Анализ стихотворения А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…”

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

Произведение имеет в качестве стихотворного размера пятистопный ямб, в использовании которого ударение делается на второй слог в сочетании с троеточием, символизирующем рано оборвавшуюся по несправедливости жизнь в недосказанных авторских мыслях, при этом стопа в стихотворении применяется в виде двухсложной.

Повествовательное содержание наполняется поэтессой мягкими, светлыми тонами, меняющимися на черные, зловещие и туманные, выражающие поэтическое настроение в виде сочувствия, сострадания и беспрерывной грусти.

Минорный лейтмотив стихотворения подчеркивается применением средств художественной выразительности в форме эпитетов (заплаканная осень, тишайший снег), придающих чувственную неповторимую окраску повествованию, а также в виде метафор, передающих душевное состояние лирической героини (забвенье боли).

В качестве поэтической музы в стихотворении демонстрируются авторские воспоминания, которые не позволяют лирической героине забыть трагедию и продолжать дальнейшую обыденную жизнь, при этом образом психологического настроения стихотворения в виде вдовы выступает поздняя увядающая осенняя природа, отличающаяся отсутствием ярких багряных и золотых красок, холодом дождей, пронизывающим ветром, вызывающим слезы, тоску, грусть и ожидании мрачного зимнего периода. В образе заплаканной осени изображается безутешная женщина, описываемая в виде сломленного горем человека, оплакивающего любимого мужчину вдовьими слезами и чувствующего отчаянное одиночество от потери.

В то же время во второй части стихотворения возникают нотки надежды в виде образа белого снега, символизирующего возможное утешение тоскующей вдовы в качестве жизненного забвения и душевного спокойствия, которое придет на смену сумрачной, невеселой, грязной осени.

Стихотворение выражает присущую традиционной ахматовской любовной лирике печальную проникновенность, наполненную авторской эмоциональностью и чувственностью, пытающуюся выразить собственные сердечные и душевные страдания, объясняя природную сущность истинных человеческих чувств.

Анализ 2

Если знать биографию Ахматовой, то данное творение легко связать с расставанием с Николаем Гумилевым, с которым поэтесса прожила около восьми лет. Именно поэтому мы можем подчеркнуть траурные одежды осени, да и собственно сравнение осени со вдовой. Ахматова не расставалась с Гумилевым скандально или злобно, они, как принято говорить, остались друзьями, тем не менее, расставание определенно могло принести некоторые душевные потрясения.

Поэтесса сравнивает себя с осенью – периодом упадка, когда зима не наступила, но близится и ощущается. Полный разрыв с Гумилевым предполагает одиночество зимы, своеобразное забвение, а сейчас осень не перестает рыдать «перебирая мужнины слова». Тем не менее, со временем на эти слезы осени ляжет снег забвенья, хотя об этом Ахматова только мечтает сейчас и поэтому даже жизнь готова отдать за такое забвенье, эти строчки подчеркивают душевную боль поэтессы.

В целом, довольно интересно выстроено содержание стихотворение, которое описывает внутренние процессы в душе человека подобно смене времен года и перемене природе. Таким образом, подчеркивается естественный цикл всех подобных перемен, которые просто возникают и исчезают, одно сменяется другим. При этом мы также видим и взгляд со стороны самого автора, который указывает на свои глубокие переживания.

Какими бы естественными не были смены времен года, смены ощущений души, такие перемены не становятся менее яркими и ценными. Они всегда представляют собой тонкую природную материю, то самое бытие, которое и проявляется в этом мире на грани внешнего и внутреннего. Да слезы осени естественны, также как естественна и тоска по любимому человеку и то и другое со временем проходит и исчезает под снегом забвенья, только, когда капают слезы и идет дождь, они не думают о грядущем, они всегда здесь и сейчас, несмотря на цикличность и известность происходящего.

Также заключительные строчки стихотворения могут трактоваться не как потребность или просьба освободиться от каких-то переживаний. К примеру, боли и нег, которые вспоминаются относительно отношений, но и как стремление к общему освобождению.

Сначала Ахматова предлагает нам своеобразную схему мира, в котором и природа и люди представляют единую часть глобальных циклов. После этого заключает: «жизнь отдать не мало» за забвение. Вероятно, речь может идти о забвение - освобождении, то есть выходе из цикла страданий и радостей и переходе к чему-то более высокому.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

    Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.

    Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике поэта, раскрывающей отношение человека к природным явлениям, и адресованной маленьким любителям поэзии.

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни.
Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой – тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: “Любовью я дышу… ” Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений.
Так стихотворение “Заплаканная осень, как вдова…”, помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов “Anna Domini”, рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики

Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал:
“Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных все сердца туманит…”
Но почему “вдова” становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания стихотворения – 15 сентября 1921 год.
1921 год – именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца.
Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк. В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является фигура осени. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний. Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:
“… Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет …”
Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения, хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини:
“И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой …”
Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину (“тишайший снег”). Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа “остынет”, приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому обернуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку “забвенья были и забвенья нег”, которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что “за это жизнь отдать не мало”. Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.

(Пока оценок нет)



Анализ стихотворения А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…”

Related posts:

  1. Среди поэтов “серебряного века” мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, преживания очень легко и краисиво. Бунин считается самым...
  2. Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне,...
  3. Стихотворение А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” было написано в 1824 году во время его ссылки в село Михайловское, “в дальний северный уезд”. Поэт жил...
  4. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих...
  5. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от...
  6. Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”. Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года...
  7. “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал,...
  8. Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки...

«Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег -
За это жизнь отдать не мало.

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом для Анны Андреевны. Об аресте поэта она узнала во время похорон другого стихотворца и близкого человека — . Церемония проходила 10 августа. Спустя несколько дней Ахматова написала стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи…». В нем тревога за судьбу Гумилева соединяется с ощущениями, оставшимися после погребения Блока.

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…», сочиненное осенью 1921 г. и входящее в сборник «Anno Domini МСМХХI», полностью посвящено трагической гибели Николая Степановича. Произведение четко делится на две части. В первом четверостишии заплаканная осень сравнивается с вдовой. Общее настроение — страдание, боль утраты, тоска. Во втором четверостишии говорится о тихом снеге, способном подарить забвение. В этих строках — покой, умиротворение. Их надеется обрести лирическая героиня, за что готова даже жизнь отдать.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г., не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы — Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Третьим мужем Анны Андреевны стал Николай Пунин, художественный критик и историк искусства. Официально они отношения не регистрировали, но вместе жили с 1922 г. Пунина несколько раз арестовывали. В частности, в 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации». В итоге Николай Николаевич погиб в 1953 г., будучи заключенным Абезьского лагеря.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой — Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее — десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Горе Ахматовой — матери «врага народа» и вдовы — наиболее полно отразилось в знаменитой поэме «Реквием», которая создавалась в течение нескольких лет.

Сочинение

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты
в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и
жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и
строфы.
Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом
жизни. Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой - тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе
словами Данте: "Любовью я дышу... " Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это
обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений.
Так стихотворение "Заплаканная осень, как вдова...", помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов "Anna
Domini", рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены
характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: "Заплаканная
осень, как вдова/ В одеждах черных все сердца туманит..."
Но почему "вдова" становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания
стихотворения - 15 сентября 1921 год. 1921 год - именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце
августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай
Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда
оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с
ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе,
страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк.
В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о
случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является
фигура осени. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница
горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и
человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний.
Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:
«… Перебирая мужнины слова, / Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения,
хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет
вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: «И
будет так, пока тишайший снег/ Не сжалится над скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой
более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается
в тишину («тишайший снег»). Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой,
так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно,
сердце никогда не забывает, поэтому обе!
рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья
нег», которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать не мало».
Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими
проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира
замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.

Стихотворение А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова...»

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни.

Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой - тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: "Любовью я дышу... " Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений. Так стихотворение "Заплаканная осень, как вдова...", помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов "Anna Domini", рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: "Заплаканная осень, как вдова/ В одеждах черных все сердца туманит..." Но почему "вдова" становится героиней данного стихотворения?

Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания стихотворения - 15 сентября 1921 год. 1921 год - именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк. В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является фигура осени.

Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний. Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь: «… Перебирая мужнины слова, / Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения, хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: «И будет так, пока тишайший снег/ Не сжалится над скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину («тишайший снег»).

Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому обе! рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья нег», которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать не мало».

Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!