Восклицательные предложения. Виды предложений

Классификация вопросительных предложений

В основе существующих классификаций вопросительных предложений лежит стремление разграничить прежде всего предложения, являющиеся вопросительными по форме и по коммуникативной задаче, т.е. побуждающие к ответу, с одной стороны, и предложения, у которых вопросительная форма не соответствует содержанию - с другой.

Так, И.П. Распопов различал вопросительные предложения в полном смысле и предложения, которые лишь внешне сходны с вопросительными, но по существу имеют эмоционально-оценочное декларативное значение (Что это за привычка у вас - бросить дело и ходить жаловаться?). Такого рода предложения учёный называл квазивопросительными.

Среди вопросительных предложений в полном смысле И.П. Распопов выделял три типа: 1) собственно-вопросительные предложения, 2) удостоверительно-вопросительные предложения, 3) предположительно-вопросительные предложения.

Собственно-вопросительные предложения выражают вопрос, требующий в ответе конкретного наименования каких-то неизвестных говорящему «деталей» обозначаемого события (в широком смысле этого слова). Они строятся исключительно на базе синтаксических конструкций, включающих в свой состав вопросительные местоимённые слова, которые и служат непосредственно для указания на то, какими именно «деталями» события интересуется говорящий. Например:

Что ты хочешь делать? - спросила она, перебивая его речь. - Учиться, а потом - учить других.

Куда тебя утром Татьяна-то посылала? - В аптеку.

Удостоверительно-вопросительные предложения выражают вопрос, требующий в ответе лишь утверждения или отрицания сообщаемого. Они могут быть общего или частного характера. Первые включают в свой состав специальные удостоверительные слова и строятся, как правило, на базе сложных синтаксических конструкций типа правда (ли), что..., верно (ли), что... и т.п.: В дверях он приостановился, подумал, спросил вполголоса: «Правда, что ваш муж к будущей зиме вернётся?»; - Скажите, товарищ капитан, - спросил красноармеец, - правда ли, что мы с Германией пакт подписали? Также в состав удостоверительно-вопросительных предложений могут входить частицы ли, разве, неужели.

Удостоверительно-вопросительные предложения частного характера обычно строятся на базе простых синтаксических конструкций того же лексико-грамматического состава, что и повествовательные. Причём соответствующее значение они приобретают в тех случаях, когда суть вопроса выражается в них глагольным сказуемым или любым грамматическим членом, в функции которого выступает слово, имеющее в лексической системе языка антонимическую пару (можно - нельзя, трудно - легко, хороший - плохой и т. п.). Например:

Вечером в шашки играть придёшь? - Приду;

Скоро ли станция, ямщик? - Не скоро ещё...

Ответные реплики на удостоверительно-вопросительные предложения оказываются в речевой действительности довольно многообразными. Но в принципе все они могут быть сведены к словам-предложениям Да - Нет, которые в полной мере исчерпывают смысл любого ответа на удостоверительный вопрос.

В предположительно-вопросительных предложениях вопрос о неизвестных говорящему «деталях» какого-то события сочетается с предполагаемым ответом, который может быть либо подтверждён собеседником, либо отвергнут и заменён другим, соответствующим действительности.

Как и удостоверительно-вопросительные, эти предложения строятся на базе синтаксических конструкций, совпадающих по своему лексико-грамматическому составу с повествовательными. Но, в отличие от первых, суть вопроса выражается в них словом, которое лексически противопоставляется не одному, а целому ряду тематически однородных слов с различным реальным (денотативным) содержанием. Например:

Это вы на меня намекаете?- Боже упаси...

Разговор идёт о небесной механике? - Угадали.

В качестве ответных реплик на предположительно-вопросительные предложения, как и в случаях с удостоверительными вопросами, могут использоваться слова-предложения Да и Нет. Однако если Да, подтверждающее правильность высказанного говорящим предположения, вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить его потребность в определённом знании, то Нет отвечает этой потребности лишь частично и поэтому обычно дополняется более содержательным ответом Распопов И.П. Вопросительные предложения // Русский язык в школе. 1958. № 1. С. 73-75..

