Введение верховного тайного совета. Верховный тайный совет кратко и понятно – самое главное


29
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Контрольная работа
на тему: Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 г оды

Дисциплина: История государственного управления и государственной службы России
Студентка Романовская М.Ю.
Группа
Преподаватель Тимошевская А.Д.
Калининград
2009
Содержание

    Вступление
    1 . Верховный тайный совет
      1.1 Причины создания
      1.2 Члены Верховного тайного совета
    2 . Сенат
      2.1 Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета (1726--1741)


    3 . Коллегии


      3.3 Генеральный регламент
      3.4 Работа коллегий
      3.5 Значение коллегий
      3.6 Минусы в работе коллегий
    4 . Уложенная комиссия
    5 . Тайная канцелярия 6 . Синод
      6.1 Комиссии и отделы
      6.2 В синодальный период (1721--1917)
      6.3 Учреждение и функции
      6.4 Обер-прокурор Синода
      6.5 Состав
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение

Вступление

Петр Великий создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти: административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей -- дворянских (земских комиссаров) и городских (в магистратах). Одной из самых важных забот Петра были народное хозяйство и государственные финансы.
После смерти Петра отступили от его системы в устройстве центрального управления: по мыслям Петра, высшим учреждением должен был быть Сенат, посредством генерал-прокурора связанный с верховной властью. Но … началась эпоха дворцовых переворотов, и каждый создавал свои государственные учреждения для управления Российской Империей.
1 . Верховный тайный совет

Верховный тайный совет -- высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-30 гг. (7-8 человек). Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726 г. (см. Приложение)

1.1 Причины создания

Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.
Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет. Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц, в число членов Верховного Тайного Совета был включен зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально заявлено императрицей, «мы вполне положиться можем». Таким образом, Верховный Тайный Совет первоначально был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова; но уже при Екатерине I один из них, граф Толстой, был вытеснен Меньшиковым; при Петре II сам Меньшиков очутился в ссылке; граф Апраксин умер; герцог Голштинский давно перестал бывать в совете; из первоначальных членов Совета остались трое -- Голицын, Головкин и Остерман.
Под влиянием Долгоруких состав Совета изменился: преобладание в нём перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.
При Меншикове Совет старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного Тайного Совета. Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.
По завещанию Екатерины I, Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя; только в вопросе о порядке престолонаследия Совет не мог делать перемен. Но последний пункт завещания Екатерины I оставлен был без внимания верховниками при избрании на престол Анны Иоанновны.
В 1730, по смерти Петра II, из 8-и членов Совета половину составляли Долгорукие (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи). Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции.
Против планов Долгоруких, однако, выступила большая часть российского дворянства, а также члены ВТС Остерман и Головкин. По приезде в Москву 15 (26) февраля 1730 г. Анна Иоанновна получила письмо от дворянства во главе с князем Черкасским, в котором они просили её «принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели». Опираясь на поддержку среднего и мелкого дворянства и гвардии, Анна публично разорвала текст кондиций и отказалась их выполнять; Манифестом от 4 марта 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднён.
2 . Сенат

Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета (указ 7 марта 1726), формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трех первых коллегий (военной -- Меньшиков, морской -- гр. Апраксин и иностранной -- гр. Головкин), которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Еще важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи. Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение ее было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 г. была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.
После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727--1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.
Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднён и Правительствующий Сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причем в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен (1 июня 1730 г.) на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной -- о решённых делах, другой -- о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. 20 октября 1730 г. признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора.
В 1731 г. (6 ноября) официально появляется новое учреждение -- кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается; 9 июня 1735 г. указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получают силу именных.
Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов (одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией) довели Сенат до небывалого падения.
После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.
12 ноября 1740 г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года -- и на Сенат. В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

2.2 Сенат при Елизавете Петровне и Петре III

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора приобрела большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св. Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757--1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.
Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762).

