Влияние окружающей на формирование личности. Факторы влияющие на развитие личности

Сроки выплаты заработной платы в 2019 году регламентированы трудовым законодательством РФ и жестко контролируются государством. Из статьи вы узнаете, как часто выплачивать заработную плату сотрудникам, почему важно соблюдать сроки выплаты и что грозит нарушителям норм ТК РФ, касающихся зарплатных сроков.

Что говорит ТК РФ о сроках выплаты заработной платы в 2019 году

Зарплатные сроки закреплены в ст. 136 ТК РФ . Согласно ей деньги за труд сотрудникам следует перечислять:

  • не реже, чем каждые полмесяца; и
  • не позже 15 календарных дней с окончания периода, за который начислили выплату.

Если утвержденная работодателем дата зарплаты выпадает на выходной, деньги выдают накануне.

В каких документах указываются дни выплаты заработной платы

Конкретный график перечисления зарплатных денег работодатель обязан зафиксировать в своих локальных нормативных актах (ЛНА): правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) , коллективном или трудовом договоре . Именно эти 3 документа приводит ст. 136 ТК РФ.

Формулировка этой статьи составлена таким образом, что нередко возникает вопрос: обязательно ли фиксировать зарплатные сроки во всех вышеперечисленных документах или достаточно одного из них? Ответ на него неоднократно давали и чиновники, и судьи (письмо Роструда от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1, определение Московского горсуда от 24.12.2012 № 4г/5-12211/12).

Согласно разъяснениям, достаточно, чтобы сроки были закреплены в одном из приведенных в ст. 136 ТК РФ документов. Причем, по мнению Роструда, в приоритете — ПВТР. Объясняет он это тем, что ПВТР — это общий документ, нормы которого распространяются на весь персонал, в то время как трудовой договор регламентирует отношения с определенным работником, а колдоговор может и вовсе не заключаться.

Для того чтобы полностью исключить споры с проверяющими, можно поступить следующим образом: закрепить регламент выдачи зарплаты в ПВТР, а в трудовые или коллективные договоры внести фразу, отсылающую к ПВТР: «заработная плата выдается в соответствии с пунктом (здесь указываем номер пункта ПВТР) правил трудового распорядка…».

Что нужно учесть при установлении дат выплаты заработной платы

Перед тем как утвердить зарплатные даты, просчитайте возможные риски и налоговые последствия. Есть ряд скользких моментов, на которые следует обратить внимание:

  • Не следует путать выражения «каждые полмесяца» и «дважды в месяц». Например, числа 3 и 16 подходят под определение «дважды в месяц», однако здесь не соблюдено правило непревышения разрыва в 15 дней, поскольку с 16-го числа до 3-го получается больше, чем полмесяца.
  • Опасно выбирать не четкие даты, а временной промежуток — например, с 1-го по 5-е число , равно как и граничные сроки, например, не позднее 5-го и 25-го чисел . Во-первых, ст. 136 ТК РФ говорит о необходимости установления именно определенных дат, а во-вторых, есть риск запутаться и превысить полумесячный интервал между выплатами. О неправомерности такого подхода говорится в письме Минтруда РФ от 28.11.2013 № 14-2-242, постановлении ВС РФ от 15.05.2014 № 3-АД14-1, определении Забайкальского краевого суда от 05.09.2012 № 33-2867-2012.
  • Небезопасной также будет недостаточно определенная фраза, например: «зарплата выдается не позднее 5-го и 20-го чисел каждого месяца» . Ведь понять по такой фразе, когда выдают аванс, а когда окончательную сумму, невозможно.
  • Подбирая удобные даты, нужно принять во внимание и требования НК РФ. Так, 15-е число для окончательного расчета оказывается неудобным, поскольку выдача аванса в этом случае приходится на 30-е число, а это во многих месяцах — крайний день. С аванса, выплаченного в последний день месяца, придется удержать НДФЛ (п. 2 ст. 223 НК РФ, определение ВС РФ от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804). А вот в месяцах, в которых 31 день, этого делать не надо. Это создаст путаницу как для бухгалтера, так и для контролеров.

О том, как отразить дату удержания налога в 6-НДФЛ, читайте в этой статье .

