Я пришел е тебе с приветом. Я пришел к тебе с приветом фет

Страница 1 из 4

Кавказский пленник (повесть)

1
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «Ив самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша - и жениться можно».
Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят - дожидаются.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..»
Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьём, и говорит:
- Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
Подумал Жилин и говорит:
- А ружьё заряжено?
- Заряжено.
- Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.
И поехали они вперёд по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.
Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:
- Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы, и не увидишь.
А Костылин говорит:
- Что смотреть? Поедем вперёд.
Жилин не послушал его.
- Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну.
И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил); как на крыльях взнесла его на кручь. Только выскакал, глядь - а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами - человек тридцать.
Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:
- Вынимай ружьё! - а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».
А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, - закатился, что есть духу, к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.
Жилин видит - дело плохо. Ружьё уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад к солдатам - думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро.
Под ним лошадь добрая, а под теми ещё добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит.
Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружьё наготове.
«Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».
А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху, - навалилась Жилину на ногу.
Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, - да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили, деньги, часы вынули, платье всё изорвали.
Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами, - до земли не достаёт; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь чёрная - на аршин кругом пыль смочила.
Один татарин подошёл к лошади, стал седло снимать. Она всё бьётся, - он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепенулась - и пар вон.
Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло; а чтобы не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.
Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.
Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.
Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, - да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.
Стало смеркаться. Переехали ещё речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки.
Приехали в аул. Послезали с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него.
Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришёл ногаец скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин.
Принёс работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.
Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лёг.

2
Почти всю эту ночь не спал Жилин. Ночи короткие были. Видит - в щёлке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть.
Видна ему из щёлки дорога - под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле неё. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит, хвостиками подёргивают. Видит - из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведёт бритого, в одной рубашке. Прошла татарка в саклю с водой, вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете шёлковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, чёрная, назад заломлена. Вышел, потягивается, бороду красную сам поглаживает. Постоял, велел что-то работнику и пошёл куда-то.
Проехали потом на лошадях двое ребят к водопою. У лошадей храп мокрый. Выбежали ещё мальчишки бритые, в одних рубашках, без порток, собрались кучкой, подошли к сараю, взяли хворостину и суют в щёлку. Жилин как ухнет на них: завизжали ребята, закатились бежать прочь, только коленки голые блестят.
А Жилину пить хочется, в горле пересохло; думает: «Хоть бы пришли проведать». Слышит - отпирают сарай. Пришёл красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие, толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.
Красный татарин вошёл, проговорил что-то, точно ругается, и стал, облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина. А черноватый - быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит - подошёл прямо к Жилину, сел на корточки, оскаливается, потрепал его по плечу, что-то начал часто-часто по-своему лопотать, глазами подмигивает, языком прищёлкивает, всё приговаривает:
- Корошо урус! Корошо урус!
Ничего не понял Жилин и говорит:
- Пить, воды пить дайте!
Чёрный смеётся.
- Корош урус, - всё по-своему лопочет.
Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша - и жениться можно».

Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.


Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят - дожидаются.

Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..»

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:

А ружье заряжено?

Заряжено.

Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.

И поехали они вперед по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.

Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:

Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.

А Костылин говорит:

Что смотреть? поедем вперед.

Жилин не послушал его.

Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну.

И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил); как на крыльях взнесла его на кручь. Только выскакал, глядь - а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами, - человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

Вынимай ружье! - а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнешься - пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар - закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

Жилин видит - дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад к солдатам - думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове.

«Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху, - навалилась Жилину на ногу.

Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, - да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали.

Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами, - до земли не достает; в голове дыра, и из дыры так и свищет кровь черная, - на аршин кругом пыль смочила.

Один татарин подошел к лошади, стал седло снимать. Она все бьется, - он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепанулась, и пар вон.

Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло; а чтобы не упал, притянули его ремнем за пояс к татарину и повезли в горы.

Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.

Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.


Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, - да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.

Стало смеркаться. Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки.

Приехали в аул. Послезли с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него.

Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришел ногаец скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин. Принес работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.

Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай: толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лег.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, который известен каждому читателю в качестве одного из представителей русской классической поэзии, уникально. В данной статье каждый заинтересованный читатель сможет найти анализ стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом», которое стало одним из очень многих шедевров, вышедших из-под пера русского классика «золотого века» литературы.

Немного о стихотворении

Стихотворение написано в 1843 году. Это произведение поэт посвятил своей возлюбленной - Марии Лазич. Несмотря на то, что поэт не собирался жениться на девушке, она была для него идеалом нравственности. Когда возлюбленная скончалась, Афанасий переживал тяжелое потрясение. Именно под воздействием своих чувств поэт написал данное произведение.

Перед тем, как приступить к анализу «Я пришел к тебе с приветом», нужно понять, о чем пишет автор в своем стихотворении.

Каждому, кто хоть немного знаком с творчеством российского классика, известно, что Афанасий Фет - настоящий лирик, который способен выражать свои чувства, связывая их с природными явлениями. Та легкость, которая присутствует во всех произведениях поэта, заставляет прочувствовать все эмоции, которыми была полна душа Фета. Эта романтичность, с которой он описывает родные края, находя красоту во всем, стала одним из первых шагов к появлению такого направления литературы, как чистая поэзия.

Прочитав произведение Афанасия Афанасьевича, важно выделить три основные темы, которые затрагивает поэт. Такими составляющими стихотворения стали: любовь, природа и красота.

Несмотря на то, что очень многие поэты, которых мы сегодня называем «классиками золотого века литературы», обычно обозначали четкую грань между данными проблемами, у Фета все эти три темы тесно переплетены между собой. К такому выводу мы приходим, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом». В стихотворении поэт изображает картину так, что невозможно представить любовь без красоты, природу без любви или красоту без природы. Для того, чтобы воспринимать стихотворение в соответствии с задумкой автора, нужно понимать эту удивительную черту всего творчества Фета.

Особенности стихотворения

Главной особенностью произведения, которую можно наблюдать во время анализа «Я пришел к тебе с приветом», стало обычное описание природы в тех красках, которые действительно присутствуют в реальности. Причиной этому стал тот факт, что сам Афанасий Афанасьевич придерживался в своем творчестве такого направления, как чистая поэзия. Именно поэтому первые две строфы говорят о пробуждении природы, а последующие две - о чувствах лирического героя.

Выразительные средства, которые использовал поэт

Говоря о красках, встречающихся в действительности, имеется в виду описание природы, ее состояния в разные времена года. Производя анализ «Я пришел к тебе с приветом» можно заметить, что автор использует такие литературные выразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворения. При этом, сам образ природы не искажается - изображение становится легким, воздушным, возможно, более ярким: солнце затрепетало по листам "горячим светом", лес полон "весенней жаждой", причём проснулся он "веткой каждой".

Кроме того, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом», важно заметить, насколько тесно поэт связывает чувство любви с природными явлениями, что создает особенную красоту, как и самого изображения природы, так и романтичного настроения самого лирического героя: "Отовсюду на меня весельем веет".

Направление и жанр стихотворения

Несмотря на то, что произведение «Я пришел к тебе с приветом» часто относят по смысловому направлению к разряду любовной лирики, говорить об этом однозначно нельзя. Уже было сказано выше, что стихотворение включает в себя элементы и других направлений. Несомненно, произведение относится к лирической поэзии, но из-за смысловой многогранности, не стоит считать, что поэт пишет исключительно о любви.

Читая строки стихотворения, можно увидеть, как автор воспринимает природу. Все явления, которые происходят независимо от воли человека, Афанасий воспринимает как нечто великое. То есть, можно сделать вывод, что для поэта и сама природа является отдельным живым существом, которое имеет свои желания, потребности, характер и особенную манеру поведения.

Вчитываясь в строки произведения, важно заметить, какое внимание Афанасий уделяет мельчайшим деталям. Благодаря такому изображению окружающей среды, картина сразу приобретает другой вид. Столь повышенное внимание ко всем деталям, которые, на первый взгляд, абсолютно не играют никакой роли, стало не только отличительной чертой данного шедевра русской классической поэзии, но и удивительной особенностью всего творчества Афанасия Фета.

