Какие сказки учат мудрости. Чему учат сказки? Путь героя – осознанный выбор

Бекетова Татьяна

Настоящая работа посвящена проблеме актуальности изучения народных сказок с целью выяснения, чему учат сказки и какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный этап Российской научной конференции школьников «Открытие»

Время, которое ребенок будет слушать с нашим энтузиазмом, относительно короткое, требуется около девяти лет. Не позволяйте себе обманывать эти моменты и не позволяйте нашим детям знать о них. Давайте дадим его сказочные образы души, потому что они для них незаменимая психическая пища. Кроме того, этот вечерний ритуал облегчит ребенку переход от активного и напряженного дня к сну, отдыху и силе в день. Кто еще должен делать это, чем мы, родители?

Чему учат герои сказок

В этом году в Марианских Лазнях состоялся детский христианский лагерь. На этот раз игра на всю камеру была вдохновлена ​​рассказом Гарри Поттера. Студенты школы Хогвартса не зелья, а библейские истории. Как вы думаете, она спит в пригородном лагере только дома в кроватке возле своей матери? Во время лагеря, который состоялся 2 августа в Хогвартсе, мы провели ночь на краю Прасинека. В палатках, с ужином из чайника и завтраком в траве. Но на стенде, потому что трава была влажной. Нам удалось запланировать наш кемпинг в тот единственный день недели, который в итоге оказался прохладным и дождливым.

Секция: Литературоведение

Чему нас учат сказки нашего детства

Исследовательская работа

Выполнила : Бекетова Татьяна Викторовна, ученица 5 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» село Уточка, Красногвардейский район, Белгородская область

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейский район, Белгородская область

Но мы это сделали, благодаря поддержке родителей и других родственников. Не знаете, где расположены Хогвартс и Свиньи? Карта обычно называется «Марианские Лазни» и «Влковице». Но за неделю они превратились в места из волшебного мира Гарри Поттера, который сопровождал нас по всему лагерю. В Хогвартсе-Марианске Лазне волшебная школа была размещена в гуситовском приходе, где каждое утро каждое утро приходилось 25 маленьких волшебников и их плюшевых домашних животных. Мы пошли к Прасинеку-Влковице за любезным приглашением волшебной семьи Медали и ее огромным сторожевым псом, Абель, который так внимательно наблюдал за нами, что мы не могли спать какое-то время.

Уточка, 2013 год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общее знакомство со структурой сказок

  1. История сказки…………………………………………………………………………….5
  2. Классификация сказок…………………………………………………………………….6
  3. Структура сказки…………………………………………………………………………..8

Глава 2. Содержание сказок.

История добра и зла Не объединяется мир маленьких магов и маленьких христиан? История о Гарри Поттере - история любви, способной победить даже величайшее зло, и что самые драгоценные вещи в мире - это друзья, которые готовы пожертвовать вами. Как и друг Гарри, Рон Уизли, в ключевой части волшебных шахмат во время последней охоты на Камень Мудрецов в конце работы первого Поттера. Мы также пробовали играть в шахматы в одной игре в лагере, хотя никто не подвергался риску жизни. Все руководители, возглавляемые главным мозгом и душой всего лагеря, тахишский священник Зузана Каленска, были очень осторожны в этом.

2.1. Передача содержания сказок через русские пословицы…………......................................9

2.2. Показ поступков сказочных героев………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….................................15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………16

Без нее и всей ее семьи и семей Белунки и Читлэля мы не могли быть переведены в волшебный мир, и даже долгая традиция детских христианских лагерей не сохранится долго. Но спасибо также нескольким родителям и друзьям, которые поддерживали нас во время лагеря - например, приготовление пищи и выпечка. В мире Гарри Поттера дети были разделены на апартаменты, названные в честь залов школы Хогвартса - Гриффиндора, Змийозеля, Мзимомора и Хавраспара. Как и в Хогвартсе, дети получали очки не только за знания и физическую производительность, но и за помощь другим и честное участие.

