Значение. Что значит смайлик написанный символами — значения обозначений и расшифровка текстовых смайлов

один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем-нормой, ценностью и смыслом ; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков . Если в экон. деятельности человек соединяется с внешним миром через ведение хозяйства, а в политике - через властные отношения, то культура наделяет значениями факты, явления и процессы этого мира. Более того, культура формирует сложную и многообразную знаковую систему, через к-рую происходит накопление, поддержание и организация опыта. К числу знаковых систем относятся естеств. и искусств. языки, разл. системы сигнализации, языки изобразит. систем (образы, символика). Спец. дисциплиной, изучающей свойства знаковых систем, является Семиотика. Синонимом для термина 3. выступает слово “смысл”, хотя эти два термина не полностью синонимичны, ибо “смысл” обычно связывается с субъективным пониманием культурных средств и является предметом культуроведения в отличие от рассмотрения объективированного 3. культурных компонентов в системе культурной регуляции. Теор. подход к изучению соотношения между системой 3. и др. системами социальной регуляции получил развитие в рамках символич. интеракционизма (см. Символический интеракционизм). Теория 3. и ее соотношение с процессом познания - важная проблема разл. филос. направлений, прежде всего аналитич. философии, раскрывающей логич. и семантич. аспекты знаковых систем. Для культурологии важно раскрыть соотношение смыслового содержания разл. знаковых систем с т. зр. их соотношения с социальными процессами и спецификой культурной среды. Знаки сами по себе могут не содержать информации, они требуют расшифровки, т.е. доведения до сознания человека, их понимания. Это хорошо знакомо и человеку, изучающему иностр. язык, и ученому, расшифровывающему “таинственные письмена”. Процессы получения знаний, выработки значений и их передачи не совпадают, что можно продемонстрировать на множестве научных открытий. Невостребованность научных открытий, новых технологий или произведений искусства - явление хорошо известное из истории культуры и науки. Чем обусловлена необходимость для человека вырабатывать значения, обозначать вещи, свои собств. поступки и переживания? Вещи, действия людей, психол. процессы сами по себе культуры не составляют. Это лишь строит. материал для нее. Но будучи означены, они “втягиваются” в культуру, организуются в системы, включаются в функционирование социальных институтов и в жизнь отд. личности. Культура придает значение определяющим, переломным моментам человеч. жизни: рождению, любви, смерти, борьбе, поражению, победе. 3. могут относиться как к природным явлениям (расположение звезд на небе, восход и закат, радуга и ураган), так и к внутр. состояниям человека. 3. - средство, позволяющее человеку “дистанцироваться” от собств. переживаний и от наблюдаемых явлений, а значит, и способность вырабатывать совершенно особые формы деятельности. 3. дают возможность мысленного моделирования явлений, с к-рыми предстоит иметь дело, и само поведение становится все более универсальным способом отношения человека к действительности. Человек как существо социальное должен сообразовываться с интересами других, а также культурными требованиями. Именно через систему 3. происходит такое согласование. Об-во должно закреплять свой опыт в общезначимых символах, к-рые могли бы быть соотнесены друг с другом, систематизированы и переданы следующим поколениям. Средствами культуры создаются знаки, названия, имена, позволяющие воссоздать в воображении образы отсутствующих предметов, перечислять и сочетать их в любой последовательности. Благодаря ей рождается разветвленная система значений, с помощью к-рой можно отличить друг от друга, дифференцировать тончайшие оттенки в переживаниях или явлениях видимого мира. Сложная иерархия оценок концентрирует опыт многих поколений. Обозначая и оценивая явления, человек упорядочивает, истолковывает, осмысливает мир и свое бытие в нем, получает возможность ориентироваться в действительности. Дать имя предмету - значит сделать первый шаг на пути к его познанию. Название закрепляет место предмета в опыте, позволяет узнавать его при встрече. Известно, что 3. знаков слов не соотносится с действительными свойствами предметов, явлениями или процессами. Они вырабатываются культурой в ходе взаимодействия человека с природой и формирования предметной и символич. среды его жизнедеятельности. Мифол. “сотворение мира” включало в себя обозначение всего, с чем имеет дело человек, что брали на себя боги или культурные герои. 3. может иметь реальный “источник” в предметном мире (символизация грозы, землетрясения, солнца, луны, дерева и т.д.), но может и не иметь его, а, напротив, порождать воображаемую сущность в мире культурных явлений. Важнейшим человеч. носителем системы 3. является язык как наиболее универсальное средство по сравнению с др. знаковыми системами. Язык в состоянии передать временные измерения (настоящее, прошедшее и будущее), модальность, лицо и т.