Вооруженный конфликт 1939 года на территории монголии. Исторические битвы на халхин- голе

Крысы. Факты, мифы, легенды…

Знаете ли вы, какое из животных за всю историю человечества унесло больше всего человеческих жизней? Думаете, это ядовитые скорпионы? Хищные волки, жуткие крокодилы или гремучие змеи? Ошибаетесь. Это крысы! Обычные серые и черные крысы… Те самые, черные крысы, принесшие с собой в XIV веке в Европу чуму, эпидемия которой погубила третью часть населения всей Европы.

Ежегодно грызуны пожирают 1/5 всего мирового урожая зерновых. Об аппетитах этих созданий можно судить по объемам найденных в норах припасов: серые крысы (пасюки) натаскивают из погребов в свои убежища по нескольку ведер картошки, моркови, орехов, воруют заготовленные пельмени, сыры, колбасы, крадут яйца прямо из-под наседок, накапливая до 3 десятков штук в своих кладовках.
Бороться с крысами трудно. Ловушки, мышеловки и прочие людские хитрости на них действуют не так, как хотелось бы. Если один член группы погиб в мышеловке, крысы сообщают друг другу об опасности, и второй раз на эту уловку никто не попадется. То же произойдет и с подложенной отравой: крысы запомнят, отчего погиб их сородич, и больше не притронутся к приманке. Крысы выработали устойчивость ко многим смертельным ядам. Крысы причиняют огромный вред, не только поедая, загрязняя и портя разнообразные продукты питания, а также эти твари приводят в негодность различные материалы и конструкции, в том числе изоляцию электрических кабелей, различные приборы и т. п.
Их зубы растут на протяжении всей жизни, верхние резцы отрастают со скоростью 1 см в месяц. Поэтому во избежание страшной смерти от врастания зубов в челюсти, крысы грызут все, что попадается на их пути. Известны случаи аварий на электростанциях, вызванные крысами. Крыса может разрушать даже металлы и сплавы с невысокой твердостью, не превышающей твердость эмали резцов, такие как медь, свинец, олово и др.

Считается, что крыс на Земле чуть ли не вдвое больше, чем людей. Средний срок жизни крыс совсем невелик: от года до двух с половиной лет, но эти животные необыкновенно плодовиты. Самка серой крысы может принести первое потомство в возрасте 4-5 месяцев, и в год она будет приносить 2-3 помета, до 17 крысят в каждом. Биологами подсчитано, что потомство лишь одной пары крыс за год может достичь 15 тыс. особей. Конечно, значительная часть из них гибнет, иначе крысы за очень короткий срок заполонили бы всю Землю.В среднем крыса весит 200—250 граммов, но наиболее крупные из них вырастают до полкилограмма. Это подвижные животные, обладающие незаурядными физическими данными. При необходимости крыса может развить скорость до 10 км/ч, преодолевая на ходу барьеры высотой до 80 см (с места могут прыгать до 1 метра). Ежедневно крыса пробегает от 8 до 17 км. Они хорошо плавают (могут находиться в воде до 12 часов) и ныряют, подолгу держась в толще воды и даже ловя там добычу. Зрение у крыс слабое. Крысы в основном всё видят в сером цвете. Чувство обоняния развито хорошо. Слышат звуки частотой до 50 кГц (человек — до 20 кГц). Они отлично живут и плодятся как в холодильниках при температуре минус 18-20 градусов, так и за обшивкой паровых котлов, где постоянно держится жара выше 50 градусов. Выдерживают высокий уровень радиации. При падении с пятого этажа они не получают серьезшых повреждений. По вентиляционным трубам крысы могут забираться в квартиры на самые верхние этажи.
Итак, крысы - уникальные животные, обладающие развитым интеллектом. Некоторые «ученые» даже пришли к выводу, что крысы не что иное, как сопутствующая людям цивилизация, у которой все как у людей: иерархия, язык, отношения и прочее. Западные «светила науки» утверждают, что крысам не чуждо чувство юмора и они реально могут смеяться.
Вы уже поняли, что бороться с этими живучими, «уникальными», хорошо организованными, умными животными нелегко. Но все же можно, слабое место крыс - голод! Без воды крыса не протянет и двух дней. Ей нужно 30—35 мл воды в сутки. А вот без еды крысы не выживают больше трех - четырех дней.

Повадки и места обитания .

В средней полосе России встречаются в основном два вида крыс: черные и серые.



Черная крыса, или кровельная, чердачная, корабельная крыса. Окраска «черных» крыс отличается большим разнообразием — от чисто-черных, черно-бурых с проседью до рыжеватых, рыже-серых, типично пасюковой окраски и пепельных. Молодые зверьки окрашены более однотонно, чем взрослые. Размерами черные крысы уступают серым, но крупные старые зверьки, особенно из свинарников, могут достигать 350—380 г. Этот теплолюбивый, по происхождению тропический вид. Очень хорошо лазает, в природе нередко ведёт полудревесный образ жизни, плавает неохотно и редко. Активна преимущественно ночью. Чёрные крысы живут группами, в которые входят взрослые особи обоего пола и молодняк. Внутри группы устанавливаются иерархические отношения с доминированием одного самца. Две или три самки обычно доминируют над остальными членами группы за исключением старшего самца. Чёрные крысы менее агрессивны, чем пасюки; самки агрессивней самцов. В случае опасности они стараются скрыться от преследователя и лишь, будучи пойманы, пускают в ход зубы. За последние 100 лет ареал обитания чёрной крысы резко сократился и фрагментировался. Считается, что чёрную крысу вытесняет более плодовитый и выносливый пасюк.


