Ж мольер мнимый больной. Мнимый больной

Краткое содержание "Мнимого больного" позволяет составить полноценное впечатление о сюжете этой классической комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Написал он ее в соавторстве с Марком Антуаном Шарпантье еще в 1673 году. Но до сих пор пьеса остается актуальной, ее не только с удовольствием читают, но и регулярно ставят на театральных подмостках. Примечательно, что это оказалась последняя работа французского классика, который исполнял одну из ролей. После четвертого спектакля Мольер, игравший Аргана, скончался.

В кратком содержании "Мнимого больного" нас знакомят с главным героем по имени Арган. В самом начале он все тщательно подсчитывает и вычисляет, чтобы понять, отчего так ухудшилось в последнее время его здоровье.

Оказывается, за последний месяц он принимал восемь видов различных лекарств, а также делал целых 12 впрыскиваний. А это значительно меньше, чем было в прошлом месяце. Виновником всего этого Арган видит своего доктора Пургона.

В кратком содержании "Мнимого больного" Ж.-Б. Мольера описано, что родные Аргана по-разному относились к его нездоровой одержимости собственным здоровьем. Например, вторая жена Белина во всем соглашалась с докторами, так как была убеждена, что лекарства быстрее всех болезней сведут ее муженька в могилу. Дочь Аргана Анжелика не одобряла отцовского увлечения, но из-за скромности и почтения к старшим своего мнения не высказывала.

Ярой противницей лекарей в кратком содержании "Мнимого больного" Мольера описывается только служанка Туанетта. Она всячески высмеивает и поносит докторов.

Дела сердечные

Не только вопросами здоровья озабочены персонажи этой пьесы, находится место и любовной линии. Анжелика одной Туанетте признается, что испытывает чувства к молодому человеку по имени Клеант. Правда, видела она его всего один раз. Это было в театре. Но и за такое короткое время юноша сумел очаровать юную девицу.

Клеант оказался не только красив, но и благороден. Еще не будучи знаком с Анжеликой, он предостерег ее от назойливых ухаживаний грубого кавалера.

Тут отец начинает разговаривать с Анжеликой о предстоящей женитьбе. В кратком содержании "Мнимого больного" по действиям девушка с первых слов решает, что за нее посватался Клеант. Каково же ее разочарование, когда она узнает, что в действительности ее руки попросил племянник Пургона Том Диафуарус. Он сам вот-вот готовится стать врачом.

Арган видит в Диафуарусе уйму положительных качеств. В кратком содержании "Мнимого больного" упоминается, что это собственный врач среди родных, а также единственный наследник своего отца. А значит состояние Аргана может поправиться.

Анжелика расстроена этой новостью, но скромность не позволяет ей произнести хоть слово.

Против этого брака выступает и Белина. Дело в том, что она не рассчитывала делиться наследством Аргана со своей падчерицей и рассчитывая отдать ту в монастырь.

Туанетта, видя, как складывается ситуация, желает помочь девушке. В кратком содержании "Мнимого больного" описано, что служанка решает сообщить Клеанту, что Анжелику сватают за другого. К юноше она отправляет ростовщика Полишинеля. Он давно и безнадежно влюблен в Анжелику, поэтому соглашается на все.

По дороге молодой человек попадает в забавную ситуацию с полицейским. Все заканчивается танцами и первой интермедией, которая развлекает гостей в перерыве между действиями.

Клеант приходит к Аргану

В кратком содержании "Мнимого больного" Мольера описано, что Клеант приходит к Аргану. Но появляется он не в качестве жениха, а как временный учитель пения. Настоящий наставник Анжелики вынужден на время уехать в деревню. Арган соглашается на подобную замену, но настаивает, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Однако в самом начале первого же урока главному герою докладывают о визите Диафуарусов. Будущий зять производит блестящее впечатление на Аргана своей заумной и многословной речью.

Правда, потом возникает неловкость. Анжелику он принимает за жену Аргана и начинает с ней разговаривать, как с тещей. Когда все встает на свои места, Том делает ей предложение в самых возвышенных выражениях. В подарок невесте он преподносит трактат собственного сочинения, посвященный отрицанию теории кровообращения. Сразу же зовет девушку посетить вместе с ним вскрытие женского трупа.

Любовная песня

Даже в очень кратком содержании "Мнимого больного" описывается, как и Арган пожелал, чтобы его дочь проявила себя в полной красе. Он просит ее исполнить песню. Не зря же девушка регулярно занимается музыкой и вокалом.

Клеант протягивает Анжелике ноты, сказав, что у него как раз под рукой оказался набросок новой оперы. В песенном тексте он как бы обращается ко всем, а на самом деле только к своей возлюбленной. Он подменяет себя пастушком, а девушку пастушкой. А далее в буколическом ключе пересказывает историю их взаимоотношений. В завершении этого рассказа Клеант отмечает, что пастушок, оказавшись в доме пастушки, застал в нем недостойного для него соперника, которому зато благоволил отец девушки. Поэтому теперь, даже в присутствии отца, влюбленные должны обязательно объясниться, расставив все на свои места.

Анжелика вместе с Клеантом поют трогательные импровизированные куплеты, в которых признаются друг другу в любви. А также клянутся в верности да самого гроба.

В завершение композиции влюбленные поют дуэтом. Арган чувствует, что вокруг творится что-то неприличное, но что именно, понять не в состоянии. В один момент он приказывает им остановиться, чтобы незамедлительно перейти к делу.

В кратком содержании "Мнимого больного" Жана-Батиста Мольера главный герой приказывает своей дочери подать Тому руку и назвать его своим мужем. Внезапно Анжелика, которая до этого не могла отцу и слова сказать поперек, наотрез отказывается подчиниться. Расстроенные Диафуарусы уходят ни с чем, пытаясь сохранить хотя бы достоинство в такой щекотливой и неприятной ситуации.

Новый жених

В кратком содержании по главам "Мнимого больного" рассказывается, что Арган был вне себя от поведения дочери. К тому же он узнает, что Белина застала Анжелику и Клеанта одних в комнате. Когда юноша увидел жену Аргана, то тут же бросился в бегство.

Новым гостем в доме Аргана оказывается его брат Беральд. Он утверждает, что у него на примете есть прекрасный жених для Анжелики. Арган не желает больше ничего слышать о свадьбе. Но Беральд припас хитрость. Он подготовил для своего брата отличное развлечение - выступление труппы цыган. Обычно, на Аргана это действует не хуже, чем клистиры Пургона.

Цыгане бросаются в пляску, они поют про веселье, молодость и любовь. Так завершается второе действие комедии.

Разговор про здоровье

Пытаясь доказать Аргану, что ему не нужен врач в качестве зятя, Беральд апеллирует к его здоровью. Он старается убедить главного героя, что у того железное здоровье, поэтому не стоит всю жизнь посвящать аптекарям и докторам.

Беральд говорит, что убежден в отменном состоянии своего брата, хотя бы потому, что то море снадобий, которые он принимает, до сих пор не свели его в могилу.

В кратком содержании "Мнимого больного" Мольера по действиям разговор постепенно переходит на тему медицины. Вообще ее права на существование в этом мире. Беральд убежден, что все врачи либо шарлатаны, которые только и умеют, что опустошать кошельки своих пациентов, либо ремесленники, которые слепо верят в рецепты шарлатанов, но при этом тоже извлекающие для себя выгоду. Убедить его не может даже тот факт, что врачи, как правило, высокообразованные люди, владеющие, как минимум, двумя языками - латинским и греческим.

Брат Аргана утверждает: строение человеческого организма настолько сложное, что проникнуть в его суть просто невозможно. Оно полно тайн, которые свято охраняет природа. И только сама природа способна победить любую болезнь, если ей при этом не помешают доктора.