д. Развитый язык обладает огромным запасом словесных значений и притом дискретность его единиц и способность их к комбинированию по многообразным правилам не устраняют его системности и способности к адаптации, к передаче все новых значений. Наряду с передачей словесных смыслов важны уже на ранних этапах культуры меры измерения. Именно знаковые функции неизменно преобладают в худож. культуре. Сложный язык архитектуры, драмы, музыки, танца, формируемый соединением знакомых элементов и творчески переработанных или вносимых заново, создает особую сферу культуры, через к-рую человек постигает самые сложные и разнообраз. формы социализации. Ритуал как формализованное и специализир. поведение служит целям упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности, ощущение общности. Плюрализм и полиморфизм культурной жизни каждого сложного об-ва требует отлаженной регуляции локальных, культурно специфич. и общих ритуалов, праздников и юбилеев. Сами по себе 3. могут быть и нейтральны, так как неимоверно широк потребный об-ву круг обозначений. Однако соединяясь с нормами и ценностями, нек-рые из них могут обретать особый статус, возвышающий их над другими, обычными и повседневными. Ярким примером такого возвышения служит табу, т.е. категорич. знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение к-рого влечет за собой строгое наказание со стороны коллектива. Табуирование может иметь иррациональный и даже абсурдный характер. Но видимая абсурдность лишь подтверждает особую роль этого средства в поддержании социокультурного порядка. Однако табуирование входит в набор средств регуляции относительно неразвитых об-в. В сложных религ. системах оно обычно заменяется набором градуированных запретов (прегрешение, искупимый грех, смертный грех и т.п.) и “отложенных” санкций, к-рые допускают “замаливание”, “покаяние”, “искупление” и т.п. Вместе с тем, создается широкая и вариативная сеть священных 3., выражаемых словом, текстом (даже самой священной книгой), жестом, образом, фиксирующими сложную иерархию ценностей и норм данной религии. Во всех культурах непременным средством означивания, т.е. выражения знакового содержания, служат не только спец. символы, но и среда обитания, оформляемая через архитектуру и ландшафт, а также предметы бытового обихода, в том числе жилище, одежда, кухня и т.д. Конечно, знаковое содержание несет и внешний облик человека, присущие ему естеств. черты - его генетич., этнич., возрастной облик. Высокое знаковое значение имеет поведение человека, манера держать себя, разговаривать, общаться, в зависимости от чего его признают или не признают за “своего”, за достойного или не достойного опр. статуса в об-ве. Высокую знаковую функциональность имеет одежда, используемая человеком отнюдь не только в целях защиты от непогоды и среды. Почти всякая одежда обозначает также половую и возрастную роль человека, его статус, состоятельность и т.п. Если в культуре высокое значение придается утверждению самобытности - этнической, национальной, религиозной, - то принято использовать для этого те или иные элементы одежды. Среди культурно значимых вариантов костюма принято выделять следующие: народный, этнич., сословный, праздничный, официальный, функциональный, модный, бытовой. И сюда, конечно, не входит все изощренное разнообразие совр. модной одежды. Большую нагрузку несет одежда как статусный знак в армии. В армии важное значение придается и сигнальным системам - слуховым и зрительным: команды, огни, флаги. Впрочем, без этих сигналов не обойдется ни транспортная сеть, ни спорт, ни информ. система. Наряду с одеждой знаковое содержание неизменно имеет и человеч. жилище, утварь, мебель, предметы быта и т.д. Важным культурным знаком пола и возраста человека обычно служат естеств. признаки: цвет кожи, волосы, черты лица, строение тела и т.д. Но во всякой культуре эти признаки подвергаются дальнейшей культурной “обработке”. Этот же естеств. признак может подвергаться и вторичному переозначиванию, приобретая связь с сословной или конфессиональной принадлежностью. Третий тип 3. того же самого предмета - межкультурные различия, оформление внешней инаковости, когда прически и головные уборы фиксируют принадлежность к своей этнич. группе или субкультуре, ее стремление отличаться от окружающих. Важная сфера знаковой социализации подрастающего поколения - игры и игрушки. Уже с ранних лет ребенок осваивает значения “взрослого мира” через игрушки, наглядно и практически воспринимая те предметы и отношения большого мира, с к-рыми ему впоследствии придется иметь дело. Те и другие типы игрушек меняются с изменениями в стиле эпохи и способствуют этим изменениям. Знаком, используемым как посредник во многих действиях и отношениях во всяком об-ве (кроме самых примитивных и первичных социальных структур и групп), являются деньги. Предметы, используемые в качестве денег, всегда связаны с уровнем развития об-ва и его культурой. При этом происходит все большая их “дематериализация”. Деньги аграрного об-ва были вполне “материальными”: количество голов скота или другого натурального продукта. Затем в этой функции стали использоваться драгоценные и полудрагоценные металлы. В индустриальном об-ве они приобрели форму бумажных символов различного рода. Становление информационного об-ва связано с переходом к электронным импульсам, заключающим некую информацию о денежном богатстве в памяти компьютерной системы. Электронные деньги, как и электронная информация вообще, принципиально меняют всю технологию финансовых операций и воздействует на многие формы деятельности и сам образ жизни граждан постиндустриального об-ва. Лит. Отличное определение