В «Словаре лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой различается несколько типов вопросительных предложений:

а) собственно-вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ: Далеко вы отсюда живете?;

б) вопросительно-утвердительное предложение, содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении: Да ведь фуражка на голове у вас?; Неужто ты не понимаешь, что сам виноват?;

в) вопросительно-отрицательное предложение, в котором под видом вопроса выражается отрицание: Разве можно останавливаться на полпути?;

г) вопросительно-побудительное предложение, в котором через вопрос выражается побуждение к действию: Отчего же ты у меня не спросишь?;

д) вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ: На кого не действует новизна? Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. С. 127..

В лингвистической науке известны и другие классификации вопросительных предложений.

Так, А.Н. Гвоздев в «Очерках по стилистике русского языка» выделяет две группы вопросительных предложений, противоположных по характеру ожидаемого ответа.

1. Вопросительные предложения, не имеющие вопросительных слов и отличающиеся от повествовательных только интонацией или вопросительной частицей: Вы прочитали книгу? Он закончил перевод? Пришёл ли секретарь? Такие предложения предполагают только один из двух ответов (Да или Нет), то есть здесь идёт речь об отношении высказываемой мысли к действительности. (Позже подобные вопросы назвали модальными.)

2. Вопросительные предложения, в которых говорящему неизвестны те или иные элементы интересующей его мысли, ему важно знать лицо или предмет, их качества, место, время, причину, цель действия и т.п. В этих случаях вопросительные предложения включают вопросительные слова, выступающие членами предложения (кто, что, когда, почему, куда, зачем и т. д.): Кто открыл окно? Как пройти на вокзал? У кого ты был?

Особое место в классификации А.Н. Гвоздева занимает риторический вопрос. По определению учёного, он представляет собой категорическое, обычно эмоционально окрашенное утверждение, только имеющее грамматическую форму вопроса Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. С. 89..

В учебнике «Современный русский литературный язык» А.Н. Гвоздев различает также две основные разновидности вопросительных предложений - только уже по другим основаниям: по отношению говорящего к участникам речевого общения и связанными с этим разными функциями. Он выделяет:

1) предложения, в которых говорящий обращается к собеседнику, чтобы получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли. Вопрос в них выражается в основном интонацией, иногда используются вопросительные частицы ли, неужели, что, как, ведь;

2) предложения, показывающие, что говорящему не известны элементы высказанной им мысли, и он хочет уяснить их в диалоге. В таких предложениях используются вопросительные слова кто, что, какой, где, когда и др.

Как особую категорию А.Н. Гвоздев рассматривает косвенный вопрос. Выражается он придаточным предложением и передает содержание поставленного кем-то вопроса. По форме напоминает прямой вопрос. Вводится в предложение с помощью относительных местоимений, местоименных наречий, частицы ли: Он просил узнать, кто поедет в Москву Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. Учебник для студентов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов. Изд. 4-е. М., 1973. С. 47-49. .

И.Б. Шатуновский обнаруживает в русском языке три основных типа полных вопросов: 1) полные (общие) диктально-модальные вопросы, 2) полные модальные вопросы, 3) полные (общие) экспликативные вопросы, или полные вопросы-предположения. Различие в употреблении полных модальных и полных модально-диктальных вопросов сводится к противопоставлению известности и данности обстоятельств коммуникативной ситуации в первом случае и неизвестности, новизне их во втором. Вопросы-предположения являются своего рода продолжением, развитием полных диктальных вопросов. Они употребляются в ситуациях, когда известно, что что-то имеет место, и известно, что неизвестно, что именно происходит Шатуновский И.Б. Основные коммуникативные типы полных (общих) вопросов в русском языке // Русский язык: пересекая границы. Дубна, 2001. С. 46-47..

В учебнике «Современный русский литературный язык» под редакцией П.А. Леканта о видах вопросительных предложений говорится следующее: «Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на собственно вопросительные предложения и на предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму, которые, в свою очередь, могут быть разделены на 4 группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные.

Собственно вопросительные предложения по способу выражения вопроса подразделяются на неместоименные и местоименные» Современный русский литературный язык: Новое издание. Учебник / П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков и др.; Под. ред. П.А. Леканта. М., 2009. С. 21. .

Н.С. Валгина в учебнике «Синтаксис современного русского языка» пишет: «Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические» Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр. М., 1991. С. 75..

