Возненавидь отца и мать? Что предпринять отцу, чтобы ребенок остался с ним после развода.

С точки зрения закона права обоих родителей воспитывать детей, содержать их, общаться с ними равны, точно так же, как равны и их обязанности.

Однако в силу сложившихся в обществе традиций после развода дети в большинстве случаев остаются с матерью, а отец становится «воскресным папой» или ограничивается финансовой помощью и редкими дежурными визитами, а то и просто забывает совсем.

Даже если отец не согласен добровольно отказаться от сына или дочери, суды обычно встают на сторону матери. Как при разводе оставить ребенка с отцом, если бывшая жена не алкоголичка, не наркоманка, не ведет асоциальный образ жизни?

Есть ли шансы договориться или отстоять свои права (права отца на ребенка после развода) через суд? Может ли отец при разводе забрать ребенка?

Прежде чем начинать переговоры и судебные тяжбы, давайте разберемся, по каким причинам мужчина хочет стать одиноким отцом. Наиболее понятным и логичным выглядит желание оставить ребенка себе, если мать не достойна носить это гордое звание.

Например, женщина злоупотребляет спиртным, употребляет наркотики, чрезмерно любит мужчин… Такие мамочки с удовольствием избавляются от помехи в виде малыша, чтобы на свободе предаваться своим порокам. И проблема, как оставить ребенка с отцом после развода, не стоит в принципе.

Если же женщина, понимая пагубность вредных привычек, пытается исправиться, но периодически срывается, она может бороться за возможность воспитывать ребенка.

Перед любящим отцом встает дилемма. Можно ли доверять воспитание такой матери? Ведь речь идет о человеке, который уже дискредитировал себя…

А дети должны расти в спокойной обстановке, окруженные любовью и заботой, должны чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

С другой стороны, лишив женщину материнских прав, можно отнять у нее последний шанс измениться к лучшему и подтолкнуть в пропасть. Выбор сложный – и каждый делает его сам.

За желанием самому воспитывать детей может стоять и банальная месть, стремление побольнее уколоть бывшую супругу. Или нежелание содержать за счет алиментов на ребенка новую семью мамаши. И здесь надо очень хорошо подумать, прежде чем вступать в бой.

Да, сейчас вам очень хочется, чтобы она поняла, как много потеряла, расставшись с вами, хочется лишить ее самого дорогого. И пусть сама зарабатывает себе на жизнь, не рассчитывая на помощь. Но ведь главное все-таки – интересы детей.

С кем им будет лучше? Кто сможет уделять им больше времени? Кто готов вставать ночами, водить на дополнительные занятия, держать за руку во время болезни?

Принимая на себя ответственность за сына или дочь, отец должен понимать, что придется во многом себе отказывать. А если возникнет желание создать новую семью, как подросток отнесется к мачехе? Все-таки отчима принять проще…

Взвесив все за и против, вы решили бороться?

Что предпринять отцу, чтобы ребенок остался с ним после развода?

Как оставить ребенка с отцом после развода? Учитывая интересы детей, лучший вариант – это договориться с бывшей женой и решить вопрос полюбовно.

Если же такой вариант невозможен, придется доказывать свою правоту в суде и добиваться решения тяжбы в свою пользу.

Здесь логично выделить два возможных варианта:

  • еще на стадии развода (или даже до него) отец уверен, что хочет заниматься воспитанием сам;
  • желание взять ребенка возникает уже после развода, когда тот какое-то время прожил с матерью.

Если желание воспитывать подрастающее поколение – взвешенное решение, сложившееся еще до развода, то и готовиться к защите своих интересов надо тоже заранее.

Для начала стоит аккуратно переговорить с пока еще женой относительно ее планов. Вполне возможно, что она и сама не горит желанием посвятить свою жизнь малышу. В конце концов, женщине значительно проще устроить свою личную жизнь, если она не связана по рукам и ногам ребенком от прошлого брака. Или, например, в ее планах – карьерный рост, и материнские обязанности могут стать серьезной помехой.

Главное здесь – не выдать сильной заинтересованности отца, чтобы не вызвать обратной реакции. Ведь у разводящейся женщины тоже может возникнуть желание «свредничать».