Неполное определение ↓

обобщенная форма отражения индивидом опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

ЗНАЧЕНИЕ

обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в ходе деятельности совместной и общения; существует в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, ролях социальных, нормах и ценностях. Посредством системы значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей и самого себя. Индивидуальная система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов (-> интериоризация), обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и пр.) и акты поведения социального. Ее посредством производится управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями значений, наряду со структурами языка естественного, выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "языки" искусства, и пр. Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая в значении индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и пр.) с целью общения, субъект тем самым осознает его. Значение в единстве со смыслом личностным и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза. Выделяются генетически ранние формы значения, предшествующие самой развитой его форме - понятию; в них обобщение реализуется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (-> эмоция); к ним относятся также "житейские понятия" - обобщения индивидуального опыта, не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах значения у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с социально-принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонент, иногда называемых семами, семантическими признаками, атомами смысла и пр. Их выделение и выяснение отношений между ними - смысловой, семантический анализ значения - задача психосемантики экспериментальной.

ЗНАЧЕНИЕ

англ. meaning) - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы 3. сознанию субъекта предстает образ мира, др. людей, самого себя. Индивидуальная система 3., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы {восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы 3. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта в рамках социально-распределенной совокупной, или совместной, деятельности.

Носителями 3. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). 3. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия; мышления, эмоционального переживания и т. п.) в 3., субъект тем самым осознает его. 3. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А Н. Леонтьев).

Индивидуальная система 3. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы 3., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также "житейские понятия", являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с др. понятиями. Обобщения, используемые в формах 3. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных 3. с социально-принятыми формами. В функциональном плане 3. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. 3. - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых "семами", "семантическими признаками", "атомами смысла" и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ 3., - задача психосемантики. См. Идеальное, Субъективное семантическое пространство. (В. Ф. Петренко.)

Значение

Специфика. Запечатлено в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности.

ЗНАЧЕНИЕ

Коммуникация, как известно, состоит из трех компонентов: передатчика, передающего устройства и приемника. Следовательно, значение передаваемого сообщения или любой его части (например, слово, фразы жеста и т.д.) может быть определено исходя из любого из трех направлений: 1. То, что говорящий или пишущий предполагал сообщить. Как сказал Льюис Кэррол устами Шалтай-Болтая: "Когда я употребляю слово, оно означает только то, что я выбираю, что оно означает – ни больше, ни меньше". 2. Представление, связанное с используемым физическим символом, то, что он обозначает; X обозначает пометку женский пол. 3. Предвосхищающие представления слушателя или читателя, значение воспринимаемого сообщения.