ВВЕДЕНИЕ

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» - отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы! В начале учебного года на уроках литературы мы изучали сказки, а затем начали знакомиться с более серьёзными произведениями знаменитых писателей. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте. Проведя анкетирование в нашей школе, где участвовало 30 человек взрослых и детей, я поняла, что сказки любят и читают даже взрослые. (Приложение 1). И мне захотелось выяснить, почему так читаемы сказки, и какую роль они играют в нашем воспитании. Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе роли сказки в жизни человека. Анкетирование, как среди учащихся школы, так и среди взрослых, было направлено на выяснение следующих вопросов: влияют ли сказки на формирование характера человека, чему учат, помогают ли в сложных ситуациях, почему все дети и даже взрослые любят сказки. Тема моей исследовательской работы: чему нас учат сказки нашего детства. Обратилась я к данной теме неслучайно. Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки. Попытаемся разобраться…
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки. Задачи исследовательской работы: 1) расширить представление о сказочных образах; 2) проанализировать поступки героев и их влияние на читателей; 3) выяснить, какие народные идеалы воплощены в образах сказочных героев, убедиться в их актуальности сегодня; 4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы. Объект исследования: сказки, анкеты. Предметом исследования стали поступки героя русских народных сказок, литературных сказок, а также мнение учащихся и взрослых нашей школы. Методы исследования : анализ с поступков сказочных героев, сравнение и сопоставление поведения героев, анкетирование, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации. Гипотеза исследования - если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чтобы не делать работу излишне широкой, я ограничилась рассмотрением только наиболее известных сказок, которые мне читали в детстве, и которые в детстве я читала сама.

Чему учит сказка?

И поэтому, в конце концов, все выиграли, потому что все способствовали успеху лагеря. Но это не значит, что она не полностью конкурировала в играх. Напротив, каждый стремился к лучшему, хотя некоторые из них были просто дошкольниками. Разумеется, Моисей не принес бумаги в библейские рассказы, кроме Гарри Поттера, он не забыл. Во время обычного утреннего учения дети узнавали интересные истории из Ветхого и Нового Заветов, которые должны были показать, среди прочего, что Бог в своих целях выбрал простых людей со всеми их недостатками и слабостями и что задача Бога ждет всех, независимо от того, как беспомощный думает.

Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ СКАЗОК

  1. ИСТОРИЯ СКАЗКИ

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)

Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали: ─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. «Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Главная мысль сказки ─ победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки. «Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…» Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит: ─ В некотором царстве, в некотором государстве… Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами. Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели. Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе всюду сказка была и любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка внучке. Сказок много. И почти у всякой есть сёстры родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям. И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара.

Их дети смогли проверить свои знания истории даже во время соревнований. Иногда, в разгар физического и эмоционального напряжения во время игр, были милые ошибки. И Моисей не привел свой народ с горы Синайской березовой бумаги, а из каменных плит. Поэтому, возможно, дети запомнили по крайней мере заповеди, которые были вырезаны на них.

Все организаторы лагеря надеются, что они смогут попробовать еще раз в следующем году. Они расширяют знания, стимулируют ум ребенка, развивают детские фантазии, формируют моральные установки, развивают память и концентрацию. Каждый ребенок любит сказки и берет пример со своих героев. Какие льготы могут сделать дети от чтения и просмотра сказок?

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра. Сказки имеют самобытный национальный характер:

  • в русской сказке мы найдём скоморохов, песенников, остроумно и едко посмеивающихся над царями и боярами
  • скандинавская сказка сурова
  • французская сказка изящна и иронична
  • в английских сказках проявляются черты рыцарского романа, повторяются сюжеты, связанные с морскими путешествиями, много смешных небылиц об эксцентричных героях, которые во что бы то ни стало хотят всё сделать «навыворот». Эти особенности английских сказок мы не встретим ни в немецких, ни в русских, ни в итальянских сказках.