Итак, у нас в стране наиболее распространена серая крыса, ее также называют амбарной крысой, рыжей крысой или пасюком. Это самая крупная и злобная из обитающих у нас крыс. В местах совместного обитания, где они конкурируют за пищу и убежища, серая крыса всегда побеждает и вытесняет черную. Серая крыса сильная, хитрая, необычайно дерзкая и ловкая, живет в городах, сёлах, в жилых домах (чаще в подвалах), на складах, на полях, в садах огородников, живет даже в лесах. Усмотреть её можно и на станции железной дороги, равно как и на пристани, благоприятной средой для ее обитания является также помойка и прилегающая территория, любят жить вблизи свалок пищевых отходов, то есть живут серые крысы всюду, где имеется пища. Крысы кроме растений с удовольствием едят мясные продукты, питаются отбросами. Также они едят трупы животных и оставшихся без должного присмотра тела погибших людей. И одна из причин сидения возле покойника (чтобы он не оставался один) уходит корнями именно в это обстоятельство. Это объясняется тем, что крыс очень привлекает свежий трупный запах. Крысы нападают и на вполне живых существ: молодых кур, гусей, на поросят, щенков, уток, одним словом на всех маленьких животных, которые не могут себя защитить, включая и беспомощных маленьких человеческих детенышей.

В городах места обитания крысы тесно связаны с человеком. Обычно их обнаруживают в подвальных помещениях и на первых этажах строений. При большой численности крысы могут проникать и на верхние этажи, вплоть до чердачных помещений. В теплое время года зверьки нередко селятся в земляных норах на открытых участках: в садах, парках, на газонах и других местах. С наступлением холодов крысы возвращаются в строения. Однако распространен пасюк не повсеместно, а только на тех участках местности, которые отвечают его главному требованию: наличию достаточного количества воды и корма. При недостатке пищи крыса в поисках ее может перемещаться на расстояние до 3 км от гнезда. Для проникновения внутрь помещения крыса использует любые разрушения вокруг вводов технических коммуникаций, неисправные окна, двери и люки. В помещениях крысы передвигаются вдоль стен или укрытий. Иногда они могут перемещаться по канализационным трубам, появляясь из унитаза и возвращаясь через него обратно в подвал. Крысы, в основном, зверьки с ночным и сумеречным типом активности. В светлое время суток они ведут скрытный образ жизни, находясь в своих убежищах или других укрытиях. Жизнь серой крысы связана с ее жилищем, в котором она находит не только защиту от хищников и неблагоприятных воздействий внешней среды, но оно служит ей для вскармливания потомства. В основном крысы предпочитают рыть в земле норы на глубине 50 -60 см., а общая длина одной крысиной норы может достигать 2-5 метров. Иногда крысы живут в гнездах, расположенные непосредственно среди мешков с различными продуктами, в различных пустотах, под навесами, в строительном мусоре и т.д. В домах небольшой этажности, или в многоэтажных домах без мусоросборных камер крысы могут жить в подвалах, норах около контейнерных площадок или на небольшом удалении от них. Благоприятные условия для существования крыс в жилом строении создают его конструктивные элементы, в которых в настоящее время стали использовать тепло- и звукоизолирующие прослойки из пенопластов и других, легко прогрызаемых крысами материалов. Крысы охотно заселяют пространство за подвесными потолками, технические коридоры, другие труднодоступные для человека места. В домах, снабженных системой мусоропроводов, серые крысы обитают в помещениях мусорокамер и в непосредственной близости от них в конструктивных элементах здания и норах, которые они устраивают в земле подвалов. При высокой численности крысы живут около всех мусоропроводов, а при низкой - только около тех из них, где условия для них особенно благоприятны. Крысы могут жить в одних и тех же зданиях, не переходя в соседние. Переселение может быть связано лишь с разрушением строения, его капитальным ремонтом. При этом они разбегаются недалеко (300-400 м) и прячутся в соседних (часто недостроенных) зданиях. Но при необходимости могут перемещаться на несколько километров, что способствует их широкому расселению. Как правило, пасюки живут небольшими семьями, группами или кланами по 5-15 особей. Каждая группа занимает свой участок территории (примерно 40-50 кв. м), в пределах которого зверьки находят все необходимые условия для существования: пищу,воду, укрытия. Границы участка крысы помечают мочой. На нем крысы они устраивают дорожки перемещения, подземные ходы, убежища. Численность крыс в жилых домах так же, как и в других строениях, претерпевает закономерные сезонные изменения, увеличиваясь весной за счет массового выхода молодняка и осенью - за счет прихода молодняка весенних пометов, а также особей других групп.