Арган стоит на своем

В кратком содержании "Мнимого больного" для читательского дневника отмечается, что переспорить Аргана не так-то просто. Он стоит на своем. Беральд даже предлагает ему сходить на одну из комедий Мольера, в которых регулярно достается представителям медицинской лженауки. Но Арган и слышать не хочет про этого драматурга, предрекая ему, брошенному всеми врачами на произвол судьбы, страшную смерть. Интересно, что в первых постановках роль Аргана играл сам Мольер. Вот такая самоирония.

Этот спор прерывается только с появлением аптекаря Флерана. Он приносит клистир, который собственноручно приготовил доктор Пургон, следуя всем правилам медицинской науки. Беральд выгоняет аптекаря за дверь, хоть Арган и пытается этому противиться. Аптекарь грозится пожаловаться на такое обращение Пургону. Так и происходит. Вскоре появляется сам оскорбленный доктор. Он обижен до глубины души. Доктор объявляет, что больше не желает иметь никаких дел с Арганом. Более того, Пургон убежден, что без его лекарств и консультаций тот через несколько дней неизлечимо заболеет и никто не сможет ему помочь. Так что скорая кончина Аргана неотвратима.

Странствующий лекарь

Но Аргану не стоило долго переживать из-за того, что он лишился своего лечащего врача. Вскоре на его пороге оказывается странствующий лекарь. При этом подозрительно похожий на его служанку Туанетту. Он с первых слов заявляет, что обладает непревзойденным мастерством. К тому же его не интересуют банальные случаи. Он лечит только тяжелые болезни - плеврит, водянку или "на худой конец чуму".

Арган же настолько знаменитый больной, что просто не мог не привлечь его внимания. Лекарь тут же объявляет Пургона шарлатаном, оставляет прямо противоположные рекомендации и уходит.

Разговор о замужестве

Закончив, наконец, говорить о медицине, братья возвращаются к теме замужества Анжелики. В "Мнимом больном" Мольера, кратко пересказанном в этой статье, рассказывается, что Арган непреклонен. Либо замуж за доктора, либо - в монастырь. К мысли о том, чтобы отправить дочь в монастырь, уже давно его наталкивает супруга. Об этом ему говорит Беральд, но главный герой отказывается верить, что у его жены может существовать какой-то злой умысел.

Чтобы доказать ему обратное, Туанетты предлагает устроить небольшой розыгрыш, который должен показать истинное лицо Белины. Арган соглашается притвориться мертвым.

Мнимая смерть Аргана

Едва узнав о смерти мужа, Белина сразу обрадовалась. Ведь теперь она одна сможет распоряжаться всеми его деньгами. А вот Анжелика и Клеант, увидев Аргана мертвым, переживают и искренне плачут. Они даже хотят отказаться от мысли о предстоящей женитьбе.

Насмотревшись на все это, Арган воскресает - к ужасу Белины и радости Клеанта с Анжеликой. Арган дает согласие на брак дочери с Клеантом, но только при одном условии: молодой человек должен выучиться на доктора.

Финал пьесы

Эту непростую ситуацию удается разрешить Беральду. Он предлагает самому Аргану выучиться на доктора. Ведь, по его мнению, чтобы стать врачом, достаточно надеть мантию и шапочку, научиться говорить на латыни и пространно рассуждать о заболеваниях.

Пьеса завершается шутовской интермедией.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Мольер Жан-Батист
Мнимый больной

Жан-Батист Мольер

Мнимый больной

Комедия в трех деиствиях

Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Арган, мнимый больной.

Белина, вторая жена Аргана.

Анжелика, дочь Аргана, влюбленная в Клеанта.

Луизон, маленькая дочка Аргана, сестра Анжелики.

Беральд, брат Аргана.

Клеант, молодой человек, влюбленный в Анжелику.

Г-н Диафуарус, врач.

Тома Диафуарус, его сын, влюбленный в Анжелику.

Г-н Пургон, врач, лечащий Аргана.

Г-н Флеран, аптекарь.

Г-н де Бонфуа, нотариус.

Туанетта, служанка.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ИНТЕРМЕДИЙ

В первом действии

Полишинель.

Скрипачи.

Полицейские, поющие и танцующие.

Во втором действии

Цыгане и цыганки, поющие и танцующие.

В третьем действии

Обойщики, танцующие.

Президент собрания медиков.

Арган, бакалавр.

Аптекари со ступками и пестиками.

Клистироносцы.

Действие происходит в Париже.

Действие первое

ЯВЛЕНИЕ I

Арган один.

Арган (сидя за столом, проверяет посредством жетонов счета своего аптекаря). Три и два – пять, и пять – десять, и десять – двадцать; три и два – пять. "Сверх того, двадцать четвертого – легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный, чтобы размягчить, увлажнить и освежить утробу вашей милости..." Что мне нравится в моем аптекаре, господине Флеране, так это то, что его счета составлены всегда необыкновенно учтиво: "...утробу вашей милости – тридцать су". Да, господин Флеран, однако недостаточно быть учтивым, надо также быть благоразумным и не драть шкуры с больных. Тридцать су за промывательное! Слуга покорный, я с вами об этом уже говорил, в других счетах вы ставили только двадцать су, а двадцать су на языке аптекарей значит десять су; вот вам десять су. "Сверх того, в означенный день хороший очистительный клистир из наицелебнейшего средства ревеню, розового меда и прочего, согласно рецепту, чтобы облегчить, промыть и очистить кишечник вашей милости, – тридцать су". С вашего позволения, десять, су. "Сверх того, вечером означенного дня успокоительное и снотворное прохладительное питье из настоя печеночной травы, чтобы заставить вашу милость уснуть, – тридцать пять су". Ну, на это я не жалуюсь, я хорошо спал благодаря этому питью. Десять, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать су и шесть денье. "Сверх того, двадцать пятого прием превосходного лекарства, послабляющего и укрепляющего, составленного из кассии, александрийского листа и прочего, согласно предписанию господина Пургена, для прочистки и изгнания желчи у вашей милости – четыре ливра". Вы что, шутите, господин Флеран? Относитесь к больным по-человечески. Господин Пургон вам не предписывал ставить в счет четыре франка. Поставьте три ливра, сделайте милость! Двадцать и тридцать су. "Сверх того, в означенный день болеутоляющее вяжущее питье для успокоения вашей милости – тридцать су". Так, десять и пятнадцать су. "Сверх того, двадцать шестого ветрогонный клистир, чтобы удалить ветры вашей милости, – тридцать су". Десять су, господин Флеран! "Вечером повторение вышеупомянутого клистира – тридцать су". Десять су, господин Флеран! "Сверх того, двадцать седьмого отличное мочегонное, чтобы выгнать дурные соки вашей милости, – три ливра". Так, двадцать и тридцать су; очень рад, что вы стали благоразумны. "Сверх того, двадцать восьмого порция очищенной и подслащенной сыворотки, чтобы успокоить и освежить кровь вашей милости, – двадцать су". Так, десять су! "Сверх того, предохранительное и сердце укрепляющее питье, составленное из двенадцати зернышек безоара, лимонного и гранатового сиропа и прочего, согласно предписанию, – пять ливров". Легче, легче, сделайте милость, господин Флеран: если вы так будете действовать, никто не захочет болеть, довольно с вас и четырех франков; двадцать и сорок су. Три и два – пять, и пять десять, и десять – двадцать. Шестьдесят три ливра четыре су шесть денье. Таким образом, за этот месяц я принял одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь лекарств и сделал одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать промывательных. А в прошлом месяце было двенадцать лекарств и двадцать промывательных. Не удивительно, что я чувствую себя хуже, чем в прошлом месяце. Надо сказать господину Пургену: пусть примет меры. Эй, уберите все это! (Видя, что никто не приходит и что в комнате нет никого из слуг.) Никого! Сколько ни говори, меня всегда оставляют одного, никакими силами их здесь не удержишь. (Звонит в колокольчик.) Никто не слышит, колокольчик никуда не годится! (Снова звонит.) Никакого толку! (Снова звонит.) Оглохли... Туанетта! (Снова звонит.) Словно бы я и не звонил. Сукина дочь! Мерзавка! (Снова звонит.) С ума можно сойти! (Перестает звонить и кричит.) Динь-динь-динь! Чертова кукла! Разве можно оставлять бедного больного одного? Диньдинь-динь! Вот несчастье-то! Динь-динь-динь! Боже мой! Ведь так и умереть недолго. Динь-динь-динь.

