Война и мир в шолоховском изображении. Изображение гражданской войны в романе-эпопее М

Роман «Тихий Дон» необычен уже тем, что изображение Гражданской войны дано «глазами белых», хотя Михаил Шолохов — без сомнения коммунистический писатель. Он стремится оправдать революцию , показав постепенный распад в рядах казачества.

Казалось бы, Мелеховы — яркие представители казачества, но, как ни странно, автор относится к ним с явной симпатией. Григорий Мелехов — потенциальный коммунист, если можно так выразиться. Автор показывает, как рушится его судьба, потому что он так и не сумел выйти на назначенный ему путь. Обе войны (Первая мировая и Гражданская), их переломные моменты, победы и поражения показаны в проекции на судьбу Григория Мелехова . Он - не отдельная личность, а воплощение «среднего» казачества и его судьбы.

В десятые годы XX века Германия открыто шла к войне , планировала передел мира, массовое уничтожение и порабощение народов. В 1914 году началась давно назревавшая война. В восприятии Шолохова война преступна от начала до конца, она растаптывает принципы гуманизма . Поэтому началу всенародного бедствия — войны — соответствует мрачная символика: рев сыча старики истолковывают как предзнаменование того, что скоро «война пристигнет». И война действительно очень скоро «пристигла». Это произошло в летнюю пору, в самую страду, когда лишиться любой пары рук в хозяйстве очень тяжело. Но у войны свои законы, всех мужчин хутора Татарский забирают на фронт.

Кадр из фильма «Тихий Дон». Григорий — П. Глебов; Аксинья -Э. Быстрицкая, 1958 г.

Григорий Мелехов, также ушедший в армию, в душе глубоко протестует против бессмысленности войны . Он мучительно переживает первую кровь, которую ему довелось пролить на фронте. Но уже месяц, проведенный на войне, накладывает на него несмываемый отпечаток: Григорий «весь как-то обуглился, почернел». Все казаки очень быстро ожесточились. Григорий ожесточается и сам, но при этом в нём остается природное благородство, которое не позволяет ему заниматься мародерством и заставляет защищать несчастную изнасилованную Франю.

Рассказывая о первых днях войны, Шолохов упоминает о неком Кузьме Крючкове . Этот человек якобы совершил подвиг. О нем писали газеты и журналы. А на самом деле штабу дивизии, офицерам и императору просто нужен был «герой» . И он появился в лице Кузьмы Крючкова. Это не значит, что Шолохов утверждает мысль, что на той войне не было героев. Этим эпизодом автор стремится разоблачить «парадные» подвиги, маскирующие ужас, кровь и грязь истинной войны.

Шолохов показал дикое обращение с солдатами, грязь, вшей, мародерство, скудную и отвратительную пищу — всю изнанку войны, которую некоторые стараются прикрыть красивыми фразами и «раздутыми» подвигами мнимых героев. Война не может быть красивой. Шолохов показывает также бездарность и безответственность командования . Часто во главе армии стоят карьеристы, привыкшие бездумно распоряжаться тысячами чужих жизней. Их в первую очередь разоблачал и осуждал Шолохов.

Разваливалась армия, но разваливался и тыл без работников. С фронтов империалистической войны казаки стали возвращаться только осенью 1917 года. Но вернулись далеко не все. Автор подчеркивает скорбь тех, кто потерял родных. Так, он показывает вдову Прохора Шамиля, грызущую пол, глядя на вернувшегося с войны брата своего покойного мужа. Таким же горем была убита семья Мелеховых, получив известие о смерти Григория. Только через несколько дней они узнали, что оно, к счастью, оказалось ложным.

Первая мировая война завершается, но события продолжают развиваться дальше. Царизм свергнут, но разгорается классовая борьба. Трудящимися овладевает идея мира, свободы и равенства. Неотвратимо разгорается давно тлевшая гражданская война. Ужас гражданской войны состоит в том, что на ней отец убивает сына, брат — брата, друг — друга. Так происходит и в романе «Тихий Дон». Ведь когда-то Мелеховы, Кошевой, Иван Алексеевич Котляров были соседями. У Мишки Кошевого скрывался Григорий, когда ушел из дому, чтобы забрать Аксинью в Ягодное.