В дикой природе серая крыса, живет возле воды, предпочитая пологие берега с мягким грунтом, где можно вырыть длинную (до 5 метров) нору. Когда же в паводок это убежище затапливает, крысы переселяются в дупла, а если их нет, то строят на ближайших деревьях временные гнезда. Воды они не боятся совершенно, прекрасно плавают и ныряют (на задних лапках животных есть небольшие плавательные перепонки), добывают в воде пропитание — моллюсков, жуков-плавунцов, лягушек, а при случае и рыбу. В целом крыса нападает на любую добычу, от насекомых до голубя и водяной полевки, не уступающей пасюку размером (недаром полевка больше известна под именем «водяной крысы»). Но последняя сильно проигрывает ему в уме и ловкости. В природных условиях пасюки обычно живут большими группами, иногда колониями, ревностно защищая свою родовую территорию от чужих. При этом члены семейства различают своих многочисленных собратьев не «по портрету». И дело тут не в плохой памяти — при решении задачи на прохождение лабиринта пасюк может удержать в голове более сложный маршрут, чем человек. «Своих» и «чужих» крыса определяет по запаху: все члены колонии — кровные родственники, постоянно поддерживающие телесные контакты друг с другом, их запах имеет общую составляющую. Все остальное не имеет значения: если пасюка подержать на подстилке, оставшейся от чужой группы, а потом выпустить к родичам, они разорвут его на части, учуяв посторонний запах. Излишне говорить, что та же участь ждет и настоящего чужака. Внутри группы яростные стычки тоже не редкость, хотя смертельных исходов в них почти не бывает. Кстати, их драки стимулирует сама природа: у пасюков-самцов имеется интересный физиологический механизм — после каждой успешной потасовки крысак-победитель чуть-чуть подрастает и прибавляет в весе (пасюки в принципе способны расти всю жизнь). А поскольку исход поединка зависит в первую очередь от соотношения размеров бойцов, самые успешные драчуны растут до тех пор, пока не переводятся желающие помериться с ними силами. Такие чемпионы и становятся доминантами и отцами большинства крысят в группе.
На Урале и средней полосе России подобные колонии существуют в режиме дачных поселков — они обитаемы только в теплую часть года, на зиму крысы уходят в человеческое жилье. Их страшит не холод, а невозможность прокормиться: там, где еды достаточно, пасюк спокойно переносит самые лютые морозы. На мясокомбинатах крыс неоднократно находили в морозильных камерах: они жили внутри замороженных туш, питались одним мясом при температуре -18 градусов!

Методы борьбы с крысами.


Итак, подводим итоги: Крыса не привередлива к еде, имеет звериное чутье и сообразительность, хорошо размножается, способна лазать по деревьям, а иногда даже по стенам, при этом она может хорошо плавать и нырять. Главное оружие крысы - её зубы, способные разгрызть даже металл. Крысы способны выжить где угодно. Они живут на территории всей земли - от тундры до джунглей (кроме Антарктиды и безлюдных районов Арктики), и в связи со своей неприхотливостью приспосабливаются к любым условиям. Именно поэтому борьба с крысами очень сложна. Но слава богу, все таки царь природы на Земле человек и за долгую историю «общения» с этим «милым городским зверьком» люди придумали довольно много эффективных способов борьбы с грызунами.
Конечно, полностью истребить крыс и мышей, скорее всего, не удастся, но сократить количество грызунов до приемлемого уровня вполне возможно. Вот некоторые из них:

Крысы издавна считаются врагами человечества, так как они селятся в домах и нередко портят или уничтожают продукты. А нападают ли эти грызуны на людей? И если да, то почему?

Об образе жизни и питании крыс

Крысы являются синантропными и космополитными животными. Последний термин означает, что такие грызуны привыкли к городским условиям и заселяют крупные и густонаселённые города, находя места проживания и пищу. Синантропными этих вредителей называют по той причине, что нередко они селятся рядом с людьми, поэтому привыкают к их присутствию и даже учатся с ними взаимодействовать. В большинстве случаев крысы проявляют активность ночью, и одна из причин ночного образа жизни – люди. Чтобы не попадаться на глаза человеку, грызун наблюдает за ним, выясняет, когда тот спит или уходит, и выходит на охоту именно в это время. А это, по сути, значит, что нападать на людей в обычных и благоприятных условиях крысам просто незачем.

Но в некоторых случаях крысы могут проявлять агрессию и даже вести себя неадекватно, а из-за этого нападение становится, в принципе, возможным.

Теперь стоит написать о питании крыс. Этих животных можно смело назвать всеядными и даже хищными. Они могут питаться растительными продуктами, такими как семена, мясистые части растений, крупы, овощи, фрукты, ягоды и зелень. Но и животный белок этим грызунам необходим, поэтому в рацион могут входить рыба, земноводные (ящерицы, лягушки), мелкие животные (в основном, грызуны) и даже птицы. Иногда такие грызуны за неимением другой пищи поедают падаль. В городских условиях им приходится питаться отходами. Нередки и случаи каннибализма, то есть поедания представителей своего рода. И такие особенности питания тоже делают возможным и вполне обоснованным нападение на людей.

Крысы — хищные животные, которые могут есть мясо

Так может ли крыса напасть на человека? Да, может. И такие случаи реальны и даже весьма многочисленны.

Как часто крысы нападают на людей?

Случаев нападения крыс на людей на самом деле немало. Так, в крупном городе, где на каждого человека приходится по несколько крыс (только представьте, сколько всего их проживает на городских улицах и подворотнях!) ежегодно фиксируется от 400 до 700 случаев нападения. Но это лишь официально зарегистрированные случаи. А если учесть, что далеко не все после укуса грызуна обращаются за помощью в медицинские учреждения, то можно сделать вывод о том, что количество нападений гораздо больше.

