Какие произведения фольклора ты. Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу. Мини-сочинение

Почему словесный фольклор называют устным народным творчеством

Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?

В статье фольклориста В. Аникина говорится, что искусство народа, либо фольклор, актуально и прекрасно. Фольклор - это искусство народа, то есть то, что придумано народом и никто не знает имени какого-то конкретного автора этих произведений. Словестный фольклер мы называем устным народным творчеством потому, что оно создавалось народом и передавалось из уст в уста. К устному народному творчеству относят частушки, скороговорки, потешки… То есть один человек спел частушки другому и научил его их петь тоже. Тот, в свою очередь, также передал свои знания кому-то третьему и так далее по цепочке от человека к человеку они дошли и до наших дней. А передавалось всё это устным образом по той причине, что простой народ раньше писать не умел и никогда ничего не записывалось. Записывать стали уже в 20 веке, и то не сами исполнители, а люди, которые по роду своей деятельности фольклор этот собирали.

Это должно было смутить злых духов, чтобы они меня не доставили. Бородавки, которые нужно выбросить, сначала натирали нутами, галькой или зернами пшеницы, которые затем были завязаны в небольшие пучки и доставлены на перекресток. Загрязненные предметы были затем брошены в любом направлении, когда человек делал качки, заботясь о том, чтобы не видеть, куда они приземлились, причем идея заключалась в том, что тот, кто поднял эти предметы, передал ему бородавки.

Умывание бородавок связано с купанием их с жидкостями, которые имеют особые свойства, такие как вода, собранная из депрессии в пне, святой воде или крови животных, таких как угри, кошки, свиньи и кроты. Их также можно было плевать каждое утро. Но это еще не конец. Бородавки могут быть окружены конскими волосами или шелковой нитью. Или их можно было взорвать девять раз в свете полной луны. Или тот, с бородавками, мог делать лица в зеркале при ночном полуночи три ночи подряд.

От родителей я слышал колыбельные песни, сказки перед сном. В книжках прочитал другие сказки. А на праздниках в деревне я услышал частушки и прибаутки.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА.

ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ.

У каждого из этих суеверий были свои сторонники. Поскольку бородавки исчезали так же загадочно, как и они, их отъезд часто совпадал с «излечениями», которые были предприняты. До того, как вирусы были понятны, чтобы вызвать такие ростки, имело смысл приписывать поражение бородавки тому, что недавно было совершено безумие, даже если оно связано с захороненным мясом или обезглавленными угрями.

Мы более современное время заставляли наших угрей позади нас и полагаться на время, чтобы позаботиться о большинстве бородавок. Для тех постоянных, что развевающиеся страницы календаря не удаляются, мы смотрим на различные хирургические и лекарственные методы, чтобы избавиться от них. Те, кто ищет низкотехнологичный и эффективный метод, могут попытаться закрыть бородавку с помощью клейкой ленты. Как сумасшедший, как этот метод звучит, было показано, что он работает в удивительном числе случаев.

Цели : Воспитывать личность

1. имеющую понятие о специфике фольклора, об основных жанрах фольклора.

2. умеющую работать с литературным материалом, различать понятие литература и фольклор, производить сопоставления.

3. воспитанную в бережном отношении к слову, заинтересованную в изучении словесности.

Тип урока : комбинированный.

Барбара по-прежнему бьет, потирая их лягушкой, хотя Миккельсон. Фольклор - это термин, используемый для обозначения набора культурных традиций, знаний, убеждений, обычаев, ритмов, танцев и легенд определенной нации или местности. То есть, фольклор - это культура народа!

Бразильский фольклор для детей

Вы остановились, чтобы подумать о том, как богат бразильский фольклор? Имея это в виду, кураторская команда в Лейтуринхе собрала список детских книг, доступных в Бразилии, которые подходят к бразильскому фольклору легким и интересным способом. Сачи является одним из главных героев бразильского фольклора, и эта история основана на этом. В конце концов, кто не хочет больше знать об этом знаменитом персонаже? Однажды производитель мешка отправляется в школу, чтобы поговорить со студентами, и есть много сомнений в том, что он сочетает в себе посещение маленьких детей с его «питомником мешков».

Оборудование : учебник словесности, классная доска, интерактивная доска (презентация).

Ход урока

I Организационный Взаимное приветствие. Организация рабочего места и внимания.

момент

II Проверка домашнего задания. Работа с карточкой, с помощью которой проверяется понимание прочитанного.