Война развела этих людей по разные стороны баррикад. Мишка убивает Петра Мелехова, Дарья — Котлярова; позже Кошевой вынудит Григория уйти из родного дома. Все смешалось. И если в сердце Григория еще живет жалость к бывшим друзьям и соседям (вспомним, как он спешит, чтобы спасти Котлярова и Мишку от жестокой расправы), то Кошевой просто выбросил из сердца все воспоминания об их прежней дружбе.

В годы братоубийственной гражданской войны земля была щедро полита солдатской кровью, и страшные урожаи были вынуждены собирать потом матери и вдовы… Война калечит нравственно: «ты не думай, что есть люди из железа. Все мы из одного материала литы… В жизни нет таких, которые не боятся на войне…» В этих словах Бунчука заключена истина. Русскому сердцу война чужда, противна, особенно, если не видно ей конца и края, какого-то результата, справедливого итога. Но как тяжело бы не было оставлять дом, близких людей такие «простые русские люди» идут защищать свое Отечество, потому что когда-то пообещали служить своей земле.

Писатель показывает нам войну и со стороны революции , и со стороны контрреволюции . Сталкиваются лицом к лицу два мира, две силы. Их борьба — это проверка, чья же идея прочнее, чья политическая программа победит. На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону — красноармейцы и калединцы. Причем перевес на стороне белогвардейцев . Они лучше вооружены, организованы, в них есть мужество, упорство. Красногвардейцы же, напротив, практически не имеют военного опыта.

Шолохов показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии , как она набирает силу. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами — уверенность в своей правоте, четкое осознание своей цели . Символически Шолохов демонстрирует это в эпизоде, где пленные музыканты сначала по приказу разрозненно и вяло исполняют «Боже, царя храни», а затем бодро и громогласно — «Интернационал».

Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность, что еще раз видим на примере того же Григория Мелехова . Отнюдь не жажда крови и ненависть к коммунистам заставляет Григория Мелехова, донского казака служить сначала в Белой гвардии. Так поступали и его дед, и его отец, находившиеся «на службе» у царского правительства. Многие казаки советской эпохи стали «заложниками» политики: они должны были защищать родную «Донщину».

Красноармейцы же всё больше сплачивают свои ряды. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Так Шолохов постепенно подводит нас к финалу — победе Красной Армии. От Белой гвардии остаются лишь отдельные банды, занимающиеся уже не отстаиванием кровных интересов, а грабежами и убийствами.

«Тихий Дон» — книга о войне глазами человека, побывавшего на войне. Хотя и известен тот факт, что писатель был слишком юн в те годы, когда шла гражданская война, но «Тихий Дон» производит впечатление книги, написанной «со слов очевидца». Роман до сих пор остается непревзойденным произведением о тех страшных событиях, которые потрясли нашу страну в начале XX века.

По роману Шолохова «Тихий Дон» знаменитый режиссёр Сергей Герасимов снял одноименный фильм. В главных ролях которого снялись многие известные актёры: П. Глебов, Б. Новиков, З. Кириенко, Л. Хитяева и др.

Роман-эпопея М. А. Шолохова Тихий Дон, несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

Рождение известнейшего романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова Тихий Дон связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение: первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата.

Характерно, что в двадцатые годы почти одновременно стали работать М. Горький над эпопеей Жизнь Клима Самгина, А. Н. Толстой над эпопеей Хождение по мукам, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи Тихий Дон. Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как Капитанская дочка, Тарас Бульба, Война и мир. В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.1

Роман-эпопея Тихий Дон занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в Тихом Доне начинаются в 1912 году и заканчиваются в 1922, когда на Дону отгремела гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале двадцатых годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которыми связано основное действие романа, является станица Вёшенская.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя выйти надо человеческую правду блюсть… Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в

1 Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000.с.216

исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в

скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли.

А. Серафимович писал о героях Тихого Дона: …люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге.1 В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Работая над эпопеей Тихий Дон, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение старого мира было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему

Роман «Тихий Дон» необычен уже тем, что изображение гражданской вой-н ы дано «глазами белых», хотя Михаил Шолохов — без сомнения коммунистический писатель. Он стремится оправдать революцию, показав постепенный распад в рядах казачества. Казалось бы, Мелеховы — яркие представите-л и казачества, но, как ни странно, автор относится к ним с явной симпатией. Григорий Мелехов — потенциальный коммунист, если можно так выразиться. А [п ор показывает, как рушится его судьба, потому что он так и не сумел выйти на назначенный ему путь. Обе войны (Первая мировая и гражданская), их переломные моменты, победы и поражения показаны в проекции на судьбу Григория Мелехова. Он — не отдельная личность, а воплощение «среднего» казачества и его судьбы.

