Водные богатства нашего края окружающий мир 2. Значение водных богатств и их охрана

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Реки : Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь, Сходня, Химка.
Озера : Белое, Черное, Святое Канал имени Москвы.

2) Заполните таблицы.

2. С помощью учебника составь схему.

  • Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

  • Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Дорогие ребята!

Реки, озера, пруды, моря, каналы, океаны - любые водные ресурсы это самое главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима для жизни людей, животных и растений. В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности.

Берегите воду! Защищайте водные ресурсы от загрязнения и будущие поколения будут вам благодарны!

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Тема

Раздел: Путешествия

Водные богатства нашей планеты

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки

Задачи

- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Формировать понятие река и её части.

2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.

3.Узнавать их по описанию.

4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Познавательные УУД

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные результаты

1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Основные понятия

Исток, русло, устье, притоки

Межпредметные связи

Русский язык, математика, музыка.

Ресурсы:

1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

3. Глобус, карта

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5. Сайт Infourok

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Окружающий мир Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём

Мое настроение

Оценоч ный лист Этап урока Оценка 1. Проверка домашнего задания 2. Определение темы урока, постановка задач 3. Открытие новых знаний 4. Применение новых знаний 5. Закрепление знаний

Правила работы в группах Говори только по делу спокойно и ясно Выслушай каждого, не перебивай Не говори одновременно с другими Убедись, что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени Будь доброжелателен и терпим

Проверка домашнего задания 1 группа: 1) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - ….. 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов?

Проверка домашнего задания 2 группа: 1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ……… 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края?

Проверка домашнего задания 3 группа: 1) На равнинах можно встретить возвышения - ….. 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?

Кругом вода, а с питьём беда.

Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их?

Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный... .

Тема урока: Водные богатства

Река Водохранилище Море Океан Пруд Озеро Канал

Водоемы Естественного происхождения Искусственного происхождения Озеро Река Море Океан Канал Пруд Водохранилище

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края

Мое настроение

Конспект урока

«Окружающий мир»

Тема: «Водные богатства»

2 класс

Провела: учитель начальных классов

Сорванова Ирина Николаевна

2014 год

Окружающий мир

Тема «Водные богатства»

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.

Задачи:

    Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

    Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

    Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

УУД:

    Познавательные УУД:

    Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    Формируем умение находить ответы на вопросы.

    Коммуникативные УУД:

    Формируем умение слушать и понимать других;

    Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

    Личностные УУД:

    Формируем умение высказывать свое мнение;

    Формируем мотивации у обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Духовно-нравственное воспитание и развитие:

    Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;

    Экологическое воспитание;

    Эстетическое воспитание.

Используемые технологии:

    Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)

    Технология проблемного обучения (при определении темы урока)

    Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)

    Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План урока:

    Оргмомент.

    Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).

    Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).

    Работа по теме урока.

    Физминутка.

    Проверка знаний.

    Рефлексия.

    Варианты домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Оргмомент

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня продолжим путешествие по планете на своих парусниках

Работа на карточках

Ребята, кто получил карточки, подпишите свою фамилию.

Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке.

1. как называются углубления с крутыми склонами? (овраг)

2. что такое возвышения на равнинах? (холмы)

3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами)

4. Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров)

(Записывают)

(3 человека)

Работают с учителем

Вывод:

Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности

(Доска, открываю слайд №1)

Проверьте, пожалуйста свою работу и оцените ее.

Ребята, а Ева и Лиза будут учителями.

Возьмите карточки у Миши и Паши, проверьте их работу, оцените.

Как вы оцениваете ребят?

Самопроверка и самооценка

Взаимооценка

3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и задач урока)

1. Проблемная ситуация.

2. Формулировка темы и задач урока

Река

Водоемы

Выдвигают предложения

Карточки крепятся на доску

Выдвигают предложения

Загадка.

Отгадайте загадки

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что это такое? (река)

Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы)

Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О водоемах)

Мы сегодня окунемся в бескрайние водные богатства. Значит, будем говорить не просто о водоемах, а о водных богатствах.