Смогут ли они увидеть мешочки? Это будет не так просто, но приключение гарантировано! Согласно легенде, Кука пугает и ловит детей, которые не подчиняются своим родителям. Ах, в конце есть несколько любопытств об этой легенде, столь знаменитой! Некоторые персонажи бразильского фольклора напрямую связаны с сохранением природы. Эта маленькая книга рассказывает об этом и рассказывает свою историю очень простым образом, отражая наше величайшее богатство: наш зеленый! Название идеально подходит для общения с вашим маленьким человеком об окружающей среде, используя в качестве базы бразильскую популярную культуру.

Понятие о словесности.

    1. Заполни схему (устно)

    Словесность

      1. Что такое "беллетристика"? Кратко и четко сформулируй свой ответ и запиши.

      Беллетристика -

      1.3. В чем разница между оригинальной и переводной литературой? Подумай и запиши.

      Переводная литература -

      Миф и система первобытных верований.

      Эта книга полностью отличается от всего, что вы когда-либо видели! Маленькая Красная Шапочка и Сачи начинают переписываться по электронной почте, и на этих биржах они много узнают о культуре друг друга и о нескольких вещах. Как заканчивается эта история?

      Вас, должно быть, испугали некоторые городские легенды и персонажи из бразильского фольклора, такие как Курупира, Чупа Кабра и злые куклы, которые создали жизнь ночью. Довольно ужасные и полные подробностей, городские легенды существуют во всех уголках мира, и каждая страна вводит новшества с более страшной историей, чем другая.

        1. Что такое миф?

        Миф -

        Назови толкование всех терминов.

          1. В основе тотемизма лежит вера в тотем. А что же такое тотем?

        Тотем -

          1. Вера древнего человека в магию породила табу и эвфемизмы. Что это такое?

        Табу -

        Эвфемизм -

        III Сообщение учителя. Изучение нового материала. Конспектирование основных терминов и понятий.

        Хотя в неофициальных беседах они всегда проходили, некоторые типично американские городские легенды пересекали границы и были адаптированы другими способами, прибывая сюда также в Бразилию. Другие настолько известны в Соединенных Штатах, что их знают во всем мире, потому что они до сих пор неразрешимые тайны. Как насчет того, чтобы узнать самые знаменитые американские городские легенды?

        Дьявол Джерси - Дьявол Джерси

        Однако в реальной жизни его существование никогда не было доказано. Доклады людей, утверждавших, что видели монстра, описывают «Сногу» как обезьяну, полную меха, которая гуляет, как человек, и имеет рост более 2 футов. Чтобы спрятаться от людей, у Бигфута есть привычка жить в отдаленных лесах Соединенных Штатов и Канады. Демон Джерси является местной легендой из южного штата Нью-Джерси в Соединенных Штатах. Это существо, описанное как смесь тела кенгуру, головы козла, крыльев летучей мыши, рогов, стрелкового оружия, острых когтей, копыт и хвоста трезубца.

        Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова - устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

        Ребенок родился нормальным, но был превращен в существо, пока его не изгнал человек из духовенства. Первоначально из Соединенных Штатов легенда о Кровавой Мэри стала известна в Бразилии как Блондинка из Ванная и претерпела некоторые изменения в оригинальной истории. Согласно легенде, Мария была убита 100 лет назад хирургом, который оставил ее перед зеркалом. Прежде чем она умерла, девушка все еще имела силу, чтобы раскрыть ее убийцу, написав в крови. История гласит, что Кровавая Мэри появляется только для всех, кто обидел другого человека.

        Легенда о сонной лощине

        Даже тема из фильма в главной роли актера Джонни Деппа, оригинальная легенда о безголовом рыцаре, проходит в Ичабод-Крейне, худой и суеверный человек входит в спор с храбрыми Бром-Костями от руки молодой Катрины Ван Тассел. Однажды Крэйн покидал вечеринку, когда его преследовал «Безголовый всадник», предполагаемый солдатский призрак, чья голова была вырвана из пушечного ядра. Призрак живет, блуждая к месту битвы, в напряженном и вечном поиске своей головы. Увидев солдата, Ичабод загадочно исчез из города, разрешив Катрине выйти замуж за Бром Костей.

        История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. До сих пор фольклору свойственен мифологический синкретизм - единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка, в отличие от легенды и мифа, осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе. Надо различать народные сказки и авторские, т.е. те, которые придуманы писателями, часто с использованием фольклорных сказочных мотивов.

        Похититель почки - Похититель почек

        Другая городская легенда, появившаяся в Соединенных Штатах и ​​известная в Бразилии в течение длительного времени. История, что кто-то выходит на вечеринку на вечеринке, получает напиток от незнакомого человека, который содержит наркотики и просыпается на днях на ледяной бане, и без почки - это, безусловно, классика. Похититель выполняет всю эту подготовку, чтобы продавать почки на черном рынке органов и зарабатывать деньги. Верно или нет, это одна из величайших легенд Америки.

