Жидкая, соленая вода на Марсе: описание, история и факты. Вода на Марсе: все, что вам нужно знать об открытии NASA

Самое удивительное в приведённом примере то, что мы можем переключать режимы генерации сигналов, используя лишь модулирующие свойства нейронов. Логика построения подобных нейронных сетей может быть любая, как инженер я отталкивался от идеи нейрон-транзистор, изначально у модулируемого нейрона очень высокий порог, а значит, он практически не пропускает сигналы, действие модулирующего синапса с понижением порога подобно действию базы в транзисторе. Промодулировав порог нейрона на снижение мы открываем проход для сигналов от синапсов прямого действия на время пока действует эффект модуляции или пока мы не окажем модулирующее действие к повышению порога. Для представленной схемы достаточно было использовать три таких нейронов-транзисторов.

В своё время появление транзисторов в электротехнике породило неограниченные возможности в построении систем с функционалом любой сложности, подобный инструмент был и в арсенале эволюции.

Из наблюдения за поведением животных явно следует, что в нервной системе должна присутствовать возможность переключения между различными схемами поведения, запечатленными в цепочках нейронов. К примеру, самцы сумчатой мыши (лат. Antechinus) в период спаривания (раз в год) кардинально меняют своё поведение. Игнорируя потребность в еде, воде и без экономии сил находятся в поисках самок или спариваются на протяжении от 6 до 12 часов, а после этого истратив все силы, погибают. Это возможно благодаря модулирующим свойствам нейронов и синапсов. Действие определенной комбинации гормонов оказало модулирующее действие на цепочку-переключатель нейронов в нервной системе мыши, благодаря чему на прежние раздражители мышь стала реагировать иначе, в данном случае стала полностью игнорировать другие свои потребности кроме как потребность в размножении.

Модуляция работает и при смене нашего настроения и при управлении концентрацией и вниманием. Если Ваша нервная система будет промодулирована активностью дофаминовых нейронов вентральной области покрышки, то настроение будет положительным и будет возможность радоваться жизни, двигаться и изучать что-то новое, в противном случае Вам не захочется даже пошевелиться.

Рефлекс становиться всё более сложным понятием: генераторы, память, потребности и переключатели – неужели только такая простая вещь может стоять за величием Человеческого мышления, сознания способное познавать окружающий мир и самого себя и своё место в этом мире.

Образ в нервной системе это активность вполне конкретных нейронов, в статье посвящённой памяти мы увидели, как происходит самоорганизация, и специализация нервных клеток, в основе которой лежит взаимопритяжение возбуждения нервной ткани. Роль, которую выберет для себя нейрон, определяется его местоположением, а если учесть то, что пластичность нервной ткани ниже абсолютной то, и историей обработанных данных окружающих его областей. Важно положение относительно источников возбуждения, они будут являться отражением понятия «признак».

Признак или совокупность признаков после обработки приводят к формированию или активации образа. Образ в свою очередь может сформировать сигнал, который будет являться признаком, приводящим к запуску другого образа. Следовательно, можно говорить о некой иерархии образов и можно выделить уровни образности или абстрактности. Каждый последующий уровень абстрактности будет всё в меньшей степени привязан к активности определённых рецепторов органов восприятия. Можно сопоставить уровни абстрактности с разбиением различных областей коры как анализаторов образов различной сложности.

Признаки могут принадлежать сразу нескольким различным образам, и решающим условием активации того или иного образа является исключительные комбинации признаков, с учётом взаимной конкуренции схожих образов. Зачастую для формирования образа требуется участие признаков различного характера, к примеру, для зрительного распознавания объектов нашим мозгом требуется использовать команды, посылаемые на мышцы управляющие положением глаз, как признаки, наряду с некоторыми несложными образами.

Люди, которые занимаются рисованием, знают, что очень сложно нарисовать портрет не нарушив положение элементов лица, мало того, что мы видим лицо, которое рисуем как совокупность отдельных образов, так и рисованное нами лицо воспринимается также. Поэтому в школах рисования рекомендуют изначально создать некий контур, скелет из тонких линий который будет определять положение элементов лица.

Существуют повреждения мозга, при которых люди не могут распознать объекты целиком, воспринимая только отдельные признаки. В книге «Человек, который принял жену за шляпу» Оливер Сакс американский невролог и писатель описывает подобные патологии.

Совокупность признаков как образов элементов лица, а размер саккад как оценка расстояния и положения этих элементов позволяет объяснить, почему мы легко узнаем искаженные или карикатурные лица.

Вытяните руку перед собой и выставите большой палец вверх, область диаметром не более вашего большого пальца соответствует зрительной области, которая воспринимается достаточно чётко для нашей зрительной системы, остальная периферия, можно сказать, воспринимается с низкой чёткостью, размыто. Но мы ощущаем, что зрительная область нашего восприятия значительно более широкая, это происходит не только благодаря саккадам, но способностью нашего мозга, в частности зрительного анализатора «склеивать» воспринимаемые образы. Нарушение в работе данной функции мозга делает людей в быту практически слепыми.

24 кадра в секунду скорость стандартной кинопроекции, обусловленная не способностью нашего восприятия уловить смену кадров при такой скорости. Наш мозг обрабатывает информацию не дискретными порциями, а в непрерывном потоке. При условии, что для каждого этапа обработки информации требуется затратить определённое время возникает ситуация при которой информационные потоки разной степени актуальности могут обрабатываться совместно. К примеру, область под названием V5 (MT) средне-височная кора получает информацию в форме некоторых признаков сразу от трех областей V1, V2 и V3 первичной зрительной обработки информации, которая обрабатывается в этих областях последовательно. Соответственно самой актуальной информацией попадающей в средне-височную кору является та информация, которая поступает от области V1, а информация от областей V2 и V3 была актуальна некоторое время ранее. Если информация поступаемся от трех областей мозга, будет отличаться определенным образом и при этом не было команды на саккаду, то можно говорить о возможном перемещении объекта, но если движение глаз было, то можно составить представление о форме объекта. Также областью V5 можно оценить новизну зрительной информации, если информация статична в тех областях, то пора делать новое движение глаз.

Наша система зрительного восприятия основана сразу на нескольких методах работающих параллельно, одни методы быстры, но неточны, другие более качественные, но требующие времени на сбор признаков в форме концентрации взгляда на детали объекта.

Пример со зрительной областью V5 показывает то, как мозг может работать с контекстом, но здесь речь идет всего лишь о долях секунд пока возбуждение распространяется по коре. В нервной системе существует очень простой механизм, который позволяет оставить «след» информации, которая была обработана, для использования её в последующей обработке как контекст.

Соблазнительно думать, что обработка информации в нервной системе идет последовательно от области к области и сигнал не возвращается к своему источнику, но в действительности структура и строение мозга указывает на обратное. К примеру, все сенсорные пути проходят через таламус, через таламические ядра, прежде чем попасть в кору, практически все клетки (90%) таламуса посылающие сигнал к коре получают обратный сигнал. И такая тенденция характерна для всего мозга, зрительный анализатор V1 имеет обратную связь с областью V2 и так далее по иерархии, так же гипоталамус связан с поясной извилиной. Это породило теорию реверберации импульсов как механизм временной памяти. На мой взгляд, она верна только отчасти. Генераторы могут быть элементами моментальной памяти, той памяти, которая требуется при выполнении элементарных действий, таких как набор номера телефона пока мы его слышим. Моментальная память длиться от нескольких секунд до нескольких минут, причём реверберации в префронтальной коре, или между передней частью поясной извилины и префронтальной корой самые продолжительные, до нескольких минут, а реверберации между таламусом и областями коры, анализирующими сенсорную информацию, длятся доли секунд или секунды, выше по уровням абстрактности это время будет увеличиваться. Именно реверберации и создают ритмы головного мозга своей совокупной работой.

Главное чтобы генератор заработал как ячейка памяти это наличие латерального ингибирования. Латеральное ингибирование (боковое торможение) еще один механизм, который распространен в нервной системе повсеместно, начиная от сетчатки глаза и других сенсорных систем и заканчивая ганглиями и корой. Эта система позволяет нам видеть чётче и острее, выделять важные звуки из шума и не спутывать образы. На gif"е выше показан пример из четырех элементов-генераторов, работа каждого генератора подавляет активность в трех других. Как видно это прекрасно работает, причем не происходит никаких изменений в синапсах и вообще в структуре сети, но мы можем точно сказать какой из четырех сигналов был активирован последним.

Теперь представьте сенсорную карту на коре разбитую на кортикальные колонки, каждая колонка воздействует на своих соседей латеральным торможением. Это кора получает сложный рисунок активности от рецепторного поля органа чувств через таламическое ядро, происходит реверберация, в процессе которой этот рисунок видоизменяется. Слабые и нетипичные сигналы подавляются, а формируется более типичная форма образа для данной комбинации признаков, это можно сравнить с тем как происходят вычисления в рекуррентных сетях, но несколько проще.