Разрешается ли выплачивать зарплату чаще, чем дважды в месяц?

Да, несомненно. Трудовой кодекс прямо говорит, что зарплата выдается «не реже, чем каждые полмесяца». А это значит, что ограничение ставится только на более редкие выплаты сотрудникам, но не на более частые (письма Минтруда РФ от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660, от 06.12.2016 № 14-1/В-1226).

При желании вы можете выдавать деньги не дважды в месяц, а еженедельно и даже ежедневно. Однако перед тем как переходить на более частую периодичность выдачи зарплаты, стоит продумать целесообразность этого: будет ли такой график удобен и выгоден как работникам, так и самому работодателю.

Практика показывает, что это выгодно тем работодателям, которые задействуют временный персонал, в остальных же случаях преимущества более частой выплаты денег совершенно неочевидны, а то и вовсе отсутствуют.

Не вызывает восторга еженедельная выплата и у персонала: согласно неоднократно проводимым статопросам, большинство работников желало бы сохранить 2-разовый график получения зарплаты.

Законна ли выдача заработной платы раньше срока?

Законна лишь в том случае, когда зарплатная дата приходится на выходной. В иных случаях, несмотря на то что нарушения прав работников не происходит, выплачивать деньги раньше, чем утверждено ЛНА работодателя, не рекомендуется. Это чревато возникновением претензий трудинспекции и наложением штрафа.

Как мы уже выяснили, ТК РФ требует, чтобы даты выдачи зарплаты были четко зафиксированы в ЛНА работодателя. Выплачивая зарплату раньше утвержденного срока, строго говоря, придется вносить соответствующие изменения в ЛНА. Однако вряд ли кто-то будет задумываться над глобальной переделкой документов, если руководитель изредка хочет пойти навстречу сотрудникам и выдать, например, зарплату перед праздниками (в то время как срок выплаты зарплаты приходится на послепраздничный день). Кроме того, это может повлечь увеличение полумесячных сроков между выплатами, что тоже не допускается.

Поэтому, хотя руководитель и разрешил более раннюю выдачу зарплаты в интересах самих работников, формально такая ситуация считается нарушением (ч. 1 ст. 142 ТК РФ) и может повлечь штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Однако риск привлечения к ответственности здесь всё же невелик.

Чем грозит нарушение сроков выплаты заработной платы

Ответственность работодателя за подобные нарушения может быть двух видов: материальная и административная.

Административная ответственность применяется только при наличии вины работодателя.

Административное наказание первичное (п. 1 ст. 5.27 КоАП):

  • предупреждение или штраф в 1 000-5 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 1 000-5 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 30 000-50 000 руб.

Административное наказание повторное (п. 2 ст. 5.27 КоАП):

  • дисквалификация на 1-3 года или штраф в 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 10 000-20 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 50 000-70 000 руб.

Матответственность (ст. 236 ТК РФ) выражается в денежной компенсации за каждый день задержки, исчисляемой из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, положенной к выплате (за минусом НДФЛ). Это минимальный размер компенсации, но работодатель вправе назначить большую сумму. Никаких заявлений от работника на ее получение не требуется — она должна быть выплачена вместе с задержанными суммами.

ВАЖНО! Маткомпенсация выплачивается независимо от того, виноват ли работодатель в нарушении зарплатных сроков.

В каких еще случаях возможна материальная ответственность работодателя, расскажет эта публикация .

Как внести изменения в документы и установить правильные сроки выплаты заработной платы

Если по каким-либо причинам у вас нет ЛНА, регулирующих сроки перечисления зарплаты, их нужно сделать и как можно быстрее. Если же необходимые ЛНА есть, но сроки в них указаны неверно, это следует оперативно исправить:

  • Если возможно, переделайте документ, но только при условии, что это не вызовет несоответствий с другой вашей документацией.
  • Для того чтобы изменить колдоговор, соберите комиссию из представителей обеих сторон — сотрудников и работодателя. Результаты переговоров членов комиссии оформите допсоглашением, в котором укажите новые зарплатные сроки.
  • Если зарплатные даты вносились в трудовые договоры, придется оформлять допсоглашения к каждому из них.
  • Изменения сроков выплаты заработной платы, вносимые в ПВТР, оформить проще всего — для этого достаточно издать приказ, с которым следует ознакомить каждого работника под подпись.