ЯВЛЕНИЕ II

Арган, Туанетта.

Туанетта (входя). Иду, иду!

Арган. Ах ты, сукина дочь! Ах ты, стерва!

Туанетта (делает вид, что ударилась головой). А да ну вас, какой нетерпеливый! Вы так торопите людей, что я со всего маху ударилась головой об угол.

Арган (в бешенстве). Ах, злодейка!..

Туанетта (прерывает Аргана). Ой-ой-ой!

Арган. Вот уже...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Целый час...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Не могу тебя дозваться...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Молчи, мерзавка, не мешай мне ругать тебя!

Туанетта. Вот еще, только этого недоставало – за то, что я так расшиблась!

Арган. Я из-за тебя глотку надорвал, стерва!

Туанетта. А я из-за вас голову разбила: одно другого стоит. Как вам будет угодно, а мы квиты.

Арган. Что, негодяйка?

Туанетта. Если вы будете ругаться, я буду реветь.

Арган. Оставить меня одного, злодейка!..

Туанетта (снова прерывает Аргана). Ой-ой-ой!

Арган. Ты хочешь, сукина дочь...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Значит, я не могу даже доставить себе удовольствие выругаться как следует?

Туанетта. Ругайтесь вволю, сделайте одолжение.

Арган. Да ты же мне не даешь, подлюга, – каждую минуту прерываешь.

Туанетта. Если вам доставляет удовольствие ругаться, то не лишайте меня удовольствия реветь: кому что. Ой-ой-ой!

Арган. Видно, ничего с тобой не поделаешь. Убери все это, мерзавка, убери! (Встгет.) Как подействовало мое сегодняшнее промывательное?

Туанетта. Ваше промывательное?

Арган. Да. Много ли вышло желчи?

Туанетта. Ну, уж меня эти дела не касаются! Пусть господин Флеран сует в них свой нос – ему от этого прибыль.

Арган. Смотри, чтобы готов был отвар, а то мне скоро опять делать промывательное.

Туанетта. Эти господин Флеран и господин Пургон просто издеваются над вами. Вы для них – хорошая дойная ко

рова. Хотела бы я у них спросить, какая такая у вас болезнь, от которой вам дают столько лекарств.

Арган. Молчи, невежда! Не твое дело вмешиваться в предписания медицины. Позови мою дочь Анжелику, мне надо ей кое-что сказать.

Туанетта. Вот она сама идет. Словно угадала ваше желание.

ЯВЛЕНИЕ III

Арган, Анжелика, Туанетта.

Арган. Подойди ко мне, Анжелика. Ты пришла кстати – я хотел поговорить с тобой.

Анжелика. Я вас слушаю.

Арган. Погоди. (Туанетте.) Подай мне палку. Я сейчас приду.

Туанетта. Скорей, скорей, сударь! Господин Флеран заставляет вас трудиться!

ЯВЛЕНИЕ IV

Анжелика, Туанетта.

Анжелика. Туанетта!

Туанетта. Что?

Анжелика. Посмотри-ка на меня.

Туанетта. Смотрю.

Анжелика. Туанетта!

Туанетта. Ну, что "Туанетта"?

Анжелика. Ты не догадываешься, о чем я хочу с тобой говорить?

Туанетта. Подозреваю: наверно, о нашем молодом влюбленном. Вот уже шесть дней, как мы с вами только о нем и беседуем. Вам становится просто не по себе, когда разговор переходит на другой предмет.

Анжелика. Раз ты это знаешь, отчего же ты первая не заговариваешь? И почему ты не избавляешь меня от необходимости наводить тебя на этот разговор?

Туанетта. Да я не успеваю: вы обнаруживаете такое рвение, что за вами не угонишься.

Анжелика. Признаюсь, мне никогда не надоест говорить с тобой о нем, мое сердце пользуется каждым мгновением, чтобы открыться тебе. Но скажи, Туанетта, разве ты осуждаешь мою склонность к нему?

Туанетта. Нисколько.

Анжелика. Разве я дурно поступаю, отдаваясь этим сладостным чувствам?

Туанетта. Я этого не говорю.

Анжелика. Неужели ты хотела бы, чтобы я оставалась нечувствительной к нежным излияниям пылкой его страсти?

Туанетта. Сохрани меня бог!

Анжелика. Скажи, пожалуйста, разве ты со мной не согласна, что в случайной и неожиданной нашей встрече было некое указание свыше, было что-то роковое?

Туанетта. Согласна.

Анжелика. Тебе не кажется, что вступиться за меня, совсем меня не зная, – это поступок истинно благородного человека?

Туанетта. Кажется.

Анжелика. Что нельзя было поступить великодушнее?

Туанетта. Верно.

Анжелика. И что все это вышло у него прелестно?

Туанетта. О да!

Анжелика. Ты не находишь, Туанетта, что он хорошо сложен?

Туанетта. Без сомнения.

Анжелика. Что он необыкновенно хорош собой?

Туанетта. Конечно.

Анжелика. Что во всех его словах, во всех его поступках есть что-то благородное?

Туанетта. Совершенно верно.

Анжелика. Что когда он говорит со мной, все его речи дышат страстью?

Ту анетта. Истинная правда.

Анжелика. И что нет ничего несноснее надзора, под которым меня держат и который мешает всем нежным проявлениям взаимной склонности, внушенной нам самим небом?

Туанетта. Вы правы.

Анжелика. Но, милая Туанетта, ты думаешь, он действительно меня любит, как говорит?

Туанетта. Гм! Гм! Это еще надо проверить. В любви притворство очень похоже на правду, мне случалось видеть отличных актеров.

Анжелика. Ах, что ты, Туанетта! Неужели это возможно, чтобы он -V и вдруг говорил неправду?

Туанетта. Во всяком случае, вы скоро это узнаете: ведь он написал вам вчера, что собирается просить вашей руки, – ну, так это и есть самый короткий путь, чтобы узнать, правду он вам говорит или нет. Это будет лучшее доказательство.

Анжелика. Ах, Туанетта, если он меня обманет, я больше не поверю ни одному мужчине!

Туанетта. Вот ваш батюшка.

ЯВЛЕНИЕ V

Арган, Анжелика, Туанетта.

Арган. Ну, дочь моя, я сообщу тебе такую новость, которой ты, наверно, не ожидаешь. Просят твоей руки. Что это значит? Ты смеешься? Да, правда, свадьба – слово веселое. Для девушек нет ничего забавнее. О, природа, природа! Я вижу, дочь моя, что мне в сущности нечего спрашивать тебя, желаешь ли ты выйти замуж.

Анжелика. Я, батюшка, должна повиноваться во всем, что вам угодно будет мне приказать.

Арган. Отрадно иметь такую послушную дочь. Итак, вопрос решен: я дал согласие.

Анжелика. Мне надлежит, батюшка, беспрекословно исполнять все ваши желания.

Арган. Моей жене, твоей мачехе, хотелось, чтобы я отдал тебя и твою сестрицу Луизон в монастырь, она мне твердила об этом беспрестанно.

Туанетта (в сторону). У голубушки есть на это свои причины.

Арган. Она ни за что не хотела соглашаться на этот брак, но я настоял на своем и дал слово.

Анжелика. Ах, батюшка, как я вам благодарна за вашу доброту!