        Вы можете испугать эти истории, не так ли? Вы знаете другую городскую легенду, которую вы слышали, или известный монстр в фольклоре Соединенных Штатов, который также стоит рассказать историю? Расскажите нам в комментариях и поделитесь своими знаниями!

        Фольклор отличается следующими чертами:

        1. устная форма,

        2.опора на традиции,

        3. непосредственность контакта исполнителя (творца) и слушателя,

        4. коллективность, народность, вариативность,

        5. сочетание слова с элементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература, испытывая взаимовлияние, обогащали друг друга.

        Тема выходит далеко за рамки легенд и песен роды. Обсудите элементы, которые являются частью повседневной жизни учащихся. Когда август прибывает, многие учителя берут фольклорные книги с полки, обыскивают в Интернете и готовят некоторые классы по этому предмету, чтобы познакомить студентов с классом. «Работа над этой темой только в августе стала традицией в бразильском образовании», - говорит Альберто Икеда, профессор популярной культуры и этномузыковедения в Институте искусств Университета Паулиста «Джулио де Мескита Фильхо», кампусе Сан-Паулу.

        Различие литературы и фольклора

        Фольклор и литература. Фольклор по отношению к литературе является более архаичной формой творчества, сохранившей неизвестные младшей сестре образы, смыслы и элементы поэтики. С другой стороны, фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура, источником, из которого она черпает свои первоначальные темы и формы. Наконец, фольклор - живой современник литературы на протяжении тысячелетий ее самостоятельной эволюции. В разные исторические периоды литература и устная словесность вступают в разные типы взаимодействий.

        Это первая проблема при подходе к теме - но она далеко не единственная. Другое заблуждение - обобщить фольклор на легенды и кантиги из роды, что-то мелкое и редукционное. Существенным первым шагом является понимание понятия фольклора. Это определение несколько редуктивно, если учесть тот факт, что на каждое культурное проявление влияет контекст того, кто его производит, и что этот контекст, в свою очередь, постоянно меняется. Преподавание студента в том, что элементы их собственной культуры являются частью бразильского фольклора, является одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются учителя при работе с темой.

        Наука, изучающая произведения народного поэтического творчествафольклористика.

        Собирателей и исследователей народных песен, сказок, пословиц и т.д. называют фольклористами.

        Общее: они воздают художественные словесные образы; общая родовая система: эпос, лирика и драма.

        Различие:

        Когда они приходят в школу, дети приносят с собой самые близкие к ним культурные элементы. Поэтому, чтобы объяснить им, что эта «домашняя культура» является частью понятия фольклора, лучше, чем просто представлять легенды и мифы без контекстуализации их. «Такое отношение заставляет студентов рассматривать как элементы фольклора, которые далеки от них, из которых они не участвуют», - объясняет Икеда. «Это может привести к общей незаинтересованности». Поощрение студентов исследовать свои собственные сообщества и даже семейные привычки может стать отличной отправной точкой для обучения понятию фольклора. Ребенок может понять только разнообразие, если он осознает, что он является частью этого, - говорит Икеда.

          Стадиальное. Письменность на Руси появилась в X веке, с принятием Христианства, 988 год, литература – в XI веке, а фольклор древнее, старше литературы.

          Функциональное.

          Различие в характере творчества. Литература – автор, фольклор – коллективность.

          Различие в условиях бытования.

          Эффективный способ довести эти вопросы до занятий - это сказать, что набор этих обычаев определяет культурные аспекты людей. Имея это в виду, неадекватность решения вопроса в августе очевидна. Разработка проектов, которые касаются аспектов бразильской культуры в течение всего учебного года, является фундаментальной. «Вместо того, чтобы приближаться к элементам культуры только в августе по простой конвенции, более согласованно адаптировать учебные планы школ в соответствии с региональными культурными проявлениями», - говорит Тик.

          Поэтапный подход к обучению. Инфантильное образование Для того, чтобы приблизить фольклор к реальности студентов в области дошкольного образования, преподаватели могут вставить в планы уроков планы и кантигас де рода. Помимо стимулирующего движения, что-то фундаментальное в этой возрастной группе, они помогают детям развить речь.