Здесь необходимо сделать несколько предостерегающих примечаний, (а) Спецификация значений 1 и 3 – не простая задача. Одни философы и лингвисты могут сказать, что это единственная наиболее трудная задача, с которой они сталкивались; другие скажут, что это безнадежная задача. Независимо от того, каких точек зрения придерживались ученые, попытки прийти к пониманию этой проблемы породили большое количество специализированных значений; ниже приводятся те из них, которые важны для психологии: (б) Значение 2 само по себе кажется абсурдным. Дело в том, что ни один символ не "несет" или не "имеет" значения; значение находится в умах говорящих/слушающих. Символ выполняет функции устройства для достижения единства денотативного и коннотативного значений, (в) Хотя о значении (в широком смысле) часто говорят так, как будто бы его возможно кодифицировать, представить и, по крайней мере в принципе объяснить, оно, почти наверняка, является понятием, которое может приобрести смысл только тогда, когда помещается в контекстные рамки. Например, стандартное значение словахолостяк – неженатый мужчина, но в некоторых предложениях, таких как "Оскар Уальд был холостяком", или "Римский папа – холостяк", или "Мой десятилетний сын – холостяк", задаются такие контекстные рамки, которые искажают стандартное словарное значение. С другой стороны, значение находится в уме очевидца. Смехотворная импликация этой точки зрения заключается в том, что составление словарей является плохой шуткой, так как слова имеют значение (в смыслах 1 и 3, конечно) только в специфических контекстах, поэтому давать им явные определения – тщетные упражнения. Осознавая эту проблему, я попытался представлять термины в этом словаре как выражение способа их употребления; подробнее об этой проблеме см. определение, (г) Многое в передаче значения зависит от степени согласованности между намерениями говорящего/пишущего и предположениями слушающего/читающего относительно этих намерений. Например, "У нее прекрасный голос" – может быть высказано как комплимент певице или как саркастическое замечание относительно ужасного драматического представления, и, если значение 1 будет согласовано со значением 3, то намерения и предположения будут эквивалентны.

ЗНАЧЕНИЕ

Номер или другое количественное обозначение, используемое для следующих выражений: 1. Индивидуальной реакции, где под термином реакция подразумевается любое измеряемое действие субъекта. 2. Суммарного или общего числа, основанного на ряде отдельных значений (в смысле 1). Это значение обычно встречается при описании тестирования, когда окончательное значение составляется из нескольких значений, полученных по суо-тестам. Этот термин, как правило, встречается с определяющими словами, которые обозначают вид рассматриваемого значения; наиболее распространенные из них приводятся ниже.

Значение - это абстрактный или материальный объект, который репрезентируется в человеческом сознании другим объектом - знаком (см. ); между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения, в процессе семиозиса (см. ) устанавливается отношение обозначения . Значение является неотъемлемой принадлежностью любого знака, вне зависимости от его природы. Знаки создаются и используются для приобретения, хранения, переработки и передачи информации , поэтому значение можно также определить как информацию, передаваемую знаком в процессе коммуникации с его интерпретатором . В широком смысле слова значением называют всю информацию, носителем которой выступает знак, причём разновидности этой информации также называют значениями, добавляя при этом уточняющие определения.

Значение и знак являются предметами изучения в различных дисциплинах: философии, логике, лингвистике, культурологии, психологии, социологии и других, но центральными объектами исследования они стали в особой науке о знаках и знаковых системах - семиотике (см. ). Отношение между знаками и их значениями в отвлечении от знаковых ситуаций и субъектов, принимающих в них участие, является центральным предметом исследования в специальном разделе семиотики - семантике (см. ). В лингвистике в качестве особого раздела выделяется лингвистическая семантика , в логике (см. ) - логическая семантика (см. ).