Как выглядит такой приказ, можно посмотреть здесь:

Итоги

Периодичность выплаты зарплаты установлена ст. 136 ТК РФ. Она же обязывает работодателей устанавливать в ЛНА четкие сроки выдачи зарплатных денег. Несоблюдение данных сроков (или отсутствие нормативно закрепленных сроков) подпадает под статьи ТК РФ и КоАП РФ о материальной и административной ответственности.

В 2019 году запрещено платить зарплату реже, чем каждые 15 суток (ч. 6 ст. 136 ТК РФ в редакции ФЗ от 3 октября 2016 г. № 272).

Ниже подробно говорится о том, какие сроки выдачи зарплаты согласно ТК РФ надо ставить в 2019 г., чтобы фирму не оштрафовали и у трудящихся не было вопросов.

Периоды выдачи заработной платы по ТК РФ в 2019 году

В связи с крайними поправками в ТК РФ, работодатель задаётся таким вопросом: можно ли в фирме разным работникам платить зарплату в различные периоды времени?

Дополнительная информация

Например, директор владеет большой компанией, которая состоит из различных подразделений. Может ли предприятие платить трудящимся из 1 одного отдела заработную плату 21-го и 6-го числа, а другим – 25-го и 10-го числа?

Согласно ТК РФ, наниматель вправе начислять ЗП и аванс в 2019 г. сотрудникам одной фирмы в разные периоды. Однако, интервал времени между заработной платой и авансом равен 15 суткам, а крайний день окончательного расчета – 15-е число будущего месяца.

В ТК РФ прописано несколько пунктов по поводу такой ситуации. И вышеназванный случай подпадает под правила 2019 года, и в итоге не нарушает закон.

В итоге руководитель компании должен всегда соблюдать ТК РФ. Согласно трудовому кодексу:

  • зарплату должны начислять до 15-го числа будущего месяца.
  • промежуток между авансом и остальной частью ЗП должен быть 15 календарных суток.
Внимание

Отражая в трудовом контракте сроки начисления заработной платы, директор предприятия должен указывать определённую дату, а не временные промежутки.

Если управляющий предприятием планирует начислять ЗП сотрудникам 11 и 26 числа каждого месяца, то в контракте так и надо написать эти даты. Формулировка «с 8 по 13 и с 24 по 29-е число каждого месяца» недопустима.

Нельзя указывать интервалы вместо определённых дат, потому что это нарушает п.6 ст. 136 ТК РФ . Так, начислив 1 часть ЗП 9 числа, а другую - 28 числа, руководитель компании нарушит ТК РФ о начислении ЗП 1 раз в 15 суток, не реже.

Нормы и порядок определения сроков

К сведению

Так, день расчёта по ЗП в фирме - 5-е число идущего за отчётным месяца. В подобной ситуации, ЗП за октябрь 2019 г. должна быть выдана сотруднику 4 октября 2019 г. в пятницу. Ведь 5 октября 2019 г. - это суббота.

Несоблюдение времени выплат зарплаты

Внимание
  • при вторичном нарушении времени начисления зарплаты, штраф для ИП составит - 10 000–30 000 руб.;
  • при вторичном нарушении бухгалтером компании - 20 000–30 000 руб. или лишение права занимать должность в течение 1–3 лет.
Дополнительная информация

Также суд может обязать фирму возместить рабочему причинённый моральный ущерб. Согласно ст.392 ТК РФ , работник может в течение 1 года подать судебный иск на работодателя о невыплаченной или просроченной зарплате.

В итоге для того чтобы предотвратить нарушение положений ТК РФ, работодатели должны перечислять заработную плату сотрудникам в конкретно установленные ими сроки.

Приказ об установлении периодов выплаты зарплаты

Если необходимо изменить сроки перечисления рабочему зарплаты, то в 2019 году работодатель издаёт приказ об установлении дат выплаты ЗП. Образец подобного документа представлен ниже.