Туанетта (Аргану). Честное слово, я вас очень за это одобряю: умнее этого вы за всю жизнь ничего не сделали.

Арган. Я еще не видел твоего жениха, но мне говорили, что и я буду доволен и ты тоже.

Анжелика. Конечно, батюшка.

Арган. Как? Ты его видела?

Анжелика. Ваше согласие позволяет мне перед вами открыться, я притворяться не стану: шесть дней назад мы случайно познакомились, и предложение, которое вам сделали, есть следствие взаимного влечения, возникшего у нас с первого взгляда.

Арган. Мне ничего об этом не говорили, но я очень рад, – тем лучше, если дело обстоит таким образом. Говорят, что это статный юноша, хорошо сложенный.

Анжелика. Да, батюшка.

Арган. Хорошего роста.

Анжелика. Несомненно.

Арган. Приятной наружности.

Анжелика. Разумеется.

Арган. У него славное лицо.

Анжелика. Очень славное.

Арган. Он человек воспитанный, благородного происхождения.

Анжелика. Вполне.

Арган. Очень порядочный.

Анжелика. Другого такого не найдешь в целом свете.

Арган. Свободно изъясняется по-гречески и по-латыни.

Анжелика. Вот этого я не знаю.

Арган, И через несколько дней получит докторский диплом.

Анжелика. Он, батюшка?

Арган. Да. Разве он не говорил тебе?

Анжелика. Право, нет. А кто вам сказал?

Арган. Господин Пургон.

Анжелика. Разве господин Пургон знает его?

Арган. Вот еще новости! Как же он может не знать его, раз молодой человек его племянник?

Анжелика. Клеант – племянник господина Пургона?

Арган. Какой Клеант? Мы говорим о том, кого тебе сватают.

Анжелика. Ну да!

Арган. Так вот, это племянник господина Пургона, сын его шурина доктора Диафуаруса, и зовут его Тома Диафуарус, а вовсе не Клеант. Мы порешили насчет этого брака сегодня утром: господин Пургон, господин Флеран и я, а завтра отец приведет ко мне моего будущего зятя. Что такое? Ты, кажется, изумлена?

Анжелика. Да, батюшка. Я думала, вы говорите об одном человеке, а оказалось, это совсем другой.

Туанетта. Как, сударь! Неужели вам могла прийти в голову такая нелепость? Неужели при вашем богатстве вы отдадите дочь за какого-то лекаря?

Арган. Отдам. А ты что вмешиваешься не в свое дело, бесстыдница, мерзавка?

Туанетта. Потише, потише! Вы прежде всего начинаете ругаться. Неужели нельзя разговаривать спокойно? Давайте все обсудим хладнокровно. Скажите на милость, почему вы склоняетесь на этот брак?

Арган. Потому что я, чувствуя себя больным и немощным, хочу, чтобы мой зять и его родня были докторами, чтобы они мне помогали, чтобы* источники лекарств, которые мне нужны, необходимые мне консультации и назначения врачей находились в лоне моей семьи.

Туанетта. Вот так причина! И до чего же приятно, когда люди так спокойно обмениваются мнениями! Но, сударь, положа руку на сердце, разве вы в самом деле больны?

Арган. Как, негодяйка! Ты еще спрашиваешь, болен ли я, бессовестная?

Туанетта. Ну, хорошо, сударь, вы больны, – не будем об этом спорить. Да, вы больны, я согласна, и даже серьезнее, чем вы думаете: это правда. Но дочка-то ваша должна выйти замуж не для вас, а для себя, и она-то ведь не больна, так зачем же ей врач?

Арган. Врач нужен мне, а каждая добрая дочь должна быть счастлива, что выходит замуж за человека, который может быть полезен ее отцу.

Туанетта. По чести, сударь, хотите, я вам дам дружеский совет?

Арган. Какой такой совет?

Туанетта. Забудьте об этом браке.

Арган. Почему?

Туанетта. Потому что ваша дочь ни за что на него не согласится.

Арган. Ни за что не согласится?

Туанетта. Да.

Арган. Моя дочь?

Туанетта. Ваша дочь. Она скажет вам, что ей нет дела ни до господина Диафуаруса, ни до его сына Тома Диафуаруса, ни до всех Диафуарусов на свете.

Арган. Но мне-то есть до них дело, не говоря уже о том, что этот брак очень даже выгоден. У господина Диафуаруса есть только один сын – его единственный наследник. Кроме того, господин Пургон, у которого нет ни жены, ни детей, отдает ему по случаю этого брака все свое состояние, а у господина Пургона добрых восемь тысяч ливров дохода.

Туанетта. Верно, он много людей уморил, если так разбогател.

Арган. Восемь тысяч ливров дохода – это уже кое-что, не считая состояния его отца.

Туанетта. Сударь, все это прекрасно, но вернемся к нашему разговору. Между нами говоря, я советую вам приискать дочери другого мужа: она господину Диафуарусу не пара.

Арган. А я хочу, чтобы она за него вышла!

Туанетта. Ай, да перестаньте говорить такие вещи!

Арган. Как? Чтобы я перестал говорить?

Туанетта. Ну да!

Арган. А почему мне нельзя это говорить?

Туанетта. Скажут, что вы не думаете о том, что говорите.

Арган. Пусть говорят, что хотят, а я скажу, что желаю, чтобы она поступила так, как я обещал.

Туанетта. А я уверена, что она этого не сделает.

Арган. Я ее заставлю.

Туанетта. А я вам говорю, что она этого не сделает.

Арган. Сделает, не то я отдам ее в монастырь.

Туанетта. Вы отдадите?

Туанетта. Ладно!

Арган. Что ладно?

Туанетта. Вы не отдадите ее в монастырь.

Арган. Я не отдам ее в монастырь?

Туанетта. Нет.

Арган. Нет?

Туанетта. Нет.

Арган. Вот это забавно! Я не отдам свою дочь в монастырь, если захочу?

Туанетта. Нет, я вам говорю.

Арган. Кто же мне помешает?

Туанетта. Вы сами.

Арган. Я сам?

Туанетта. Да. У вас не хватит духу.

Арган. Хватит.

Туанетта. Вы шутите.

Арган. Вовсе не шучу.

Туанетта. В вас заговорит отцовская любовь.

Арган. И не подумает заговорить.

Туанетта. Одна-две слезинки, нежное объятие, "папочка, милый папочка", произнесенное нежным голосом, – этого будет достаточно, чтобы вас растрогать.

Арган. На меня это не подействует.

Туанетта. Подействует!

Арган. Я тебе говорю, что я от своего не отступлюсь.

Туанетта. Пустяки!

Арган. Не смей говорить – "пустяки"!

Туанетта. Ведь я знаю вас: вы от природы человек добрый.

Арган (в сердцах). Вовсе я не добрый и могу быть очень даже злым, если захочу.

Туанетта. Тише, сударь! Не забывайте, что вы больны.

Арган. Я ей приказываю выйти замуж за того, кого я ей назначил.

Туанетта. А я ей приказываю за него не выходить.

Арган. Да что же это такое? Негодная служанка смеет так разговаривать со своим господином!

Туанетта. Когда господин не думает о том, что делает, здравомыслящая служанка вправа его образумить.

Арган (бежит за Туанеттой). Ах, нахалка! Я тебя убью!

Туанетта (убегает от Аргана и ставит стул между ним и собой). Мой долг – помешать тому, что может вас обесчестить.

Арган (с палкой в руке бегает за Туанеттой вокруг стола). Погоди, погоди, я тебя научу, как со мной разговаривать!

Туанетта (бегает от него). Моя обязанность – не давать вам делать глупости.

Арган (бегает за нею). Собака!

Туанетта (спасаясь от него). Нет, никогда я не соглашусь на этот брак!

Арган (бегает за ней). Бездельница!