Рисунок активных контуров возбуждения будет достаточно стабилен, если последующие сигналы от рецепторного поля будут незначительно отличаться. Удивительно насколько в нервной системе всё взаимосвязано, один механизм переплетён с другим, и элемент памяти может являться и элементом обработки информации. И только комплексное представление всей системы целиком даёт более точный смысл отдельных её механизмов.

Еще один очень важный контур передачи в нервной системе это круг Пейпеца (переднее ядро таламуса – поясная извилина – гиппокамп – опять таламус), этот контур тесно взаимодействует с эмоциональными центрами остальной части лимбической системы. Отличительную особенность ему даёт гиппокамп в котором обнаруживается самая большая концентрация нейронов с долговременной потенциацией. Долговременная потенциация – это усиление эффективности синаптической передачи между нейронами на некоторое время от нескольких минут, часов или даже дней. Это усиление происходит вследствие выбивания магниевых пробок из определённых рецепторов на постсинаптической мембране, что бы это произошло необходимо неоднократное частое прохождение потенциала действия по мембране нейрона. Можно сказать, что вовлекаясь в реверберацию нейрон гиппокампа становиться чувствительней, и ему требуется меньшее воздействие для активации на определённое время. В свою очередь нейроны поясной извилины, как и другая основная масса нейронов, подчинены принципам привыкания при длительной частой активации их чувствительность снижается на некоторое время. Если один элемент контура прекращает отвечать на сигнал то и прекращается реверберация. Гиппокамп отвечает за временную эксплицитную память, которая отражается в долговременной потенциации его нейронов. Эту память мы используем в течение всего дня, а в процессе сна происходит дополнительный «прогон» контуров передачи возбуждения помеченных долговременной потенциацией.

Круг Пейпеца находится в тесном взаимодействии с эмоциональными центрами, эти центры определяют, на какую информацию гиппокамп будет реагировать острее, модулируя чувствительность его нейронов.

По всей видимости, в процессе эволюции центральный генератор упорядоченной активности (ЦГУА) такой как у простого таракана усложнялся, добавлялось всё больше контуров передачи возбуждения, добавлялись условия взаимодействия между генераторами, добавлялись разветвления и увеличивался периметр и таким образом формировался венец творения природы – человеческий мозг. Как и прежде описанные процессы можно назвать рефлекторной деятельностью, хотя архитектура рефлекса значительно усложнилась, но всё равно она поддаётся систематическому описанию и теоретически моделированию.

Существует уникальный для мозга Человека генератор – это речевой круг.

Речевой круг – это контур передачи информации от сенсоров слуха и внутримышечной чувствительности к областям-анализаторам речи коры мозга, затем к областям воспроизведения речи, далее к мышцам речевого аппарата, и в свою очередь работа речевого аппарата активизирует определённые сенсорные системы, причём в процессе циркуляции информации происходит её постоянная модификация.

Упрощенный вариант:

Слух (1), Внутримышечная чувствительность (5) > Вернике (8) > Брока (9) > Активность мышц (5)

В процессе произношения речи вслух активируются две сенсорные системы – это слух(1) и внутримышечная чувствительность мышц речевого аппарата(5). Причём эти две системы фактически интерпретируют одну и туже информацию синхронно.

Вся сенсорная информация проходит через область в мозге – таламус(2). Таламус – это скопление нервных узлов или таламических ядер, представляющих собой группы и скопления нейронов. Человеческий таламус это симметричное образование имеющий от 40 до 60 ядер. Таламус не просто передает информацию далее к высшим отделам мозга, а выполняет важную роль во внимании и концентрации, он подобно привратнику стоит на входе потока информации и оценивает, что из этого следует допустить к высшему руководству, а что проигнорировать. Именно на уровне таламуса активно происходят явления привыкания для нейронов, т.е. однотипный и повторяющийся сигнал будет вызывать привыкание в определенных нейронах таламуса, чем приводить к снижению восприятия этого сигнала на более высоком уровне. Нервная система так устроена, что она корректно работает только на определённом уровне активности мозга, поэтому между таламическими ядрами работает взаимное модулирующее ингибирование, что формирует механизм концентрации внимания. Сосредоточенность, к примеру, на слухе может подавлять тактильные ощущения. Природная чувствительность нейронов таламуса к привыканию может говорить о неусидчивости и неспособности к длительной концентрации, таламус неминуемо переключает внимание – это защитный механизм от перенапряжения нервной ткани. Внимание в таламусе регулируется двумя путями: «снизу вверх» и «сверху вниз». Путь «снизу вверх» заложен в животных от рождения, Нас неминуемо привлекает громкие звуки, новые звуки, болевые ощущения, неприятные запахи и т.д. Эти сигналы связанны с рефлекторными актами, которые увеличивают (модулируют) чувствительность соответствующих таламических ядер. Путь «сверху вниз» - это зачастую более слабое управление вниманием и осуществляется оно от префронтальной коры(10). Мы можем посредством своих желаний и своей воли сконцентрироваться на определённых органах чувств и даже на определённом участке кожи, но при этом громкий звук всё равно переключит наше внимание. Конечно, всё поддается тренировке и известны практики, которые позволяют развить управление вниманием.

Уже на уровне таламуса информации может быть дана эмоциональная оценка, которая заложена генетически, к примеру, громкий и неожиданный звук может промодулировать миндалину и вызвать чувство страха. Нам инстинктивно неприятен крик и плачь ребёнка, а заливной смех ребёнка непременно вызывает чувство радости.

После таламуса (2) информационные пути распределяются между соответствующими областями-представителями коры, информация от органов слуха попадает в слуховую кору (3), а от внутримышечных рецепторов в сенсорную кору (6). В этих областях формируются образы первичных уровней абстрактности, далее части этих образов сливаются в ассоциативную кору (4) сюда же и добавляется копии образов команд от моторной коры (7) к мышцам речевого аппарата, всё эти образы будут являться признаками для нового образа, который будет передан в область Вернике (8).

Область Вернике (8) ответственна за восприятие речи. Человек с повреждением области Вернике может обладать прекрасным слухом и распознавать и различать различные звуки, но не способен понять речь, в том числе и собственную. Как говорилось ранее две сенсорные системы слух, и внутримышечная чувствительность синхронно формируют образы, интерпретирующие одну и туже информацию, но воспринимается полем Вернике суммарный образ от двух систем, точнее трех следует добавить и копии команд от моторной коры к мышцам речевого аппарата. Если сенсорная информация от слуха прекратиться, а останется только чувствительность мышц, то поле Вернике всё равно будет «слышать» эту речь, ассоциативная связь этих получаемых образов очень крепка и для ассоциативной коры уже не имеет значения, какие именно признаки будут формировать образ.

Человек постоянно ведет монолог «про себя» – это явление называется внутренней речью, её особенностью является то, что мышцы речевого аппарат совершают очень слабые сокращения, не приводящие к произнесению звуков и вообще видимым движениям, но достаточны для фиксации этих сокращений внутримышечным рецепторами. Между полем Вернике (8) и ассоциативной корой (4) возникают реверберации, которые и дают некоторый контекст информации и ассоциативные связи.

Образы поля Вернике (8) как признаки передаются области Брока (9) посредством дугового пучка – нервного скопления. Поле Брока (9) – область коры мозга ответственная за воспроизведение речи. При повреждении области Брока человек может прекрасно понимать чужую речь, но при попытках говорить вместо речи воспроизводятся нечленораздельные звуки, или существует возможность воспроизведения только одного слова. Но поле Брока имеет значение и при восприятии звука, что отражается при тяжелом поражении области. Контур: поле Брока (9), моторная кора (7), ассоциативная кора (4) и поле Вернике (8) важен для формирования цепочек звуков формирующих слова, в свою очередь цепочки слов формируют фразы и предложения.

В процессе осмысленной речи поле Брока (9) вовлекается в реверберации с префронтальной корой (10). Префротальная кора (10) очень обширная область коры головного мозга, именно она ответственна за осмысления, происходящего в данный момент времени. Реверберации с участием префронталной коры и в ней самой определяют моментальную память, ту память о информации которая необходима в процессе выполнения конкретных действий пока мы держим их в поле своего внимания, примерно в течение нескольких минут. Помимо этого нашу префронтальную кору (10) можно назвать Великим подавителем, активность этой области может оказывать ингибирующее действие на эмоциональные центры, чем снижать их влияние на наше поведение.

