Закончить молекулярное уравнение. Примеры составления уравнений реакции ионного обмена

Одним из самых сложных правил русской орфографии – это выбор слитного или раздельного написания НЕ с разными частями речи. Как писать НЕ с различными частями речи – слитно или раздельно – говорим в этой статье. Также в статье вы найдете примеры написания слов с НЕ.

Классификация - основа результативности

Большое количество элементов трудно и неудобно держать в памяти, оперировать ими сложно - того и гляди что-то забудешь. Но стоит распределить все элементы по группам, и работа начинает спориться. Вот и в случае с правописанием НЕ со всеми частями речи объем материала кажется лишком большим, а правила слишком разрозненными. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что части речи можно объединить в несколько групп.

Раздельно нельзя, слитно

И первое, что приходит в голову (и это правильно!) - это те случаи, когда слово без НЕ не употребляется. Его, конечно, надо написать слитно, ведь иначе получится несуществующее слово. Например, «нельзя». Если его написать раздельно, что же получится? Льзя? Что это за слово? Итак, сразу смотрим, употребляется ли слово без НЕ. Если нет, смело пишем слитно и больше об этом не думаем.

Раздельно, нельзя слитно

Все мы знаем, что есть некоторое количество частей речи, которые всегда пишутся с НЕ раздельно. Например, НЕ с глаголом. Вспомним их все.

  • Глагол (не знаю)
  • Деепричастие (не зная)
  • Числительное (не восемь)
  • Местоимение (кроме отрицательных и неопределенных) (не я)
  • Наречие не на -о, -е (кроме отрицательных и неопределенных) (не вверху)
  • Краткое причастие (не дочитана)

Дополним список словами, которые есть смысл запомнить:

не надо, не нужно, не жаль, не готов, не мог, не должен, не рад.

Иногда путают глаголы с приставкой до- и частицей НЕ и глаголы с приставкой недо- (естественно, оторвать от нее кусок будет неправильно). Различить их нетрудно - надо отбросить НЕ. Если смысл предложения изменился на противоположный, это частица; получилась нелепица - перед нами глагол с приставкой недо-. Пример: Ребенок не доставал до игрушки (ребенок доставал до игрушки - противоположный смысл, частица, раздельно). Больному недоставало воздуха (больному доставало воздуха? Бессмыслица, приставка, слитно).

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

Эти части речи пишутся по одному и тому же правилу. Слитно, если можно подобрать синоним. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А или слова «вовсе», «отнюдь», «ничуть» и т.п.

Невысокий штакетник (=низкий). Не высокий, а низкий штакетник. Ничуть не высокий штакетник.

Можно запомнить только про синоним и пробовать подставить его в предложение - результат будет тот же: в предложения с противопоставлением или словами «вовсе», «ничуть» и т.п. синоним подставить нельзя. Проверим на наших примерах. Невысокий=низкий. «Низкий, а низкий штакетник»? «Ничуть низкий штакетник»? Получилась нелепица. Надо писать раздельно.

Они пишутся с НЕ слитно, если только нет предлога, который встает между НЕ и словом, разрывая их: некого - не у кого.

Полное причастие

Его ни с чем объединить не получится, кроме отглагольного прилагательного.

Итак, полные причастие и отглагольное прилагательное пишутся с НЕ раздельно, если

  • Есть противопоставление с союзом А
  • Есть слова вовсе, ничуть, отнюдь и т.п.
  • Есть зависимые слова.

Несколько особняком стоят причастия, оканчивающиеся на -мый (любимый, хранимый и т.п.) . Они пишутся раздельно с НЕ, если есть не любые зависимые слова, а только в творительном падеже без предлога (не любимый мной) ; все остальные на написание не влияют (нелюбимый за это) .

Во всех остальных случаях НЕ с причастиями пишется слитно.

Примеры

Посмотрим в таблице «НЕ с разными частями речи» примеры.

Всегда раздельно

Глагол, деепричастие, наречие не на -о,-е, не отрицательное, краткое причастие, числительное

Слова: не надо, не нужно, не жаль, не готов, не мог, не должен, не рад

Не был в школе, не придумав ответа, говорить не по-русски, не назначен заместителем, не третий этаж, не рад весне, не жаль прошлого

Возможны варианты

Существительные, прилагательные, наречия на -о, -е

Не кенгуру (нет синонима)

Неправда (=ложь), не правда, а ложь, отнюдь не правда

Возможны варианты

Отрицательные и неопределенные местоимения и наречия

Некому - не к кому, некто

Возможны варианты

Причастия и отглагольные прилагательные

Непокрашенный, не покрашенный, а побеленный, не покрашенный вовремя

Что мы узнали?

Все части речи можно разделить на четыре группы, каждая из которых подчиняется определенному правилу правописания НЕ. Но прежде чем применять правило, надо удостовериться, что слово употребляется без НЕ.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 122.

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

Ход урока

I Организационный момент.

II Определение целей и задач урока.

На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма это, именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

С 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III Обобщение теоретических сведений.

Итак, составляем конспект. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

1 группа готовит конспект “ [Не] с прилагательными, существительными, наречиями”.

2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.

3 группа: [Не] с причастием;

Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом а .
H/p: не широкая, а узкая.

NB! (лат.nota bene-“надо запомнить”)

Неширокая, а спокойная река

Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не должен

не горазд

* Наречия не на – о, - е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями.

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением “мало, ниже нормы”

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО , если без [не] употребляется.

H/p: негодуя

негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями.

Раздельно:

не каждый

не двадцать пятый

NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием.

IV Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме.

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. Все примеры взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё индивидуальное задание.

1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.

2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить

3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

1 группа – 1,3,5,8,9,10,20

2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слава, которые в начале урока помогли нам определить тему урока. Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V Подведение итогов, выставление отметок.

Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить конспект).

Наиболее эрудированными сегодня были …..

VI Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.

Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.

Слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными.

Пишется слитно:

Правила

Примеры

Если слово не употребляется без НЕ

ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый

Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ

Небольшая речка, т.е. маленькая

Неинтересный концерт, т.е. скучный

Невысокий домик, т.е. низкий

Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления

Речка неширокая, а (= и) глубокая.

Роман небольшой, но (= и) интересный

Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти

Абсолютно неинтересный концерт.

Совершенно неважный документ

Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными

Пишется раздельно:

Правила

Примеры

Если есть или подразумевается противопоставление

Речка не глубокая, а мелкая.

Концерт не интересный, а скучный.

Домик не высокий, а низкий

Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами

Ни на кого НЕ похожий ученик

Со сравнительной степенью прилагательных

Не хуже и не лучше других. Не более и не менее

Запомнить:

Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:

речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.

Пишется слитно:

Пишется раздельно:

Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.

Например:

Совершенно не подготовленная к набору рукопись.

Написание НЕ с деепричастиями.

НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.

Например :
не читая, не решив.

НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано:
1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;
2) от глаголов с приставкой НЕДО-.

Например :
Недоумевая, негодуя.
Недоглядев, недосыпая.

На уроке рассматриваются правила определения орфограммы - буквы, слитное и раздельное написание НЕ с частями речи, дается алгоритм выбора орфограммы - буквы и прием удобного запоминания правил слитного/ раздельного написания НЕ с частями речи.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованные ресурсы Интернет

1. Словарь лингвистических терминов ().

2. Подчинительные союзы и союзные слова ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!