Туанетта (спасаясь от него). Я не хочу, чтобы она вышла за вашего Тома Диафуаруса.

Арган (бегает за ней). Мерзавка!

Туанетта (спасаясь от него). И она послушается меня скорей, чем вас.

Арган (останавливается). Анжелика, неужели ты не можешь унять эту каналью?

Анжелика. Ах, батюшка, смотрите, как бы вы не захворали!

Арган (Анжелике). Если ты ее не уймешь, я тебя прокляну!

Туанетта (уходя). А я лишу ее наследства, если она вас послушается.

Арган (бросаясь на стул). Ах! Ах! Я больше не могу! Я сейчас умру!

ЯВЛЕНИЕ VI

Белина, Арган.

Арган. Ах, жена моя, подойдите ко мне!

Белина. Что с вами, мой бедный муж?

Арган. Подите сюда, помогите мне.

Белина. Что с вами, голубчик?

Арган. Ангелочек мой!

Белина. Мой дружок!

Арган. Меня сейчас так рассердили!

Белина. Ах, бедный муженек! Как же это случилось, мой друг?

Арган. Ваша негодная Туанетта стала так дерзка!

Белина. Не волнуйтесь!

Арган. Она взбесила меня, ангелочек.

Белина. Успокойтесь, ненаглядный мой.

Арган. Она битый час говорила мне наперекор.

Белина. Успокойтесь, успокойтесь!

Арган. Она имела наглость мне сказать, что я совсем здоров!

Белина. Какая дерзость!

Арган. Ведь вы-то знаете, душенька моя, как обстоит дело.

Белина. Да, мой бесценный, она ошибается.

Арган. Радость моя, эта мерзавка сведет меня в могилу!

Белина. Ну-ну! Ну-ну!

Арган. Это из-за нее у меня разливается желчь.

Белина. А вы не сердитесь так.

Арган. Я давно прошу вас ее прогнать!

Белина. Однако, мой миленький, все слуги и служанки имеют свои недостатки. Часто приходится терпеть их дурные свойства ради хороших. Туанетта ловка, услужлива, проворна, а главное – она нам предана, а вы знаете, как надо теперь быть осторожным с людьми, которых нанимаешь. Эй, Туанетта!

ЯВЛЕНИЕ VII

Арган, Белина, Туанетта.

Туанетта. Что вам угодно, сударыня?

Белина. Зачем вы сердите моего мужа?

Арган. Ах, злодейка!

Туанетта. Он сказал, что хочет отдать свою дочь за сына господина Диафуаруса. Я ответила, что это прекрасная для нее партия, но что лучше, по-моему, отдать ее в монастырь.

Белина. В этом нет ничего плохого, я нахожу, что она совершенно права.

Арган. Ах, душенька, и вы ей верите? Это такая негодяйка: она наговорила мне кучу дерзостей!

Белина. Охотно верю вам, мой друг. Успокойтесь. Послушай, Туанетта, если ты будешь раздражать моего мужа, я тебя выгоню вон. Подай мне меховой плащ господина Аргана и подушки – я усажу его поудобнее в кресле. Вы за собой не следите. Надвиньте хорошенько на уши колпак: легче всего простудиться, когда уши открыты.

Арган. Ах, моя дорогая, я вам так благодарен за все ваши заботы!

Белина (обкладывая Аргана подушками). Встаньте, я вам подложу подушечку. Эту мы положим так, чтобы вы могли опираться с одной стороны, а эту – с другой. Вот эту – под спину, а эту – под голову.

Туанетта (закрывает ему подушкой лицо). А эта пусть вас защищает от сырости! (Убегает.)

Арган (вскакивает в гневе и швыряет подушку вдогонку Туанетте). А, негодяйка, ты хочешь меня задушить!

ЯВЛЕНИЕ VIII

Арган, Белина

Белина. Ну-ну! Что такое?

Арган (падает в кресло). Ох-ох-ох! Не могу больше!

Белина. Зачем же так сердиться? Она ведь хотела услужить.

Арган. Душенька, вы не представляете себе всей подлости этой бездельницы! Она совершенно вывела меня из себя. Теперь, чтобы успокоить меня, понадобится не менее десяти лекарств и двадцати промывательных.

Белина. Ну-ну, дружочек, успокойтесь!

Арган. Дорогая моя, вы мое единственное утешение!

Белина. Бедный мой мальчик!

Арган. Душенька моя, чтобы вознаградить вас за вашу любовь ко мне, я хочу, как я вам уже сказал, составить завещание.

Белина. Ах, мой друг, не будем говорить об этом! При одной мысли мне становится тяжело. От одного слова "завещание" я болезненно вздрагиваю.

Арган. Я вас просил пригласить нотариуса.

Белина. Я его пригласила, он дожидается.

Арган. Позовите же его, душенька.

Белина. Ах, мой друг, когда так сильно любишь своего мужа, то думать о подобных вещах невыносимо!

ЯВЛЕНИЕ IX

Г-н де Бонфуа, Белина, Арган.

Арган. Подойдите поближе, господин де Бонфуа, подойдите поближе. Присядьте, пожалуйста. Моя жена сказала мне, что вы человек весьма почтенный и вполне ей преданный. Вот я и поручил ей переговорить с вами относительно завещания, которое я хочу составить.

Белина. Я не в состоянии говорить о таких вещах!

Г-н де Бонфуа. Ваша супруга изложила мне, сударь, что вы намерены для нее сделать. Однако я должен вам сказать, что вы ничего не можете оставить по завещанию вашей жене.

Арган. Но почему же?

Г-н де Бонфуа. Обычай не позволяет. Если бы вы жили в стране писаных законов, это было бы возможно, но в Париже и в областях, где обычай всесилен, по крайней мере в большинстве из них, этого сделать нельзя, и подобное завещание было бы признано недействительным. Самое большее, что могут сделать мужчина и женщина, связанные узами брака, – это взаимный дар при жизни, да и это еще только в том случае, если у обоих супругов или же у одного из них не окажется детей в момент смерти того, кто первый умрет.

Арган. Вот нелепый обычай! Чтобы муж ничего не мог оставить жене, нежно его любящей и положившей на него так много забот! Я хотел бы посоветоваться с моим адвокатом, чтобы выяснить, что тут можно сделать.

Г-н де Бонфуа. Надо обращаться не к адвокатам, так как они обычно на этот счет очень строги и полагают, что это ужасное преступление – обойти закон. Они любят создавать всякие трудности и не понимают, что такое сделки с совестью. Лучше посоветоваться с другими людьми, более покладистыми, знающими способы незаметно обойти существующие установления и придать законный вид тому, что недозволено, умеющими устранять всякие затруднения и изобретать хитроумные способы нарушения обычаев. Без этого что бы мы делали? Всегда нужно облегчать ход дела, иначе мы не могли бы работать и я бы давным-давно бросил свою профессию.

Арган. Моя жена говорила мне, сударь, что вы очень искусный и почтенный человек. Будьте добры, скажите, что я могу сделать, чтобы передать ей мое имущество и лишить наследства моих детей?

Г-н де Бонфуа. Что вы можете сделать? Вы можете выбрать какого-нибудь близкого друга вашей жены и оставить ему формально по завещанию все, что у вас есть, а уж он потом передаст это ей. Или же вы можете выдать недвусмысленные расписки подставным кредиторам, которые в свою очередь на все эти суммы выдадут ей денежные обязательства. Наконец вы еще при жизни можете передать ей наличные деньги или банковские векселя на предъявителя. в

Белина. Боже мой, да не хлопочите вы об этом! Если с вами что-нибудь случится, мой ангел, я все равно вас не переживу.

Арган. Душенька моя!

Белина. Да, мой друг, если случится такое несчастье, что я потеряю вас...

Арган. О милая моя жена!

Белина. Жизнь утратит для меня всякую цену...

Арган. Любовь моя!

