Анахронизмы примеры в русском языке. Анахронизм значение слова

В переносном смысле - что-либо несовременное, пережиток старины.

Напишите отзыв о статье "Анахронизм"

Литература

Примеры анахронизмов в литературе:

  • механические часы с боем и шляпы в «Юлии Цезаре » Шекспира ;
  • керосиновая лампа в трагедии Есенина «Пугачёв ».

Живопись

В живописи анахронизмы обычны в эпохи средневековья, Возрождения и отчасти классицизма, когда античные и библейские персонажи изображались в костюмах и антураже эпохи, современной художникам (или отражали тогдашние представления о старине).

Кино

Ненамеренный анахронизм часто встречается в художественном кино, что связано с особенностями использования имеющегося реквизита.

  • Характерный пример - использование при съемках танков Т-34-85 (они сохранились после войны в достаточном количестве) в батальных сценах фильмов о событиях 1941 - начала 1943 годов, где исторически корректно было бы показать ранние модификации танков Т-34 с орудием калибра 76 мм. Однако почти все такие танки к концу войны были потеряны в боях или разобраны на металлолом и послевоенным кинематографистам они стали недоступны. В массовых сценах, где фигурирует переброска войск, можно увидеть послевоенные автомобили и прицепленные к ним послевоенные орудия, отличительная особенность которых - отсутствие тележки-передка , который использовался в Великую отечественную войну. Также во многих фильмах про войну в образе истребителей периода Второй мировой войны снимаются, в том числе и крупным планом, послевоенные спортивные и учебные самолеты.
  • В фильме "Укрощение огня " воспроизводится сцена запуска первой ракеты Р-7. Однако к моменту съемок фильма такие ракеты уже не производились и не запускались, поэтому в кадре виден старт ракеты-носителя «Союз», которая хоть и является развитием первой «семерки», но визуально очень сильно отличается от неё благодаря наличию третьей ступени. Но в том же фильме присутствует и другой анахронизм, которого легко было избежать: в сцене запуска первого спутника в том же фильме звучит фраза из доклада телеметриста «Есть отключение двигателя третьей ступени!». Как известно, ракета, выводившая на орбиту первый спутник была двухступенчатой.
  • В фильме «Жестокий романс» сцены событий на пароходе «Ласточка» снимались на пароходе «Спартак», работавшем в момент съемок на обычной пассажирской линии Волжского пароходства. Пароход «Спартак» хоть и построен в начале XX века, но многократно модернизировался и в кадры постоянно попадают современные элементы парохода в том числе светильники с лампами дневного света.
  • В фильме «Новые приключения неуловимых» у офицеров-белогвардейцев погоны советского образца периода съемок фильма. Хотя погоны царской армии и подобны им, но все таки визуально существенно различаются.

Анахронизмы будущего

Топонимика

Анахронизм в административном делении: «Сельсовет » в значении «сельское поселение ».

Анахронизм как художественный прием

Анахронизм может применяться как сознательный приём (например, в бурлеске - Эней в «Энеиде» И. П. Котляревского представлен «козаком») или в произведениях, изображающих путешествие во времени. На обыгрывании анахронизмов построено стихотворение Давида Самойлова «Свободный стих».

Другое

Также «анахронизм» - вариант названия гиперманьеризма , постмодернистского течения в живописи, предлагающего авторскую интерпретацию искусства прошлого. В разговорном русском языке слово «анахронист» может употребляться как определение человека несовременного, приобретая синонимическую связь со словом «консерватор» .

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Анахронизм

В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.
Письма всё были в его руке. Он машинально открыл их и стал читать. Старый князь, на синей бумаге, своим крупным, продолговатым почерком, употребляя кое где титлы, писал следующее:
«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.

Ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии . В переносном смысле - что-либо несовременное, пережиток старины.

Примеры анахронизмов в литературе:

  • механические часы с боем и шляпы в «Юлии Цезаре » Шекспира ;
  • керосиновая лампа в трагедии Есенина «Пугачёв».