В лингвистической семантике значение рассматривается как внутренняя форма языкового знака - единица плана содержания , в отличие от его внешней формы - плана выражения , имеющего свою структуру и свои единицы членения: фонемы, морфемы, лексемы, слова, предложения. В лингвистике различают несколько типов значений языковых знаков в зависимости от типов самих знаков; при этом наиболее важными и типичными языковыми знаками считаются слова, значение (означаемое) которых называется лексическим значением. Различаются характеризующие знаки, представленные полнозначными словами, предметное значение которых составляют абстрактные или материальные объекты, явления, действия, чувства людей и так далее, и словесные знаки (местоимения, предлога, союзы и тому подобные), значение которых является информацией о внутренних отношениях знаков в составе сложных языковых выражений, например, высказываний и предложений. В составе слов выделяются особые структурные единицы - морфемы, имеющие специфическое означаемое. При этом словообразовательные и словоизменительные морфемы реализуют своё значение только в сочетании с другими знаками, поэтому их также называют полузнаками . Морфемы в свою очередь состоят из фонем (артикулированных звуков или букв), ограниченное количество которых существует в любом конкретном языке и которые сами не имеют самостоятельного значения, но их комбинации, полученные по определённым правилам в каждом языке (см. ), создают неограниченную возможность обозначения любых элементов действительности или абстрактных сущностей.

Со знаком обычно связывается три основных типа значений: предметное (обозначаемый объект); смысловое (образ обозначенного объекта); экспрессивное (выражение определённых чувств).

Под предметным значением знака подразумевается объект, который замещается, репрезентируется данным знаком; этот объект может быть материальным или идеальным, существовать в реальной действительности или в воображаемом мире, быть отдельным предметом или классом, свойством или отношением, и так далее. Часто, особенно в естественных языках, один и тот же знак может обозначать различные объекты. Какое конкретное предметное значение связано со знаком при каждом его употреблении, детерминируется контекстом или ситуацией, в которой знак используется. В логике многозначность терминов обычно оценивается как недостаток естественного языка, поэтому при построении искусственных формализованных и машинных языков стремятся к тому, чтобы каждый знак имел только одно значение (хотя бы в пределах данной интерпретации или множества возможных интерпретаций). В лингвистике многозначность знаков в естественных языках оценивается как важное свойство языка, увеличивающее его выразительные средства. Различные знаки одного и того же языка могут иметь в качестве их предметного значения один и тот же объект (объекты); знаки, предметные значения которых тождественны, называют синонимами . При этом наличие у одного знака в языке нескольких значений не вызывает путаницы при его использовании благодаря связи каждого из этих значений с определённым контекстом или определённым соглашением (конвенцией), заключаемым между интерпретаторами данных знаков. Одно и то же предметное значение могут иметь и знаки различных языков, в этом случае такой знак характеризуется как перевод некоторого другого знака с одного языка на другой.

Под смысловым значением знака подразумевается информация о предметном значении, которую несёт или передаёт сам знак, и которую понимает или интерпретирует субъект, воспринимающий знак; это информация о свойствах, характеристиках и других признаках объектов, составляющих предметное значение данного знака. В случае, когда объект, являющийся предметным значением данного знака, не существует в действительности, его смысловое значение задаёт идеализированный объект или абстракцию.

Под экспрессивным значением знака подразумеваются эмоции, чувства, желания человека, выражаемые им благодаря использованию данного знака в данном контексте или ситуации. Тон, которым произносится выражение (в нетональных языках), - например, радостный, удивлённый, раздражительный, печальный и так далее, интонации - например, вопросительные, директивные и другие, громкость - могут выражать радость, гнев, печаль и другие эмоции говорящего, что и составляет экспрессивное значение знака при данном его использовании. При этом один и тот же знак в разных ситуациях и контекстах использования может получать различное экспрессивное значение. Экспрессивное значение языкового выражения также тесно связано и с выбором лексики. Отдельные языковые выражения, например междометия, имеют только экспрессивное значение. Так как экспрессивное значение связано с контекстом использования знака, оно является предметом изучения не столько в семантике, сколько в прагматике (см. ).