Белина. И я последую за вами, чтобы вы знали, как нежно я люблю вас.

Арган. Бесценная моя, вы надрываете мне сердце! Умоляю вас, утешьтесь!

Г-н де Бонфуа (Белине). Ваши слезы несвоевременны: дело еще до этого не дошло.

Белина. Ах, сударь, вы не знаете, что значит иметь нежно любимого мужа!

Арган. Об одном только я буду жалеть, умирая, мой друг, что у меня нет от вас ребенка. Господин Пургон уверял меня, что он может сделать так, чтобы у нас был ребенок.

Г-н де Бонфуа. Это еще может случиться.

Арган. Одним словом, душенька, мне надо составить завещание так, как советует господин нотариус, однако из предосторожности я хочу дать вам на руки двадцать тысяч франков золотом, которые спрятаны в потайном шкафчике моего алькова, и два векселя на предъявителя, которые я получил от господина Дамона и господина Жеранта.

Белина. Нет, нет, мне ничего не надо! Ах!.. Сколько, вы говорите, у вас в шкафчике?

Арган. Двадцать тысяч франков, душенька.

Белина. Не говорите мне о деньгах, пожалуйста. Ах!.. А эти два векселя на какую сумму?

Арган. Один, ангел мой, на четыре тысячи франков, а другой – на шесть.

Белина. Все сокровища мира, мой друг, для меня ничто, если вас не станет.

Г-н де Бонфуа (Аргану). Угодно вам приступить к составлению завещания?

Арган. Да, сударь, но нам будет удобнее в моем маленьком кабинете. Проводите меня туда, душенька, прошу вас.

Белина. Пойдемте, мой бедненький!

ЯВЛЕНИЕ X

Анжелика, Туанетта.

Туанетта. Вот и нотариус тут, – я слышала, как говорили о завещании. Ваша мачеха не дремлет, и уж это, конечно, какой-нибудь заговор против ваших интересов, в который она втягивает вашего батюшку.

Анжелика. Пусть он распоряжается своим добром, как ему будет угодно, лишь бы не распоряжался моим сердцем! Ты видишь, Туанетта, какая мне грозит опасность? Пожалуйста, не покидай меня в этой крайности!

Туанетта. Чтобы я вас покинула? Да я лучше умру! Уж как ваша мачеха ни старается сделать меня своей наперсницей и сообщницей, нет у меня к ней никакого расположения, и я всегда была на вашей стороне. Предоставьте мне только действовать, уж я сделаю все, чтобы услужить вам. Но чтобы услужить вам по-настоящему, я притворюсь перебежчицей: скрою свою привязанность к вам и сделаю вид, будто во всем сочувствую вашему батюшке и вашей мачехе.

Анжелика. Умоляю тебя, постарайся известить Клеанта, что меня сватают за другого.

Туанетта. Могу поручить это только одному человеку – старому ростовщику Полишинелю, который в меня влюблен. Это будет стоить мне нескольких нежных слов, – ради вас я пойду на это охотно. Сегодня уже слишком поздно, но завтра рано утром я пошлю за ним, и он будет в восторге, что...

Белина (за сценой). Туанетта!

Туанетта (Анжелике). Меня зовут. Прощайте. Положитесь на меня.

ПЕРВАЯ ИНТЕРМЕДИЯ

Сцена превращается в город.

ЯВЛЕНИЕ I

Полишинель приходит ночью, чтобы спеть серенаду своей возлюбленной. Сначала ему мешают скрипачи, на которых он сердится, потом ночной дозор, состоящий

из музыкантов и танцоров.

Полишинель. О любовь, любовь, любовь, любовь! Бедный Полишинель, какую дурацкую фантазию вбил ты себе в башку! Чем ты занимаешься, несчастный безумец? Ты забросил свое ремесло, и дела твои идут из рук вон плохо. Ты не ешь, почти не пьешь, утратил сон и покой, и все из-за кого? Из-за змеи, настоящей змеи, из-за чертовки, которая водит тебя за нос и издевается над всем, что ты ей говоришь. Но тут уж рассуждать не приходится. Ты хочешь этого, любовь, – и я вынужден безумствовать подобно стольким другим! Конечно, это не очень-то легко для человека моих лет, но что поделаешь? Нельзя быть благоразумным по заказу. И старые мозги развинчиваются так же, как и молодые. Посмотрим, не смягчится ли моя тигрица от серенады. Иной раз ничто так не трогает, как серенада влюбленного перед запертой дверью его возлюбленной. (Берет лютню.) Вот на чем буду я себе аккомпанировать. О ночь! О милая ночь! Донеси мои любовные жалобы к ложу моей неумолимой! (Поет.)

Ночью и днем я тебя обожаю;

Я умру в цвете лет.

Надежды и муки

Сердце терзают,

В томленье разлуки

Часы проползают.

Но если, мечтаньем

О счастье дразня,

Мои ожиданья

Обманут меня,

Умру я, умру от тоски и страданья!

Ночью и днем я тебя обожаю;

"Да" от тебя услыхать я мечтаю.

Если, жестокая, скажешь ты "нет",

Я умру в цвете лет.

О, если не спишь ты,

Подумай, как больно

Мне сердце язвишь ты

Игрой своевольной!

Но тщетны моленья,

Мне смерть суждена!

Свое преступленье

Признать ты должна,

И муки смягчит мне твое сожаленье.

Ночью и днем я тебя обожаю;

"Да" от тебя услыхать я мечтаю.

Если, жестокая, скажешь ты "нет",

Я умру в цвете лет.

ЯВЛЕНИЕ II

Полишинель, старуха появляется в окне и, чтобы посмеяться над Полишинелем,

отвечает ему.

Любезники хитрые, что взорами лживыми,

Мольбами упорными,

Речами фальшивыми

Сплетают обман,

Меня никогда не поймать вам в капкан!

Мужчина обманет

В любви без стыда...

Но взоры бездонные

Меня не пленяют,

Но вздохи влюбленные

Меня не сжигают,

В том клятву я дам!

Любовник несчастный,

Лей слезы бесплодно;

Смешон мне пыл страстный,

Я сердцем свободна,

Верь этим словам.

По опыту знаю – вам верность чужда:

Мужчина обманет

В любви без стыда...

Безумна бедняжка, что верить вам станет.

ЯВЛЕНИЕ III

Полишинель; скрипачи (за сценой). За сценой слышны скрипки.

Полишинель. Что это за дерзкая музыка прерывает мое пение?

Скрипки играют.

Эй вы там, скрипки! Замолчите! Не мешайте мне изливать жалобы на жестокость моей непреклонной!

Скрипки играют.

Да замолчите, говорят вам! Я хочу петь!

Скрипки играют.

Довольно!

Скрипки играют.

Да что же это такое!

Скрипки играют.

Скрипки играют.

Вы смеетесь надо мной!

Скрипки играют.

В ушах звенит!

Скрипки играют.

Черт бы вас побрал!

Скрипки играют.

Я в бешенстве!

Скрипки играют.

Да замолчите вы или нет? Слава богу, наконец-то!

Арган постоянно сосредоточен на состоянии своего здоровья, ему кажется, что он болен и ему следует регулярно и серьезно лечиться, хотя в действительности этот человек не страдает никакими заболеваниями. Его домочадцы воспринимают манию главы семейства по-разному, вторая супруга Аргана по имени Белина во всем соглашается с хитрыми докторами, рассчитывая на то, что их микстуры и снадобья достаточно быстро заставят ее мужа распрощаться с жизнью. В то же время его дочери Анжелике абсолютно не нравится отцовская мания, но девушка, обладающая скромным и покорным нравом, предпочитает не спорить с Арганом. Служанка Туанета без стеснения ругает врачей и громко говорит о том, что хозяин буквально помешался на различных лекарствах и кровопусканиях.