Общий вывод по стихотворению

Произведя полный анализ «Я пришел к тебе с приветом» Фета, можно сделать общий вывод. Целью творчества Афанасия Афанасьевича Фета стало не просто описание прекраснейшего природного ландшафта, а восхваление всей русской природы, которая отличается особенным разнообразием. Поэтому удается описать родную культуру так, что в каждого читателя проникает эта любовь к родной земле, ко всем ее красотам.

Афанасий Фет точно дает понять каждому читателю то, что самая главная красота заключена именно в природе, в невероятных пейзажах, и только потом в самом человеке. Это можно понять по тому, как автор ставит на первое место тот факт, что человек - лишь небольшая составляющая природы, ее часть, ее дитя.

Стихотворение Афанасия Фета “Я пришел к тебе с приветом” – это бессмертные строки, которые одинаково понятны читателю любого возраста. А краткий анализ “Я пришел к тебе с приветом” по плану помогает еще глубже проникнуть в лирический мир, созданный поэтом, узнать тонкие детали и историю создания этого произведения. Его использование на уроке литературы в 5 классе позволит лучше раскрыть тему.

Краткий анализ

История создания – написано “Я пришел к тебе с приветом” в 1843 году и почти сразу опубликовано в журнале “Отечественные записки”.

Тема стихотворения – любовь и природа: Фет обращается к возлюбленной с рассказом о своих чувствах и прекрасном утре.

Композиция – двухчастная: первые две строфы поэт посвящает описанию природы, вторые две посвящены любовной теме.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитеты горячий свет”, весенняя жажда” .

Метафоры “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .

Олицетворения “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .

Сравнение “с той же страстью, как вчера” .

История создания

Афанасий Фет был ярким романтиком русской литературы. Он тонко чувствовал природу, но мог передать и любовное томление. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”, написанное в 1843 году, – яркое тому подтверждение.

Кому посвятил двадцатитрехлетний поэт трепетные строки – неизвестно до сих пор. Однако это и неважно, поскольку самое главное – это то, как он сумел передать чувство, которое он испытывает к своей возлюбленной. Двадцать три года – это возраст, когда человек любит уже сознательно, но при этом любовь его не омрачена общественными предрассудками и условностями. И хотя он тщательно скрывал имя своей дамы сердца, тот факт, что он обращается к реальной женщине, неоспорим.

Произведение получилось прекрасным и искренним, так что неудивительно, что в журнале “Отечественные записки” оно появилось в том же году, когда и было создано.

Композиция

Этот стих состоит из двух частей. В первой Афанасий Афанасьевич рисует картину природы, которая радостно встречает утро. А поскольку описывает он эту картину для той, в которую, очевидно, нежно влюблен, то и восхищение красотой окружающего мира окрашивается в самые нежные и чувственные оттенки. Солнце, как олицетворение жизни, посылает горячий свет, который трепещет по листам, пробуждая лес. А поскольку описываемое в стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” время года – это весна (на что Фет указывает прямо), то пробуждение природы невозможно не связать с пробуждением чувства.

И именно о нем поэт говорит во второй части, которая так же, как и первая, состоит из двух строф. Он рассказывает о своей любви, просто и искренне, без пафоса и красивостей. Сообщая любимой, что его чувства не изменились, лирический герой напрямую связывает это счастье с творчеством – в нем уже “зреет песня”.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики поэта. Он очень естественно передает все те чувства, которые испытывает его лирический герой. Юноша не просто восхищается красотой весенней природы или испытывает восторг от встречи с любимой – для него два эти чувства совершенно естественным образом сливаются в одно.

Афанасий Афанасьевич использует для воплощения своей творческой идеи четырехстопный хорей, который позволяет, с одной стороны, просто и без прикрас передать настроение, а с другой делает произведение подобным разговорной речи, как если бы он действительно разговаривал с таинственной девушкой. Перекрестная рифма усиливает это впечатление.