Собственно вопросительными предложениями Н.С. Валгина называет те, которые требуют обязательного ответа: Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Лермонтов).

Близкой к собственно вопросительным разновидностью вопросительных предложений являются такие, которые требуют только подтверждения того, что высказано в вопросе. Такие предложения называются вопросительно-утвердительными: Значит, в Москву теперь? (Чехов).

Вопросительно-отрицательными Н.С. Валгина называет предложения, которые заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Блок).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения она объединяет в одну группу вопросительно-повествовательных, так как они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Следующий вид вопросительных предложений, выделяемый Н.С. Валгиной, - вопросительно-побудительные. Они побуждают к действию посредством вопроса: Не поговорить ли нам сначала о делах? (Чехов).

К вопросительным предложениям она относит также вопросительно-риторические - предложения, не требующие ответа, так как он содержится в самом вопросе, и содержащие утверждение или отрицание чего-либо. Они являются одним из стилистических средств и часто используются в художественной литературе для передачи эмоционально-окрашенной речи: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? (Лермонтов).

Н.С. Валгина также говорит, что вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера: неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др., - которые выражаются в предложениях как с помощью интонации, так и с помощью вопросительных частиц. Например, смягчение вопроса достигается с помощью частицы не (Ты не придешь ко мне?).

Эти добавочные оттенки придают вопросительным предложениям большую эмоциональность, экспрессивность, что часто используется в художественном тексте для придания ему выразительности и яркости. Например: Как, ты ее разлюбил? (Лермонтов); Разве ты меня не узнаешь? (Пушкин); И как она могла допустить до этого Курагина? (Л. Толстой).

В своей работе мы будем придерживаться классификации, предложенной авторами «Русской грамматики», так как она основана на нескольких критериях, по которым характеризуются вопросительные предложения, и потому позволяет рассмотреть изучаемые конструкции с разных сторон. Безусловно, в данной работе обобщены все ранее предложенные классификации вопросительных предложений.

В «Русской грамматике» функционально-семантические типы вопросительных предложений разграничиваются, прежде всего, на основе функций данных единиц - первичных или вторичных Русская грамматика: В 2 т. Т. 2: Синтаксис. М., 1980. С. 394-396..

Вопросительные предложения в своих первичных функциях направлены на получение информации и требуют обязательного ответа. Они классифицируются по нескольким линиям.

1. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Это разграничение зависит от характера и объема той информации, которая должна быть получена. Общевопросительные предложения содержат вопрос о ситуации в целом: (Как же быть?; Что случилось?), частновопросительные - о конкретном действии, деятеле, признаках, обстоятельствах (Это вы сделали?; А вы как сюда попали?; Какие же она песни поет?).

2. Следующая линия классификации - степень осведомленности говорящего о том, что спрашивается. Этот критерий позволяет разделить вопросительные предложения на 3 группы:

· собственно вопросительные, которые отражают полную неосведомленность говорящего в данном вопросе (Другая дорога тут есть?; Кто здесь был?);

· неопределенно-вопросительные, которые содержат вопрос с оттенком догадки, неуверенности, сомнения (Вы не меня ждете?; Вы как будто чем-то расстроены?);

· констатирующе-вопросительные, в которых вопрос совмещается с утверждением (Значит, я не ошибся?; Ведь у тебя уже есть билет?).

3. В зависимости от ожидаемого ответа на заданный вопрос предложения делятся на 2 группы:

· предложения, которые требуют ответа-подтверждения или ответа-отрицания, то есть содержащие вопрос о соответствии или несоответствии содержания сообщения действительности (Хорошо ли вам здесь?);

· предложения, которые требуют не односложного ответа, а сообщения определенной информации о том, что спрашивается (Какой цвет вы предпочитаете?).

Особое положение среди предложений этих категорий занимают две группы конструкций:

1) со словами много, мало, близко, далеко, давно, скоро, долго и др. В одних случаях они требуют ответа-подтверждения / отрицания, в других - конкретной информации (Ср.: Ты давно с ним знаком? - Да; Много нужно написать? - 8 страниц);

2) с местоименными словами, выражающие беспокойство или опасение за что-либо. Они являются вопросом-раздумьем, вопросом о будущем. Такие вопросы задаются часто самому себе: Что-то в Киеве? Где-то наши фронты? Далеко ли Петлюра и Деникин? - Ничего мы не знаем (Гайдар).