Отец может обставить свое желание забрать малыша как уступку «бывшей», еще и выторговать себе за это какие-нибудь дополнительные бонусы.

Если договоренность достигнута – бегом к нотариусу и фиксируем ее в письменном виде, чтобы у «половинки» не было возможности передумать.

Если же женщина настаивает, что дети после развода должны жить с ней, можно применить «хитрый план» номер 2 – предложить забрать их у нее временно, пока все не утрясется.

Особенно хорошо сработает, если именно супруг остается на старом месте, а переезжает из общего жилья супруга.

Впоследствии факт проживания с отцом, задокументированный и доказанный показаниями свидетелей, станет очком в его пользу на судебном разбирательстве.

Сложнее, если именно отец оставляет жилье жене и сам уходит в никуда – на съемную квартиру, к друзьям. Тогда с решением вопроса о судьбе детей следует тянуть до тех пор, пока папа не обзаведется достойным жилищем, которое сможет предъявить в качестве постоянного места проживания.

Желание взять ребенка уже после развода, если раньше такой вопрос не поднимался и они по традиции остались с матерью, может возникнуть по следующим причинам:

  • бывшая жена препятствует общению с отцом;
  • мать плохо обращается с детьми, не следит за ними, занимается работой или поглощена личной жизнью, в доме собираются пьяные компании, меняются как перчатки, новые папы;
  • немалые суммы алиментов женщина тратит преимущественно на свои нужды, а иногда еще и содержит на эти деньги сожителя, нового мужа.

Если возникает одна из этих ситуаций, то отобрать дитя у матери и отдать на воспитание отцу может только суд. Причем мужчине придется очень постараться, чтобы доказать, что ребенку будет лучше с ним.

Добровольная договоренность родителей

Преимуществом такого решения будет не только его простое и беспроблемное оформление.

Главное, что дети не втягиваются в многомесячные разбирательства, которые отражаются на их здоровье, приводят к сильному стрессу, особенно, если они привязаны к обоим родителям в равной мере.

Когда родителям удается без привлечения компетентных органов решить, где, с кем, на каких условиях будут проживать дети, следует достигнутые договоренности закрепить в официальном документе – «Соглашении о детях». Желательно предусмотреть все возможные спорные моменты и по поводу каждого составить отдельный пункт в соглашении:

  • с кем из родителей будут жить дети;
  • как часто, в какое время, на каких условиях, где будет с ними общаться другой родитель;
  • какие обязательства по содержанию детей принимают родители на себя.

Если детей несколько, то на каждого составляется отдельное соглашение либо, если условия идентичны, все дети могут быть перечислены в одном соглашении, но обязательно перечисляются поименно.

«Соглашение о детях» может быть составлено в простой письменной форме. Два экземпляра (по количеству сторон) подписываются обоими родителями.

Однако значительно надежнее заверить соглашение у нотариуса. С точки зрения закона и ППФ и нотариально соглашение имеют равный вес. Но когда доходит дело до суда, доверие к документу, завизированному подписью и печатью нотариуса, оказывается выше. Кроме того, при необходимости нотариус засвидетельствует, что соглашение подписано добровольно, без давления с чьей бы то ни было стороны. Отказаться или оспорить такое соглашение значительно сложнее.

Если «Соглашение о детях» предусматривает проживание их с матерью, а отец впоследствии планирует изменить условия, лучше ограничиться простой письменной формой.

Судебное решение

Конфликт родителей, которые не могут между собой решить, с кем из них будут жить общие дети, решается через суд.

Подать иск можно и в том случае, если заключенное родителями добровольное соглашение ущемляет интересы отца либо мать нарушает условия общения ребенка с отцом после развода.

Последовательность действий складывается из нескольких этапов:

Подготовка. Здесь отцу следует тщательно продумать, как именно он будет обосновывать свое требование отдать ему детей. И соответствующим образом составить исковое заявление. Кроме того, время до подачи иска и время между подачей иска и судебным заседанием посвящают сбору доказательств своей позиции.