Водные богатства. (доска)

Какие задачи поставим на урок?

Учитель:

1. Что составляет водные богатства?

2. Водные богатства нашего края.

3. Строение реки.

4. Работа по теме урока

Первый вопрос

Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?

Презентация.

Водные богатства планеты составляют: (доска, карточки)

Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы.

Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь. Не всю воду можно пить. Можно пить только пресную воду, не соленую. А в море вода соленая, значит…..

Все водоемы делиться на естественные и искусственные.

Карточки на доску:

Естественные – водоемы созданы природой

Искусственные – созданы руками человека.

Назовите естественные водоемы

Естественные:

    Море

    Океан

    Озеро

    Река

Искусственные:

    Пруд

    Канал

    Водохранилище

Учитель: ребята, пожалуйста, скажите, куда летом вы ездите отдыхать в своей местности? (на рыбалку, загорать)

На водохранилище, канал.

В Вышнем Волочке мы можем наблюдать канал, водохранилище, которые созданы руками человека.

Реки Вышнего Волочка: Цна, Тверецкий канал, водохранилище.

Применение знаний (работа в тетрадях)

Откройте свои тетради на странице 51, выполните, пожалуйста задание № 1.

Запишите названия водоемов.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте.

Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек.

Как вы думаете, какие могут быть вопросы? (1-2 ученика)

Где начинаются и где заканчиваются реки?

Куда они текут?

Почему вода в реке не заканчивается?

Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.83.

Рассмотрите схему реки.

Расскажите по ней о частях реки.

Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

У реки 2 берега

(левый и правый)

Как определить левый и правый берег реки?

(если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)

Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки.

Русло – углубление, по которому течет река.

Тверская область богата различными реками и речушками. На Тверской земле берет све начало великая русская река Волга. Протекает Волга во многих областях России. Начинается недалеко от города Осташков, в нашей области, а впадает в Каспийское море.

Выдвигают свои предложения

Работают в тетрадях

Работа в парах, взаимопроверка

Работа с учебником

Исток

Устье

Приток

Левый берег

Правый берег

Физминутка (под музыку шума морского прибоя)

Наши кораблики захватили пираты.

Они отпустят нас только после физкультминутки.

Море волнуется – раз! (шагаем на месте)

Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри! (присели)

Учитель: на нашей схеме видно, что река впадает в озеро.

Что же такое озеро?

Как образуется озеро?

На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.

В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой.

Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненной водой.

У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.

Есть озера, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают.

В России огромное количество озер.

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на юго-востоке нашей страны. В нем огромный запас пресной (несол.) воды. Со всех сторон это озеро окружено горами. Вода в озере прозрачная и холодная. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара.

(Беречь и охранять! – пресный водоем)

В нашей области очень много

Озер. В их числе замечательное озеро Силегер. Сюда приезжает очень много людей полюбоваться красотой озера или просто отдохнуть.

На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше.

Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.

Так о чем же мы будем говорить? (о море)

Что такое море?

Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.

Какое оно море?

Кто из вас летом был на море?

Моря тоже надо беречь и охранять, хотя вода в них соленая. Кроме того, что люди бывают там на отдыхе, есть и морские обитатели.

Ребята, наш кораблик причалил к берегу.

Музыка

Озеро

Море

Доска (большие волны)

Темно-синий прибой

Безбрежный простор

6. Итог (проверка знаний)

С чем мы сегодня знакомимся? (с водными богатствами)

О каких водоемах говорили?

Водоемы

Море

Озеро

Океан

Река

Канал

7. Рефлексия

О каких водоемах мы говорили на уроке?

На какие две группы их можно разделить?

Что относится к искусственным водоемам?

Что к естественным?

Справились ли вы с задачами, поставленным перед уроком, как вы считаете?

У вас на столах кораблики, как на доске. Один кораблик улыбается, другой грустный.

Если вам урок понравился, то выбери с улыбкой, если нет – грустный.

Всем спасибо за работу, ребята!

Урок окончен.

Ответы

8. Домашнее задание

Стр. 83-85 учебник, стр.51 тетрадь



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!