Уведомление работников

Если работник не подписал дополнительное соглашение к трудовому контракту, то руководитель предприятия признаёт корректировку срока перечисления ЗП изменением трудовых условий. В этом случае директор компании письменно уведомляет каждого сотрудника о будущем изменении времени перечисления зарплаты.

К сведению

Наниматель рассылает уведомления трудящимся за 2 месяца до внесения корректировок.

Если же трудящийся не согласен с новыми требованиями начальства, то руководитель вправе уволить его. В случае увольнения наниматель выплачивает рабочему пособие в размере 50% от среднемесячной зарплаты (ст. 74 , и 178 ТК РФ).

Перенос срока выплаты зарплаты по просьбе работника

Руководитель фирмы может перенести время выплаты зарплаты по просьбе рабочего. Такие изменения надо отразить в правовом акте компании.

Какие документы нужны?

Трудящийся должен составить заявление на имя своего начальника.

При оформлении заявления можно использовать типовой образец:


Нюансы

Работник может проверить, учитывают ли установленные в фирме периоды перечисления ЗП в 2019 г. последние поправки в ТК РФ.

Выдавая зарплату, наниматель должен соблюдать такие правила и учитывать подобные нюансы:

  • перечислять ЗП рабочих каждые 15 календарных суток. Реже - нельзя;
  • всю ЗП за прошедший месяц надо перечислять рабочим до 15 числа будущего месяца. Это новшество введено в действие в 4 квартале 2016 г.;
  • размер ЗП за первые 15 календарных суток в месяце зависит от того, сколько рабочий отработал за этот промежуток времени. Он не должен быть символическим;
  • ЗП нужно перечислять сотрудникам в одни и те же даты, которые прописаны в правовых актах компании. Если срок перечисления ЗП выпал на выходной или день праздника, то деньги нужно выдать сотруднику днём ранее.

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Как формируется личность каждого человека? Влияет ли на неё воспитание или главное – наследственность? Так ли необходимо искусство или можно обойтись без него? Ниже мы рассмотрим все основные факторы влияющие на развитие личности.

С рождения до смерти мы развиваемся:
, нравственно, духовно,
. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что
не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре - залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», - Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от
родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Личностные качества человека проявляются исключительно во время социализации, т. е. в процессе осуществления общей деятельности с другими индивидуумами. В другом случае совершенствование его духовного, психического и душевного саморазвития невозможно. Кроме этого, во время социализации происходит формирование окружения каждого человека.

Настоящая действительность, в условиях которой индивидуум развивается, называется средой. Кроме этого, на совершенствование личности влияют различные внешние обстоятельства: семейные, социальные, школьные и географические. Учёные, рассуждая о воздействии среды на становление личности, в большинстве случаев имеют в виду домашний и социальный микроклимат. Первый фактор соответствует ближнему окружению (семья, знакомые, родственники и т. д.), а второй – дальнему (материальное благосостояние, политический строй в стране, взаимодействия в обществе и т. д.).

Большое влияние на самосовершенствование человека начиная с самого его рождения, оказывает домашняя обстановка. Именно там проходят первые и самые важные годы, необходимые для становления человека. Семейные отношения определяют интересы, потребности, ценности и взгляды на определённые ситуации. Кроме этого, там закладываются первоначальные условия для совершенствования личностных качеств каждого индивидуума.

Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации.

Главной целью общества является поддержание социальной среды в оптимальном состоянии. При этом оно постоянно формирует стереотипы и стандарты, которые старается поддерживать на должном уровне. Для того чтобы личность нормально развивалась, необходимо придерживаться этих правил, так как, в противном случае процесс социализации может развиваться очень долго или полностью остановиться. Однако, благодаря изначально заложенным в каждую личность принципов свободы и независимости, у каждого индивидуума должно сформироваться собственное мнение на любую ситуацию. Таким образом, формируется индивидуальность, которая является основным движущим фактором развития как каждой отдельной личности, так и всего общества.

В результате полное раскрытие понятия социализации происходит в общей совокупности следующих факторов: самостоятельная регуляция, адаптация, развитие, интеграция, а также диалектическое единство. Чем больше этих составляющих оказывают влияние на индивидуума, тем быстрее он становится личностью.