Повреждение префронтальной коры (10) делает человека более импульсивным, делает его подвластным порокам и действия становятся менее обдуманными и рассудительными. Можно сказать, что только благодаря постоянной активности префронтальной коры мы не подчиняемся первому зову наших потребностей, к примеру, желанию опорожнить мочевой пузырь, находясь на важном заседании, а позволит нам досидеть до конца и сделать все дела в правильном месте. Управление эмоциональными центрами позволяет, и определять какая информация будет сохраняться и обрабатывается в кругу Пейпеца (13). Обратите внимание, что информация от таламуса (2) попадает не только в области-анализаторы, но и в поясную извилину здесь интересная и полезная информация по оценке эмоциональных центров сохраняется на более длительное время.

Основной контур речевого круга при внутренней речи начинается с мышц речевого аппарата (5), далее таламус (2), сенсорная кора (6), ассоциативная кора (4), поле Вернике (8), затем поле Брока (9). Брока в свою очередь «общается» с префронтальной корой (10) и посылает команды моторной коре (7). Моторная кора (7) посылает команды базальным ганглиям (11) и копию этих команд (12) мозжечку. Мозжечок (12) корректирует команды моторной коры, деля работу моторных единиц более слаженной и координированной во времени. Повреждение мозжечка может приводить к замедлению речи, так как формирование моторного действия становиться более сложной задачей. Базальные ганглии формируют окончательную форму команды для мышц речевого аппарата (5).

Очень сложный генератор.

Важно отметить, что в речевом круге при внутренней речи присутствует «физическая основа» - мышечная активность. Это делает внутреннюю речь подвластной контролю, к примеру, во время сна происходит снижение уровня тонуса всех мышц, что лишает внутренний монолог обратной связи через мышечную чувствительность, поэтому возможен только малый контур (8, 9, 7, 4, 8). Без ведома префронтальной коры (10) в процессе сна, когда тормозящее действие на эмоциональные центры снижается, активируется круг Пейпеца (13) и запускает образы, которые в течение дня могли вызвать повышенную эмоциональную оценку, это и формирует сновидения. В своей работе «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд очень удачно и точно описал принцип сновидений. В основе видимых снов лежит простая фраза или предложение, которое имеет для нас весомое значение в момент засыпания, но мы её не слышим, а только видим интерпретируемые на её основе зрительные образы. Не редко без дополнительного контроля с помощью «физической основы» фраза может превратиться в бред.

В книге Вилейанура Рамачандрана «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» рассказывает о женщине рука, которой не обладала внутримышечной чувствительностью, видимо вследствие повреждения определённой области мозга. Это для неё не причиняло больших неудобств, иногда просто создавалось ощущение, что её рука находится, где то в другом месте, к примру, за спиной или где то в стороне. Такое ощущение прекращалось сразу после того как рука попадала в поле зрения, тогда всё ставало на свои места на некоторое время. Так же и с речью если не будет возможности обратной связи через органы чувств, то есть вероятность получить вместо осмысленного монолога генератор бреда, бесконтрольного блуждания очага возбуждения между областью Вернике и Брока.

Речь – это инструмент, позволяющий нам передавать и аккумулировать информацию, декларировать и планировать действия и события, благодаря этому инструменту Человек смог создать цивилизацию. Основная форма нашего мышления – это внутренняя речь, внутренний монолог и большую часть времени в этом монологе мы уделяем социальным взаимодействиям, прорабатывая предстоящие диалоги, или воображаемые диалоги, к примеру, мы едем домой с работы и можем прогнозировать, что скажем жене (супругу, маме, брату, другу) при встрече, что она (он) ответить, что мы ответим в ответ. И этими банальными и приземлёнными вещами занят наш ум постоянно, если Вы не мыслитель-философ, витающий в облаках. Речь позволяет нам декларировать – описывать все аспекты нашей жизни и не только, в некой системе знаков и смыслов. Попробуйте описать или спланировать свой день, используя только визуальные интерпретации (картинками) без каких либо символов и цифр, да еще так, чтобы другой человек Вас понял. Конечно, иногда достаточно одного изображения дивана, но если планов много и они подразумевают сложные социальные взаимодействия, то без системы позволяющей сделать это емко и четко не обойтись. Развитая речь является отличительной чертой Человека от животных, в остальном наш мозг и принципы его работы сходны с мозгом приматов, если не считать и более большое количество нейронов.

Теперь имея представления того как работает мозг и то как в этом мозгу формируется речь, мы можем ответить на вопрос: «Что такое сознание и где оно локализуется?».

Наша нервная система это единый целый механизм, который можно разбить на отдельные функциональные части. Выделить отдельные цепочки нейронов, нейронных сетей выполняющих определённую задачу, к примеру, можно выделить сенсорные анализаторы или как в примере выше цепочки-контура ответственные за речь. Эти функциональные нейронные сети я называю «личности», так как многое указывает на их определённую самостоятельность. Обычно эти личности в здоровой нервной системе обмениваются информацией, они информируют друг друга о том, что на данный момент они выполняют, о том, что на данный момент у них происходит. Это происходит за счёт большого числа связей между областями мозга. Личности действуют в кооперации, как будто это согласованная команда, никто не пытается идти против команды. И причина здесь просто в ассоциативном обучении, все, что происходит в одно время, объединяется и при большой информативности между личностями, а так же длительном совместном обучении так или иначе будет возникать слаженность в работе.

Схемы, сформированные нейронами и конфигурациями связей между ними в Человеческой нервной системе можно дробить на очень мелкие и простейшие, но мы выделим только несколько основных. Во-первых, возможно выделить сенсорные анализаторы, для различных типов сенсорных сигналов определяются свои структуры. Для зрительной информации - это зрительные бугры и затылочная часть коры больших полушарий. Слух – области в височных долях, сенсорная информация – это теменные области коры, вкус небольшой участок в «островке», обоняние – обонятельные луковицы и небольшой участок в височных областях. Задача этих нейронных сетей первичная обработка сенсорной информации, как результата работы формирование некого образа и передача его в ассоциативные области коры. Ассоциативная кора связывает разлитые образы, от анализаторов формируя на их основе свои образы, эта область ответственна за восприятие окружающего мира, именно она формирует целостность окружающей нас картины мира. Так же есть цепочки нейронов способные описывать, декларировать образы, сформированные ассоциативной корой, они локализованы в зонах Брока и Вернике, но речевые механизмы могут выходить за пределы этих областей. Область ответственной за принятие решений является префронтальная кора, наши мысли в форме внутренней речи – это реверберации между префронтальной корой и областью Брока. Далее можно выделить область ответственные за моторные действия, эти области подчинены некой иерархии, во главе моторная кора, далее базальные ганглии и мозжечок, и формирование базовых движений возможно в ретикулярной формации и спинном мозге. Но при этом нейронные сети в этих образованиях могут быть полностью самостоятельными, если нет команд свыше.

Подобно электрическим схемам, которые могут выполнять свои функции только при наличии электричества, биологические нейронные сети девствуют только при наличии нервного возбуждения. И здесь самое интересное! Это нервное возбуждение для нейронных схем лимитировано. Так уж сложилось, что мозг работает корректно только когда поддерживается определённый уровень единовременной активности нервной ткани, повышенная активность может привести к эпилептическому припадку, заниженная может погрузить мозг в сон. Уровень активности регулируется таламусом, посредством фильтра входящих сигналов, а так же механизмом латерального торможения/побуждения в коре и поддерживается на определённом уровне (диапазон достаточно широк). Таким образом, нервная активность в мозге является ресурсом, который распределяется среди нейронных схем. Конечно, это распределение неравномерно и зависит от функциональных особенностей, к примеру, зрительным анализаторам для обработки большого массива данных от рецепторов требуется большая часть нервного возбуждения как ресурса. Распределите нервного возбуждения среди префронтальной коры, ассоциативной коры и областей, ответственных за речь – это то, чем является наше «Я», наше сознание или фокус восприятия.

Рене Декарт искал, по крайней мере, одну структуру мозга, которая бы была непарной, и в результате решил, что это маленькая шишковидная железа (эпифиз) позади ствола головного мозга – является вместилищем души, так как считал душу чем-то неделимым. Многие психологи и философы издревле считают сознание целостным, неделимым и чем-то постоянным. Ведь эту иллюзию наш мозг создает крайне убедительно. Но оказалось, что эпифиз состоит из двух симметричных половинок, почти зеркальных друг по отношению к другу.

Сознание – это сущность подающиеся невероятному фрагментированию, вплоть до активности одного нейрона. В некоторых случаях нервная активность может быть сконцентрирована в определённых областях мозга, к примеру, при решении сложной логической задачи требуется сделать акцент на префронтальной коре, а при расслабленном бездействии возбуждение рассеянно распределено по всей коре. Когда мы ходим описать свои субъективные ощущения, фокус восприятия «смещается» к речевым областям, тем самым мы в совершенстве можем описать только «декларативное Я». Когда фокус восприятия сильно смещен к префронтальной коре, то сознание выходит из зоны речевого описания. Можно посчитать, что сознание – это то, что подчиняется внутреннему монологу, но многие решения мы принимаем без участия внутренней речи. Сознательным мы считаем то, что можем описать, а бессознательным то, что не подчиняется «декларативному Я».