Анахронизм в административном делении: «Сельсовет » в значении «сельское поселение ».

Анахронизм может применяться как сознательный приём (например, в бурлеске - Эней в «Энеиде» И. П. Котляревского представлен «козаком») или в произведениях, изображающих путешествие во времени. На обыгрывании анахронизмов построено стихотворение Давида Самойлова «Свободный стих».

В живописи анахронизмы обычны в эпохи средневековья, Возрождения и отчасти классицизма, когда античные и библейские персонажи изображались в костюмах и антураже эпохи, современной художникам (или отражали тогдашние представления о старине).

Также «анахронизм» - вариант названия гиперманьеризма , постмодернистского течения в живописи, предлагающего авторскую интерпретацию искусства прошлого.

В разговорном русском языке слово «анахронист» может употребляться как определение человека несовременного, приобретая синонимическую связь со словом «консерватор» .

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анахронизм" в других словарях:

    - (греч. от ana в другую сторону, против, и chronos время). 1) всякая погрешность против хронологии. 2) поступок, не свойственный духу времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАХРОНИЗМ 1) всякая… … Словарь иностранных слов русского языка

    анахронизм - а, м. anachronisme m. <гр. 1. Ошибка в исчислении времени, хронологии. Сл. 18. Долженствую вас, Государь мой, уведомить о моей ошибочке: ибо сия Ода есть не вторая по порядку у Автора, но первая.. Надеюсь, что за мой Анахронисм.. можете вы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. «перенесение во времени») нарочитое или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия, приписывание явлений или событий одной эпохи другой. Напр. в русских былинах (см.) богатыри кн. Владимира сражаются с «татарами погаными» и идут … Литературная энциклопедия

    См. пережиток Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. анахронизм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

    Анахронизм - АНАХРОНИЗМ перенесение явления из позднего времени в раннее. Например, у Шекспира в «Юлии Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в «Пикколомини» говорит о громоотводе, т. е. приписывает XVII в. то, что было изобретено лишь в XVIII в.… … Словарь литературных терминов

    - (от греческого ana обратно, против и chronos время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого либо события, явления к другому времени; внесение в изображение какой либо эпохи несвойственных ей черт. 2) Пережиток старины … Современная энциклопедия

    - (от греч. ana обратно против и chronos время), 1) ошибка против хронологии, отнесение какого либо события, явления к др. времени.2) Намеренное внесение в изображение какой либо эпохи несвойственных ей черт.3) Пережиток старины … Большой Энциклопедический словарь

    АНАХРОНИЗМ, анахронизма, муж. (от греч. ana назад и chronos время) (книжн.). 1. Ошибочное приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия (ист.). Упоминание о пушках в трагедии Шекспира Юлий Цезарь является… … Толковый словарь Ушакова

    АНАХРОНИЗМ, а, муж. (книжн.). 1. Пережиток старины. 2. Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чего н. | прил. анахронический, ая, ое. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. погрешность от соединения неодновременных событий; ошибка в летосчислении, в порядке событий или в обстановке их; несовременность, обчет, невсупорица. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч.) так называется всякая погрешность противхронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии иприменяется здесь или сознательно, с целью произвести какое либовпечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Христианский целибат. Величие и нищета , Хавьер Гарридо. Не анахронизм ли - продолжать сегодня говорить или писать на тему целибата? Что нового можно сказать о вопросе, который как будто бы принадлежит иным временам, стольотличным от нашей эпохи,…
11Янв

Анахронизм – это термин, которым принято называть что-то, не находящееся в своем естественном хронологическом периоде времени. Само слово «АНАХРОНИЗМ» пришло к нам с греческого языка, и буквально переводится как «против времени».

Что такое АНАХРОНИЗМ – простое определение, значение слова.