Именно с Туанетой юная Анжелика делится своей тайной, касающейся того, что девушка влюбилась в некоего молодого человека по имени Клеант. Правда, она встретилась с ним всего лишь один раз, присутствуя на представлении театра, но Клеант произвел на Анжелику самое выгодное впечатление и с тех пор она мечтает лишь о нем. Неожиданно отец приглашает дочь к себе и начинает беседовать с нею о предстоящем замужестве. Анжелика сначала решает, что к Аргану пришел свататься именно Клеант, но, к разочарованию девушки, выясняется, что отец наметил для нее совершенно другого жениха.

Речь идет о некоем Тома Диафуарусе, племяннике доктора Пургона, лечащего врача Аргана. Тома и сам в скором времени станет дипломированным специалистом в области медицины, к тому же этот юноша является единственным наследником как своих родителей, так и дядюшки Пургона. Анжелика приходит в ужас от слов отца, однако она не в силах противостоять его желаниям. Зато служанка Туанета резко высказывает своему господину все, что она думает по этому поводу. Однако ее усилия напрасны, Арган не желает ничего слушать.

Белина, мачеха Анжелики, также не желает, чтобы девушка выходила замуж. Молодая дама рассчитывает полностью унаследовать состояние Аргана после его смерти, а падчерицу Белина стремится отправить в монахини, чтобы та впоследствии не могла претендовать на отцовское имущество. Анжелика в полнейшем отчаянии умоляет помочь ей Туанету, та сразу же соглашается и решает в первую очередь сообщить Клеанту о том, что его возлюбленную намереваются сделать супругой другого человека.

Юноша тут же является в дом Аргана, выдавая себя за нового преподавателя пения. По его словам, предыдущему учителю, товарищу Клеанта, пришлось в срочном порядке уехать в деревню. Хозяин дома соглашается на предложенную замену, но требует, чтобы молодой человек занимался с Анжеликой лишь в его присутствии.

Как только начинается первый урок пения, сразу же появляются Тома и его отец. Будущий врач делает Анжелике предложение руки и сердца в самых изысканных выражениях, и Арган приходит от этого юноши в искренний восторг, считая, что о лучшем муже его дочери не приходится и мечтать. Он тут же просит девушку спеть для гостей, и Клеант протягивает дочери Аргана ноты, в которых излагается короткая история их любви. Анжелика и ее возлюбленный поют куплеты, в которых обещают вечно любить друг друга и никогда не расставаться, хотя окружающие и не понимают истинного смысла их пения.

Арган все же подозревает, что перед ним происходит нечто нежелательное, он резко требует от дочери подать руку Тома и назвать его при всех своим супругом. Но Анжелика категорически отказывается выполнить это отцовское распоряжение. Тома и его отец уходят из жилища Аргана в самом скверном настроении, вскоре в гости к хозяину дома прибывает его брат Беральд и сообщает, что у него есть на примете прекрасный жених для племянницы.

Арган отказывается даже выслушать предложение брата, он твердит о том, что желает видеть зятем лишь врача. Беральд, в свою очередь, не сомневается в том, что доктора являются лишь ловкими шарлатанами и любую болезнь способна излечить только сама природа, если, разумеется, ей не будут препятствовать врачи. Однако Аргана нисколько не впечатляют слова брата, он продолжает слепо верить в медицинскую науку и ее возможности.

Вернувшись к беседе о возможном браке Анжелики, ее отец продолжает настаивать на том, что существуют лишь два варианта. Девушка может либо стать супругой доктора либо уйти в монастырь, никакой другой судьбы он для нее не видит. Идею о том, чтобы сделать Анжелику монахиней, исподволь уже давно навязывает мужу Белина, но Арган не допускает даже мысли о том, что у нее могут быть какие-то недобрые намерения. Туанета предлагает организовать небольшой спектакль и таким образом увидеть истинное лицо супруги Аргана. Ее хозяин соглашается и начинает изображать умершего.

Белина не скрывает беспредельного восторга при виде мертвого супруга, ведь она наконец сможет получить в свое распоряжение его средства. Анжелика и Клеант, напротив, по-настоящему переживают из-за смерти Аргана, они готовы даже отказаться от намеченной свадьбы. Но внезапно хозяин дома резко воскресает, его супруга приходит в неописуемый ужас, а дочь и ее возлюбленный от всей души радуются такому повороту событий. Арган все же соглашается позволить Анжелике выйти за Клеанта, однако требует, чтобы молодой человек выучился на врача, только в таком случае он разрешает девушке стать его женой.

Но у Беральда имеется другое предложение, он советует брату самому стать доктором. По его мнению, для этой профессии вовсе не требуется каких-либо специальных знаний, достаточно лишь надеть шапочку и мантию, соответствующие ремеслу врача, после чего любой человек сможет приступить к пространным рассуждениям о заболеваниях, используя при этом латынь.
К счастью, неподалеку как раз оказываются актеры, являющиеся давними знакомыми брата Аргана. Они проводят шутливую церемонию, в ходе которой присваивают хозяину дома звание врача, и все члены семьи чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Мольер Жан-Батист

Мнимый больной

Жан-Батист Мольер

Мнимый больной

Комедия в трех деиствиях

Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Арган, мнимый больной.

Белина, вторая жена Аргана.

Анжелика, дочь Аргана, влюбленная в Клеанта.

Луизон, маленькая дочка Аргана, сестра Анжелики.

Беральд, брат Аргана.

Клеант, молодой человек, влюбленный в Анжелику.

Г-н Диафуарус, врач.

Тома Диафуарус, его сын, влюбленный в Анжелику.

Г-н Пургон, врач, лечащий Аргана.

Г-н Флеран, аптекарь.

Г-н де Бонфуа, нотариус.

Туанетта, служанка.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ИНТЕРМЕДИЙ

В первом действии

Полишинель.

Скрипачи.

Полицейские, поющие и танцующие.

Во втором действии

Цыгане и цыганки, поющие и танцующие.

В третьем действии

Обойщики, танцующие.

Президент собрания медиков.

Арган, бакалавр.

Аптекари со ступками и пестиками.

Клистироносцы.

Действие происходит в Париже.

Действие первое

ЯВЛЕНИЕ I

Арган один.