В десятые годы XX века фашизм открыто шел к войне, планировал передел мира, массовое уничтожение и порабощение народов. В 1914 году началась давно назревавшая война. В восприятии Шолохова война преступна от начала до конца, она растаптывает принципы гуманизма. Поэтому началу всенародного бедствия — войны — соответствует мрачная символика: рев сыча старики истолковывают как предзнаменование того, что скоро «война пристигнет». И война действительно очень скоро «пристигла». Это произошло в летнюю пору, в самую страду, когда лишиться любой пары рук в хозяйстве очень тяжело. Но у войны свои законы. Всех мужчин хутора Татарский забирают на фронт.

Григорий Мелехов, также ушедший в армию, в душе глубоко протестует против бессмысленности войны. Он мучительно переживает первую кровь, которую ему довелось пролить на фронте. Но уже месяц, проведенный на войне, накладывает на него несмываемый отпечаток: Григорий «весь как-то обуглился, почернел». Все казаки очень быстро ожесточились. Григорий ожесточается и сам, но при этом в нем остается природное благородство, которое не позволяет ему заниматься мародерством и заставляет защищать несчастную изнасилованную Франю.

Рассказывая о первых днях войны, Шолохов упоминает о иском Кузьме Крючкове. Этот человек якобы совершил подвиг. О нем писали газеты и журналы. А на самом деле штабу дивизии, офицерам и императору просто нужен был «герой». И он появился в лице Кузьмы Крючкова. Это не значит, что Шолохов утверждает мысль, что на той войне не было героев. Этим эпизодом автор стремится разоблачить «парадные» подвиги, маскирующие ужас, кровь и грязь истинной войны.

Шолохов показал дикое обращение с солдатами, грязь, вшей, мародерство, скудную и отвратительную пищу — всю изнанку войны, которую некоторые стараются прикрыть красивыми фразами и «раздутыми» подвигами мнимых героев. Война не может быть красивой.

Шолохов показывает также бездарность и безответственность командования. Часто во главе армии стоят карьеристы, привыкшие бездумно распоряжаться тысячами чужих жизней. Их в первую очередь разоблачал и осуждал Шолохов.

Разваливалась армия, но разваливался и тыл без работников. С фронтов империалистической войны казаки стали возвращаться только осенью 1917 года. Вернулись далеко не все. Автор подчеркивает скорбь тех, кто потерял родных. Так, он показывает вдову Прохора Шамиля, грызущую пол, глядя на вернувшегося с войны брата своего покойного мужа. Таким же горем была убита семья Мелеховых, получив известие о смерти Григория. Только через несколько дней они узнали, что оно, к счастью, оказалось ложным.

Первая мировая война завершается, но события продолжают развиваться дальше. Царизм свергнут, но разгорается классовая борьба. Трудящимися овладевает идея мира, свободы и равенства. Неотвратимо разгорается давно тлевшая гражданская война. Ужас гражданской войны состоит в том, что на ней отец убивает сына, брат — брата, друг — друга.

Так и в романе «Тихий Дон». Ведь когда-то Мелеховы, Кошевой, Иван Алексеевич Котляров были соседями. У Мишки Кошевого скрывался Григорий, когда ушел из дому, чтобы забрать Аксинью в Ягодное. Война развела этих людей но разные стороны баррикад. Мишка убивает Петра Мелехова, Дарья — Котлярова; позже Кошевой вынудит Григория уйти из родного дома. Все смешалось. И если и сердце Григория еще живет жалость к бывшим друзьям и соседям (вспомним, как он спешит, чтобы спасти Котлярова и Мишку от жестокой расправы), то Кошевой просто выбросил из сердца все воспоминания об их прежней дружбе.

Писатель показывает нам войну и со стороны революции, и со стороны контрреволюции. Сталкиваются лицом к лицу два мира, две силы. Их борьба — это проверка, чья же идея прочнее, чья политическая программа победит.