Простыми словами, Анахронизм – это ситуация, когда намеренно или ненамеренно в описание того или иного события, вносится что-то, что не соответствует исторической эпохе, которая описывается. В качестве самого простого и понятного примера анахронизма можно привести ситуацию, когда в фильме про Вторую Мировую войну, солдаты используют оружие, которое было изобретено только после ее окончания. Именно это оружие «из будущего» и является анахронизмом.

Стоит отметить , что данный термин довольно часто используют неправильно или некорректно, пытаясь обозначить им что-то устаревшее, или как пережиток древности. На самом деле это далеко не так. Путаница возникает в самом определении, а точнее в его не верном понимании. Для обозначения различных пережитков прошлого в различных областях существуют собственные термины типа: , архаизм и так далее. Нам же следует помнить, что слово анахронизм, правильно применять только к вещам, которые находятся в повествовании, и не являются частью данного исторического времени.

Пример неправильного использования анахронизма:

В газетной статье упоминаются «анахроничные бумажные телефонные справочники». Однако бумажные телефонные справочники, не являются анахронизмом в современном мире, и их еще можно встретить. Интернет сделал их менее распространенными и, возможно, бесполезными, но они все еще есть. Таким образом, автором статьи была допущена ошибка при зачислении бумажных справочников к анахронизмам.

Анахронизм примеры. Употребление анахронизмов.

По своей сути, анахронизмы, это явление довольно распространенное и они обильно встречаются в литературе, кино, видеоиграх и даже в исторических документах. Многие из них допущены по невнимательности автора, а некоторые были внесены специально по задумке создателя.

Пример анахронизма в кино:

В знаменитом фильме «Храброе Сердце» показана историческая компания Уильяма Уоллеса против англичан в 1300-х годах. Фильм во многих деталях достаточно точен, но есть один ключевой анахронизм: мужчины показаны в килтах, традиционной шотландской одежде, которая вошла в моду в 16 веке — спустя 200 лет после смерти Уильяма Уоллеса.

Пример анахронизма в видеоиграх:

Многие геймеры знакомы с серией видеоигр «Цивилизация». Данная игра позволяет развивать собственную цивилизацию от каменного века, до эпохи космических путешествий. Таким образом, игрок получает развить к примеру Римскую Империю до эпохи ядерного оружия. Анахронизмом и будет выступать та самая Римская Империя, вооруженная ядерным вооружением.

Пример анахронизма в литературе:

В качестве примера мы возьмем самую распространенную книгу на Земле, а именно Библию. Многие критики высказывали озабоченность по поводу анахронизма с верблюдами во времена Авраама. Текущие археологические данные свидетельствуют о том, что верблюды не появлялись в «Святой Земле» вплоть до 1000 г. до н.э., спустя несколько столетий после смерти Авраама. Для большинства христиан и евреев, такие анахронизмы не имеют значения, но все же они присутствуют.

Словарь Ушакова

Анахронизм

анахрони зм , анахронизма, муж. (от греч. ana - назад и chronos - время) (книж. ).

1. Ошибочное приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия (ист. ). Упоминание о пушках в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" является анахронизмом.

2. Явление или понятие отжившее, устаревшее, не соответствующее условиям современности; пережиток.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Анахронизм

(от греч. anachronismos , от аnа - обратно, назад, против и chronos - время)

1) ошибка против летоисчисления (хронологии), отнесение к.-л. события, явления к др. времени (проблема, поставленная в свое время И. Ньютоном против хронологии Скалигера и в наше время акад. А. Т. Фоменко с сотрудниками по пересмотру хронологии и истории России и Западной Европы);

2) ошибочное или условное приурочение событий и черт одной эпохи к другой;

3) в переносном смысле - пережиток старины, устаревшие, отжившие взгляды, обычаи, суждения, противоречащие современным воззрениям.

