоречивые отношения между царством Духа и царством Кесаря глубже средневекового противоположения духовной и светской власти.

Смешение и даже отождествление царства Кесаря и царства Божьего постоянно происходило и в практике жизни, и в мысли и в учении. У людей была непреодолимая склонность к монистическим и тоталитарным системам. Такой системой была прежде всего теократия, и в необычайно крайней форме теократия византийская. Но также монистична и тоталитарна демократия Руссо и якобинцев. То же отождествление двух царств и двух порядков мы находим у Гегеля, у Маркса, у О. Конта, у Шпанна, в коммунизме и фашизме. Так называемых либеральных демократий, которые соглашались признать себя нейтральными в отношении царства Духа, больше не существует, они все больше становятся диктатурами. Исчезновение нейтралитета царства Кесаря есть важный момент в исторической судьбе. Кесарь все больше и больше высказывается по вопросам Духа, хотя бы в форме радикального отрицания духа. Если императоры говорили, что они призваны не только управлять государством, но и заботиться о спасении душ своих подданных, то теперь новый кесарь тоже заботится о спасении души, хотя бы то было спасение души от религиозных суеверий. Кесарь имеет непреодолимую тенденцию требовать для себя не только кесарева, но и Божьего, т. е. подчинения себе всего человека. Это есть главная трагедия истории, трагедия свободы и необходимости, человеческой судьбы и исторической судьбы. Государство, склонное служить Кесарю, не интересуется человеком, человек существует для него лишь как статистическая единица. А когда оно начинает слишком интересоваться человеком, то это самое плохое, оно начинает порабощать не только внешнего, но внутреннего человека, между тем как царство Духа не может вместиться в царство Кесаря. Дух бесконечен и устремлен к бесконечности. Кесарь же конечен и хочет наложить на Дух печать своей конечности. Есть требования кесаря, которые исполняют все живущие на земле. Все мы воздаем кесарево кесарю, хотя бы в форме революций, в которых мы участвуем. Требование революции тоже кесарево требование, только революция духа стояла бы вне этого, но она не может быть смешиваема с революциями политическими и социальными, она принадлежит к другому плану бытия. Дуализм Духа и Кесаря, противоположный всякому монизму, не должен означать отворачивания от мира и происходящих в нем процессов. Дух неизбежно вторгается в объективированный мир и опрокидывает его необходимость и рабство. Это всегда было движением по вертикали, которое потом лишь объективировалось и символизировалось по горизонтали. В условиях нашего мира, в нашем пространстве и времени, нельзя мыслить окончательной победы Духа над Кесарем. Постоянно происходит самоотчуждение Духа в объектный мир, и постоянно Дух должен возвращаться в собственную глубину. Это только наполовину понимал Гегель со своим историческим пантеизмом. Царство Кесаря утверждается в этой сфере отчуждения и объективации Духа. В этой сфере Кесарь меняет свои обличья, в этой сфере власть имеет функциональное значение. Но окончательная победа Духа над Кесарем возможна лишь в эсхатологической перспективе. До этого люди живут в гипнозе власти, и это распространяется и на жизнь церкви, которая тоже может оказаться одной из форм кесарева царства.

Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана. Почему огромное количество людей, на стороне которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они носители власти? Даже обыкновенный полицейский вызывает иное чувство, чем простой смертный в пиджаке. Как в древние времена, так и теперь люди склонны думать, что существует помазание к власти. Тут, конечно, сказывается пережиток древнего рабства человека, которое не вполне преодолено и в демократиях. Указывали не раз на то, что властвование связано с гипнозом. Государственная власть может очень рационально править народом, но само начало власти совершенно иррационально. Дар людей власти заключается в способностях ко внушению. Властвует тот, кто ввергает народные массы в гипнотическое состояние. Пропаганда играет здесь такую колоссальную роль, она есть вульгарная форма гипнотизирования. И если бы люди обладали способностью не подвергаться гипнозу, то неизвестно, какая власть могла бы удержаться. Гораздо глубже то, что власть опиралась на религиозные верования народа, и ее исторические формы падали, когда эти верования разлагались. Это нужно сказать о священных монархиях прошлого. Демократии же держатся главным образом пропагандой и риторикой политических деятелей. Происходит объективация психических состояний людей, вкорененных в глубину не индивидуального только, но еще более коллективного подсознательного. Подсознательное может принять форму сознания, которое поражает своей иррациональностью. Весь процесс происходит в сложных взаимодействующих группах людей. Совершенно ошибочна та точка зрения, которая видит в политической жизни самые корыстные чувства людей и социальных групп. Так называемые интересы социальных групп сплошь и рядом носят совершенно иррациональный, противный всякому разумному расчету характер. Кучка крупных капиталистов может желать вызвать войну, автоматически сила капитализма к этому толкает. Но это может повести к гибели этих капиталистов и их капиталов, к гибели всего режима. Можно было бы сказать, что в корыстном интересе таится безумие, людьми управляют не столько рассудительные интересы, сколько страсти. Исторически сложившиеся формы власти есть всегда уже объективированные и рационализированные подсознательные состояния и страсти. И это всегда означает создание мифов, без мифов нельзя управлять человеческими массами. Создается тот или иной миф о суверенитете. В века новой истории пытались рационализировать начало власти, создав теорию социального договора. У Гоббса, смотревшего пессимистически на человеческую природу, это привело к утверждению монархии. У Руссо, оптимистически смотревшего на человеческую природу, это приводит к утверждению демократии. Но в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все формы власти опираются на подсознательные коллективные чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования. У Боссюрта абсолютная государственная власть и абсолютная власть монарха опираются на религиозную санкцию, хотя и в противоречии с католичеством, более склонным к дуалистической системе. Ложная идея суверенитета перенесена была с монарха на народ. Людовик XIV говорил: «Государство – это я». Но это тот же самый ложный принцип суверенитета. Интересно отметить, что идея народного суверенитета возникла в монастырях, ее утвердили католические теологи Suares и Bellarmin. Правда этой идеологии отрицательная, более же высшая положительная правда заключается в том, что суверенитета нет совсем. Уже было сказано о различии античного и нового понимания свободы. Но суверенитет народа возвращает к античному пониманию. Это сказалось в формах, которые приняли социальные доктрины. Кабэ, который считал себя христианским коммунистом, отрицал в утопии совершенного строя свободу печати. Луи Блан утверждал социализм совершенно авторитарный, враждебный свободе. Гегель совершенно абсолютизировал государство, как воплощение духа, а это повлияло на абсолютизацию общества в марксизме. Не без основания говорил Монталанбер, что демократия враждебна свободе совести. Из всех социальных учений нужно сделать исключение для Прудона. Для него в центре стоит идея человеческого достоинства, что и есть справедливость. Прудон противник насилия и определяет революцию, как просветление умов. Он считался анархистом, потому что не хотел переносить суверенитет одного субъекта на другой. В этом его правда. Необходимо очищение сознания от мифов о власти, всегда опиравшихся на подсознательное. Есть только один великий миф, связанный с великой реальностью, миф о человеке, об его свободе, его творческой энергии, его богоподобии и его коммюнотарной связи с другими людьми и ближними.

Бесспорно, начало власти связано с существованием зла. И это в двойном смысле. Власть принуждена бороться с проявлениями зла, в этом ее функция. Но она и сама сеет зло и бывает новым источником зла. И тогда нужна новая власть, чтобы положить этому предел. Но потом власть, положившая предел господству злой власти, сама делается злой. И нет выхода из этого порочного круга. Победа и господство всегда означают диалектическое перерождение и превращение в обратное тому, для чего боролись. Таков исход всех революций. Революция борется против власти, ставшей злой, и она борется за власть, и в ней побеждают силы, которые наиболее способны организовывать власть, вытесняя и часто истребляя менее на это способных. Революции обнаруживают и высоту человеческой природы, страстное увлечение идеей лучшего строя жизни, способность к жертвенности, забвение эгоистических интересов, – и жестокость, неблагодарность, истребление высоких духовных ценностей. Таков человек в своих противоречиях. Нужно решительно признать, что в христианстве не было откровения об обществе. Это откровение должно быть отнесено к Эпохе Духа Святого, о чем я уже много раз писал. И потому до сих пор была так трагична судьба всех попыток создания нового лучшего общества. Проблема общества есть проблема отношения не «я» к «ты», а «я» к «мы», и через отношение к «мы» – отношение к «ты». Но «мы» оставалось нечеловеческим анонимом, которым беззастенчиво распоряжались и «я» и «ты». «Мы» было объективацией человеческого существования. Власть «мы» над всеми человеческими «я» не означала человеческих отношений между ними, и это верно для всех режимов. Освобождение человека находилось лишь в отрицательном фазисе и было очень относительным, распространялось на некоторые отдельные сферы, а не на целостного человека. Так, напр., либерализм освободил человеческую мысль, науку, освободил от внешней власти церковного авторитета, но совсем не освободил представителей от закамуфлированной власти капитала. Освобождение же трудящихся от власти капитала может привести к закрепощению мысли. Всякая власть открыто и прикрыто заключает в себе яд. Настоящее освобождение произойдет лишь тогда, когда будет преодолена идея суверенитета, к какому бы субъекту этот суверенитет ни относился. Непрерывный хаос самоутверждения народов порождает войны, и человечество все время стремилось к преодолению этого хаоса, мечтало о всемирном единении. Можно установить три идеи: мировая империя (Римская империя, империя Карла Великого, империя Наполеона), множество суверенных наций государств, стремящихся к состоянию равновесия; мировая федерация свободных наций, отказавшихся от суверенитета и согласных подчиниться мировой организации. Только к последнему должно стремиться, но это предполагает радикальное, духовное и социальное изменение.