Более наглядно разобраться в том какова природа сознания помогают разливного рода патологии в работе мозга.

Каллозотомия – это операция по рассечению мозолистого тела, область мозга, представляющая собой скопление нервных путей соединяющих два полушария мозга, позволяющая им обмениваться информацией. Данную операцию проводят с целью уменьшения следствий эпилептических припадков. Один из побочных эффектов операции – сидром чужой руки. В человеческом теле как будто заключено две личности управляющих разными половинами тела, причем, так как в левом полушарии заключены основные речевые центры (в большинстве случаев), а так же ему подконтрольна правая сторона тела, то отвечать на вопросы будет именно личность, управляющая правой рукой. Эта личность может жаловаться на несогласованные действия со стороны левой руки, которая может брать вещи, или совершать действия которые не входили в планы левого полушария. Это возникает по причине того, что личности перестали слышать друг друга, что приводит к рассогласованной работе нейронных сетей.

Еще одни пример. Апраксия – неврологическое состояние, характеризующиеся неспособностью выполнять целенаправленные движения, не смотря на то что человек знает, что от него требуется, хочет это сделать и обладает нужными физическими данными. Апраксия может возникнуть вследствие разрыва связи между областями ответственными за формирование моторных команд и областью ответственной за принятие решений, префронтальной корой.

Разрыв связи между зрительным анализатором и префронтальной корой может привести к видящей слепоте или корковой слепоте, при которой человек слеп, но при этом способен обходить препятствия, или с высокой вероятностью угадывать, в какую сторону движется мишень-точка при проведении экспериментов.

Что такое сознание человека? Мы привыкли вкладывать в это понятие очень многое: собственное мировосприятие, характеристики и свойства личности, умение управлять собой. На самом деле это понятие настолько широкое, что потребовалось бы много усилий, чтобы распределить «по полочкам» все составляющие, вникнуть в их сущность.

Сознание представляет собой многоуровневую и многослойную систему, которая управляет деятельностью человека, его мыслями, поступками и действиями. Человек — существо, наделенное разумом, а разум заставляет в полной мере работать сознание.

Личность невозможна вне общества. Именно по этой причине сознание способно меняться под воздействием социума. Как это происходит? Воспитываясь в обществе, человек никогда не может быть полностью от него свободен. На него влияют имеющиеся стереотипы и предрассудки. Нередко общество просто диктует индивиду свою волю, и он вынужден подчиниться мнению большинства. Так ломается индивидуальность и рождается социальная маска. Некоторые носят ее всю жизнь и, в конце концов, настолько сродняются с ней, что перестают замечать и понимать собственную бесконечную сущность.

Что включает в себя понятие и какими характеристиками оно обладает, расскажет данная статья.

Сознание отражает самооценку

Самооценка формируется еще в детстве. От того, какой она станет, во многом есть заслуга самого человека и, конечно, социума, который его окружает. Как часто мы в детстве слышим о себе нелестные отзывы или о том, что по какой – то неведомой причине уродились не такими хорошими, какими нас здесь ожидали увидеть. Если сознание сформировано в недостаточной степени, то человек будет стараться угодить мнению большинства, он фактически растворится в том, каким его видят другие и не сможет иметь собственного уникального голоса.

Самооценка личности складывается из нескольких составляющих: семья, окружение, друзья, социальные группы и объединения. Сознание при этом очень восприимчиво к тому, как все эти люди будут относиться к субъекту, какой опыт позволят ему получить.

Сознание формируется в семье

Роль родителей в формировании сознания ребенка очень велика и значительна. Это самые первые люди, которые закладывают в нас основы добра и зла, миропонимания в целом, учат быть индивидуальностью. Конечно, не во всех случаях происходит приобретение сугубо положительного опыта. Случается, что маленький человек замыкается в себе оттого, что не может найти свои уникальные, отличительные черты, не знает, кто он есть на самом деле. Сознанием ребенка, безусловно, можно руководить, направляя его развитие в нужное русло. Влияние семьи на сознание огромно. Можно как сделать из ребенка успешную личность, так и полностью сломать его индивидуальность.

Для ребенка важна и значительна поддержка родных, особенно на первых порах. Представьте, что вы начинаете какое – то серьезное дело. Вас, конечно же, одолевают тревоги, сомнения, различные беспокойства. Это и понятно: трудно двигаться в одиночку. Всегда хочется получить от близких людей хотя бы минимальную поддержку – она помогает поверить в то, что все получится. Если родители не оказывают такого воздействия на свое чадо, то сын ли дочка растут крайне неуверенными в себе. В будущем такой человек едва ли будет знать, чего он хочет на самом деле, он не сможет представить себе конечного результата.

Формирование сознания через отношение окружающих

Сознание всякого человека имеет прямую зависимость от того, каким его видят окружающие люди. Если отношение к нему достаточно лояльное или даже сугубо положительное, то личность прекрасно адаптируется в обществе, выражает себя и становится вполне себе счастливой. Тут многое зависит от того, какие планы и цели ставит перед собой человек. Отношение людей, находящихся рядом, может в определенный промежуток помочь личности, сделать ее твердой и самодостаточной. Научиться уважать собственную личность очень важно для человека. Пока мы не ценим и не любим себя не можем ожидать того же от окружающих. Почему? Да потому, что люди считывают нашу информацию о себе и именно так нас воспринимают, как мы сами о себе думаем. Здесь нет ничего удивительного, все закономерно.

Тот, кто доволен собственными достижениями, несомненно, будет вызывать уважение со стороны окружающих. Людям будет казаться, что перед ними в высшей степени успешная и неординарная личность. При этом реальные недостатки оппонента в этом случае остаются незаметными, невидимыми. И напротив, когда человек не может понять своего места в мире, сам не знает, что собой представляет его личность, то и окружающие учатся воспринимать его как нечто незначительное и несерьезное. Такой человек может быть весьма талантливым внутри себя, но до тех пор, пока он не обнаружит собственной ценности, его не смогут оценить окружающие. Сознание – это то, что формируется долгие годы. Здесь не может быть мелочей: важно абсолютно все, когда речь идет о становлении и развитии личности.

Мировоззрение отражает сознание

Сознание вмещает в себя множество граней нашей личности. Кто мы и зачем здесь находимся? Какие задачи должны решить? Представление о мире и о себе складывается из опыта, получаемого в течение всей жизни. Особенно важен и значим детский опыт. Впечатления маленького человека носят характер познающего сознания. Оно порой вмещает в себя так много, что не сразу удается понять, откуда взялись те или иные привычки, страхи, сомнения, неуверенность в себе или, напротив, желание доказывать собственную исключительность. А ведь каждый из нас хочет быть замеченным окружающими людьми. Иногда ради этой цели он готов на любые подвиги и свершения.

Сознание человека – это настолько глубокая ипостась, куда нельзя заглянуть и быстро что-то рассмотреть. Требуется огромная работа, чтобы только понять самого себя, суметь проработать свои зажимы и сомнения. Каким человек видит мир, так он относится и к самому себе. Данное утверждение уже давно доказано. Если человек не любит себя, всячески сомневается в своих талантах, способностях и вообще имеющейся возможности где – то в чем – то себя проявить, то и мир будет стараться выдвигать к нему самые жесткие требования. Такую личность, как правило, не замечают окружающие, она терпит множество несправедливо нанесенных обид. А все потому, что в сознание человека когда – то вошло негативное и неправильное представление о самом себе. И вот он привык ругать себя по всякому поводу, а не хвалить.

Тот, кто с самого детства знает себе цену, кому родители привили здоровое самоуважение, никогда не будет искать одобрения окружающих. Он и так знает, что достоин большего, чем даже то, что у него есть на данный момент. Такой человек не тратит лишнего времени на переживания, а сразу стремится к своей мечте, совершает необходимые шаги.

Наличие цели расширяет сознание

Цель обязательно должна быть как можно более конкретная. Без этого четкого выстраивания невозможно ничего достичь в жизни. Человек никогда не будет удовлетворен сторонней ролью и не согласится ее играть, будучи самодостаточной личностью. Имея цель, мы становимся дисциплинированнее и ответственнее. Наше сознание расширяется на самом деле, становится более восприимчивым и глубоким. Что дает наличие цели и как оно влияет на сознание человека? Попробуем разобраться.

Уверенность в себе

Это важная составляющая любого успешного человека. Без веры в себя не будет ничего: ни новых побед, ни значимых достижений. Уверенность в себе помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия и не верить неудачам. У каждого ведь случаются промахи и поражения. Чтобы не пасть духом, когда нам плохо, должна иметься большая воля и огромное желание стать сильнее. Понадобится много времени, пока действительно изменится сознание. Тогда человек научится мыслить по-другому, поступать иным способом, чем прежде.