Все вопросительные предложения, выполняющие первичные функции, характеризуются по каждому их критериев, приведенных выше.

Вопросы во вторичных функциях не связаны с поиском информации, не требуют ответа, так как используются вместо предложений других коммуникативных типов - повествовательных (если направлены на передачу экспрессивно окрашенной информации) или побудительных (если содержат побуждение к действию). Таким образом, вопросительными они являются только по форме. Среди них выделяются:

1) вопрос, заключающий в себе уверенное утверждение чего-либо, при этом подчеркивается категоричность, целесообразность, закономерность этого утверждения (Разве это не красота?);

2) так называемые риторические вопросы, в которых заключается отрицание. В них подчеркивается невозможность или ненужность ситуации, о которой говорится (Разве безумного можно научить? - Горький);

3) предложение, в котором повторяется предыдущая реплика, осложненная оттенком удивления, недоумения и т.д., иначе - вопрос-уяснение (Чего ты хочешь? - Чего я хочу?... Я не знаю - Горький);

4) вопрос - побуждение к действию или к его прекращению, иначе - вопросительно-побудительные предложения (Что же вы молчите? Ответьте!; Да бросите ли вы в конце концов вашу музыку? - Федин);

5) вопрос, в котором выражается реакция говорящего, оценка, отношение, состояние (Вы смеетесь надо мной?);

6) вопрос, призванный активизировать внимание, заинтересованность собеседника (И что ж бы вы думали? Этой, можно сказать, блистательной фразе приятель мой обязан был местом - Салтыков-Щедрин).

Обратим внимание, что в названии типов вопросительных предложений единодушия нет, т.е. терминология в этой области еще не устоялась. Опираясь на концепцию, предложенную в «Русской грамматике», мы будем употреблять термины в том значении, которое им придается в данной работе.

Вопросительные предложения

С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. Такое предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, в частности вопросительными частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями; ср.: Брат приехал. - Брат приехал? Мне придётся

вернуться. - Мне придётся вернуться? Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова; ср.: Отец приедет Т этим поездом? - Отец приедет этим Т поездом? - Отец Т приедет этим поездом?

Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения по целенаправленности высказывания делятся на собственно вопросительные предложения и на предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму, которые, в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные.

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говорящий стремится узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на не местоимённые и местоимённые.

Неместоимённые вопросительные предложения предполагают утвердительный отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается не членимыми предложениями-словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения/отрицания чего-то предполагаемого: Охотник при слабом свете заката прочёл записку моего приятеля и сказал : "Вы писатель?" - "Да" (Пауст.); "Это каменный уголь?" - обратился я к провожатому. "Нет" (А. С.). Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово (или группа слов), в котором заключена суть вопроса: Улыбаясь, она спросила : "Вы очень любили её?" - "Да" (М. Г.); "Вы Куприна читали?" - спросил редактор. "Читал" (Пауст.). Выделяемое слово может быть вынесено в начало или в конец предложения с целью подчеркнуть его значение: "Сильно я изменился с тех пор?" - "Сильно" (Ч.); Так ты, Федотка Демидыч, выходит дело - щербатый? (Ш.)

Кроме интонации, могут быть использованы вопросительные частицы ли , разве , неужели (разг. неужто , ужели , ужель). Частица ли имеет "чистое" значение вопросительности: "Да ещё звали ли?" - недоверчиво спросил Серпилин. "Звали, звали", - рассмеялся Максимов (Сим.). Частицы разве, неужели , кроме вопросительного значения, выражают удивление, сомнение и пр., вносят в предложение оттенок неуверенности в положительном ответе: "Э... позвольте! Да разве я должен влюбиться в вас?" - "Да, дерзкий человек!" (М. Г.)

Местоимённые вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова - местоимения и местоименные наречия: что , кто. какой, чей, которым, сколько, где, куда, откуда , когда, почему, зачем и др. В ответе должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах: Мальчики немного посидели неподвижно и снова толкнули друг друга. "Вы откуда взялись?" - "С выселок". - "С каких выселок?" - "С Жуковских. Это в лесу". - "Сколько же у вас дворов на выселках?" - "Два двора и есть". - "Л куда вы идёте?" - "Да к вам " (Пауст.).