2.3 Сенат при Екатерине II и Павле I

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г. последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II -- судебные, III -- дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV -- дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI -- судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 -- 4 лиц. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 г., а до тех пор ее обязанности исполнял генерал-прокурор). В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло большую пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатское делопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената был нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся ее доверием, -- главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролером. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с князем Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия. Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову, то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления. Подорвав общее значение Сената, эта мера особенно тяжело отразилась на III и IV его департаментах. Значению Сената и степени его власти был нанесен тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780). Весьма многие дела перешли из коллегий в губернские места, и коллегии закрывались. Сенату приходилось стать в непосредственные сношения с новыми губернскими установлениями, которые ни формально, ни по духу своему не были согласованы с учреждением Сената. Екатерина прекрасно сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената (сохранились проекты 1775, 1788 и 1794 гг.), но осуществлены они не были. Несогласованность учреждений Сената и губерний привела к тому:
1. что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената;
2. что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами, поступавшими к нему из 42 губернских правлений и 42 казенных палат. Герольдия из учреждения, заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась в место ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами.
Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената (жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице).
3 . Коллегии

Коллегии -- центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.

3.1 Причины образования коллегий

В 1718 -- 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.
Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления -- коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:
1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
2. Совещательный порядок решения дел.
Форма новых центральных органов управлениия была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

3.2 Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.
Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).
Структура коллегий:
1. Первейшие
· Военная
· Адмиралтейств-коллегия
· Иностранных дел
2. Торгово-промышленные
· Берг-коллегия (промышленность)
· Мануфактур-коллегия (добыча полезных ископаемых)
· Коммерц-коллегия (торговая)
3. Финансовые
· Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
· Штатс-контор-коллегия (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам)
· Ревизион-коллегия (бюджетная)
4. Прочие
· Юстиц-коллегия
· Вотчинная коллегия
· Главный магистрат (координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией)
Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

«Затейка верховников» и «Кондиции »

Портрет Анны Иоанновны на шёлке. 1732 г.

Отвергнув замужнюю старшую дочь царя Иоанна Алексеевича , Екатерину , 8 членов Совета выбрали на царство к 8 часам утра 19 () января его младшую дочь Анну Иоанновну, которая уже 19 лет жила в Курляндии и не имела в России фаворитов и партий, а значит, устроила всех. Анна казалась вельможам послушной и управляемой, не склонной к деспотизму.

Пользуясь ситуацией, верховники решили ограничить самодержавную власть, потребовав от Анны подписания определённых условий, так называемых «Кондиций ». Согласно «Кондициям » реальная власть в России переходила к Верховному Тайному Совету, а роль монарха впервые сводилась к представительским функциям.

Кондиции

Опираясь на поддержку гвардии, а также среднего и мелкого дворянства, Анна публично разорвала «Кондиции » и своё письмо об их принятии.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шаляпин, Фёдор Иванович
  • История Франции

    Верховный Тайный Совет

    Верховный Тайный совет - высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало… … Википедия

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ - высшее гос. учреждение России в 1726 1730 гг. (7 8 чел.). Создан Екатериной I как совещательный орган; фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен императрицей Анной… … Юридический словарь

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ - ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой и др.). Создан Екатериной I. Фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить… … Современная энциклопедия

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ - высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ - ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 членов). Создан указом императрицы Екатерины I от 8.2.1726. Формально был совещательным органом, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался… … Русская история

Вступление

Петр Великий создал сложную систему административных органов с идеей разделения власти: административной и судебной. Эта система учреждений была объединена под контролем Сената и прокуратуры и в областном управлении допускала активное участие сословных представителей -- дворянских (земских комиссаров) и городских (в магистратах). Одной из самых важных забот Петра были народное хозяйство и государственные финансы.

После смерти Петра отступили от его системы в устройстве центрального управления: по мыслям Петра, высшим учреждением должен был быть Сенат, посредством генерал-прокурора связанный с верховной властью. Но … началась эпоха дворцовых переворотов, и каждый создавал свои государственные учреждения для управления Российской Империей.

Верховный тайный совет -- высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-30 гг. (7-8 человек). Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726 г. (см. Приложение)

Причины создания

Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет.

Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц, в число членов Верховного Тайного Совета был включен зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально заявлено императрицей, «мы вполне положиться можем». Таким образом, Верховный Тайный Совет первоначально был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова; но уже при Екатерине I один из них, граф Толстой, был вытеснен Меньшиковым; при Петре II сам Меньшиков очутился в ссылке; граф Апраксин умер; герцог Голштинский давно перестал бывать в совете; из первоначальных членов Совета остались трое -- Голицын, Головкин и Остерман.

Под влиянием Долгоруких состав Совета изменился: преобладание в нём перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.

При Меншикове Совет старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного Тайного Совета. Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.

По завещанию Екатерины I, Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя; только в вопросе о порядке престолонаследия Совет не мог делать перемен. Но последний пункт завещания Екатерины I оставлен был без внимания верховниками при избрании на престол Анны Иоанновны.

В 1730, по смерти Петра II, из 8-и членов Совета половину составляли Долгорукие (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи). Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции.

Против планов Долгоруких, однако, выступила большая часть российского дворянства, а также члены ВТС Остерман и Головкин. По приезде в Москву 15 (26) февраля 1730 г. Анна Иоанновна получила письмо от дворянства во главе с князем Черкасским, в котором они просили её «принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели». Опираясь на поддержку среднего и мелкого дворянства и гвардии, Анна публично разорвала текст кондиций и отказалась их выполнять; Манифестом от 4 марта 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднён.

Создание Совета

Указ об учреждении Верховного тайного совета издан в феврале 1726 г. Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц в число членов Верховного тайного совета включен был и зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально заявлено императрицей, мы вполне положиться можем.

Верховный тайный совет, главенствующую роль в котором занял Александр Данилович Меньшиков, сразу подчинил себе Сенат и коллегии. Правительствующий Сенат был принижен до такой степени, что указы туда посылались не только из Совета, но и из прежде равного ему Синода. Затем у Сената отняли титул «правительствующий», заменив его на «высокоповеренный», а потом просто «высокий». Верховный тайный совет еще при Меншикове старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Верховного тайного совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного тайного совета. Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.

Усиление власти, тестамент Екатерины

По тестаменту (завещанию) Екатерины I Верховному тайному совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя, только в вопросе о порядке наследия престола Совет не мог делать перемен. Но на последний пункт тестамента никто не посмотрел, когда верховники, то есть члены Верховного тайного совета, избрали на престол Анну Иоанновну.


Александр Данилович Меньшиков

При создании Верховный тайный совет включал в себя почти исключительно «птенцов гнезда Петрова», но ещё при Екатерине I графа Толстого вытеснил Меньшиков; затем, при Петре II сам Меньшиков оказался в опале и попал в ссылку; граф Апраксин умер; герцог Голштинский давно перестал бывать в Совете; из первоначальных членов Верховного тайного совета остались трое — Голицын, Головкин и Остерман. Под влиянием Долгоруких состав Верховного тайного совета изменился: преобладание перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.

Кондиции

В 1730 году, по смерти Петра II, из 8 членов Совета половину составляли Долгоруковы (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи). Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции. Против планов Долгоруковых, однако, выступила часть российского дворянства, а также члены Совета Остерман и Головкин. Против планов Долгоруковых, однако, выступила часть российского дворянства, а также Остерман и Головкин.


Князь Дмитрий Михайлович Голицын

В качестве следующей императрицы верховники избрали младшую дочь царя Анну Иоанновну. Она 19 лет жила в Курляндии и у неё не было фаворитов и партий в России. Всех это устраивало. Они также считали её достаточно управляемой. Пользуясь ситуацией, верховники решили ограничить самодержавную власть, потребовав от Анны подписания определённых условий, так называемых «Кондиций». Согласно «Кондициям» реальная власть в России переходила к Верховному тайному совету, а роль монарха впервые сводилась к представительским функциям.


Кондиции

28 января (8 февраля) 1730 года Анна подписала «Кондиции», согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну или заключать мир, вводить новые подати и налоги, расходовать казну по своему усмотрению, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола.