Уверенность в себе оказывает значительное влияние на качество жизни и на сознание. Как это происходит? Прежде всего, мы учимся жить, будучи действительно довольными собственными успехами. Мало кто из людей на самом деле может этим похвастаться. Уверенный человек не ждет одобрения общества, он сам активно действует и достигает своих вершин. Ему приятно внимание окружающих, но это не самоцель, а следствие успешности. Уверенная личность, как правило, излучает состояние радости и позитива.

Как помочь себе стать уверенным? Такое качество характера не рождается за один день. Чаще всего, человеку приходится прикладывать значительное количество усилий, прежде чем он увидит первые удовлетворяющие его результаты. Действовать следует не торопясь и осторожно. Сначала нужно научиться принимать себя таким, какой ты есть на самом деле. Затем начать развивать индивидуальные способности, а с ними будет расти и самоуважение.

Целеустремленность

Имея в голове определенную задачу, которую нужно решить, человек становится собранней, организованней. Он уже не позволит себе тратить время впустую. В таком случае личность начинает искать всевозможные способы и варианты, чтобы добиться желаемого с максимальной для себя выгодой и минимальными потерями. Как только появляется ответственность перед самим собой, человек и перед обществом никогда не выставит себя в невыгодном свете. Сознание будет руководить им, поощрять на новые свершения. С каждой новой победой прибавляется уверенность в своих силах, в том, что все получится так, как задумано.

Сознание трансформируется, мы начинаем осознавать такие вещи, о которых прежде никогда не задумывались. Желание довести начатое до конца позволяет нам не расслабляться в самых тяжелых жизненных моментах, а действовать иногда вопреки обстоятельствам. Как правило, возрастает желание доводить все до логического завершения. Оно подкреплено уверенностью в себе. Вы уже не оставите перспективную работу на полпути, не станете оправдывать свое бездействие тем, что она никому не нужна, а значит ее можно и не выполнять.

Настойчивость

Сложности бывают у всех, в этом нет ничего удивительного. Гораздо важнее то, как мы выходим из тех ситуаций, которые реально мешают нам полноценно жить, строить дальнейшие планы. Любые трудности возникают в нашей жизни только затем, чтобы мы их решали, а не откладывали со дня на день. Многие преуспевают в делах и бизнесе только потому, что вовремя научились замечать собственные победы и эффективно бороться с недостатками. В самом деле, как часто мы считаем свои достижения чем-то обыденным и нормальным, не уделяем им достаточно внимания и времени. А зря! В следующий раз удача может запросто и отвернуться. Необходимо всячески приветствовать в себе новые начинания, стремиться работать над своим сознанием, расширять его границы.

Умение преодолевать трудности – важное качество для привлечения удачи. Какие бы бури ни бушевали над вашей головой, вы всегда сможете найти достойный выход. Жизнь часто дает нам именно такие испытания, пройдя через которые, мы, благодаря усилиям сознания, становимся сильнее и мудрее.

Настроенность на успех

Наличие определенной цели в голове человека, несомненно, дает ему мощный стимул для того, чтобы совершенствовать себя, стремиться к непокоренным горизонтам. Разумеется, что того, чтобы это могло произойти в вашей жизни, придется приложить немало усилий, как следует постараться. Без мотивации личность не будет расти, не сможет правильно организовать свое время. Дополнительная мотивация будет двигать вас вперед, не даст опустить руки в двух шагах от победы.

Чем бы ни занимался человек, он должен быть поглощен своим занятием полностью, без остатка. Состояние полной «захваченности» расширяет сознание, делает его внимательным и восприимчивым. Благодаря этому значительному приобретению принимаются ответственные решения, строятся грандиозные планы, выносятся приговоры, произносятся страстные проникновенные речи.

Роль познавательных процессов в развитии сознания

С самого раннего возраста человек учится воспринимать этот мир с помощью органов чувств. Все познавательные процессы тесно связаны друг с другом и находятся в состоянии неразрывного единства. Внимание, память, воображение, мышление позволяют сознанию совершенствоваться. Развитие человека было бы невозможно без этих базовых составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Ощущение и восприятие. Роль ощущений в жизни человека огромна. Мы на протяжении одного дня испытываем самые разные чувства и эмоции. У нас возникает множество ощущений, которые мы должны суметь пропустить через себя и не пораниться душевно. Ощущение ведет человека к осмыслению действительности, поэтому его роль в сознании огромна.

Восприятие дополняет впечатление личности о предмете, помогает сознанию выстроить механизм узнавания. С помощью восприятия происходит оценка предмета или явления, человек учится видеть и замечать какие – то значимые детали и перспективы.

Внимание. Данный психический познавательный процесс воздействует на сознание самым прямым и непосредственным образом. Обращая на что – то внимание, мозг концентрируется на каком – то объекте или явлении, а значит, в нем происходят мыслительные процессы. Внимание человека бывает произвольным и непроизвольным. В первом случае человек сам направляет волевые усилия на то, чтобы что – то воспринимать. Во втором случае внимание задерживается на предмете помимо воли самой личности. Чаще всего непроизвольное внимание бывает вызвано каким – то из ряда вон выходящим событием, которое вызывает у человека эмоции страха, удивления, восторга и т.д.

Память. Человеческая память может вместить в себя многое, однако мы не запоминаем все подряд, на чем сконцентрировано наше волевое усилие в данный момент. Чтобы что – то запомнить, нужно либо осознать необходимость в этом, либо испытать сильное впечатление от увиденного. В жизнедеятельности человека имеет место и то и другое.

Наша память воздействует на сознание, заставляя его осмыслять происходящие события. Память способна хранить множество информации и фрагментов из прошлого, а некоторые события забываются почти мгновенно. Как правило, человек помнит то, что подкреплено его эмоциональной сферой. Все, что было сделано механически, без участия чувств, стирается из памяти, тем самым освобождая место новым впечатлениям.

Мышление. Этот психический познавательный процесс тесным образом связан с сознанием. Оно само постоянно остается воспринимающим и открытым для новых знаний. Мышление помогает сознанию сохранять свою активность. С помощью мышления человек имеет возможность многократно прокручивать у себя в голове картины событий, которые оказались для него важными и значимыми.

Воображение. Данный психический познавательный процесс оказывает на сознание сильное влияние. Каким образом? С помощью воображения оно по-настоящему расширяется. Появляются новые образы, которые и будоражат сознание, заставляют его находиться в состоянии повышенной активности. Воображение отражает предметы и явления в образах. Но дело в том, что у каждой личности возникает свой собственный образ в голове, и у всякого он сугубо индивидуален. Нет и двух людей с одинаковыми мыслительными картинками в головном мозге.

Роль сознания в оценивании

У человека имеется одна неповторимая особенность, отличающая его от всех живых существ. Он постоянно сравнивает, анализирует, дает оценки окружающим. Действия, поступки (как свои, так и чужие) постоянно рассматриваются под воображаемым микроскопом и оцениваются. Причем чем более развито сознание у человека, тем сильнее его желание анализировать собственные поступки, стремиться исправить ошибки. Люди, которые часто обвиняют других, демонстрируют недостаточность развития сознания.

Сама по себе потребность оценивания обусловлена формированием эмоционального отношения ко всему, что находится рядом с нами. Мы переживаем на протяжении дня множество противоречивых чувств. Какие – то проходят через нас и не оставляют видимого следа, другие отзываются страшной болью в сердце и превращаются в рану, которая потом еще долго не заживает.

Сознание и возможность самоанализа

Сознание занимает активную позицию в процессе самопознания. Субъект действия – это тот, кто наблюдает. Объект – то (или тот), за кем осуществляется наблюдение. Сознание само становится наблюдателем за теми действиями, которые совершает личность. Благодаря ему человек имеет возможность отслеживать собственные поступки, анализировать их, размышлять над тем, что было сделано. Наличие субъекта и объекта помогает определить роль сознания в жизни человека в целом.

Сознание и познание мира

Сознание способствует формированию определенного отношения к окружающей действительности. Способность человека к познанию окружающего мира начинается с познания самого себя. Что сюда входит? Во — первых, уважительное отношение к собственной личности, адекватное оценивание собственных перспектив. Во – вторых, умение видеть в других людях индивидуальностей, уважать и принимать их мнение.

Человеку, прежде всего, необходимо научиться брать ответственность за свои поступки и действия. Пока он не умеет этого, не может адекватно оценивать и других, предъявлять к ним какие – то немыслимые требования. Часто ведь случается так, что мы не в силах выполнить обязательства, данные самому себе, но зато обвиняем близких в том, что у них крайне дурной и скверный характер. Возможность самосовершенствования тесно связана с развитием сознания. Человек только тогда становится по – настоящему свободным, когда обретает способность отвечать за то, что он сделал сегодня или вчера.

Таким образом, сознание человека представляет собой весьма широкую сферу для изучения. Тема, безусловно, интересная и заслуживающая отдельного внимания.