Подача искового заявления. Подать иск отец может как в процессе развода, так и после него. В исковом заявлении указывают одну или несколько причин, почему проживание с отцом наиболее соответствует детским интересам. Такими причинами могут быть:

  • отрицательные качества матери (вредные привычки, недостаточное внимание к детям и т.п.);
  • у отца лучше жилищные условия, больше доход;
  • ребенку не придется менять школу, бросать секции и дополнительные занятия (если мать уезжает и хочет забрать ребенка с собой);
  • отец уделяет детям больше внимания, времени (водит в школу или детский сад, на секции, проводит с ними выходные);
  • мать в силу своих служебных обязанностей часто выезжает в командировки или работает в ночное время, а ребенок остается один либо на попечении неподходящих для этого лиц.

Судебный процесс . Суд учитывает все факторы – условия, которые могут создать ребенку отец и мать, взаимоотношения в семье, а главное – мнение самого ребенка. Уже десятилетний школьник имеет возможность высказать суду свое желание жить с отцом или с матерью. И это мнение суд обязательно учтет, принимая окончательное решение. Так что за всеми судебными хлопотами, выяснением отношений с бывшей супругой, сбором справок и опросом свидетелей не забывайте уделять внимание самому предмету спора – ребенку.

Какие доказательства позиции отца принимает во внимание суд? Если сын, дочь фактически проживают с отцом, то понадобятся справки о составе семьи из домоуправления, показания соседей. Отец отводит школьника на уроки и ходит на собрания? Подтвердит классный руководитель, учителя. Собираетесь сводить наследника в цирк? Сделайте там совместное фото с автоматической датой. Во все время подготовки к процессу документируйте каждый совместный шаг, старайтесь, чтобы у ваших общих занятий были свидетели.

Союзниками отца в борьбе за свое право заниматься воспитанием детей могут стать работники органов опеки и попечительства. Обязательно еще до суда надо зайти познакомиться. Описать свои проблемы и заручиться поддержкой. Если условия жизни ребенка действительно плохие, отдел ОиП, проверив факты, может также выступить свидетелем на судебном процессе. И эти показания – очень ценные.

Если отец работает, и его работа не позволяет забирать ребенка из школы, делать с ним уроки – укажите в своей аргументации, кто возьмет на себя эти обязанности. Можно привлечь бабушку, других родственников, нанять гувернантку (можно предъявить в качестве доказательства договор с агентством по найму или с самой няней).

Когда мать не может претендовать на детей после развода?

Есть ситуации, когда позиция отца выигрышная однозначно. Женщина не может воспитывать детей, если:

  • злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики;
  • ведет антиобщественный образ жизни;
  • не имеет жилья и доходов, необходимых для создания ребенку минимально необходимых условий;
  • имеет психические заболевания, в связи с чем объявлена недееспособной;
  • лишена родительских прав.

Слово «ПОЛ» (не тот пол, который моют, а тот, который мужской и женский) означает «ПОЛОВИНА», «половинка». То есть и мужчина, и женщина – это только половина чего-то. Две половинки. Одинаково нужные, но совсем не одинаковые. И только вместе они составляют Целое, называемое Семьей, без которой не может обойтись ни один ребенок.