Словарь лингвистических терминов

Анахронизм

Вид речевой ошибки, основанной на употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе: Хлестаков получал маленькую зарплату (вм. жалованье ). В речи учащихся художественно не мотивированный анахронизм разрушает одно из коммуникативных качеств речи – ее контекстуальную уместность. В художественной речи, наоборот, анахронизм может использоваться как стилистический прием.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Анахронизм

(от греч. ana - вверх, против; chronos - время) - неосознанные или намеренные неточности (бытовые, культурно-исторические, временные и пр.) при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Асс: историзм литературы, исторические жанры

Пример: Такие реалии, как "архивариус", "жалобная книга", "личный секретарь", или выражения типа "эпидемия", "государственная система", "стратег и тактик", "Здорово, ребята!" и т.д. в сказке Е. Шварца "Дракон", повествующей о поединке рыцаря Ланселота с Драконом;

бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме, в "Юлии Цезаре" Шекспира.

* "Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно (или сознательно - Н.Р.) переносит на него черты своего времени. В широком понимании... анахронизмы связаны с проблемой историзма в художественном творчестве. Показательным примером такого анахронизма может служить образ Пимена в "Борисе Годунове" Пушкина. В. Белинский назвал Пимена "прекрасной поэтической ложью" на том основании, что "ни русскому, но и никакому европейскому отшельнику-летописцу не могли прийти в голову подобные мысли...". Смелое совмещение разных временных планов очень часто встречается в современной драматургии (Б. Брехт, Е. Шварц). Анахронизм становится важным стилистическим средством" (А.Л. Гришунин). *

Энциклопедический словарь

Анахронизм

(от греч. ana- - обратно, против и chronos - время),

  1. ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к др. времени.
  2. Намеренное внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт.
  3. Пережиток старины.

Словарь Ожегова

АНАХРОНИ ЗМ, а, м. (книжн.).

1. Пережиток старины.

2. Нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением, изображением чегон.

| прил. анахронический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Анахронизм

  1. м.
    1. Хронологическая неточность, ошибочное отнесение события, явления какой-л. одной эпохи к другой.
    2. То, что устарело, не соответствует современности; пережиток старины.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Анахронизм

(греч.) - так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени. Так, у Шекспира в его "Юлии Цезаре" башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем "Пикколомини" говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVI I I столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., "Энеида" Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.

Анахронизм и саможалость, наверно, всё меню на ужин мне.
Дорога, как змея, к душе прижалась, закат-рюкзак зевает на спине.
Шаги устало падают на стены, стена стране о чем-то говорит.
Я изменил в себе твои измены, я вымираю, я ненужный вид.

ДДТ. Анахронизм

Анахроничность как качество личности – склонность придерживаться устарелых, несовременных, обветшалых взглядов; склонность путать времена, необоснованно, намеренно или по незнанию, относить события, явления, предметы, личности к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.

Однажды Стравинский попытался обратить внимание Римского-Корсакова на какой-то анахронизм в одном из его либретто: «Но, дорогой маэстро, неужели вы в самом деле считаете, что подобное выражение существовало в пятнадцатом веке». Римский-Корсаков ответил: «Оно в ходу сейчас, и это всё, о чем надо заботиться».

Анахроничность – устарелости наличность. Анахроничность – это когда в сознании комфортно живут динозавры и саблезубые тигры. Борис Акунин пишет: «Война лишь выявила то, что и так было ясно всякому думающему человеку: империя превратилась в анахронизм, в зажившегося на свете динозавра с огромным телом и слишком маленькой головой. То есть по размерам-то голова была здоровенная, раздутая множеством министерств и комитетов, но в этой башке прятался крохотный и неотягощенный извилинами мозг. Всякое хоть сколько-то важное решение, любое движение неповоротливой туши было невозможно без воли одного-единственного человека, который, увы, и сам был не семи пядей во лбу. Но даже если бы был титаном мысли, разве возможно в век электричества, радио, рентгена управлять огромной страной, да еще и в перерывах между лаун-теннисом и охотой?»

Анахроничность – это когда отсталая личность проповедует старомодность, старозаветность и архаичность. Анахроничность – жизнь в обнимку с устарелыми взглядами и принципами.