В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений. Самые известные русские литературные сказки «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче». По своему характеру и видам сказки тоже отличаются. Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных, кумулятивные. (Приложение 2) Все они объединены общим признаком: в них всегда есть вымысел. Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным. Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей. Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет!» Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости. В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои обычные жители этого города или деревни. Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей». Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...»

Сказки следует вводить с самого раннего этапа развития ребенка. Для самых маленьких лучшими будут сказки, с меньшим количеством нитей и героев. Сказки позволяют детям развивать правильные моральные установки, разграничивать добро от зла, стоять на правой стороне и следовать нравственности. Благодаря сказкам ребенок не только усваивает личные ценности и узоры, но и новые понятия, такие как любовь, дружба и сопереживание. Размещение их в сказке в контексте истории интереса ребенка позволяет ему лучше понять их смысл.

Сказки помогают формировать систему ценностей ребенка и его эмоциональный интеллект. Это также возможность переместиться в самые дальние уголки мира, узнать о разных культурах и развить терпимость и общую чувствительность к различиям. Сказки - один из самых эффективных способов передачи знаний и ценностей, объясняет Михал Малиновски, директор Музея сказок, сказок и сказок, один из экспертов Академии Харибо Тедди Медведя, циклическая программа для детских садов и дошкольных воспитателей. В этом году в конкурсе на конкурс мы подготовили детскую космическую моду, где путеводитель по секретам космоса - «Золотой медведь Харибо».

1.3. СТРУКТУРА СКАЗКИ

Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:

  • зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»
  • существование запрета,
  • нарушение запрета,
  • наказание,
  • отправление в путь (испытания героя),
  • чудесные помощники,
  • достижение цели (битва, схватка),
  • погоня (использование чудесных элементов),
  • приезд домой (предательство, не узнавание),
  • признание героя,
  • концовка

Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» Признаки сказки : троичность действия, повторы заклинаний, вопросов, постоянные эпитеты, сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, запрет и нарушение запрета, сказочные клеше: жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в сказке есть реальные и нереальные события, сказки читаются плавно, напевно. Образцы концовки: «…Стали они жить – поживать, добра наживать да медок попивать»

Он вводит себя в мир знаний и через общий опыт, учит молодых людей решать проблемы и действовать в конкретных ситуациях, - добавляет Михал Малиновский. Как передать сложные и сложные концепции доступным для детей способом? Достаточно использовать метафору Академии Харибо Тедди Медведя, чтобы сравнить отдаленные звуки с изображениями и явлениями, которые они уже знают. Сказки, в которых вы можете слушать и воображать себя, также дают вам больше возможностей для творческого мышления. Детям нужно переводить слова и звук в изображение сами.

У них также есть возможность послушать правильный акцент, интонацию и ритм речи. В совокупности читаемый, рассказываемый родителями или вымышленный рассказ расширяет словарь и учит правильной формулировке мысли через грамматические предложения. Это также идеальный способ провести время вместе и построить связи между родителем и ребенком. - Благодаря чтению сказок родители имеют возможность строить отношения с их комфортом на основе близости, нежности и внимательности. И ребенок, и воспитатель таким образом отвечают их очень важным потребностям: любовь, принадлежность и принятие, - говорит Дорота Калиновска, психолог и эксперт Академии Харибо Тедди Медведя. - Кроме того, проводя время вместе в чтении, мы формируем здоровые привычки у детей, учим нашего малыша быть вместе и общаемся с другими, что положительно скажется на его развитии и отношениях с другими людьми.