Средства выразительности

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда” .
  • Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
  • Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
  • Сравнение – “с той же страстью, как вчера” .
Афанасий Афанасьевич Фет - человек, которому на своём жизненном пути доводилось признавать поражение, познавать горечь утраты возлюбленной женщины, создать шедевры русской литературы.
Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Фет как противоречивая личность в искусстве и жизни

Жизнь русского лирика сопровождалась любовными тайнами, детективными перипетиями, которые однажды он назовёт сюжетами его сложного романа. Дух приключений присутствовал в судьбе писателя до его рождения. Мать Афанасия, будучи в положении, устраивает с возлюбленным побег и покидает законного мужа, который был отцом её ребёнка.

При рождении мальчик получает дворянскую фамилию Шеншин, которая принадлежит любовнику матери. Когда юноше исполняется 14 лет, его постигает роковой удар, отбирают самое важное в жизни - фамилию отчима, а также привилегии дворянства.

После таких событий Фет одержим идеей вернуть свою фамилию, которая определяет его как привилегированного человека в обществе. Будучи студентом, он отдал предпочтение философии, поэтому поступил в Московский университет.

В студенческие годы поэт знакомится с такими литераторами как Яков Полонский и Владимир Соловьев. После окончания университета поэт не забывает о призвании отвоевать дворянский титул и отправляется на военную службу.

Любовь всей жизни Мария Лазич настигла лирика на службе, вопреки безудержной страсти, возлюбленная не получает предложение. Афанасий не представлял свою жизнь с человеком, у которого нет материального достатка, и прекратил отношения с Марией.

Следующим роковым ударом была смерть возлюбленной. После этого Афанасий до конца жизни не смог успокоить то море боли и утраты, которое бурлило в его сердце.

Поэт боготворил образ любимой, она была его музой. Когда автор вспоминал о её смерти, горькие слезы отравляли ему душу. Изучив стихотворения поэта можно проследить тему трагической любви.

Фет из тех творческих личностей, кто делал « искусство ради искусства ». Его жизненный путь, где он стремился одержать материальный достаток и женился на непривлекательной, но состоятельной женщине, отличался от творческой жизни.

Лирик призывал оценивать его стихотворения по законам искусства, а не определять, какую социальную ценность они имеют. Главные мотивы творчества Афанасия - воспевание красоты природы и чистой любви. Техника написания творений Фета импрессионисткая. Здесь отсутствует описание картины в целом, автор будто вспоминает отрывки из того мгновения, котрое поразило его.

Лирика поэта полна ассоциативных элементов. Когда поэт выбирает предмет, имеется ввиду не его прямое значение, а какие чувства и эмоции он вызывает. В стихотворениях Фет использовал приём звукописи, поэтому при прочтении текст отличается мелодичностью, легко ложиться на ноты.

Смерть Фета наступила после неудачной попытки самоубийства, он остался в памяти многих как противоречивая личность, интерес к которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Анализ стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом »


В тексте присутствуют предметы поэзии: песня, любовь и природа. У Фета понятие красоты заключается в этих трёх существительных, незаменимых и неразделимых. Подтверждение тому строки:

Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова.

Рассказать, что лес проснулся
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся

Главными элементами выступили слова и сочетания – «песня», «привет», «счастье», «солнце», «трепет листьев», «свет». Эмоциональный контекст каждого из этих элементов имеет что-то общее, образует воодушевлённость юноши - любовь, веселье, радость.

Фет активно применяет особенности, которые помогают представить картину:

Эпитеты – «весенней жаждой», «горячий свет»;

Олицетворения – «лес проснулся», «солнце по листам затрепетало»;

Метафоры – «песня зреет», «душа счастью служит готова»;

Аллитерации - повторения звуков «с» и «в».


Такие приёмы помогают вообразить весеннее пробуждение, услышать шелести листвы, ощутить ветер, который носится по лесу.

Следует отметить, что это произведение из четырёх строф, к которым автор применил психологический параллелизм - четкое соответствие строф друг другу. Прочитав первые две строфы, читатель погружается в весеннее утро. Последующие строфы повествуют о переживаниях героя, о его душевном состоянии.