Важно понимать, что такое сознание, знать структуру и механизмы его функционирования, так как этот информационный пласт дает человеку огромные возможности, а именно:

  1. ✪ Раскрыть в человеке все таланты и способности;
  2. ✪ перепрограммировать базовые правила и принципы, на которых строится реальность человека;
  3. ✪ избавиться от «вшитых» при рождении программ, которые негативно влияют на развитие личности;
  4. ✪ убрать негативные чувства (обиду, вину, зависть, месть...);
  5. ✪ увеличить пропускную способность сознания и изменить его структуру;
  6. ✪ получить измененную программу судьбы. Что такое судьба, смотрите

Что такое сознание человека?

Сознание человека − это программа, энергоинформационная модель восприятия и воспроизведения предметной действительности. Иными словами, Сознание − это система понимания и восприятия окружающего нас мира, это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

Такая энергоинформационная модель не может существовать сама по себе и существует она строго по алгоритму . Хорошо развитое астральное тело, как и профессиональный сотрудник, может легко разобраться в описаниях мира, в котором живет тело и сознание. Так как же в сознании проявлен этот алгоритм?

Функцию эту выполняет ментальное тело – третье тонкое тело человека. Именно в ментальном теле и хранятся все эти многотомные описания Мира.

Ментал – огромная библиотека знаний. Там находится вся информация, которую человек накопил за свою жизнь − прочитал, узнал, выучил, увидел, услышал. Все знать он не может, но его можно восполнить, обогатить, развить, расширить, если на это нет запретов.


Структура сознания

Сознание состоит из :

  • 12 чакр (центры сознания);
  • каналов связи (между чакрами);
  • Духовного существа, в котором заложена программа развития человека. Духовное Существо относится к сверхсознанию и имеет связь с Абсолютом. Местонахождение − чакра Атман;
  • из логических и образных механизмов самовнушения.

В системе сознания можно выделить 3 основных блока:

  1. Подсознание − это физическое, эфирное и астральное тело. Оберегает энергию человека.
  2. Сверхсознание − каузальное, буддхиальное и атмическое тело. Информационный пласт, который требует энергию.
  3. Социальное сознание − ментальное тело. Является связующим звеном между подсознанием и сверхсознанием. Основная функция ментального тела − это регулирование подсознания и сверхсознания (балансировка энергии и информации), «уговаривает» подсознание энергию отдать, «договаривается» со сверхсознанием не особо тратить эту энергию. И для этого, ментальному телу нужен инструмент − знания об окружающем мире. Если этих знаний много, соответственно свою посредническую функцию ментал будет выполнять превосходно.

У сверхсознания и у подсознания совершенно разные цели и задачи . И если не будет посредника (ментального тела) они между собой никогда не договорятся, более того сверхсознание победит, оно заставит подсознание потратить энергию и в этом случае, жить нам останется минут пять.

Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)

Каждый человек является индивидом и осознает мир вокруг. Может называть все предметы, данными им именами. Это происходит от осознания личностью значения всего в мире. Этот подзаголовок не является истиной в последней инстанции и дан в целях ознакомления и расширения интеллектуального багажа.

Выделяют следующие типы осознания: я, сверх я, оно . Эти термины были введены Зигмундом Фрейдом. Каждый из них обозначен определенными границами и возможностями понимания. Эти понятия определяют человека как целостное создание и выявляют его реакции на мир в зависимости от определенного типа сознания.

Определения сознания в трех типах: «Я», «Оно», «Сверх Я»

Как говорилось выше, существует три типа сознания личности: «Я»; «Оно», «Сверх Я». Каждый из этих типов служит для обоснования определенных процессов, происходящих в психике человека.

Определение «Я» означает что-то рациональное и осознанное . Человек принимает решение на основании здравого смысла. Руководствуется логикой в своих поступках. Сознательное действие, определенное осознанным выбором. Сфера «Я» соизмеряет цели, мысли и идеи с реальными возможностями для более продуктивного воплощения их в жизнь. Является как бы обратной стороной сферы «оно».

Оно – иллюзия, мечты; я – реальное воплощение этих стремлений в реальном мире . Делит мир по нравственным аспектам (я) – на добро и зло, правильное и неправильное, разумное и спонтанное и т. д.

Определение «Оно» не подчиняется здравому смыслу, живет эмоциями и инстинктами. Та часть, которая не управляется человеком. Но она дает пищу для воплощения в «Я», для разумного воплощения некоторых инстинктивных потребностей. К ним относятся животные инстинкты, эмоции. В данном слое сознания все происходящие процессы направлены на получение удовольствия, удовлетворение потребностей.

В структуре «Оно» нет систематизированной упорядоченности, как в «Я», бывает и беспорядок, и смятение, и хаос. «Оно» дает желание, инстинкт, вожделение; «я» ставит цели и ищет более грамотный путь к достижению этого желания и получению в итоге удовольствия от достижения цели.

Определение «Сверх Я» . Понятие «Сверх Я» связано напрямую с комплексами и осознанием личностью своих недостатков. Выстраивание в сознании идеала; стремление походить на этот идеал. Идеалом может послужить кто угодно, например, отец или мать.

Это ведет к тому, что индивид запрещает некоторые поступки или чувства, считая их неидеальными, не соответствующими норме. Такое поведение впоследствии вызывает комплексы. «Сверх Я» выступает в роли контролера поступков человека, совести.

Есть интересное образное сравнение для подобного процесса: отношения «Я» и «Оно»

Отношения всадника и лошади, которой он управляет. В идеальном представлении данной картины все должно быть так: человек в седле, знает куда движется и, соответственно потребностям, управляет движением лошади.

Лошадь здесь представляет сферу «Оно», подвластное, выполнение желания поехать куда-то, в соответствие с подходящими нормами. Но бывает такое, что лошадь вырывается из седла и переходит на вольный бег или сбрасывает всадника. Подобно этому: «Я» плохо управляет «Оно» (инстинктами и желаниями). Тогда инстинкты и желания могут вырваться из подчинения разума и зажить собственной жизнью, бесконтрольной. Это может привести к определенным последствиям.

Также выводится схожесть между «Сверх Я» и «Оно». Сродни определению «Оно», определение «Сверх Я» выступает в роли бессознательного. Бессознательно ориентироваться на тот или иной тип поведения. Это может вызвать зависимость; загнать человека в определенные рамки; принизить гибкость мышления – жизнь по неким идеальным стандартам.

Движение Сознания является самым сложным движением в Природе. Оно выросло из движения неживой природы, управляемым Пространством, движения жизни, управляемого информационным полем Земли, и само является своеобразным «Покоем», управляющим движением биомассы через проявление эмоций и силы воли.

В любом многоклеточном организме осуществляется многоуровневый процесс управления. Чем сложнее организм, тем многограннее программа управления, обеспечивающая сложное взаимодействие различных анатомических структур.

Сознание человека

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Сознание у человека появилось как некоторая «автономная область» в общей программе управления жизнью. Программа, представляющая сознание, развивалась постепенно, от простого к сложному. Элементы разумности наблюдаются, например, у всех млекопитающих.

Сознание человека нельзя сравнивать с врожденным инстинктом насекомого. У новорожденного есть возможность превратиться в Гомо Сапиенс, в человека-волка, человека-тигра и др., в зависимости от того, каким содержанием наполнить программу сознания. Ребенок, сознание которого формировала волчица, быстро погибает в обществе людей из-за неспособности к обучению и постоянного сильнейшего стресса.

Предпосылки появления сознания у человека

Анатомические предпосылки появления сознания у человека связаны с гармоничным, развитием обоих полушарий головного мозга. В равной степени хорошо отражается эмоциональное настоящее и опыт давно прошедшего. У «снежного человека», например, может быть эмоциональное пространство сознания шире, чем у человека разумного, но очень слабая логическая память. Появляются большие возможности в использовании информационного поля Земли и небольшие способности к труду. У других человекообразных обезьян информационное поле сознания оказалось не способно к заметному развитию.

Палеонтологические исследования показывают, что предпосылки для появления сознания человека формировались несколько миллионов лет.

Развитие сознания у человека

Сознание человека могло постепенно развиваться в местности, где атмосфера постоянно насыщена большим количеством аэронов. Благоприятен в этом отношении, например, Тибет, благословенная страна. Именно атмосфера благоприятствует проявлению сверхспособностей буддийских монахов.

Попадая в организм, электроны «растворяются» в нем и насыщают клетки и энергоинформационное поле. Все энергетические центры становятся плотнее, увеличиваются в размерах.