Кто в большей мере подвержен нападениям?

Крысы – сообразительные и даже умные животные (не зря им удаётся выживать в самых неблагоприятных условиях), так что чаще всего они нападают на тех, кого считают слабой жертвой. И поэтому страдают в большей мере дети, старики, больные и ослабленные люди. Кроме того, часто жертвами крыс становятся заключенные (в тюрьмах очень много крыс, и они нередко пытаются отбирать у заключённых еду), бомжи, живущие в местах обитания крыс и мешающие им, а также алкоголики.

В каких случаях крыса может напасть?

Крысы не нападают просто так, если они здоровы и чувствуют себя нормально. Нападения происходят в следующих случаях:

  • Грызун болен бешенством. Одна из стадий данного заболевания характеризуется повышенной нервной возбудимостью, агрессией и резкой реакцией на любые раздражители. Поэтому бешеная крыса вполне может напасть на человека безо всяких причин.
  • Испуг или страх. Если такого грызуна пытаться поймать, прогнать или загнать в угол, то он сначала попытается убежать, а если это не удастся, непременно начнёт защищаться и обороняться. Крысы могут становиться на задние лапы и издавать пугающие звуки, чтобы дать понять своему противнику, что есть опасность. Если в такой момент приблизиться к животному, то от угроз оно вполне может перейти к активным действиям, то есть к нападению.
  • Нередко крысы нападают, когда их прогоняют с занятых мест обитания. И это неудивительно, ведь если эти грызуны найдут подходящую территорию, то могут прочно там обосноваться и создать целую колонию, состоящую из нескольких сотен особей. И если всю эту колонию прогнать, то наверняка животным это не понравится. Несколько лет назад в Москве произошёл такой случай. Крысы много лет жили в универмаге, но его решили разрушить. Вероятно, грызунов напугали громкие звуки, и они выбежали на улицу и начали нападать на случайных прохожих.
  • Рост популяции. Если популяция крыс увеличивается, то, во-первых, грызунам может не хватать места и пищи, во-вторых, они могут себя чувствовать сильными и бесстрашными. И в этих случаях крысы перестают бояться людей, а если те пытаются прогонять вредителей, то могут активно обороняться и бороться за своё место под солнцем.
  • Голод. Сильный голод может заставить крыс поедать своих сородичей, что, в принципе, противоречит всем природным правилам и законам. И из-за сильного голода и угрозы голодной смерти грызун может напасть на человека, чтобы получить хоть какую-то пищу.

Как нападают крысы?

Перед нападением крысы могут занимать угрожающую позу, то есть вставать на задние лапы и оскаливать зубы. Нападают такие грызуны чаще всего в прыжке, после которого практически сразу впиваются в жертву зубами или когтями. Укус довольно болезненный. Чтобы прогнать крысу, нужно попытаться снять её руками или причинить ей боль.

Опасны ли нападения?

Случаи смертей от нападения грызунов редки, но всё же были зарегистрированы. Смерть возможна в случае беспомощности человека, ставшего жертвой, или большой численности напавших грызунов. Но опасность может заключаться в другом. Стоит помнить о том, что крысы являются переносчиками опасных инфекционных заболеваний, таких как туляремия, тиф, бешенство, Q-лихорадка и многие другие. И если грызун прокусит кожу, то бактерии или вирусы легко проникнут в кровь, что спровоцирует заражение. Кроме того, укус может привести к сепсису, что тоже очень опасно.

Помните об опасности нападений и старайтесь не контактировать с грызунами и тем более не провоцировать их на активные действия.


Монголия Монголия 2 260 чел. (2 кав. дивизии)

В японской историографии термин «Халхин-Гол » употребляется только для наименования реки, а сам военный конфликт называется «инцидентом у Номон-Хана », по названию небольшого посёлка в этом районе маньчжуро-монгольской границы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Бои на Халхин-Голе

    ✪ Сражение на Халхин-Голе в 1939 году.

Субтитры

Предыстория конфликта

По мнению советской стороны, начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией, хотя граница проходила на 20-25 км восточнее. Основной причиной такого требования являлось желание обеспечить безопасность строящейся японцами в этом районе в обход Большого Хингана железной дороги Халун-Аршан - Ганьчжур к границе СССР в районе Иркутска и озера Байкал , так как местами расстояние от дороги до границы было всего два-три километра. По словам советского историка М. В. Новикова, для обоснования своих претензий японскими картографами были сфабрикованы подложные карты с границей по Халхин-Голу и «издан специальный приказ об уничтожении ряда авторитетных справочных японских изданий, на картах которых приводилась правильная граница в районе реки Халхин-Гол » , но российский историк К. Е. Черевко указывает, что административная граница по руслу Халхин-Гола была обозначена на карте, изданной на основе российских топографических съёмок 1906 г. и на физической карте Внешней Монголии Генштаба Китайской республики 1918 года.

Май

Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Я. В. Смушкевичем . 17 из них были героями Советского Союза , многие имели боевой опыт войны в Испании и Китае. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.

Для укрепления противовоздушной обороны в Забайкальский военный округ были направлены два дивизиона 191-го зенитно-артиллерийского полка .