Хотя мой пятилетний сосед Сашка живет на первом этаже, окна его квартиры расположены высоко: это скорее бельэтаж. Под их балконом самый высокий человек мог бы пройти, не сгибаясь. Мог бы! Если бы Сашкин папа не оборудовал там овощехранилище. Кроме того, он застеклил балкон, для чего сделал большую деревянную приставную лестницу. Когда она стала уже не нужна, папа все-таки оставил ее снаружи, прибив к деревянной обшивке балкона: для детей – чтобы было где лазить. И карабкаются на Сашкин балкон, кроме самого хозяина, и Дениска, и Таня, и даже Максим, хотя он толстый и неуклюжий.
Быстрее и ловчее всех получается у Дениса. Конечно, Сашка из кожи вон лезет, чтобы его перещеголять, но вот… Упал наш Сашка! Упал и заревел.
Из дома выскочила мама, обняла Сашку, гладит его и утешает. Вышел, не торопясь и заранее посмеиваясь, и папа.
Мама – ему:
- Ну, видишь: что я тебе говорила! Убери ты эту идиотскую лестницу: они тут себе шеи посворачивают!
Папа молчит, похмыкивает, весело смотрит на сына.
- Но пока не свернул? Ну, Шурка, давай: покажи, как ты умеешь лазить…
- Мало ему? – хочешь, чтоб он вообще убился?!
Но папа не поддается на провокацию, не отвечает маме.
- Ну, давай… Только учти: был дождь, понял? - лестница мокрая – следи за своими ногами, чтоб не скользили. Ну!..
Сашка проглотил слезы, подошел к лестнице, посмотрел на нее со злостью, как на врага.
- Не могу этого видеть! – сказала мама и ушла домой.
А Сашка полез, сначала осторожно, потом все увереннее. Залез на балкон, выглядывает оттуда веселый, как воробей весной, кричит:
- Урра! Залез!!! Ха-ха-ха! Я залез-залез-залез!!
А внизу стоит папа и улыбается гордо.
За Сашку можно быть спокойным: у него и папа такой, каким и должен быть Настоящий Отец, и мама такая, какой должна быть Настоящая Мать.

У Отца и Матери – разные функции, разные роли по отношению к ребенку.
Всякий малыш нуждается, во-первых, в поддержании, сохранении, защите своей жизни и, во-вторых, в развитии, человеческом росте. Это две сильнейшие потребности любого маленького человека – да и любого человека вообще.
Мама, в основном, обеспечивает защиту. Папа – развитие.
Связь матери с ребенком изначально – инстинктивно-биологическая. В чем, кстати, нет ничего обидного для женщин. Это их особенность – в отличие от мужчин. Можно даже сказать, что это их преимущество.
Слитность матери и ребенка не случайно стала символом полного и абсолютного слияния двух существ в одно. Ребенок сначала является частью своей матери в самом что ни на есть буквальном смысле. Он появляется внутри матери, в ее теле, живет там. Мать за него ест и за него дышит. Ее кровь – это буквально и его кровь. Задолго до его появления на свет женщина ощущает свое дитя как часть самой себя, как новую жизнь в себе самой.
Рождение ребенка не приводит к резкому и мгновенному изменению в ощущениях матери. Теперь ребенок вне ее тела, однако все еще ощущается как часть себя. Дитя по-прежнему беспомощно, не может обойтись без мамы ни дня. И женщину по-прежнему привязывает к ребенку мощный инстинкт.
Древние китайцы говорили: «Все, что есть в животных, есть и в человеке» (правда, они добавляли: «Но не все, что есть в человеке, есть в животных»). У животных тоже есть «родительский инстинкт». Есть он и у людей.
Инстинкт – это сложный психический автоматизм, который заложен изначально и изменить его невозможно.
Как действует материнский инстинкт, например, тогда, когда маленькое существо подвергается опасности?
Если малыш закричал, заплакал или как-то по-другому позвал на помощь, у матери возникает строго определенное эмоциональное состояние – беспокойства, тревоги. Возникает автоматически (независимо от нее самой). Чтобы избавиться от беспокойства, нужно сделать так, чтобы ребенку стало хорошо.
Точно так же этот инстинкт действует у всех животных, хотя, разумеется, сами действия человека – существа разумного – и животного могут сильно отличаться друг от друга.
Иногда материнский инстинкт связан с агрессией. Вот почему так опасно встретить в лесу медведицу с медвежонком. Стоит пушистому малышу испугаться, как медведица яростно бросается на защиту, не разбирая того, есть ли объективные причины для испуга ее «чада» или нет. Плохо будет тому, кто подвернется ей под лапу, потому что «защита нападением» также инстинктивна: писк малыша, который воспринимается матерью как результат агрессии с чьей-то стороны, вызывает у нее сильнейшую ярость - и эта ярость ищет выхода.
Известный этолог К. Лоренц однажды описал поведение медведицы в зоопарке, когда ее медвежонок вдруг испугался кого-то из посетителей. Добраться до «обидчика» мамаша не могла, тогда она бросилась на росшее в вольере дерево и исцарапала его когтями. Хотя дерево, строго говоря, ни в чем не было виновато.
Так действует инстинкт. То, что матери так приятно ласкать малыша, гладить его, чувствовать его, прикасаться к нему – это действие инстинкта. Повторяю, здесь ничего плохого нет, более того, это очень хорошо. Но в то же время не надо заблуждаться – это проявления скорее нашей биологической, чем собственно-человеческой природы.
Кстати, материнский инстинкт есть – и может внешне проявляться – и у маленьких девочек (все инстинкты врожденные, они есть в нас изначально, но могут до поры до времени как бы «спать», а потом «просыпаться»). Девочки обожают ласкать и тетешкать котят и других пушистых милых маленьких зверьков, а также кукол, пупсиков – а это в значительной мере проявление материнского инстинкта!
У мужчин же такого инстинкта нет. Просто нет, и все тут.
Вот почему всякая женщина, кроме отдельных редких «особей», которых правильнее всего было бы назвать «извращенками», любит свое дитя. А будет ли любить ребенка мужчина – это всегда вопрос. Потому что нет инстинкта. А значит, все зависит от самого человека: он сам выбирает свое отношение, свои чувства.
Мужчина в этом смысле (но – только в этом!) - по природе своей более свободное существо, чем женщина. Хотя это тоже не преимущество, просто такая особенность.
Основная роль мужчины – способствовать росту человеческих сил ребенка: росту уверенности, силы, смелости и пр. И тут не до сантиментов: да, малыш может и «упасть», ему может быть больно.
Но не надо думать, что все мужчины – такие безжалостные. Просто для них не это главное. Нормальному здоровому мужчине ребенок дорог как определенная потенция. Он никогда не забывает о том, кем БУДЕТ его ребенок, кем он СТАНЕТ. Важнее всего – чтобы малыш двигался, менялся, становился лучше, сильнее. А на этом пути не обойтись без отдельных «ушибов».
Вот почему мужское воспитание бывает довольно суровым, чтобы не сказать жестким. Если вы читали «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, я думаю, вы со мной согласитесь.
Хотя это не значит, что мужчина меньше любит своего ребенка. Он любит по-другому – но, как правило, не менее сильно, чем женщина.