Следующим фактором анатомического и информационного развития сознания могли быть особенности половых отношений мужчины и женщины. По мнению Ф. Энгельса, в первобытном обществе господствовала полигамия. Поэтому в репродуктивных органах привлекательной женщины всегда мог присутствовать избыток информационной энергии мужчин, которую мог воспринимать развивающийся плод, что могло привести к анатомическим «отклонениям» от нормы. Несомненно, у древних до появления религии господствовал культ секса . Тантристы, например, используют секс для развития сверхсознания. Ритуальные действия во время секса могут привести к состоянию нирваны.

Мыслеформы или слова

В первобытном обществе люди больше использовали мыслеформы, чем слова. В наше время также происходит обмен мыслеформами, мыслеобразами. Мысли и чувства воспринимаются собеседниками как энергоинформационный сгусток, причем люди разного уровня интеллектуального развития воспринимают эту информацию в разном обличии. В Индии, например, мыслеобраз воспринимают в основном в виде божества, в Европе - в образе животных, интеллектуально продвинутые воспринимают мысли как энергетические пакеты.

На почитаемую беременную женщину в древности мог изливаться поток положительной информационной энергии, при этом какая-то часть усваивалась плодом.

Таким образом, нужно признать, что ведущую роль в становлении и формировании сознания человека играла женщина. Матриархат возник не на пустом месте.

Наверное, здесь уместно отметить, что философы раннего христианства основной причиной появления Сознания считали воздействие на женщину энергоинформационного поля Земли. Несомненно, внешнее влияние всегда присутствует. Как и все живое, человек связан с информационным полем Земли.

Шри Ауробиндо Гхош свидетельствует, что вся живая и неживая Природа на Земле связана с информационным полем. Через медитацию он развил в себе способность видеть информационную энергию и, более того, ее основу. С точки зрения строения внешнего информационного поля, по его представлениям, все люди делятся на четыре вида независимо от национальности, места проживания, возраста и пола.

Развитию сознания способствуют свойства, присущие инфор­мационному полю человека и всего живого. Рожденное живое существо имеет «чистую» информационную структуру, на ней записано немного информации. Новорожденный способен запол­нять свою память целыми блоками информации. При этом не очень важно, от кого эта информация. Например, цыпленок, сразу после рождения, увидев человека, принимает его за родителя. Новорожденный человечек, сразу после появления на свет, впи­тывает каждой порой кожного покрова информационное поле матери. Информационное поле недавно умершего здорового чело­века также может быть усвоено новорожденным. Это явление по­служило основой для появления легенды о переселении душ умерших. Появлению этой легенды способствовало еще одно свойство информационного поля человека.

Жизнь после смерти

Под воздействием внешних факторов, в том числе чужеродных программ, и внутреннего состояния организма человек может впадать в своеобразное состояние «анабиоза». При этом возникает ощущение, что сознание существует независимо от организма и подчиняется желаниям своего «Я». Момент перехода сопровождается ощущением выхода всего объема информационного поля, совпадающего с формой и объемом тела, начиная с ног, душа как бы воспаряет над телом и плавает над ним. Это свойство было известно всем народам еще в доисторические времена. Об этом свидетельствуют египетские мумии, захоронения кочевых народов. Древние почему-то верили, что их души временно покидают свои тела и обязательно вернутся в них, а человек воскреснет. Эта вера живет и в наши дни. Сейчас это называется «жизнь после смерти». На самом деле это не жизнь, а своеобразное состояние сна. Видятся не реальные предметы, а их воображение. Информационное поле не совсем покидает тело, а «конденсируется», наверное, в древних структурах головного мозга. Клеточные структуры сохранят свои программы и жизнь, тело в целом представляется бесчувственным. Если в этом процессе происходит «стирание» части информационного поля, то человек довольно быстро умирает, а может вообще не выйти из состояния «жизни после смерти».

Человек-зомби

Колдуны Африки хорошо разбирались в информационном поле человека. Они могли убить здорового молодого человека, выждать несколько дней, пока программа сознания получит необратимые изменения, и оживляли человека. При этом получали тупого послушного раба, т.е. челоавека-зомби.

Программы саморазвития у детей

В некоторых случаях у детей могут возникнуть программы саморазвития. Например. Мальчик трех лет в уединении постоянно видел голубую падающую Землю. У него появлялось неодолимое желание ее спасти. Он часами удерживал Землю от падения, сосредоточившись на процессе втягивания голубого цвета в сердечный энергетический центр. Таким образом, он, когда никто не мешал его занятиям, работал несколько лет. В результате вырос человек, умеющий предвидеть и предотвращать стихийные бедствия на Земле и многое другое, - член многих иностранных академий наук.

Другой пример. У ребенка на третьем году жизни могут быть вполне сформировавшиеся связи собственного информационного поля с внешним. Зрение и слух вдруг, самопроизвольно были отключены от обычной работы и перед глазами возник образ места, а в ушах, из этого места, послышались угрожающие звуки. Также самопроизвольно зрение и слух вернулись в нормальное состояние. Через полтора — два месяца мальчик «случайно» избежал смерти. Подсознание задолго до события точно указало источник опасности. На этом и других аналогичных примерах создается впечатление, что события в живой Природе сначала проигрываются на информационном уровне, а затем реализуются в материальном мире.

Процесс переработки сознания

В некоторых обстоятельствах сознание может ощутить процесс переработки поступающей извне информации. На самом нижнем этаже подсознания царит невообразимая разноголосица сигналов, шум, грохот, визг. На следующем этаже сквозь шум проникают обрывки образов. Далее нечто похожее на сновидения. При «нормальном» состоянии сознания кухня обработки остается за бортом восприятия и мы ясно и четко воспринимаем внешний, окружающий нас мир.

Почему все люди разные?

Сознание отдельного человека воспитывается и образуется, поэтому оно у всех неодинаковое и зависит от родителей, места рождения, условий существования и от других факторов. Сложнейшая осциллирующая система сознания у всех по-разному, в разных объемах, взаимодействует с волновыми и колебательными процессами собственного информационного поля и информационного поля Земли. Поэтому все люди разные.

Ощущение собственного Я выделяет человека из движения жизни, при этом создаются возможности для изобретения новых видов движения. Возникает возможность и необходимость трудовой деятельности, научной, политической, интеллектуальной, что в принципе неосуществимо для других видов движения жизни.

Коллективный принцип существования

В Природе наблюдается коллективный принцип существования живого. Деревья, травы, рыбы, птицы, млекопитающие обра­зуют сообщества - леса, луга, стаи, стада и т.д.

Примером высокоразвитого и лучше других изученного сообщества может служить жизнь таких насекомых, как термиты, муравьи, пчелы. У пчел, например, общее жилище, общий «желудок», биологически закрепленное разделение труда, идеальный «симбиоз» с растениями. Если отдельная пчела обладает обычными для насекомых инстинктами, то в коллективе наблюдается относительно «высокоорганизованный разум». Пчела, например, владеет «языком общения» и с помощью движения, своеобразного «танца» сообщает точное направление движения, расстояние и обилие медоносного взятка. Этот разум образуется в жилище обитания роя и создается путем структуризации информационного поля Земли, построения своеобразного эгрегора. Справедливость этой догадки подтверждает то обстоятельство, что нельзя устанав­ливать ульи под линиями высоковольтных передач.

Сообщества людей тоже структурируют информационное поле Земли и образуют эгрегоры. Разные эгрегоры, а также планеты Солнечной системы, Галактики могут оказывать различные влияния на эмоциональное состояние людей, но не более того. Таким образом, общественная жизнь людей досталась им в наследство от раннего стадного существования. Жизнь в обществе усложнялась по мере роста знаний о природе и совершенствования орудий труда.

Основное противоречие современного общества, как в масштабе планеты, так и в жизни отдельного государства, возникает в процессе совместного труда и присвоения его результатов, и кроме того, якобы в ограниченном количестве ресурсов жизнеобеспечения на планете.

Процессы управления обществом

Процессы управления обществом стали невообразимо сложными и противоречивыми. Действия правительства любого государства всегда направлены на ограничение свободы движения сознания индивида. При этом, направление движения общества, выбранное правителями, всегда не совпадает с действительно необходимым. Это объясняется «зашоренностью», отчуждением правителей от народа, несовпадением интересов различных слоев общества, иллюзией управления.

Например, директор управляет предприятием, а правит хозяин, президент управляет страной, а правят олигархи, транснациональные компании, правительства иностранных государств.

Двадцатый век − век истребления российского народа

Создается впечатление, что внутри Российской Федерации и за ее пределами существуют влиятельные силы, стремящиеся развалить государство. Они под разными предлогами препятствуют его укреплению и, наверное, хорошо понимают, что оно стоит на грани развала.

По-видимому, падение «Третьего Рима» началось с коронации Николая Второго. Двадцатый век был веком истребления российских народов. Две Мировые войны, гражданская, «локальные» военные конфликты, классовая борьба, «перестройка» привели к уничтожению цвета нации, ее наиболее развитой интеллектуальной части.