В логической семантике , которая исследует отношения между знаками и их значениями, изучаются не экспрессивные значения знаков, а только те, которые в семиотике определяются как предметное и смысловое значение и в логике чаще всего называются значением (denotation) и смыслом (sense). В рамках соответствующих логико-семантических теорий и методов ведутся работы по экспликации этих понятий и по построению общей теории референции и теории смысла. Наиболее точно указанные виды значений описываются в концепции значения, предложенной Г. Фреге в конце XIX века и получившей дальнейшую разработку в трудах Б. Рассела, К. И. Льюиса, Р. Карнапа, А. Чёрча и других исследователей. Здесь под значением понимается объект, сопоставляемый при интерпретации некоторого естественного или искусственного языка любому его выражению, выступающему в качестве имени (см. ). Объект, обозначаемый языковым выражением, называется денотатом этого выражения (см. ). Этим объектом может быть предмет или класс предметов, с одной стороны, и понятие или суждение, с другой стороны. В соответствии с этим различаются экстенсиональное значение и интенсиональное значение , соответствующие «означению» (денотации) и «соозначению» (коннотации), или «объёму понятия» и «содержанию понятия» в традиционной логике . Различие между этими двумя видами значений проявляется прежде всего в том, что замена одного выражения другим, имеющим то же самое экстенсиональное значение, возможна не во всех контекстах, в которых возможна замена одного выражения другим, имеющим то же самое интенсиональное значение.

Подобная пара понятий «означение - соозначение» выделялась ещё Дж. Ст. Миллем (denotation - connotation). Г. Фреге в своей теории именования сопоставлял имени денотат (Bedeutung) и смысл (Sinn). P. Карнап каждому обозначающему выражению - десигнатору - сопоставлял экстенсионал (extension) и интенсионал (intention). В семантике, построенной Р. Карнапом, и формализованной семантике, построенной Дж. Дж. Кемени, высказывание о тождестве двух выражений оказывается синтетически истинным, если эти выражения имеют одинаковое экстенсиональное значение, и аналитически истинным, если они имеют одинаковое интенсиональное значение. При таком определении оказывается, что все аналитические предложения имеют один и тот же интенсионал, то есть одинаковый смысл. Но не все выражения, имеющие одинаковый интенсионал, взаимозаменимы в косвенных контекстах типа предложений, выражающих мнения. Поэтому Карнап вводит ещё одно, более узкое, отношение для уточнения понятия «тождества по смыслу» для сложных выражений: отношение интенсионального изоморфизма. Интенсионально изоморфными являются выражения, одинаким образом построенные из элементарных выражений, имеющих один и тот же интенсионал. В теории К. И. Льюиса различается четыре вида значений: одно экстенсиональное и три интенсиональных. Экстенсионал, или денотат (extension, denotation) термина есть класс всех действительно существующих объектов, к которым применим этот термин; охват (comprehension) термина есть класс всех возможных (мыслимых) объектов, к которым применим этот термин; сигнификат (signification) термина есть свойство, наличие (отсутствие) которого у предмета определяет применимость (неприменимость) термина к этому предмету; интенсионал (intention) термина есть конъюнкция всех терминов, каждый из которых применим к любому предмету, к которому применим данный термин. Аналогичное различение проводится для предложений и пропозициональных функций.

Разрабатываемые в рамках соответствующих теорий понятия значения (денотата, номината, экстенсионала) и смысла (интенсионала) могут применяться для анализа выражений как естественного, так и искусственного языков. Но строгим образом они могут быть заданы только для искусственных формализованных языков. Обычно в современной логике принято строить формализованный язык L , а для L метаязык ML , в котором выделяются синтаксическая SinML , семантическая SemML и [при необходимости] прагматическая PrML части. В синтаксической части метаязыка содержатся переводы выражений языка L на метаязык, правила построения и правила вывода. Все знаки языка заранее делятся на значащие и синкатегориматические - служебные (скобки, запятые и тому подобные). В семантической части метаязыка всем значащим выражениям приписываются значения (экстенсионалы) с помощью специальной функции приписывания значения R : сингулярным термам - индивиды из индивидной области данной интерпретации (R (a ) = ν ), одноместным предикатам - свойства, двух- и более местным - отношения. Причём свойства и отношения могут задаваться экстенсионально - путём указания на множество индивидов или, соответственно, упорядоченных n -ок индивидов, для которых данные предикаты выполняются. В качестве значений предложениям (правильно построенным формулам без свободных переменных) приписываются логические валентности: «истина - ложь» или «1 - 0» в двузначной логике, в трёхзначной логике: «истина - ложь - неопределённость» и так далее. В бесконечнозначной логике предложению сопоставляются значения от единицы до бесконечности. В последние годы получили развитие логики с провалами значений, в которых не все предложения получают определённое значение.