Портрет Анны Иоанновны на шёлке, 1732 г.

Борьба двух партий по отношению к новому государственному устройству продолжилась. Верховники стремились убедить Анну подтвердить их новые полномочия. Сторонники самодержавия (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир) и широкие круги дворянства желали пересмотра подписанных в Митаве «Кондиций». Брожение происходило прежде всего от недовольства усилением узкой группы членов Совета.

Анна Иоанновна рвёт Кондиции. Упразднение Совета

25 февраля (7 марта) 1730 большая группа дворянства (по разным сведениям от 150 до 800), в числе которых было много гвардейских офицеров, явилась во дворец и подала челобитную Анне Иоанновне. В челобитной выражалась просьба императрице совместно с дворянством заново рассмотреть форму правления, которая была бы угодна всему народу. Анна колебалась, но её сестра Екатерина Иоанновна решительно заставила императрицу подписать челобитную. Представители дворянства недолго совещались и в 4 часа дня подали новую челобитную, в которой просили императрицу принять полное самодержавие, а пункты «Кондиций» уничтожить. Когда Анна спросила одобрения у растерянных верховников на новые условия, те лишь согласно кивнули головами. Как замечает современник: «Счастье их, что они тогда не двинулись с места; если б они показали хоть малейшее неодобрение приговору шляхетства, гвардейцы побросали бы их за окно»


Анна Иоанновна разрывает Кондиции

Опираясь на поддержку гвардии, а также среднего и мелкого дворянства, Анна публично разорвала «Кондиции» и своё письмо об их принятии. 1 (12) марта 1730 года народ вторично принёс присягу императрице Анне Иоанновне на условиях полного самодержавия. Манифестом от 4 (15) марта 1730 Верховный тайный совет был упразднён.

Верховный тайный совет Верхо́вный та́йный сове́т

высшее государственное учреждение России в 1726-30 (7-8 человек). Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Распущен императрицей Анной Ивановной.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