Что такое для каждого из нас МАМА?
Это блаженное тепло и защищенность. Это то единственное в мире существо, которое принимает нас такими, какие мы есть, - какими бы мы ни были. Мать не только одинаково любит своего успешного ребенка и неудачника, красавца и калеку – она даже больше любит калеку и неудачника, потому что они больше нуждаются в ее любви. Гениальная формулировка В. Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что» - идеально подходит именно для материнской любви.
Мать – это как Солнце. Оно согревает нас не за какие-то наши заслуги, а просто так. И мы всегда вправе рассчитывать на это тепло, что бы с нами ни случилось.
Есть интересное наблюдение: люди, которым очень плохо (в лагерях, в больницах), часто спят ВО ВНУТРИУТРОБНОЙ ПОЗЕ! То есть подогнув колени к подбородку и обхватив их руками (поза, очень похожая на позу плода в утробе матери).
Когда человеку плохо, он, оказывается, жаждет вернуться не только К матери, но даже – В мать! Потому что это дает максимальное чувство защищенности и согретости.

Что такое для нас ОТЕЦ?
Это образец. Тот, на кого хочется быть похожим. Тот, перед кем стыдно: стыдно проявить слабость, трусость, показать себя неумелым, неудачником. Стыдно нарушить какие-то правила (например, нравственные законы). Даже ПАМЯТЬ о давно умершем отце – если это был Настоящий Отец – способна именно так влиять на уже вполне взрослых людей. Настоящий Отец – это всегда нравственный авторитет и дисциплинирующая, сдерживающая сила.
Отец любит ребенка за его достижения. За то, что ему удалось сделать самому. Это любовь-уважение: уважение и любовь здесь неразрывно слиты.
А уважение надо заслужить. Тут все зависит от самого ребенка.
А материнская любовь не зависит от ребенка и ее нельзя заслужить. Зато ничего и не нужно делать, чтобы она была. Ведь Солнце светит всем и греет всех – а не только тех, кто чего-то достиг.
Без этого света, без этого тепла нельзя жить. Но только потреблять чье-то тепло – еще не значит быть Человеком.