Термин «значение» имеет широкое применение и в других дисциплинах, где часто получает особый смысл у различных исследователей.

В философии П. Бриджмен отождествлял значения терминов науки с операциями по исследованию объектов, к которым применяются эти термины; Л. Витгенштейн понимает значение знака как способ употребления этого знака в языке; Э. Гуссерль, Б. Больцано и Ф. Брентано понимают значение знака как особый идеальный объект или особое свойство мысли об объекте и так далее. Философия познания рассматривает гносеологическое содержание понятия значений выражений естественных и искусственных языков, исключая из рассмотрения виды значений выражений, не существенные для теории познания (например, значения выражения как проявление намерений, интересов и тому подобного); трактовка значения выражения (и знака вообще) здесь тесно связана с пониманием познавательной роли знака.

В психологии (бихевиоризм, прагматизм) значение языкового выражения отождествляется с поведенческими реакциями субъекта на воспринятый знак. Современная психологическая трактовка значения базируется на представлении о нём как о сложной, многокомпонентной, иерархически организованной системе, состоящей из более дробных, чем собственно значение, единиц, называемых «семами», «семантическими признаками», «семантическими множителями», «атомами смысла» и другими терминами. Значение раскрывается только в системе значений, при этом семантические компоненты являются не морфологическими, а функциональными образованиями, зависящими от содержания системы, в которую заключено анализируемое значение. Семантические компоненты раскрываются как свёрнутые отношения значений с другими значениями внутри некоторой системы. Формирование индивидуальной системы значений происходит в ходе обучения, «присвоения» субъектом знаний, умений, выработанных человечеством и фиксированных в структурах значения общественного сознания. При этом значение входят во взаимосвязь с образами и чувствами индивида и существуют в индивидуальном сознании в единстве с другими образующими сознания: чувственной тканью и личностным смыслом. Личностный смысл задаёт пристрастность человеческому сознанию, а чувственная ткань выступает образной основой, связывающей сознание с миром через органы чувств. При этом значение, личностный смысл, чувственная ткань понимаются не как самостоятельные единицы, а как образующие, предельные абстракции различных аспектов некоторой целостности индивидуального значения. Значения существуют только в системе отношений значений и раскрываются через неё. Поэтому полноценным значением обладает некоторая целостность - предложение, текст, образ, - а не отдельные их элементы. В функциональном плане значение понимается двояко: как эталон, выступающий звеном контроля в речемыслительной деятельности, и как формируемое содержание предложения, текста при порождении и восприятии речевого высказывания. В последнем случае значение раскрывается как «путь от мысли к слову» (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев). В перцептивной деятельности значение также выступает в двух ипостасях. Опосредуя процесс построения образа , оно несёт в себе логику предметных норм и позволяет осуществлять контроль в перцептивной деятельности. С другой стороны, значение - это содержание образа в его инвариантном для всех индивидов данной культуры нормативном аспекте.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В русском языке есть ряд заимствованных из других языков слов, смысл которых вроде как понятен из контекста, но до конца непонятно что же это все-таки такое.

И одним из ярких примеров является слово «прерогатива», о значении которого мы сегодня коротенько и поговорим.

Значение слова прерогатива (что это такое)

Прерогатива – это привилегия, исключительное право принимать решения по определенным вопросам. Оно связано с особым общественным положением обладателя, занимаемой им должностью.

Понятие происходит от латинского «praerogativa» («преимущество ») и восходит к особенностям древнеримского общественно-политического устройства.

Значение слова «прерогатива» в узком смысле – преимущественное право государственного органа, должностного лица принимать определенные решения, совершать политически значимые действия.

Термин используется для обозначения совокупности правомочий короля по отношению к парламенту: распускать и созывать законодательный орган, открывать его заседания и т.д.