В начале июня Фекленко был отозван в Москву, а на его место по предложению начальника оперативного отделения Генерального штаба М. В. Захарова был назначен Г. К. Жуков . Начальником штаба корпуса стал прибывший вместе с Жуковым комбриг М. А. Богданов . Вскоре после прибытия в июне в район военного конфликта начальником штаба советского командования был предложен новый план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке японской Квантунской армии . Наркомат обороны и Генеральный штаб РККА согласился с выдвинутыми предложениями Богданова. К району боевых действий стали стягиваться необходимые силы: войска подвозились по Транссибирской железнодорожной магистрали к Улан-Удэ , а далее по территории Монголии они следовали походным порядком на 1300-1400 км . Помощником Жукова по командованию монгольской кавалерией стал корпусной комиссар Жамьянгийн Лхагвасурэн .

Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей Монгольской народно-революционной армии из Читы в район реки Халхин-Гол прибыл командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией командарм 2-го ранга Г. М. Штерн .

Воздушные бои возобновились с новой силой с 20 июня. В сражениях 22, 24 и 26 июня японцы потеряли более 50 самолётов.

Июль

Вокруг горы Баян-Цаган развернулись ожесточённые бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолётов. Советские артиллеристы вели огонь по противнику прямой наводкой, а в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолётов с обеих сторон. Особенно отличились в этих боях 149-й стрелковый полк майора И. М. Ремизова и 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского .

На восточном берегу Халхин-Гола к ночи 3 июля советские войска ввиду численного превосходства противника отошли к реке, сократив размер своего восточного плацдарма на её берегу, однако ударная группировка японцев под командованием генерал-лейтенанта Масаоми Ясуоки не выполнила поставленной перед нею задачи.

Группировка японских войск на горе Баян-Цаган оказалась в полуокружении. К вечеру 4 июля японские войска удерживали только вершину Баян-Цагана - узкую полоску местности в пять километров длиной и два километра шириной. 5 июля японские войска начали отступление в сторону реки. Для того, чтобы заставить своих солдат драться до последнего, по приказу японского командования был взорван единственный понтонный мост через Халхин-Гол, имевшийся в их распоряжении. В конце концов, японские войска у горы Баян-Цаган начали повальное отступление с занимаемых позиций к утру 5 июля. По оценке некоторых российских историков на склонах горы Баян-Цаган погибло более 10 тысяч японских солдат и офицеров, хотя по оценкам самих японцев их общие потери за весь период боевых действий составили 8632 чел. убитыми. Японской стороной были потеряны почти все танки и бо́льшая часть артиллерии . Эти события стали известны как «Баян-Цаганское побоище».

Результатом этих боёв явилось то, что в дальнейшем, как позже Жуков отмечал в своих мемуарах , японские войска «больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол». Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.

Однако японские войска продолжали оставаться на территории Монголии, и военное руководство Японии планировало новые наступательные операции. Таким образом, очаг конфликта в районе Халхин-Гола сохранялся. Обстановка диктовала необходимость восстановить государственную границу Монголии и кардинально разрешить этот пограничный конфликт. Поэтому Жуков стал планировать наступательную операцию с целью полного разгрома всей японской группировки, находившейся на территории Монголии.

Июль - август

57-й особый корпус был развёрнут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу под командованием командарма Г. М. Штерна. В соответствии с постановлением Главного военного совета РККА для руководства войсками был учреждён Военный совет армейской группы в составе: командующий командарм 2-го ранга Г. М. Штерн , начальник штаба комбриг М. А. Богданов , командующий авиацией комкор Я. В. Смушкевич , комкор Г. К. Жуков , дивизионный комиссар М. С. Никишев.

К месту конфликта срочно стали перебрасываться новые войска, в том числе 82-я стрелковая дивизия . Из Московского военного округа была переброшена 37-я танковая бригада, имевшая на вооружении танки БТ-7 и БТ-5 , на территории Забайкальского военного округа была проведена частичная мобилизация и сформирована 114-я и 93-я стрелковые дивизии.

Генерал Огису и его штаб также планировали наступление, которое было назначено на 24 августа . При этом с учётом печального для японцев опыта боёв на горе Баян-Цаган в этот раз охватывающий удар планировался на правом фланге советской группировки. Форсирование реки не планировалось.

Во время подготовки советским командованием наступательной операции советских и монгольских войск был тщательно разработан и неукоснительно соблюдался план оперативно-тактического обмана противника. Все передвижения войск в прифронтовой полосе производились только в тёмное время суток, категорически запрещалось вводить войска в исходные для наступления районы, рекогносцировки на местности командным составом проводились только на грузовых автомашинах и в форме рядовых красноармейцев . Для введения противника в заблуждение в ранний период подготовки к наступлению советская сторона по ночам с помощью звуковых установок имитировала шум движения танков и бронемашин, самолётов и инженерных работ. Вскоре японцам надоело реагировать на источники шумов, поэтому во время реальной перегруппировки советских войск их противодействие было минимальным. Также всё время подготовки к наступлению советской стороной велась активная радиоэлектронная борьба с противником. Зная, что японцы ведут активную радиоразведку и прослушивают телефонные переговоры, в целях дезинформации противника была разработана программа ложных радио- и телефонных сообщений. Переговоры велись только о строительстве оборонительных сооружений и подготовке к осенне-зимней кампании. Радиообмен в этих случаях строился на легко дешифруемом коде .