        У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Еще в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-то произведение, народ выработал особые подсказки. Эти отшлифованные веками художественные подсказки и создают особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

        Начальная школа 1 С первого года можно рассчитывать на помощь учеников поднять различные элементы фольклора, не теряя из виду, что эффективное обучение требует планирования, начальной и непрерывной оценки и логической последовательности, ведущей к построению знаний, Для ученика из Юго-Восточной Бразилии, например, не имеет смысла вступать в контакт с мифами и легендами об амазонке, если он все еще не может понять понятие фольклора. Он основан на обзоре примеров ситуаций, которые ближе к реальности студентов, которые учитель может воспринимать при введении аспектов, которые являются частью культуры других регионов страны, - которые он не практикует, но которые могут быть лучше поняты с помощью этого анализа эта часть элементов более известна и следует за другими, более отдаленными.

        К ним относятся следующие : набор традиционных зачинов и концовок, единоначалие, повтор слов, строк и эпизодов, использование фольклорных символов (например, кукушка, осина - горе), общих типических мест (формула красоты - «ни в сказке сказать, ни пером описать»; формула повелевания - «встань предо мной как лист перед травой»), постоянных эпитетов. По подсчетам, от 20 до 80 % текста состоит из готового материала, не требует индивидуального запоминания.

        Наиболее древние жанры - былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады, еще позже появляется необрядовая лирика.

        Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

        Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура, однако ученые-фольклористы заметили сходные черты в фольклоре народов, принадлежавших даже к разным языковым семьям. Сходные произведения, возникая самостоятельно, создаются на основе общих для определенного уровня художественного мышления и закрепленных традицией законов.

        VI Беседа с учащимися

        - Какие произведения фольклора вам знакомы?

        - Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

        - Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

        Игра «Литературное лото»

        На доске: Игровое поле. Учитель зачитывает отрывки, учащимся необходимо определить

        к чему относится тот или иной текст.

        Пестушки Заклички Считалки Загадки

        Потешки Скороговорки

        Дразнилки Колыбельные песни Нескладухи

        1. Ходит сон по лавке,

        А дремота по избе,

        Ищет - поищет деточку мою,

        Где найдет, тут и спать укладет.

        (Колыбельная песня)

        2. Едут, гонят семеро на конях.

        Все на лошадях, в красных шапках

        По кочкам, по кочкам -

        В яму бух.

        (Потешка)

        3. Дождик, дождик, пуще,

        Я насею гущи,

        Цельну кадушку

        Сверху лягушку!

        (Закличка)

        4. Шли сорок мышей

        несли сорок грошей.

        Две поплоше

        Несли по два гроша.

        (Скороговорка)

        5. Зимою греет,

        Весною тлеет,

        Летом умирает,

        Зимой оживает. (Снег)

        (Загадка)

        6.Потягунюшки,

        порастунюшки!

        Роток - говорунюшки,

        Руки - хватунюшки

        Ноги - ходунюшки.

        (Пестушка)

        7. Матушка-репка,

        уродиськрепка,

        капуста-виласта,

        Будь пудаста.

        (Закличка)

        8. Ягодка малина,

        Медок, сахарок.

        Поди вон, королек,

        Там тебе место -

        В кислое тесто.

        (Считалка)

        9. А у нас во дворе

        Поросенок рылся

        И нечаянно хвостом

        К небу прицепился.

        (Нескладушка)

        10. Обманули дурака

        На четыре кулака,

        На пятое - стуло,

        Чтоб тебя раздуло!

        На шестое - колесо,

        Чтоб тебя разнесло.

        (Дразнилка)

        Дополнительный материал для учителя

        Термин «фольклор», который впервые в 1846 г. ввел в науку английский ученый У. Дж. Томе, в переводе означает «народная мудрость». Фольклор - это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.

        Фольклорная картина мира складывалась многие тысячелетия. Конкретные жанры в составе народной традиции возникали по мере осознания человеком себя и своих интересов в потоке бытия. Обряды и мифы рождались как форма согласования жизни человека с ритмами и событиями окружающего мира. Сказка о животных развивалась в русле тотемистических представлений о животных - предках человека. Волшебную сказку интересует уже не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и иными этносами. Народные баллады и лирические песни разрабатывают тематику внутрисемейных и личных отношений. Жанр народной драмы возникает позднее всех остальных форм фольклора. Играя и перевоплощаясь в других лиц, человек получает возможность задуматься о своей роли в мире. Таким образом, вектор эволюции поэтической системы фольклора направлен от общего, внешнего, вселенского к личному, человеческому, внутреннему.

        Ко времени первых научных записей русского фольклора (середина девятнадцатого века) система жанров народного творчества включала в себя следующие функциональные области:

        Обряды календарные, семейные , а также на случай (болезнь, ссора, дальняя дорога, судебное разбирательство и т.д.).

