Язык телодвижений в публичной речи. Используем жесты в публичной речи

Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, вам понадобятся эти 9 навыков. Их можно приобрести, тренируясь самостоятельно или окончив курсы ораторского мастерства .

  1. Оратор-мастер следит за выражением лица

Оно не менее важно, чем движения и жесты. Мимика и взгляд помогают донести немалую часть информации.

Кристен Стюарт – известная актриса, чье невыразительное лицо стало предметом насмешек.

Не берите с нее пример.

2. Оратор-мастер не двигается непрерывно

  1. Оратор-мастер использует для жестикуляции все пространство вокруг себя

Жестикуляция в публичном выступлении должна включать как широкие движения, так и мелкие. Но многие ораторы скованы. Они двигают руками только перед собой и, может быть, отводят их в стороны. Но есть немало ситуаций, когда нужно использовать все пространство.

Например, вы презентуете аудитории экстремальные туры и рассказываете о прогулке на лодках по реке с крокодилами.

Тогда вы можете опустить руку и провести ею над полом, изображая воду, или поднять руки и провести вверх-вниз, изображая нависающие ветки деревьев. Вы можете оглядываться, показывая, что в джунглях позади слышен какой-то шорох. Это и есть использование всего пространства вокруг себя.

  1. Оратор-мастер разнообразит свои жесты

На курсах ораторского мастерства учат правильно жестикулировать. Но не используйте постоянно один и тот же жест, даже если он правильный. Эта привычка будет бросаться в глаза и отвлекать аудиторию от ваших слов.

  1. Оратор-мастер следит за положением рук

Это касается тех минут, когда вы не делаете никаких жестов. Удобное для вас положение рук может со стороны смотреться нелепо. Посмотрите видео со своим выступлением, чтобы увидеть, куда вы деваете руки, когда не жестикулируете.

У Ангелы Меркель привычка сцеплять руки на животе.

Поза стала объектом шуток. «Клей «Момент» – это не игрушка!» – гласит одна из них.

  1. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью

У многих ораторов есть привычка подчеркивать все важное, размахивая указательным пальцем. Барак Обама , хоть и прекрасный оратор, иногда злоупотребляет этим.

Это подсознательно воспринимается как угроза. Лучше жестикулировать открытой ладонью, вот так:

  1. Больше аудитория – шире жест

Если вы выступаете перед тысячами людей на какой-нибудь церемонии открытия, вам понадобятся очень широкие жесты. Аккуратные движения руками, как на небольшом совещании, не подойдут. Их просто не разглядят. Чем больше людей перед вами, тем шире должны быть жесты.

Кроме того, соизмеряйте свою энергию с энергией аудитории. Если вы выступаете перед группой усталых или пассивных людей, не начинайте сразу говорить громко и энергично. Это их отпугнет. Постепенно расшевелите их, набирая обороты.

  1. Оратор-мастер улыбчив

Улыбку замечают сразу. Благодаря ей вы произведете хорошее впечатление, еще не начав говорить. Не забывайте о ней.

Всегда помните об этих навыках, проводите ли вы совещание или выступаете с речью перед компанией друзей. А курсы ораторского мастерства помогут отточить любой из них. Удачи!

Все мы знаем, что невербальные проявления всегда очень точно отражают состояние человека. Через невербальный канал (жесты, мимика, положение в пространстве) передается до 80% информации. Даже не изучая специальные разделы психологии, мы можем определить насколько комфортно или дискомфортно нашему собеседнику. Точно также мы сразу видим неуверенность или надменность оратора.

Когда готовимся к выступлению, мы, конечно же, хотим выглядеть уверенными и доброжелательными, однако наше тело может выдать нас в самый неудачный момент. Именно поэтому стоит заранее уделить внимание проработке своей позы и жестикуляции. Жестами и мимикой управлять тяжело, однако же, возможно, если уделить этому некоторое время.

В этой статье мы разберем особенности поведения, которые характеризуют оратора как успешного и доброжелательного, и рассмотрим некоторые ошибки, которые выдают неуверенность или, напротив, самоуверенность.

Жесты, мимика и положение в пространстве, которые помогут расположить аудиторию:
1. Доброжелательное выражение лица

Конечно, первое, что вы должны постараться выразить – это ваше теплое отношение к аудитории. Доброжелательность выражается в спокойной мимике, легкой улыбке, открытом взгляде. Не пытайтесь выглядеть слишком серьезно (если, конечно, это не часть вашего образа), помните, что публика более всего любит живых, открытых, заинтересованных ораторов. Нужно избегать и другой крайности – чрезмерно веселого или фамильярного поведения. Вы в любом случае должны быть вежливы и воспитаны, соблюдать общепринятые нормы.