«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут ─ хлеб жуют»

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ СКАЗОК

2.1 ПЕРЕДАЧА СОДЕРЖАНИЯ СКАЗОК ЧЕРЕЗ РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить свои размышления через русскую пословицу. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Иллюстрация Сказка Пословица
«Колобок" "Чем хвалимся, на том и провалимся".
"На языке медок, да на сердце – ледок".
«Теремок» "Не бравши топор, жилья не срубишь".
"Легко взято, легко и потеряно".
«Лиса и журавль» "Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
«Чего себе не хочется, того и другому не делай»
«Курочка, мышка и тетерев» «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».
«Семь раз отмерь – один отрежь»
«Лисичка со скалочкой» «Тому худа, не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Правда, как ни прячь, наружу выйдет»
«Легкий хлеб» «Хлеб горбом достают»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Крошечка- Хаврошечка» «Кто правдой живет, тот добра наживёт»
«Кто добро творит, того Бог благословит»
«Царевна-Несмеяна» «Не всё то золото, что блестит»
Делу время, потехе час»
Заюшкина избушка «На чужой каравай рот не разевай» Правда, интересно. Значит, сказки расширяют ещё и кругозор.

Сказки играют значительную роль в развитии эмоционального и интеллектуального ребенка. Общее чтение дает много радости, и теплый голос супервизора исключительно успокаивает. Кроме того, дети, которые читают книги, с большей готовностью думают лучше, имеют более богатое воображение, более творческие, лучше справляются со школьными обязанностями и более довольны обучением, - объясняет психолог Дорота Калиновска. Чтение сказок прекрасно стимулирует и развивает воображение и предоставляет богатую информацию о мире, улучшая словарный запас.

2.2. ПОКАЗ ПОСТУПКОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка«Репка» Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.
Сказка«Колобок» Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь уложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Сказка «Гуси–лебеди»
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев.
Сказка «Кот, лиса и петух»
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Сказка «Заяц-хвастун»
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Сказка «Теремок»
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
Сказка «КурочкаРяба»
Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближнему.

Это также упражнение концентрации, восприятия и причинного мышления, навыков, необходимых на более поздних этапах обучения. Иногда родители жалуются на совесть и берут на себя обязательство чаще брать сказочную книгу и давать небольшой вечер сказке. Какие из них правы - отдавая предпочтение сказкам или позволяя маленьким погрузиться в красочный мир анимации?

Чему нас учат русские народные сказки

Цель воспитания - помочь ребенку понять, что мир не только красив и хорош. Кроме того, всегда есть выход из опасных ситуаций, его учат не сдаваться, не бояться и полагать, что все будет хорошо. Рассказы помогают не только неторопливо проводить время, но и формируют отношение ребенка к окружающему миру, понимают, что хорошо, а что плохо, учиться различать обман и ложь и слепо не доверять всем. Иногда родители утверждают, что им не нравятся сказки из-за жестоких сцен - сердитая ведьма собирается есть детей, родители вводят в заблуждение маленьких в лес и т.д. том Но психологи говорят, что это возможность для ребенка познать зло в действительности и понять, что нужно бороться с ним.

Анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная сказка (Приложение 3)

Сказочные клеше : жили-были, высоко, далеко

Главные герои : сироты, что характерно для сказки.

Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньки- (одни-одинёшеньки), -ушк- (Алёнушка, Иванушка), устаревшие слова (а жар-то их донимает).

Большую часть времени сказки обладают большой образовательной ценностью и могут стать отличным компаньоном для родителей, когда они взаимодействуют с молодыми людьми. Но разве они разумно забыты в современном мире? Сказка - это нечто большее, чем простая история. Это тесная связь между ребенком и взрослым, незабываемые моменты, проведенные вместе.

Сказки учат нас добру

Тот, кто не помнит нетерпеливого ожидания, пока не начнет мечтать о приключении героя самого любимого мультфильма. И вы все еще помните забавные песни, которые объявляют о начале фильма, который должен был быть оплачен каждому поклоннику анимации? Мультфильмы показывали на экране не только миллионы молодых людей, но и взрослых. И для них иногда бывает весело вернуться в небрежный мир детства. Но все ли это о мультфильмах? Психологи различают фильмы, которые оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка.