        Малые, речевые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

        Несказочная проза - рассказы о конкретных бытовых фактах: былички о домовых, леших, водяных и проч.; легенды о святых; предания об исторических лицах и событиях.

        Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, сказки. В отличие от несказочной прозы эпические жанры фольклора обладают особым формульным стилем, строгими законами композиции и повествуют не о частных фактах, а создают обобщенный, идеальный образ мира.

        Лирика - необрядовые и несюжетные песенные формы фольклора, отображающие внутренний мир человека.

        Драма - синтетическое жанровое образование, включающее словесный текст, пение, пляску, сценическое действие, декорации.

        Смеховые формы фольклора . У каждого фольклорного жанра есть собственные «кривые зеркала». Например, похоронному обряду соответствуют пародийные покойницкие игры на святки. Рядом с былиной на исторический сюжет будет существовать скоморошина на бытовую тему, воспроизводящая стиль оригинала. Наряду с «серьезными» прозаическими рассказами в фольклоре активно бытуют анекдоты. Пародийные формы обнаруживают смысловые пределы «серьезных» жанров, границы социальных норм и стереотипов.

        В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме .

        Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации: произведения, которые поются и которые рассказываются.

        По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый , по соотнесенности с различными социальными слоями - рекрутский, солдатский, бурлацкий, рабочий, школьный и т.д.

        Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения. Ecть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты . Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придется жить в будущем.

        Обряды, заговоры, былички . Самые архаичные и глубинные слои фольклорного мировосприятия сложились в ходе взаимодействия людей с окружающей природной средой. Формы и правила поведения человека в природном мире описывают три тесно связанных фольклорных жанра: обряд, заговор, быличка.

        Обряд - это правила поведения человека в той или иной ситуации. Любой человек, когда наряжается, приводит себя в должный, подобающий случаю вид. Обряжают покойника (обмывают, одевают в специально сшитую одежду). Ряженые на Святки - люди, одетые таким особым образом, чтобы быть похожими на потусторонние силы. О женихе говорят суженый-ряженый, то есть предназначенный судьбой, по порядку вещей. Обряд включает в себя набор определенных поступков, а также предметы, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и определенном месте. Ритуальные действия сопровождает словесный текст. Это может быть песня, плач, диалог или заговор.

        Заговор как особая форма народной культуры рождается из представлений о силе правильно сказанного слова. Человек, знающий точную формулу заклинания (потому он и зовется знахарем, ведьмой), способен призвать потусторонние силы и заставить их работать на себя.

        Рассказы о случайных встречах или сознательном колдовском общении с домовыми, банниками, лешими, водяными, русалками, полудницами и т.д. называются быличками. Рассказчик и его слушатели уверены, что подобные истории чистая правда, быль. Смысл и назначение таких историй - научить слушателя на конкретном примере, как надо или не надо себя вести в той или иной ситуации при встрече с нечистой силой. Былички служат живой иллюстрацией ко всей системе народной мифологии. Поговорим о ней подробнее.

        Зачитать: В отличие от объективного научного описания вселенной фольклорное мировоззрение принципиально субъективно. Пространство в фольклоре обжито, одушевлено, мифологизировано. Дом и баня, двор и улица, село и лес, поляна и болото распределены между человеком и потусторонними существами (банниками, овинниками, лешими, водяными). Да и в самом доме человеческому красному углу противостоит запечье, подпол и сени, где хозяйничает домовой.

        Подобно пространству мифологизировано в народном сознании и время, что отражается во множестве календарных обрядов и поверий. В полдень по народным представлениям нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь и того опасней выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище. На закате плохо браться за новую работу, не следует начинать новой ковриги хлеба, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому.

        Составление таблицы.

        Учит угадывать задуманное.

        5. Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

        Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

        6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.

        Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

        7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми.

        Весело учить малыша жестам, навыкам.

        V Закрепление.

        Фольклор – искусство слова.

          1. Дай пояснение следующим терминам:

        Фольклор -

        Фольклористика -

        Фольклористы -

        Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу. Мини-сочинение.

        «Фольклор – особый вид искусства, т.к.»

          1. Заполни таблицу

            Подготовь устное сообщение на тему "Сходство и различия между фольклором и литературой", используя данную таблицу как план.
              1. Закончи высказывание:

            Фольклор и литература – 2 отрасли словесного искусства, они

            Закрепление 2 урок

            Работа с учебником: Основные жанры фольклора. Заполнить схемы.

            Эпос

            Лирика

            Драма

            Малые нелирические

            жанры

            VI Подведение итогов. Оценивание.

            VII Домашнее задание. Стр.9-11 (чтение). Письм.отв.на вопросы 4,5.

            Чтение статей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!