На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону — красноармейцы и калединцы. Причем перевес на стороне белогвардейцев. Они лучше вооружены, организованы, в них есть мужество, упорство. Красногвардейцы же, напротив, практически не имеют военного опыта.

Шолохов показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии, как она набирает силу. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами — уверенность в своей правоте, четкое осознание своей цели. Символически Шолохов демонстрирует это в эпизоде, где пленные музыканты сначала по приказу разрозненно и вяло исполняют «Боже, царя храни», а затем бодро и громогласно — «Интернационал».

Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность, что еще раз видим на примере того же Григория Мелехова. Красноармейцы же все больше сплачивают свои ряды. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Так Шолохов постепенно подводит нас к финалу — победе Красной Армии. От белой гвардии остаются лишь отдельные банды, занимающиеся уже не отстаиванием кровных интересов, а грабежами и убийствами.

«Тихий Дон» . книга о войне глазами человека, побывавшего на войне. Хотя и известен тот факт, что писатель был слишком юн в те годы, когда шла гражданская война, по «Тихий Дон» производит впечатление книги, написанной «со слов очевидца». Роман до сих пор остается непревзойденным произведением о тех страшных событиях, которые потрясли нашу страну в начале XX века.

Гражданская война в изображении М. А. Шолохова

В 1917 году война превратилась в кровавую смуту. Это уже не отечественная, требующая от каждого жертвенной обязанности, а братоубийственная война. С наступлением революционной поры резко меняются отношения между классами и сословиями, стремительно разрушаются нравственные устои и традиционная культура, а с ними и государство. Тот распад, что был порожден моралью войны, охватывает все социальные и духовные связи, приводит общество в состояние борьбы всех против всех, к утрате людьми Отечества и веры.

Если сравнить изображенный писателем лик войны до этого рубежа и после него, то становится заметным усиление трагичности, начиная с момента перехода мировой войны в гражданскую. Казаки, уставшие от кровопролития, надеются на его скорый конец, ведь власти «должны войну прикончить, затем, что и народ, и мы войны не хотим».

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие,

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Изображение гражданской войны как трагедии народа

Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.

Восприятию войны как всенародной трагедии способствует мрачная символика. Накануне объявления войны в Татарском «по ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами.

– Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.

– Война пристигнет».

Война огненным смерчем ворвалась в казачьи курени как раз во время уборки урожая, когда народ дорожил каждой минутой. Примчался вестовой, поднимая за собой облако пыли. Наступило роковое…

Шолохов демонстрирует, как один лишь месяц войны до неузнаваемости меняет людей, калечит их души, опустошает до самого дна, заставляет по-новому смотреть на окружающий мир.

Вот писатель описывает ситуацию после одного из боев. Посреди леса сплошь разбросаны трупы. «Лежали внакат. Плечами к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных».

Пролетает самолет, сбрасывает бомбу. Следом выползает из-под завала Егорка Жарков: «Дымились, отливая нежно-розовым и голубым, выпущенные кишки».

Это беспощадная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, предательством гуманизма становилось в этих условиях прославление подвига. Генералитету понадобился «герой». И его быстро «придумали»: Кузьму Крючкова, убившего якобы больше десятка немцев. Стали даже папиросы выпускать с портретом «героя». О нем взахлеб писала пресса.

Шолохов рассказывает о подвиге иначе: «А было так: столкнувшиеся на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные.

Это назвали подвигом».

По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.

Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что она братоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.

… Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.

В романе немало потрясающих воображение сцен. Одна из них – расправа подтелковцев над сорока пленными офицерами. «Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал – и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, – упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетывающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь – его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки». Предельно выразительны скорбные эти строки, исполненные ужаса перед совершаемым. С невыносимой болью прочитываются они, с душевным трепетом и несут в себе самое отчаяннейшее проклятие братоубийственной войне.

Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.

Однако ошибается Подтелков, саманадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Только Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.

На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа».

Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.

Смерть в восприятии Шолохова – это то, что противостоит жизни, ее безусловным началам, особенно смерть насильственная. В этом смысле создатель «Тихого Дона» – верный продолжатель лучших гуманистических традиций как русской, так и мировой литературы.