Арган (сидя за столом, проверяет посредством жетонов счета своего аптекаря). Три и два - пять, и пять - десять, и десять - двадцать; три и два - пять. "Сверх того, двадцать четвертого - легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный, чтобы размягчить, увлажнить и освежить утробу вашей милости..." Что мне нравится в моем аптекаре, господине Флеране, так это то, что его счета составлены всегда необыкновенно учтиво: "...утробу вашей милости - тридцать су". Да, господин Флеран, однако недостаточно быть учтивым, надо также быть благоразумным и не драть шкуры с больных. Тридцать су за промывательное! Слуга покорный, я с вами об этом уже говорил, в других счетах вы ставили только двадцать су, а двадцать су на языке аптекарей значит десять су; вот вам десять су. "Сверх того, в означенный день хороший очистительный клистир из наицелебнейшего средства ревеню, розового меда и прочего, согласно рецепту, чтобы облегчить, промыть и очистить кишечник вашей милости, - тридцать су". С вашего позволения, десять, су. "Сверх того, вечером означенного дня успокоительное и снотворное прохладительное питье из настоя печеночной травы, чтобы заставить вашу милость уснуть, - тридцать пять су". Ну, на это я не жалуюсь, я хорошо спал благодаря этому питью. Десять, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать су и шесть денье. "Сверх того, двадцать пятого прием превосходного лекарства, послабляющего и укрепляющего, составленного из кассии, александрийского листа и прочего, согласно предписанию господина Пургена, для прочистки и изгнания желчи у вашей милости - четыре ливра". Вы что, шутите, господин Флеран? Относитесь к больным по-человечески. Господин Пургон вам не предписывал ставить в счет четыре франка. Поставьте три ливра, сделайте милость! Двадцать и тридцать су. "Сверх того, в означенный день болеутоляющее вяжущее питье для успокоения вашей милости - тридцать су". Так, десять и пятнадцать су. "Сверх того, двадцать шестого ветрогонный клистир, чтобы удалить ветры вашей милости, - тридцать су". Десять су, господин Флеран! "Вечером повторение вышеупомянутого клистира - тридцать су". Десять су, господин Флеран! "Сверх того, двадцать седьмого отличное мочегонное, чтобы выгнать дурные соки вашей милости, - три ливра". Так, двадцать и тридцать су; очень рад, что вы стали благоразумны. "Сверх того, двадцать восьмого порция очищенной и подслащенной сыворотки, чтобы успокоить и освежить кровь вашей милости, - двадцать су". Так, десять су! "Сверх того, предохранительное и сердце укрепляющее питье, составленное из двенадцати зернышек безоара, лимонного и гранатового сиропа и прочего, согласно предписанию, - пять ливров". Легче, легче, сделайте милость, господин Флеран: если вы так будете действовать, никто не захочет болеть, довольно с вас и четырех франков; двадцать и сорок су. Три и два - пять, и пять десять, и десять - двадцать. Шестьдесят три ливра четыре су шесть денье. Таким образом, за этот месяц я принял одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь лекарств и сделал одно, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать промывательных. А в прошлом месяце было двенадцать лекарств и двадцать промывательных. Не удивительно, что я чувствую себя хуже, чем в прошлом месяце. Надо сказать господину Пургену: пусть примет меры. Эй, уберите все это! (Видя, что никто не приходит и что в комнате нет никого из слуг.) Никого! Сколько ни говори, меня всегда оставляют одного, никакими силами их здесь не удержишь. (Звонит в колокольчик.) Никто не слышит, колокольчик никуда не годится! (Снова звонит.) Никакого толку! (Снова звонит.) Оглохли... Туанетта! (Снова звонит.) Словно бы я и не звонил. Сукина дочь! Мерзавка! (Снова звонит.) С ума можно сойти! (Перестает звонить и кричит.) Динь-динь-динь! Чертова кукла! Разве можно оставлять бедного больного одного? Диньдинь-динь! Вот несчастье-то! Динь-динь-динь! Боже мой! Ведь так и умереть недолго. Динь-динь-динь.

ЯВЛЕНИЕ II

Арган, Туанетта.

Туанетта (входя). Иду, иду!

Арган. Ах ты, сукина дочь! Ах ты, стерва!

Туанетта (делает вид, что ударилась головой). А да ну вас, какой нетерпеливый! Вы так торопите людей, что я со всего маху ударилась головой об угол.

Арган (в бешенстве). Ах, злодейка!..

Туанетта (прерывает Аргана). Ой-ой-ой!

Арган. Вот уже...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Целый час...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Не могу тебя дозваться...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Молчи, мерзавка, не мешай мне ругать тебя!

Туанетта. Вот еще, только этого недоставало - за то, что я так расшиблась!

Арган. Я из-за тебя глотку надорвал, стерва!

Туанетта. А я из-за вас голову разбила: одно другого стоит. Как вам будет угодно, а мы квиты.

Арган. Что, негодяйка?

Туанетта. Если вы будете ругаться, я буду реветь.

Арган. Оставить меня одного, злодейка!..

Туанетта (снова прерывает Аргана). Ой-ой-ой!

Арган. Ты хочешь, сукина дочь...

Туанетта. Ой-ой-ой!..

Арган. Значит, я не могу даже доставить себе удовольствие выругаться как следует?

Туанетта. Ругайтесь вволю, сделайте одолжение.

Арган. Да ты же мне не даешь, подлюга, - каждую минуту прерываешь.

Туанетта. Если вам доставляет удовольствие ругаться, то не лишайте меня удовольствия реветь: кому что. Ой-ой-ой!

Арган. Видно, ничего с тобой не поделаешь. Убери все это, мерзавка, убери! (Встгет.) Как подействовало мое сегодняшнее промывательное?

Туанетта. Ваше промывательное?

Арган. Да. Много ли вышло желчи?

Туанетта. Ну, уж меня эти дела не касаются! Пусть господин Флеран сует в них свой нос - ему от этого прибыль.

Извечная проблема отцов и детей была актуальна и во Франции. Дочь Анжелика не хочет слушаться отца Аргана в выборе жениха, потому что он не берёт во внимание её чувства. Для него она выступает в роли вещи. Он готов незамедлительно решить её судьбу по своему усмотрению.

Арган хочет, чтобы будущий зять был ему слугой, точнее больничной нянечкой. Ухаживал за ним, ставил ему клизмы, делал другие процедуры. А всё почему? Потому что, Арган считает себя неизлечимо больным. Вот поэтому ему в зятья нужен доктор, который будет лечить его бесплатно, по-родственному. Не будет же он брать денег с собственного тестя? И слабоумный эскулап как раз для этой роли подойдёт.

Арган женат вторичным браком на мадам Белине. Она сочувствует вечно больному мужу, относится почтительно. А сама желает его скорейшей смерти, чтобы завладеть состоянием и жить на широкую ногу. А падчерицу сослать в монастырь. Арган решает разыграть мнимую смерть и посмотреть, как к ней отнесутся родные. Он в шоке - любимая жена превзошла все ожидания. Она ликует, торжество написано на её лице.

А вот дочь расстроилась по-настоящему. Ей жаль отца, она хочет отложить свадьбу. Не в силах вынести слёз дочери, отец «воскресает» и благословляет молодых при условии, что жених выучится на настоящего доктора.

Избавившись от одной иллюзии, Арган не может избавиться от своих медицинских суеверий. Почему он прячется от настоящей жизни в выдуманные болезни? Он недополучает любви и внимания? И таким путём пытается привязать к себе близких, хочет заставить их обратить на себя внимание. Почему? Всё просто - он боится смерти.

Есть в комедии врачи с «говорящими» за себя фамилиями - Пургон, почти как слабительное средство «Пурген». И ещё один странный доктор со странной фамилией, для которого больные люди лишь материал для манипуляций, описанных в учебниках. А вылечил или нет - не важно.

Только служанка знает правду о том, что её хозяин - симулянт. Она на чём свет стоит, ругает докторов.

Один из друзей по имени Беральд предлагает Аргану самому получить медицинское образование. Он считает, что это не сложно. Надо надеть мантию, шапочку, выучить несколько фраз по-латыни и рассуждать о болезнях в общих чертах, не вдаваясь в подробности. Собственно, так и лечат некоторые врачи в наше время.

Интересен тот факт, что комедия актуальна и сегодня. У многих новоявленных докторов есть бородка, но это совсем не значит, что они профессионалы от бога. Многие так полюбили лечиться по телевизору, что смотрят всё подряд без разбора - программу Елены Малышевой, доктора Агапкина. Слава Богу, хоть программу Геннадия Малахова закрыли! Люди находили у себя самые экзотические болезни, сами ставили диагноз и назначали себе лечение. И это в XXI веке!

Несколько интересных сочинений

  • Любовная лирика Маяковского (Любовь в творчестве) сочинение 11 класс

    Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов

  • Сочинение Характер моего друга 6 класс

    Как это замечательно иметь друга. Я искренне надеюсь, что у каждого есть человек, которого он с гордостью может назвать лучший друг. Мне кажется существуют черты характера, определяющие человека в друзья

  • Образ Директора в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

    Директор – один из персонажей второго плана в данном произведении. Это во многом типичный образ, демонстрирующих представления о носителе этой должности в годы, когда Валентин Распутин написал свой рассказ.

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение (описание)

    На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

  • Сочинение рассуждение Профессия учитель

    Учитель - это не профессия, а больше призвание. Сам Менделеев говорил: Вся гордость учителя - в учениках, в росте посеянных им семян.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!