Несмотря на общее превосходство в силах японской стороны, к началу наступления Штерну удалось достичь почти трёхкратного превосходства в танках и в 1,7 раза в самолётах. Для проведения наступательной операции были созданы двухнедельные запасы боеприпасов, продовольствия и горюче-смазочных материалов. Для перевозки грузов на расстояние в 1300-1400 километров было задействовано более 4 тысяч грузовиков и 375 автоцистерн. Следует отметить, что один автомобильный рейс с грузом и обратно длился пять дней .

В ходе наступательной операции советское командование, используя манёвренные механизированные и танковые части, планировало неожиданными сильными фланговыми ударами окружить и уничтожить противника в районе между государственной границей МНР и рекой Халхин-Гол. На Халхин-Голе впервые в мировой военной практике танковые и механизированные части использовались для решения оперативных задач в качестве основной ударной силы фланговых группировок, совершавших манёвр на окружение .

Наступающие войска были разделены на три группы - Южную, Северную и Центральную. Главный удар наносился Южной группой под командованием полковника М. И. Потапова , вспомогательный удар - Северной группой, командующий полковник И. П. Алексеенко . Центральная группа под командованием комбрига Д. Е. Петрова должна была сковать силы противника в центре, на линии фронта, тем самым лишить их возможности манёвра. В резерве, сосредоточенном в центре, находились 212-я авиадесантная , 9-я мотоброневая бригады и танковый батальон. Также в операции участвовали монгольские войска - 6-я и 8-я кавалерийские дивизии под общим командованием маршала X. Чойбалсана .

Наступление советско-монгольских войск началось 20 августа, тем самым упреждая наступление японских войск, назначенное на 24 августа .

Соотношение сил сторон перед началом наступления

Август

Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа , оказалось полной неожиданностью для японского командования.

В 6 часов 15 минут началась мощная артиллерийская подготовка и авиационный налёт на позиции противника. В воздух были подняты 153 бомбардировщика и около 100 истребителей. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. В первый день наступления атакующие войска действовали в полном соответствии с планами, за исключением заминки, случившейся при переправе танков 6-й танковой бригады, так как при переправе через Халхин-Гол не выдержал тяжести танков наведённый сапёрами понтонный мост.

Наиболее упорное сопротивление противник оказывал на центральном участке фронта, где у японцев имелись хорошо оборудованные инженерные укрепления. Здесь наступавшим удалось за день продвинуться всего на 500-1000 метров.

Уже 21-го и 22-го августа японские войска, придя в себя, повели упорные оборонительные бои, поэтому советскому командованию пришлось ввести в сражение резервную 9-ю мотоброневую бригаду.

Хорошо действовала в это время и советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях было сбито около 70 японских самолётов .

В целом же следует отметить, что командование 6-й японской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах. Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. После этого началось её дробление отсекающими ударами и уничтожение по частям.

В целом японские солдаты, в основном пехотинцы, как отмечал позднее Жуков в своих мемуарах, дрались крайне ожесточённо и исключительно упорно, до последнего человека. Часто японские блиндажи и дзоты захватывались только тогда, когда там уже не было ни одного живого японского солдата. В результате упорного сопротивления японцев 23 августа на Центральном участке фронта советскому командованию пришлось даже ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников. При этом оно шло на немалый риск, так как ближайший резерв командующего - монгольская бронетанковая бригада - находилась в Тамцак-Булаке в 120 километрах от фронта .

Неоднократные попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окружённую в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. 24 августа полки 14-й пехотной бригады Квантунской армии, подошедшие из Хайлара к монгольской границе, вступили в бой с 80-м стрелковым полком, прикрывавшим границу, однако ни в этот день, ни на следующий пробиться не смогли и отошли на территорию Маньчжоу-Го. После боёв 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окружённые войска, смирившись с неизбежностью их гибели.

Красная Армия в качестве трофеев захватила 100 автомашин , 30 тяжёлых и 145 полевых орудий, 42 тыс. снарядов , 115 станковых и 225 ручных пулемётов, 12 тысяч винтовок и около 2 млн патронов, много другого военного имущества .

Последние бои ещё продолжались 29 и 30 августа на участке севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это ещё не было полным окончанием боевых действий.

Всего за время конфликта СССР потерял 207 самолётов, Япония - 162 .

В ходе боевых действий у реки Халхин-Гол советские войска активно использовали артиллерию: по неполным данным (результаты обстрела ряда объектов на сопредельной территории установлены не были), артиллерийским огнём были уничтожены 133 артиллерийских орудия (шесть 105-мм орудий, 55 шт. 75-мм орудий, 69 малокалиберных и три зенитных орудия), 49 миномётов, 117 пулемётов, подавлено 47 артиллерийских, 21 миномётная и 30 пулемётных батарей, подбито 40 танков и 29 бронемашин, разрушены 21 наблюдательный пункт, 55 блиндажей, 2 склада горючего и 2 склада с боеприпасами

Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день.

Но «де юре» конфликт закончился лишь в мае 1942 года подписанием окончательного соглашения об урегулировании. Причём это было компромиссное, во многом в пользу японцев, урегулирование - на основе старой карты. Для Красной армии, которая терпела поражения на советско-германском фронте, тогда сложилась достаточно сложная ситуация. Поэтому урегулирование было прояпонским. Но оно просуществовало всего до 1945 года до капитуляции Японии во Второй мировой войне .