Презирая истребление человека человеком на войне, зная, каким испытаниям подвергается нравственное чувство во фронтовых условиях, Шолохов вместе с тем на страницах своего романа нарисовал ставшие классическими картины душевной стойкости, выдержки и гуманизма, имевшие место на войне. Гуманное отношение к ближнему, человечность не могут окончательно быть уничтожены. Об этом свидетельствуют, в частности, многие поступки Григория Мелехова: его презрение к мародерству, защита польки Франи, спасение Степана Астахова.

Непримиримо враждебны друг другу понятия «война» и «человечность», и вместе с тем на фоне кровавой междоусобицы особенно отчетливо прорисовываются нравственные возможности человека, то, каким прекрасным он может быть. Война сурово экзаменует нравственную крепость, неведомую для мирных дней.


Похожая информация.


Возвыситься над каждодневным и прозреть исторические дали - значит стать властителем дум своего времени, воплотить основные конфликты и образы обширного исторического периода, прикоснувшись к так называемым "вечным темам". М. А. Шолохов заявил о себе не только в русской, но и в мировой литературе, отразив в своем творчестве эпоху сильнее и драматичнее, чем сумели сделать это многие другие писатели.

В 1928 году Михаил Шолохов печатает первую книгу "Тихого Дона", вторую - в 1929 году, третью - в 1933-м, четвертую - в начале 1940 года. В романе-эпопее Шолохова господствует толстовский эпический принцип: "захватить все". На страницах шолоховского повествования представлены самые разные слои русского общества: бедные казаки и богатые, купцы и интеллигенция, дворянство и профессиональные военные. Шолохов писал: "Я был бы счастлив, если бы за описанием... жизни донских казаков читатель... рассмотрел и другое: колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции". В шолоховском эпосе отражено десятилетие российской истории (1912-1922 годы) на одном из самых крутых ее изломов. Советская власть принесла с собой страшную, ни с чем не сопоставимую трагедию - гражданскую войну. Войну, которая не оставляет в стороне никого, калечит человеческие судьбы и души. Войну, которая заставляет отца убивать сына, мужа - поднимать руку на жену, на мать. Рекой льется кровь виновных и невиновных.

В романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон" показан один из эпизодов этой войны - война на Донской земле. Именно на этой земле история гражданской войны достигла того драматизма и наглядности, которые дают возможность судить об истории всей войны.

По М. Шолохову, мир природы, мир людей, свободно живущих, любящих и работающих на земле, прекрасен, а все, что этот мир разрушает, ужасно, безобразно. Никакое насилие, считает автор, не может быть оправдано ничем, даже самой, казалось бы, справедливой идеей, во имя которой оно совершается. Все, что связано с насилием, смертью, кровью и болью, не может быть красивым. У него нет будущего. Только жизнь, любовь, милосердие имеют будущее. Именно они вечны и значимы во все времена. Поэтому так трагичны в романе сцены, описывающие ужасы гражданской войны, сцены насилия и убийств. Борьба белых и красных на Дону, запечатленная Шолоховым в романе-эпопее, исполнена еще большего трагизма и бессмысленности, чем события Первой мировой войны. Да иначе и быть не могло, ведь теперь друг друга убивали те, кто вместе рос, дружил, чьи семьи веками жили рядом, чьи корни давно переплелись.

Гражданская война, как, впрочем, и любая другая, проверяет сущность человека. Дряхлый дед, участник турецкой войны, поучая молодых, советовал: "Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти - надо человечью правду блюсти". "Человечья правда" - порядок, который веками был выверен казаками: "Чужого на войне не бери - раз. Женщин упаси бог трогать, и ишо молитву такую надо знать". Но на гражданской войне все эти заповеди нарушаются, еще раз подчеркивая ее античеловеческую природу. Ради чего совершались эти ужасные убийства? Ради чего брат шел на брата, а сын на отца? Одни убивали, чтобы жить на своей земле так, как привыкли, другие - чтобы установить новый строй, казавшийся им более правильным и справедливым, третьи - исполняли свой воинский долг, забыв о главном человеческом долге перед самой жизнью - просто жить; были и такие, кто убивал ради воинской славы и карьеры. Была ли правда на чьей-либо стороне? Шолохов в своем произведении показывает, что и красные, и белые одинаково жестоки и бесчеловечны. Сцены, изображающие зверства тех и других, как бы зеркально повторяют и уравновешивают друг друга.