Первое четверостишие - это описание солнца, которое пробудило всех вокруг. Фет использует эпитет «горячий», вознося роль солнца. В последней строке «по листам затрепетало» автор воспользовался ассоциативным приемом, с помощью него читатель может прочувствовать все эмоциональные оттенки текста. Во втором четверостишие рассказывается о мгновении, когда энергия солнца пробудила весь лес. Оживление выражается в чувствах лирического героя, его весенней радости.

Третье четверостишие переполнено лучами солнца, весенними радостями, которыми заряжается лирический герой.

Заключительное четверостишие, как последние взмахи кисти, усиливает значение предыдущих строф, подчеркивает душевную радость, веселый настрой героя, восхваление песни. Фет сосредотачивает внимание читателя именно на последних словах, потому в них и расположена главная мысль стихотворения.

Если природа расцветает и пробуждается, то и человеческой душе передаётся состояние окружающего мира. Фет предоставил читателю образ лирического героя, который чувствует себя частью этого мира, желает делиться со всеми лучшими эмоциями, а сердце его полно любви.

Особенности стихотворения « Я пришёл к тебе с приветом »

В лирике Афанасия во все времена особое место занимало красочные описание слов в непривычном для них значении, а также стремление поделится душевной радостью с читателем. В произведении читатель наблюдает как слова «весна», «солнечный свет», «счастье образует мелодию» - все это олицетворяет душу поэта, как песню юнца, который окрылён чувством любви и радости. Автор также смог подобрать слова, которые способствуют усилению весенней атмосферы – «весельем веет», «затрепетало».

Стихотворение состоит лишь из одного предложения для того, чтобы создать эффект целостности воссоединения природы и человека. Для написания стихотворения поэт выбрал двусложный хорей, который в союзе с женской рифмой добавляет песенные мотивы, отсюда и музыкальность, нежность произведения.

Произведение «Я пришел к тебе с приветом» - это история гармонии любви, весны и человека, которая существует на одном дыхании, как лёгкое дуновение ветерка, определенное мгновение, в котором хочется остаться навсегда. Данное стихотворение - это мир, в котором у автора всё хорошо, это место, где он может не думать о любовной утрате.

Каждая строка вызывает восхищение и желание постигнуть то чувство, которое обрёл лирический герой. Фет подарил русской литературе светлую сказку о счастливом человеке, который наслаждается каждым мгновением.

Когда Афанасий Афанасьевич решил прийти с приветом?

Стихотворение стало для русского лирика поэтическим манифестом, монолог окрылённого юноши к любимой. Это произведение искусства появилось в 1843 году, тогда Афанасию было 23 года. В своём творчестве он передал всю нежность и романтизм того возраста. В этот период жизнь юнца ещё полна бесстрашия человеческого осуждения, смелости любовных поступков.

Произведение сыграло важную роль в творчестве Фета. Поэт создал шедевр как гимн о вечной любви, которая никогда не угасает и всегда с героем. Впервые читатель ознакомился с ним в журнале, который назывался «Отечественные записки». Публикацию расположили на первой странице в качестве заглавия, и это о многом говорит. Журналы на такое место располагают только те материалы, которые они оценили по достоинству, считают достойным для публикации на самом видном месте. Эта публикация в очередной раз подчеркнула значимость вклада Фета в русскую литературу.

Фет - человек с двумя жизненными историями

Фет – это консерватор по жизни, который определял счастье как материальное богатство. Он является лириком, который воспел чистую любовь к природе. Мир поэзии для Фета был абстракцией от внешнего мира, проблем, социальных противоречий.

Несмотря на то, что симпатизировать как человек он мало кому мог, зато как поэт сумел покорить ни одну человеческую душу своим творением. В то же время неоднократно его творчество поддавалось критике, ведь не всем нравится читать о светлом и прекрасном чувстве.

Некоторые хотели в стихотворениях лицезреть социальные, актуальные злободневные темы, именно этого поэт избегал. В своём мире поэзии он чувствовал уют, чего был лишён в реальной жизни. В стихотворениях Афанасия Фета живёт он сам, и шедевр «Я пришёл к тебе с приветом » тому подтверждение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!