ВЕРХО́ВНЫЙ ТА́ЙНЫЙ СОВЕ́Т - высший орган государственной власти в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) (1726-1730); создан указом Екатерины I Алексеевны 8 февраля 1726 года формально в качестве совещательного органа при императрице, фактически решал все важнейшие государственные дела. При воцарении императрицы Анны Ивановны Верховный тайный совет пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен.
После смерти императора Петра I Великого (см. ПЕТР I Великий) (1725) на престол взошла его супруга Екатерина Алексеевна. Она не была способна самостоятельно управлять государством и создала из числа виднейших сподвижников покойного императора Верховный тайный совет, который должен был советовать государыне, как следует поступить в том или ином случае. Постепенно в сферу компетенции Верховного тайного совета было включено решение всех важнейших внутри- и внешнеполитических вопросов. Ему были подчинены коллегии, а роль Сената сократилась, что выразилось, в частности, в переименовании из «Правительствующего сената» в «Высокий сенат».
Первоначально Верховный тайный совет состоял из А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, А.И. Остермана, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, Д.М. Голицына и герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпа (зятя императрицы, мужа цесаревны Анны Петровны (см. АННА Петровна) ). Между ними развернулась борьба за влияние, в которой одержал победу А.Д. Меньшиков. Екатерина Алексеевна согласилась на брак наследника царевича Петра с дочерью Меншикова. В апреле 1727 года А.Д. Меншиков добился опалы П.А. Толстого, герцог Карл-Фридрих был отправлен на родину. Однако после вступления на престол Петра II Алексеевича (май 1727) последовала опала А.Д. Меншикова и в Верховный тайный совет вошли А.Г. и В.Л. Долгоруковы, а в 1730 году после смерти Ф.М. Апраксина - М.М. Голицын и В.В. Долгоруков.
Внутренняя политика Верховного тайного совета была направлена главным образом на решение проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, который страна переживала после длительной Северной войны (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов) и реформ Петра I, прежде всего в финансовой сфере. Члены совета («верховники») критически оценивали итоги петровских преобразований, сознавали необходимость их корректировки в соответствии с реальными возможностями страны. В центре деятельности Верховного тайного совета оказался финансовый вопрос, который верховники пытались решать в двух направлениях: путем упорядочения системы учета и контроля за государственными доходами и расходами и за счет экономии средств. Верховники обсуждали вопросы совершенствования созданных Петром систем налогообложения и государственного управления, сокращение армии и флота и другие меры, направленные на пополнение государственного бюджета. Сбор подушной подати и рекрутов был переложен с армии на гражданские власти, воинские части выведены из сельской местности в города, часть офицеров из дворян отправлена в длительные отпуска без выплаты денежного жалованья. Столица государства была вновь перенесена в Москву.
В целях экономии средств верховниками ликвидировали ряд местных учреждений (надворные суды, конторы земских комиссаров, вальдмейстерские конторы), сократили число служащих на местах. Часть мелких чиновников, не имевших классного чина, была лишена жалованья, и им было предложено «кормиться от дел». Наряду с этим были восстановлены должности воевод (см. ВОЕВОДА) . Верховники пытались оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, разрешили ранее запрещенную торговлю через Архангельский порт, сняли ограничения на торговлю рядом товаров, отменили многие ограничительные пошлины, создали благоприятные условия для иностранных купцов, пересмотрели протекционистский таможенный тариф 1724 года. В 1726 году был заключен союзный договор с Австрией, который не несколько десятилетий определил поведение России на международной арене.
В январе 1730 года после смерти Петра II (см. ПЕТР II) верховники пригласили на российский престол вдовствующую курляндскую герцогиню Анну Ивановну. Одновременно по инициативе Д. М. Голицына было решено осуществить реформу политического строя России путем фактической ликвидации самодержавия и введения ограниченной монархии шведского образца. С этой целью верховники предложили будущей императрице подписать специальные условия - «кондиции», по которым она лишалась возможности самостоятельно принимать политические решения: заключать мир и объявлять войну, назначать на государственные посты, менять систему налогообложения. Реальная власть переходила к Верховному тайному совету, состав которого должен был быть расширен за счет представителей высшего чиновничества, генералитета и аристократии. Дворянство в целом поддерживало идею ограничения абсолютной власти самодержца. Однако переговоры верховников и Анны Ивановны велись в тайне, что возбудило у массы дворян подозрение в заговоре с целью узурпации власти в руках аристократических фамилий, представленных в Верховном тайном совете (Голицыны, Долгорукие). Отсутствие единства среди сторонников верховников позволило прибывшей в Москву Анне Ивановне, опираясь на гвардию и часть придворных чинов, осуществить переворот: 25 февраля 1730 года императрица разорвала «кондиции», а 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Позднее большинство членов Верховного тайного совета (за исключением Остермана и Головкина, не поддержавших Голицыных и Долгоруковых) были подвергнуты репрессиям.


Энциклопедический словарь . 2009 .

    Российской империи … Википедия

    Высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало… … Википедия

    Высшее гос. учреждение России в 1726 1730 гг. (7 8 чел.). Создан Екатериной I как совещательный орган; фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен императрицей Анной… … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 членов). Создан указом императрицы Екатерины I от 8.2.1726. Формально был совещательным органом, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался… … Русская история

    Высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен… … Политология. Словарь.

    Верховный тайный совет - (англ Supreme secret Council) в России в 1726 1730 гг. высшее гос ное учреждение, образованное указом Екатерины I от 8.02.1726 г. Формально В.т.с. имел совещательный характер, но фактически решал все важнейшие гос ные дела. В.т.с. подчинялись… … Энциклопедия права

    Верховный тайный совет - ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой и др.). Создан Екатериной I. Фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Внутренняя политика Екатерины I и Верховного Тайного Совета , А. В. Демкин. Предлагаемая работа является первой в новейшее время специальной мо нографией о Верховном Тайном Совете. Учрежденный по именному указу Екатерины I от 8 февраля 1726 г. Верховный Тайный Совет…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!