Кто главные герои рассказа бежин луг. И.С. Тургенев "Бежин луг": описание, герои, анализ произведения. Утро и возвращение домой

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.

В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми. Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

Совпадение или предзнаменование?

Согласованность дискурса, сказал Серто, зависит, прежде всего, от конкретных практик. В этом контексте видимость Медоуза в самых разнообразных общественных местах заставила их рассматриваться как своего рода «живые модели» элегантности и вежливости нового города, которые постепенно заменяли старые. Эта попытка построить настоящее и будущее для Сан-Паулу и Бразилии будет продолжена, как мы увидим, хотя и по-разному, его сыном Пауло Прадо вместе с другими членами семьи и так называемыми модернистами из.

В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал‑то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую‑то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что‑то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из‑под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

В возрасте 20 лет, вскоре после окончания учебы, Пол отправился в Европу и поселился в Париже со своим дядей Эдуардо на Рю де Риволи в двухэтажной квартире с видом на сад Тюильри и Лувр. Зачарованный Старым Миром, он остается в Европе дольше, чем хотела бы семья.

Но вскоре он возвращается жить в Париже. Но он не отказывается от своей оценки Парижу, его изысканности и искусства: он трансформирует свои поездки в Париж в ежегодные сезоны. На протяжении нескольких своих европейских сезонов Пауло Прадо принимает бразильские экраны Пабло Пикассо, Фернанда Леже, Франциска Пикабии и Жоржа Руо, которые составят свою личную коллекцию в Сан-Паулу. Среди них не только работы Леже и Альберта Глейсеса, которые в период преподавали Тарсила, но также Пол Сезанн, Лазар Сегал, Роберт Делоне и Тарсила.

Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.

Паулу Прадо, похоже, хочет создать посредничество между консервативными элитами Бразилии и эстетическим обновлением Парижа. Неудивительно, что он первым привез в страну кубистский холст, живопись его друга Фернана Легера, который по иронии судьбы будет висел вверх ногами в его зале на Авениде Хигиенополис в Сан-Паулу. Пауло подходит к Леже, вероятно, через Тарсила до Амарала и Освальда Андраде, которые также представляют его авангардным поэтом Блейзом Сендрарсом.

По словам Блейза Сендрарса, Павел Прадо знает Ле Корбюзье, одного из величайших пионеров современной мировой архитектуры. Когда он подошел к Ле Корбюзье, Пол финансировал поездку архитектора в Бразилию, так же, как он финансировал работу Цендрара, помимо того, что был великим бразильским цицероном из двух.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим. Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Известный для получения заказов на жилые проекты в Париже, Ле Корбюзье даже разрабатывает проект, направленный на реформирование резиденции Павла в Сан-Паулу под руководством архитектора Грегори Варчавчика, который уже принял на себя знамя современной архитектуры в Бразилии. В квартире Эдуардо Веридиана знакомится с Афонсу Ариносом, Эсой де Квиросом, Оливейрой Мартинс, Барао Рио Бранко, Хоакимом Набуко, Домисио да Гамой, Олаво Билаком и Граса Аранхой. «Группа привилегированных духов», как Пауло Прадо определит их, спустя годы, после встречи с ними и через дядю Эдуардо.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

Помимо того, что он был близким другом дяди Пауло, Эдуардо, а затем его бабушки, Веридианы, Граса Аранха не только поддерживает неофициальный, но и публичный брак с Назаретом Прадо, сестра Пола, участвуя в семейных начинаниях. В контексте, в котором город все еще не учитывает культурные учреждения, залы приобретают новое значение, они являются истинными «институтами» в смысле пропагандистов событий и культуры. По воскресеньям их обеды становятся местом встреч для интеллектуалов, художников и поэтов, которые находят последние новости из Европы, между беседами, которые шли от Пруста до основания Демократической партии, через Неделю современного искусства и проблемы кофе.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

По словам Марио де Андраде, зал Пауло является наиболее отобранным периодом и самым длинным. Освальд де Андраде идет дальше и говорит, что именно во время этих обедов «модернизм» «разработан». Это, следовательно, событие, спонсируемое фигурами, принадлежащими к традиционным элитам государства. Богатый и изысканный круг, среди которых Пауло, его брат Антонио Хуниор и его двоюродный брат Мартиньо. С его престижем, Марио де Андраде объясняет, Пауло «открыл список вкладов и потащил за собой своих аристократических сверстников и больше, чем его фигура».

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

В текстах, написанных тремя, Неделя не только с энтузиазмом разглашается, но и начинает рассматриваться исключительно в терминах Сан-Паулу. В торговле, как в футболе, в богатстве, как в искусстве, Сан-Паулу идет вперед. Несмотря на то, что Пауло Прадо немного запоздал, он также восстает в похвалах, положительных впечатлениях и намеках на основополагающий характер современного искусства. Таким образом, Павел защищает «современный» как обязательно «национальный», превращая Паулиста в главного героя, с авангардом и превосходной ролью в сюжете истории нации.