В широком смысле понятие «прерогатива» используется как синоним понятию «преимущественное право».

Например, уместным будет употребление слова в следующих предложениях:

  1. Подписание к – прерогатива финансового директора.
  2. Место проведения чемпионата мира по футболу определяет ФИФА, это его прерогатива.
  3. Обратитесь в деканат: его прерогатива – распределять студентов по учебным группам.
  4. Принятие законов – прерогатива Государственной Думы РФ.

Термин постепенно теряет политический смысл и обживается в разговорной речи, повседневном обиходе. Никто не обладает возможность запретить желающим использовать это слово для обозначения преимущественного права одной стороны перед другими.

Когда уместно использовать слово «прерогатива»

Согласно толковому словарю, это обозначение исключительного права . К числу синонимов этого слова относится:

  1. исключительная возможность;
  2. льгота;
  3. преимущество;
  4. особенность;
  5. первенство;

Понятие «прерогатива» изначально относилось к деловой, профессиональной лексике, обозначая преимущества, которыми располагают органы власти.

В современном русском языке термин используется для обозначения любых исключительных прав, например:

Применение этого слова допустимо в устной, разговорной речи, но не всегда оправданно. Его легко заменить синонимами «право», «преимущество». Их использование не изменит смысла предложения, но сделает его проще для восприятия окружающими.

История происхождения слова

В дословном переводе с латыни на русский язык «praerogativa» означает «говорящий первым ». История возникновения термина связана с особенностями политического устройства Древнего Рима. В VI веке до н.э. император Сервий Туллий разделил жителей государства на пять классов в зависимости от их финансового благополучия. За пределами этой системы остались малоимущие, рабочие.

По законам того времени, каждый класс должен был собрать определенное количество воинов для защиты государства. Войско делилось на центурии (centuria), состоящие из 100 человек. Граждане, входящие в них, регулярно собирались для голосований.

Поначалу центурии ограничивались выбором командующих, но со временем их полномочия расширились до обсуждения политических вопросов. Они определяли состав государственных органов власти, высказывали свое мнение по поводу принимаемых законов, определяли приговоры преступникам.

Порядок голосования решал жребий, который бросали представители разных классов. Явка воинов и жителей, из числа которых они выбирались, была добровольной. Что такое прерогатива в древнеримском праве? Это название центурии, получившей право голосовать первой.

Голосование было открытым: представители центурии поднимались на трибуну и высказывали свое мнение по конкретному вопросу. Право первенства оказывало большое влияние на результаты выборов: последующие ораторы ориентировались на ранее высказанную точку зрения.

Прерогативы британской королевы

Это термин, который часто . Согласно законодательству страны, короне принадлежит множество прерогатив, в том числе:

  1. объявлять войну без объяснения причины;
  2. распускать правительство и парламент;
  3. ежегодно выступать перед парламентом и озвучивать перечень требований;
  4. назначать иностранных послов;
  5. заключать перемирие;
  6. ратифицировать договоры с другими странами;
  7. назначать судей;
  8. вручать высшие награды;
  9. миловать осужденных.

Британскую королеву нельзя судить и привлекать к ответственности за уголовно наказуемые деяния. К ней запрещено подходить ближе, чем на 3 ярда, если она не пригласит сама, ее нельзя касаться руками, начинать с ней разговор. На заданные сувереном вопросы подданные отвечают «Да» или «Нет», если у них не уточняют подробности.

Многие прерогативы, принадлежащие британской короне, давно устарели, стали бессмысленными, но жители страны не отменяют их из уважения к традициям.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое дроп, дропнутый или освобождающийся домен Эмансипация - это уравнивание прав и свобод женщин с мужчинам, несовершеннолетних с родителями и других ущемленных групп Тренды и тенденции - что это такое и в чем отличие Как автоматически добавить атрибут Alt в теги Img вашего блога на WordPress (там, где их нет) CoinMarketCap - официальный сайт рейтинга криптовалют КоинМаркетКап (Cryptocurrency Market Capitalizations) Тривиальный и нетривиальный - что это такое (значение слов)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!