Вопросительно-риторические предложения нс требуют и не предполагают ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т.н.: Куда , куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (И.); Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? <... > Человек - выше сытости!.. (М. Г.) Вопросительно-риторические предложения встречаются главным образом в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный той повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно: Синиц ловить идём , дядя? (М. Г.); "Долго я тебя буду ждать, пока ты соберёшься?" - начинает сердиться Сероштан (Купр.); "Ты замолчишь ноне?" - спросил Нагульнов (Ш.). Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных; ср.: Пойдём. - Пойдём же! - Да пойдёшь ты?

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как и собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (Ч.); Что есть на свете лучше певчей птицы? (М. Г.; ср.: Пет ничего на свете лучше певчей птицы!)", "Куда там сейчас ехать! - сказала она и встала. - Разве отсюда вырвешься!" (Пауст.; ср.: Отсюда не вырвешься). Вопросительно-отрицательные предложения выражают различные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью так называемых вопросительных слов (они здесь не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшим повышением тона в конце. "Вопросительные слова" тоже произносятся иначе, с сильным выделением, особым тембром. Вопросительно- отрицательные предложения используются для выражения отказа, отрицательного ответа: Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных московских певцов и профессоров консерватории послушал его голос. "Да что вы! - говорил он. - Какая же опера с моим любительским голосом!" (Ilayer)

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях нс выражает отрицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утверждение, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т.п.: Впряжена в тот воз одна, разве не устанет? Да зачем тебе жена жаловаться станет? (Тв.) [ср.: Впряжена в тот воз одна (она), конечно, устанет]", Кто в детстве не осаждал старинные замки? (Пауст.; ср.: Каждый в детстве осаждал старинные замки).

Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с глагольным словом нет ; эта конструкция также имеет утвердительное значение: Шли, заполняли белый свет - жить не при чем семье. Брели - и где нас только нет, Фроловых, на земле! (Тв.; ср.: Фроловы на земле везде!) Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны, они используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нём только мало", но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? (Гр.)

Восклицательные предложения

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т.е. выражать отношение говорящего. Если эмоциональность передается с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным.

С помощью восклицательной интонации могут передаваться чувства радости, восхищения, гнева, страха, презрения, удивления и т.п. Например: Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (Тв.) - предложение по цели высказывания

повествовательное, в нем заключено сообщение, и с помощью восклицательной интонации, а также междометия выражено чувство горечи, сожаления; Ну же, Таня, говори! (М. Г.) - предложение побудительное, эмоциональное по интонации - восклицательное, в нем выражены нетерпение, досада; "Ты чего , - кричит он зло и грубо , - ты чего, девчонка , скалишь зубы?" (М. Г.) - в предложении выражается вопрос с эмоциональной оценкой (ярости, злобы). В восклицательных предложениях эмоциональность создастся также с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, вот так, же, ну и др.: Как дорог мне в родном народе тот молодеческий резон, что звал всегда его к свободе, к мечте, живущей испокон! (Тв.)

Л. Ф. Бердник

Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке

В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудитель­ные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сход­ство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рас­сматривали вопросительные предложе­ния как одну из разновидностей побуди­тельной речи. В книге «Очерки по тео­рии синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определен­ном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о струк­турно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.

Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:

Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.

Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.

Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам по­буждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встреча­ются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обя­зательного ответа, например:

- Скажи мне, Яков, зачем ты сту­чишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, рас­хожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).

Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложе­ний указывалось в работах А.М. Пешковского,

О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предло­жения выделяются три семы: сема во­проса, сема сообщения и сема побужде­ния (под семой понимается минимальный элемент грамматического значе­ния).

Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в опре­деленной ситуации и с особой интонаци­ей. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и по­буждение к действию. Рассмотрим осо­бенности таких предложений.

Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.

В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выражен­ный модальными глаголами хотеть, же­лать, мочь, иногда в сочетании с веж­ливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выражен­ным, например:

Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).

Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнозна­менательные глаголы, например:

Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Ост­ровский).