Социализация состоит из нескольких этапов, во время которых происходит решение определённых задач. Современная психология подразделяет эти стадии, в зависимости от участия индивидуума в трудовой деятельности, а также от того, как он к ней относится.

Факторы, оказывающие влияние на совершенствование личности

В социологии, факторами принято называть определённые обстоятельства, создающие благоприятные условия для социализации. А.В.Мудрик сформулировал основные принципы и выделил четыре стадии специализации:

  • микрофакторы – социальные условия, оказывающие влияние на каждую, без исключения, личность: семья, домашняя атмосфера, группа сверстников в техникуме или ВУЗе, различные организации, в которых индивидуум обучается и взаимодействует в с подобным ему окружением;
  • мезофакторы (или промежуточные факторы) – определяются более обширной социальной атмосферой, т. е., с тем местом, где проживает каждый индивидуум в данный момент: село, город, район, область и т. д. Кроме этого, различия могут быть по принадлежности к какой-либо субкультуре (группа, секта, партия и т. д.) а также по средству получения информации (телевидение, интернет и т. д.);
  • макрофакторы – оказывают влияние на значительные человеческие группы, которые занимают определенную территорию в масштабах: планеты, страны, государства и т. д. Причём некоторые факторы могут наследоваться от предыдущих факторов.
    – мегафакторы (или самые масштабные) – подразумевают под собой факторы в самых масштабных представлениях: мир, планета, вселенная и т. д. Также в некоторых случаях может рассматриваться применительно к населению земли, проживающему на обширных площадях (страны, континенты и т. д.).

Если сравнить все эти составляющие, то больше всего на развитие личности оказывают влияние микрофакторы. С их помощью процесс взаимодействия происходит, через, так называемых, агентов социализации. К ним относятся те лица, с которыми осуществляет взаимодействие каждый конкретный человек. В зависимости от его возраста агентами могут являться совершенно разные люди. Например, для детей таковыми являются ближайшие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), соседи, знакомые, друзья и т. д. В юности и молодости основными агентами социализации становятся: супруги, коллеги по учёбе и работе, сослуживцы по армии. В зрелом и пожилом возрасте происходит добавление собственных детей, внуков и т. д. При этом большинство агентов может переходить из категории в категорию начиная с самого раннего возраста.

Как формируется окружение человека

Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей.
Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Существует две основные теории, как окружение влияет на развитие личности. По одной из них, человек изначально рождается с заложенной в него программой, которая формирует его способности и характер. По другой – именно окружение человека формирует личность каждого конкретного человека.

Если человек, окинет взглядом своё окружение, то он сможет выявить определённые закономерности, т. е. всё эти люди будут примерно одного социального статуса, образования, а также иметь общие интересы. Таким образом, он также будет соответствовать всем этим параметрам. И если индивидуум захочет изменить свою жизнь и в чём-то её улучшить, то первое что необходимо будет сделать – это поменять своё окружение. Ведь дойти до поставленной цели, в той обстановке, где в тебя не верят, будет очень сложно или практически невозможно.

В нашей истории существует наглядный пример – Михаил Ломоносов. Будучи юношей, у него была сильная тяга к знаниям. Однако в той обстановке, в которой он находился изначально, мальчик не мог получить необходимые навыки и умения. Поэтому он сделал очень сложный выбор. Юноша не только сменил своё окружение, но и место жительства, уехав в незнакомый город. Оказавшись совершенно один, он не сдался, а, наоборот, окреп и раскрылся как одарённая и талантливая личность.

С другой стороны, в настоящее время, существует масса обратных примеров. Множество молодых людей, родившись в крупных городах, получивших прекрасное образование и работу, становятся обычной «серой» массой. Они не имеют никаких интересов, существуют исключительно одним днём и являются обычными прожигателями жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что окружение всегда оказывает влияние на формирование и развитие личности. Иногда в большей, иногда в меньшей степени. Особенно сильно его влияние на детей, поэтому главной целью родителей является помочь сформировать у своего ребёнка круг друзей и знакомых, а также показывать некоторые принципы на собственном примере. Взрослому человеку необходимо самому обозначить для себя приоритеты своей дальнейшей жизни и исходя из них, формировать вокруг себя нужное и успешное окружение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!