Смотреть видео - http://youtu.be/jTllnbuV644

Сегодня мы рассмотрим такую важную сферу человеческой жизни, как политика или политическое устройство общества. Как в борьбе со злом утверждает себя правда в политике? Политика - это сфера власти, сфера управления обществом. В политической сфере, то есть в сфере власти противоборство Бога и дьявола выявляется в противостоянии Царства Божьего и Царства кесаря. И пока Царство Божье на земле не победило царство кесаря, для человека действует принцип, который озвучил Иисус Христос: отдавайте Богу – Богово, а Кесарю – кесарево. (Подразумевая при этом, что ни в коем случае не отдавайте Кесарю – Божьего: своей души, своей чистой совести, своего достоинства Божьего Сына).
Что такое Царство Кесаря и Царство Божье? Кесарь - это собирательный образ, имя нарицательное, старославянская и древнерусская передача римского имени и императорского титула Caesar (Цезарь) через греческое kaisar - монарх, властелин[.
Слово это произошло от Гая Юлия Цезаря (лат. Gaius Iulius Caesar; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э. - 15 марта 44 до н. э.) - древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.
Я немного расскажу о нем, чтобы была понятна суть. Своим завоеваниями в Европе Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем римского мира. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Злые языки поговаривали, что он стремится к царской власти. Однако Цезарь, помня о неудачной практике правления первых семи царей, пошёл другим путём: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто - Цезарь. Его убийство привело к возобновлению гражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август.
Позже многие монархи хотели связать себя с легендарным Цезарем. Так произошли нем. Kaiser («кайзер»), а также русское понятие «царь», являющееся термином, родственным слову «Цезарь».
Таким образом, слово Кесарь стало символизировать авторитарную власть, то есть власть, сосредоточенную в руках одного человека. И в этом смысле кесарем был всякий царь или король, не говоря уже о диктаторах. Также Царство Кесаря подразумевает собой всякое государство с любым правлением, включая и современные демократии, а также теократические государства.
Почему даже теократия, которая переводится, как власть Бога (тео – Бог, кратос – власть), фактически таковой не является, а означает лишь власть священства, духовных лиц, как сейчас в Саудовской Аравии или Иране, или даже Ватикане. Разумеется, здесь есть подмена понятий, потому что в этих теократических странах правит вовсе не Бог, а люди, якобы от имени Бога. А это большая разница, как между небом и землей. Более того, именно теократическое государство оказывается на самом пике противостояния Божьему Царству. И для доказательства этой мысли, можно взять любой пример, власть талибов в Афганистане, где они основали Исламский Эмират Афганистан и на подконтрольной территории они ввели шариатское право: жесткое соблюдение религиозных законов и всяческих табу, за нарушение которых человека могут убить, закидав камнями. Кроме того, талибы поддерживают терроризм и прославились уничтожением памятников буддийской архитектуры, то есть, ведут себя, как варвары. Действия талибов были осуждены общественностью, рядом мусульманских стран.
В качестве примера теократии можно взять и Ватикан, Римского Папу, который господствовал в средние века в Европе и «прославился» чудовищной инквизицией и политическим интриганством. В качестве примера теократии можно взять и Ветхозаветного государства Израиль, которым совместно с царем управлял Синедрион – религиозный совет мудрецов во главе с Первосвященником. Теократический режим Израиля ничуть не помешал ему отринуть Божью Волю и убить Иешуа Ха - Машиаха, обещанного Богом Машиаха, Мессию, Которого мы все знаем, как Иисуса Христа. Теократическое государство, прикрываясь именем Божьи, фактически обманывает, вводит в заблуждение народ, не знающий истинной воли Божьей.
В Библии есть пророчество о человеке греха, Антихристе, который противостоит Христу. "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот (День Христов, победа добра над злом) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь".