2. Взгляд на слушателей

Еще раз напомню, что мы ни в коем случае не смотрим в пол/стену, не смотрим только на одного человека из зала. Старайтесь охватить взглядом весь зал, включая самые крайние точки и задние ряды. Переводите взгляд от одного слушателя к другому, рассказывая как бы каждому по очереди. Представьте, как бы вы рассказывали то же самое компании своих друзей? Вы бы старались удержать зрительный контакт с каждым из них, чтобы донести суть своего рассказа. Точно также вы должны стараться донести свою речь до каждого сидящего в зале.

3. Поза спокойная, открытая

Старайтесь не скрещивать руки и ноги, не стоят в полоборота к залу. Движения должны быть спокойные, плавные, без суетливости. Это один из наиболее сложных пунктов, так как в непривычной ситуации у вас может появиться ощущение, что вас некуда деть руки, что вам нужно бесконечно поправлять волосы или одежду, будет чесаться нос или ухо. Чтобы избежать подобных неприятных неожиданностей, отрепетируйте заранее не только сам текст, но и позу, жесты. Помните, что ваши жесты должны быть более выражены, чем в обычной жизни. Они должны быть шире, больше, для того, чтобы вас было хорошо заметно всей аудитории.

4. Выгодное положение в пространстве

Ваше расположение может считаться удачным, если вас хорошо видно максимальной части аудитории. Выбирайте положение по центру помещения, или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача – расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всех зрителей.

5. Жестикуляция и перемещение по залу

Для того чтобы сохранить внимание аудитории, а также создать ощущение непринужденного общения необходимо уместно жестикулировать и перемещаться от одной части аудитории к другой. При помощи жестов вы сможете подчеркнуть смысл сказанного, обратить внимание на самое важное. Перемещение позволит вам дополнительно привлечь внимание тех участников, которые начали утомляться. Например, когда вы видите, что у вас заскучала одна из частей зала, вы можете просто подойти ближе к этим участникам. Далее, вы можете переместиться уже к другой части, уделяя тем самым внимание всем участникам.

Частые ошибки ораторов:
1. Безэмоциональность оратора

Это одна из самых частых ошибок, которую мы можем наблюдать у ораторов. Часто за отсутствием эмоций скрывается волнение, попытка совладать с волнением и подавить свою тревогу. Однако, это не лучший способ, так как аудиторию быстро теряет интерес к монотонной речи, и выступление превращается в пустую трату времени как для оратора, так и для публики.

2. Отсутствие жестикуляции/чрезмерная жестикуляция

В любом деле важна золотая середина, в том числе и в активности оратора. Если выступающий долгое время стоит в статичной позе, не жестикулирует и не подает других признаков жизни, аудитория теряет к нему интерес. Если он двигается чрезмерно много и активно, он начинает нервировать окружающий и отвлекать их от сути выступления.

3. Нервные жесты

Очень часто в стрессовой ситуации у нас появляются некоторые навязчивые движения, которых нет в обычной жизни. Это некоторые однотипные действия, которые может не замечать выступающий, однако же, будут явно заметны для аудитории. К данной категории относятся, например, следующие действия: щелкать ручкой; поправлять очки, волосы, предметы одежды; теребить в руках указку, пульт от проектора. Избежать этой ошибки вам поможет, опять же, репетиция выступления и дополнительный контроль над собой в процессе выступления. Очень полезно периодически записывать себя на камеру для того, чтобы заметить все свои ненужные жесты (о которых вам могут не сказать окружающие) и исключить их в последующих выступлениях.

4. Игра в прятки

Еще одной ошибкой оратора является попытка «спрятаться» от аудитории, то есть встать так, что бы его закрывал какой-либо предмет интерьера. Обычно прячутся за кафедры, столы, презентационное оборудование, флипчарты. Из-за неправильного положения оратор одновременно показывает свой страх или отстраненность от аудитории, а также теряет возможность управлять вниманием за счет движения и жестикуляции. Старайтесь всегда выходить ближе к публике и занимать максимально выгодной положение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что ваше поведение во время выступления должно сигнализировать о вашей уверенности и доброжелательности. Для этого вам необходимо заранее прорепетировать свое выступление, записать его при необходимости на видео, или попросить дать обратную связь кого-либо из знакомых. Узнать больше о подготовке к публичным выступлениям вы может .