Люди, не сумевшие грамотно управлять «социалистическим» строем, решили, что они хорошо будут управлять совершенно неизвестным им капиталистическим.

Зашоренные коммунистические правители оказались неспособными решить коренные вопросы теории К. Маркса. Народ за семьдесят лет не получил ни средства производства, ни власти, вследствие этого произошло отчуждение идеологии.

Получается так, что общественная жизнь, общественное сознание развивается, как и все в живой природе, методом проб и ошибок. В общем хаосе событий пробивает себе дорогу какая-то закономерность. С точки зрения опасных тенденций в общепланетном масштабе нужно отметить возможность техногенного загрязнения среды обитания до критического уровня, уничтожения всего живого на Земле в огне ракетно-ядерной войны, осложнения взаимодействия с информационным полем Земли вследствие освоения новых технологий. Нанотехнологии, «оживление умерших» потребляют энергию информационного поля Земли. В ответ информационное поле вместо морковки, возможно, будет анни­гилировать людей, как наиболее информационноемкие объекты. Информационное поле может быть быстро израсходовано при массовом производстве продуктов на его основе, тогда должно погибнуть все живое. Возможны и другие непредвиденные неблагоприятные варианты. Например, сознание ушедших из жизни людей может формировать агрессивные НЛО. Ограбление людей с помощью войны или «рыночных отношений» тоже неблагоприятный вариант развития общественного сознания.

Положительные достижения общественного сознания бесспорны, они хорошо известны всем. Например, один человек не может изготовить современное, более или менее сложное изделие (например, самолет, автомашину).

Чтобы, как считают заокеанские теоретики, российские народы не растворились на бескрайних просторах нашей планеты к середине двадцать первого века и сохранилась их культура и самобытность, первоочередной задачей государства и общества должно стать воспитание и образование детей, каждого ребенка, независимо от социального положения родителей. Другими словами, расширение сознания человека от поколения к поколению.

Развитие ребенка от зачатия до 12-14-летнего возраста должно находиться под неустанной заботой и контролем государства и общества.

Для начала можно было бы насыщать воздух в классах аэронами, питьевую воду структурировать на нейтрализацию болезненных состояний, пищевые минерально-витаминные добавки должны быть растительного происхождения. Минеральные соли и химические витамины почти не усваиваются в организме потому, что их валентные электроны не структурированы, слишком энергичны и не поддаются управлению в организме человека.

Развитие сознания у ребенка

Обучение должно идти от эмоционального блока к логическому, а не наоборот . Эмоции будоражат большой объем информационного поля, увеличивая пространство для запоминания. Информационное пространство школьников нужно заполнить сведениями о тех профессиях, которые могут встретиться в будущем на жизненном пути. В этом случае взрослому человеку будет значительно легче выходить из различных критических ситуаций. Он не будет бояться любых профессий, и легче будет приспосабливаться к любым изменениям состояния общества.

Учебные группы и учителя должны формироваться с учетом психологической, информационной совместимости, чтобы не подавлять подсознание ребенка, не формировать подсознательных программ отторжения обучения. Что на каждом шагу наблюдается в наше время. Отношение учителя к ребенку формирует такие программы у последнего. Таким образом, взрослый человек перекладывает свои проблемы на хрупкие плечи ребенка.

Через некоторое время высказанные здесь идеи могут оказаться слишком простыми или даже наивными. Возможно, обучение детей будет производиться совсем другими методами. Например, известны случаи, когда некоторые люди вдруг начинают понимать и разговаривать на иностранных языках, которых раньше они не изучали. Пример Тимура Фрунзе, сына героя гражданской войны, показывает, что ничего чудесного в этом нет. Возможно, используя подсознание, в будущем знания в память будут вноситься бло­ками, минуя контроль сознания. Наша память размещается на уровне всех клеток организма. Например, ученик может «мгновенно» перейти на уровень мастера, если начнет пользоваться еще «не остывшим» инструментом последнего. Надо «только» разгадать механизм запоминания и воспроизводства информации.

Общество и пенсионеры

Должно быть изменено отношение к пенсионерам. Нельзя под видом заботы выбрасывать их из общества. Назначение человека как биологического вида создавать новое движение в Природе. Этим он может заниматься до самого последнего дня жизни. В Союзе - это была привилегия генсеков. Общество должно быть устроено таким образом, чтобы каждый человек в нем мог работать всю жизнь.

Партия пенсионеров в наше время могла бы попытаться организовывать специальные предприятия, где пенсионеры могли бы заниматься посильным трудом и зарабатывать дополнительные средства к существованию, а общество обеспечивать нужной продукцией.

Вообще, любая политическая партия, по-видимому, должна доказывать правильность своих идеологических установок прямой производственной деятельностью, в условиях господствующих в обществе отношений. При такой организации общества, может быть, кризисные ситуации будут протекать плавно, слаженнее.

Можно попробовать осуществить бескризисное развитие общества, если попытаться использовать идею В.И. Ленина (Ульянова) о том, что государством должен управлять каждый член общества. Технические средства для этого имеются. Средства связи и соответствующие программы можно создать и усовершенствовать. Дело за «малым». Надо согласие отчужденного от народа правительства, а также его умение использовать полученную информацию на пользу всего общества.

Сознание человека влияет на информационное поле земли

Сознание человека может оказывать непосредственное воздействие на информационное поле Земли. Инструментом манипуляции информационной энергией являются воля человека и мыслеформы, то есть зрительные представления и логические конструкции.

Через поверхность кожи в мозг также могут поступать импуль­сы от поглощенных электронов или фотонов, при этом возникает способность кожного ощущения цвета и видения внутренних ор­ганов и другие сверхнормальные способности. Взаимодействие сознания с информационным полем изучается учеными многих стран. Некоторые явления классифицированы. Например.

Телепатия - экстрасенсорное восприятие или передача мыслей и психического состояния другого человека. Рядовое явление в повседневной жизни людей. Редкие случаи, связанные с большими расстояниями и чрезвычайными ситуациями, объясняются свойством информационного поля, обеспечивающим перемеще­ние сигнала в заданную мыслеформой точку. Мыслеобраз — фантом, проходя по информационной среде сквозь любые преграды, достигает заданного места назначения. С другой стороны, экстрасенсы считают, что родственники и друзья связаны неразрывающимися информационными нитями.

Ясновидение, предвидение, ретроспекция - способность медиума видеть прошлые события.

Информационное поле - удивительная среда. В ней надолго, по человеческим меркам, остаются следы от энергетических воздействий. Эти следы - фантомы, мыслеформы и всякая всячина - живут своей жизнью, опережающей реальные события и сохраняющей события прошлых лет. Проникая через поверхность кожи, они могут восприниматься сознанием, могут записываться в памяти человека, а потом, через некоторое время, в определенных обстоятельствах «всплывать» в сознании.

Вторая группа паранормальных явлений связана с силовыми проявлениями информационных полей. По-видимому, Шри Ауробиндо, или кто-то из его группы ввел термин: сознание - сила. Волевое усилие сознания человека может структурировать информационное поле Земли, при этом можно наблюдать различные «чудесные» явления.

Левитация - способность человека парить в воздухе.

Телекинез - перемещение предметов мысленным усилием.

Полтергейст - спонтанное перемещение предметов в доме.

Мы живем в мире «спящего» «законсервированного» движения, поэтому у нас нет реального представления о возможностях «живого». Судя по проявлениям НЛО, левитация, телекинез, полтергейст можно считать незначительными силовыми проявле­ниями живого электромагнитного движения. По-видимому, мыслеобраз трансформирует энергоинформационное поле по заданной программе.

Материализация - возникновение предмета в условиях эксперимента. В наше время в Индии и России есть люди, способные сжимать информационное поле до состояния, когда оно воспри­нимается как твердое вещество. Не вызывает возражения и дематериализация таких предметов, т.е. переход их в нормальное состояние. В природе материализованное НЛО вещество быстро исчезает, в полтергейсте - тоже.

Телепортация - паранормальное перемещение объекта или человека на большие расстояния или перенос предметов через преграды или экраны.

В отношении реальных, а не материализованных объектов возникают сомнения в осуществимости телепортации. Принципиальное возражение состоит в том, что сознание - продукт электромагнитного движения на данном этапе развития вряд ли может манипулировать ядерными силами, тем более, если предмет целиком транспортируется через Пространство. Пространство на много порядков глубже ядерных сил.

Движение сознания, выделившись из движения жизни, будет развиваться. Однако, пути усложнения движения неизвестны. По-видимому, в этом направлении могут быть использованы «свободные» информационные ниши: «Пространство», «Вакуум» и другие. При таком развитии сознания следующая принципиальная ступенька усложнения движения может заключаться в трансформации Пространства в новые несуществующие в наше время виды материи.

Представлена только часть феномена сознание - информационное поле. В действительности взаимодействие Сознания и информационного поля Земли намного разнообразнее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!