Значение побуждения может быть вы­ражено инфинитивными вопроситель­ными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение уси­ливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале пред­ложения и указанием на адресат в фор­ме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множест­венного числа:

А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).

Побудительное значение часто обна­руживается в неместоименных вопроси­тельных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочета­нии с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всег­да узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:

Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).

Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудитель­ное значение. Так, побудительное зна­чение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными слова­ми почему, отчего с частицей бы , отри­цанием не и дательным падежом адре­сата, например:

Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытать­ся взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.

Обычно в таких предложениях преоб­ладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.

Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:

Что же вы не посидите? Я подогрею само­варчик. (К. Федин); Что же вы не весели­тесь... ну? (Л. Леонов).

В разговорной речи часто встречают­ся такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приез­жаете?

В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вно­сит новые экспрессивные оттенки в се­мантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопроситель­ной формы.

Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:

А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).

В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.

Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаго­лов.

В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.

При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.

Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?

Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями тре­бования, приказа, команды, распоряже­ния, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой пе­реходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостере­жение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных пред­ложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его при­сутствие проявляется в оттенках пере­даваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициаль­ным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить по­буждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопроси­тельно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.

С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудитель­ном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопро­сительной форме сближается с угрозой:

Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтма­тов).

В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особен­ностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).

Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуж­дения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество по­буждения меняется: оно либо усили­вается, становится более жестким, ка­тегоричным, либо, наоборот, смягча­ется.

Чаще всего вопросительное предло­жение выступает со значением прос­того побуждения к конкретному дейст­вию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значе­ние приглашения, например:

Кваску, господа, не угодно ли? (Коро­ленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением просьбы отли­чаются особой деликатностью выраже­ния просьбы, близкой к упрашива­нию:

- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Ива­нович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).

Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с мо­дальным словом может быть (может ):

Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, не­навязчиво. Совет всегда обосновывает­ся, поддерживается контекстом, напри­мер:

- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопо­жертвования. (Д. Гранин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:

- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).

Вопросительно-побудительные пред­ложения выражают и побуждение к сов­местному действию, которое также бо­лее непринужденно, естественно, неофи­циально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложе­нием:

Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)

(ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются:

а) собственно-вопросительное предложение , на которое реально ожидается ответ. Далеко вы отсюда живете? (Тургенев);

б) вопросительно-утвердительное предложение , содержащее вопрос к собеседнику, от которого ожидается подтверждение сказанного в предложении. Да ведь фуражка на голове у вас? (Горький). Неужто ты не понимаешь, что сам виноват? (Горький);

в) вопросительно-отрицательное предложение , в котором под видом вопроса выражается отрицание. Разве можно не любить вас? (Тургенев);

г) вопросительно-побудительное предложение , в котором через вопрос выражается побуждение к действию. Отчего же ты у меня не спросишь? (А. Островский);

д) вопросительно-риторическое предложение , содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна? (Чехов). По наличию в предложении вопросительных местоимений или наречий различаются вопросительные предложения местоименные и неместоименные. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин). Разве перерыв? (Серафимович).

Грамматические средства оформлевпя вопросительных предложений:

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос). Понятен сам мой ужас? (Горький) (выделяется слово понятен) ;

3) вопросительные слова (вопросительные местоимения, наречия, частицы). Какая из прочитанных книг вам больше нравится? (М. Островский). Почему я не могу ехать? (Л. Толстой). Привет ли то был, упрёк ли? (Тургенев). Неужели и вправду отзвенели мечи? (Есенин). А разве другой должности для тебя не найдется? (Лаптев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "вопросительное предложение" в других словарях:

    вопросительное предложение - 1. Предложение, в котором содержится вопрос 2. Синтаксическая единица, классифицируемая в зависимости от цели высказывания. 3. Синтаксическое средство языка, употребляемое в различных стилях: научном, разговорном, художественном, публицистическом … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Вопросительное предложение - предложения, прямое коммуникативное предназначение к рых состоит в том, чтобы выразить стремление говорящего получить от слушающего необходимую информацию, к рой сам говорящий не обладает, но, по его мнению, обладает слушающий. Требуя определ.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    См. вопросительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    См. вопросительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    См. вопросительное предложение … Словарь лингвистических терминов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!