Как мы можем помочь?

Если вы выступаете не часто и подготовка к важному публичному мероприятию дается тяжело, записывайтесь на . В ходе консультации отработаем все аспекты вашего публичного выступления, подготовим текст и сценарий выступления, разберем техники удержания внимания.

Согласно исследованиям ученого Альберта Мейерабиан первое восприятие об ораторе в процессе его выступления строится на 7% из вербальных средств, на 38% – за счет звуковых средств (тон, интонация), и на 55% – за счет невербальных средств (жесты, мимика).

В процессе публичного выступления оратор осуществляет коммуникацию. Последняя делится на вербальную и невербальную. Вербальные коммуникации – это все языковые средства передачи информации. К ним относится аргументация, критика, словесные выражения. Невербальная коммуникация – это все неязыковые средства передачи информации такие, как позы, жесты, мимика.

С момента первого упоминания о жестах в научной литературе ученые обнаружили и зарегистрировали более 1000 жестов. Не маленькое число. Оно значительно затрудняет классификацию жестов. Наиболее широкая классификация делит жесты на естественные (неосознанные, т.е. появляющиеся спонтанно, ими обладает каждый человек) и искусственные (осознанные, часто связаны с профессиональной деятельностью человека, например, дирижер, биржевик).

Однако в данной статье будет рассмотрена другая классификация жестов, которая делится на следующие жесты:

— ритмические;

— эмоциональные;

— указательные;

— изобразительные;

— символические.

Ритмические жесты

Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Когда человек говорит медленно, спокойно, его жесты не спешны. И наоборот, когда выступающий говорит оживленно, эмоционально, жесты активизируются.

Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания.

Эмоциональные жесты

Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т.д. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи. Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении.

Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.

Указательные жесты

С их помощью на сцене мы указываем на что-то. Если во время публичного выступления за вами доска, и вы активно с ней работаете, то все жесты, направляемые на эту доску, являются указательными. Если вам нужно выбрать кого-то из зала для продолжения речи или обратить на кого-то внимание, то вы тоже будете использовать этот вид жестов. Как правило, это движение рукой с вытянутыми пальцами в направлении цели.

Совет: жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека.

Изобразительные жесты

Такие жесты являются дополнением к речи выступающего. Это связано со сложностью изложения текста выступления. Иногда легче показать, чем объяснить. Например, вы показываете размер. Если большой, то вы разводите руки в стороны. Если маленький, то вы сужаете ладони друг к другу.

Совет: жесты должны быть открытыми, демонстрировать стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Символические жесты

Такие жесты могут передавать глубокое значение и смысл. Достаточно одного жеста, чтобы аудитория поняла оратора без слов, то, о чем бы он хотел сказать. Иными словам получается то, что символический жест заменяет слова. Например, кивок в знак приветствия или поклон как благодарность за аплодисменты.

Совет: жесты должны быть выразительными, украшающими речь.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Когда мы наблюдаем дружескую беседу двух южан, то ужасаемся, как дают они волю жестам - говорят «руками и ногами». В наших холодных краях эти анатомические отклонения находятся в большей степени под контролем. Но даже и у нас ораторы размахивают руками и наносят удары кулаками, ведут воздушный бой с невидимым врагом или хватаются за волосы, подобно вагнеровским героям. «Кажется, что некоторые ораторы занимаются боксом», -- считает Спэрджен. Мы не подражаем оратору, который, как на аукционе, угощает безвинную кафедру такими ударами, что стоящий на ней стакан с водой испуганно подпрыгивает.

Хрущев, произнося речь в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, даже снял ботинок и дубасил им по кафедре с целью энергичного подчеркивания своих мыслей, дав повод Вернеру Финку для замечания, что нельзя от неизбранного свободно властителя ожидать, чтобы он проявил себя избранным. С помощью ботинка Хрущев даже приблизительно не достиг того эффекта, который произвел столь же склонный к динамичным поступкам Мартин Лютер, расколов однажды во время проповеди в Айзенахе кулаком трехдюймовую доску, по сообщению Спэрджена.

Этих дурных привычек легко избежать, если держать свой темперамент в узде. Куда же деть руки? Лучше свободно положить их на кафедру, не удерживая все время в одном и том же положении. Некоторые ораторы потирают руки, как будто радуются тому, что одурачили делового партнера.