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

Под его руководством бывшее академическое тело, сначала безразличное, а затем даже слегка враждебное к модернистам, сочувствует движению. Хотя они породили несколько работ, идеи Пауло Прадо об искусстве и литературе создаются в постоянном диалоге с его историческими тезисами, некоторые дополняют и освещают другие, как мы увидим. В то же время он публикует неопубликованные документы о колониальном периоде, а также публикует, как видно, редакционные статьи, статьи и обзоры в важных периодических изданиях, участвует в создании и контроле над модернистскими журналами.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Несмотря на то, что многие из этих модернистских изданий пережили не более нескольких цифр, можно сказать, что они были частью повседневной жизни населения. принимая на себя важную роль в интеллектуальной жизни Сан-Паулу, в то время доминировала «великая пресса», в которой Прадо также освящает и передает свое интеллектуальное производство. В редакционной статье «сложная и преувеличенная плодовитость» фиолетовой земли появляется как источник «всего, что является мечтой о новаторском воображении: сахар, кофе, небоскребы, электропоезда, парфюмерные запуски, политические справочники, автобусы и даже литературный».

Характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

Таким образом, модернизм укрепляет веру в превосходство Сан-Паулу, превращая его в синоним культурной самобытности, несмотря на то, что по всей стране появляются различные движения модернистских стилей. Районализм Сан-Паулу пытается навязать другим справедливо отрицанием его местного характера, травестидо национального. Для этого важно восстановление фигуры бандиранты.

Затем подчеркивается образ «локомотива нации», поскольку большая привлекательность бандиризма вызывает неявное соблюдение веры в превосходство Паулисты, идеализированное как «локомотив, потягивающий пустые вагоны». Возобновление образа доблестного искателя авантюристов - также называемого «Мамелуко», «людей Сан-Паулу» или «португальцев Сан-Паулу» - вслед за этим было совершено занятие интерьером и бразильскими нагорьями, продукт нового контекста, отмеченный обширными и глубокими изменениями, которые привели к кризису институтов Второго Царства.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Как показывает нам Адриан Горелик, есть улица с двусторонним движением, в которой города и их представительства взаимно производятся. В Сан-Паулу начали концентрироваться не только промышленные владельцы иностранного происхождения, но и мелкие и средние фермеры, а также большое работающее население, в основном состоящее из иммигрантов. Более того, доминирующие сектора Старой Республики сами формируют элиту, которая отнюдь не является однородной, характеризующейся спорами, такими как между фермерами кофе, расширяющейся городской промышленной буржуазией и иностранным капиталом.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Все это свидетельствует о преобладающей степени социальной напряженности, к которой добавляется существование «опасного и враждебного населения», состоящего не только из слабо ассимилированных иммигрантов, но и из чернокожих, мулатов, мигрантов и других «изгоев» общества, Таким образом, хотя «официальный город» не хотел видеть этот «популярный город», который появился на его стороне, можно сказать, что олигархия кофе начинает сталкиваться с кризисом, навязанным обществом, которое оно способствовало развитию.

Эта игра оставила бы мало людей. Возьмем в качестве примера образ, включенный в семейство Прадо, о «потомках старых бандирантов», как описано в тот же период, редакторе штата Сан-Паулу. Эти «потомки старых бандирантов» начинают жить, причем не всегда согласные, с «новыми бандирантами», в их большинстве итальянцев, «детьми других трансатлантических бандитантов нашего времени». Подобные представления, похоже, не могут заменить друг друга, часто напряженные. По его словам, летописцы Педро Такес и Фрай Гаспар вместе с поэтом Клаудио Маноэлем да Костой были бы ответственными за то, чтобы подчеркнуть «лояльность, великодушие, благородство авантюристов Пиратингинга, проследив за ними обычный профиль, прошедший потомство».

Третий мальчик, Ильюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

В конце концов, как указано в первой статье журнала института, «история Сан-Паулу - это самая история Бразилии». Отсутствуют конкретные исследования черных рабов и их потомков, в то время как Мамелуко становится основой расовой и культурной самобытности Сан-Паулу. Тишины, подобные этим, как мы хорошо знаем, многое раскрывают о механизмах манипулирования коллективной памятью.

Почти все историки и интеллектуалы периода начинают свои собственные версии значения движения флажков Сан-Паулу, проявляя в своих произведениях неявно или явно гордость за линию. Эти два произведения в этом смысле нельзя рассматривать отдельно, поскольку для Павла нация зависит от провинции. Таким образом, Паулу Прадо спасает в обеих книгах смешение с индийцем как символ силы Сан-Паулу. Мамлюкский «штамп», объясняет он, затем становится «аристократической записью чистого Паулиста». Процесс сегрегации дал бы «Паулиста» «конкретную особенность»: изолированную от остальной части страны, португальцев и коренных народов были смешанными, а «чистота» поддерживалась через наследственность и инбридинг.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Таким образом, в виде «сверхчеловеческой борьбы» условия окружающей среды, расы и образования готовят и ласкают «провиденциального героя» в стиле бандитантов Сан-Паулу. Многие исследователи видят в этом появлении фигуры бандитанты в контексте конкретного тогдашней республики попытку построить региональный эпический дискурс, который позволил бы интегрировать возникающие сегменты в одну и ту же историческую идентичность. С этой точки зрения мифическая функция бандиранте была бы формой примирения иностранных и национальных, прошлых и настоящих, традиций и современности.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.


Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!