(2Фесс.2гл.)
Поэтому в передовых современных странах происходит отделение государства от религии, учитывая тот страшный симбиоз, который они могут создать, приведя к тоталитаризму. Тоталитаризм – означающий полный, всецелый, является крайней степенью автократии, царства кесаря, доведенная до его логического завершения. Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти. Вся полнота власти сосредоточена в руках кесаря, и чем глубже во все сферы проникает эта власть, тем она тотальнее, то есть, всеобъемлюща. Такая власть была у египетских фараонов, у римских императоров, у главы католической церкви Папы Римского в средние века, в нашем времени такая власть была у диктаторов Гитлер, Сталин, и Муссолини, вождя китайского народа Мао Дзе Дуна, руководителя Северной Кореи Ким ир Сена, и лидера ливийской Джамахирии Муамар Каддафи и многих других диктаторов. Власть этих людей проникала в подкорку сознания человека в виде страха, и даже супруги в постели боялись сказать друг другу что-то плохое про эту власть, потому что боялись, что вторая сторона донесет. В знаменитом романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» показано тоталитарное общество.
Чем же теократические государства, как впрочем, и все остальные типы государственной власти противостоят власти Божьей? Дело в том, что в Царстве Бога Его безусловная власть не проявляется в виде насилия над человеком, в отличие от царства Кесаря. Царство Божье присутствует среди нас, но подавляющее большинство людей Его не чувствуют и не видит. Почему? Потому что оно не проявляет себя насильственным образом. В отличие от Царства Кесаря, которое диктует человеку - что ему делать, как себя вести, требует платить налоги, сажает в тюрьму, призывает в армию и на войну, и так далее. Царство Божье действует исключительно добровольным образом. Закон власти Царства Божьего и Царства Кесаря диаметрально противоположен: если в Царстве Божьем власть действует по принципу: кто из вас больший, пусть будет слугой остальным. То в Царстве Кесаря сильнейший, больший является угнетателем слабых.
Как только человек выбирает Бога и добровольно подчиняется Ему, принимая Его Волю, он становится гражданином Его Царства. Если человек выходит из воли Божьей, он теряет и Царство. Все решает сам человек добровольно. Бог не является насильником. Поэтому всякий человек, который начинает господствовать над другим человеком, становиться ему в строгом смысле слова Кесарем, так как претендует на то, что принадлежит Богу – на власть над человеком. Порабощает человека себе.
В Божьем Царстве царит свобода, и поэтому раскрывается весь потенциал, весь богатейший внутренний мир человека, заложенный в него Богом. В царстве Кесаря, наоборот, действует не закон свободы, а закон необходимости: человек вынужден делать не то, что ему хочется, а то, что требуется: часто работать на нелюбимой работе, подчиняться полиции, начальству и так далее. И очень часто вместо развития своих дарований человек вынужден заниматься не тем, чем ему хочется, а той работой, которая есть. В заботах о хлебе насущем, часто не задумывается о своем призвании и проходит мимо него. Поэтому Царство Кесаря дисгармонично, а Царство Божье гармонично.
Собственно Царство Божье потому сейчас еще не утверждено на земле, что многие люди еще не совершили свой добровольный выбор этого Царства и не подчинили себя Богу. Многие еще не знают Бога, а те, которые знают, еще далеко не таковы, кем быть должны. Поэтому люди сейчас в основном подчиняются Кесарю. Люди еще проходят, если можно так выразиться, послушание царства зла, царства Князя мира сего, дьявола, политическим выражением которого и является царство кесаря. И даже добрые хорошие цари и правители, которые исполняют волю Божью, в силу несовершенства человеческой натуры, вынуждены прибегать к насилию, а государство, напоминаю вам – есть аппарат насилия: полиция, армия, службы безопасности и так далее. И поэтому любое царство, государство пока на земле является царством кесаря. Как же произойдет смена царства Кесаря на Царство Божье? Об этом мы поговорим в следующей беседе.