Существование запрета: Алёнушка не разрешала Иванушке пить из копытца

Нарушение запрета: Иванушка не послушался и испил из копытца

Наказание: Иванушка стал козлёночком

Троекратность : братец Иванушка трижды обращается к сестрице Алёнушке

Чудесные помощники: купец

Достижение цели: расправа с ведьмой

Такие анимированные шедевры, изображающие фиктивную реальность, вредны для ребенка, потому что они представляют собой слишком много насилия, а созданный мир совершенно нереалистичен. Сцены насилия особенно вредны для детей, после чего герои не получают ничего живого и весело радуются с преступником. Такие образы побуждают ребенка вести себя так же, как у сверстников. В конце концов, если ничего не случилось с кошкой, которая упала на пианино, то как могло случиться что-то с другом?

Щенки, затронутые анимационными фильмами, часто становятся жертвами крупных катастроф. Наверное, большинство из них до сих пор помнит случай, когда в колодец приехал забавный малыш «Телетаби»? Изображения, появляющиеся на телевизоре через телевизор, означают много - он еще не способен отличить реальность от вымысла, поэтому часто безусловно верить в то, что он видит. Кроме того, было отмечено, что молодые люди, наблюдающие за жестокими анимационными фильмами, становятся более агрессивными, отказываются подчиняться, и с родителями трудно разговаривать.

Повтор слов :

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает;

Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца

Образ Алёнушки ─ образ мудрой девы, восходит к эпохе матриархата. Так в некоторых русских сказках встречается образ богатырши.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

1.Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые (ПО результатам анкетирования из 30 человек – 30)
2. "Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического…
она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие "правды от кривды". (И. А. Ильин). По результатам анкетирования: на вопрос, чему учат сказки, из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости. 3. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. 4. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. 5. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций

ЛИТЕРАТУРА

1. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
2. . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 3. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
4. Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005. 5. Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы Москва «Астрель»,2006 г. 6. Отечественная литературная сказка Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва, «Русский язык»,1984 8. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986. 9. Энциклопедический словарь юного филолога Москва, «Педагогика», 1984 10. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru – о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

Приложение 1

Анкета № 1

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
Да - 25 человек 83%
Нет - 2 человек 8 %
Не очень - 3 человека 9 %


2. Какие сказки тебе больше нравятся? Волшебные - 65 % О животных – 20 % Бытовые – 15 %

3. Ваша любимая сказка. Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Белоснежка», «Русалочка» и др. 4. Чему учат сказки? - Добру, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.

Вывод : Из данного анкетирования видно, что большинство читают волшебные сказки. Люди хотят верить в волшебство.

Приложение 2

Анкета № 2

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса.

  1. Влияют ли сказки на формирование характера человека

Да – 30 Нет – 0 Не знаю - 0

  1. Чему учат сказки? помогают ли в сложных ситуациях сказки?

(из 30 человек 20 ответили доброте, справедливости и вежливости)

  1. Помогают ли в сложных ситуациях сказки?

Да – 25 Нет – 4 Не знаю - 1

  1. Почему все дети и даже взрослые любят сказки

(показывают выход из сложных ситуаций).

Приложение 3

Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да сынок Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.

Пошли они по белому свету странствовать.

Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.

Захотелось Иванушке пить:

─Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

─Погоди, братец, дойдём до колодца.

А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит коровье копытце, полно водицы.

─Не пей, братец, телёночком станешь!

Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.

Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит лошадиное копытце, полно водицы.

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце, полно водицы.

Иванушка говорит:

─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

─Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козлёночком…

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок ─ плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

─О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

─Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и и козлёночек с ними живёт. Ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки — это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип — это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы — это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии — сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип — героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич — главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу — по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» — найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» — освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич — это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип — мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем — Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты — также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой — темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга — это проводник в потусторонний мир («Навь» — согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой — в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» — от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала », — говорит Иван-царевич. Баня — это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет — зеркальце, колечко, клубочек ниток, — причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга — это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей — это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей — это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей — могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея — убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип — магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его — и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы — Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна — это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип — тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок — победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – « »). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!