Причем это касается не только описания самих военных действий, но и картин уничтожения пленных, мародерства и насилия над мирным населением. Правды нет ни на чьей стороне - еще и еще раз подчеркивает Шолохов. И потому так трагичны судьбы молодых людей, вовлеченных в кровавые события. Потому так трагична судьба Григория Мелехова - типичного представителя молодого поколения донского казачества, - мучительно решающего, "с кем быть"...

Семья Григория Мелехова явилась в романе тем микромиром, в котором как в зеркале отразилась и трагедия всего казачества, и трагедия всей страны. Мелеховы были типичной казацкой семьей, обладали всеми типичными качествами, присущими казачеству, разве только качества эти проявились в них более ярко. В роду Мелеховых все своенравны, упрямы, независимы и отважны. Все они любят труд, свою землю и свой тихий Дон. Гражданская война врывается в эту семью, когда на фронт забирают обоих сыновей - Петра и Григория. Оба они - настоящие казаки, в которых гармонично сочетаются трудолюбие, воинская отвага и доблесть. У Петра более простой взгляд на мир. Он хочет стать офицером, не брезгает отнять у побежденного что-нибудь, что может пригодиться в хозяйстве. Григорий же наделен обостренным чувством справедливости, он никогда не позволит надругаться над слабым и беззащитным, присвоить себе "трофеи", его существу противно бессмысленное убийство. Григорий, безусловно, центральная фигура в семье Мелеховых, и трагедия его личной судьбы переплетается с трагедией его родных и близких.

Во время гражданской войны братья Мелеховы пытались отойти в сторону, но силой были вовлечены в это кровавое действо. Весь ужас заключается в том, что не нашлось вовремя силы, которая смогла бы объяснить казакам сложившуюся ситуацию: разделившись на два враждующих лагеря, казачество, по существу, сражалось за одно и то же - за право трудиться на своей земле, чтобы кормить своих детей, а не проливать кровь на святую Донскую землю. Трагизм ситуации еще и в том, что гражданская война и всеобщая разруха уничтожала казачий мир не только извне, но и изнутри, внося разногласия в семейные отношения. Коснулись эти разногласия и семьи Мелеховых. Мелеховы, как и многие другие, не видят выхода из этой войны, ведь никакая власть - ни белые, ни красные, не может дать им землю и свободу, которая необходима им как воздух.

Трагедия семьи Мелеховых не ограничивается только трагедией Петра и Григория. Печальна также судьба матери - Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. Единственная ее надежда - сын Григорий, но в глубине души она чувствует, что и у него нет будущего. Исполнен трагизма момент, когда Ильинична сидит за одним столом с убийцей сына, и как неожиданно прощает и принимает Кошевого, которого так ненавидит!

Но самой трагичной в семье Мелеховых, безусловно, является судьба Григория. Ему, обладающему обостренным чувством справедливости, сильнее других переживающему противоречия мира, довелось испытать все колебания среднего казачества в гражданской войне. Сражаясь на стороне белых, он чувствует свою внутреннюю отчужденность от тех, кто ведет их за собой, красные также чужды для него по своей природе. Единственное, к чему он стремится всей душой, - мирный труд, мирное счастье на своей земле. Но воинская честь и долг обязывают его принимать участие в войне. Жизнь Григория - сплошная цепь горьких утрат и разочарований. В конце романа мы видим его опустошенным, измученным болью утрат, без надежды на будущее.

Долгие годы критика убеждала читателей в том, что в изображении событий тех лет Шолохов был на стороне революции, да и сам писатель сражался, как известно, на стороне красных. Но законы художественного творчества заставили его быть объективным и сказать в произведении то, что он отрицал в своих публичных выступлениях: гражданская война, развязанная большевиками, разбившая крепкие и трудолюбивые семьи, сломавшая казачество, была лишь прологом к той великой трагедии, в которую погрузится страна на много лет.

К. Федин дал высокую оценку творчеству М. Шолохова вообще и роману "Тихий Дон" в частности. "Громадна заслуга Михаила Шолохова, - писал он, - в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий... Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего. И я невольно вспоминаю завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно - умалчивая. Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!