Между тем, в обществе, которое стремительно катится к деградации, анахронизмами становится любовь, честность, верность, честь и совесть. Божьи заповеди на Западе де-факто стали анахронизмами. Никаких ограничений, никаких запретов. Торжество вседозволенности. Всё можно. Сами запреты становятся в бескультурном обществе анахронизмами. Куда катимся, если церковь разрешает однополые браки, бесконечные разводы и измены?

По телевизору выступает священник и говорит просто шокирующие вещи: «Раньше были духовные запреты, но время изменилось и поэтому запреты сейчас — это устарелое понимание, запреты — это средневековье, анахронизмы, толку от них никакого нет, всё это выродилось, нужно жить по современной ситуации, поэтому запреты сейчас не актуальны». Иными словами, он говорит от имени духовности, что божьи запреты стали анахронизмами, ибо они безнадёжно устарели и отстали от жизни.

Философ Вячеслав Рузов воспроизводит такую ситуацию: — Представьте, что выходит главный гаишник и говорит: «Правила дорожного движения устарели, это анахронизм, можете ездить по встречной полосе». Да, он-то может это сказать, но попробуйте выехать на встречную полосу – будут проблемы. Даже в странах, где нет правил дорожного движения, (а есть такие страны), там все равно есть правила. Всё равно они были приняты, и по ним все живут. Есть страны, где нет правил дорожного движения, но всё равно вот эти какие-то основные вещи, так сказать, одни по одной стороне ездят, другие по другой стороне ездят, какая-то дистанция, пятое — десятое. Все равно автоматически принимаются тут же, как только начинается движение.

Или выходит главный прокурор и говорит: «Уголовный кодекс – анахронизм. Мы все свободные люди, можем делать, что хотим. Убивайте, грабьте, делайте, что хотите». Это так же ужасно звучит. Но когда говорит представитель духовной традиции, что Библия устарела, Коран устарел, Бхагавад-гита устарела, всё это анахронизм, можете жить, как хотите, семья уже не нужна, можете пить водку, наркотики употреблять, что хотите, делайте. Это все слушают и ещё хлопают. Вот это и есть настоящий ужас.

Культура – это система ограничений. Если ограничения снимаются и переходят в разряд анахронизмов, значит, общество поощряет бескультурье, вседозволенность, аморальность и безнравственность. Мне жаль то общество, которое решило, что душа, Бог – это всё анахронизмы, пережитки старого отжившего миропонимания. Как всё устарелое, анахроничное, его, мол, можно выкинуть на свалку истории, как хлам.

Меняются условия жизни, и многое злободневное и актуальное естественным образом становится анахронизмом. Когда молодожёны жили вместе с родителями, актуальными были анекдоты о зяте и тёще, невестке и свекрови. Сейчас всё иначе. Режиссер Владимир Меньшов, к примеру, считает, что в прошлое уходят анекдоты про тещу. Теперь, когда молодые семьи все чаще живут отдельно, не такими актуальными стали истории о конфликтах тещи с зятем и остальным семейством: «Я думаю, что вся эта враждебность и постоянное трение между тещей и зятем сохранились лишь в анекдотах, а в реальности уже давно ушли в прошлое, - рассуждает 73-летний режиссер. - Изначально всё это рождалось от какого-то очень близкого соприкосновения, ведь люди жили тесно, вместе. А сейчас разбегаются…Молодые уже выбегают из дома довольно рано и заводят свои романы, это не под контролем родителей происходит, и поэтому родительский выбор стал весьма уже второстепенен в семейной жизни. Мне кажется, в целом все эти рассказы о враждебных отношениях - это уже анахронизм…»

Анахроничность – путешествие зайцем во времени. Анахронизм может применяться как сознательный приём, например, в произведениях, изображающих путешествие во времени. В живописи анахронизмы обычны в эпохи средневековья, Возрождения и отчасти классицизма, когда античные и библейские персонажи изображались в костюмах и антураже эпохи, современной художникам (или отражали тогдашние представления о старине).

Петр Ковалев 2016 год



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!