Итоги

Победа СССР и МНР на Халхин-Голе стала одной из причин отказа от нападения Японии на СССР во время Великой Отечественной войны . Сразу после начала войны Генеральный штаб Японии, учитывая в том числе и опыт Халхин-Гола, принял решение вступить в войну против СССР только если Москва падёт до конца августа. В ответ на требование Гитлера в телеграмме от 30 июня немедленно выполнить свои союзнические обязательства и ударить по СССР с востока, на заседании Совета министров 2 июля было принято окончательное решение ждать, пока Германия не будет побеждать наверняка .

В Японии поражение и одновременное (23 августа) подписание советско-германского договора о ненападении привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро . Новое японское правительство 4 сентября заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 15 сентября подписало соглашение о перемирии, приведшее 13 апреля 1941 года к заключению советско-японского пакта о нейтралитете . В традиционном противостоянии японских армии и флота победила «морская партия», отстаивавшая идею осторожной экспансии в Юго-Восточной Азии и на острова Тихого океана . Военное руководство Германии, изучив опыт японских войн в Китае и на Халхин-Голе, весьма низко оценило военные возможности Японии и не рекомендовало Гитлеру связывать себя с нею союзом.

Боевые действия на территории МНР совпали с переговорами японского министра иностранных дел Хатиро Ариты с английским послом в Токио Робертом Крейги . В июле 1939 года между Англией и Японией было заключено соглашение , по которому Великобритания признала японские захваты в Китае (тем самым, оказав дипломатическую поддержку агрессии против МНР и её союзника - СССР). В это же время правительство США продлило на шесть месяцев денонсированный 26 января торговый договор с Японией, а затем полностью восстановило его . В рамках соглашения Япония закупила грузовики для Квантунской армии , станки для авиазаводов на 3 млн долларов, стратегические материалы (до 16.10.1940 - стальной и железный лом, до 26.07.1941 - бензин и нефтепродукты ) и др. Новое эмбарго было наложено только 26 июля 1941 года . Однако официальная позиция правительства США не означала полного прекращения торговли. Товары и даже стратегическое сырьё продолжали поступать в Японию вплоть до начала войны с США .

События на Халхин-Голе стали также важным элементом пропаганды в СССР . Её суть сводилась к идее непобедимости Красной Армии в будущей войне. Участники трагических событий лета 1941 года много раз отмечали вред излишнего оптимизма в канун большой войны .

Влияние Халхин-Голской кампании на японо-китайскую войну слабо изучено.

«Золотая звезда»

Правительством Монгольской Народной Республики был учреждён нагрудный знак «Участнику боёв у Халхин-Гола », которым награждали отличившихся советских и монгольских военнослужащих .

Халхин-Гол стал началом полководческой карьеры Г. К. Жукова. Прежде безвестный комдив (заместитель командующего ЗапОВО) после победы над японцами возглавил (7 июня 1940) крупнейший в стране Киевский военный округ , а затем стал начальником Генерального Штаба РККА .

Командующий 1-й армейской группой командарм Г. М. Штерн и командующий авиацией Я. В. Смушкевич и за бои на Халхин-Голе были награждены медалями «Золотая Звезда» . После окончания конфликта Смушкевич был назначен начальником ВВС РККА , Штерн командовал 8-й армией во время Советско-финской войны .

Начальник штаба 1-й армейской группы комбриг М. А. Богданов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года был награждён Орденом Красного Знамени . По окончании боевых действий в сентябре 1939 года приказом НКО СССР он был назначен заместителем командующего 1-й армейской группы (Улан-Батор). В том же месяце Постановлением Правительства СССР назначен председателем советско-монгольской делегации в Смешанной комиссии по разрешению спорных вопросов о государственной границе между МНР и Маньчжурией в районе конфликта. В конце переговоров в результате провокации с японской стороны Богданов совершил «грубейшую ошибку, нанёсшую ущерб престижу СССР», за что был предан суду. 1 марта 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР он был осуждён по ст. 193-17 пункт «а» на 4 года ИТЛ . Постановлением Верховного Совета СССР от 23 августа 1941 года был амнистирован со снятием судимости и направлен в распоряжение НКО СССР. Великую Отечественную войну закончил в должности командира дивизии и звании генерал-майора .

Потери сторон

По официальным советским данным, потери японо-маньчжурских войск за время боёв с мая по сентябрь 1939 года составили более 61 тыс. чел. убитыми, раненными и попавшими в плен, в том числе около 25 000 убитыми (из них около 20 тыс. - собственно японские потери) . Официально объявленные потери Квантунской армии: 18 тыс. чел [ ] . Независимые японские исследователи дают цифры до 45 тыс. чел. [ ] . В исследованиях А. Наканиси только японцы потеряли убитыми и ранеными 17 405 - 20 801 человек, потери маньчжуров не учитываются .

По советским данным, в плен в ходе боёв захвачено 227 японских и маньчжурских солдат. Из них 6 умерли в плену от ран, 3 отказались возвращаться в Японию, остальные переданы японской стороне ). Так же три баргута отказались возвращаться во Внутреннюю Монголию .