Определяем проблему урока

Сравни факты, приведённые учёными. Какой возникает вопрос? Сравни с авторским (с. 279).

Антошка думает, что римляне поддерживали только такую форму правления как республика, а Источниковед возражает и утверждает, что в римляне в конце 1-го века до н.э. поддержали императора.

Возникает вопрос: почему римские граждане выступили против республики?

Вспоминаем то, что знаем

Объясни значение слов: республика, граждане, рабы. (Словарь)

Республика (от латинского «общее дело») – форма правления государством, при которой высшие органы власти избираются гражданами.

Гражданин – в древних государствах (чаще применяется к Греции и Риму) – свободный человек, член общины (земледелец, ремесленник, торговец, знатный землевладелец), имеющий право на часть земли в общине и за это несущий перед ней обязанности. В древних полисах (греческих и римских) гражданин имел также право на участие в управлении государством и обязанность – защищать его в военном ополчении.

Раб – человек, лишённый свободы, принадлежащий другим людям, как вещь, животное, которое можно заставить бесплатно трудиться.

Раздели изученную историю Рима на этапы, дай им название. (§ 34–37)

753 – 510 гг. до н.э. – возникновение Рима, царский период;

510 – 265 гг. до н.э. – период существования республики и значительных завоеваний.

265 – 146 гг. до н.э. – период существования республики, превращение Рима в мировую державу, объединившую Средиземноморье.

Решаем проблему, открываем новые знания

Докажи, что в Риме исчезают республиканские порядки. Сделай вывод.

1. не все граждане могли участвовать в народном собрании из-за удаленности от Рима;

2. всеми делами заведовал сенат из крупных землевладельцев;

4. граждане перестали участвовать в принятии законов;

Таким образом, в 1-ой половине до н.э. в Риме стали исчезать республиканские порядки, государством руководили не все граждане, а группа самых богатых, избранных толпой бедняков за деньги.

По карте на с. 232 определи, какие новые провинции завоевали Помпей и Цезарь.

Гней Помпей завоевал – Сирию, Финикию, Иудею;

Цезарь – Галлию.

Где разворачивалась первая гражданская война и последующие гражданские войны?

Первая гражданская война развернулась в Риме, последующие вспыхивали на территории современной Испании, Греции, Македонии.

Как ты считаешь, за что римляне любили Цезаря, а за что опасались? Сделай вывод по проблеме.

Римляне любили Цезаря за то, что: 1. Он простил всех, кто выступил против него; 2. Он раздал земли ветеранам; 3. Он упорядочил сбор налогов с провинций; 4. Он заменил множество разных календарей единым «юлианским календарем»; 5. Он был справедлив в наградах.

Римляне опасались Цезаря за то, что: 1. Он обладал неограниченной властью; 2. Единолично принимал решения, сам назначал и снимал сенаторов с должностей; 3. Он был смелым и решительным, не боялся рисковать и всегда добивался цели

Таким образом, приход к власти Юлия Цезаря, который был одновременно диктатором, народным трибунов, цензором и главным жрецом, но в то же время навел порядки в Римской империи, определил выбор римских граждан в сторону имперской власти, а не республики.

Применяем знания

Объясни фразу древнего писателя Плутарха о Риме I века до н.э., приведённую на с. 240.

Писатель Плутарх считал, что «Рим погружался в пучину бедствий, подобно судну, несущемуся без управления». Это означает, что в Риме не было руководства, способного вывести государство из кризиса и бесконечных войн. Сенаторы принимали законы выгодные только себе, а не гражданам и государству, рядовые граждане продолжали беднеть, а рабы хотели заполучить свободу. Для решения проблем была необходимая сильная власть, способная единолично решить все насущные вопросы.

Работая в группе, по известным фактам определи черты характера, личные качества Гая Юлия Цезаря. Какие из этих качеств, по-твоему, желательны, а какие – не желательны для лидера современного демократического государства?

Качества, желательные для лидера современного демократического государства: образованность, умение убеждать, справедливость в вознаграждении за заслуги, уважение к подчиненным (Цезарь знал воинов по имени), способность заниматься несколькими делами одновременно, уважение к противникам.

Качества, не желательные для лидера современного демократического государства: стремление к единовластию, подкуп граждан популярными средствами.

Объясни изначальный и современный (переносный) смысл выражений: «перейти Рубикон», «власть Кесаря», «предательство Брута».

Перейти Рубикон – крылатая фраза, выражение, означающее готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозврата».

Возникло из рассказов о переходе Юлия Цезаря через Рубикон – реку, служившую границей между Умбрией и Ближней Галлией. В 49 году до н. э., вопреки запрету римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешёл Рубикон, воскликнув «Жребий брошен!»

«Власть Кесаря»

Кесарь (Caesar) - это то же, что и цезарь. То есть царь, король, император - любой большой светский начальник. Означает неограниченную власть монарха.

«Предательство Брута»

Марк Брут являлся лучшим другом Юлий Цезаря. Именно он и возглавил заговор против популярного политика, приняв непосредственное участие в его убийстве. А ведь Цезарь осыпал своего любимцы почестями и титулами, наделив его властью. Но окружение Брута вынудило его участвовать в заговоре против диктатора. Марк оказался в числе нескольких заговорщиков-сенаторов, которые мечами пронзили Цезаря. Увидев в их рядах и Брута, тот с горечью и воскликнул свою знаменитую фразу, ставшей для него последней.

В новое время «И ты, Брут?» широко применяется в случаях, когда говорящий считает, что его предал тот, кому он прежде доверял.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!