А теперь позитивное о жестикуляции: она может и должна сопутствовать ходу мыслей. Жесты должны быть скупыми, только тогда они действенны. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Имеются, пожалуй, жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Жестикуляцию постоянно применял во время произнесения своих речей министр экономики Шиллер. Он постоянно будто взмахивал воображаемой мухобойкой. Карло Шмид сообщает о главе оппозиции Курте Шумахере: «Он остался тем же фехтовальщиком, каким он мне показался при первой встрече тридцать лет назад, да, даже показалось, что его жестикуляция стала еще интенсивнее, еще выразительнее, полной жизни, еще более подчеркивающей сказанное словами. Как могли говорить эти руки! Быстрые, как рапира, свободно бросаемые справа налево, будто они раздирают некую завесу; пальцы, тесно сложенные вместе, будто дело заключается в проведении хитроумной операции; или, наоборот, пальцы широко растопырены веером, как бы разрывающие сеть, -- эти руки, всегда движущиеся, как пламя, которое пожирало этот могучий дух».

С жестами оратору нужно быть осмотрительным и стараться, чтобы они не бросались в глаза; он не актер. Нервные и резкие движения вызывают ощущение неловкости.

Обратите как-нибудь внимание вот на что: у многих ораторов карманы брюк -- как магнит для левой руки. Кажется, что уверенность в себе внезапно усиливается, как только рука окажется в кармане. Для публики это не лучшее зрелище. Также некрасиво засовывать пальцы в проймы жилета, как будто идет болтовня с соседом через ограду сада. Август Бебель осуждал эту дурную привычку у такого выдающегося оратора, как Лассаль. Если уж есть потребность спрятать свои руки, то в качестве убежища для них используйте карманы пиджака, как это практиковал на высшем уровне американский президент Кеннеди.

Писатель Петер Хэртлинг отозвался о Гельмуте Шмидте: «...он склонен, используя динамичные, сильные жесты из арсенала выразительного языка телодвижений, удивить своих слушателей. Он никогда не подавляет. Он хочет покорить их» (см. «Писатель подвергает испытанию тексты политиков», 1967). На возможное несоответствие между словом и жестом обратил внимание английский исследователь поведения Десмонд Моррис: «Если политик пальцем прокалывает воздух в то время, когда он говорит о мирном сосуществовании, то нам следует верить движению его руки, а не тому, что он говорит».

Президент бундестага Герстенмайер в свое время (ноябрь 1962 г.) опубликовал ответ на жалобу относительно жеста министра Штрауса, который, делая заявление перед бундестагом, засунул руки в карманы: «...нет правового положения, которое бы разрешало или запрещало федеральному министру или другому оратору перед бундестагом засовывать свои руки в карманы пиджака или брюк. Здесь вопрос такта... и воспитания... которые нельзя регулировать нормативно...» Можно быстро отвыкнуть от плохих привычек. Многие часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки или поглаживают воображаемую бороду. Нужно только сказать себе об этом, а потом контролировать себя.

Многие во время доклада ходят, заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору. Нередко ораторы издают чмокающие звуки, как будто они попутно едят вкусный компот.

Вот что говорил о жестикуляции Карнеги:

Девять десятых того, что было написано о жестикуляции, никому не нужно и не стоят даже той хорошей белой бумаги и хорошей типографской краски, которую на них потратили. Любой жест, позаимствованный из книги, будет, скорее всего, выглядеть именно как позаимствованный. Жест должен исходить от вас лично, из вашего сердца, сознания, диктоваться вашим интересом к проблеме, вашим желанием побудить других людей понять вашу точку зрения, вашими импульсами. Единственные стоящие жесты - это те, которые родились импровизированно, во время выступления. Унция непосредственности дороже тонны разных правил.

Жест нельзя выбрать по желанию, это не все равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение внутреннего состояния, такое же, как поцелуи, колики, смех и морская болезнь.

Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными. А так как все люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут непохожими, если только они будут вести себя естественно.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

а) Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

б) Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

в) Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».

г) Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница -- лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях: -- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

  • -- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
  • -- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

д) Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой. Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки -- символ непокорности. Обхватить руками голову -- признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности -- рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду?

Жест противопоставления, антонимичности -- кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.

Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.

е) Национальный характер жестов

Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками) то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это -- приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»:

Нежданов наклонил голову, а Силягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая...

О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе -- знак оскорбительный, -- а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси. Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ того, о ком рассказывает.

Нам кажется, в таком случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается -- символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны -- «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «благопристойность воспрещает театральные кривлянья».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному проявлении своих чувств, жесты несвойственны.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!