Безвозвратные потери советских войск составили 9 703 человек (в том числе 6 472 погибших, 1 152 умерших от ран в госпиталях, 8 умерших от болезней, 2 028 пропавших без вести, 43 погибших от несчастных случаев). Санитарные потери составили 15 952 человек (в том числе 15 251 раненых, контуженных и обожженных, 701 заболевших). Потери монгольских войск составили по официальным данным 165 убитых и 401 раненный (иногда с ссылкой на некоего монгольского историка Т. Ганболда приводятся данные о 234 убитых и 661 раненном, а всего 895 человек общих потерь монгольских войск). В исследованиях А. Наканиси потери советско-монгольской стороны составили 23 000 - 24 889 .

В ходе боёв в плен попали 97 советских военнослужащих. Из них 82 было возвращено по обмену пленными в сентябре, 11 человек были убиты японцами в плену, 4 отказались возвращаться из плена. Из числа возвращённых Советскому Союзу военнопленных 38 человек были преданы суду военного трибунала по обвинению в добровольной сдаче в плен или в сотрудничестве с японцами в плену.

Отражение в литературе и искусстве

События на Халхин-Голе нашли отражение в советской и мировой литературе, искусстве. О них были написаны романы, стихи и песни, публиковались статьи в газетах.

  • К. М. Симонов - роман «Товарищи по оружию», поэма «Далеко на востоке», стихотворение «Танк», стихотворение «Кукла».
  • Ф. Бокарев - поэма «Память Халхин-Гола»
  • Х. Мураками - роман «Хроники Заводной Птицы » (долгий рассказ лейтенанта Мамия).
  • Геласимов А. В. - роман «Степные боги», 2008.

В кинематографе

  • «Халхин-Гол» () - документальный фильм, ЦСДФ .
  • «Слушайте, на той стороне » () - советско-монгольский художественный фильм, посвящён боям на Халхин-Голе.
  • «Я, Шаповалов Т. П.» ( , реж. Карелов Е. Е.) - первая часть дилогии «Высокое звание », эпизод в фильме.
  • «Дорогами отцов» () - телевизионный фильм иркутской тележурналистки Натальи Волиной, посвящён 65-летию окончания боёв на реке Халхин-Гол и советско-монгольской экспедиции по местам боевой славы.
  • «Халхин-Гол. Неизвестная война» () - документальный фильм, посвящён 70-летию победы на реке Халхин-Гол. В фильме использовано большое количество хроники, а также комментарии ветеранов-участников тех событий и историков.
  • Добровольцы
  • Мой путь (фильм, 2011) (кор. 마이웨이) - корейский кинофильм режиссёра Кан Джегю, вышедший на экраны в 2011 году. Фильм основан на истории корейца Ян Кёнджона и японца Тацуо Хасэгава, захваченных в плен Красной армией на Халхин-Голе.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

В Монголии на реке Халхин-Гол, начиная с весны, и заканчивая осенью 1939 года, шли бои между и Японией. Весной 1939 года японское правительство направило многочисленные войска к монгольской территории, с целью обеспечения создания новой границы между Монголией и Маньчжоу-го, для того чтобы новая пограничная полоса прошла по реке Халхин-Гол. Советские же войска были направлены на помощь дружественной Монголии и, объединившись с монгольскими воинскими частями, приготовились отбивать агрессора. После вторжения на монгольскую землю японцы сразу же встретили мощный отпор советских войск и к концу мая были вынуждены отступить на территорию Китая.
Следующий удар японских войск был более подготовленный и массированный. К границе была направлена тяжёлая техника, орудия и самолёты, а количество солдат насчитывало уже около 40 тысяч человек. Стратегической задачей японцев было разгромить советские войска на реке Халхин-Гол, которыми командовал и занять важные высоты и плацдармы для будущих наступлений. Советско-монгольская группировка почти втрое уступала японским войскам, но отважно вступили в бой с вражескими силами. Достигнув сначала стратегических результатов, и захватив гору Баин-Цаган на восточном берегу Халхин-Гола, японцы намеревались окружить и уничтожить советские войска, но в ходе упорных боёв в течение трёх дней, были разгромлены и вынуждены были опять отступить.
Но на этом японская армия не успокоилась и августе начала готовить новое ещё более мощное наступление, подтягивая к Халхин-Голу дополнительные резервы. Советские войска тоже активно усиливались, появилось около 500 танков, истребительная бригада, большое количество орудий и число личного состава составляло уже почти 60 тысяч солдат. Г.К. Жуков был назначен командиром корпуса и готовился нанести контрудар по японским формированиям, тщательно маскируясь и распространяя ложную информацию о том, что советские войска будут готовы к наступлению только к зиме. А японские войска планировали предпринять очередную атаку в конце августа.
Но советские войска неожиданно для противника обрушили всю свою мощь 20 августа и, продавив японцев на 12 км, ввели танковые войска, закрепились на важных высотах. Центральная, южная и северная группы советско-монгольских войск, как и планировалось, сковали противника постоянными атаками и к 23 августа взяли в плотное кольцо основные силы японцев. А к концу августа японцы были раздроблены на мелкие подразделения и полностью уничтожены.
Ещё половину сентября японские захватчики пытались взять реванш, несколько раз прорывались через Халхин-Гол и по земле и по воздуху, но умелые действия советских войск постоянно заставляли их отступать, неся большие потери. В конце концов, агрессивное японское правительство было вынуждено заключить с Советским Союзом мирный договор, который был подписан 15 сентября.
Победа в этом конфликте была очень важна для СССР, появились гарантии безопасности на востоке страны и в будущем именно из-за этого сражения японцы не рискнули помогать немцам в войне против Советского Союза.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!