Мы знаем, что дети могут быть более и менее развитыми.
Могу авторитетно заявить, что и мы, взрослые, бываем более и менее развитыми. В частности, вполне можно говорить о РАЗВИТОЙ МАТЕРИ и РАЗВИТОМ ОТЦЕ.
Развитая мать – та, которая научилась господствовать над своими инстинктами. Не уничтожать их в себе – это невозможно, а если бы было возможно, то было бы похоже на самоубийство. Беспокойство за ребенка, страх за него останутся навсегда. И навсегда ваше дитя – сколько бы ему ни было лет – останется для вас ребенком, существом, которое нуждается в вашем тепле, в вашей защите.
Однако Развитая Мать – Настоящая Мать – умеет не давать воли своему беспокойству, своему страху. Она управляет своими инстинктивными эмоциями; с помощью других, специфически человеческих, чувств и мыслей овладевает ими.

Ведь ребенок развивается, постепенно УХОДЯ ОТ МАТЕРИ (вернее, сначала ИЗ МАТЕРИ, а уже потом – от матери). Такова жизнь. По мере взросления растет уверенность ребенка, растут его возможности – он учится обходиться без матери, своими силами. Настоящая Мать не только понимает, что это хорошо, но и радуется за своего ребенка и не мешает ему УХОДИТЬ ОТ НЕЕ.
Если же инстинкт полностью господствует в душе женщины, то ее любовь может стать мощной тормозящей силой, может стать барьером в развитии ребенка. Особенно – если нет отца или это «ненастоящий отец» (равнодушный к ребенку или «баба в штанах»).
Я могу привести реальный пример Настоящей Матери – это Марина Филипповна Ходорковская. «Я горжусь своим сыном и каждый день умираю от страха за него», - как-то сказала эта замечательная женщина. «Ненастоящая мать» в такой ситуации, в какую попала Марина Филипповна, не испытывала бы гордости за своего сына. Вот почему эта женщина ведет себя с таким достоинством, так хорошо владеет собой, как бы ей ни было тяжело. Ее человеческая гордость за сына помогает ей держать в узде свой страх за него.
А Развитого Отца отличает такая же сильная любовь к ребенку, заинтересованность в его жизни, как и мать. Как я уже говорил, у мужчин такие чувства приобретаются, а не даются от природы. В то же время Настоящий Отец в своих чувствах НЕЗАВИСИМ от ребенка: отец стремится ребенка формировать, вести вперед – а не оберегать. Для него важнее, кем станет ребенок, а не хорошо ли ему в данный момент.
Настоящая Мать довольна и счастлива, когда ее дитя счастливо, когда ему хорошо. Настоящий Отец доволен своим ребенком, когда тот соответствует определенным требованиям, предъявляемым к нему.
Между прочим, Настоящий Отец не обязательно должен быть образцом мужественности в соответствии с обывательскими представлениями: не обязательно должен быть похож на Шварценегера. Один из Гениальных Отцов, изображенных в художественной литературе, - Аттикус Финч («Убить пересмешника» Харпер Ли) – это пожилой слабосильный человек, которого дети даже стесняются, потому что он никогда не играет в футбол, потому что он физически слабый.
Однако этот человек обладает огромным влиянием на своих детей, потому что его отличает большая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА. Он прекрасно владеет собой: он «всегда одинаковый: дома, и на улице, и в офисе» - всегда изысканно вежлив и сдержан. Именно такое поведение мужчины воспринимается детьми как поведение сильного человека, которого надо уважать.
Женщина же может позволить себе яркие проявления эмоций, но важно, контролирует ли она их и – какие это эмоции.
Кстати, я думаю, что Настоящая Мать умеет быть в какой-то мере матерью и для… своего мужа! А он – в какой-то мере Отцом для своей жены. Особенно, если их родителей уже нет на Земле.

Мы все любим своих детей. Потому что мы все: и мужчины, и женщины - люди.
Но мы разные – и поэтому любим их по-разному.
Какая любовь лучше? Нельзя сказать. Лучше – когда у ребенка есть и та, и другая.

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!